Значение «разносклоняемые существительные»

В статье рассмотрим и на понятных примерах покажем особенности их склонения . Прежде чем говорить о разносклоняемых существительных разберемся с понятиями.Существуют 3 склонения существительных. Первое склонение – это все существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на -а или -я.Второе — все оставшиеся существительные мужского рода, а также существительные среднего рода.Третье склонение включает все существительные женского рода НЕ оканчивающиеся ни на , ни на –я . В зависимости от склонения, существительные получают разные окончания при изменении по падежам (склонении по падежам), также как глаголы разного спряжения имеют разные окончания при спряжении по лицам.

Для примера проспрягаем по одному существительному из каждого склонения.

Мама (1 склонение) Падеж. Вопросы. В скобах указаны удобные глаголы для сочетания. Именительный падеж. (есть) Кто? Что? — Мама Родительный. (нет) Кого? Чего? — Мамы Дательный. (дам) Кому? Чему? — Маме Винительный. (винить) Кого? Что?- Маму Творительный. (доволен) Кем? Чем? — Мамой . Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Маме .

Отец (2 склонение) Именительный падеж. (есть) Кто? Что? — Отец Родительный. (нет) Кого? Чего? — Отца Дательный. (дам) Кому? Чему? — Отцу Винительный. (винить) Кого? Что?- Отца Творительный. (доволен) Кем? Чем? — Отцом Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Отце .

Дочь (3 склонение) Именительный падеж. (есть) Кто? Что? — Дочь Родительный. (нет) Кого? Чего? — Дочери Дательный. (дам) Кому? Чему? — Дочери Винительный. (винить) Кого? Что?- Дочь Творительный. (доволен) Кем? Чем? — Дочерью Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Дочери

Разносклоняемые существительные – это существительные, которые при изменении по падежам имеют окончания разных склонений. Также как разноспрягаемые глаголы хотеть и бежать имеют окончания разных склонений при изменении по лицам. Чтобы стало понятней перечислим разносклоняемые существительные и просклоняем их по падежам. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя ), все они среднего рода, а также одно существительное мужского рода – путь . Всего 11 разносклоняемых существительных. В родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе они имеют окончания 3-го склонения, НО в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го! Просклоняем пару существительных, чтобы всё стало понятно.

Время (разносклоняемое) Именительный падеж. (есть) Кто? Что? — Время Родительный. (нет) Кого? Чего? — Времени (окончание 3-го склонения) Дательный. (дам) Кому? Чему? – Времени (окончание 3-го склонения) Винительный. (винить) Кого? Что?- Время Творительный. (доволен) Кем? Чем? – Временем (окончание 2-го склонения) Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Времени (окончание 3-го склонения)

Путь (разносклоняемое) Именительный падеж. (есть) Кто? Что? — Путь Родительный. (нет) Кого? Чего? — Пути (окончание 3-го склонения) Дательный. (дам) Кому? Чему? – Пути (окончание 3-го склонения) Винительный. (винить) Кого? Что?- Путь Творительный. (доволен) Кем? Чем? – Путём (окончание 2-го склонения) Предложный. (думаю) О ком? О чем? – Пути (окончание 3-го склонения)

Кстати, www.gor-c.ru предлагает вам пройти курсы бухгалтеров в Москве.

Собственно на этом у нас всё. Если у вас появились вопросы, дополнения, пожелания по теме разносклоняемые существительные обязательно пишите их в комментариях.

Вы уже знаете типы склонений имен существительных, знаете, что существуют несклоняемые имена существительные. А еще есть группа имен существительных, которые «умудряются» изменяться по разным типам склонения. Об этих «капризных» существительных и особенностях их склонения пойдет речь на уроке.

Тема: Имя существительное

Урок: Разносклоняемые имена существительные. Склонение существительных на -МЯ. Буква Е в суффиксе -ЕН- существительных на -МЯ.

1. Понятие о разносклоняемых именах существительных.

Особенность разносклоняемых имен существительных понятна из названия: они склоняются по-разному, т. е. их нельзя отнести к какому-то одному типу склонения.

К разносклоняемым существительным относятся:

Десять существительных на -мя: бремя, время, стремя, семя, вымя, имя, знамя, темя, пламя, племя;

Существительное мужского рода путь ;

Существительное среднего рода дитя.

2. Особенности склонения разносклоняемых существительных.

Разносклоняемым существительным присущи следующие особенности:

1. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание —и , как и существительные 3-го склонения.

Таблица 1. Окончание И в разносклоняемых существительных

2. В творительном падеже единственного числа имеют окончание —ем , как во 2-м склонении.

image

Таблица 2. Окончание ЕМ в разносклоняемых существительных

3. У существительных на -мя во всех формах, кроме именительного и винительного падежей единственного числа, появляется суффикс ен или ён. image

Таблица 3. Суффикс ЕН в разносклоняемых существительных

Таблица 4. Склонение разносклоняемых существительных во множественном числе

У существительного мужского рода путь наблюдаются падежные формы 3-го склонения, за исключением творительного падежа единственного числа, которому свойственна форма 2-го склонения.

Таблица 5. Склонение существительного путь

Существительное дитя :

В единственном числе сохраняет архаическую форму склонения:

В творительном падеже множественного числа имеет окончание —ми :

Таблица 6. Склонение существительного дитя

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова — М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта — М.: Дрофа, 2010.
  1. О разносклоняемых именах существительных ().
  2. Hi-edu.ru ().

Домашнее задание

1. Упражнение №1.

Составьте словосочетания, использовав в качестве зависимых слов разносклоняемые существительные на -мя. Не повторяйтесь!

Законы

Цвет

Происхождение

Потеря

2. Упражнение №2.

Исправьте ошибки в следующих предложениях:

Время было в обрез.

У тебя нет время поговорить?

Сколько время прошло?

И падежам. Раньше выделялось шесть склонений, в настоящее время осталось три. Остановимся кратко на основных трех склонениях существительных, чтобы понять их особенности. Рассматривать будем единственное число, потому что во есть много своих особенностей при склонении. Только после этого можно легко и быстро осознать, что же такое разносклоняемые существительные.

В средней школе ученики уже знают, что к первому склонению относят имена существительные в единственном числе, мужского, женского и общего рода, в именительном падеже, оканчивающиеся на — а и — я.

Например: мама, стена, доля, дядя, юноша, земля.

И.П. стена

Р. П. стены

Д. П. стене

В. П. стену

Т. П. стеной

П. П. о стене

Ко второму склонению относят существительные единственного числа, среднего рода, у которых слово оканчивается на буквы — о и — е (поле, окно, настроение) и мужского рода без окончания (конь, луч, закон, свет). Второе склонение существительного в творительном падеже имеет окончание — ем или — ом.

И.П. настроение

Р. П. настроения

Д. П. настроению

В. П. настроения

Т.П. настроением

П. П. о настроении

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода, не имеющие окончания или с мягким знаком на конце. Например: лошадь, степь, дочь, мать.

И. П. мать

Р. П. матери

Д. П. матери

В. П. мать

Т. П. матерью

П. П. о матери

Существительные третьего склонения в предложном, дательном и сохраняют окончание — и.

Разносклоняемые имена существительные это древние слова, у которых окончания в падежах характерны для разных склонений. Таких слов совсем мало. К ним относится существительное мужского рода — путь, слово-дитя и слова среднего рода:

  • Имя Пламя
  • Время Знамя
  • Вымя Племя
  • Бремя Стремя
  • Темя Семя

При их склонении во всех падежах добавляется суффикс — ен, кроме творительного падежа. Слова с окончанием на — мя в единственном числе используют правила третьего склонения.

Во множественном числе и в творительном падеже эти слова слоняются по правилам второго склонения.

Ед. число/ Множ. число

И.П. племя/ племена

Р. П. племени/ племен

Д. П. племени/ племенам

В. П. племя/ племена

Т. П. племенем/ племенами

П. П. о племени/ о племенах

Слово путь в склоняется по второму склонению, в остальных падежах — по третьему.

Разносклоняемые существительные имеют особенности, о которых важно знать всем ученикам:

  1. Во множественном числе во всех падежах добавляется суффикс — ен имена, именами, об именах).
  2. В единственном числе во всех падежах, кроме именительного и винительного, присоединяется суффикс — ен (семени, бремени, теменем, о темени).
  3. Во множественном числе в словах семя и стремя в родительном падеже, добавляют суффикс — ян (семян, стремян).
  4. В единственном числе в творительном падеже присоединяется суффикс — ем, и слова склоняются как при втором склонении (племенем, семенем).
  5. В единственном числе в дательном, предложном и родительном падежах слова оканчиваются на — и, склоняются по правилам 3-егосклонения (о знамени, нет вымени, к имени).
  6. Слово путь имеет окончание — ем в единственном числе и творительном падеже (путем).
  7. Слово дитя во множественном числе, в творительном падеже оканчивается на — ми (детьми).

Разносклоняемые существительныепуть и дитя в единственном числе изменяются по-особому, и это надо запомнить.

И.П. путь, дитя

Р. П. пути, дитяти

Д. П. пути, дитяти

В. П. путь, дитя

Т. П. путем, дитятею

П. П. о пути, о дитяти

Во множественном числе разносклоняемые существительныедети и стремена имеют свои нюансы.

И. П. дети, стремена

Р. П. детей, стремян

Д. П. детям, стременам

В. П. детей, стремена

Т. П. детьми, стременами

П. П. о детях, о стременах

Учитывая исключения из правил, при склонении разносклоняемых существительных можно избежать простых ошибок при написании диктантов и сочинений.

Тема: Разносклоняемые имена существительные.Цели урока:1)Обучающие:а)выработать орфографические навыки правописания буквы Е в суффиксе –ЕН — разносклоняемых существительных;б)формировать умение находить разносклоняемые имена существительные в тексте;в)закреплять умение анализировать предложение, составлять его схему.2)Развивающие:а) развивать логическое мышление;б) развивать навык морфемного анализа с учётом нового материала.3) Воспитательные:а) воспитывать любовь к родному краю;б) вызвать интерес к изучаемой теме;в) воспитывать чувство товарищества, сопереживания.Ход урока.1.Организационный момент.Слайд №2: «Разносклоняемые существительные».Психологическая настройка на урок( звучит музыка).2. Проверка домашнего задания.Слайд №3: « Значение имени «Людмила». Звучит музыка.Учитель читает о значении своего имени. Затем несколько учащихся зачитывают значение своих имён.3. Синтаксическая пятиминутка.а)Выполнить синтаксический разбор предложения:На востоке ярким пламенем алеет край неба, и в природе начинается пробуждение.б)Выписать словосочетание с разносклоняемым существительным (ярким пламенем, алеет пламенем).4. Повторение изученного.Слайд №4: «Гордость, время, знамя, счастье, путь, совесть, доброта, имя, справедливость, вымя, стремя, дружба, темя, любовь, пламя, племя, верность, бремя, долг, семя».1) Задание: выписать из перечня слов разносклоняемые имена существительные в отдельную группу.1 учащийся работает на интерактивной доске, остальные – в тетрадях.Проверка задания.Слайд №5.Слайд № 6: «Молодцы!»2) Беседа учителя с учащимися по п. 37.- Почему так называются эти существительные?( Слова склоняются как существительные 2 и 3 склонений, поэтому они и называются разносклоняемыми. )— Что мы должны помнить, когда их склоняем? ( В родительном, дательном и предложном падежах пишется окончание –и. Это орфограмма.)5. Изучение нового материала.1) Выполнить разбор по составу слова «пламени», составить словообразовательную цепочку.(Пламени – пламя.)Слайд №7: «Пламя – пламени».- Определите, при помощи чего образовано данное слово. (При помощи суффикса –ЕН-.)Слайд №8: «стремя – стремена – стремян…»- Внимательно прочитайте слова и на основе наблюдений сформулируйте правило.(В словах СЕМЯ, СТРЕМЯ появляется суффикс –ЯН-.)2) Работа с учебником.- Прочитайте последние абзацы п. 37 и сравните, правильно ли вы сформулировали это правило. Что вы не заметили при самостоятельном наблюдении?(В словах СЕМЯ, СТРЕМЯ к корню прибавляется суффикс –ЯН — в родительном падежемножественного числа, в остальных словах прибавляется суффикс – ЁН-.)6. Закрепление изученного. 1) Комментированное письмо. Выполнение упражнения 212: списать, вставляя пропущенные орфограммы и графически обозначить условия их выбора; составить простое распространённое предложение с любым из данных словосочетаний.2) Работа по группам1 группа – игра «Кубики». Каждому учащемуся даётся кубик с написанными на каждой грани предложениями; в словах пропущены буквы. Задание: составить текст, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, озаглавить, записать в тетради.1) На заснеженных деревьях кр..суются сн..гири. Что же они выб..рают для корма?2) Вот они уселись на с..рень. Их пр..влекли коробочки с сем..нами.3) И на рябин.. они побывают, добывая сем..на из красных ягод.4) Нравятся им ещё сем..на клёна и ясеня.5) А сем..нами ели, спрятанными в шишках, кормит(?)ся клёст.6) Многие птиц.. любят сем..на подсолнуха, конопли, проса, льна.2 группа – компьютерное тестирование (см. Приложение).1) В каком слове пишется буква Е?увидел в звёздном сияни_гулял в рощ_думал о дочер_бродил по насып_2)В каком слове пишется буква И?увидел на бульвар_служил в арми_отдыхал на полянк_расположились на взморь_3)отметь ряд, в котором все существительные в предложном падеже единственного числа имеют окончание — И.дерево, здание, частьокончание, лай, занятиеморфология, приём, полеимение, путь, элегия4)Отметь ряд, в котором ни одно существительное не имеет в предложном падеже единственного числа окончание-Е.окончание, строительство, мастерщель, речь, горедочь, тишь, печьповедение, материя, солнце5)В каком слове допущена ошибка?проскакали по долинеработал на стройкеуслышал в радиозаписерассказывал о живописи6)укажи предложение, в котором допущена ошибка.Вернулся я обратно в самый разгар петербургской осени.Он стоял у открытой форточки и нюхал воздух.На насыпе синели большие, крупные простые цветы.В комнату из старого сада лезли ветки белой сирени.7)Отметь строку, в которой все существительные разносклоняемые.имя, стремя, ружьёплемя, знамя, путьвремя, бремя, гостья8)В каком ряду все существительные в дательном падеже единственного числа имеют окончание-И?выгода, находка, племясемя, путь, ночьтемя, львица, матьПосле выполнения задания группы меняются местами.3) Индивидуальная работа. Учащиеся, которые закончили работу с текстом раньше других, получают индивидуальные задания ( карточки).Карточка №1.Спишите, вставляя пропущенные буквы.Ж..леть о потраченном врем..ни, уд..вляться терпеливости матер.., напр..вляться по дорог.. к станци.., разв..вать способности в ребёнк.., появляться в распол..жени.. лагеря, разд..ваться в здании.., посадить сем..на.Карточка №2.1. Поставьте в творительный падеж слова: бремя, племя, семя, время, вымя.2. Придумайте словосочетания с этими словами.3.С одним из этих слов составьте предложение и сделайте его синтаксический разбор.Карточка 3.1. Поставьте в предложный падеж слова: пламя, путь, имя, стремя, темя, знамя.2. Составьте словосочетания с этими словами.3. Сделайте разбор двух получившихся словосочетаний (по выбору).Карточка №4.1. Определите падеж имен существительных:В пламени костра, семенам для роста нужны удобрения, вижу красное знамя, сейчас почти нет диких племён, при езде на лошади держат ноги в стременах, как много девушек хороших, как много ласковых имён; в дорогу желают счастливого пути.2. Сделайте морфемный разбор слов удобрения, счастливого, ласковых.3. Составьте предложение, используя два разносклоняемых слова . Сделайте синтаксический разбор предложения.Карточка №5.1. Что такое разносклоняемые имена существительные? Какие существительные относятся к разносклоняемым? (На вопрос ответить письменно.)2. Просклонять слова:Вымя, темя, пламя, семя, путь, мечта, любовь, радость.3. Составить предложения с разносклоняемыми именами существительными( не менее трёх предложений).7. Итог урока.1) Самопроверка выполнения письменного задания по работе с текстом.Слайд №9.2) Беседа с учащимися.Слайд №10.- Что такое разносклоняемые имена существительные?- Какие существительные относятся к разносклоняемым?- Каковы особенности склонения существительных?- В каких существительных мы будем писать суффикс –ЯН-?3) Оценивание учащихся.(Оценки получают при компьютерном тестировании.)Слайд №11: «Спасибо за урок!»8. Домашнее задание.Слайд №12.Пп.37, 38 – выучить правила, упр.210 – письменно.Приложение.Слайд №1. Титульный слайд «Разносклоняемые имена существительные».Слайд №2. Тема урока: «Разносклоняемые имена существительные».Слайд №3.Толкование имени «Людмила».Слайды №№4-5. Слова «Гордость, счастье, родина…» для орфографической работы.Слайд №6. «Молодцы!»Слайд №7. «Пламя – пламени» — разбор по составу.Слайд №8. «Время – времена – времён».Слайд №9 Текст для проверки.Слайд №10. Итог урока.Слайд №11. «Спасибо за урок!»Слайд № 12. Домашнее задание.Тест для компьютерного тестирования — Assist2.exe

Подпишитесь на рассылку:

Проекты по теме:

Поиск

Вики

Архив

—> Разносклоняемые имена существительные
22.01.2010, 18:48
К разносклоняемым существительным относятся:
  • десять существительных на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя;
  • существительное путь;
  • существительное дитя.

Разносклоняемые существительные на -мя имеют следующие особенности:

  • в родительном, дательном, творительном и предложном падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен-/-ён-: знамя — знамени — знамён, имя — имени — имён;
  • в словах семя, стремя в родительном падеже множественного числа к корню прибавляется суффикс -ян-: семя — семян, стремя — стремян;
  • в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончание существительных 3-го склонения : к знамени, нет времени, в пламени;
  • в творительном падеже единственного числа имеют окончание существительных 2-го склонения -ем/-ём: знаменем, племенем, именем.

Существительное путь:

  • в родительном, дательном и предложном падежах имеет окончание 3-го склонения : нет пути — путей, по пути — по путям, о пути — о путях;
  • в творительном падеже единственного числа имеет окончание 2-го склонения -ём: путём.

Существительное дитя:

  • в единственном числе сохраняет архаическую форму склонения: дитя — дитяти — дитятею;
  • в творительном падеже множественного числа имеет окончание -ми: детьми (это же окончание встречается в словах людьми, дочерьми).

Падежные окончания разносклоняемых существительных

 Падежи
 И.  знамя  дитя
 Р.  знамени  стремени  пути  дитяти
 Д.  знамени  стремени  пути  дитяти
 В.  знамя  стремя  путь  дитя
 Т.  знаменем  стременем  путём  дитятею
 П.
 И.  знамёна  стремена  пути  дети
 Р.  знамён  стремян  путей  детей
 Д.  знамёнам  стременам  путям  детям
 В.  знамёна  стремена  пути  детей
 Т.  знамёнам  стременами  путями  детьми
 П.
—>Добавил—>:lik-bez | |
—>Просмотров—>:73053

—>

Это изменение существительного по числам и падежам. Плюс, каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению.

Образование 1 901 Время чтения: 4 минуты

Склонение существительных в широком смысле – это изменение по числам и падежам. Просклонять – значит «прогнать» слово по всем возможным формам, то есть по всем падежам в единственном числе и потом еще раз по всем во множественном.

Но еще склонение – это морфологическая категория. Каждое существительное относится к первому, второму или третьему склонению. Кроме этого есть разносклоняемые, которые «мечутся» между этими тремя типами.

Три склонения существительных

К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода, у которых есть окончание «-а» или «-я». Например: мама, папа, бабушка, дедушка, воевода, брателла, синекдоха, тетя, дядя, земля, пуля, лапка.

Сюда же относятся слова, которые оканчиваются на -ия. Они склоняются немного своеобразно. Вот таблица, которая поможет сравнить «обычные» слова в первом склонении и слова на «-ия».

Ко второму – слова мужского рода с нулевым окончанием и все слова среднего рода.

Например: дом, хром, удод, багульник, пень, хвост, палец; окно, солнце, тепло, пятно, пальто, депо.

К третьему – слова только женского рода с нулевым окончанием. У них на конце всегда есть мягкий знак: ночь, тушь, вонь, глушь, топь, сталь, моль, кровь, любовь, морковь.

Вот еще общая таблица склонения для существительных во множественном числе.

Если у вас плохо с падежами и вы не понимаете, почему у этих слов разные окончания — посмотрите вот это мое видео. Я в нем рассказываю о падежах и о том, как их быстро запомнить.

Разносклоняемые существительные

Эти слова проявляют признаки нескольких склонений. К ним относятся 10 существительных на -мя, слова «путь» и «дитя».

Чтобы их все запомнить, придумайте небольшой рассказ, в котором будут все эти слова. Например.

Про вождя по имени Стремя

Я прошел длинный путь. И увидел большое племя. Оно называлось «Семя». У него было красное знамя. На знамени нарисовано вымя и маленькое дитя. Вождь все время вспоминал свое имя. И постоянно чесал темя. Он смотрел на пламя. И ему казалось, что его имя – «Стремя». Да, это было тяжкое бремя.

Темя – это верх головы, если кто не знает.

Вот вам таблица форм разносклоняемых существительных.

Слово «дитя» вообще великолепное. Во множественном числе с ним все ок, а вот в единственном… Делаю скрин из Викисловаря.

Склонение – постоянный признак существительных

Если слово относится к первому, второму или третьему склонению – то оно так и будет всегда к нему относиться. Поэтому, когда вы делаете морфологический разбор, склонение указывается в постоянных признаках.

И еще, нельзя говорить «В первом, во втором, в третьем склонении». Правильно: «Первого, второго, третьего склонения». Потому что «в» всегда обозначает какое-то непостоянство – сегодня «в» такой форме, завтра – «в» другой.

Старая система склонения

В древнерусском языке склонений было шесть.

Первое и второе почти не отличались от современных. В третьем было ограниченное число слов. Филологи не знают, почему они выделялись отдельно. Может быть, потому, что обозначали жизненно важные понятия: дом, сын, лед (самая страшная опасность), верх, мед, пол (в значении «половина чего-нибудь»), ряд, пир, дар, чин. Некоторые слова в перечень «самых важных» как-то не очень входят, например «пол» или «ряд».

В 4 склонении были существительные с мягким знаком на конце. Причем без разницы, какого рода. Здесь были и дверь, и путь, и огонь, и голубь.

Пятое склонение – слова, которые оканчивались на «-ы», сейчас они видоизменились: свекры (свекровь), любы (любовь), тыкы (тыква).

Шестое – слова, у которых появлялись особые суффиксы в косвенных падежах. Например: мать – матери, дочь – дочери, ремы – ремня, теля – теляти, имя – имени.

Потом эта система серьезно изменилась и сформировалась современная. Однако следы вот этого прошлого мы можем до сих пор обнаружить в вариантах склонения. Например, мы можем говорить: «ложка сахара» или «ложка сахару», «заблудиться в лесу» или «система персонажей в «Лесе» Островского» (то есть в пьесе).

Надеюсь, я все вам объяснил понятно. Если нет – покритикуйте статью в комментариях, буду дорабатывать. Хороших вам оценок, высоких баллов на ЕГЭ.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сетиПОДПИСАТЬСЯ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 14Следующая ⇒

Род имен существительных.

 Все имена существительные распределяются по 3 родам:

Мужской (мальчик, друг, воевода) Женский (земля, мать, рожь) Средний (кольцо, знамя, село)

 Некоторые существительные с окончаниями на – а (я) относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные общего рода: (работяга, молодчина, вояка, плакса, непоседа, выскочка, злюка, неряха…)

Существительные общего рода в современном русском языке имеют, как правило, разговорно – просторечную стилистическую оценку неодобрительности: плакса (разг.), рохля (разг, неодобрит.), забулдыга (простореч.), забияка ( разг.) и т.д. ; реже они являются стилистически нейтральными: калека ( нейтр.), сирота ( нейтр.) и т.п.

Несклоняемые  имена существительные иноязычного происхождения распределяются по родам следующим образом:

· К мужскому роду относят лиц мужского пола ( портье, конферансье)

· К женскому роду относятся названия лиц женского пола ( леди, мадам)

· К среднему роду относятся неодушевленные существительные ( кашне, кашпо, метро…), а также названия животных и птиц ( кенгуру, фламинго)

Исключения:

Кофе( м.р.)-напиток

Сирокко (м.р.)- ветер

Торнадо( м.р.) – ураган

Сулугуни (м.р.) – сыр

Пушту, бенгали ( м.р.) – названия языков

Цеце( ж.р.) – муха

Кольраби( ж.р.) – капуста

Салями ( ж.р.) – колбаса

У несклоняемых существительных иноязычного происхождения могут наблюдаться колебания в роде, и пери этом одна из форм является стилистически нейтральной, другая разговорной, просторечной: ( кофе м.р. – нейтр., кофе ср.р. – разговорн.; манго ср.р. – нейтр., манго м.р. – разг.)

Род несклоняемых имен собственных иноязычного происхождения определяется по родовому слову:

Сочи – м.р., т.к. город

Миссисипи – ж.р., т.к. река

 Онтарио – ср.р., т.к. озеро

Род аббревиатур определяется по роду ключевого слова:

ВДНХ – ж.р., т.к. выставка

Если аббревиатура склоняется , то род определяется по окончанию: вуз – м.р., хотя расшифровывается как высшее учебное заведение.

Род несклоняемых имен существительных обозначается синтаксически в формах прилагательных, причастий, глаголов прошедшего времени: крепкий кофе, сперва мадам за ним ходила, затем мосье ее сменил.

Число имен существительных

Имена существительные употребляются в единственном числе, речь идет об одном предмете (вещь, земля и т.д.…) и во множественном числе, когда имеется ввиду несколько предметов( вещи, земли…)

Некоторые имена существительные употребляются только в единственном числе или только во множественном числе :

Существительные только единственного числа (singularia tantum) Существительные только множественного числа  ( pluralium tantum).  
  • Название множества одинаковых лиц, предметов ( собирательные существительные) : молодежь, детвора, крестьянство, листва, студенчество, ельник, учительство…)
  • Названия предметов с вещественным значением :асфальт, железо, земляника, керосин, каучук, мед, молоко, свекла, силос, сталь, рожь, хлопок, цемент, фарфор, щавель…
  • Название качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота
  • Название действий или состояний : косьба, рубка, молотьба, беготня, волнение, внушение, изумление, чтение, плавание, хождение, гонение,…
  • Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Ленинград, Городец , Волга,…
  • Слова: бремя, время, стремя, знамя,
  • Название составных и парных предметов: брюки, весы, ворота, качели, кусачки, ножницы, перилла, счеты, часы, шорты, щипцы…
  • Названия материалов или их отходов : белила, дрожжи, духи, консервы, макароны, обои, сливки, хлопья, чернила…
  • Названия промежутков времени, игр: каникулы, сутки, будни, шахматы, жмурки…
  • Названия действий и состояний природы: хлопоты, выборы, побои, переговоры, нападки, дебаты, заморозки, всходы, сумерки…
  • Некоторые географические названия: Карпаты, Жигули, Холмогоры, Сухуми, Альпы…

Падежи и склонения имен существительных:

Падежи:

Именительный (кто? Что?)

Родительный (кого? чего?)

Дательный (кому? Чему?)

Винительный (кого? что?)

Творительный (кем? чем?)

Предложный(о ком? О чем?)

Склонения существительных

Склонение Род В им. П. ед.ч. оканчивается на…
1 склонение Женский и  мужской род -а,я
2 склонение Мужской и  средний род  нулевое окончание -о,е
3 склонение Женский род На шипящий с мягким знаком.

К разносклоняемым существительным относятся существительные: путь, бремя, стремя, пламя, племя, знамя, вымя, семя, имя, темя, время.

Несклоняемыми существительными называют те, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму ( метро, пальто…)Среди них есть нарицательные ( кофе, радио, кино, жюри, кафе…)и собственные(Гарибальди, Гете, Сухуми, Баку…)

К несклоняемым относятся :

· Многие существительные иноязычного происхождения с конечной гласной –о, е, и, у, ю, с конечным ударным –а(радио, метро, табло, такси, кенгуру, меню, боа, Дюма, Осло (город)

· Иноязычные фамилии , обозначающие лиц женского пола и оканчивающихся на согласный : стихи Алигер, роман Войнич.

· Русские и украинские фамилии на –о, ых, их: Дурново, Черных, Долгих…

· Сложносокращенные слова буквенного и смешанного характера: СССР, ВДНХ, МГУ, ГАИ, сельпо, райпо …

Морфологический разбор имени существительного:

План разбора.

1.Часть речи(т.к. обозначает предмет) Н.Ф.( им. П., ед. ч.)

11. Морфологические признаки :

1.)Постоянные:

· собственное или нарицательное

· одушевленное или неодушевленное

· конкретное, собирательное, отвлеченное, вещественное

· род(мужской, женский, средний, общий)

· склонение(1,2,3)

2)Непостоянные признаки: падеж, число

111. Синтаксическая роль в предложении.

Лекция 3

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2156; Мы поможем в написании вашей работы!

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

imageМы поможем в написании ваших работ!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий