Ветхозаветный светильник в православии значение семисвечника

image Содержание

В любой религии огонь занимает особое место – он является обязательным компонентом практически во всех ритуалах. В этой статье мы рассмотрим такой ритуальный иудейский атрибут, как еврейский подсвечник из 7 свечей. О его видах, происхождении, местоположении и важности в современном богословии, а также о многом другом читайте в этой статье.

image

Что это?

Этот подсвечник носит название менора или минора. Согласно словам Моисея, семисвечник должен напоминать стебли ветвистого дерева, его верхушки символизируют чашечки, украшения – это символы яблок и цветков. Количество свечей – 7 штук – тоже имеет свое объяснение.

Шесть свечей по бокам являются ветвями дерева, а седьмая посередине символизирует ствол.

Настоящие меноры должны быть изготовлены из цельных кусков золота. Из последних путем чеканки молотком и вырезанием с помощью других инструментов формируются ветви семисвечника. В целом же такой подсвечник символизировал собой Свет, который исходил из Храма и освещал землю. Сейчас подобные семисвечники могут иметь множество разновидностей, а различные украшения на них у евреев только приветствуются.

Как появился?

Свечи всегда использовались в богослужениях почти с самого возникновения любой религии. Однако позже повсеместно они заменились на подсвечники. Но, несмотря на это, в иудаизме свечи в меноре стали использоваться много позже, чем у остальных верований. Первоначально на семисвечниках размещались лишь лампады. Существует теория, согласно которой 7 свечей символизировали 7 планет.

Согласно же другой теории, семь свечей – это 7 дней, в течение которых Бог создал наш мир.

Считается, что самый первый израильский семисвечник был создан евреями ещё во время из странствования по пустыне, а позже был установлен в иерусалимском храме. Во время странствования по пустыне этот светильник зажигался перед каждым заходом солнца, а утром очищался и подготавливался для следующего зажигания. Первая менора находилась в Иерусалимском Храме в течение долгого периода, пока не была похищена во время грабительского похода Древне-Римской империи.

По некоторым сведениям, вместе с основным семисвечником, в Храме находились ещё 9 таких же экземпляров из золота. Позже, в Средневековье, семисвечник стал одним из основных символов иудаизма. Ещё какое-то время спустя, он стал полноценным и важным знаком и эмблемой для тех, кто принимал иудейскую веру. Случилось это после того, как согласно преданию мученики Маккавеев во время своей борьбы за свободу зажгли семисвечники, которые горели 8 дней подряд.

Событие это имело место в 164 году до н. э. Именно этот подсвечник после превратился в восьмисвечник, который ещё называется ханукальным подсвечником. Мало кто обращал на это внимание, но семисвечник изображён на гербе современного государства Израиль.

В наши дни этот золотистый атрибут используется при каждом богослужении еврейского Храма.

Интересные факты

  • В еврейских светильниках раньше никогда не зажигались свечи, в них горело масло.
  • Для горения меноры могло использоваться лишь масло первого отжима. Оно являлось самым чистым и не требовало фильтрации. Масло другого качества необходимо было очищать, потому им не разрешалось пользоваться.
  • Само слово «менора» переводится с иврита как «светильник».
  • Категорически запрещается изготовление светильников, которые по конструкции своей копируют менору. Нельзя их изготовлять не только из золота, но и из других металлов. Даже в Храмах в качестве светильников используются подсвечники с большим или меньшим количеством ветвей.

О том, как выглядит еврейский подсвечник, о его истории и значении смотрите в следующем видео.

Перейти к: навигация, поиск

менора; семисвечник
————

Семисвечный литургийный подсвечник — один из символов Иерусалимского храма и вообще иудаизма (в противовес кресту ?). Наиболее распространенная национальная и религиозная еврейская эмблема. Восходит к светильнику, помещённому в скинию Моисеем:

«И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами; так на всех шести ветвях, выходящих из светильника; а на стебле светильник; должны быть четыре чашечки на подобие миндального цветка с яблоками и цветами; у шести ветвей выходящих из стебля светильника яблоко под двумя ветвями его и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его [и на светильник четыре чашечки наподобие миндального цветка]; яблоки и ветввих из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота[1]».

Стояла в храме в Иерусалиме; первоначально на ветвях светильников размещались лампадки, позднее часто использовались восковые свечи. Была вывезена как трофей после завоевания Иерусалима римлянами (рельеф на Титовой арке римского Форума).

Своими растительными атрибутами менора, вероятно, указывает на образ мирового (космического) дерева Древа Света. Предполагается, что его ствол соотносится с Осью Мира, а светильники с планетами древности. Лампады светильника имели форму миндаля, потому что завязь плодов миндального дерева образуется еще до появления листвы, подобно тому, как священство несет «плоды» Слова Божьего, предшествовавшего появлению всего сущего.

Освещает церковникам откровения Бога, сокрытые от обычного человека. Только истинным посвященным позволяется видеть свет, глубоко сокрытый в Священном Писании.

Основные значения:

[править]

  • божественное присутствие — свечи из жира посвящены Яхве;
  • воздействие благодати на все небесные вещи — согласно Филону;
  • семь светильников — семь планет древности, семь дней недели, семь звезд Большой Медведицы, семь небес (небесных сфер), семь кругов (сил) мира[2];
  • семь первородных сил божественного (нашли своё отражение в библейском сказании о семи днях сотворения)
  • единая Церковь, семь религиозных братств Малой Азии (в иудаизме или христианстве ?).

См. также:

Светильники
Мировое дерево
Ось
Число 7

Иудаизм

[править]

Светильники в честь праздника ханукка у евреев имеют восемь свечей; центральная ветвь, или стебель, не содержит источника света, но часто несет фигуру (например, Юдифь с головой Олоферна). Девятая ветвь несет свечу «Шамаш» (служитель света, также имя вавилонского бога Солнца), с помощью которой зажигаются другие свечи.

Христианство

[править]

В сфере христианства особенно пышно оформляется большой подсвечник пасхальной свечи, например в Хильдесхеймском кафедральном соборе (1015 г.).

Не исключено, что через иудейско-хазарское царство такие светильники проникли в различные народные секты на Руси.

Магия[править]

Семисвечники нередко использовали во время священных занятий и встреч маги Западной и Средней Европы. [bdgs]

Геральдика[править]

Основной элемент герба государства Израиль.

Искусство[править]

В средневековом искусстве она часто выступает эмблемой еврейства.

Ad vocem[править]

«Светильник — это световое дерево, которое расцветает высшим светом. Свет достигает своими лучами Бога, и все другие источники посылают ему лучи, чтобы в нем раствориться… Это — менора, которая, согласно преданию, во времена героических Маккавеев, в праздник освящения Второго храма горела в течение восьми дней — хотя она питалась только маленьким кувшином масла, которое было найдено в целости и неприкосновенности».

Де Фриз, 1986 г.

Иллюстрации[править]

  • Иудейский семисвечный канделябр.
  • Еврейская менора, олицетворяющая Солнце, Луну и главные планеты, сияющие во тьме хаоса и превратностей жизни. (Иллюстрация из Библии, XII чек.)
  • Менора с семью ветвями. Каменный рельеф синагоги в Приене, ок. 300 г. (Свиток Торы на треножнике).
  • Зажигание субботнего, светильника. Еврейская гравюра на дереве, ок. 1680 г.

Примечания и комментарии[править]

Исход (25:31—40)Иосиф, KERL — 4 Категории:(евр. — светильник) — один из наиболее древних символов иудаизма, металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами. Форма меноры восходит к описанному в Библии семисвечнику, олицетворяющему семь церквей Малой Азии и символизирующему семь планет и семь дней Творения. Например, иудейский философ Филон считал, что менора символизирует семь планет, являющихся наивысшими предметами, доступными человеческому восприятию. Он же утверждал, что золото, из которого сделана менора, и ее свет символизируют Божественный свет, или логос. Кроме того, менора идентифицируется с храмом Соломона. После разрушения Второго храма императором Титом в 70 менора стала символом выживания и преемственности традиций еврейской нации. В настоящее время она является эмблемой Израиля, изображаемой на печатях и монетах. Большая скульптурная менора работы Бенно Элькана стоит перед зданием кнессета в Иерусалиме, символизируя возрождение еврейского народа после долгих лет изгнания и лишений. Менору часто сравнивают с перевернутым деревом жизни, укоренившимся на небесах. Так, каббалисты считают ее символом дерева Сефирот — совокупности десяти божественных эманаций мира, — где семь рожков представляют семь нижних сефирот, ствол — Сефиру Тиферет (еврейск. «красота»), а масло — неистощимый источник благодати (Айн Соф), вечно изливающейся в нижние миры. В практической Каббале менора служит орудием против демонов. Если ветви меноры изогнуть, сверху она будет выглядеть как звезда Давида. Хасиды сравнивают менору с шестикрылым серафимом, чье имя произошло от еврейского слова, обозначающего огонь. Господь якобы продемонстрировал Моисею образ серафима и повелел воссоздать его земными средствами. Правила изготовления и применения меноры подробно описаны в 29-й главе Исхода. Легендарная менора, дарованная Богом Моисею в годы странствий в пустыне, имела треножное основание, но Талмуд запрещает ее копировать во всех подробностях. После разрушения Иерусалимского храма она исчезла, и с тех пор в ритуале используются ее приблизительные копии, стоящие на круглых или шестиугольных подставках. Ботаники полагают, что форма меноры была навеяна растением, называемым «мория», которое произрастает в Израиле и в пустыне Синай и, высушенное на плоской поверхности, напоминает менору. Как утверждает более поздняя традиция, в храме Соломона изначальную менору зажигал первосвященник, а десять остальных стояли рядом, исполняя декоративную функцию. Когда вавилоняне разрушили Первый храм, все золотые меноры были сломаны. Однако, по легенде, первоначальную менору спрятали и сохранили в изгнании. После разрушения Второго храма менора была увезена в Рим и установлена в построенном Веспасианом Храме мира. Позднее она была увезена в Константинополь или в Иерусалим, где и исчезла при невыясненных обстоятельствах. В античные времена менора часто изображалась на мозаиках и фресках синагог, на могилах, сосудах, лампах, амулетах, печатях и перстнях. В Средние века менора становится популярным мотивом книжных иллюстраций и обложек. В наше время менора — важный элемент синагогального искусства: ее можно увидеть на витражах, ковчегах и футлярах для Торы, а также в качестве архитектурной детали. Ханукальная менора с девятью рожками внешне напоминает храмовую, но имеет другое происхождение. Восемь рожков подсвечника символизируют чудо, произошедшее во времена Иуды Маккавея, когда дневного запаса священного масла, найденного в оскверненном храме, хватило на восемь дней непрерывного горения. Девятый огонек служит для зажигания восьми остальных. В старину ханукальная менора висела слева от входной двери, напротив мезузы, как знак публичного свидетельства о чуде. Когда же такие свидетельства стали небезопасными, иудейский закон предписал зажигать менору только внутри помещения. В Средние века в синагогах появились копии семирожковой меноры, которую зажигали для блага бедняков и странников, не имеющих возможности зажечь собственную лампу в день Хануки. Именно эти стоячие меноры, дополненные двумя рожками, стали моделью для современных домашних менор. Сохранилось строго соблюдаемое требование, чтобы восемь боковых рожков находились на одной линии, но их огни не сливались. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1999; Шейнина Е. Я. Энциклопедия мистических терминов. М., 1998; Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999. Просмотров: 1633Категория: Словари и энциклопедии В» Философия В» Телицин В.Л., Багдасарян В.Э., Орлов И.Б. «Символы, знаки, эмблемы Энциклопедия », 2005 г.Другие новости по теме:«СЕМЬ МУДРЕЦОВ»«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»ВЕРА И РАЗУМ (В СРЕДНИЕ ВЕКА)Жизнь после жизниМагическое число семьМЕТОД РАЗРУШЕНИЯПИЛОНЫ ЕГИПЕТСКОГО ХРАМАПРИРОДА: ПОНЯТИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКАСемьСЕМЬ БОГОВ СЧАСТЬЯСЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙСЕМЬ МУДРЕЦОВСЕМЬ МУДРЕЦОВСЕМЬ МУДРЕЦОВСЕМЬ МУДРЕЦОВСЕМЬ МУДРЕЦОВСЕМЬ ПЛЮС»МИНУС СЕМЬ ПЛЮС»МИНУС ДВА (7±2)Семь плюс/минус два (7 +/_2)СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВСЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВСЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВСЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВСемь смертных греховСемь чудес светаСЕМЬ ЧУДЕС СВЕТАСРЕДНИЕ ВЕКАСРЕДНИЕ ВЕКА (образование, воспитание)СРЕДНИЕ ВЕКА (педагогические аспекты)СЦЕНАРИЙ «ПОСЛЕ» (AFTER SCRIPT)Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н

МЕНОРА, ИЛИ МИНОРА

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:Код для вставки на сайт или в блог: В В В В В В  Код для вставки в форум (BBCode): В В В В В В 

V. Менора и БиблияМы уже знаем, что, согласно Библии, Менора была изготовлена по требованию ГБ, но без объяснения причин создания именно такого светильника. Ряд дополнительных сведений указывает на обрядовый характер семисвечника в культе почитания ГБ. Такова внешняя картина, не учитывающая контекст повествования, который заключается в подготовке евреев к походу от горы Синай в Землю Обетованную, т.е. в Израиль. Однако для более глубокого понимания, необходимо знать, кто такие евреи, и что из себя представляет Древний Израиль, куда, собственно, держали путь беглецы из Египта. И Библия в данном случае не может служить историческим документом, поскольку существует неумолимый факт: древнеегипетская история не знает топонима Израиль. Египет подчинил себе территорию Леванта примерно за 2000 лет до н.э., но в своих обширнейших архивах ни разу не упоминает ни Израиль, ни его царей, которые в обязательном порядке должны были находиться в роли вассалов египетских фараонов и вести с ними переписку, слать дары и своих дочерей, дабы породниться с земным богом. Ничего этого нет и быть не могло. Этимология слова ИзраильПо-гречески Израиль записывается как ΙΣΡΑΗΛ, которое раскладывается на два слова: ΙΣΡ + Α + ΗΛ, где ΗΛ (эль) — известное в семитских языках слово, означающее «бог». ΗΛ, в свою очередь, это — редуцированное (без окончания) слово Ηλιος (Гелиос) — по-гречески «бог солнца». Дальнейшая этимология восходит к имени солярного бога Хора, в котором фонема [р] в результате ротацизма стала [л]. Α — соединительная гласная. ΙΣΡ (иср) — вариант имени Осириса, бога возрождения. Полный перевод слова Израиль: «бог Осирис». Возникновение топонима Израиль отнюдь не случайно и обусловлено его восточным по отношению к Египту расположением. На востоке, где вставало и «возрождалось» солнце, находились, согласно представлениям египтян, Поля Иару (Елисейские поля) — царство Осириса, в котором люди, добравшиеся до него, обретали вечную жизнь. Эти воззрения нашли отражение в древнеегипетском мифе об Исиде и Осирисе в изложении Диодора Сицилийского. Он рассказывает о походе бога Осириса со своим сыном Македоном на восток — вплоть до Индии. Но древнеегипетский фольклор о боге Осирисе (Израиле), разумеется, не имеет ничего общего с реальностью и передаёт исключительно эсхатологические воззрения египтян, т.е. их представления о загробном мире.Этимология слова еврейВ настоящее время наиболее реалистичной выглядит теория, в которой этимоном к слову еврей служит древнеегипетское название народа ʕprw (апиру, хапиру, хабиру): Полезные ссылкиПодборка древних Менор: http://eilonmosaics.com/en/magic/https://www.jewishgiftplace.com/Ancient-Menorahs.htmlПерейти к навигацииПерейти к поиску

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. мено́ра мено́ры
Р. мено́ры мено́р
Д. мено́ре мено́рам
В. мено́ру мено́ры
Тв. мено́рами
Пр. мено́ре мено́рах

мено́ра

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -менор-; окончание: .

Произношение[править]

Семантические свойства[править]

Значение[править]

  1. еврейск.семиствольныйсветильник, одинизсимволовиудаизма◆ Дина Матвеевна читала ей еврейские сказки, перетирала фруктовое пюре, варила кашки, показывала, как зажигать свечи на меноре. Маша Трауб, «Нам выходить на следующей», 2011 г.(цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. игр. в интеллектуальных играх: пакет засвеченных вопросов («свечек») ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы[править]

Антонимы[править]

Гиперонимы[править]

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий