Содержание
- Тропы и фигуры
- Эпитеты
- Метафоры
- Метонимия
- Оксюморон
- Параллелизм и парцелляция
- Инверсия
- Гипербола. Литота. Ирония
- Олицетворение и сравнение
- Каламбур. Градация. Антитеза
- Средства выразительности языка
- Урок 4: Средства выразительности. Выразительные средства лексики и фразеологии (лексические средства и тропы). Урок 1
- Определения
- Объяснение и примеры
- Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Как один из видов искусства, литература обладает собственными художественными приемами, основанными на возможностях языка и речи. Их обобщенно именуют термином «изобразительные средства в литературе». Задача этих средств – предельно выразительно описать изображаемую действительность и передать смысл, художественную идею произведения, а также создать определенное настроение.
Тропы и фигуры
Выразительно-изобразительные средства языка – это разнообразные тропы и фигуры речи. Слово «троп» в переводе с греческого означает «оборот», то есть это какое-то выражение или слово, употребленное в переносном значении. Троп как изобразительно-выразительное средство в литературе автор использует для большей образности. Эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы и другие художественные приемы относятся к тропам. Фигуры речи – это речевые обороты, усиливающие эмоциональный тон произведения. Антитеза, эпифора, инверсия и многие другие – это изобразительные средства в литературе, относящиеся к стилистическому приему под общим наименованием «фигуры речи». Теперь рассмотрим их подробнее.
Эпитеты
Самый распространенный литературный прием – это использование эпитетов, то есть образных, нередко метафоричных, слов, живописно характеризующих описываемый объект. Эпитеты мы встретим в фольклоре («почестен пир», «бессчетна золота казна» в былине «Садко») и в авторских произведениях («осторожный и глухой» звук упавшего плода в стихотворении Мандельштама). Чем выразительней эпитет, тем эмоциональней и ярче образ, создаваемый художником слова.
Метафоры
Термин «метафора» пришел к нам с греческого языка, как и обозначение большинства тропов. Он буквально означает «переносное значение». Если автор уподобляет капельку росы крупинке бриллианта, а багряную гроздь рябины костру, то речь идет именно о метафоре.
Метонимия
Очень интересное изобразительное средство языка – метонимия. В переводе с греческого – переименование. В этом случае имя одного объекта переносится на другой, и рождается новый образ. Великая сбывшаяся мечта Петра Первого обо всех флагах, которые будут «в гости к нам» из Пушкинского «Медного Всадника» – это пример метонимии. Слово «флаги» заменяет в данном случае понятия «страны, государства». Метонимию охотно используют в средствах массовой информации и в разговорной речи: «Белым домом», например, зовут не здание, а его обитателей. Когда мы говорим «прошли зубы», мы имеем в виду, что исчезла зубная боль.
Синекдоха в переводе – соотношение. Это тоже перенос значения, но только по количественному признаку: «немец двинулся в атаку» (имеются в виду немецкие полки), «не залетает сюда птица, не идет сюда зверь» (речь, конечно же, о многих зверях и птицах).
Оксюморон
Изобразительно-выразительное средство в литературе – это также и оксюморон. Стилистическая фигура, которая может оказаться и стилистической ошибкой – объединение несовместимого, в дословном переводе это греческое слово звучит как «остроумно-глупое». Примеры оксюморона – названия известных книг «Горячий снег», «Поднятая целина» или «Живой труп».
Параллелизм и парцелляция
Нередко в качестве выразительного приема используют параллелизм (намеренное употребление сходных синтаксических конструкций в соседних строках и предложениях) и парцелляцию (членение фразы на отдельные слова). Пример первого найдем в книге Соломона: «Время сетовать, и время плясать». Пример второго:
Инверсия
Какие изобразительные средства в художественной речи могут встретиться еще? Инверсия. Термин произошел от латинского слова и переводится как «перестановка, переворачивание». В литературе инверсией называют перестановку слов или частей предложения с обычного на обратный порядок. Делается это для того, чтобы высказывание выглядело более значительным, хлестким или красочным: «Многострадальный наш народ!», «Век безумный, ошалевший».
Гипербола. Литота. Ирония
Выразительные изобразительные средства в литературе – это еще и гипербола, литота, ирония. Первое и второе относятся к категории преувеличения-преуменьшения. Гиперболой можно назвать описание богатыря Микулы Селяниновича, который одной рукой «повыдернул» из земли соху, которую вся «хоробрая дружинушка» Вольги Святославовича не могла сдвинуть с места. Литота, напротив, делает образ смехотворно маленьким, когда о миниатюрной собачке говорят, что она «не более наперстка». Ирония же, которая дословно звучит в переводе как «притворство», призвана называть предмет не тем, каким он кажется. Это тонкая насмешка, в которой буквальный смысл спрятан под противоположным утверждением. Например, вот ироничное обращение к косноязычному человеку: «Что же ты, Цицерон, двух слов связать не можешь?» Ироничный смысл обращения таится в том, что Цицерон был блестящим оратором.
Олицетворение и сравнение
Живописными тропами являются сравнение и олицетворение. Эти изобразительные средства в литературе создают особую поэтику, апеллирующую к культурной эрудиции читателя. Сравнение – наиболее часто употребляемый прием, когда клубящийся вихрь снежинок у оконного стекла сравнивается, например, с роем мошкары, слетающейся на свет (Б. Пастернак). Или, как у Иосифа Бродского, ястреб в небе реет «как квадратный корень». При олицетворении неживые предметы приобретают волей художника «живые» свойства. Это «дыхание кастрюли», от которого «кожанка становится теплой», у Евтушенко или маленький «клененочек» у Есенина, который «сосет» «зеленое вымя» взрослого дерева, возле которого он вырос. А вспомним Пастернаковскую метель, которая «лепит» на оконном стекле «кружки и стрелы»!
Каламбур. Градация. Антитеза
Среди стилистических фигур можно упомянуть еще каламбур, градацию, антитезу.
Каламбур, французский по происхождению термин, подразумевает остроумное обыгрывание разных значений слова. Например, в анекдоте: «Натянул лук и отправился на маскарад в костюме Чиполлино».
Градация – это постановка однородных членов по усилению или ослаблению их эмоционального накала: вошел, увидел, завладел.
Антитеза – это резкое ошеломительное противопоставление, как у Пушкина в «Маленьких трагедиях», когда он описывает стол, за которым недавно пировали, а теперь на нем стоит гроб. Прием антитезы усиливает мрачный метафорический смысл повествования.
Вот основные изобразительные средства, которыми мастер пользуется, чтобы подарить своим читателям эффектный, рельефный и красочный мир слова.
- Вы здесь:
- Главная
- Уроки русского языка
- Средства выразительности языка
Средства выразительности языка
- 27 августа 2018
Громенкова Светлана Ивановна знакомит нас с конспектом урока русского языка в 10 классе.
Визитная карточка урока
Учебник «Русский язык», авторы: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.
Планируемые результаты
Личностные: формировать и закреплять в сознании учащихся бережное отношения к родному языку, ответственное отношения к собственному слову, к культуре речи.
Метапредметные
• Регулятивные учебные действия: развивать навыки целеполагания, планирования, контроля и оценки деятельности.
• Познавательные учебные действия: совершенствовать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать мысли; развивать навыки работы с текстом.
• Коммуникативные учебные действия: совершенствовать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействовать в группе, принимать совместные решения.
Предметные: повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка; совершенствовать умение различать изобразительно-выразительные средства лексики (тропы и стилистические фигуры речи).
Урок применения предметных знаний, умений, навыков.
Виды деятельности: анализ и классификация художественных средств выразительности, исследовательская работа с текстом, выполнение заданий КИМов ЕГЭ, написание коллективной творческой работы.
Ход урока
1. Подведение к теме
– Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на речевом практикуме, который хочу начать с синквейна-загадки:
Они
Красивые, живые
Украшают, описывают, имитируют
«Богатство языка…богатство мыслей»
Сокровища речи
– Как вы думаете, о чём идёт речь? /Художественные средства, изобразительные средства, средства выразительности/
– Молодцы! Итак, тема нашего урока – «Средства выразительности языка». Эпиграфом к уроку я взяла слова Л. Успенского: «Если в мире есть вещи, достойного названия «чуда», то слово, бесспорно, первое и самое чудесное из них».
– Согласны ли вы с ним? Почему?
– Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь.
2. Формулирование задач урока
– Да, действительно, русский язык богат и гибок, что позволяет изобразить любую картину и передать самую сложную мысль. Вопрос только в том, умеет ли говорящий пользоваться изобразительно-выразительными средствами. Главное в понятии «выразительность» – способность к воспроизведению, имитации, описанию явлений окружающей действительности.
Очень тесно мы сталкиваемся со средствами выразительности на ЕГЭ как при выполнении теста, так и при написании сочинения.
– Какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшнем практикуме?
- Повторить термины,
- скорректировать умение находить средства выразительности в тексте,
- различать виды средств выразительности
- совершенствовать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.
– Тема определена, задачи поставлены, начинаем нашу работу с терминологического диктанта. Я читаю определения, вы записываете в столбик название изобразительно-выразительного средства.
3. Терминологический диктант
- Одинаковое построение соседних предложений. /Синтаксический параллелизм/
- С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов, с другой – в устной речи и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака. /Тавтология/
- Обратный порядок слов. /Инверсия/
- Художественное преуменьшение. /Литота/
- Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. /Иносказание/
- Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака. /Сравнение/
- Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и пр. /Термины/
- Скрытая насмешка. /Ирония/
- Только в контексте слова являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. /Контекстные антонимы/
- Единоначалие. /Анафора/
– Если вы успешно справились с заданием, то по начальным буквам у вас должно получиться слово стилистика. Поставьте себе баллы в карту достижений. Проверьте орфографию. Если термин указан верно, но с орфографической ошибкой, ответ считается неправильным.
– Какое отношение имеет стилистика к перечисленным терминам? /Одним из аспектов стилистики является изучение выразительных средств, ресурсов языка. Записанные нами термины – наиболее часто встречаемые в КИМах изобразительно-выразительные средства. Знания терминов и их определения на экзамене мало, необходимо ещё и умение приводить примеры. Переходим к следующему этапу практикума/
4. Работа в парах (Соотнеси термин с примером)
- Усердный в бригаде – клад, ленивый – обуза.
- К утру расстреляли притихшее горное эхо.
- Случился случай.
- Мальчик – с – пальчик.
- Сторож допил свою воду, вытер рот рукавом, желая этим сказать, что аудиенция закончена.
- Уж озимь яркая блеснула изумрудом.
- Пытливый скальпель учёного.
- Вообразите себе воробья, который клюёт исполинскую гору.
- Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.
а. |
Инверсия |
б. |
Термин |
в. |
Ирония |
г. |
Синтаксический параллелизм |
д. |
Тавтология |
е. |
Сравнение |
ж. |
Литота |
з. |
Анафора |
и. |
Контекстные антонимы |
5. Проверка
– Обменяйтесь ответами с другой парой, проверьте друг друга, поставьте баллы. /Правильный ответы высвечиваются на слайде/
1-и, 2-а, 3-д, 4-з, 5-ж, 6-в, 7-г, 8-е, 9-б
– На какие группы можно разделить изобразительно-выразительные средства, с которыми мы работали? /Тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики/
– Что лежит в основе такого лексического средства, как троп? /Употребление слов в переносном значении/
– Назовите известные вам тропы.
– Что такое фигуры речи? /Необычное синтаксическое построение с целью усиления выразительности/
– Перечислите синтаксические средства.
В процессе ответов детей на слайде постепенно заполняется таблица.
Тропы |
Фигуры речи |
Изобразительные возможности лексики |
Литота Иносказание Сравнение Ирония Метафора Эпитет Гипербола Олицетворение Синекдоха Перифраза |
Синтаксический параллелизм Инверсия Анафора Эпифора Градация Многосоюзие Риторический вопрос |
Тавтология Термины Контекстуальные антонимы Синонимы Паронимы |
– Для чего нам необходимо различать тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики? /Чтобы не ошибиться при выполнении задания ЕГЭ/
– Внимательно читаем инструкцию. /Слайд/
А затем приступаем к выполнению задания.
«Автор использует разнообразные языковые средства, чтобы придать своей речи яркую убедительность. Употребление такого тропа, как_____(«искусство является историком») придаёт яркость и образность тексту. Весь текст построен на фигуре речи______(«Он над тучами смеётся, он от радости рыдает»). Серьёзность темы достигается при помощи ______(«Что вам ответить на это?»), а также использованием ______(«догмы», «модернизм», «бытие» и др.)».
1.Антитеза
2.Метафора
3.Риторический вопрос
4.Аллегория
5.Ряды однородных членов
6.Сравнение
7.Термины
8.Синтаксический параллелизм
9.Эпитет
10.Гипербола
Ответы: 2, 8, 3, 7
– Чтобы правильно определить вид изобразительно-выразительного средства, необходим контекст, в котором он употребляется, то есть текст, который даётся вам на экзамене для анализа.
6. Индивидуальная тестовая работа
– Приступим к индивидуальной тестовой работе. /Каждый ученик получает вариант задания В8 и текст КИМов ЕГЭ. Задание проверяется учителем. Баллы выставляются в карту достижений/
Мини-исследование (работа в группах с текстом И.А. Ильина «О дружбе»).
О дружбе
(1) У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет… (2) И тогда изумлённо и растерянно спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели – и не нашёл ни сочувствия, ни понимания, ни друга? (3)Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..
(4)Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоящих друзей или нет? (5)Как же жили люди раньше. до нас? (6)И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни?
(7)Иногда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней. (8)И в конце концов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чём она состоит и на чём держится?
(9)Бывает “дружба”, основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. (10)Но бывает и “дружба” лести, “дружба” тщеславия, “дружба” протекции, “дружба” злословия, “дружба” преферанса и “дружба” собутыльничества. (11)Иногда один берёт взаймы, а другой даёт взаймы – и оба считают себя “друзьями”. (12)”Рука моет руку”, люди вершат совместно дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и думают, что они “подружились”. (13)Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам. (14)Таинственная судьба взметает их, как земную пыль, и несёт их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию “дружбы” в трагедии всеобщего одиночества. (15)Ибо без живой любви люди подобны мёртвому праху.
(16)Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. (17)Истинная дружба… (18)Если бы только знать, как она завязывается и возникает… (19)Если бы только люди умели дорожить ею и крепить её…
(20)На свете есть только одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека: эта сила есть любовь. (21)На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать её вихрю; это есть духовная жизнь. (По И.Ильину)
Ильин Иван Александрович (1883–1945) – русский христианский философ, национальный мыслитель, правовед, писатель, литературный критик и публицист, по убеждениям – славянофил и монархист.
Задание 1 группе: Найти в тексте тропы, привести примеры, определить назначение в тексте.
Задание 2 группе: Найти в тексте фигуры речи, привести примеры, определить назначение в тексте.
8. Чтение текста
9. Отчет групп о результатах исследования
10. Творческая работа в группе
– Мне хотелось бы вернуться к началу урока, точнее к синквейну, в котором последними строками были слова «сокровища речи». Эти слова станут первой строчкой сочинения по кругу. Запишите следующее предложение – ваше понимание ключевой фразы (на это отводится одна-две минуты) и передайте другому по кругу. Последний читает всё написанное.
11. Рефлексия
– Вы не только научились находить «сокровища речи» в тестах, тексте, но и использовать их в творческой работе. А теперь обратимся к рефлексивному экрану. Я предлагаю выбрать фразу, которую вам сейчас захотелось продолжить.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
У меня получилось…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
Я смог…
Хочу больше узнать о…
– Посчитайте свои баллы за урок, поставьте себе отметку.
12. Задание на дом
Ученикам раздаются бланки с темами презентаций:
- Метафора – царица тропов.
- Огромная гипербола и малюсенькая литота.
- Эпитет великолепный.
- Всё риторическое: обращение, восклицание, вопрос.
- Спуски и подъёмы градации.
- Анафора и эпифора – стилистические антонимы.
- Возможности сравнения.
– Выберите тему для своей презентации-исследования.
– Хотелось бы, чтобы знание средств выразительности было для вас не только необходимостью сдать экзамен по русскому языку, но и потребностью говорить ярко, образно.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта достижений
ФИО________________
Речевой практикум «Средства выразительности языка»
Вид работы |
Максимум баллов за задание |
Количество баллов за ответ |
Терминологический диктант |
10 |
|
Работа в парах |
9 |
|
Тест |
4 |
|
Исследование |
5 |
|
Итог |
28 |
Примечание:
- ставится 1 балл за каждый верный ответ;
- за исследование ставит оценку руководитель группы;
- тест оценивает учитель;
- итог подводит каждый сам.
Разбалловка:
«5» – 26-28
«4» – 20-25
«3» – 15-20
«2» – менее 15
Презентация к уроку (файл pptx, размер 379 КБ).
Автор: Громенкова Светлана Ивановна
Добавить комментарий
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория
К изобразительно-выразительным средствам языка художественного произведения относятся: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, гипербола, аллегория и другие.
Сравнение – изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением. Синтаксически сравнение выражается при помощи сравнительных союзов как, будто, словно, точно, похож, ровно, как будто, что. Например,
И не похожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.
Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных, все сердца туманит…
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка…
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Сближение разных предметов помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного признака, также ряд дополнительных.
По своей форме сравнения бывают прямыми и отрицательными. Прямое сравнение – сопоставление предметов или явлений в прямой, утвердительной форме. В отрицательных сравнениях внешне явления отдельны, но внутренне сближены:
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Сравнение может проходить через все произведение. Например, в лермонтовском стихотворении “Поэт” творчество поэта сравнивается с кинжалом, который из грозного оружия превратился в украшение, висящее на ковре, а поэт “утратил свое назначенье”.
Эпитет – художественное, образное определение; слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его качества, свойства, признаки. Чаще всего эпитет имеет метафорическую форму, то есть имеет переносный смысл (в отличие от обычного определения): золотые руки, золотая роща, железная хватка и т. д.
Эпитеты бывают простыми и сложными. Простые эпитеты выражаются одним словом (тяжелозмейные волосы). В состав сложных эпитетов может входить делая фраза. Например:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
В этой строфе Пушкина первые две строки – сложный эпитет к местоимению “ты”.
Эпитетами могут быть различные части речи:
– прилагательные (глухая ночь);
– существительные (волшебница-зима);
– наречия (волны ласково катились на берег);
– деепричастия (играючи расходится ветер).
Метафора – перенос по сходству; вид тропа (троп – слово в иносказательном значении), в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений в языке. Метафора, как и сравнение, переносит свойства одного предмета или явления на другой. Но, в отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента (то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают), в метафоре присутствует только один. Второй как бы скрыт, он только подразумевается.
Надо уметь видеть второй, скрытый план метафоры. Метафора заставляет работать мысль и воображение. Например:
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
Эта строфа стихотворения Маяковского “Багровый и белый” буквально пронизана метафорами. “Багровый”, “белый” и “зеленый”, в который “бросали” горстями дукаты – краски заката, дукаты – звезды, высыпавшие на ночное небо. “Горящие желтые карты” – свет, зажегшийся в окнах с наступлением темноты.
Метафора – самый емкий троп. Она способна высветить предмет или явление с совершенно новой, необычной стороны, сделать текст неповторимо поэтичным. Метафоры бывают простыми и развернутыми.
Развернутыми называются те метафоры, в которых метафорический образ охватывает, например, несколько фраз. Развернутой метафорой является, например, образ “птицы – тройки” в “Мертвых душах” Гоголя.
Метонимия – перенос по смежности. В этом случае явления находятся в какой-либо связи друг с другом: “всю ночь глаз не смыкал”, то есть не спал (смыкание глаз – это внешнее выражение покоя). Виды метонимии:
– уподобление внешнего выражения внутреннему состоянию (“сидеть сложа руки”);
– метонимия места, уподобление того, что где-либо помещается с тем, что его вмещает (“аудитория ведет себя хорошо”). Часто в двух или нескольких словах содержится одновременно и метафора, и метонимия: “зал кипит”;
– метонимия принадлежности, когда предмет уподобляется тому, кому он принадлежит: “ехать на извозчике”, “люблю читать Шекспира”;
– уподобление действия его орудию: “предать огню и мечу”, “бойкое перо”.
Гипербола – художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. С помощью гиперболы писатель может усилить впечатле
Ние от достоинств или недостатков своих героев, свойств предметов и явлений. Например, знаменитое гоголевское выражение “Редкая птица долетит до середины Днепра” – явное преувеличение размеров реки.
Аллегория – изображение отвлеченного (абстрактного) понятия через конкретный образ, когда одно явление изображается и характеризуется через другое. Аллегория состоит из двух элементов:
1) смыслового – это какое-либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его;
2) образно-предметного это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление.
Связь аллегории с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем, например, у символа. В основном аллегория выражает строго определенный предмет или понятие (связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии). Традиционно аллегория используется в басне, притче.
Классический пример аллегории – женщина с завязанными глазами и с весами в руках, богиня Фемида, аллегория правосудия.
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория « Сочинение на тему “Мое любимое занятие летом” Влияние телевидения на народ » Тема 4: Средства выразительности
Урок 4: Средства выразительности. Выразительные средства лексики и фразеологии (лексические средства и тропы). Урок 1
- Видео
- Тренажер
- Теория
Заметили ошибку?
Существуют лексические и синтаксические изобразительно-выразительные средства языка.
Особое место среди них занимают средства художественной изобразительности: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы. Это специальные приёмы, в основе которых лежит использование сочетания звуков, слов, словосочетаний и предложений.
Основным средством выразительности являются тропы. К ним относят: эпитет, сравнение, метафору, олицетворение, метонимию, синекдоху, перифраз, гиперболу, литоту, иронию.
Сравнение — это изобразительный прием, который основан на сопоставлении разных предметов, явлений, эмоций. Например: И зарево, как вечный метеор, играя в облаках, пугает взор.
Сравнения могут быть выражены: творительным падежом существительного, сравнительной степенью прилагательного или наречия, сравнительными оборотами, при помощи слов подобный, похожий, это или при помощи сравнительных придаточных предложений. Нужно отметить, что в сравнении обязательно называются два предмета: что сравнивается и с чем сравнивается. Например: Он пошёл на дно каменем.
Эпитет — это образное определение. От простого определения он отличается тем, что в нём есть скрытое сравнение, из-за чего этот приём приобретает художественную выразительность. Например: сиротеющая замля, немой покой.Эпитеты могут быть существительными, которые играют роль приложений или сказуемых. Например: Поэт — это лира, а не только няня своей души. Наречиями в роли обстоятельств, деепричастиями и редко местоимениями, которые выражают превосходную степень чего-либо. Например: Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Кроме того, эпитеты могут быть причастиями или причастными оборотами.
Урок 3Вернуться к темеУрок 5
Определения
- Троп — риторическая фигура, которая используется, чтобы усилить образность языка художественного произведения.
- Риторический вопрос — фигура речи, представляющая собой вопрос, не требующий ответа.
- Афоризм — краткая меткая характеристика, бытующая в речи как устойчивое выражение.
- Инверсия — нарушение порядка слов, принятого в разговорной речи.
- Анафора — единоначалие, повторение схожих звуков в начале поэтической строки или предложения.
- Эпифора — повторение звуковых сочетаний или слов. Противоположность анафоры.
- Аллитерация — повторение одинаковых или похожих согласных с целью ритмизации речи.
- Ассонанс — повторение одинаковых или похожих гласных с целью гармонизации речи.
- Эпитет — определение при слове, подчёркивающее те или иные его свойства и придающее образность.
- Сравнение — художественный приём, основанный на сопоставлении различных явлений, лиц или предметов по признаку сходства.
- Метафора — слово либо словосочетание, употребляемое в переносном значении. В основе метафоры — скрытое сравнение на основании общности признака.
- Олицетворение — наделение неживого объекта признаками живого.
- Метонимия — использование названия одного предмета в качестве характеристики другого (перенос по смежности).
- Гипербола — поэтическое преувеличение.
- Аллегория — художественная презентация отвлечённых идей в качестве вещественных символов или людей.
- Оксюморон — сочетание слов со взаимоисключающими значениями.
Объяснение и примеры
Для усиления восприятия в литературном произведении используются различные средства выразительности, в частности — тропы.
Речь персонажа
Чтобы автор мог передать речь другого человека (пусть и гипотетического — своего персонажа), нужно обогатить его высказывания приёмами и выражениями, предположительно характерными именно для данного человека.
Пример
Дед Щукарь из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» регулярно употребляет в речи афоризмы — как народные, так и выдуманные им самим.
Проблему составляет и необходимость передачи мыслей героев. Одним из средств решения этой сложности является риторический вопрос.
Пример
Когда Владимир Ленский («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) произносит: «Куда, куда вы удалились, Весны моей златые дни?» — он, конечно, не предполагает ответа на этот вопрос, который, по сути, выражает скорбь в связи с уходящей молодостью.
Поэтический язык
Особенно остро необходимы выразительные средства языка в поэтической речи: лирика характеризуется повышенной эмоциональностью и высокими требованиями к ритму и созвучию. Именно поэтому мы легко находим анафоры, аллитерации и ассонансы в поэтических произведениях.
Пример
Наиболее распространёнными в лирике анафорами считаются те, в которых повторяется начало поэтической строки («Черноглазую девицу, / Черногривого коня!» из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник» — повтор «черно»).
Звукоимитацию событий жизни весьма эффективно можно осуществлять с помощью аллитерации (фраза «Задрожало зеркало затона» в стихотворении С. А. Есенина «С добрым утром!» имитирует дрожание с помощью повторения звуков «з» и «р»).
А придать поэтическому тексту напевность помогает ассонанс (например, повторение протяжного «а» — «О, весна без конца и без краю…» в одноимённом стихотворении А. А. Блока).
Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллегории и гиперболы составляют преимущественную ткань поэтического текста. А если нужно подчеркнуть что-то из ряда вон выходящее, сочетающее в себе противоположности, применяется такой приём, как оксюморон.
Пример
Анна Ахматова в стихотворении «Царскосельская статуя» употребила выражение «ей весело грустить»: печальная статуя выглядит радостно благодаря солнцу и окружающему её Царскосельскому саду.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Что такое гипербола?
Ответ. Поэтическое преувеличение.
Какой троп использован в названии поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?
Ответ. Оксюморон. Существительное «души» предполагает одушевлённость, а в сочетании с прилагательным «мёртвые» представляет собой парадоксальное сочетание несочетаемого, то есть оксюморон.
Поделиться ссылкой
ли со статьей или есть что добавить?