Зурна греческий музыкальный инструмент. Древнейший музыкальный инструмент, или что такое зурна

19.01.2019 Петр МамонтовМузыка

Традиционные армянские музыкальные инструменты отличаются тысячелетней историей. До наших дней дошло немало духовых, струнных и ударных приспособлений, которые веками использовались местными народными коллективами. Наиболее интересные армянские народные музыкальные инструменты рассмотрим в нашей публикации.

Дудук

Дудук – один из древнейших духовых инструментов во всем мире. Изобретение устройства датируется первым веком до нашей эры. Описания приспособления содержатся в многочисленных рукописях времен Средневековья.

Армянский музыкальный инструмент имеет вид полой трубки из древесины абрикосы. В конструкцию входит съемный тростниковый мундштук. Лицевая поверхность содержит 8 отверстий. На тыльной стороне выполнено еще два проема. Один из них используют в целях настройки инструмента, а другой — для закрытия большим пальцем во время игры.

Дудук издает звуки благодаря вибрации пластин тростникового мундштука. Просвет элементов регулируют путем изменения напора воздуха. Отдельные ноты берут закрыванием и открыванием отверстий на корпусе. Значение во время игры на инструменте имеет правильное дыхание. Музыканты делают стремительный глубокий вдох. Затем выполняют ровный протяжный выдох.

Зурна

Зурна – армянский духовой музыкальный инструмент, который в древности широко использовался народами Закавказья. Приспособление выполнено в виде деревянной трубки с раструбным окончанием. Полый корпус содержит 8-9 отверстий. Одно из них располагается на тыльной стороне. Диапазон этого армянский музыкальный инструмент охватывает около полутора октав. Тембр звучания устройства пронзительный.

Зурна считается предшественником современного гобоя. Инструмент находит применение в ансамблях, которые формируются из тройки музыкантов. Главенствующий солист воспроизводит основную мелодию. Второй участник коллектива издает протяжные звуки. Третий музыкант отвечает за ритмическую часть композиции, играя на ударном инструменте дхоле.

Саз

Этот армянский народный музыкальный инструмент имеет грушевидное очертание. Прибор выполняется из древесины ореха либо туи. Саз выдалбливают из цельной заготовки или же клеят, используя отдельные клепки. От корпуса отходит длинный гриф с 16-17 ладами. Элемент содержит округление с тыльной стороны. На головке грифа содержатся колки, с помощью которых натягивают струны. Количество последних может варьироваться от шести до восьми, в зависимости от размера этого армянского музыкального инструмента.

Дхол

Дхол представляет собой этнический армянский барабан. Инструмент изобрели еще во времена языческой страницы в истории государства. С помощью устройства задавали ритм для маршировки солдат в ходе военных походов. Звучание барабана эффектно переплетается с мелодией дудука и зурны.

Инструмент обладает цилиндрической формой. Корпус изготавливают преимущественно из металла. Дхол может комплектоваться одной или двумя мембранами. В качестве ударной поверхности древние армяне обычно использовали тонкую листовую медь, древесину грецкого ореха либо керамику. Ныне заменой указанным материалам чаще всего служит пластик. В случаях, когда устройство выполняется с использованием двух мембран, элементы соединяются между собой вереницами. Сила натяжения веревочек позволяет корректировать высоту звучания барабана.

Играют на дхоле согласно следующему принципу:

усаживаются на стул;нижнюю плоскость барабана упирают в ногу;корпус инструмента накрывают предплечьем;по мембране наносят четкие удары пальцами в области между краем и центральной областью рабочей поверхности.

Во время воздействия на средину полотна барабана отмечаются глухие низкие интонации. Нанесение ударов по ободкам инструмента позволяет достигать звонкого лязга для поддержания темпа.

Канун

Канун представляет собой армянский струнный музыкальный инструмент, который имеет вид полой внутри деревянной трапеции. Лицевая поверхность представлена плоскостью из сосны толщиной порядка 4 мм. Остальные части устройства обтянуты рыбьей кожей. Струны с одной стороны зафиксированы в специальных проемах на корпусе. В противоположной части инструмента струны присоединены к колкам. Здесь же находятся железные рычаги линги. Последние приподнимаются и опускаются музыкантом во время игры в целях изменения тонов и полутонов.

Кеманча

Кеманча относится к категории струнных смычковых инструментов. Внешне средство напоминает лютню, которая содержит длинную шейку. Наиболее древние сведения о приспособлении датируются 12-м веком.

Инструмент состоит из чашеобразного корпуса незначительных габаритов, который выполняют на основе высушенной тыквы, дерева либо кокосовой скорлупы. Элемент соединен с металлическим стержнем. Последний содержит кожаную деку. На гриф инструмента натянута тройка струн.

Во время игры на кеманче смычок удерживают неподвижно в одной плоскости. Воспроизведение мелодии происходит за счет поворота инструмента. Звучание устройства гнусавое. На кеманче редко играют без сопровождения. Зачастую инструмент используют в целях аккомпанемента к основной мелодии в армянских народных пьесах.

Автор:

Источник:fb.ru

Дата2018-12-02 Понравилось5 Просмотров7478

Содержание:

В чем секрет этно музыки?

Чем уникальны этнические инструменты

Индийские этнические инструменты

Мода на разные вещи постоянно меняется, привнося что-то новое и стирая из истории старое, но всегда есть вещи, не теряющие популярность в течение десятилетий. Например, современная популярная музыка постоянно колеблется от лирических мотивов к более жесткому звучанию и обратно. Но этническая музыка в любое время находит своих поклонников в любом уголке земного шара. А этнические инструменты порой стоят гораздо дороже модных электронных собратьев.

Самый популярный в Индии инструментальный дуэт

В чем секрет этно музыки?

Этно музыка имеет особенный колорит и магию, которые завораживают и как будто бы погружают в транс. Секрет гипнотического действия этнической музыки в том, что изначально музыка и песни исполнялись во время религиозных обрядов и магических ритуалов, поэтому она должна была быть ритмичной и завораживающей.

Игре на этнических музыкальных инструментах обучаются с раннего детства

Позже музыка вышла за рамки обрядов и стала сопровождать театральные постановки, праздники и исполняться просто ради удовольствия. Ее отголоски слышны в разных стилях — от бохо музыки до столь популярного нынче инди стиля.

Чем уникальны этнические инструменты

Этнические музыкальные инструменты появились практически одновременно с человечеством, поэтому их устройство крайне простое, а изготовлены этно инструменты из таких естественных повсеместно доступных материалов, как дерево, металл и струны из конского волоса или других прочных волокон.

А вы слышали этническое инди?

Индийские этнические инструменты

Существует настолько огромное количество этнических музыкальных инструментов, что перечисление всех их заняло бы не один десяток страниц. Поэтому сегодня мы остановимся только на индийских этнических инструментах.

Зурна

Зурна — это духовой музыкальный инструмент, внешним видом напоминающий карикатурную дудку из мультфильмов. Современный близкий родственник зурны — гобой, с которым их роднит наличие двойного язычка. Этот инструмент традиционно изготавливается из цельного куска дерева или рога животного, в длину 30-32 см, и, благодаря двойному язычку, издает пронзительный и как будто дребезжащий звук.

Музыкальный инструмент зурна лучше всего звучит на открытом воздухе

Бансури

Этот этнический музыкальный инструмент распространен в северных областях Индии и называется бансури. Он представляет собой поперечную бамбуковую флейту, имеющую мелодичный переливчатый голос, образующийся вследствие колебаний воздуха внутри флейты. Самые известные этно музыканты, в совершенстве овладевшие игрой на бансури: Панналал Гхош, Виджай Рагхав Рао, Харипрасад Чаурасия, Девендра Мурдешвар.

Бансури почитается как божественный инструмент Кришны

Ситар

Следующий в списке, пожалуй, самый известный индийский этнический музыкальный инструмент — ситар. Звуки этого струнного инструмента в первую очередь ассоциируются с Индией. Признанные мастера игры на ситаре: Рави Шанкар, Анушка Шанкар, Мушарраф Хан, Джордж Харрисон, Чхоте Рахимат Кхан, Робби ван Леувен.

Ситар выдает звуковую палитру, недоступную подобным музыкальным инструментам 

Сарод

Сарод в отличие от ситара не имеет ладов, но может похвастаться количеством струн, которых обычно 20-25. Этот инструмент отличается глубоким и сочным звучанием, идеально подходящим для исполнения медленных медитативных композиций. Благодаря стараниям Алладин Хана и его ученика Али Акбар Хана, сарод получил широкую известность в западных странах.

У этого этнического музыкального инструмента от 17 до 25 струн

Cаранги

Следующий этнический инструмент саранги также из струнной семьи, но играть на нем необходимо смычком, что роднит его с более молодой скрипкой. Аккомпанемент саранги традиционно сопровождает театрализованные танцевальные представления. Лучшие из современных этнических музыкантов, играющих на саранги: Бунду Хан, Рама Нарайан.

Тональный диапазон этого этно инструмента большой — до двух октав

Табла

Представители ударной группы этнических инструментов, конечно же, были и на территории Индии. Табла — это два барабана, больший из которых называется байан, а меньший — дайна. Закир Хуссейн, благодаря своему таланту, прославился игрой на табле на весь мир.

Табла — популярный у индийских мальчишек музыкальный инструмент 

Мриданга

Мриданга — это еще один ударный инструмент, состоящий из одного барабана. Индийцы с особым почтением относятся к этому инструменту, потому что согласно легенде, его подарил людям сам Кришна. Корпус мриданга традиционно производится из дерева или глины. Существуют современные фабричные модели барабана, но этнические музыканты утверждают, что такие мриданги звучат плоско и блекло.

Еще один божественный музыкальный инструмент

Поющие чаши

Поющие чаши — еще один, наряду с ситаром, широко известный этнический музыкальный инструмент. Он относится к группе колоколов, производится из сплава как минимум трех металлов и издает глубокий гул при правильном обращении. Поющие чаши нашли свое применение не только в этно музыке, но и в других музыкальных жанрах и, конечно же, в медитативных практиках.

Поющие чаши — не только этнический музыкальный инструмент

Это не полный список даже индийский этнических музыкальных инструментов, что уж говорить о целом мире. Если вы решите подробнее изучить мир этнической музыки и этно музыкантов, вы поймете, что разнообразие настроений и звучаний практически бесконечно.

Публикация 2018-12-02 Понравилось5 Просмотров7478

Зурна [а]

(

армянская

: զուռնա

Zurna

;

древнеармянский

: սուռնա

suṙna

:

Македонская

:

зурели / сурел

zurla / Сурел,

болгарская

:

зурна / зурел

,

сербская

:

зурел / zurla

;

Tat

:

зурна

;

Турецкая

:

зурна

;

курдский

:

zirne

и

Азербайджанский

:

зурна

) — это духовой инструмент с

двумя язычками, на котором

играют в Центральной Евразии ,

Западная Азия

и часть

Северной Африки

. Обычно он сопровождается

давулом

(бас-барабаном) в

анатолийской

и

ассирийской

народной музыке.

Алжирский музыкант, играющий на зурне.

Характеристики и история

Звуковой файл kaba zurna из Серреса, Греция.

Разнообразие зурны из Музея греческих народных музыкальных инструментов.

Карна, один из древних персидских музыкальных инструментов, VI век до нашей эры, музей

Персеполиса

.

Зурна, как и

дудук

и

кавал

, представляет собой деревянный духовой инструмент, на котором исполняется народная музыка.

Зурна производится из медленнорастущей твердой древесины фруктовых деревьев, таких как

слива

или

абрикос

(

Prunus armeniaca

). Есть несколько разных видов зурн. Самая длинная (и самая низкая высота) — это каба-зурна, используемая в западной Турции и Болгарии, самая короткая (и самая высокая высота), которая может быть сделана из кости, — это зурна, на которой играют в Мессолонги и других деревнях региона Этолия-Акарнания в Греции. .

Зурна, родственник гобоя, встречается почти везде, где растет тростник обыкновенный, потому что он использует короткий цилиндрический язычок, привязанный к конической латунной трубке на одном конце, прижатый к узкой щели на другом конце в качестве источника звука.

Требуется сильное давление, чтобы дать какой-либо тон вообще, и когда это происходит, он почти постоянно громкий, высокий, резкий и пронзительный.

Необходимость высокого давления делает его пригодным для игры без остановки с

круговым дыханием

. Небольшой диск-пустышка, на который могут опираться губы, помогает мышцам губ, удерживающим воздух под высоким давлением, отдыхать и восстанавливаться во время длительных безостановочных игровых сессий.

Сочетание постоянной громкости и непрерывной игры делает зурну не очень подходящей для подчеркивания ритма. Поэтому на нем почти всегда играли вместе с большими барабанами, которые и обеспечивали ритм, и низкие частоты, которые уносятся дальше, чем громкий высокий звук Zurnas.

Он имеет цилиндрическое отверстие и раструб, выходящий по параболической кривой, таким образом приспособленный для отражения звука прямо перед собой. Из-за его громкого и четко направленного звука, а также под аккомпанемент больших барабанов, на нем исторически играли на открытом воздухе во время праздничных мероприятий, таких как свадьбы и публичные торжества. Он также использовался для сбора толпы для официальных объявлений. Это использование зурны как символа правящей власти превратилось в янычарские оркестры и, в конечном итоге, в военную музыку.

Семь отверстий на передней панели и одно отверстие для большого пальца обеспечивают диапазон более одной октавы, включая некоторую транспозицию.

Это похоже на

мизмар

. Zurnas используется в народной музыке многих стран, особенно в

Иране

,

Алжире

,

Азербайджан

,

Армении

,

Средняя Азии

,

Ирак

,

Сирии

,

Турции

,

Греции

,

Болгарии

,

Северной Македонии

,

Албании

,

Сербии

,

Боснии

,

Хорватии

и других

странах Кавказа

, и теперь распространились по

Индии

,

Китаю

,

Корее

и

Восточной Европе

.

В славянских народов Балкан это , как правило , называют

zurla

(

зурла

).

Зурна , скорее всего, является непосредственным предшественником

европейского

шаума

и связана с

китайской

суоной, которая

до сих пор используется в свадебной , храмовой и похоронной музыке.

[1]

Японская

чарумера

, или

чарамера

, традиционно ассоциируемая со странствующими продавцами лапши, — это маленькая зурна, название которой происходит от португальского

чиримия

. Немногие, если таковые имеются, продавцы лапши продолжают эту традицию, и те, кто это делает, использовали бы громкоговоритель, играющий записанную чарумеру.

Фольклор

В турецких преданиях

говорится, что

Адам

, который был вылеплен из глины, не имел души. Говорят, что только мелодичная игра

архангела Гавриила

на туйдук могла вдохнуть жизнь в Адама. Согласно туркменской легенде,

дьявол играл главную роль в tuiduk изобретения (обратите внимание на термин «дьявольские отверстия»,

Seytan delikleri

, в турецком для маленьких отверстий на колоколе).

Этимология и терминология

Название происходит от

персидского

«

سرنای

» (

сурнай

), состоящего из «

سور

» (

sūr

), означающего «пир, пир», и

نای

(

nāy

), означающего «тростник, трубка».

[2]

Термин засвидетельствовано в древнейших тюркских записей, как «

suruna

» в 12 — м и 13 — го века

Codex Cumanicus

(CCM Fol. 45а). Зурна также была предложена как возможное заимствование из хеттов или лувийцев в

армянский язык

, где Арм. զուռնա

Zurna

сравнивается с Luwian

zurni

«рога».

[3]

Смотрите также

Зурна – музыкальный инструмент с богатой историей. Это слово встречается во многих языках: азербайджанском, армянском, курдском и даже персидском. Оно переводится буквально как «праздничная флейта». Этот инструмент очень распространен в странах Малой Азии, на Среднем и Ближнем Востоке, в Средней Азии, в Индии и на Кавказе. Инструменты, родственные зурне, существовали практически во всех странах мира, начиная с Японии и Китая и заканчивая Балканами.

Что такое зурна Она представляет собой полую трубку из дерева с довольно широким раструбом и несколькими отверстиями (обычно их 8-9). Одно из отверстий находится на задней стороне, как у блокфлейты. Зурна армянская ничем не отличается от индийской. Это весьма интересно,
обычно музыкальные инструменты претерпевают в разных странах изменения, их подстраивают под музыку того или иного народа, однако не в случае зурны. Диапазон А вот трость у зурны двойная,
с ней весьма схожи современные трости для гобоя, что не только делает их родственными инструментами, но и позволяет предположить, что зурна стала предшественником гобоя. К тому же у нее яркий и пронзительный тембр, что также ставит ее в ряд с такими инструментами, как жалейка и английский рожок.

Зурна – музыкальный инструмент с диапазоном в полторы октавы, причем, что немаловажно, как в диатоническом, так и в хроматическом звукоряде. Нижняя нота, которую можно сыграть на зурне, – это си-бемоль малой октавы, а верхней считается до третьей октавы, однако возможно расширение диапазона еще на несколько тонов. Для этого требуется особое мастерство, и эти ноты сверх обычного диапазона исполнители называют «сефир сесляр».

О дереве Если спросить о том, что такое зурна, у музыкальных мастеров, они скажут, что это деревянный духовой музыкальный инструмент. Поэтому в ней самое важное – это древесина. Как правило, изготавливают зурну из тутового дерева, орешника или абрикоса. В верхнем конце (там, где крепится трость) трубка имеет диаметр 20 мм, а внизу резко расширяется до 60-65 мм. При этом общая длина обычно колеблется от 30 до 32 сантиметров. Также в конструкции имеется существенная деталь – «маша». Это втулка, которая изготавливается обычно из той же древесины (однако может использоваться дикорастущая ива) и вставляется в верхний конец инструмента, что позволяет настраивать пластину.

Мундштук изготавливается из камыша и имеет длину от семи до десяти миллиметров, что почти вдвое короче, чем у современного гобоя. История Что такое зурна, можно судить и по археологическим раскопкам. Если верить им, то она существовала уже три тысячи лет назад: таким возрастом датируется находка на территории современного Мингечевира – четвертого по размеру города в Азербайджане. Археологами были найдены четыре экземпляра зурны, однако материалом было не дерево, а олений рог. Там же были найдены экземпляры родственного инструмента – балабана. Музыкант, играющий на зурне, зовется зурначи. «Уста» – это зурначи, играющий мелодию в ансамбле. Как правило, коллектив состоит из трех музыкантов, и второй зурначи играет протяжные, основные в гармонии ноты, что роднит музыку с шотландской и ирландской, где бурдоны волынки сопровождают мелодию непрерывными монотонными звуками, создающими аккорд. Третий музыкант в ансамбле – ударник, он создает сложный, затейливый ритм. В таких этнических ансамблях используются архаичные ударные инструменты, например нагара или дхол, представляющие собой большие или средние барабаны. Ударник может выбивать ритм одной рукой или использовать палочки.

image

  • Ансамбль Давул-зурнAni kaxak (Зурна)

    02:44

  • Демир КуртовГюреш аваси (Зурна)

    03:42

  • Atanasovski PeceЗурна

    02:37

  • Gurgen AsilyanЗурна

    03:33

  • Harut AsatryanЗурна

    05:31

  • Ruben HarutyunyanЗурна

    02:08

  • TigranЗурна

    02:06

  • Селим КуртовЕски мангосар (Зурна)

    01:59

  • TsalkaЗурна

    01:38

  • Армен ДавтянПар зурна (Зурна)

    03:30

  • Armine SimonyanЗурна

    02:49

  • Демир КуртовДжумаяска трапеза (Зурна)

    04:25

  • Самир КуртовКаврак хоро (Зурна)

    03:16

  • Демир КуртовМакедонско бавнохоро и хороводни мелодии (Зурна)

    08:59

  • Самир КуртовГраовско Гергана (Зурна)

    02:36

  • Демир КуртовРусалийские мелодии (Зурна)

    02:30

  • Демир КуртовЛезгинка (Зурна)

    07:05

  • Македонский народный хороводЗурна и барабаны

    03:07

  • Селим ДемировИспаиче (Зурна)

    01:51

  • Самир КуртовБързо чифте тели (Зурна)

    03:39

  • Atanasovski PeceZetovsko (Зурна)

    01:40

Похожие сборники

◄ ►

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий