Виды связи. Какая связь используется при применении раций и радиостанций.

Подчинительная связь — это смысловая и интонационная зависимости одной части предложения от другой. Часто словесная конструкция даже не нуждается в дополнительных скрепах, если не считать за таковые факт зависимости одной части предложения от другой.

Мышление и русский язык

Чтобы читателю было понятнее, что такое подчинительная связь, разберем для начала простой случай — словосочетание.

В русском языке слова не соединяются абы как. Они всегда используются для выражения мыслей — своеобразного продукта мышления. Правильные мысли всегда выдержаны в строгости и служат адекватным отражением объективной реальности или собственных чувств.

Но чтобы мысль была не только верной, но и понятной окружающим, всегда следует соблюдать правила русского языка. Иначе человек прослывет неграмотным и останется непонятым другими людьми.

Правила русского языка формируются не наугад. Это результат многих столетий естественного развития, в ходе которого люди научились замечать реально существующие связи между разными элементами окружающего мира, в том числе элементы подчинения или зависимости. В этом разрезе подчинительная связь — просто частный случай всеобщей закономерности, которая была понята и усвоена людьми.

Примеры

Чтобы что-то сделать, необходимо наличие всех элементов, без которых действие невозможно. Например, если художник пишет картину, он использует кисти, краски, холст. Рассмотрим несколько мыслей, которые выражены по всем правилам русского языка:

  1. Художникпишеткартину.
  2. Художникпишеткрасками.
  3. Художникпишетна холсте.

Теперь приглядимся к этим мыслям. Первое и второе слова в этом предложении равнозначны. Это подлежащее и сказуемое — грамматическая основа. Но вот третье слово напрямую зависит от сказуемого. Оно имеет смысл только потому, что существует сказуемое, и лишь уточняет действие художника, показывает процесс написания картины с какой-то определенной стороны.

Это и есть подчинительная связь примеры которой мог только что увидеть читатель. Проще всего понять смысл подчинения в русском языке на примере окружающего мира и повседневных действий, которые совершаются. Всякий раз, когда человек берет чашку, посуда превращается в зависимый от человека предмет. Если постараться выразить действие на русском языке, эта зависимость сохраняется и закрепляется в определенных правилах русской словесности.

Все виды подчинительной связи в русском языке служат отражением объективной реальности подобно тому, как правильно выраженные мысли отражают объективный окружающий мир или субъективный мир человека.

Определение подчинения

Поскольку подчинительная связь это отношение зависимости одного слова от другого, ее можно изучить. Для этого придется разобрать выраженную мысль и определить, что значит каждое слово и к месту ли оно употреблено.

Рассмотрим знакомую мысль: «Художник пишет картину». В этом предложении существует грамматическая основа:

  1. Художник — подлежащее, выражено существительным.
  2. Пишет — сказуемое, выражено глаголом.

Определяется грамматическая основа вопросами «кто?» и «что делает?». Теперь определим тип зависимости слова «картину» от «пишет». Последнее слово в предложении отвечает на вопрос «что?».

Любое явление в окружающем нас мире всегда имеет множество сторон. Например, идущий дождь может быть интересен с точки зрения естественного полива растений, с точки зрения возможных неудобств для пешехода или с точки зрения указания на конкретное время года.

Нередко в предложениях используются разные типы подчинительной связи, служащие для указания конкретных рассматриваемых сторон предмета.

Русскому языку знакома сочинительная и подчинительная связь. Если отношения подчинения уже разобраны, то сочинительная связь выходит за рамки рассмотрения в этом материале, представляя собой другую форму соединения слов — равноправную.

Впрочем, читатели, решившие воспользоваться подчинительной связью в собственных произведениях, должны иметь представление о разных типах соединения слов.

Типы подчинения

Чтобы читателю было удобно воспринимать информацию, ниже предлагается специальная таблица.

Тип подчинения

Примеры подчинения

Описание формы подчинения

Согласование

Доступное жилье.

Красивый закат.

Интересная книга.

Форма названа из-за того, что зависимое слово напрямую согласуется с главным в роде, числе и падеже.

Управление

Читают книгу.

Отдыхал в отеле.

Зависимое слово приобретает падеж, который требует главное.

Примыкание

Читаю про себя.

Читаю шепотом.

Стрижка полубокс.

Зависимое слово подчиняется главному по смыслу, но форма при этом может быть другой.

Указанные выше сведения относятся к подчинительной связи в рамках отдельных словосочетаний. Но русский язык предлагает гораздо более интересные взаимосвязи между словами и даже частями сложного предложения.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение напоминает простое с подчинительной связью. Разница лишь в том, что в сложном предложении одна часть зависит от другой. Иногда может использоваться последовательное подчинение. Это такие способы подчинительной связи, при которых одновременно используется подчинение нескольких придаточных частей.

Филологи знают: иногда правильно выраженная мысль требует использовать сложные предложения с большим количеством взаимосвязей между отдельными элементами. Но начинающим писателям рекомендуется выбирать относительно простой тип подчинительной связи. В противном случае можно запутаться в собственном предложении, неграмотно его составить. Вряд ли такой писатель будет популярен у читателя, особенно если тому известен используемый вид подчинительной связи и для него ошибка очевидна.

Подчинительные союзы

Если литератором используются подчинительные связи в сложном предложении, порой необходимо призвать на помощь союзы. Определить, где подчинительный, а где сочинительный союз, бывает непросто. Главное — обращать внимание на смысловое наполнение предложения.

Если подчинительная связь в сложном предложении выражается с помощью союза, почти всегда он же служит вопросом от главной к зависимой части.

Приведем пример такого предложения с подчинительной связью:

«Нужно узнать, что творится на палубе корабля»

В этом предложении существует главная часть, которая выражена исключительно грамматической основой и звучит «нужно узнать». Сразу после нее наблюдается подчинительный союз «что», который одновременно задает вопрос зависимой части.

В русском языке не существует правил, согласно которым главная часть должна быть больше по размеру или количеству дополнений с обстоятельствами. Допускается совершенно любой размер. Главное — отношение зависимости. Подчиненная часть предложения всегда зависит от главной, отвечает на какой-то вопрос или дополняет.

Описанная выше форма зависимости называется сложноподчиненным предложением с зависимым изъяснительным.

Но взглянем теперь на другой пример:

«Павел сел в автомобиль и поехал в город, где прошла молодость»

Здесь налицо зависимое определительное предложение, ведь от слова «город» можно задать вопрос «какой?». Тогда получим прямой ответ — «где прошла молодость».

Взглянем на последний пример сложноподчиненных предложений:

«Кошка мяукнула и тут же отошла в сторонку, чтобы ей открыли дверь»

Здесь налицо подчинение к зависимому предложению придаточной цели. Можно задать вопрос «зачем?» от слова «отошла» и тогда получим такой же прямой ответ — «чтобы ей открыли дверь».

Наверняка читатель найдет и свои примеры.

Заключение

Подчинительная связь в русском языке требует изрядного мастерства и умения пользоваться словами. Каждое слово — это только небольшой «кирпичик» для фразы, которой выражаются мысли.

Чтобы окружающие понимали вас, а выраженные мысли соответствовали действительной сути вещей, необходимо очень внимательно изучать правила русского языка, уметь пользоваться этим инструментом. В противном случае неправильно выраженные мысли приведут к непониманию собеседником, и вместо обсуждения реальных задач придется сначала определиться с причинами недопонимания.

Выявлять эти причины, а значит отвлекаться на несущественные мелочи, придется тем чаще, чем менее грамотно человек выражает свои мысли на русском языке.

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр.  “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ

Зависимое слово неизменяемая часть речи?

Да — примыкание

Нареч., инфин., деепр., простая сравн. степень прил. (дети постарше),  неизм. прил. (цвет хаки),

сущ. – несоглас. приложение (в газете «Известия»), притяж. мест. его, её, их: сказал (как?) не подумав, дневник  (чей?) его.

Нет. Есть предлог? Отвечает на вопросы косвенных падежей?

Не меняется при изменении формы главного слова?

Да —  управление

Существительное, любая часть речи  в функции сущ.: местоим., числительное, субстантивированное прил. или причастие:  книга  (кого?) мамы, книгу мамы, книга у мамы

Изменяется род, число, падеж?

Да — согласование

прил.(о тяжком бремени), мест. (из вашей книги, какой ценой), полн. прич. (разрывающий ураган) порядк.числ. (девятый год), сущ. – соглас.прилож (мамой-учителем): книга (чья?) мамина,

книгу мамину, нет книги маминой

Не являются подчинительными словосочетаниями:

  1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть поет;
  2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сломя голову;
  3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;
  4. Составные словоформы: более светлый, будет ходить;
  5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.

Следует запомнить, что  не являются словосочетаниями: самостоятельное слово с предлогом; сочетание слов в составе фразеологизма; подлежащее и сказуемое; составные словоформы.

Чтобы правильно определить тип связи в словосочетании, необходимо выполнить следующие действия:

1)    найти главное и зависимое слово;

2)    определить, какой частью речи является зависимое слово; если это неизменяемая часть речи (наречие, деепричастие, инфинитив, притяжательные местоимения «его, ее, их», сравнительная степень прилагательного или наречия, несклоняемые прилагательные), то перед нами примыкание;

3)    задать вопрос к зависимому слову; если это вопрос того или иного падежа, то перед нами управление;

4)    на всякий случай попробовать изменить одно из слов в словосочетании; если вместе с ним меняется и второе, то это согласование.

image

Тема теста Типы подчинительных связей вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр.  “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную

Мы думаем, что каждый, кто сдаёт единый государственный экзамен, хочет получить за него максимальное количество баллов. С хорошими результатами будет легче поступить в любой вуз. Данный раздел поможет вам приблизиться к этой цели. Здесь есть всё необходимое для успешной подготовки. Также данный раздел нередко используется учащимися вузов и ссузов.

Проверить орфографию онлайн

Математика

Важное Обществознание Как написать эссе по обществознанию

За последние несколько лет тема единого государственного экзамена стала особенно актуальной. Изначально эта программа вводилась как эксперимент и уже в первые месяцы тестирования зарекомендовала себя как объективную систему тестирования выпускников. Так что же все-таки представляет из себя этот ЕГЭ?

Например, ЕГЭ по русскому языку состоит из трех частей (А, B, C). В первой части (A) 30 вопросов с одним вариантом ответа, а в части В, более сложной, чем А, всего 8 вопросов с написанием правильного ответа или выбором нескольких ответов. Каждому выпускнику одиннадцатых классов в обязательном порядке следует сдавать только 2 предмета: русский язык и математика, остальные по выбору. Допускаются к экзамену только ученики, имеющие оценки не ниже удовлетворительных, то есть без двоек в аттестате. Проверка работ производится другими преподавателями в другом районе, дабы исключить всякую возможность коррупции.

В школах многие учителя буквально наводят ужас на своих учеников, рассказывая о беспощадности ЕГЭ, в большинство ВУЗов принимают только с определенным количеством баллов, а различные организации твердят о ЕГЭ, чтобы привлечь к себе клиентов, желающих получить достойную подготовку к экзамену. Должен сказать, что квалифицированная подготовка дает свои, далеко не плохие, результаты. Но те, кто уже прошел через это «страшное» испытание, утверждают, что для учеников даже со средними оценками экзамен не должен показаться слишком уж сложным, по крайней мере невыполнимым. Нужно лишь приложить немного усилий, а именно выучить хотя бы самые важные правила, пройденные за весь учебный период, ведь если вы не ленились и хотя бы иногда открывали учебники, то что-то вы должны знать. Очень хорошо помогают различные книжки, предлагающие собственные примеры заданий, примеры их решений и дающие различные рекомендации по сдаче экзамена. Подобной литературой буквально завалены все книжные магазины, причем стоят они очень дешево. Для кого-то, естественно, и этого будет недостаточно. В таких случаях я бы рекомендовал обращаться к своим учителям, большинство из которых готовы помогать бесплатно. Я знаю, что во многих школах учителя предлагают организовывать собственные школьные подготовительные курсы за небольшую плату, а то и вовсе бесплатно.

Что же касается ГИА, то тут тоже ничего особо сложного нет, разница лишь в том, что задания в работах немного легче и сам экзамен не так важен как ЕГЭ, ведь ГИА проводится только среди девятых классов.

В заключение хотелось бы сказать, что сдать экзамен не так сложно, как пугают учителя, но нельзя преуменьшать важность и серьезность ЕГЭ, а также степень легкости экзамена, ведь, как ни крути, а на раз плюнуть никакие экзамены не даются: всё требует подготовки и старания.

Здравствуйте, дорогие читатели. В данном уроке мы будем разбираться, что такое подчинительная связь в словосочетаниях, какой эта связь бывает, а также рассмотрим трудные случаи её определения. А для начала стоит вспомнить некоторые базовые понятия: что вообще такое словосочетание, какие бывают виды связи.

Словосочетание – это вторая единица синтаксиса (первой единицей считается слово), в которой по смыслу связываются два или несколько слов, имеющих общие грамматические признаки.

Более простыми словами – это группа слов, дающая единое понятие. Например: холодный чай, пробегать мимо, видеть вокруг себя и т. п.

Наиболее типичные словосочетания, обычно, образованы с использованием подчинительной связи. Стоит заметить что, связь между словами также может быть сочинительной или предикативной, но во многих учебниках такие сочетания слов в принципе не считают словосочетаниями. Однако, это уже темы для отдельных уроков.

Подчинительная связь – тип связи слов в словосочетании, при котором обязательно имеется главное слово и от него возможно задавать вопросы к зависимым.

Например:потолок (какой?) белый, идти (куда?) на север, смотреть (как?) пристально, хочется (что делать?) смотреть, играть (каким образом?) наблюдая.

Подчинительные словосочетания – словосочетания, состоящие из неравноправных слов, главного и зависимых, и имеющее подчинительный тип связи.

!!! Важно не путать:бежим (кто?) мы – предикативная связь (грамматическая основа предложения). Мы (что делаем?) бежим – слова в данном примере связаны равноправно.

Типы связи у подчинительных словосочетаний

Подчинительные словосочетания подразделяются на три вида по методу связи слов, название им – согласование, управление и примыкание.

Словосочетания со связью согласования

Согласование – это метод связи, при котором слова согласуются между собой как по смыслу, так и грамматически (в таких признаках как род, число и падеж). В классическом виде они представляют собой такие сочетания: имя существительное + имя прилагательное/числительное/местоимение.

Небо (какое?) голубое, поворот (какой?) второй, ключи (какие?) драгоценные, видимость (какая?) нулевая, сумка (какая?) моя.

В последнем примере более подходящим был бы вопрос «чья?», но в этом заключается своего рода лайфхак. В подобном словосочетании всегда можно использовать вопросы прилагательного.

Словосочетания со связью управления

Управление – это метод соединения слов в словосочетании, в котором главное слово задаёт грамматические формы зависимых. Такого рода связь образуют глагол + существительное, числительное + существительное, два имени существительных между собой или наречие + существительное.

Здесь будут подходить вопросы косвенных падежей.

Ругать (кого?) ребёнка, пятнадцать (чего?) спичек, намылено (чем?) мочалкой, свет (чего?) луны, узнавать (о чём?) о том, внизу (чего?) страницы.

Словосочетания со связью примыкания

Примыкание – это метод связи, в котором зависимое слово должно иметь неизменяемую форму и сочетаться с главным только по смыслу. Примыкание образуют такие части речи как глаголы, наречия, деепричастия, глаголы в инфинитиве, существительные и местоимения.

Инфинитивом называют начальную форму глагола, дающую ответы на вопросы: что делать?ичто сделать? По некоторым источникам инфинитив является отдельной частью речи.

В словосочетаниях, связанных этим способом, подходят вопросы наречий или инфинитива.

Видеть (как?) ясно, желание (что сделать?) узнать, поговорить (когда?) завтра, разыгрывая (как?) смешно, рассматривающий (где?) внизу.

Сложно-определимые случаи в примерах

Очень важно не путать производные предлоги с частями речи, от которых они образованы. То же самое относится к наречиям. В таких случаях нужно смотреть на смысл.

Производный предлог – это предлог, который образован от другой самостоятельной части речи. Такие предлоги как в течение, навстречу, насчёт и прочие.

Приведём несколько примеров сложных случаев.

Навстречу как предлог; Отправился навстречу приключениям  (примыкание).

На встречу как существительное; Пошёл на встречу к другу (управление).

После как наречие; Увидимся после (примыкание).

После как предлог; Узнаешь после урока (управление).

Вдали как наречие; Виднелся вдали (примыкание).

В дали как существительное; Светился в дали ущелья (управление).

Четвёртый пример

Вкрутую как наречие; Приготовить вкрутую (примыкание).

В крутую как прилагательное; Попасть в крутую историю (согласование).

Пятый пример

Вслепую как наречие; Передвигаться вслепую (примыкание).

В слепую как прилагательное; В слепую зону (согласование).

Сложности также подстерегают в словосочетаниях, состоящих из двух существительных. В подобных ситуациях следует менять форму главного слова и наблюдать за формой зависимого.

  • Парень (какой?) красавец – парня (какого?) красавца <согласование>;
  • Лист (чего?) клёна – о листе (чего?) клёна <управление>;
  • Директора (чего?) колледжа – директором (чего?) колледжа  <управление>;
  • Ресторана (какого?) у дома – рестораном (у чего?) у дома <управление>.

Ну вот в общем-то и всё, что нужно знать о типах подчинительной связи в словосочетании. Мы старались разъяснить всё максимально доступно и понятно, надеемся у нас это получилось.

В зависимости от способа выражения главного и зависимого слова и взаимодействия между ними определяют следующие виды связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание. Все три вида представляют собой связь подчинительную, то есть предполагают постановку вопроса от одного слова к другому. Связь, при которой обе составляющие равноправны (как, например, в грамматической основе), словосочетаний не образует.

Содержание

Подчинительная связь согласование

Для соединения лексических единиц в единую конструкцию в русском языке применяются различные способы. Первый из них – согласование. Этот тип соединения слов возможен, если части речи имеют одинаковые грамматические признаки. Имя существительное принадлежит к одному из трёх родов и изменяется по числам и падежам. У имени прилагательного есть те же признаки, только все они относятся к непостоянным. Следовательно, его можно по этим категориям согласовать. С изменением числа и падежа главного слова поменяет их и зависимое.

ненастный день – ненастного дня, ненастными днями и т.п.

Согласуются с существительным лексические единицы, отвечающие на вопрос «какой?».

Категории лексем, выступающие в роли подчинённых при согласовании
прилагательное глубокое озеро, тихий голос, сладкий чай
причастие текущая вода, сваренный суп, недопетая песня
местоимение наш дом, какой-то человек, свои вещи
порядковое числительное второй год, седьмой этаж, тринадцатое число

Согласование – соединение главного (выраженного существительным) и зависимого слова (прилагательного, причастия, местоимения, порядкового числительного).

Словосочетание со связью управление

При управлении главный элемент словосочетания требует от присоединяемого конкретной формы, хотя и не той, какую имеет сам. При изменении слова, от которого задаётся вопрос, подчинённое остаётся неизменным:

запланировать поездку
запланируем
запланировали
альбом с фотографиями
в альбомах
альбомом

Вопросы управления – те, на которые в предложении отвечает существительное.

Примеры сочетаний слов представлены в таблице:

Способы выражения главного слова Примеры
существительное мешок картошки, нарезка резьбы
прилагательное понятный детям, смешной до слёз
числительное четыре года, седьмой по счёту
местоимение никто из пришедших, каждый из работников
глагол пойти к реке, шить рубашку
деепричастие глядя в глаза, покупая продукты
причастие знающий правду, вышитый шёлком
наречие близко к тексту, страшно до дрожи

Связь примыкание

Неизменяемые элементы присоединяются не грамматически, а только по смыслу и, в устной речи, интонационно. Связь слов в таком словосочетании, где подчинённая часть неизменяема, называется примыканием. Присоединяются этим способом

Часть речи Примеры
наречие отвечать кратко, смотреть пристально, натолкнуться внезапно
деепричастие читать лёжа, спать стоя, говорить улыбаясь
начальная форма глагола способность понимать, требуется вернуть, решили не ехать
прилагательные в форме сравнительной степени и неизменяемые забор покрепче, сугроб глубже, цвет бордо

Простые синтаксические конструкции имеют синонимичные варианты, одни типы поддаются замене другими. Для этого основной элемент остаётся прежним, а ко второму подбирается однокоренной синоним той части речи, которая характерна для выбранного типа:

  • пешеходный переход (согл.) – переход для пешеходов (упр.);
  • творить вдохновенно (прим.) – творить с вдохновением (упр.).

Более крупная синтаксическая единица строится с помощью первичных синтаксических элементов всех разновидностей:

Испуганный заяц моментально бросился в заросли.

Заяц (какой?) испуганный (прич.) – согласование;

бросился (куда?) в заросли (сущ.) – управление;

бросился (как?) моментально (нареч.) – примыкание.

С их помощью нераспространённое предложение превращается в распространённое.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий