Все риторические восклицания в стихотворении Пушкина «19 октября» 1825 года

Риторический вопрос — это вопрос-утверждение, который не требует ответа. Подразумевается, что ответ на него очевиден. Например: «Вы что, с ума все посходили?» или «Сколько «За кого вы меня принимаете?».

Задача риторического вопроса — привлечь внимание слушателей или читателей, заставить задуматься над проблемой и подтолкнуть к определенному выводу. Чтобы понять, что такое рито­ри­че­ский вопрос в лите­ра­ту­ре, рас­смот­рим, как он оформ­ля­ет­ся и для чего служит.

Содержание

Риторический вопрос — разновидность вопроса

В сво­ей жиз­ни мы часто поль­зу­ем­ся вопро­са­ми. Вопрос — это обра­ще­ние к собе­сед­ни­ку с целью полу­чить инфор­ма­цию о чем-либо или про­яс­нить неяс­ность, уточ­нить что-то. Вопрос зада­ет­ся с целью узнать что-либо, инте­ре­су­ю­щее чело­ве­ка в дан­ный момент.

Графиня име­ла обык­но­ве­ние поми­нут­но делать в каре­те вопро­сы: кто это с нами встре­тил­ся? (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Полагаю, тебе извест­но, что ты сиро­та? (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).

Вопрос оформ­ля­ет­ся в виде пред­ло­же­ния с помо­щью вопро­си­тель­ных слов (место­име­ний, наре­чий, частиц), логи­че­ско­го выде­ле­ния глав­но­го сло­ва  и спе­ци­аль­ной инто­на­ции, повы­ша­ю­щей тон голо­са в кон­це высказывания.

Риторические вопросы издавна используются в ораторском искусстве, в литературе и публицистике. Древнеримский оратор Цицерон начал свою обличительную речь против заговорщика Катилины риторическим вопросом: «Доко­ле же ты, Кати­ли­на, будешь зло­употреб­лять нашим терпением?»

Помимо риторических вопросов, иногда используются риторические восклицания («О времена, о нравы!») и риторические обращения («Поэт! не дорожи любовию народной»).

Риторический вопрос — стилистическая фигура речи

Отметим, что задан­ный пря­мой вопрос обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ет ответ. Но не все вопро­сы тре­бу­ют отве­та. Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, — т. н. фигуры.

Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность.

Рито­ри­че­ский вопрос явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ской фигу­рой речи наря­ду с таки­ми образ­ны­ми сред­ства­ми, как

  • ана­фо­ра
  • эпи­фо­ра
  • гра­да­ция
  • срав­не­ние
  • оксю­мо­рон
  • инвер­сия 

и пр.

В прак­ти­ке ора­тор­ско­го искус­ства издав­на выра­бо­та­ны при­е­мы, кото­рые явля­ют­ся не толь­ко силь­ным воз­дей­ству­ю­щим сред­ством на слу­ша­те­лей, но и обла­да­ют выра­зи­тель­но­стью и эмо­ци­о­наль­но­стью. Одним из таких средств речи явля­ет­ся рито­ри­че­ский вопрос, кото­рый зада­ет­ся ауди­то­рии с осо­бой инто­на­ци­он­ной экспрессией.

Обращение к ауди­то­рии с рито­ри­че­ским вопро­сом — эффек­тив­ный при­ем. Он пре­вра­ща­ет моно­лог ора­то­ра или писа­те­ля в скры­тый диа­лог с ауди­то­ри­ей, так как с его помо­щью акти­ви­зи­ру­ет­ся вни­ма­ние слу­ша­те­лей или чита­те­лей. Аудитория при­гла­ша­ет­ся к соуча­стию в раз­го­во­ре, в обсуж­де­нии под­ня­той проблемы.

Риторический вопрос совер­шен­но не тре­бу­ет отве­та, а слу­жит для эмо­ци­о­наль­но­го утвер­жде­ния или отри­ца­ния того, о чем в нем говорится.

Сравним:

Как не удив­лять­ся вол­шеб­ной силе искус­ства? =  Да, все удив­ля­ют­ся вол­шеб­ной силе искусства!

Как не поте­рять само­об­ла­да­ния в этой кутерь­ме? = Очень понят­но, что вы може­те поте­рять само­об­ла­да­ние в этой кутерьме.

Кто не залю­бу­ет­ся мастер­ски напи­сан­ным пей­за­жем кар­ти­ны «Березовая роща» И.И. Левитана? = Все любу­ют­ся мастер­ски напи­сан­ным пей­за­жем И. И. Левитана.

Риторический вопрос вос­при­ни­ма­ет­ся чита­те­ля­ми не как пря­мой вопрос, на кото­рый необ­хо­ди­мо дать ответ, а как поло­жи­тель­ное утвер­жде­ние, выска­зан­ное в осо­бой выра­зи­тель­ной и экс­прес­сив­ной форме.

Примеры риторического вопроса в литературе

Непревзойденным масте­ром изоб­ра­же­ния рус­ской при­ро­ды с помо­щью сло­ва явля­ет­ся писа­тель И. С. Тургенев. С осо­бен­ной тон­ко­стью и чут­ко­стью опи­сы­ва­ет он нача­ло дня весен­ней порой и пред­ва­ря­ет его рито­ри­че­ским вопросом:

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? Лошади звуч­но шле­па­ют нога­ми по лужам, кучер посви­сты­ва­ет. На темно-сером небе кое-где мига­ют звез­ды, влаж­ный вете­рок изред­ка набе­га­ет вол­ной, слы­шит­ся сдер­жан­ный неяс­ный шепот ночи.

А судьи кто? (А.С. Грибоедов)

Разве не пре­крас­на каж­дая тра­вин­ка, напол­нен­ная паху­чим соком, и каж­дое семеч­ко липы? (К. Паустовский).

Русь, куда ж несешься ты? (Н.В. Гоголь)

Особое место зани­ма­ет рито­ри­че­ский вопрос в твор­че­стве С. Есенина. Понаблюдаем:

Отговорила роща золотая.

Синий туман, сне­го­вое раздолье…

В чем опасность риторических вопросов?

Риторические вопросы никак особо не обозначаются на письме — в конце ставится вопросительный знак. В речи риторические вопросы произносятся с вопросительной интонацией. Именно поэтому иногда возникает путаница: читатель или слушатель может не догадаться, что перед ним фигура речи, а не обычный вопрос.

Риторические вопросы хороши в монологах — в литературе, публицистике, выступлениях с трибуны. Но если вы ведете деловой или дружеский разговор, задавать такие вопросы опасно, предупреждают специалисты по межличностному общению.

В обычной беседе риторические вопросы чаще всего превращаются в наводящие вопросы, которые мешают конструктивному диалогу, предупреждают Бен Бенджамин, Анита Саймон и Эми Игер в книге «Совсем другой разговор».

Наводящий вопрос — это вопрос-ловушка, ведь он подразумевает определенный «правильный» ответ. Пример подобного вопроса: «Не лучше ли подождать, чтобы убедиться наверняка?»

Наводящие вопросы состоят из двух элементов: это сразу и мнение, и собственно вопрос. Поэтому они сбивают собеседника с толку: то ли нужно отвечать на вопрос, то ли просто согласиться. Особенно вредны такие вопросы руководителям, с которыми подчиненные не решаются спорить: босс может не понять, что на самом деле с ним не согласны.

Что делать с наводящими вопросами? Учитесь отделять свое мнение от вопроса, призывают Бенджамин, Саймон и Игер. Например, выскажите свой взгляд на проблему, а уже потом задайте вопрос: «Я считаю, что это хороший вариант. А ты что думаешь?» Если же вам нужен абсолютно беспристрастный ответ, то просто задайте вопрос, не афишируя свое мнение: «Что вы думаете об этом варианте?»

Пример — чем заменить наводящий вопрос.

  • Риторический вопрос: «Как можно столько тратить, разве мы миллиардеры?»
  • Мнение: «Мне кажется, что это будет слишком дорого».
  • Закрытый вопрос: «В нашем бюджете есть деньги, чтобы покрыть эти расходы?»
  • Открытый вопрос: «Как мы можем покрыть эти расходы?»

Но, конечно, когда вы переходите к прямым вопросам вместо риторических, будьте готовы услышать ответы, которые могут вам не понравиться. Такова плата за честность.

Риторический вопрос — это такой вопрос, который не требует ответа. Задаётся он скорее с целью придать речи эмоциональную окраску. Ответа такой вопрос не требует, потому что ответ понятен и так или будет прояснён самим говорящим позже.

Понять легче всего на примерах:

  • «На столе были пончики, торты, эклеры, мороженое… Кто бы тут устоял? Вот и я не смогла».
  • «Поверите ли? Он опять пришёл без на приём без галстука».
  • «Как можно быть таким глупым?».
  • «Что я, собственно, знаю о составе и свойствах почвы, о геологии острова? Мои познания в области его истории невероятно убоги». (М. А. Хансен «Лжец»).
  • «А мы? Не так же ль мы сошлись на краткий миг для переклички?» (Анна Ахматова).

Зачем нужен риторический вопрос?

Риторические вопросы содержат в себе утверждение, а не вопрос. Они показывают эмоциональное состояние говорящего, его отношение к чему-то. А ответ на такие вопросы нам подсказывает контекст.

Такая фигура речи применяется, когда говорящий стремится к монологу, а не обсуждению. Задавая риторический вопрос, мы помогаем себе продолжать говорить дальше. Как будто это собеседник нас спросил о чём-то.

Так мы также показываем своё отношение к предмету разговора, добавляем эмоции.

Эмоции могут быть как негативными: удивление, осуждение, негодование, душевные муки; так и положительными, когда мы хотим привнести в нашу речь толику юмора.

  • «— Почему, когда Луна полная — это красиво, а когда я — нет?».
  • «А знаете ли вы, что наличие мозга, это дополнительная нагрузка на позвоночник?».

Риторические вопросы используют и в рекламных целях: «Вы всё ещё кипятите? Тогда мы идём к вам!» (реклама стирального порошка Tide).

В литературе используется в основном в монологах, в мыслях вслух. Либо авторы могут добавлять риторические вопросы для придания определённого образа герою или в целях создания комедийного эффекта.

  • «Что вам посоветовать? Не стану читать нравоучений. Мораль гуманистическая, но строгая предпишет вам быть верным и преданным…». (Андре Моруа)
  • «Да ты что, спятил?! — крикнул Славик, и Чик поразился его случайной догадке». (Фазиль Искандер)

В устной речи люди тоже часто задают вопросы, которые не требуют ответа. Ведь, если есть возможность использовать риторический вопрос, почему бы так не делать?

Какие есть примеры из литературы?

Риторические вопросы в английском языке

Такие вопросы присутствуют и в английском языке. Например, в разговорной речи:

  • How should I know? (Да откуда ж мне знать?)
  • Who cares? (Да кому какая разница?)

Или в литературе у Уильяма Шекспира:

  • To be or not to be? (Быть или не быть? Вот в чём вопрос)
  • What’s in a name? That which we call a rose by any other name would smell as sweet. (Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет)

Знаки препинания

Несмотря на то, что риторический вопрос — это скорее утверждение, в конце мы ставим вопросительный знак (?) или вопросительный и восклицательные знаки вместе (?!).

Риторическое восклицание и риторическое обращение

Риторическое восклицание — фигура речи, задача который подремонтировать чувства говорящего. Такое восклицание броское, кричащее. В конце него ставится восклицательный знак. Имеет два вида: аганактезис и катаплока.

Аганактезис используют для выражения негодования.

Катаплоку — для неожиданной вставки в речи, обычно этот приём оформляется в скобках или с помощью тире.

Риторическое восклицание может быть использовано вместе с риторическим вопросом. Например:

  • «Боги бессмертные! (воклицание) Есть ли где народ, есть ли город такой, как наш? Что за государство у нас? (вопрос)» (Цицерон)
  • «А вы! о боже мой! (восклицание) Кого себе избрали? (вопрос)» (А. С. Грибоедов «Горе от ума»)

Риторическое обращение — другая стилистическая фигура. Обычно мы используем обращение, когда хотим завладеть вниманием человека, окликая его. Но риторическое обращение нужно, только чтобы показать своё отношение. Например, при обращении к неодушевлённым предметам.

Узнайте также, что такое Сарказм.

image

Название синтаксической фигуры Краткая характеристика Пример из поэтического текста
Риторический вопрос Синтаксический прием; вопрос, не требующий ответа Снег идет густой-густой. В ногу с ним, стопами теми,В том же темпе, с ленью той, Или с той же быстротой,Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет Или как слова в поэме? (Б. Л. Пастернак)
Риторическое восклицание Синтаксический прием; восклицательное предложение, передающее эмоционально-экспрессивное отношение к изображаемому …И, содрав гонорар неумеренный, Восклицал мой присяжный поверенный;«Перед вами стоит гражданинЧище снега альпийских вершин!..» (Н. А. Некрасов)
Риторическое обращение Синтаксический прием; обращение, не содержащее указания на конкретного адресата Здравствуйте, племя Младое, незнакомое! не я Увижу твой могучий поздний возраст… (А. С. Пушкин)
Повтор Стилистическая фигура; повторение в поэтическом тексте одних и тех же слов или выражений Я ищу прозрачности, А не призрачности, Я ищу признательности, А не признанности (С. И. Кирсанов)
Градация Повторение семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают и художественно усиливают один образ «В старину любили хорошенько поесть, еще лучше любили попить, и еще лучше любили повеселиться«. (Н. В. Гоголь)
Антитеза Стилистическая фигура, основанная на контрасте, противопоставлении понятий, образов Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой… (А. С. Пушкин)
Инверсия Стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи «Швейцара мимо он дверей скользнул по мраморным ступеням…» (А. С. Пушкин)
Плеоназм Стилистическая фигура; повторение однородных слов и оборотов, имеющее различные стилистические функции в зависимости от контекста Горьким смехом моим посмеюся» (Н. В. Гоголь)
Алогизм Несовместимость, нелогичное сочетание понятий, сознательное нарушение логических связей в произведении Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Все отвергал: законы! совесть! веру! (А. С. Грибоедов)
Анаколуф Стилистический прием, синтаксическая несогласованность частей предложения как неосознанное нарушение языковой нормы; широко применяется в юмористических и сатирических жанрах А звери из лесов сбегаются смотреть, Как будет океан и жарко ли гореть… (И. А. Крылов)

Более подробно о поэтическом синтаксисе (+ дополнительные примеры из художественных произведений)

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Распечатать 07.19.2011 / 15:02 — Теория литературы » Литература в таблицахОбразование 31 мая 2018

Риторические восклицания и вопросы — художественное средство, которое часто используют авторы самых разных жанров, обогащая свои произведения эмоциями, идеями и смыслом. Ни один человек, находясь в здравом уме и увлекаясь литературой, не возьмет на себя смелость отрицать важность этих тропов. Однако каким бы простым не казался такой прием как использование риторического восклицания, недостаточно уметь выявлять его в чужих произведениях, чтобы грамотно использовать в своих. Важно разобраться, зачем оно нужно, что с его помощью можно выразить, а чего выражать не стоит.

image

Общее определение

Риторическое восклицание представляет собой средство художественной выразительности, основывающееся на том, чтобы передать кульминацию чувств персонажа или накал страстей в рамках описываемого события через предложение с восклицательным знаком. Этот троп еще называют экскламацией от английского exclaim — «восклицать». Другой термин — «эпекфонесис».

Различают два основных типа риторических восклицаний:

  • Аганактезис. Служит для выражения раздражения или возмущения.
  • Катаплока. Это своего рода восклицательная ставка, которая не связана грамматически с остальным предложением и как бы разрывает его пополам. Она чем-то похожа на вводное предложение, но выделяется не запятыми, а тире или заключается в скобки.

На самом деле функционал риторических восклицаний гораздо шире, однако другие их виды не получили классификации. Нельзя сказать, чтобы изучению этого тропа было уделено недостаточно внимания. Скорее, его возможности просто настолько широки и разнообразны, что классифицировать их не представляется возможным.

У разных авторов разный подход к использованию средств художественной выразительности. Нельзя говорить о том, что у риторических восклицаний есть список строго определенных функций, ведь поэты и писатели постоянно находят все новые и новые способы использовать тропы и удивлять читателей. Однако за долгие годы использования этого литературного приема в разных стилях и жанрах удалось проследить определенную закономерность.

Вот наиболее распространенные цели, преследуемые авторами, использующими риторические восклицания:

  • При помощи восклицания автор отмечает высшую точку накала страстей в произведении. Он делает акцент на том, что, на его взгляд, является наиболее важным, и таким образом высказывает наиболее яркую, осмысленную идею.
  • Восклицания помогают усилить выразительность речи, сделать ее более необычной и запоминающейся. Похожим образом в речь персонажа вводятся любимые словечки, слова-паразиты и прочие элементы выражения индивидуальности.
  • Авторское отношение к происходящему чаще всего выражается именно с помощью риторических восклицаний.
  • Через эмоциональные реплики автор привлекает внимание читателя.
  • Таким образом, также можно создать акцент на проблеме, которая поднимается в произведении.

Разумеется, это далеко не все, что можно осуществить с помощью риторических восклицаний. Это лишь неполный список закономерностей, выявленных за несколько сотен лет развития мировой литературы.

Примеры

Риторические восклицания широко используются в русской литературе. Вот несколько примеров:

«И снова вода присмирела сквозная,

и нет никаких сомнений ни в ком.

И вдруг, откуда-то — черт его знает! —

встает из глубин воднячий Ревком».

(В. В. Маяковский, «Атлантический океан»)

Сразу два восклицания в одной строфе:

«Поэты, рыцари, аскеты,

Мудрец-филолог с грудой книг…

Вдруг за лампадой — блеск ракеты!

За проповедником — шутник!

И каждый нес свои букеты

В наш без того большой цветник».

(Марина Цветаева, Perpetuum mobile)

Еще один яркий пример восклицания, являющегося, по сути, аганактезисом:

«Смерть одна на двоих. Довольно!

Я уверена, что не больно.

Ты уверен в чем-то другом».

(Анна Ахматова, «Смерть одна на двоих. Довольно»)

Любой читатель может с легкостью найти еще много примеров риторических восклицаний не только в стихах, но и в прозе.

Это средство художественной выразительности отличается яркостью и эмоциональностью. Его нетрудно найти в чужих произведениях, но бывает сложно использовать, если не знать зачем и не брать пример с профессионалов. Однако именно этот троп может стать решающим в создании ценного с художественной точки зрения произведения.

Источник: fb.ru

Риторический вопрос — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра в виде вопро­са, не тре­бу­ю­щая отве­та, кото­рая при­ме­ня­ет­ся в лите­ра­ту­ре для при­вле­че­ния вни­ма­ния чита­те­ля к обсуж­да­е­мой теме.

Чтобы понять, что такое рито­ри­че­ский вопрос в лите­ра­ту­ре, рас­смот­рим, как он оформ­ля­ет­ся и для чего служит.

Риторический вопрос — разновидность вопроса

В сво­ей жиз­ни мы часто поль­зу­ем­ся вопро­са­ми. Вопрос — это обра­ще­ние к собе­сед­ни­ку с целью полу­чить инфор­ма­цию о чем-либо или про­яс­нить неяс­ность, уточ­нить что-то. Вопрос зада­ет­ся с целью узнать что-либо, инте­ре­су­ю­щее чело­ве­ка в дан­ный момент.

Графиня име­ла обык­но­ве­ние поми­нут­но делать в каре­те вопро­сы: кто это с нами встре­тил­ся? (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Полагаю, тебе извест­но, что ты сиро­та? (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).

Вопрос оформ­ля­ет­ся в виде пред­ло­же­ния с помо­щью вопро­си­тель­ных слов (место­име­ний, наре­чий, частиц), логи­че­ско­го выде­ле­ния глав­но­го сло­ва  и спе­ци­аль­ной инто­на­ции, повы­ша­ю­щей тон голо­са в кон­це высказывания.

Риторический вопрос — стилистическая фигура речи

Отметим, что задан­ный пря­мой вопрос обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ет ответ. Но не все вопро­сы тре­бу­ют отве­та. В ора­тор­ском искус­стве, начи­ная с древ­не­го Рима, в пра­во­ве­де­нии, в лите­ра­ту­ре суще­ству­ет образ­ное сред­ство выра­зи­тель­но­сти речи — рито­ри­че­ский вопрос, кото­рый явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ской фигу­рой речи наря­ду с таки­ми образ­ны­ми сред­ства­ми, как

  • ана­фо­ра
  • эпи­фо­ра
  • гра­да­ция
  • срав­не­ние
  • оксю­мо­рон
  • инвер­сия 

и пр.

В прак­ти­ке ора­тор­ско­го искус­ства издав­на выра­бо­та­ны при­е­мы, кото­рые явля­ют­ся не толь­ко силь­ным воз­дей­ству­ю­щим сред­ством на слу­ша­те­лей, но и обла­да­ют выра­зи­тель­но­стью и эмо­ци­о­наль­но­стью. Одним из таких средств речи явля­ет­ся рито­ри­че­ский вопрос, кото­рый зада­ет­ся ауди­то­рии с осо­бой инто­на­ци­он­ной экспрессией.

image

Обращение к ауди­то­рии с рито­ри­че­ским вопро­сом — эффек­тив­ный при­ем. Он пре­вра­ща­ет моно­лог ора­то­ра или писа­те­ля в скры­тый диа­лог с ауди­то­ри­ей, так как с его помо­щью акти­ви­зи­ру­ет­ся вни­ма­ние слу­ша­те­лей или чита­те­лей. Аудитория при­гла­ша­ет­ся к соуча­стию в раз­го­во­ре, в обсуж­де­нии под­ня­той проблемы.

Риторический вопрос совер­шен­но не тре­бу­ет отве­та, а слу­жит для эмо­ци­о­наль­но­го утвер­жде­ния или отри­ца­ния того, о чем в нем говорится.

Сравним:

Как не удив­лять­ся вол­шеб­ной силе искус­ства? =  Да, все удив­ля­ют­ся вол­шеб­ной силе искусства!

Как не поте­рять само­об­ла­да­ния в этой кутерь­ме? = Очень понят­но, что вы може­те поте­рять само­об­ла­да­ние в этой кутерьме.

Кто не залю­бу­ет­ся мастер­ски напи­сан­ным пей­за­жем кар­ти­ны «Березовая роща» И.И. Левитана? = Все любу­ют­ся мастер­ски напи­сан­ным пей­за­жем И. И. Левитана.

Риторический вопрос вос­при­ни­ма­ет­ся чита­те­ля­ми не как пря­мой вопрос, на кото­рый необ­хо­ди­мо дать ответ, а как поло­жи­тель­ное утвер­жде­ние, выска­зан­ное в осо­бой выра­зи­тель­ной и экс­прес­сив­ной форме.

image

Непревзойденным масте­ром изоб­ра­же­ния рус­ской при­ро­ды с помо­щью сло­ва явля­ет­ся писа­тель И. С. Тургенев. С осо­бен­ной тон­ко­стью и чут­ко­стью опи­сы­ва­ет он нача­ло дня весен­ней порой и пред­ва­ря­ет его рито­ри­че­ским вопросом:

Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? Лошади звуч­но шле­па­ют нога­ми по лужам, кучер посви­сты­ва­ет. На темно-сером небе кое-где мига­ют звез­ды, влаж­ный вете­рок изред­ка набе­га­ет вол­ной, слы­шит­ся сдер­жан­ный неяс­ный шепот ночи.

Мы ходим по зем­ле, но часто ли нам явля­ет­ся в голо­ву жела­ние нагнуть­ся и тща­тель­но рас­смот­реть эту зем­лю, рас­смот­реть все, что нахо­дит­ся у нас под нога­ми? (К. Паустовский).

Разве не пре­крас­на каж­дая тра­вин­ка, напол­нен­ная паху­чим соком, и каж­дое семеч­ко липы? (К. Паустовский).

Особое место зани­ма­ет рито­ри­че­ский вопрос в твор­че­стве С. Есенина. Понаблюдаем:

Отговорила роща золотая.

Синий туман, сне­го­вое раздолье…

Скачать ста­тью: Оцените статью:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий