Унты и пимы — в чем различие? Где купить настоящие унты или пимы?

Унты и пимы — в чем различие? Где купить настоящие унты или пимы?

  • Унты, пимы, а также кисы (во всех трх словах ударение на последнем слоге) — обувь северных народов.

    Унты (от эвенк. унта — обувь) — разновидность сапог для Крайнего Севера. Существует два варианта:

    • мех внутри, кирза снаружи
    • мех внутри и снаружи.

    У других народов Севера (якуты, нанайцы, удэгейцы) эта обувь называется:

    • торбасА (торбазА) — якуты, нанайцы, удэгейцы, от якутского этэрбэс
    • пимЫ — финоугорские народы, Архангельская область, Пермский край, Коми, от самоедск. пиуы,
    • кисЫ (ненцы, ханты, манси).

    Иногда словом quot;пимыquot; называют валяную обувь русского населения Севера.

    Унты и прочая однотипная обувь могут быть расшиты орнаментом из меховых полосок и бисером.

    Вот, например, кисы ручной работы (Москва, 15000 руб.):

    А вот такие пимы можно купить в Архангельске.

    Цены на унты (пимы, кисы) находятся в широком диапазоне: от 1000 до 20000 руб. Проще их конечно купить на Севере. Но можно попробовать заказать через интернет или по телефону, например, в интернет-магазине унтов.

    Есть компании и магазины, где можно увидеть современные унты, например, quot;Moregorquot; в Москве или quot;Олдаquot; в Санкт-Петербурге. Практичные унты можно купить в магазинах спецодежды (например, ТехноАвиа-спецодежда).

  • Пимы — так называли (да наверное и сейчас называют) валяную из овечьей шерсти обувь в Западной Сибири. а еще их зовут валенки, катанки, чесанки.

    Это классический вид пимов. Еще их носили с калошами, чтобы не намокали.

    А унты это обувь от народов севера (кажется эвенкийское слово). Делались из оленьей шкуры.

    Но много унтов выпускали и в виде хорошо утепленного изнутри и снаружи (собачьей и овечьей шкурой) кирзового сапога на мощной подошве.

    Выглядели они вот так

    А где купить?

    Точно не скажу, но насколько я знаю в России, в более северных областях, сейчас разновидностей и того и другого навалом

  • Не знаю насчет пимов и не уверен в точности информации, но думаю, что унты можно купить в магазине спецодежды. Нам унты выдают именно как спецодежду, потому что в 40-50 градусов ниже нуля на улице не поработаешь.

    А вот кисы были популярны году эдак в 2006-ом. Возможно, на рынке можно найти остатки.

  • Пимы по-русски называются валенками. Пимы северных народов в том числе.

    Кисы делают исключительно из оленьей шерсти, шерсть наружу. Внутри она может быть, а может не быть.

    Унты делают из любой шерсти. Вверху одна шерсть, внизу кирзовый quot;полуботинокquot;, подошва как у валенков+ резина против скольжения.

Опубликовано вкл 07.04.2016 — 19:36 Автор:  Малышева Дарья

«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было!

Скачать:

Вложение Размер
issledovateskaya_rabota_pimy_po-russki.doc 736 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с углублённым изучением математики»

Тема:

Астрономический календарь. Май, 2019

Крутильный маятник своими руками

Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт

И тут появился изобретатель

Нора Аргунова. Щенята

Тогульские валенки ценятся даже в Финляндии

00:00, 04 марта 2011г, Общество 3951

Из чистой шерсти

Рассказ о настоящих сибирских пимах, выпускаемых в Тогуле, тогда заинтересовал, захотелось увидеть их производство. Но съездить удалось только сейчас. На предприятие прибыли вместе с первым заместителем главы районной администрации Юрием Братенковым.

— Наши валенки не садятся, — такими словами встретила нас хозяйка пимокатни Наталья Одрова. – Почему? Секрет. Главное — качество шерсти. Она у нас чистая, только осенней стрижки.

— Тут вот какой фокус, — вступает в разговор супруг и главная движущая сила производства Игорь Одров. — У шерстобитной машины обычно есть поддон, куда в процессе прочесывания шерсти сыплются остья от растений и другой мусор, прилипший к овечьей шубке до ее стрижки. Он тут же захватывается машиной и попадает в подготовленную шерсть. Мы же поддон убрали, все лишнее падает на пол и там остается. А стопроцентно чистая шерсть, без всяких примесей, идет в дальнейшую переработку.

— А почему вы используете ту, что осенней стрижки?

— За лето овцы выделяют пот, благодаря которому она хорошо скатывается. Зимой же у животных вырабатываются другие ферменты, поэтому весенняя шерсть плохо катается, наши работницы с ней мучаются, — поясняет Наталья Михайловна. — Половина производства – ручное. Для потребителя это хорошо, для нас плохо — производительность невысокая, зато качество обеспечивается отменное. Толщина стенок валенка не одинаковая: мягкие, тонкие голенища, ближе к стопе они становятся толще и крепче, подошва на ортопедическом подборе (с выемкой), а не как у заводских. В такие пимы шерстяной носок надевать не нужно.

Пять лет назад тогульский фермер Игорь Одров решил открыть в райцентре пимокатное производство. Собственно, оно всегда здесь было, чуть ли не с дореволюционных времен. А в девяностые годы прошлого века сначала переходило из рук в руки, затем закрылось. Несколько лет помещения стояли заброшенными. Половину оборудования растащили. Оставшееся находилось в таком состоянии, что его нужно было капитально ремонтировать. Приобрести запчасти невозможно, подобные машины сегодня нигде не выпускают. Благо что в свое время Игорь Николаевич выкупил оборудование закрывшейся пимокатни в Смоленском районе.

1 марта 2006 года супруги Одровы приступили к восстановлению предприятия. Электричество в здании отсутствовало. «А что такое подключить его вновь образованной организации, долго рассказывать. Нужно не одну разрешительную справку собрать, кучу инстанций посетить, заключить строгие договора и заплатить немалые деньги. Мало кому удается пройти этот путь до конца», — вспоминает глава семейства. Но ему упорства не занимать. Уже в апреле приступил к ремонту оборудования. Когда появилось электричество, попробовал обрабатывать шерсть, а в июне выдал первую партию валенок.

«Главное — не капитал, а кадры»

— Игорь Николаевич, где вы специалистов нашли?

— Да старые кадры вернулись, все свои. На сегодня у каждого 20-25 лет общего стажа работы в пимокатном цехе. Это – мастера-золотые руки Любовь Зеленина, Галина Лобовикова, Светлана Ровковская, Елена Волкова, Галина Грязнова. Закладчица – женская работа. Она должна шерсть ровным слоем раскладывать, сотни раз руками пригладить, формировать на ощупь и чувствовать, где нужно потоньше сделать, где потолще. Работа кропотливая, нужны сноровка и усидчивость. А такими качествами не каждая обладает. Поэтому из десяти молодых работниц получается одна мастерица. У мужчин попроще, из пяти рабочих выходит один мастер, такой как шерстобит Владимир Скабелкин. Крутить машины – требуются навык, сила и соображать нужно. Если тямы нет, валенки бракованные получатся. Пока со специалистами проблем нет. Производство держится на таких мастерах, как Сергей Мишухин, Яков Качаков, Иван Хализов, и всех тех, кого я уже назвал выше.

С Натальей Михайловной отправляемся по цехам. Цепочка технологического процесса изготовления настоящих сибирских пимов начинается в шерстобитном цехе. С одной стороны большого агрегата с крутящимися валиками и ременной передачей Евгений Потапов раскладывает шерсть на лотке. С него она подается в машину и, пройдя через несколько валов с игольчатой лентой, расчесывается, наматывается на широкий барабан с другой стороны. Здесь ее приглаживает специальной металлической линейкой и контролирует Владимир Скабелкин. Вся операция называется пробивкой шести.

Отсюда она поступает в цех закладки валенок. Пушистое волокно так и мелькает в руках женщин, словно они нянчат каждую прядь. На столах постепенно формируется что-то вроде шерстяного коврика. Так закладывается основа каждого валенка, которая попадает в стирный цех к пимокатам. Те замачивают изделия, чтобы с них последняя грязь вышла, красят, катают, насаживают на колодки, придают форму и отправляют в комнату для сушки. Чем больше мастера работают над ними руками, тем они качественнее. Через сутки можно снимать пимы с колодок, подрезать голяшки до нужной длины и отправлять в цех готовой продукции.

— Пимокатное производство невозможно начать просто так, на голом месте, — убеждает Наталья Одрова. — Дело даже не в капитале, а в кадрах. Эти операции не выучить по книжкам, да их и не найти. Свой опыт мастера передают только из рук в руки, от поколения к поколению.

Cейчас почти всю продукцию у Одровых забирают на месте. А когда они начинали, Игорь Николаевич сам возил валенки по селам, предлагал их людям прямо на улице, ходил по домам, обращался в магазины. Их сначала неохотно брали, хотя они дешевле базарных и магазинных, а качество лучше. Как сказала Наталья Михайловна, если сложить стоимость мужских, женских и детских валенок, то средняя цена за пару выйдет 550 рублей

— Городские-заводские в магазинах райцентра стоят 1200 рублей, но они как колотушки. Сразу садятся, народ жалуется на их качество. К тому же мы выпускаем и короткие валенки- боты. Они потоньше и легче обычных пимов, но такие же теплые. Хорошо ездить в машине, ноги не потеют и педали удобно нажимать. Старики их берут ходить по дому.

Согреют всех

Юрий Братенков, который в ходе моего знакомства с производством со знанием дела комментировал каждый процесс, добавил:

— Многие наши деревенские любят носить сапоги защитного цвета в виде калош с дерматиновыми голенищами. Кто-то в них на рыбалку отправляется, другие во дворе и по хозяйству управляются. Но войлок в них очень некачественный, быстро протирается, а калоши остаются целыми. Теперь туда вставляют такие валеные ботики, и их хозяину не страшны ни сырость, ни мороз. Потому что при производстве не использовался ни клей, ни другие добавки, только чистая шерсть. Недаром тогульские валенки уже в Финляндию заказывают.

Оказалось, что на пимокатне изготавливают и сопутствующую продукцию. Длинная весенняя шерсть, которая не катается, идет на пряжу. Ее так пробивают и очищают, что она становится пушистой и мягкой на ощупь, в чем лично убедилась. Спрясть из нее шерстяную нитку при помощи веретена будет нетрудно. Местные рукодельницы с удовольствием берут пряжу, чтобы вязать носки. Серый плотный войлок водители используют для утепления моторов, а владельцы лошадей укрывают им спины животных. Эта продукция тоже не залеживается на складе у Одровых. Как я поняла, глава семьи здесь директор, механик, слесарь, снабженец в одном лице, а жена Наталья – бухгалтер, кладовщик, заодно контролирующая весь производственный процесс. Еще у них крестьянское хозяйство, пашут землю, выращивают скотину – с утра до ночи круглый год в заботах и хлопотах.

— Игорь Николаевич, пимокатное производство сегодня у вас хорошо отлажено. Теперь о чём душа болит?

— C шерстью проблемы. Скупаем ее, где только можем, по всем районам — от Тогула до Бийска, Заринска и Барнаула. В хозяйствах сейчас овец нет, объезжаем частников. Люди старой закалки знают, как подготовить шерсть к продаже, перебирают ее, а молодежь возиться не хочет и зачастую просто выбрасывает в канаву вместе с налипшими на нее репьями. Более того, чтобы не утруждать себя, в последние годы овец стали стричь один раз в год – летом, когда шерсть длинная и не годится для пимокатного производства. Ее не берет машина. Лишь около тридцати процентов селян, зная требования к качеству этого сырья, готовят его к нашему приезду.

Шерсть может быть черной, белой, коричневой, но при смешивании получается серой. В первый год Одров не использовал красители, выпускал серые валенки. Они не только экологически чистые, но и теплее. Однако товарный вид изделий не устраивал покупателя, спрос был небольшим. Пришлось красить пимы в черный цвет. Специальный краситель производят только в Тамбове. Монополист диктует цены, каждая банка порошка обходится в 15 тысяч рублей. Игорь Николаевич кручинится: «Сельское население уменьшается, народ разъезжается. Молодежь, которая пытается держать овечек, уже не умеет работать ножницами для их стрижки». А было бы сырье, пимокатня могла выдавать продукцию шесть месяцев в сезон и даже круглый год. Чтобы подстраховаться, Одров в соседнем районе купил простаивающее оборудование еще одной пимокатни. О запчастях пока можно не беспокоиться.

— Мы еще частушки умеем сочинять, — вспомнила на прощание Наталья. — Например, такие: «Наш товар согреет всех — и больших, и маленьких. От простуды вас спасут тогульские валенки!»

Тогульский район.

Коронавирус 4 человека с коронавирусом умерли за сутки в Алтайском крае Блоги

От любви до ненависти?

ЛОГИНОВА Тамара

Какая бывает зимняя обувь? Это и валенки, унты, угги, дутики и много другого. Но самыми теплыми и модными в этом сезоне будут пимы. Узнайте что такое пимы, из чего их шьют и как их носить.

Что такое женские пимы?

Пимы это теплая ненецкая обувь. Шьют такую обувь вручную из шкуры снятой с ног оленя, такой материал называют камусом. Пимы бывают как мужские так и женские. Так в процессе создания пим для женщин, шкурки оленя тщательно подготавливаются и разбираются, задолго до начала сезона пошива теплой обуви.

В процессе изготовления пим используется простой древний орнамент, который носит название «оленья тропа» или «рога лося». Чаще всего такой орнамент наносят на пимы для женщин, так как считается что, такой узор будет служит оберегом для своего владельца. Для пошива используют мех темного и белого цветов, который слаживают ворсом внутрь. После того как будущая модель пим раскроена, мех сшивают с изнанки и выворачивают. Носить пимы следует по особому. Так, обувь подвязывают ремешками за штаны или под коленом.

Но главное отличие женских пим от мужских это то, что для женской обуви никогда не используется подошва из оленьих лбов. Чаще всего женские пимы подвязывают ремешками к поясу на талии. Самыми дорогими и востребованными считаются белые пимы.

Как украшают пимы для женщин

В качестве украшения на женских пимах используется аппликация, выскабливание или раскрашивание. Очень часто встречаются женские пимы с ромбовидным узором, который носит название «телячьи рожки» или «головешки». Полоски из сукна и меха, которыми украшают пимы носят не только эстетический и декоративный характер, но и обозначают определенные запреты.

Фото 1 из 22 Женсике пимы — стильная зимняя обувь Женские зимние пимы с рисунком Женские пимы серого цвета с выскобленным рисунком Темно-серые женские пимы Красивые черные женские пимы с узором Коричневые, теплые женские пимы Женские пимы сохранят ваши ноги в тепле в сильный холод Женские пимы с узоров и мехом Оригинальные женские зимни е пимы Классический вариант женских пим 1-10 фото из 22

Как хранят пимы

Для хранения пим, обычная обувная коробка не подойдет. Ненецкая мастера шьют из замши специальный мешок, который еще называют шуипаты. Именно в этом мешке и должны хранится пимы.

Такой специфический способ хранения обуви имеет свою легенду. Старейшины и мастера обувного дела повествуют о том, что во время хождения в пимах по земле, женщина касается Нижнего мира, а для того чтобы уберечь себя от напастей высших сил, пимы нужно бережно хранить отдельно от других вещей.

Чем отличаются пимы от унт, угг и валенок

  • Женские унты, как и пимы — это вид теплой зимней обуви. Шьют унты для согревания ног в сильные морозы. Сейчас унты шьют с различными декоративными элементами, вышивкой бисером, аппликацией, украшением из лент. В наши дни теплые зимние унты есть в гардеробе у каждой модницы.
  • Пимы это отдаленные «родственники» унтов. Родина пимов — крайний Север. Пимы идеально подходят для арктического сухого, но холодного климата. Пимы схожи с чулком, у них отсутствуют боковые швы.
  • Угги — популярная среди молодежи теплая, зимняя обувь. Это бесформенные сапоги из замши на плоской мягкой подошве. Внутри угги отделывают овчинкой. Такая обувь очень теплая, но маркая и не практичная.

Если вы решились на покупку женских пимов, то обязательно убедитесь, что обувь изготовлена из качественного натурального материала. Если это так, то уют и тепло вашим ножкам в холодные морозные дни обеспечены.

25.08.2020 09:14 168 image Официальный портал Республики Коми Ижемский район, 25 августа — Аиф-Коми.

Владимир Уйба купил пимы на производстве в Сизябске. Как сообщил врио главы Коми, он посетил предприятие «Оленевод-сервис» в селе Сизябск Ижемского района и познакомился с технологией изготовления традиционной обуви северных народов.  

image Статья по теме Олений батальон. Как сражались с фашистами люди и животные  Мастерская занимается переработкой оленьих шкур и оленьего камыса (шкуры с ноги оленя), пошивом пим, меховых тапочек, кожаных галантерейных изделий и изготавливает из натуральной кожи и меха обереги и кулоны.

Пимы, изготовленные в Сизябске, носят не только в Коми, но и за её пределами. Даже в суровые 50-ти градусные морозы в них тепло и уютно.

На предприятии трудятся 12 человек. В прошлом году продали товар почти на три миллиона рублей. Однако сегодня из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки производство на предприятии приостановлено, мастерская реализует продукцию, изготовленную до пандемии.

Традиционный народный праздник «Луд -2019»

Праздник Луд включает в себя хороводы и хороводные игры.© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми Победителей разных соревнований и конкурсов получили призы от «ЛУКОЙЛ-Коми».© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми Конные скачки — одна из традиций праздника.© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми Абсолютному победителю в конных скачках Андрею Хозяинову (село Кельчиюр) вручили ноутбук.© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми Испокон веков ижемцы в одну из белых летних ночей выходили «лудын войлыны» («гулять на лугах»). © Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми В начале XX века праздник начинался с того, что на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. Время внесло свои коррективы в празднование. В настоящее время эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Здесь участвуют всадники со всего района, скачки проходят в 5 забегов («рысь», кобылы, жеребцы, мерины, общий забег).© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми Празднование принято начинать с многокилометрового Ижемского шествия, точнее, дефиле, на которое участвующие женщины надевают старинные парчовые сарафаны, передающиеся по наследству.© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми В десять часов вечера на свежескошенной части праздничного луга зажигаются родовые и семейные костры.© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми

Традиционный народный праздник «Луд -2019»

Праздник Луд включает в себя хороводы и хороводные игры.© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми Победителей разных соревнований и конкурсов получили призы от «ЛУКОЙЛ-Коми».© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми Конные скачки — одна из традиций праздника.© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми Абсолютному победителю в конных скачках Андрею Хозяинову (село Кельчиюр) вручили ноутбук.© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми Испокон веков ижемцы в одну из белых летних ночей выходили «лудын войлыны» («гулять на лугах»). © Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми В начале XX века праздник начинался с того, что на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. Время внесло свои коррективы в празднование. В настоящее время эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Здесь участвуют всадники со всего района, скачки проходят в 5 забегов («рысь», кобылы, жеребцы, мерины, общий забег).© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми Празднование принято начинать с многокилометрового Ижемского шествия, точнее, дефиле, на которое участвующие женщины надевают старинные парчовые сарафаны, передающиеся по наследству.© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми В десять часов вечера на свежескошенной части праздничного луга зажигаются родовые и семейные костры.© Пресс-служба ЛУКОЙЛ-Коми

Следующий материал

Также вам может быть интересно

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий