Выразительно-изобразительные средства в литературе

Как один из видов искусства, литература обладает собственными художественными приемами, основанными на возможностях языка и речи. Их обобщенно именуют термином «изобразительные средства в литературе». Задача этих средств – предельно выразительно описать изображаемую действительность и передать смысл, художественную идею произведения, а также создать определенное настроение.

image

Тропы и фигуры

Выразительно-изобразительные средства языка – это разнообразные тропы и фигуры речи. Слово «троп» в переводе с греческого означает «оборот», то есть это какое-то выражение или слово, употребленное в переносном значении. Троп как изобразительно-выразительное средство в литературе автор использует для большей образности. Эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы и другие художественные приемы относятся к тропам. Фигуры речи – это речевые обороты, усиливающие эмоциональный тон произведения. Антитеза, эпифора, инверсия и многие другие – это изобразительные средства в литературе, относящиеся к стилистическому приему под общим наименованием «фигуры речи». Теперь рассмотрим их подробнее.

Эпитеты

image

Самый распространенный литературный прием – это использование эпитетов, то есть образных, нередко метафоричных, слов, живописно характеризующих описываемый объект. Эпитеты мы встретим в фольклоре («почестен пир», «бессчетна золота казна» в былине «Садко») и в авторских произведениях («осторожный и глухой» звук упавшего плода в стихотворении Мандельштама). Чем выразительней эпитет, тем эмоциональней и ярче образ, создаваемый художником слова.

Метафоры

Термин «метафора» пришел к нам с греческого языка, как и обозначение большинства тропов. Он буквально означает «переносное значение». Если автор уподобляет капельку росы крупинке бриллианта, а багряную гроздь рябины костру, то речь идет именно о метафоре.

Метонимия

Очень интересное изобразительное средство языка – метонимия. В переводе с греческого – переименование. В этом случае имя одного объекта переносится на другой, и рождается новый образ. Великая сбывшаяся мечта Петра Первого обо всех флагах, которые будут «в гости к нам» из Пушкинского «Медного Всадника» — это пример метонимии. Слово «флаги» заменяет в данном случае понятия «страны, государства». Метонимию охотно используют в средствах массовой информации и в разговорной речи: «Белым домом», например, зовут не здание, а его обитателей. Когда мы говорим «прошли зубы», мы имеем в виду, что исчезла зубная боль.

Синекдоха в переводе – соотношение. Это тоже перенос значения, но только по количественному признаку: «немец двинулся в атаку» (имеются в виду немецкие полки), «не залетает сюда птица, не идет сюда зверь» (речь, конечно же, о многих зверях и птицах).

Оксюморон

Изобразительно-выразительное средство в литературе – это также и оксюморон. Стилистическая фигура, которая может оказаться и стилистической ошибкой – объединение несовместимого, в дословном переводе это греческое слово звучит как «остроумно-глупое». Примеры оксюморона – названия известных книг «Горячий снег», «Поднятая целина» или «Живой труп».

Параллелизм и парцелляция

Нередко в качестве выразительного приема используют параллелизм (намеренное употребление сходных синтаксических конструкций в соседних строках и предложениях) и парцелляцию (членение фразы на отдельные слова). Пример первого найдем в книге Соломона: «Время сетовать, и время плясать». Пример второго:

Инверсия

Какие изобразительные средства в художественной речи могут встретиться еще? Инверсия. Термин произошел от латинского слова и переводится как «перестановка, переворачивание». В литературе инверсией называют перестановку слов или частей предложения с обычного на обратный порядок. Делается это для того, чтобы высказывание выглядело более значительным, хлестким или красочным: «Многострадальный наш народ!», «Век безумный, ошалевший».

Гипербола. Литота. Ирония

Выразительные изобразительные средства в литературе – это еще и гипербола, литота, ирония. Первое и второе относятся к категории преувеличения-преуменьшения. Гиперболой можно назвать описание богатыря Микулы Селяниновича, который одной рукой «повыдернул» из земли соху, которую вся «хоробрая дружинушка» Вольги Святославовича не могла сдвинуть с места. Литота, напротив, делает образ смехотворно маленьким, когда о миниатюрной собачке говорят, что она «не более наперстка». Ирония же, которая дословно звучит в переводе как «притворство», призвана называть предмет не тем, каким он кажется. Это тонкая насмешка, в которой буквальный смысл спрятан под противоположным утверждением. Например, вот ироничное обращение к косноязычному человеку: «Что же ты, Цицерон, двух слов связать не можешь?» Ироничный смысл обращения таится в том, что Цицерон был блестящим оратором.

Олицетворение и сравнение

Живописными тропами являются сравнение и олицетворение. Эти изобразительные средства в литературе создают особую поэтику, апеллирующую к культурной эрудиции читателя. Сравнение – наиболее часто употребляемый прием, когда клубящийся вихрь снежинок у оконного стекла сравнивается, например, с роем мошкары, слетающейся на свет (Б. Пастернак). Или, как у Иосифа Бродского, ястреб в небе реет «как квадратный корень». При олицетворении неживые предметы приобретают волей художника «живые» свойства. Это «дыхание кастрюли», от которого «кожанка становится теплой», у Евтушенко или маленький «клененочек» у Есенина, который «сосет» «зеленое вымя» взрослого дерева, возле которого он вырос. А вспомним Пастернаковскую метель, которая «лепит» на оконном стекле «кружки и стрелы»!

Каламбур. Градация. Антитеза

Среди стилистических фигур можно упомянуть еще каламбур, градацию, антитезу.

Каламбур, французский по происхождению термин, подразумевает остроумное обыгрывание разных значений слова. Например, в анекдоте: «Натянул лук и отправился на маскарад в костюме Чиполлино».

Градация – это постановка однородных членов по усилению или ослаблению их эмоционального накала: вошел, увидел, завладел.

Антитеза – это резкое ошеломительное противопоставление, как у Пушкина в «Маленьких трагедиях», когда он описывает стол, за которым недавно пировали, а теперь на нем стоит гроб. Прием антитезы усиливает мрачный метафорический смысл повествования.

Вот основные изобразительные средства, которыми мастер пользуется, чтобы подарить своим читателям эффектный, рельефный и красочный мир слова.

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Уроки русского языка
  • Средства выразительности языка

Средства выразительности языка

27 августа 2018

Громенкова Светлана Ивановна знакомит нас с конспектом урока русского языка в 10 классе.

Визитная карточка урока

Учебник «Русский язык», авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.

Планируемые результаты

Личностные: формировать и закреплять в сознании учащихся бережное отношения к родному языку, ответственное отношения к собственному слову, к культуре речи.

Метапредметные

Регулятивные учебные действия: развивать навыки целеполагания, планирования, контроля и оценки деятельности.

Познавательные учебные действия: совершенствовать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать мысли; развивать навыки работы с текстом.

Коммуникативные учебные действия: совершенствовать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействовать в группе, принимать совместные решения.

Предметные: повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка; совершенствовать умение  различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи).

Урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Виды деятельности: анализ и классификация художественных средств выразительности, исследовательская работа с текстом, выполнение заданий КИМов ЕГЭ, написание коллективной творческой работы.

Ход урока

1. Подведение к теме

– Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на речевом практикуме, который хочу начать с синквейна-загадки:

Они

Красивые, живые

Украшают, описывают, имитируют

«Богатство языка…богатство мыслей»

Сокровища речи

– Как вы думаете, о чём идёт речь? /Художественные средства, изобразительные средства, средства выразительности/

– Молодцы! Итак, тема нашего урока — «Средства выразительности языка». Эпиграфом к уроку я взяла слова Л. Успенского: «Если в мире есть вещи, достойного названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них».

– Согласны ли вы с ним? Почему?

– Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь.

2. Формулирование задач урока

– Да, действительно, русский язык богат и гибок, что позволяет изобразить любую картину и передать самую сложную мысль. Вопрос только в том, умеет ли говорящий пользоваться изобразительно-выразительными средствами. Главное в понятии «выразительность» – способность к воспроизведению, имитации, описанию явлений окружающей действительности.

Очень тесно мы сталкиваемся со средствами выразительности на ЕГЭ как при выполнении теста, так и при написании сочинения.

– Какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшнем практикуме?

  • Повторить термины,
  • скорректировать умение находить средства выразительности в тексте,
  • различать виды средств выразительности
  • совершенствовать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

– Тема определена, задачи поставлены, начинаем нашу работу с терминологического диктанта. Я читаю определения, вы записываете в столбик название изобразительно-выразительного средства.

3. Терминологический диктант

  1. Одинаковое построение соседних предложений. /Синтаксический параллелизм/
  2. С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов, с другой – в устной речи и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака. /Тавтология/
  3. Обратный порядок слов. /Инверсия/
  4. Художественное преуменьшение. /Литота/
  5. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. /Иносказание/
  6. Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака. /Сравнение/
  7. Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и пр. /Термины/
  8. Скрытая насмешка. /Ирония/
  9. Только в контексте слова являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. /Контекстные антонимы/
  10. Единоначалие. /Анафора/

– Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно получиться слово стилистика. Поставьте себе баллы в карту достижений. Проверьте орфографию. Если термин указан верно, но с орфографической ошибкой, ответ считается неправильным.

– Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам? /Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка. Записанные нами термины – наиболее часто встречаемые в КИМах изобразительно-выразительные средства. Знания терминов и их определения на экзамене мало, необходимо ещё и умение приводить примеры. Переходим к следующему этапу практикума/

4. Работа в парах (Соотнеси термин с примером)

  1. Усердный в бригаде – клад, ленивый – обуза.
  2. К утру расстреляли притихшее горное эхо.
  3. Случился случай.
  4. Мальчик – с – пальчик.
  5. Сторож допил свою воду, вытер рот рукавом, желая этим сказать, что аудиенция закончена.
  6. Уж озимь яркая блеснула изумрудом.
  7. Пытливый скальпель учёного.
  8. Вообразите себе воробья, который клюёт исполинскую гору.
  9. Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

а.

Инверсия

б.

Термин

в.

Ирония

г.

Синтаксический параллелизм

д.

Тавтология

е.

Сравнение

ж.

Литота

з.

Анафора

и.

Контекстные антонимы

5. Проверка

– Обменяйтесь ответами с другой парой, проверьте друг друга, поставьте баллы. /Правильный ответы высвечиваются на слайде/

1-и, 2-а, 3-д, 4-з, 5-ж, 6-в, 7-г, 8-е, 9-б

– На какие группы можно разделить изобразительно-выразительные средства, с которыми мы работали? /Тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики/

– Что лежит в основе такого лексического средства, как троп? /Употребление слов в переносном значении/

– Назовите известные вам тропы.

– Что такое фигуры речи? /Необычное синтаксическое построение с целью усиления выразительности/

– Перечислите синтаксические средства.

В процессе ответов детей на слайде постепенно заполняется таблица.

Тропы

Фигуры речи

Изобразительные возможности лексики

Литота

Иносказание

Сравнение

Ирония

Метафора

Эпитет

Гипербола

Олицетворение

Синекдоха

Перифраза

Синтаксический параллелизм

Инверсия

Анафора

Эпифора

Градация

Многосоюзие

Риторический вопрос

Тавтология

Термины

Контекстуальные антонимы

Синонимы

Паронимы

– Для чего нам необходимо различать тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики? /Чтобы не ошибиться при выполнении задания ЕГЭ/

– Внимательно читаем инструкцию. /Слайд/

А затем приступаем к выполнению задания.

«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление такого тропа, как_____(«искусство является историком») придаёт яркость и образность тексту. Весь текст построен на фигуре речи______(«Он над тучами смеётся, он от радости рыдает»). Серьёзность темы достигается при помощи ______(«Что вам ответить на это?»), а также использованием ______(«догмы», «модернизм», «бытие» и др.)».

1.Антитеза

2.Метафора

3.Риторический вопрос

4.Аллегория

5.Ряды однородных членов

6.Сравнение

7.Термины

8.Синтаксический параллелизм

9.Эпитет

10.Гипербола

Ответы: 2, 8, 3, 7

– Чтобы правильно определить вид изобразительно-выразительного средства, необходим контекст, в котором он употребляется, то есть текст, который даётся вам на экзамене для анализа.

6. Индивидуальная тестовая работа

– Приступим к индивидуальной тестовой работе. /Каждый ученик получает вариант задания В8 и текст КИМов ЕГЭ. Задание проверяется учителем. Баллы выставляются в карту достижений/

Мини-исследование (работа в группах с текстом И.А. Ильина «О дружбе»).

О дружбе

(1) У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет… (2) И тогда изумлённо и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели — и не нашёл ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (3)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..

(4)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? (5)Как же жили люди раньше. до нас? (6)И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни?

(7)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (8)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?

(9)Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (10)Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба» преферанса и «дружба» собутыльничества. (11)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы — и оба считают себя «друзьями». (12)»Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». (13)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. (14)Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества. (15)Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.

(16)Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (17)Истинная дружба… (18)Если бы только знать, как она завязывается и возникает… (19)Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её…

(20)На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека: эта сила есть любовь. (21)На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это есть духовная жизнь. (По И.Ильину)

Ильин Иван Александрович (1883–1945) – русский христианский философ, национальный мыслитель, правовед, писатель, литературный критик и публицист, по убеждениям – славянофил и монархист.

Задание 1 группе: Найти в тексте тропы, привести примеры, определить назначение в тексте.

Задание 2 группе: Найти в тексте фигуры речи, привести примеры, определить назначение в тексте.

8. Чтение текста

9. Отчет групп о результатах исследования

10. Творческая работа в группе

– Мне хотелось бы вернуться к началу урока, точнее к синквейну, в котором последними строками были слова «сокровища речи». Эти слова станут первой строчкой сочинения по кругу. Запишите следующее предложение – ваше понимание ключевой фразы (на это отводится одна-две минуты) и передайте другому по кругу. Последний читает всё написанное.

11. Рефлексия

– Вы не только научились находить «сокровища речи» в тестах, тексте, но и использовать их в творческой работе. А теперь обратимся к рефлексивному экрану. Я предлагаю выбрать фразу, которую вам сейчас захотелось продолжить.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

У меня получилось…

Теперь я могу…

Мне захотелось…

Я смог…

Хочу больше узнать о…

– Посчитайте свои баллы за урок, поставьте себе отметку.

12. Задание на дом

Ученикам раздаются бланки с темами презентаций:

  1. Метафора – царица тропов.
  2. Огромная гипербола и малюсенькая литота.
  3. Эпитет великолепный.
  4. Всё риторическое: обращение, восклицание, вопрос.
  5. Спуски и подъёмы градации.
  6. Анафора и эпифора – стилистические антонимы.
  7. Возможности сравнения.

– Выберите тему для своей презентации-исследования.

– Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта достижений

ФИО________________

Речевой практикум «Средства выразительности языка»

Вид работы

Максимум баллов за задание

Количество баллов за ответ

Терминологический диктант

10

Работа в парах

9

Тест

4

Исследование

5

Итог

28

 

Примечание:

  • ставится 1 балл за каждый верный ответ;
  • за исследование ставит оценку руководитель группы;
  • тест оценивает учитель;
  • итог подводит каждый сам.

Разбалловка:

«5» — 26-28

«4» — 20-25

«3» — 15-20

«2» — менее 15

Презентация к уроку (файл pptx, размер 379 КБ).

Автор: Громенкова Светлана Ивановна

Добавить комментарий

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория

К изобразительно-выразительным средствам языка художественного произведения относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория и другие.

Сравнение – изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением. Синтаксически сравнение выражается при помощи сравнительных союзов как, будто, словно, точно, похож, ровно, как будто, что. Например,

И не похожа на полет

Походка медленная эта,

Как будто под ногами плот,

А не квадратики паркета.

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах черных, все сердца туманит…

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка…

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

Сближение разных предметов помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного признака, также ряд дополнительных.

По своей форме сравнения бывают прямыми и отрицательными. Прямое сравнение – сопоставление предметов или явлений в прямой, утвердительной форме. В отрицательных сравнениях внешне явления отдельны, но внутренне сближены:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Сравнение может проходить через все произведение. Например, в лермонтовском стихотворении “Поэт” творчество поэта сравнивается с кинжалом, который из грозного оружия превратился в украшение, висящее на ковре, а поэт “утратил свое назначенье”.

Эпитет – художественное, образное определение; слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его качества, свойства, признаки. Чаще всего эпитет имеет метафорическую форму, то есть имеет переносный смысл (в отличие от обычного определения): золотые руки, золотая роща, железная хватка и т. д.

Эпитеты бывают простыми и сложными. Простые эпитеты выражаются одним словом (тяжелозмейные волосы). В состав сложных эпитетов может входить делая фраза. Например:

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя,

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

В этой строфе Пушкина первые две строки – сложный эпитет к местоимению “ты”.

Эпитетами могут быть различные части речи:

– прилагательные (глухая ночь);

– существительные (волшебница-зима);

– наречия (волны ласково катились на берег);

– деепричастия (играючи расходится ветер).

Метафора – перенос по сходству; вид тропа (троп – слово в иносказательном значении), в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений в языке. Метафора, как и сравнение, переносит свойства одного предмета или явления на другой. Но, в отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента (то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают), в метафоре присутствует только один. Второй как бы скрыт, он только подразумевается.

Надо уметь видеть второй, скрытый план метафоры. Метафора заставляет работать мысль и воображение. Например:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

Эта строфа стихотворения Маяковского “Багровый и белый” буквально пронизана метафорами. “Багровый”, “белый” и “зеленый”, в который “бросали” горстями дукаты – краски заката, дукаты – звезды, высыпавшие на ночное небо. “Горящие желтые карты” – свет, зажегшийся в окнах с наступлением темноты.

Метафора – самый емкий троп. Она способна высветить предмет или явление с совершенно новой, необычной стороны, сделать текст неповторимо поэтичным. Метафоры бывают простыми и развернутыми.

Развернутыми называются те метафоры, в которых метафорический образ охватывает, например, несколько фраз. Развернутой метафорой является, например, образ “птицы – тройки” в “Мертвых душах” Гоголя.

Метонимия – перенос по смежности. В этом случае явления находятся в какой-либо связи друг с другом: “всю ночь глаз не смыкал”, то есть не спал (смыкание глаз – это внешнее выражение покоя). Виды метонимии:

– уподобление внешнего выражения внутреннему состоянию (“сидеть сложа руки”);

– метонимия места, уподобление того, что где-либо помещается с тем, что его вмещает (“аудитория ведет себя хорошо”). Часто в двух или нескольких словах содержится одновременно и метафора, и метонимия: “зал кипит”;

– метонимия принадлежности, когда предмет уподобляется тому, кому он принадлежит: “ехать на извозчике”, “люблю читать Шекспира”;

– уподобление действия его орудию: “предать огню и мечу”, “бойкое перо”.

Гипербола – художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. С помощью гиперболы писатель может усилить впечатле

Ние от достоинств или недостатков своих героев, свойств предметов и явлений. Например, знаменитое гоголевское выражение “Редкая птица долетит до середины Днепра” – явное преувеличение размеров реки.

Аллегория – изображение отвлеченного (абстрактного) понятия через конкретный образ, когда одно явление изображается и характеризуется через другое. Аллегория состоит из двух элементов:

1) смыслового – это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;

2) образно-предметного это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.

Связь аллегории с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем, например, у символа. В основном аллегория выражает строго определенный предмет или понятие (связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии). Традиционно аллегория используется в басне, притче.

Классический пример аллегории – женщина с завязанными глазами и с весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория « Сочинение на тему “Мое любимое занятие летом” Влияние телевидения на народ » Тема 4: Средства выразительности

Урок 4: Средства выразительности. Выразительные средства лексики и фразеологии (лексические средства и тропы). Урок 1

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория

Заметили ошибку?

Существуют лексические и синтаксические изобразительно-выразительные средства языка.

Особое место среди них занимают средства художественной изобразительности: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы. Это специальные приёмы, в основе которых лежит использование сочетания звуков, слов, словосочетаний и предложений.

Основным средством выразительности являются тропы. К ним относят: эпитет, сравнение, метафору, олицетворение, метонимию, синекдоху, перифраз, гиперболу, литоту, иронию.

Сравнение — это изобразительный прием, который основан на сопоставлении разных предметов, явлений, эмоций. Например: И зарево, как вечный метеор, играя в облаках, пугает взор.

Сравнения могут быть выражены: творительным падежом существительного, сравнительной степенью прилагательного или наречия, сравнительными оборотами, при помощи слов подобный, похожий, это или при помощи сравнительных придаточных предложений. Нужно отметить, что в сравнении обязательно называются два предмета: что сравнивается и с чем сравнивается. Например: Он пошёл на дно каменем.

Эпитет — это образное определение. От простого определения он отличается тем, что в нём есть скрытое сравнение, из-за чего этот приём приобретает художественную выразительность. Например: сиротеющая замля, немой покой.Эпитеты могут быть существительными, которые играют роль приложений или сказуемых. Например: Поэт — это лира, а не только няня своей души. Наречиями в роли обстоятельств, деепричастиями и редко местоимениями, которые выражают превосходную степень чего-либо. Например: Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Кроме того, эпитеты могут быть причастиями или причастными оборотами.

Урок 3Вернуться к темеУрок 5

Определения

  • Троп — риторическая фигура, которая используется, чтобы усилить образность языка художественного произведения.
  • Риторический вопрос — фигура речи, представляющая собой вопрос, не требующий ответа.
  • Афоризм — краткая меткая характеристика, бытующая в речи как устойчивое выражение.
  • Инверсия — нарушение порядка слов, принятого в разговорной речи.
  • Анафора — единоначалие, повторение схожих звуков в начале поэтической строки или предложения.
  • Эпифора — повторение звуковых сочетаний или слов. Противоположность анафоры.
  • Аллитерация — повторение одинаковых или похожих согласных с целью ритмизации речи.
  • Ассонанс — повторение одинаковых или похожих гласных с целью гармонизации речи.
  • Эпитет — определение при слове, подчёркивающее те или иные его свойства и придающее образность.
  • Сравнение — художественный приём, основанный на сопоставлении различных явлений, лиц или предметов по признаку сходства.
  • Метафора — слово либо словосочетание, употребляемое в переносном значении. В основе метафоры — скрытое сравнение на основании общности признака.
  • Олицетворение — наделение неживого объекта признаками живого.
  • Метонимия — использование названия одного предмета в качестве характеристики другого (перенос по смежности).
  • Гипербола — поэтическое преувеличение.
  • Аллегория — художественная презентация отвлечённых идей в качестве вещественных символов или людей.
  • Оксюморон — сочетание слов со взаимоисключающими значениями.

Объяснение и примеры

Для усиления восприятия в литературном произведении используются различные средства выразительности, в частности — тропы.

Речь персонажа

Чтобы автор мог передать речь другого человека (пусть и гипотетического — своего персонажа), нужно обогатить его высказывания приёмами и выражениями, предположительно характерными именно для данного человека.

Пример

Дед Щукарь из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» регулярно употребляет в речи афоризмы — как народные, так и выдуманные им самим.

Проблему составляет и необходимость передачи мыслей героев. Одним из средств решения этой сложности является риторический вопрос.

Пример

Когда Владимир Ленский («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) произносит: «Куда, куда вы удалились,  Весны моей златые дни?» — он, конечно, не предполагает ответа на этот вопрос, который, по сути, выражает скорбь в связи с уходящей молодостью.

Поэтический язык

Особенно остро необходимы выразительные средства языка в поэтической речи: лирика характеризуется повышенной эмоциональностью и высокими требованиями к ритму и созвучию. Именно поэтому мы легко находим анафоры, аллитерации и ассонансы в поэтических произведениях.

Пример

Наиболее распространёнными в лирике анафорами считаются те, в которых повторяется начало поэтической строки («Черноглазую девицу, / Черногривого коня!» из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник» — повтор «черно»).

Звукоимитацию событий жизни весьма эффективно можно осуществлять с помощью аллитерации (фраза «Задрожало зеркало затона» в стихотворении С. А. Есенина «С добрым утром!» имитирует дрожание с помощью повторения звуков «з» и «р»).

А придать поэтическому тексту напевность помогает ассонанс (например, повторение протяжного «а» — «О, весна без конца и без краю…» в одноимённом стихотворении А. А. Блока).

Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и гиперболы составляют преимущественную ткань поэтического текста. А если нужно подчеркнуть что-то из ряда вон выходящее, сочетающее в себе противоположности, применяется такой приём, как оксюморон.

Пример

Анна Ахматова в стихотворении «Царскосельская статуя» употребила выражение «ей весело грустить»: печальная статуя выглядит радостно благодаря солнцу и окружающему её Царскосельскому саду.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое гипербола?

Ответ. Поэтическое преувеличение.

Какой троп использован в названии поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

Ответ. Оксюморон. Существительное «души» предполагает одушевлённость, а в сочетании с прилагательным «мёртвые» представляет собой парадоксальное сочетание несочетаемого, то есть оксюморон.

Поделиться ссылкой

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий