За жизнь! Общероссийское общественное движение www.rusprolife.ru (ООД «За жизнь!»), www.sos-life.ru (программа «Спаси жизнь»)

ТолкованиеПеревод

Семейные ценности

Семейные ценности (также традиционные семейные ценности) — культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.[1] Сторонники «традиционных семейных ценностей» часто придают нуклеарной семье статус единственной морально допустимой ячейки общества.[2]

Этот термин является довольно расплывчатым, и в каждой культуре его могут толковать несколько иначе. Термин часто встречается в речах социальных и религиозных консерваторов. В конце XX — начале XXI веков этот термин часто использовался в политических дебатах в контексте мировой тенденции «снижения семейных ценностей» после окончания Второй мировой войны.[3]

По федеральному закону Российской Федерации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступающему в силу с 1 сентября 2012 года (статья 5, пункт 5), к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится, среди прочей, информация, «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи». Определение семейным ценностям закон однако не даёт.[4]

См. также

Другие книги по запросу «Семейные ценности» >>

image

Мы живем ради доброго, а не личных развлечений. Наша задача – оставить в жизни добрый след, и наша жизнь посвящена этому, а не побольше поспать, повкуснее покушать и купить все статусное. Наш внутренний комфорт – не ценность, а только инструмент, помогающий жить как следует. Свое счастье обеспечь себе сам, это не сложно, и будь для близких всегда радостью и умным солнышком. Аналогично, являются только инструментами, а не ценностями – благосостояние, интересная жизнь, социальный статус и прочая забота о себе.

Позитив, конструктив, ответственность – основа отношений к себе, людям и жизни. Если встречаются трудности, с которыми справиться можно – мы от них не убегаем, а с ними справляемся. Затрудняешься сам – обратись за помощью.

Доверие. Мы изначально относимся друг к другу как к порядочным людям. Думать без настоящих оснований друг о друге плохо – запрещено. У нас нет серьезных секретов друг от друга, и все, что знать полезно, мы друг от друга не скрываем и рассказываем. Без нужды в жизнь другого мы не заглядываем, но в серьезных случаях понятие “конфидециальная информация” – не наше.

Здоровый образ жизни. Быть энергичными и здоровыми – наша обязанность перед близкими, которых мы любим, и перед жизнью, которую мы должны улучшать. Ложимся вовремя, едим что следует, спортом занимаемся.

Развитие. Мы не овощи, чтобы просто благополучно поддерживать свое существование. Для нас естественно думать, искать, развиваться.

Материализм и наука. Никаких высших сил, религии и эзотерики. Приметы, чудеса и колдуньи – не наше. Развлекаться этим можно, относиться к этому всерьез – нет. Мы свою жизнь строим своей головой, выбирая свои ценности самостоятельно. Решая, как нам поступить, мы обращаемся не к небесам, а к фактам и собственному разуму.

Разум важнее чувств. Чувствуй все что угодно, а делай что следует. В обсуждении плач, тяжелые эмоции и другое давление на чувства – недопустимы, все обсуждаем спокойно и разумно, формулируя тезисы и приводя обоснования. Когда у тебя эмоции перевешивают разум, по умолчанию прав тот, у кого голова на месте. Умные всегда главнее.

Порядочность. Пока человек не доказал обратного, он для нас человек порядочный, мы его уважаем, гадости о нем просто так не говорим и все договоренности с ним выполняем без напоминаний. С порядочными людьми мы ведем себя порядочно, даже если это наши соперники. Если у нас возникают разногласия, мы их решаем на основе имеющихся договоренностей и нашей Семейной конституции.

Честность и самоконтроль – основа доверия. Живем так, что нам можно доверять без проверок: следим за своим поведением сами, своим никогда не врем и не утаиваем важного.

Мы не строим свое счастье на несчастье других. Из плохой семьи классного человека увести к себе можно, а женатого мужчину из хорошей семьи – не уводим, какая бы любовь у нас не разгорелась.

Все лучшее – взрослым. Мы любим детей, чтобы они умнели и взрослели, а не росли детьми, людьми бездумными и несчастными жертвами. Если ребенок не сможет или не захочет жить так, в крайнем случае мы готовы от него отказаться, чтобы вкладываться в тех, кто сможет и хочет быть качественным человеком. Дети слушаются старших, когда те выполняют свои родительские обязанности и растят их качественными людьми.​​​​​​​

Для мужчин жесткая позиция в воспитании – нормально и правильно. Для мужчины дети не просто родная кровинушка, а продолжатели его дела и защитники его ценностей. Тарас Бульба отказался от своего сына, Андрия, когда тот перешел на сторону врагов. А.С. Макаренко расстался с одним из своих воспитанников, который выбрал жизнь вора и бандита. Если дети имеют право на выбор своей жизненной позиции, родители имеют право определить свое отношение к этому выбору детей. Смотри Отцовская модель любви

Если дети ценят свою семью, они строят свою семью только с теми людьми, с которыми у родителей будут добрые отношения.

Взаимоподдержка: все свои поддерживают каждого. Безразличие – недопустимо; развлекаться, когда кто-то из членов семьи нуждается в помощи – непорядочно. Нашу маму не может обижать никто. Главу семьи слушаются члены семьи – все. Наши дети всегда под нашей защитой.

“С родителями не воюют”. Если взрослые дети совсем не согласны с родителями, они их благодарят и далее не спорят: они прекращают пользоваться их помощью и начинают жить полностью самостоятельно. Они выходят из семьи, чтобы создать свою семью, ещё лучшую!

Эти ценности, как ориентиры жизни, приняты в семье редактора Психологоса, проф Н.И. Козлова. Возможно, в вашей семье ценности несколько другие – главное, чтобы ценности у вас были и разделялись всеми членами вашей семьи. Если же данные ценности вам близки или тем более полностью соответствуют вашим взглядам, будет очень здорово, если вы в комментариях об этом напишете. Нам будет приятно знать, что людей с подобными ценностями – много.

Содержание

Ценности и традиции семьи. Что такое семейные традиции, для чего они нужны, какие бывают традиции и как их создавать — обо всем этом наша статья.

Каждая женщина, становясь мамой, желает только лучшего своей семье. Она стремится уделять внимание мужу и детям, укреплять семейные отношения и строить гармоничную и счастливую семейную жизнь. При этом она хочет многое успевать. Успеть все: чем планирование поможет маме

Как маме успевать уделять время семье? В этом стремлении очень помогают именно семейные традиции и ритуалы.

Зачем нужны семейные традиции

Все мы родом из детства. Вырастая, мы переносим традиции и ритуалы, привитые в родительской семье, в свою. Часть из них утрачивает ценность, а часть мы придумываем и заводим самостоятельно.

Почему так важно иметь традиции?

1. Они помогают укреплять внутрисемейные отношения. Многие могут вспомнить, как приятно и весело украшать елку под новый год. Всеобщее предпраздничное настроение, ощущение радости, ожидание чуда. Запах хвои и веселые огоньки на потолке. Единение семьи во время подготовки ко встрече главного праздника года.

2. Поддерживают связь с историей, преемственность поколений. До сих пор в некоторых семьях есть традиция давать имена детям в честь родственников, например, бабушек или дедушек. Создание династий определенных профессий (врачей, артистов, военных, учителей и т.п.) тоже можно отнести к семейной традиции.

3. Создают общие интересы всех членов семьи. Показательна в этом случае традиция делать поздравительные открытки своими руками. Открытка-сюрприз готовится вместе с детьми каждому члену семьи на день рождения или какой-нибудь другой праздник. В процессе ее создания формируются теплые и крепкие взаимоотношения между родителями и детьми. Подарки своими руками — 10 способов занятий вместе с детьми

Очень важно привить своим детям семейные обычаи. Именно они дают ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Помогают привить определенные нормы и правила, дисциплинируют и позволяют передать культурное наследие.

Какие бывают традиции

Условно все традиции можно разделить по времени их проведения: ежедневные, периодические (еженедельные, ежемесячные) и ежегодные.

  • Милые ежедневные традиции-ритуалы встречи и прощания. Создают нежные отношения и являются залогом хорошего дня и спокойной ночи.
  • Утро нового дня приятней начинать со слов «Доброе утро!» или «Как спалось?», вместо унылого «Привет» себе под нос. При этом обнять и поцеловать каждого члена семьи. Сделать это не на автомате, а искренне и от души.
  • Вечером, перед сном, обязательно рассказать сказку или прочитать книгу детям. Пожелать доброй ночи и приятных снов.
  • Ни что так не укрепляют отношения, как семейные завтраки или ужины. Следует хотя бы раз в день садиться всей семьей за один стол. В это время можно поделиться планами на предстоящий день или обсудить уходящий.
  • Раз в неделю просто собираться всей семьей. Чтобы обменяться впечатлениями, обсудить события прошедшей недели или посмотреть фильм вместе. Не важно где, на диване в гостиной или за обеденным столом, главное — вместе.
  • Раз в неделю готовить всей семьей. Пусть это будет семейная пицца, пельмени или салат. Такая традиция не только укрепляет отношения и прививает детям полезные навыки, но и экономит маме силы и время. Как в ресторане: зачем нужно составлять меню

image

  • C рождения вести дневник развития ребенка. Записывать туда интересные слова и высказывания ребенка. Или делать отметки о его росте раз в месяц в определенном месте квартиры.
  • Хорошая традиция устраивать мини-праздники на окончание учебных четвертей в школе или 1 сентября. Сходите вместе с детьми в кинотеатр, в музей или на выставку.
  • Организовывать семейную фотосессию раз в полгода-год. Можно профессиональную или любительскую (у кого как позволяют финансы). Подготовка к ней займет, возможно, какое-то время, но зато потом будет приятно рассматривать результаты своего совместного труда.
  • Раз в год проводить отпуск каким-то особым способом. Или привозить из каждой поездки магнит на холодильник, тем самым пополняя свою коллекцию посещенных стран и городов. Как организовать переезд с детьми: пошаговое руководство для мамы
  • Проводить дни рождения и другие памятные события всей семьей. В некоторых семьях есть традиция на каждый день рождения ребенка поднимать именинника на маленьком стульчике столько раз, сколько исполнилось лет ребенку. Или устраивать мини-квесты с поиском подарка. Ребенку предлагается пройти по квартире по запискам с загадками. Во время такой игры ребенок взаимодействует с родителями и в итоге находит долгожданный подарок.

Кроме этого, традиции могут быть связаны с сезонами года.

Так, осенью можно ходить в парк шуршать опавшими листьями. Зимой делать «снежных ангелов» на свежевыпавшем снегу. Весной фотографироваться с цветущими деревьями, а потом сравнивать фотографии разных лет. Ну, а летом, после дождя, измерять глубину луж в резиновых сапожках или просто вместе ходить по лужам.

Как маме уделять время семье

Если в суматохе будней не можете найти время на семью или все чаще возникает вопрос как маме успевать всех любить, то стоит задуматься о создании обязательного еженедельного ритуала, в котором смогут принять участие все члены семьи.

Не стоит придумывать архисложные традиции. Главное, что нужно помнить при их создании — регулярность проведения, совместная подготовка, должны учитываться интересы всех членов семьи.

Хорошим примером семейной традиции на выходные дни может служить прогулка в парке всей семьей. С собой можно взять велосипеды, ролики, самокаты. Или просто побродить всем вместе. А после прогулки заехать на обед в кафе или устроить пикник на траве. Во имя любви: как маме найти время на мужа

На случай плохой погоды, можно остаться дома и поиграть в какую-нибудь увлекательную настольную игру всей семьей.

В формировании традиций помогут навыки планирования.

  1. Составьте список традиций, которые бы вы хотели добавить в своей семье.
  2. Заведите календарь традиций, где каждый член семьи может отмечать главные для него праздники. Такой календарь можно нарисовать самим или просто делать пометки в настенном календаре на нужных датах.

Как видите, создавать традиции совсем не сложно. В результате, совместно проведенный досуг наладит понимание внутри семьи. Поможет найти ответы на вопросы, как маме уделить время семье и успевать всех любить. У вас отпадет проблема “не могу найти время на семью”. Придаст стабильности и положит хорошее начало для будущего детей. Дзен-мама: практика осознанности

Крепкие семейные отношения — не об этом ли мечтает каждая мама?

Еще несколько интересных идей семейных традиций можно узнать  из этого ролика:

Дорогие читательницы, какие традиции есть вашей семье? Пришлось ли столкнуться с трудностями при их внедрении? Расскажите об этом в комментариях.

Алина Нафикова Сертифицированный психолог kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

NormalfalsefalsefalseMicrosoftInternetExplorer4<![endif]–>

<![endif]–><![endif]–><![endif]–><![endif]–>

Семейные правила, мифы, ценности и традиции играет огромную роль для сохранения института семьи.

Каждая семья в процессе жизни опирается на определенные семейные ценности и вырабатывает свои правила жизни.

Чтобы разобраться с семейными ценностями рассмотрим вначале семейные правила и семейные мифы.

Что здесь первично, что вторично сказать непросто, но семейные ценности формируются во многом благодаря постоянно повторяемым семейным правилам.

Они касаются и внутреннего распорядка и взаимоотношений с внешним миром.

Они являются дисциплинарными скрепами семьи, без них семья как единый организм разобьется на фрагменты и превратится в случайное собрание людей, которые все время конфликтуют между собой.

Примерами правила семьи представляют собой явные и скрытые ( действующие по умолчанию) предписания, которые нужно выполнять.

В них входят запреты на определенные действия и разговоры (нельзя говорить во время еды, нельзя перебивать старших, нужно вовремя приходить к столу, нужно помогать родителям).

Правила эти поддерживаются и при взрослении детей усваиваются ими как бессознательные установки, которые транслируются ими в новые семьи.

Так формируются и семейные ценности. Они, конечно, могут быть сформированы у кого-то из супругов до вступления в брак, но они безусловно доформировываются в процессе семейной жизни.

Помимо правил в семьях работает еще один механизм, который позволяет семье отвечать внутри себя на вопрос, кто такие мы и демонстрировать ответ во внешний мир.

Члены семьи могут проговаривать между собой про себя разные формулы «мы- дружная семья», «наши дети очень талантливы», «нам все завидуют», «нам всегда везет»( или не везет»), « мы- герои, всего достигшие сами» и другие подобные формулы.

Если семья не имеет своих правил, то в трудный момент она может рассыпаться как карточный домик.

Особенно опасной является ситуация, когда в семью входит какой-то новый человек.

Если он психологически сильнее других членов семьи и к тому же имеет свои ярко выраженные правила, противоположные тем, что исповедует семью он легко может навязать их остальным домочадцам и тогда семья под угрозой.

Я неоднократно сталкивался с подобными случаями на консультациях и должен сказать, что спасти такую семью бывало всегда очень сложно- слишком сильны были разрушения, сделанные таким вторгнувшимся в чужое пространство человеком.

Это в свою очередь было результатом изначальной слабости и непроработанности общих семейных ценностей.

Было удивительно смотреть на взрослых людей, инфантильных по своей природе и не понимавших, что если ты в своей семье не культивируешь семейных ценностей, то завтра в нее могут вторгнуться чужие разрушительные ценности.

Миф помогает сплотиться в трудную минуту для семьи, он поддерживает единство семьи и помогает ее членам определиться каким образом они должны позиционировать себя перед другими людьми.

Семейный миф может быть разным, иногда придуманным, но если члены семьи искренно верят в него, он работает.

Мне приходилось сталкиваться с такими семьями, которые всерьез верили, что они являются знатными дворянами и в их жилах течет чуть ли не императорская кровь, но как ни странно это не столько вредило им, сколько помогало.

Все члены этой семьи знали по несколько иностранных языков, и обладали отменными манерами. А миф, он был , конечно, красивой семейной легендой, никому не вредящей по сути.

Хуже всего когда семья живет скучно и уныло, без божества, без вдохновенья, без правил или с дурными правилами конфликта и склоки, без ценностей и без традиций. Такие люди всегда считались маргиналами или обывателями. Ничего хорошего в такой жизни нет.

Семейные ценности – это принципы взаимоотношений людей в семье и членов семьи с людьми вне семьи.

Сюда же к семейным ценностям нужно отнести и морально-нравственные ориентиры, которыми руководствуются ( или не руководствуются) члены семьи и которые призваны объединять семью в единый организм.

Это цели, к которым нужно стремиться, принципы, нуждающиеся в защите, взаимная забота, помощь , уважение, готовность к жертве ради того, чтобы помочь другим домочадцам.

Если одна часть членов семьи имеет одни ценности, другая, живущая под одной квартирой- прямо противоположные, то это делает мирное сосуществование этих двух групп внутри семьи порождает проблемы и конфликты.

Объединение ценностей требует усилий и времени и путь к такому единению лежит через установление здоровых семейных правил и традиций. Но кто-то в семье должен взять на себя формирование семейных скрепов.

Семья делается единым организмом, если ее члены поддерживают общие традиции и ритуалы ( например, Новый год семья всегда отмечает на подмосковной даче), имеют общие занятии и увлечения ( сын пошел по стопам отца и стал врачом, а дочь такая же театралка как мать) .

Несформулированные ценности и не поддерживаемые ритуалы являются фактором скрытого разъединения.

Семейные ценности-это сокровище, которое нужно хранить и которое является спасением, если семья переживает трудный период.

  • Скосарева Елена Ивановна, учитель начальных классов

Разделы:Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», ОРКСЭ

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (42 МБ)

Цель: Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;

Задачи:

  • Раскрыть значение понятий “семья”, “счастливая семья”, “семейные ценности”;
  • Развивать стремление проявлять ответственность в семейных отношениях;
  • Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
  • Воспитывать уважительное отношение к родным и близким;
  • Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Ход занятияI. – Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе.

– Ребята! Что всегда в вашем сердце, мысль о чём согревает в трудные минуты, где вас всегда поддержат и любят, безусловно. Чтобы понять, о чем я говорю, предлагаю вам внимательно посмотреть на “ОБЛАКО СЛОВ” (работа по группам – визуализация для выведения темы занятия) СЛАЙД 1. Приложение 1.

– Кто догадался: о чём пойдёт сегодня речь? Ответы детей (Семья, какая должна быть семья).

– Да, ребята! Наше сегодняшнее занятие на тему – “Семья и семейные ценностиСЛАЙД 2.

Мы постараемся раскрыть роль семьи в жизни каждого человека. В течение 3-х лет мы изучали свои семьи: составляли родословное дерево, составляли ленту времени “Я и время”, строили “Дом моей мечты”, объясняли значение своего имени, искали истоки возникновения фамилии своей, создавали герб семьи, составляли “Летопись семьи”, ……

– Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся найти ответы сегодня? СЛАЙД 3.

Что такое семья? Какая семья называется счастливой? Что такое семейные ценности?

– Какие ассоциации у вас вызывает слово “семья”? (мама, папа, родители, дом, братья, сёстры, семейный праздник).

Посмотрите на “ОБЛАКО СЛОВ” и постарайтесь ответить: “Что такое семья?” СЛАЙД 4. (Приложение 1). Слайд 5. “Семья – это то место, где человек должен учиться творить добро”

“Семья – это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ”.

“Семья – это родные друг другу люди”.

“Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие интересы”.

“Семья – группа живущих вместе близких родственников” (словарь С. И. Ожегова).

– Как вы понимаете слова “люди, живущие рядом? (члены семьи, соседи, друзья, окружающие родственники).

– А сколько в слове “семья” загадок и поучительных открытий! Слово “семья” можно разделить на два слова – КАКИЕ? (“семь” и “я”).

– И тогда оно как будто говорит нам: “Семья – это семеро таких же, как я”.

– И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия.

II. Притча о семье “Полная ли банка”. (Демонстрация учителем).

Учитель наполняет баночку камнями (большими)

– Полна ли банка? (ДА, полна)

Учитель высыпает горошек мелкий, потрясти немного (горошек занял свободное место между камнями).

– Полна ли банка? (ДА, полна)

– Тогда взять коробку, наполненную песком (мукой, мелкая крупа), и насыпать его в банку.

– Полна ли банка? (ДА, полна)

– Учитель выливает воду

– Полна ли банка? (ДА, полна)

– А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваш ДОМ.

Камни — это самые важные люди в доме и в жизни каждого человека – ..РОДИТЕЛИ Горошек — это те, кто наполняет дом радостью, счастьем, смыслом жизни:… ДЕТИ. Песок — это те, кто дополняет семью нежностью, заботой, любят своих внуков – …БАБУШКИ И ДЕДУШКИ. Вода – скрепляет всё воедино и делает содержимое крепким. Тогда и рождается …..СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ.

– А когда же родилась её величество семья???? …..Ответы детей.

– Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но…

III. СЦЕНКА

Автор: Еве сказал перед свадьбой Адам:

Адам:

Автор: И Ева тихо ответила:

Ева: “Я!”

Адам: “Кто их воспитает, царица моя?”

Автор: И Ева снова ответила:

Ева: “Я!”

Адам: “Кто пищу сготовит, о радость моя?”

Автор: И Ева снова ответила:

Ева: “Я!”

Адам:

“Я, я  – снова вторила Ева, – я, я…”

Автор:

– Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья! Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье мы желанные дети. Здесь нас нарекли именем. Слово “семья”, как и слово “хлеб”, “вода”, не требует расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни. Семья- это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Счастливая семья – это спасательный круг, с помощью которого мы каждый день вплываем в спокойную и надёжную гавань, где царят уют, радость, душевный покой.

Какая семья называется СЧАСТЛИВОЙ?

– Учитель читает притчу. /СЛАЙД 6/

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. “Расскажи”,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: “ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ” А в конце листа: “СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ”.

– И все?

-Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: “И мира тоже”.

– Так что же делает СЕМЬЮ СЧАСТЛИВОЙ? (СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ)

– Дополните ответы на эти вопросы, работая по группам.

IV. РАБОТА ПО ГРУППАМ (определяем, клеим, составляем, вырезаем)/ СЛАЙДЫ 7,8

Детям даются кластеры в виде РОМАШКИ /Приложение 3/, клеим на кластер выбранные слова.

I группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из прилагательных. Можете дописывать и добавлять своё. /Приложение 1/II группа. Используя “облако слов”, ответьте на вопрос: Какая семья называется счастливой, составив свой кластер из глаголов. Можете дописывать и добавлять своё. / Приложение 1/III группа. Выберите семейные ценности и составьте кластер./Приложение 2/Выносим кластеры на ДОСКУ и защищаем по группам.

– Что мы не берём в счастливую семью?

Мы нашли так много хороших светлых слов о семье: и существительных, и прилагательных, и глаголов. Что можем попробовать составить СИНКВЕЙН.V. СЛАЙД 9. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА

1 строчка – существительное. Семья

2 строчка – два прилагательных. Какая она?

3 строчка – три глагола. Что она делает? Или делают?

4 строчка – четыре слова – предложение. Предложение о семье или пословица.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, или, как по-другому можно назвать семью

Дети пишут по группам и озвучивают. Например:Семья.Семья.VI. Перед каждой группой лежит ГЕРБ СЕМЬИ, я взяла их из ваших летописей семьи.

А теперь задание группам: “Допишите девиз семьи на каждый герб”.

Можно использовать синквейн, пословицы, поговорки, облако слов……

/Приложение 4/.VII. – Почему кластер составляли в форме РОМАШКИ? Символом семьи в России является ромашка. Как вы думаете, почему?

– Что символизируют лепестки цветка? /Членов семьи/

– На чём держатся лепестки? /На сердцевине/.

– Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевину? /Он погибнет/

Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “Молитва детей. Детские мечты со словами” (2.15) Слайд 10.

– Как вы думаете, о чем мечтают все дети?

А у всех ли детей есть родители, семья? Просмотр СОЦИАЛЬНОГО ролика “О детдоме” (0.51). Слайд 11.

О чем они мечтают?

Так о чем же мечтают все дети планеты? ( О счастье, мире в семье)

– Есть ли у них надежда?

VIII. Притча “Четыре свечи” (обыгрываем). Слайд 12.

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

Первая сказала:

— Я — Мир… К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть.

И огонёк свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила:

— Я — Вера… К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше. Едва она замолчала, подул лёгкий ветерок и погасил её.

Третья свеча опечалилась:

— Я — Любовь… У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают. Они забывают любить даже тех, кто их любит больше всего — своих близких, — сказала она и погасла.

Вдруг в комнату вошёл малыш и, увидев три потухшие свечи, испуганно сказал:

— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты! — плакал он.

Четвёртая свеча произнесла:

— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я — Надежда.

С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ. Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтобы в жизни каждого из нас была Надежда, Вера, Мир и Любовь !!!

– Мы должны сделать так, чтобы в наших сердцах всегда пылали и не гасли все четыре свечи. Ведь мир, вера, любовь и надежда так нужны для того, чтобы семья и дети были счастливыми!

– Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Давайте подведем итог и построим дом “счастья”? С чего начать? /Приложение 5/. СЛАЙД 13.

I группа. Строим фундамент. На “кирпичиках”, предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом “Дом”.

– “Дом” – это…кров, начало начал, очаг, крепость, причал, тепло, уют .II группа.: Возводим стены. Написать слова, которые ассоциируются со словом “Семья”. Семья это -… “Семья – это…. Бабушка, дедушка, брат, сестра, мама, папа, я….. (тётя, дядя, …)III группа.: создайте “Технику безопасности” в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: “Что можно”…, “Что нельзя”…Можно: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью, почитать родителей, уважать мнение всех членов семьи.Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.И все вместе возведем крышу. Что нужно для крепости семейных отношений?

Ученики зачитывают ответы: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.

– Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.

IX. Слайд 14. Дети читают по цепочке.

– Давайте вернемся к моей заветной БАНОЧКЕ.

– Сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ещё и ваша будущая ЖИЗНЬ.

Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, родители, дети — всё то, что необходимо, чтобы семья счастливой даже в случае, если всё остальное потеряется.Горошек — это вещи, которые дополняют жизнь семьи: работа, дом, автомобиль. Песок мелочи, все остальное. Что может дополнять семью.

– Если сначала наполнить банку песком…… Ответы детей, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни.

И также в жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей, которые делают жизнь и семью СЧАСТЛИВОЙ.

X. РЕФЛЕКСИЯ.

– Интересно вам было строить дом, создавать кластеры?

– Работать в группах?

– Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?

– Какой цвет ромашки выбрали бы вы, чтобы оценить нашу работу на занятии?

Отлично, все удалось, мне было уютно и комфортно в группе – …. (оранжевый, розовый, желтый) Еще не всё мне удаётся – … (зелёный). Мне было трудно, некомфортно – … (синий).

– Давайте составим БУКЕТ ЛЮБВИ РОДИТЕЛЯМ из наших впечатлений от нашей работы. (Клеим возле дома ромашки, выбранного цвета). СЛАЙД 16.

– Ответьте на мои вопросы

– Что на свете всего дороже? Семья.

– А что значит семья?

Это – семь я.

– Без чего не может быть она?

Без папы, мамы и меня.

– А чем же скреплена она?

Любовью, заботой и теплом.

– Ведь все мы связаны семьёй.

13.10.2015

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий