УУД по ФГОС — что это такое простыми словами? УУД по ФГОС это… (узнай, чтобы не смотреть Википедию)

Главная » Образцы документов » Учитель-предметник image

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки
  • этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Скачать документ Похожие статьи:

Формируемая профессиональная компетенция:

способность формирования и развития у школьников УУД на материале «Окружающего мира».

В результате освоения данной главы студенты должны:

знать

  • • сходство и различие между перечнем УУД и метапредметными результатами, отраженными в ФГОС НОО;
  • • как приобщить школьников к использованию познавательных УУД при изучении окружающего мира;

уметь

  • • вводить моделирование, сравнения, классификацию, установление причинно-следственных связей в содержание уроков «Окружающего мира»;
  • • проводить диагностику умения учителя работать с познавательными УУД;

владеть

информацией о видах универсальных учебных действий.

Некоторые вопросы, связанные с введением универсальных учебных действий в содержание «Окружающего мира»

В процессе изучения Окружающего мира формируется весь спектр УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные (рис. 8.1).

В то же время в Федеративном государственном стандарте начального общего образования обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые подразделены на личностные, метапредметные и предметные и которые во многом созвучны с УУД.

Сходство и различия понятий «УУД» и «метапредметные результаты» освоения программы.

Сравнение перечня метапредметных результатов и перечня УУД показывает их определенное соответствие.

Рис. 8.7. Виды универсальных учебных действий1

УУД

(Примерная основная программа)

Требования к метапредметным результам (ФГОС НОО)

Целепологание

«Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности…»

Планирование

«Формирование умения планировать…»

Анализ, синтез

«Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза…»

Однако будущий учитель должен понимать, что УУД и метапредмет- ные результаты — это не одно и то же. Неполное соответствие обозначенных в Стандарте требований к метапредметным результатам понятию «УУД» проявляется как минимум по трем позициям.

1. В Стандарте большинство требований к метапредметным результатам выражены в форме умений («умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия…») или компетенций [1]

  • («готовность конструктивно разрешать конфликты…»), т. е. здесь называется результат образования. В свою очередь УУД — это учебные действия, которые могут быть освоены или не освоены школьниками. В этом смысле можно считать, что названные в ФГОС метапредметные умения (компетенции) — это присвоенные (освоенные школьниками) УУД.
  • 2. В Стандарте требования к метапредметным результатам образования выделены в отдельную группу наряду с требованиями к личностным и предметным результатам образования, в то время как личностные действия обыкновенно включаются в состав УУД наряду с регулятивными, познавательными, коммуникативными.
  • 3. Главное отличие: УУД — это всегда действие; метапредметные же результаты включают не только действия (умения), но и овладение «начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений…»; «базовыми предметными и межпредметными понятиями…», т. е. овладение метапредметными знаниями или метазнаниями. Более того, метапредметные результаты ФГОС основного общего образования включают, например, и «формирование и развитие экологического мышления», т. е. к метапредметным результатам может быть отнесен и стиль мышления — понятие, безусловно, более широкое, чем отдельные составляющие мышления (логические универсальные действия — анализ, синтез и др.). Экологическое мышление формируется и развивается в процессе изучения многих учебных дисциплин, т. е. оно тоже метапредметно.

Таким образом, требования к метапредметным результатам образования и УУД по некоторым позициям близки, но не идентичны.

  • [1] URL: http://900igr.net/up/datas/206215/024.jpg (дата обращения: 31.01.2019).

–>

Курсовая работа

Использование приемов проблемного обучения при изучении исторического материала в курсе окружающий мир как условие развития познавательных УУД младших школьников

Ивановой Марины Орестовны

студентки 231 группы

специальность 050146

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель

Соловьев Андрей Сергеевич

Санкт-Петербург

2016

Оглавление

Введение. 3

1. Понятие универсальные учебные действия и их классификация в соответствии с ФГОС НОО… 6

2. Особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте 10

3. Понятие «проблемное обучение» и его особенности. Специфика организации проблемного обучения в начальной школе. 17

4. Основные приемы использования проблемного обучения при изучении исторического материала в курсе «Окружающий мир», направленные на формирование познавательных УУД младших школьников.. 25

Заключение. 30

Список литературы… 33

Введение

Одной из наиболее важных задач современного процесса обучения в школе является развитие познавательной деятельности обучающегося, от успеха которой зависит его дальнейшая жизнь в социуме. Чтобы решить эту проблему ФГОС НОО устанавливает соответствующие требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Соблюдая эти требования, начальная школа должна всесторонне сформировать личность учащегося, его общую культуру, помочь в процессе социализации и развития интеллекта. 

Основой интеллекта учащегося является его способность правильно и быстро размышлять, а так же уметь грамотно применять полученные знания на практике. Именно интеллект предусматривает совокупность разнообразных умственных операций, которые гарантируют успех не только развития творческого мышления, но и познавательной деятельности человека.

Чтобы обеспечить этот успех педагог должен создавать необходимые условия, применять оптимальные методы и технологии для развития познавательной деятельности учащихся. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения, с помощью которой учитель знакомит учеников с ситуацией, требующей самостоятельного поиска необходимого решения, в результате которого дети получают новые знания, что способствует их умственному развитию.  

Данный метод полезен не только на школьных предметах для поиска и ответа на проблему, заданную учебником или учителем, но так же он подготавливает младших школьников к самостоятельному решению проблем во взрослой жизни и учит детей быть самостоятельными, что является одним из необходимых требований ФГОС НОО. Технологию проблемного обучения можно использовать на многих предметах в школьной программе, но мы рассмотрим её на уроках окружающего мира при изучении исторического материала в начальной школе.

На данный момент, очень важно знакомить ребенка с историей не только своего народа, но и всего мира, так как многие события из жизни всего человечества стали обесцениваться, сделался акцент на информацию и технологию. Необходимо прививать ребенку любовь к земле и к своей родине с малых лет, чтобы он знал, какие поступки являются человечными, а какие – антигуманными, чтобы он стал эмоциональным и чувствительным к себе и к окружающим, и, наконец, воспитать любовь к родине – патриотизм.

История – достаточно трудный предмет, тем он и интересен. Он содержит большое количество дат, фактов и имен, но именно этот предмет учит ребенка задавать вопрос – почему именно так произошло, учит думать, сравнивать, обобщать, делать верные выводы.

Изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир»  формирует у ребенка целостное представление о мире, что наиболее успешно способствует развитию познавательных способностей.

Целью курсовой работы является выявление педагогических условий использования приемов проблемного обучения с целью развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте 

Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи, рассматриваемые в курсовой работе:

1. Определить сущность понятия «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия»

2. Выявить особенности развития познавательных УУД в младшем школьном возрасте

3. Уточнить сущность понятия «проблемное обучение» и выявить особенности его организации в начальной школе

4. Охарактеризовать основные приемы проблемного обучения и их использование при изучении исторического материала в курсе окружающего мира с целью формирования познавательных УУД младших школьников

По нашему мнению, исследуемая нами проблема имеет теоретическую и практическую значимость и требует дополнительного изучения.

Структура курсовой работы состоит из введения, четырех частей, заключения и списка литературы.

Понятие универсальные учебные действия и их классификация в соответствии с ФГОС НОО

Школа является наиболее важным образовательным учреждением, чудесной кладовой знаний, которые передается молодому поколению, а так же она является фундаментом всего воспитания будущего Человека. Так же школа дает базовый набор знаний, умений и навыков, которые, несомненно, потребуются в жизни каждого. Передачей необходимой информации молодому поколению занимается учитель, непосредственно вовлекая учеников в образовательный и воспитательный процесс, что является одной из важных целей школьного образования. Но такое вовлечение не всегда может быть успешным, так как ребенок, не желающий овладевать школьными знаниями, умениями или навыками, не будет должным образом воспринимать нужную информацию, попросту её не поймет и не запомнит. Многие из учеников к окончанию школы не хотят саморазвиваться, у них отсутствуют всяческие интересы, учащиеся слабы в самостоятельном поиске необходимых источников и нужной информации, у ребят плохо развито умение решать проблемы, они часто не могут выйти из нестандартных ситуаций, которые, порой, с нами часто происходят. Все это часто приводит к тому, что человек становится неуспешным в дальнейшей жизни.

Исходя из этого, наиболее приоритетной на данный момент целью становится: научить ребенка самостоятельно усваивать новые знания, применять их на практике, ставить перед собой учебные цели, обдумывать пути их реализации, здраво оценивать свои достижения, иначе говоря – сформировать у него умения учиться. Умение учиться способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка, тем самым он становится “строителем” образовательного процесса.

В начальных классах, прежде всего, необходимо научить школьника самостоятельно ставить перед собой задачи, видеть способы их решения, анализировать полученную информацию и делать правильные выводы. Достижение этой приоритетной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Рассмотрим, как понятие «универсальные учебные действия» определяется в глоссарии федерального государственного образовательного стандарта.

Универсальные учебные действия понимается как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [11, с.18].

Универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, помогают им развить свой творческий потенциал, порождают мотивацию к обучению, что способствует более успешному восприятию знаний.

Сегодня УУД придается огромное значение в образовательных учреждениях. Каждый урок создается и в дальнейшем проводится с использованием универсальных учебных действий, содержащихся практически в каждом этапе занятия. Они представляются в виде навыков, которые надо формировать из урока в урок для достижения планируемых результатов.

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

· обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [1, с.27].

В зависимости от образовательной ступени УУД отличаются, так как требования, предъявляющиеся к ученикам младших, средних и старших классов разные. Мы остановимся на начальной школе и рассмотрим классификацию УУДв соответствии с ФГОС НОО:

· Личностные;

· Регулятивные;

· Познавательные;

· Коммуникативные

Так как наше исследование связанно с познавательными УУД, остальные мы лишь кратко охарактеризуем:

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию детей (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи, планирование действий по ее достижению, прогнозирование результатов, контроль, оценка, рефлексия учебной деятельности).

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [1, c.28-30].

Наша исследовательская работа напрямую связана именно с познавательными универсальными учебными действиями.

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Учитывая все вышеперечисленное, можно смело заявить, что появление системы универсальных учебных действий благоприятно влияет на всестороннее развитие личности учащегося. Они являются ориентиром для дальнейшего его саморазвития и самосовершенствования на всех этапах обучения и не только. Для учителей система универсальных учебных действий является надежным и проверенным ориентиром для проведения действительно качественных занятий, благодаря которым дети будут иметь более высокие результаты по усвоению новых знаний, умений, навыков, хорошо владеть умственными операциями и так далее. Особенно она важна для учителей начальных классов, так как им надо передать ученикам необходимый багаж знаний, многое от которого будет зависеть в средней школе.

Решая первую задачу, мы рассмотрели характеристику классификации УУД, обратили особое внимание на познавательные универсальные учебные действия и при этом выяснили, что познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

В следующей части нашего исследования мы рассмотрим особенности развития познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте.



Код для использования на сайте:

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

<!DOCTYPE html> 1 2 3 4 5 – формировать умение учебного сотрудничества, 6 7 8 – формировать навык учебного сотрудничества. 9

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

–> Скачать материал Скачать материал –> Скачать материал Получить код –>

Педагогика – еще материалы к урокам:

УУД, ФГОС, те кто знаком с образовательным процессом, читал методики знает значение данных аббревиатур. Для большинства же остальных, вполне вероятно, что эти сочетания букв мало что говорят. Однако, если у вас ребенок ходит в школу, то вам так или иначе, с этими понятиями придется столкнуться. А это немаловажно, поскольку каждый родитель заинтересован в качественном обучении своего чада.

Если не следить за всеми изменениями в образовательной сфере, плохо ориентироваться в нюансах учебного процесса, то невозможно будет контролировать и сам этот процесс. Хотя сейчас, и существует много нареканий к современной школьной программе, в этой статье рассмотрим понятия, на которых основывается сегодняшний учебный процесс.

Что такое УУД по википедии?

УУД – Универсальная Учебная Деятельность. В это понятие входит способность каждого человека обучаться и получать новые знания. Можно сказать проще, что это умение учиться. Каждый из нас по разному воспринимает обучение. И это нормально. Все мы разные, кто-то обучается быстро, кто-то медленнее, кому-то надо для получения, порой, небольшого количества новых знаний совсем немного времени, а кто-то тратит на это дни и даже месяцы. Но при этом мы должны понимать весь процесс обучения и, самое главное, воспринимать его. Без этого учиться чему-либо даже и не стоит. Ведь согласитесь, если вы что-то не понимаете, или не приемлете, то ничего и не получится.

Понятие УУД возникло и сформировалось еще в прошлом веке, во времена Советского Союза. Но так сложилось, что оно прижилось до настоящего времени и активно применяется.

Какие виды УУД существуют?

Что бы полнее представить себе что такое УУД, давайте рассмотрим, какие виды этой самой учебной деятельности существуют.

Начнем с такой, как личностная.

Исходя из названия, эта деятельность относится к каждому конкретному человеку и определяет умение этого человека правильно соотносить свои действия, свои поступки с принятыми нормами поведения в обществе.

Есть регулятивная УУД. Что она означает?

Это когда обучающийся умеет правильно распланировать и организовать свою учебу. Поэтому для этой УУД характерны такие направления, как планирование, оценка, коррекция (исправление) и контроль.

Познавательная УУД

представляет собой различные логические действия человека и его действия по решению каких-либо проблем. Это умение анализировать, строить логические цепи рассуждений, правильно формулировать проблему.

Коммуникативная УУД,

связана с умением человека общаться, находить общий язык. Главное здесь, умение не только самому говорить, но, в первую очередь, слушать других. Коммуникативная УУД определяет умение вливаться в различные группы других потенциальных собеседников. Это умение разрешать конфликты, а так же контролировать и оценивать своего партнера.

Особое внимание в преподавании школьных дисциплин уделяется различным «надпредметным» действиям, которые направлены на анализ и управление школьниками своей познавательной деятельности.

Что такое ФГОС?

После расшифровки, эта аббревиатура становится гораздо более понятной даже и без объяснения. Итак, ФГОС – это Федеральный государственный образовательный стандарт.

Он представляет собой список определенных требований, которые предъявляются к образовательным учреждениям. Этот стандарт разработан в соответствии с «Законом об образовании» и был принят к исполнению во всех школах с 1 сентября 2011 года.

Какие же требования по ФГОС предъявляются школам?

Первое, это сама структура образовательного процесса. Каждое образовательное учреждение должно иметь оптимальный четко составленный и утвержденный план обучения. Второе, это непосредственно реализация утвержденного плана. Если первое требование ФГОС ложится на плечи администрации школы, то за второе полностью отвечают учителя. Ну и третье требование, это результаты образовательного процесса. Причем, это третье требование является важным в процессе обучения, так как именно результаты, которые покажут все школьники каждой конкретной школы, покажут состоятельность разработанных планов.

Итак, УУД по ФГОС это целый набор различных требований ко всему образовательному процессу. И здесь не только желание дать школьникам возможность получить и усвоить необходимые знания, но и потребность сформировать личность, которая будет способна обучаться и дальше.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий