Записки таксидермиста. В какую сумму обходятся чучела животных, и как их создают

О профессии Таксидермиста

Таксидермист выполняет работы по изготовлению чучел рыб, птиц, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих.

В зависимости от разрядаВ таксидермист может выполнять простые или более сложные работы:

  • Очистка шкурок от жира, крови, грязи, смазка мышьяком.
  • Изготовление искусственной тушки.
  • Подготовка проволоки для конечностей и крепления ее к тушке.
  • Установка экспоната на временную подставку, формовка, позировка и укладка пера.
  • Окончательная отделка экспоната; посадка его на постоянную

Таксидермист выполняет работы по изготовлению чучел рыб, птиц, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих.

В зависимости от разрядаВ таксидермист может выполнять простые или более сложные работы:

  • Очистка шкурок от жира, крови, грязи, смазка мышьяком.
  • Изготовление искусственной тушки.
  • Подготовка проволоки для конечностей и крепления ее к тушке.
  • Установка экспоната на временную подставку, формовка, позировка и укладка пера.
  • Окончательная отделка экспоната; посадка его на постоянную подставку или сучок, вставка искусственных глаз, приклейка этикетки и конверта к подставке, оклейка сучка мхом и покрытие конечностей лаком.

РазвернутьСвернуть

Проф.ориентация

Выбрать обучение

Моя ли это профессия

image

Тем временем в Москве

2 сентября 2015

Дмитрий Романов побывал в мастерских московских таксидермистов и узнал, сколько стоит сделать чучело любимого кота и почему мертвое животное нельзя изображать в ситуации, унижающей его достоинство.

Этот материал впервые был опубликован в августовском номере журнала «Афиша».

Заяц и зайчиха сидят на золотистом фоне. На ней фата, он в по-клоунски пестром галстуке-бабочке. Дальше заяц один, и, судя по повисшим ушам и пустой бутылке водки, он изрядно пьян; на стене висит копия первой, свадебной фотографии. На третьем снимке заяц вытаскивает спиннингом щуку, которая больше его раза в два. Учитывая, что персонажи композиций — чучела некогда живых зверей, выложенная в группе таксидермистов в «ВКонтакте» серия может служить эталоном плохого вкуса.

image

Многие кошки, чучела которых хранятся в запасниках Дарвиновского музея, отдали жизни в ходе научных исследований советских ученых в 1920-е. Среди важных открытий того времени — закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, открытый Николаем Вавиловым.

Ведущий научный сотрудник Дарвиновского музея Игорь Фадеев показывает мне превосходную венгерскую гончую. Здоровая шерсть переливается в искусственном свете благородной коррозией, мускулистые лапы помнят долгие дни охоты, однако печальные глаза свидетельствуют о необратимости физиологических изменений. Шея животного покрыта паутинкой белесых шрамов, шкура кажется тоньше рисовых блинов и, очевидно, вскоре порвется. «Можно, конечно, попробовать силикон», — мой собеседник тоже делается печальным, нежно приопускает собачью голову, и та подчиняется. Обмотанный красным флагом конь в углу смотрит в пол, дюжина лисиц траурно молчит из шкафа, бессильное от скорби тело медведя поддерживает коряга. «Это все из-за кислоты — старая технология, собаку уже не спасти», — констатирует Фадеев. Венгерская гончая умерла 60 лет назад.

Ученый тщательно гонит смерть прочь из разговора о таксидермии. «Корреспондент «Афиши» однажды брал у меня интервью: из полуторачасовой беседы напечатали только предложения, в которых был глагол «убивать», — так он объясняет, почему не будет называть вещи своими именами. Чуть раньше я звонил владельцу частной таксидермической мастерской Александру Корсакову с просьбой об интервью. Уговорить его было непросто, Корсаков тоже недоволен своим медиаобразом: «Однажды поговорил с «Московским комсомольцем», так меня в заголовке назвали «убийцей под маской художника».

Тем временем в катакомбах музейного запасника Фадеев демонстрирует якутскую корову. Вид не самый распространенный, поэтому для работы пришлось выписать респуб­ликанского мастера; Дарвиновский по итогам подрядной сделки обеднел на 87 тысяч рублей. В заповедном углу — домашние кошки. «Можно глянуть?» Пауза, как будто я сделал предложение матримониального толка. Ученый хмурится, но отвечает да, и я кручу замок. Черные и рыжие, мурластые и остромордые, бокастые и поминиатюрнее. Правда, сказать «как живые» можно от силы про треть.

Таксидермия птиц предполагает огромный объем тонкой работы, которую сложнее выполнять, обладая стандартной мужской антропометрией.

— Это кошки еще из 1920‑х.

— Контрреволюционные?

— Научные эксперименты.

В США — стране, где больше всего таксидермистов на душу населения, — и Западной Европе заказы на чучела кошек и собак составляют большую часть дохода мастеров. Стоимость формируется исходя из репутации таксидермиста, сложности работы и цены расходных материалов и варьироваться может от 60 до 1500 долларов за типового кота.

Когда в прошлом году умерла моя кошка, я тоже ­рассматривал вариант увековечить ее в виде шкуры на болванке, однако в итоге решил обойтись кремацией: «Не факт, что ей самой бы понравилось». Тогда я еще не знал, что для российских таксидермистов работа с домашними животными — табу. «Это этический момент, — объясняет при встрече Корсаков. — Используемые для чучел стеклянные глаза не повторят взгляд умершего животного».

На любое табу найдутся нарушители. Александр Сидельников из студии «Лось» имеет опыт изготовления ­чучел кошек, однако заказов мало: «В России не принято». С felis silvestris catus Сидельников будет работать по стандартной цене для некрупного млекопитающего — от 10 ты­сяч рублей. Его клиенты порой бывают недовольны, когда не узнают именно свою особь. Тем же вечером в пивной приятельница, услышав, что я был у таксидермиста, ин­тересуется, во сколько ей обошлось бы чучело ее кота. «Он еще жив, — говорит она. — Но все-таки уже 17 лет».

Этические стандарты таксидермистов устанавливаются на международных и национальных чемпионатах. Жюри большинства соревнований не примет работу, если она изображает страдания животного. Грань тут порой эфемерна. С одного конкурса сняли скульптуру запутавшегося в колючей проволоке оленя, а на другом с успехом прошла работа, изображающая волков, напавших на кабана. Второе важное условие — животное нельзя показывать в ситуации, унижающей его достоинство. Чаще всего по этому критерию отбраковывают излишний натурализм вроде вываливающихся из брюшной полости внутренних органов. Но и здесь есть противоречивые прецеденты: призы давали и за натюрморт из раздавленных на дороге ежей. Тем не менее вся дискуссия ведется вокруг того, встречаются ли в природе те или иные ситуации. Есть ли вообще у животных достоинство, которое можно задеть?

После рассказа о кошках Сидельников упоминает еще одну распространенную категорию заказов, по сравнению с которой зарисовки из жизни мертвых зайцев кажутся чем-то приемлемым. «Один мужик принес медвежий член и попросил сделать на его основе серебряную ложку, — вспоминает таксидермист. — Но когда вернулся за работой, переосмыслил ситуацию: «Я что, получается, чай хлебать из члена буду?!» Среди охотников ценятся ­пенисы медведей и волков, чуть меньше — кабанов, утверждает Сидельников. Как правило, их размещают под головой или черепом животного. Немного стыдно спрашивать, приходилось ли таксидермисту воплощать ту самую матерную идиому, но, к счастью, Сидельников рассказывает сам. «Вот такие они! — мастер отрезает рукой метровый ломоть воздуха. — Даже биту из члена моржа приходилось делать. Спутницы клиентов часто просят показать, но трогать решаются не все».

Медведя (справа) застрелил офицер КГБ, на досуге увлекавшийся охотой. Долгое время трофей хранился у него дома, но в преклонном возрасте хозяин подарил чучело Дарвиновскому музею.

К антропоморфным сценкам отношение в среде таксидермистов неоднозначное. По словам Корсакова, чаще всего заказывают медведя, держащего в лапах поднос: «Чтобы водку ставить». При этом он сам не осмеливается назвать эту практику дурным вкусом. Сидельников тоже берет заказы на антропоморфов, хотя чаще его просят изготовить ложные патологии вроде двуглавых ворон или гибриды — кабанов с рогами, которых чучельник кличет чертями. Я описываю найденные в «ВКонтакте» примеры очеловеченных композиций еще одному столичному таксидермисту. После третьего эпизода в нем загорается злость узнавания. «Знаю я этого гондона», — скалится он на коллегу. Хранитель Дарвиновского музея Фадеев объясняет популярность антропоморфных традицией и ссылается на работы Уолтера Поттера — британского таксидермиста XIX века, который наряжал котят в платья и рас­саживал их пить чай с печеньем. Желающих поглазеть было так много, что власти Лондона удлинили ближайшую к его музею железнодорожную платформу.

Полностью заменить таксидермические работы голограммами или искусственными копиями в музеях едва ли получится: как объясняет Фадеев, по чучелам разных периодов ученые отслеживают эволюционные особенности видов, а хранящаяся в шкуре ДНК содержит информацию о генетических изменениях — в будущем, вероятно, мы сможем клонировать вымерших животных. Валентина и Оксана, таксидермисты Дарвиновского музея, соглашаются взять меня подмастерьем. Необходимо оформить витрину, имитирующую Сунгирь — стоянку доисторических людей, обнаруженную во Владимирской области. В центре композиции — могила подростков-кроманьонцев, брата и сестры. Вокруг — звери и птицы, которых они могли встречать 25 тысяч лет назад. Не хватает двух тетеревов.

Самца и самку извлекают из запасников музея. Мне придется снять их, привинченных проволокой, с веток, пропылесосить и подкрасить самцу глаза — алая пигментация со временем пожелтела. Даже первый шаг дается с трудом — с птиц начинают осыпаться перья, я чуть не отрываю себе палец плоскогубцами и прошу о помощи. На меня смотрят снисходительно. Присверлив тетерок к сунгирскому дереву, я вспоминаю историю, которую рассказывал Фадеев. Совсем юная американка отнесла скончавшуюся птицу в музей, где ту превратили в чучело, а потом вернулась через 100 лет с праправнучкой. Чучело было на месте, они сфотографировались на память. Я пред­ставил, как тащу правнука в Дарвиновский: «Видишь вон ту птичку? А знаешь, кто покрасил ей глаз?» Меня картинка почему-то не прельщает. Я прошу работу погрязнее.

Шкура курицы породы брама — при жизни она выглядела будто одетой в барскую шубу — пролежала в морозилке около года. Спасибо консервации в мелкой соли, курица пахнет скорее деликатесами, нежели трупом. У меня в руке скальпель, я должен удалить жировую пленку с изнанки — так в чучеле не заведутся насекомые. Требуется найти баланс между прикладываемой силой и углом наклона инструмента. После пяти минут вверенная мне область шкуры вся в мелких дырках, а ароматический спектр сместился ближе к мертвечине — брама размораживалась.

— Тоже выходит не очень, насколько я понимаю.

— Ну ладно, можешь вырезать ей глаза.

Так я нашел свою специализацию внутри ремесла.

Крокодила сдали в Дарвиновский музей таможенники, изъявшие его у возвращавшегося из Таиланда туриста. Фотограф «Афиши» придумал, как обыграть дурновкусие этой работы и одновременно проиллюстрировать городскую легенду о рептилиях в канализации.

Валентина и Оксана рекомендуют мне Анатолия Александрова — технологического авангардиста в мире таксидермии. В центре его студии стоит раскуроченный динозавр, на полках — искусственные головы человекообразных приматов и слепок лица самого Александрова. Рядом сидит чучело небольшого крокодила, пронзенное несколькими шприцами. Смахивает на произведение современного искусства с социальным уклоном, но, оказывается, шприцы нужны для дела — в них состав, поддерживающий форму рептилии. Основная сфера деятельности Александрова называется «пластическая реконструкция биологических объектов», в том числе древних гоминидов, которых он делает по заказу музеев или для выставочных проектов. «У меня два образования, я скульптор и зооинженер, работал на «Мосфильме», где приобщился к дорогим американским материалам». По заказу Дарвиновского Александров три года назад сделал чучело очковой медведицы по кличке Ли, скончавшейся от старости в Московском зоопарке. Она была последней особью в России, но для Александрова помимо статистики важна и история. Ли назвали в честь жены британского натуралиста Джеральда Даррелла, который некогда подарил зоопарку ее ­родителей. Появление на свет медведицы к тому же совпало с кратковременным приездом четы Даррелл в Москву. «Ей было 30 лет, пенсионный возраст, чудовищное искривление черепушки, шкура на заднице протерлась», — вспоминает Александров. Последний факт объясняет, почему Ли запечатлена в сидячей позе, нога на ногу.

У окна возвышается манекен трубкозуба — «Что-то вроде питающейся термитами лысой кошки с хоботом». Череп для модели Александров сделал на 3D-принтере: доступен был только образец с мелкой особи, таксидермист его оцифровал и напечатал в нужном масштабе. Впрочем, пока доступные принтеры позволяют напечатать манекен лишь в виде сложного для сборки конструктора. «Мышь или некрупная птица? Почему бы нет». Еще одна технология, продвигаемая Александровым, — трехмерная фотография объектов на месте добычи. «Всего нужно около 24 фотографий, — прикидывает таксидермист. — И у тебя есть объемная модель». Например, это помогает при лепке или станковом выращивании носов антилоп, у которых очень сложная конфигурация ноздрей.

Глаза — единственная внешняя часть любого чучела, которую всегда делают из искусственных материалов. Так называемые русские глаза знают таксидермисты во всем мире. Придуманные еще советскими мастерами, они умеют отражать свет, как настоящие.

Таксидермисты не видят в своем ремесле метафизики, несмотря на то что, по сути, предлагают животным вторую жизнь — в мире вещей. Эта жизнь, как и обычная, тоже складывается и заканчивается по-разному. Кажется, судьбы чучел после мастерской — единственная область, где можно однозначно сказать «хорошо» или «плохо».

Исполинский ньюфаундленд по кличке Егор был ­питомцем полпреда СССР в Эстонии Кузьмы Ники­ти­на. Во время войны дипломат отправился в эвакуацию, а собака прибилась к охране одного из московских заводов, где стала чудовищем — откусывала носы, выбивала глаза, вследствие чего была переименована в Буяна. Особенно пес не любил пьяных. Напав на выпившего милиционера, Буян получил пять пуль из нагана, одну в голову, но выжил. После войны собаку возили в гигантской клетке по выставкам, на одной из них он встретил Никитина, снова сделался ласковым и провел остаток жизни на партийных дачах. Сейчас чучело собаки лоснится черной шерстью в запаснике Дарвиновского, его греют с боков десятки других псов поменьше. Пуля так и осталась в голове.

Безымянная лисица и безымянный барсук жили в лесах к северу от Москвы, пока их не застрелил безымянный охотник и не сбыл неким таксидермистам. Чучела сегодня продаются на вернисаже в Измайлово. Они стоят под дождем. Лапы барсука неестественно выгнулись, глаза лисицы будто вытекают, а брыли тянутся к земле, как капли. Юная француженка Алиса садится между лисой и барсуком, хватает каждого за шкирку, выдирая немного шерсти. Алису фотографируют родители.

Теги

Наверное, найдется не так много людей, которые сразу смогут сказать, что таксидермист – это достаточно редкая профессия. Хотя с продукцией, изготавливаемой этим мастером, мы знакомимся в раннем возрасте. Все мы в детстве посещали зоологический или краеведческий музей. Именно там мы впервые сталкиваемся с плодами труда этого специалиста.

Человеку с давних времен известна таксидермия. Чучела животных и птиц украшали жилища людей много столетий тому назад.

История профессии

В древности на Руси такой мастер назывался «чучельник» или «шушельник». Особого расцвета эта профессия достигла в викторианскую эпоху. Именно в эти времена не просто изготавливались чучела животных, набивались опилками, соломой или сеном для придания им максимального сходства с живым экземпляром. Они были предметами искусства и роскоши.

Таксидермист – это человек уникальной профессии. Эти редкие мастера бережно хранят профессиональные секреты и передают их только по наследству. Старые чучела живут уже более 200 лет, но тайны их выделки утрачены, а вот современные изделия при правильной технологии хранятся не более ста лет.

Кто может стать таксидермистом?

Многие ошибочно считают, что овладеть этой профессией может каждый. Но из-за ее непривлекательности (работа с химикатами, трупами животных и т. д.) она не слишком популярна. Хороший таксидермист – это человек, обладающий знаниями во многих областях: анатомии, зоологии, он скульптор и художник в одном лице. Кроме того, необходимо иметь определенные знания по химии и ветеринарии. Это творчество в чистом виде, ведь необходимо достичь максимального сходства с оригиналом.

Услуги таксидермиста востребованы не только у частных коллекционеров. Многие музеи гордятся произведениями истинных мастеров. Без таких экспонатов не обходятся престижные охотничьи клубы, особняки богатых людей.

Развитие таксидермии

За рубежом эта редкая профессия процветает. На западе таксидермист – это специалист, работающий по новым технологиям с использованием современных материалов. Получить эту престижную профессию можно в высших учебных заведениях, а приступить к работе можно только после получения лицензии. В нашей стране учебных заведений, где можно было бы получить эту редкую профессию, не существует. Российские таксидермисты работают в малоприспособленных помещениях. Лишь некоторые студии достойно оснащены и могут конкурировать с зарубежными.

Мастерская таксидермиста

Если вам выпадет редкий шанс попасть в это помещение, то вас поразит его сходство со студией художника или скульптора. И это неудивительно. Таксидермист – это человек творческий. Кругом эскизы, рисунки животных, скульптуры. Вы ощутите стойкий запах химикатов, краски, клея и спирта.

Извечный спор: гуманна ли эта профессия?

Нередки возмущения по поводу гуманности этой профессии (ведь основным материалом для нее служат убитые животные и птицы). Это вопрос спорный. С таким же успехом в негуманности можно обвинить звероводов и представителей всех профессий, связанных с заготовкой мяса. Хотя следует признать, что украшение загородных вилл не может быть важнее защиты животного мира.

Таксидермия — дело не из лёгких. Иногда даже у профессионалов получаются неудачные чучела, а что уж говорить о новичках. Странных экземпляров так много, что на Reddit даже есть специальная тема badtaxidermy («плохая таксидермия»), в которой пользователи делятся снимками «упоротых» лис, оленей и мало ли ещё кого. В подборке ниже — 10 смешных фотографий оттуда.

Фото © Reddit / badtaxidermy

«Эта кошка в музее моего универа выглядит обеспокоенно»

Фото © Reddit / badtaxidermy

«Когда наконец подошёл к кассиру в «Макдоналдсе», но так ничего и не выбрал»

Фото © Reddit / badtaxidermy

«Нашёл золотую жилу ужасной таксидермии в Национальном музее науки Южной Кореи»

Фото © Reddit / badtaxidermy

«Что за обворожительная улыбка»

Фото © Reddit / badtaxidermy

«Простите, что не выложил раньше. Как я понимаю, это умственно отсталая выдра»

Фото © Reddit / badtaxidermy

«Король Лев»

Фото © Reddit / badtaxidermy

«Когда ночью крадёшься к холодильнику в поисках чего-нибудь вкусненького»

Фото © Reddit / badtaxidermy

«Они точно передали чувства лиса, когда на него навели дуло ружья»

Фото © Reddit / badtaxidermy

«Привет, ребята»

Фото © Reddit / badtaxidermy

«Прошлой ночью мы с мужем искали снимки разных коз и антилоп… Это фотография тибетского горала из «Википедии»

Фото © Reddit / badtaxidermy

Сын на весь Twitter рассказал, как мама разбаловала любимого кота, и теперь питомцу завидуют все

Подпишитесь на LIFE

// Искусство

Пожалуй, профессия таксидермиста — одна из самых экзотичных на сегодня, и в то же время многовековых профессий в мире. Предлагаем вам посетить мастерскую художественно-таксидермической студии KazWolf (г. Алматы, Казахстан), которой заведует мастер своего дела — Александр Редреев.

В репортаже представлены материалы с сайта voxpopuli.kz. Автор текста и фотографий: Kostya Vox.

В мастерской таксидермиста

Таксидермия – это целая наука. Отработка специальных навыков требует ни одного года трудоемкой работы. Мастер должен досконально знать особенности анатомии животного, в совершенстве владеть художественными навыкам, и быть подкованным в физиологии и химии

В мастерской таксидермиста

При помощи таксидермии заядлые охотники могут на долгие годы оставить чучело в качестве доказательства своего охотничьего мастерства. Очень часто чучела становятся экспонатами музеев и элементами различных экспозиций, позволяющих посетителям близко увидеть животное и хорошо изучить его внешний облик, что часто трудно сделать не только в природе, но и в зоопарке.

В мастерской таксидермиста

Понаблюдать за процессом изготовления чучела животного нам удалось благодаря Александру Редрееву, таксидермисту с большим стажем, руководителю частной художественной студии KazWolf.

В мастерской таксидермиста

Чаще всего к нам обращаются за чучелом волка, тем более, в это время года, когда выпал снег и охота на основные виды животных запрещена, остается только волк. К тому же, этот хищник у тюрков считается священным животным. Но в данный момент мы заняты конем, – говорит Александр.

В мастерской таксидермиста

Приступая к изготовлению фигуры, необходимо хорошо изучить строение тела животного, что поможет в дальнейшем разрабатывать фигуру без ошибок.

В мастерской таксидермиста

Это интересный заказ. Я уже работал над чучелами лошадей для «Казахфильма», еще сделал двух лошадей для музея президента в Астане. Теперь вот этот конь. Его попросил изготовить местный заказчик для музея Караганды. Оговаривалась поза, размер и цвет.

В мастерской таксидермиста

Сейчас уже недостаточно набить шкуру животного стружками, как это делали во времена Петра I. Также недостаточно сделать каркас для чучела, обвить его соломой и «одеть» в шкуру. Подобные способы изготовления чучел недолговечны, их форма постепенно может измениться. Для того, чтобы экспонаты стали анатомически точными и долговечными, используется скульптурный метод. В нашем случае модель была отлита из пенополиуретана — манекен получается легкий в обработке и в то же время достаточно прочный.

В мастерской таксидермиста

Изготовление чучела состоит из нескольких этапов: подготовка манекена, подготовка шкуры к сборке, сама сборка, сушка и косметическая отделка изделия. После того, как был изготовлен манекен, идет дальнейшая отшлифовка, подгонка форм.

В мастерской таксидермиста

Чтобы можно было подобраться к животу, манекен переворачивают и ставят на козла для детальной проработки мышц и устранения неточностей.

В мастерской таксидермиста

Александр добавляет пенополиуретан для грудной мышцы, который клеится на монтажную пену.

В мастерской таксидермиста

Параллельно в цеху идет работа над скульптурой двух медведей в позе рабочий и колхозница, которые вместо серпа и молота, держат граненый стакан. Композиция так и будет называться: «Памятник граненому стакану».

В мастерской таксидермиста

Эскиз будущего памятника из скульптурного пластилина был одобрен заказчиком.

В мастерской таксидермиста

После того, как был изготовлен металлический каркас и конструкция была залита все тем же пенополиуретаном, начинают вырезать будущую фигуру. И здесь навыки скульптора крайне необходимы.

В мастерской таксидермиста

Для скульптуры используются пластиковые когти, которые отлиты по подобию настоящих.

В мастерской таксидермиста

Во дворе студии стоит большое количество парковых скульптур. Компания кроме таксидермии занимается изготовлением таких вот фигур зверей. В последнее время ими все больше украшают парки, да и любой частник может купить такую скульптуру для своего сада. Цены договорные.

В мастерской таксидермиста

Еще один цех художественной студии KazWolf. Именно здесь, на мой взгляд, происходит все самое интересное. Здесь безликий манекен преобразуется в натуральную копию животного.

В мастерской таксидермиста

Прежде, чем начинать обшивать манекен шкурой, необходимо изучить топографию — расположение шкуры на живом животном. Мастер должен совершенно ясно представлять себе характерные черты поверхностного рельефа, расположения фигуры, складок и т.д. В проведении этой подготовительной работы, кроме живой натуры, могут помочь различные наглядные пособия, фотографии, рисунки. Труднее и в то же время важнее всего безошибочно передать кожный рельеф наиболее выразительных участков головы и конечностей.

В мастерской таксидермиста

Оформление манекена шкурой — последний, завершающий этап работы. Он чрезвычайно важен и в высшей степени ответственен, так как результат всей работы во многом зависит от того, насколько правильно и живо «сидит» шкура на манекене. У студии свои поставщики шкур животных, которые привозят их или с базаров или скотобоен.

В мастерской таксидермиста

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что шкура у живого зверя никогда не лежит плотно, не обтягивает, а свободно облегает тело, при этом в одних местах тесно прилегает к мышцам и сухожилиям, четко обрисовывая суставы, сплетения кровеносных сосудов и весь подкожный рельеф, а в других — обвисает или лежит складками.

В мастерской таксидермиста

Правильно подготовленная шкура животного должна пройти специальную обработку мытья и процесс обезжиривания, прежде, чем ее можно будет моделировать на манекене чучела. Этой процедуре подвергаются все препарированные шкуры, вне зависимости от того, имеют они загрязненный волосяной покров или покрыты чешуей или пером. Главная цель — удалить соль, в которой шкура была консервирована или выделана, затем убрать жир с мездры, волос, перьев или чешуи.

В мастерской таксидермиста

После того, как была натянута шкура на коня, его переворачивают, чтобы зашить живот.

В мастерской таксидермиста

Сотрудница компании за соседним столом занимается реставрацией ковра с головой. Это шкура, на которой полностью проработана голова зверя.

В мастерской таксидермиста

В мастерской таксидермиста

Только при умелом обращении со шкурой можно добиться правильного внешнего вида животного, динамики в позе и верного экстерьера чучела.

В мастерской таксидермиста

В коридоре я натыкаюсь на готовую фигуру еще одной лошади, она также была создана для музея.

В мастерской таксидермиста

Но в отличие от карагандинского варианта, на ней будет всадник. По задумке заказчика это будет сакский воин, стреляющий из лука.

В мастерской таксидермиста

В мастерской таксидермиста

На фоне готового чучела волка лежат манекены, представляющие собой копию фигур животных в заданной позе. Современные манекены таксидермисты отливают из пенополиурита или покупают готовые формы, сделанные немецкими, американскими фирмами, а в последнее время и российскими студиями в Санкт-Петербурге и в Москве.

В мастерской таксидермиста

После того, как шкура была натянута и зашита, начинается, так сказать, косметический этап.

В мастерской таксидермиста

Разглаживаются все неровности, складки, выгоняется лишний клей из-под шкуры.

В мастерской таксидермиста

Обрезаются нитки.

В мастерской таксидермиста

Расчесывается грива лошади, так как изначально она была вся запутана. При помощи расчески и фена происходит укл

В мастерской таксидермиста

В мастерской таксидермиста

Тщательно подбирают соответствующие данному животному искусственные стеклянные глаза. Нужно точно соблюсти размеры, окраску и форму зрачка. Искусственные глаза имеются в продаже в зоомагазинах, их можно специально заказать на фабрике глазных протезов.

В мастерской таксидермиста

Техника установки глаз в чучело сама по себе проста, но главное здесь вовсе не в том, чтобы правильно поставить глаз и уложить на место веко. Вся трудность и искусство заключаются в другом — в умении с помощью искусственных глаз оживить чучело, придать ему живое выражение. А для этого нужно найти ту единственно правильную глубину орбиты, на которую нужно поставить глаз, отыскать верный угол наклона глазных яблок по отношению к голове, не ошибиться в ширине межглазничного пространства, придать глазам именно тот разрез, который характерен для данного вида и отличает его от других зверей.

В мастерской таксидермиста

Для прорисовки мышц шкура фиксируется булавками. В таких местах она должна плотно прилегать к манекену.

В мастерской таксидермиста

Копыта лошади также приводят в порядок, все лишнее удаляют.

В мастерской таксидермиста

У любого животного есть небольшие изъяны на шкуре, возникшие в процессе своей жизнедеятельности. Чтобы их скрыть, Александр тщательно подбирает краску.

В мастерской таксидермиста

При помощи аэрографа убираются все потертости на шкуре.

В мастерской таксидермиста

Кое-где добавляется шерсть, подкрашивается и сушится.

В мастерской таксидермиста

Лакируются копыта коня.

В мастерской таксидермиста

Работать над чучелом лошади очень сложно. Если взять медведя или кабана, то у них шкура густая и какие-нибудь неточности в работе можно скрыть за счет густоты меха. У лошади шкура тонкая и гладкая — говорит мастер. Готовое чучело стоит примерно миллион тенге.

В мастерской таксидермиста

Чучела средних и крупных животных создавать трудно — тут кроме техники нужны еще художественные способности и умение лепить.

В мастерской таксидермиста

В цеху одновременно происходит несколько работ, все чем-то заняты. Кто-то занимается изготовлением форм манекена, кто-то работает со шкурой. Ведь параллельно выполняется ряд заказов.

В мастерской таксидермиста

Обрабатывается шкура козерога после выделки, идет процесс мездрения.

В мастерской таксидермиста

Мездрение заключается в тщательном выскабливании внутреннего (мездрового) слоя кожи с целью удаления всех прирезей мышц, соединительных пленок, подкожного и кожного жиров.

В мастерской таксидермиста

Тем временем, в соседнем цехе статую медведей покрыли полиэфирной смолой.

В мастерской таксидермиста

А после бронзовой краской.

В мастерской таксидермиста

В это время готовое чучело коня выносят во двор для погрузки.

В мастерской таксидермиста

В дальнейшем его нарядят: наденут на него седло и сбрую, установят на постамент и будет он красоваться в Караганде.

В мастерской таксидермиста

А скульптура двух медведей, стоящих на камне и держащих большой граненый стакан, нашла свое место в центре Алма-Аты. Ее презентацию приурочили к открытию нового ресторана, эта скульптура станет символом заведения и будет привлекать посетителей.

В мастерской таксидермиста

Работа таксидермиста — это дать вторую жизнь умершему животному, а не убивать его второй раз, — считает Александр Редреев.

Комментарии и реакции

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий