Теория марксизма – это: кратко и понятно об основных положениях

imageМарксизм – теория, объяснявшая развитие общества и природы.

В 

↑ Идеи марксизма

В 

В ней излагались такие идеи, как революция поддавшихся угнетению масс, всемирное принятие социализма и создание общества, основной идеологией которого стал бы коммунизм. Марксизм был наиболее распространен во второй половине XIX – XX веках.

В 

↑ Экономическая теория

В 

Основоположником марксизма стали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Их теория является уникальным продолжением классической политической экономии. В частности, можно наблюдать эту связь в проблеме появления стоимости, так как марксизм выделяет стоимость из издержек, а если быть точным, на основе труда. Данная теория изложена в главном труде К. Маркса «Капитале», который он писал более 40 лет.

В 

↑ Методы исследования

В 

В основу изучения легли абстракция и упрощение. Иными словами, Маркс строил своеобразную экономическую модель. Многие ученые классической школы использовали этот метод, однако особенностью Маркса стало максимальное упрощение экономической модели. Далее Маркс делал анализ своей модели, используя дедукцию. Таким образом, он выводил основные положения теории.

В 

Стоит отметить, что большая часть труда Маркса применима исключительно к макроэкономике. В вышеупомянутом анализе применяется понятие об экономическом равновесии. Конечно, иногда Маркс прибегает к математическому анализу, но данный метод не получил особого развития. Также экономист не применяет предельный анализ экономики.

В 

Периодически Маркс прибегает к рассмотрению исторического развития экономики, то есть, использует исторический метод анализа. Следовательно, он не может обойтись без динамического анализа.

В 

↑ Основные положения теории Маркса

В 

Маркс выявил, что из примитивного производства товаров, нацеленного на их потребление, и где деньги – это всего лишь вещь, которая используется при обмене, вполне логично появляется производство в условиях капитализма. Основной целью становится получение прибыли. Исследования Марска начинаются с понимания сути производства товаров. У товара есть две стороны – потребительная и меновая стоимости.

В 

Первая подразумевает возможность удовлетворения желания или потребность, неважно, является ли оно физическим, социальным или каким-либо еще. Второе понятие – возможность вещи быть замененной в определенных размерах на какой-нибудь иной товар. В основе пропорции обменного труда лежит количество затраченного труда, из чего и вытекает его собственность. Тем не менее, мы понимаем, что одинаковые товары производятся разными людьми, и каждый на производство тратит отличное от другого количество времени.

В 

Решение данной проблемы Маркс видит в вычислении общественно нужных затрат труда на производство товара, учитывая средний уровень квалификации производителей и интенсивности труда, то есть затратами группы, производящей большую часть товаров. Почему теория Маркса не всегда верна? Конечно, в марксизме нет никаких противоречий, все складно, логично и целостно.

В 

Тем не менее, теория не всегда может быть применена к реальной экономике, так как в основу исследования легли неверные предпосылки. Прежде всего, Маркс предполагает обязательное производственное использование капитала, другими словами, он должен не иметь принципиальной стоимости. Также Маркс не предусмотрел, что в экономике не всегда можно сохранять абсолютный баланс и неизменность. Без этого невозможно оправдать трудовую теорию стоимости.

Нашли ошибку?Сообщите о ней

imageКомментарии:

of your page –>

История 19 века богата на различные философские идеи, течения, которые впоследствии изменили все общественное устройство вплоть до современности. Среди выдающихся философских идей отдельным учением (особенно для нашей страны) стоят идеи марксизма. Влияние теорий и философии Карла Маркса на мировую историографию неоспоримо и среди многих видных исторических деятелей считается самым выдающимся в истории общества не только в 19 и 20 веках, но и за весь период существования цивилизации.

Возникновение марксизма

Теория о новом экономическом способе производства возникла как естественное явление производственных процессов и экономического уклада тогдашней Европы.

Появление и значительное распространение нового класса – рабочих фабрик и заводов, в значительной мере изменило род социальных и общественных отношений.

Развитие капитализма выражалось в активной эксплуатации рабочих, начиная с 30 годов 19 века. Это явление сопровождалось не улучшением уровня жизни рабочего класса, а стремлением получение как можно большей прибыли и увеличения производительности производств. Капитализм, имея основной целью получение прибыли, не считался с правами и потребностями эксплуатируемого класса.

Сам общественный уклад и наличие неразрешимых противоречий между классами требовали появления новой теории взаимоотношений в обществе. Это марксизм. Последователей Маркса закономерно носили название — марксисты. К самым известными последователями данного движения являлись В.И. Ленин, И.В. Сталин, Мао Цзэдун, Ф. Кастро. Все эти политические деятели способствовали активному развитию идеи марксизма в обществе и строительству социализма во многих странах.

[warning]Внимание! Марксизм — это превалирование экономических отношений по сравнению со всеми другими аспектами развития общественных связей – материализмом.[/warning]

Философия марксизма

Идеи Маркса получили свое закрепление в середине 19 века. Это была эпоха бурного развития капитализма, гигантского скачка промышленности Германии (Карл Маркс был немцем) и усложнения общественных отношений между различными слоями населения.

Как яркий и непревзойдённый философ, Маркс закрепил основные положения теории в своем произведении «Капитал».

Этот труд закрепил основные идеи материализма и экономическое обоснование нового общественного строя, впоследствии изменившего мир – коммунизма. Классический марксизм характеризовался особыми постулатами. Основные положения марксизма кратко и понятно:

  • Учения мыслителя базировались на материализме общества. Эта теория означала первичность материи перед сознанием, и является чисто философской категорией понимания бытия. Однако, не исключая, а дополняя свои взгляды теориями диалектики в последующем, философия марксизма приобрела материалистически-диалектический характер.
  • Разделение общества не на социальные группы и сословия, как было принято ранее в большинстве социологических учений, а на страты, то есть классы. Именно Карл Маркс первым, кто ввел это понятие, как вид разделения всего общественного устройства. Данный термин тесно связан с материализмом, и выражается в иной классификации общественных отношений между различными представителями общества. Социология марксизма в данном учении понимается, прежде всего, два основных вида – это класс рабочих (эксплуатируемый) и класс капиталистов (эксплуататоров) и взаимодействие между ними на основе товарно-денежных условий;
  • Новый способ понимания экономических отношений между классами, основанный на диалектическом материализме, как применения производственных отношений новой формации (при непосредственном участии рабочих).
  • Экономика образует общество. Именно экономические (производственные отношения) являются базисом для всего общества, первоисточником человеческих отношений. Проще говоря, товарно-денежные и производственные отношения между людьми (изготовление, распределение, продажа товаров и услуг) являются самым главным в отношениях между различными классами и слоями людей. Этот постулат в последующем был закреплен и активно развит в новом учении – экономическом коммунизме.

Разделение на экономические формации

Одним из важнейших постулатов в учении Маркса стало разделение всего исторического периода развития человечества на несколько основных экономических и производственных формаций.

Некоторые историки называли их классами, некоторые стратификацией.

Но смысл от этого не менялся — в основе экономических философий лежит деление людей на классы.

Также примечательно, что в основе формаций лежит принцип производства товаров, приспособлений на основе которых общество и развивалось. Принято выделять 6 таких формаций:

  • Первобытно-общинный строй. Самый первый исторический период развития человеческого общества. С формированием начального периода накопления отсутствует разделение на какие-либо классы или сословия. Вся собственность общины (коллектива) всеобща, и не имеет определенного собственника. При этом учитывая лишь изначальный этап развития человеческого общества, орудия добычи и производства находились на сугубо примитивном уровне и не позволяли производить или собрать достаточно продукции, кроме необходимой лишь для выживания. Такая формация получила наименование примитивного коммунизма именно из-за того, что собственность находилась в руках общины и отсутствовала эксплуатация населения, в собирательстве участвовало все общество.
  • Азиатская формация. Также такой период в истории иногда именуется государственно-общинным строем, так как в последующем при развитии инструментария добычи и совершенствованием способов производства людям удалось получать прибавочный продукт, то есть в обществе происходило накопительство и стали появляться излишки ценностей. Для того, чтобы распределять продукцию и осуществлять централизованный контроль в обществе стал выделяться управленческий класс, который осуществлял лишь управленческие функции и не занимался непосредственным производством продукции. В последующем он (знать, жрецы, часть воинства) образовал элиту государства. Данная формация также отличается от предшествующей наличием и появлением такого понятия, как частная собственность, в последствии именно при данной формации стали появляться централизованные государства и аппарат управления и принуждения. Это означало экономическое и впоследствии политическое закрепление расслоение населения и появление неравенства, что послужило предпосылками к появлению новой формации.
  • Рабовладельческий строй. Характеризуется сильным общественным расслоением и дальнейшим совершенствованием орудий добычи. Накопление первоначального капитала закончилось, а размер добавочного продукта увеличился, что привело к появлению нового класса людей – рабов. В различных государствах положение рабов отличалось, однако общим было полное бесправие. Именно в эту эпоху сформировалось представление об эксплуатируемом классе, как о немых орудиях исполнения воли господ. При том, что производством в ту эпоху занимались именно рабы, они не имели никакой собственности и не получали никаких привилегий или дивидендов от выполняемой работы.
  • Феодализм. Период в истории, который отличается появлением различных сословий, однако также главным образом разделение происходило уже не на рабов и господ, а на зависимых крестьян и представителей знати и духовенства. В этот период происходит законодательное закрепление зависимости крестьян, однако в период этой эпохи крестьяне обладали минимальным набором прав и получали небольшую часть производимого ими продукта.
  • Капитализм – характеризуется существенным развитием средств производства и развитием общественных отношений. В это время происходит значительное расслоение общества и распределяемых благ в социальной структуре. Появляется новый класс – рабочие, которые обладая общественным сознанием, волей и самовосприятием не имеют социальных прав и отчуждены от распределения и пользования основными общественными благами. Класс капиталистов малочисленен, но при этом диктует свою волю и пользуется абсолютным большинством добавочного продукта. Власть реформируется и преобразуется от абсолютной власти монархии, как в период феодализма к различным формам выборной демократии. Также положение рабочих отличалось невозможностью накопления первоначального капитала без принудительного труда;
  • Коммунизм – высшая форма развития общества. Суть данной формации заключалась в том, что средства производства должны достичь такого уровня, при котором вся собственность, вне зависимости от ее ценности, становится общественной (общей), однако уровень производства может обеспечить потребности всех граждан. Классы при такой формации исчезают, все люди имеют одинаковые права и социальное положение, выполняя при этом свою функцию. Это и были основные черты коммунистического строя.

[stop]Важно! Достичь коммунизма в истории никому не удалось, несмотря на многочисленные попытки различных государств, поэтому его часто называют утопией.[/stop]

Что такое марксизм, кратко

Философия и подходы марксизма

Вывод

Появление и последующее развитие марксизма послужило одной из явных причин глобальных общественных изменений в жизни человечества. С появлением СССР теории Маркса получили свое прикладное значение, какие были усовершенствованы и в течении 70 лет наша страна двигалась к построению коммунизма, однако такие попытки не увенчалось успехом. В целом, идеи Маркса положительно повлияли на положение рабочих во всем мире, несмотря на общественный строй, и заставило капиталистов хоть и в незначительной степени улучшить социальный их статус.

–>Главная Философия–> » –>Файлы–> » Методички » Философия[ –>Добавить материал–> ]

Это лишь краткий ответ на экзаменационный вопрос по философии (все вопросы).

Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии Марксизма образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – “ранний” и “поздний”. Для “раннего” – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. “Поздний” – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества.

  1. в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания;
  2. Марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного класса – пролетариата;
  3. как следствие ставится принципиально новая задача – не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь – преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности;
  4. отсюда центр Философских исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики;
  5. это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни;
  6. наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.
  • Общественное бытие – материальное отношение людей к окружающему миру, прежде всего к природе, в процессе производства материальных благ, и те отношения, в которые вступают люди между собой в процессе производства.
  • Бытие определяет сознание, обратное вообще говоря неверно.

Марксизм – это знания, которые внесли в науку К.Маркс и Ф.Энгельс. Важнейшими достижениями марксизма являются открытие формационного развития общества и создание теории прибавочной стоимости. В СССР иногда к марксизму причисляли знания, добавленные В.И.Лениным. Тогда говорили: марксизм – ленинизм.

В СССР марксизм не подлежал критике, хотя некоторые недоработки в нем уже тогда были очевидны. Самым уязвимым местом, пожалуй, был прогноз развития истории, приведенный в Коммунистическом Манифесте. Там утверждалось, что с развитием капитализма пролетариат будет нищать как относительно, так и абсолютно. Пролетариат объявлялся могильщиком буржуазии. Утверждалось, что капитализм достиг конца своего естественного развития. Реальный ход истории не подтвердил такого прогноза. Правда, капитализм не изжил своих пороков: безработицы и циклического развития экономики. Но пролетарии не нищают абсолютно, в развитых странах они достаточно мирно уживаются с буржуазией, а капитализм прогрессирует как в области производства, так и в социальном направлении, используя существенные налоги на социальные программы. Безусловно, марксизм остается теми знаниями, без которых невозможно сколько-нибудь правильно оценивать реальные ситуации в социологии и экономике. Например, только марксизм позволяет дать четкое понимание природы циклического развития капиталистической экономики. Поэтому наука заинтересована в корректировке этих знаний с учетом реального хода истории. Можно только приветствовать научную критику марксизма, так как она поможет такой корректировке. В свете сказанного представляет известный интерес книга С.Кара-Мурзы “Маркс против русской революции”, в которой содержится критика отдельных положений марксизма. Высшая школа обществознания не дает её изложения, так как она вышла большим, по современным нашим понятиям, тиражом, а в виде лекции разбирает её основное содержание, комментируя его с позиции системного подхода к анализу истории.

–>Комментарии–> (0)

Марксистская философия: основные идеи и эволюция

Классический философский марксизм

Марксистская философия – это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), а также взгляды их последователей. Применительно к ней употребляются термины «диалектический материализм» и «исторический материализм», введенные в обиход в 90-х гг. XIX в. Позже они оказались привязаны к партийно-идеологическим трактовкам философских составляющих марксизма как теории, идеологии и практики социалистического преобразования общества. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором – различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не есть завершенная философская система, так как в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества «молодого» и «зрелого» Маркса, «позднего» Энгельса, налицо трансформация многих категорий. При общности исходных установок, мысль Маркса и Энгельса часто шла различными путями, различен их интеллектуальный вклад в философские построения марксизма.

Философские понятия и построения марксистской классики во многом продолжают традиции классической немецкой философии, прежде всего объективного идеализма Гегеля и антропологизма Фейербаха. Объективный идеализм Гегеля превращается в новую форму материализма, в его учении молодые’ Маркс и Энгельс увидели способ преодоления разрыва между идеалом и действительностью (идеал присущ самой действительности, развиваясь в ней диалектически-противоречиво). Антропологическая философия Фейербаха с ее акцентом на отдельного человека трансформируется в социально-философскую и философско-историческую концепцию, которую Маркс и Энгельс разрабатывали совместно. В ней они обосновывали необходимость человеческой свободы и эмансипации, саморазвития и совершенствования.

Социалистические идеалы французских и английских утопистов тоже подкрепляются философскими аргументами диалектико-гуманистического характера. Основоположники марксизма, критикуя современную им действительность, стремились найти новый мир.

Маркс и Энгельс исходили из убеждения, что нельзя изменить мир посредством идей, изменения сознания. В «Тезисах о Фейербахе» (1845) Маркс критикует весь предшествующий материализм за его пассивно-созерцательный характер, а идеализм – за понимание человеческой активности лишь как духовной деятельности. Тому и другому он противопоставляет понятие практики как деятельности предметной, материальной. По Марксу, общественная жизнь является «по существу практической». Так в философию вводится новая предметная область – сфера преобразовательной деятельности людей, которую философия раньше игнорировала (прежде под практической философией понималась философия морали).

Формулировка основных идей материалистического понимания истории становится первой попыткой Маркса и Энгельса создать позитивную науку об обществе и его истории, которую они противопоставляли прежней философии и философии вообще. В истории и социуме изменение в общем и целом идет от материального к идеальному, от экономического базиса к идеологической надстройке; общественное бытие людей определяет их сознание. Новое общество теоретически выводится из противоречий самого общества на данном этапе его развития, и прежде всего из противоречия между производительными силами и производственными отношениями. Знание об обществе, подчеркивают Маркс и Энгельс, не выводится путем спекулятивного философского рассуждения, а выявляется эмпирически, как это делает «позитивная наука». Их цель, заявляют они, построить учение об обществе и его истории как науку, которую они прямо противопоставляют всей прежней философии и даже философии вообще (Энгельс позже писал, что с возникновением материалистического понимания истории – исторического материализма философии истории пришел конец). И эта наука призвана не просто констатировать деление истории общества на формации, а каждой формации – на ее составные элементы и классы, но и объяснить, почему та или иная общественная формация устроена именно таким образом, а главное – почему общество развивается, переходя от формации к формации. Общество – не хаотический агрегат и не «твердый кристалл», а некая целостность, способная к саморазвитию. Его различные части должны так или иначе соответствовать друг другу. Такое соответствие в принципе существует между производительными силами и производственными отношениями.

Маркс и Энгельс пришли к мысли о недостаточности обоснования коммунизма одними философско-гуманистическими соображениями, к тому же носящими нормативно-оценочный, телеологический характер (изначально заданная сущность человека утеряна в современном им мире, но с необходимостью должна быть обретена вновь, восстановлена). Но отсюда не следовал и не последовал переход к коммунистическому обществу. Такое общество должно быть подготовлено, с точки зрения Маркса и Энгельса, не только негативно – через противоречие, но и позитивно – через развитие положительных предпосылок и не только на уровне человека, но прежде всего на уровне собственно общественных структур. Коммунистическая формация, как следующая за капиталистической, теперь теоретически выводится не из понятия человеческой сущности (фиксирующего скорее идеал, чем нечто изначально данное), а из целого комплекса предпосылок, – в конечном итоге из необходимости разрешения противоречий, которые все концентрируются вокруг частной собственности на средства производства. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали о том, что коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.

Эта статья является небольшим ликбезом по теме государства с марксистской точки зрения. Данная статья технически есть подведение итогов последних марксистских кружков Рязанского обкома ЛКСМ РФ, темой которых было произведение В.И.Ленина «Государство и революция».

Актуальностьтемы

Ленин, когда писал свою работу, ссылался на впадение в оппортунизм всего II Интернационала и подчеркивал важность марксистского понимания государства. До Ленина были работы и Маркса(Критика готской программы), Энгельса(Происхождение семьи, частной собственности и государства), которые лишь местами описывали государство.

Сейчас актуальность этой темы велика, ведь давая ответ на вопрос о государстве, мы сможем критиковать как учебник обществознания, так и приверженцев анархизма.

Государство

Государство — продукт непримиримости классовых противоречий.

Именно такое определение дал Ленин в первой главе. Она была приведена не случайно. Ещё до написания этой книги в марксистских кругах преобладали взгляды на то, что государство якобы примиряет классы для того, чтобы территория государства не превратилась в кровавое поле для бойни. И эти взгляды были у людей, которые называли себя марксистами!

Дело в том, что у государства, как института есть «особые отряды вооруженных людей, тюрьмы». Например, когда мы видим разгон митингов, которые вроде бы не такие и радикальные, но разгоняют их очень жестко. Люди, которые выходят на улицы даже просто погулять испытывают это на себе. На них набрасываются с дубинками, и без разницы дедушка это или 12-летний ребенок. Сегодня мы видим прекрасную картину проявления государства. Здесь стоит упомянуть одну из важнейших работ Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

«Государство — говорит Энгельс, подводя итоги своему историческому анализу, — никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство не есть также «действительность нравственной идеи», «образ и действительность разума», как утверждает Гегель.

Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общества в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство» В.И. Ленин

Так же стоит вспомнить цитату:

«Государство как аппарат организованного насилия может возникнуть только тогда, когда в обществе уже назрело противоречие между личными стремлениями отдельных индивидов и общими целями всех людей».

Стоит понимать, что государство, как и классы существовало не всегда.

Природа буржуазного государства

Буржуазное государство, как и всё до него существовавшие, неустанно угнетало трудовой народ, и, если прошлые революции (буржуазные) были на то, чтобы усилить власть государства, то пролетарская революция призвана уничтожить такой институт, как государство.

Любая форма государства — это диктатура какого-либо класса

Даже в самой демократической, даже в самой свободной республике, пока остаётся господство капитала, пока земля остаётся в частной собственности, государством всегда управляет небольшое меньшинство, взятое на девять десятых из капиталистов или из богатых. (Что такое советская власть?) В.И. Ленин

Диктатура пролетариата, как единственный выход

Мы выяснили природу государства. Теперь перейдем к тому, какую форму принимает государство в переходный период между коммунизмом и капитализмом, то есть во время социализма. Как мы знаем, при социализме еще сохраняется государство. Так зачем оно пролетариату, если коммунисты всегда выступали против всякой эксплуатации?

Пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т.е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать. Во-вторых, трудящимся нужно «государство», то есть «организованный в господствующий класс пролетариат». Пролетариату нужно государство лишь для подавления реакции буржуазии, которая неумолимо будет.

При этом, это будет уже не государство в собственном смысле слова. Ведь всегда государство было устроено так, чтобы меньшинство, а именно капиталисты и другие имущие классы подавляло большинство(пролетариат), которое хоть как-то пытается совладать с такой огромной машиной, как государство. Н о после перехода власти к трудящимся, теперь это большинство встанет у руля и будет подавлять то меньшинство, которое когда-то их эксплуатировала. При этом как мы знаем, конечно, меньшинству нужно пролить больше крови, чтобы подавлять большинство. Но в государстве нового типа большинству, а сейчас это 93% будет запросто подавить остальные 7%.

Тут стоит заметить формулировку «отмирание». Она идеально подходит для описания пролетарского государства. Потому что социализм-это лишь переходный период между капитализмом и коммунизмом, при котором еще во всех сферах жизни остаются «родимые пятна» капитализма. И государство постепенно отмирает. Тут всплывает вопрос:» А когда мы преодолеем государство?»

Тут всплывает такая тема, о которой еще говорил К. Маркс. А, конкретнее, о буржуазном праве и равном праве. Дело в том, что все люди, как мы знаем, разные. Например, кто-то обременен семьей и детьми, а кто-то нет. Коммунистов часто обвиняют в том, что мы пытаемся всех уравнять, но это не так. Капитализм уже и так сделал это, предприниматель не будет смотреть на твоё семейное положение, ему главное это прибыль, а наибольшую прибыль он может получить только в случае, если будет брать самого эффективного рабочего, который согласится на наименьшую заработную плату. Так вот, это пример буржуазного права. При социализме это право сохраняется, но в несколько другой форме(появляются общественные фонды потребления). Буржуазное право отлично описывается формулировка «каждый по способностям, каждому по труду». А смысл равного права заключается в том, что оно учитывает, что люди неравны и ему подходит формулировка «каждый по способностям, каждому по потребностям». Это и есть тот лозунг, который подходит коммунистической формации. Так вот, когда мы сможем выполнить этот лозунг, тогда надобность в государстве отпадет.

Рабочая демократия и буржуазная

Мы пришли к тому, что в соц. государстве правящий класс — пролетариат(сейчас он составляет 93% от общества). Только при диктатуре пролетариата достигается настоящая демократия, демократия для большинства! Далее я приведу несколько факторов, определяющих какая эта демократия, рабочая или буржуазная.

Рабочая

1. Избрание по производственному принципу – от рабочего коллектива. Люди лучше знают выдвигаемых из своей среды депутатов — не один год и не один пуд соли вместе съели. Адекватное представительство коллектива — однородного по интересам и требованиям. Больше депутатов — меньше возможность ими манипулировать; все приобщаются к управлению — рушатся касты “избранных” политиков, массы влияют на политику, знают, какие решения принимаются.

2. Полупрофессиональная работа с зарплатой не выше средней по рабочим специальностям – для карьеристов и алчных мещан это преграда. Работа на прежнем месте в коллективе и командировки на “парламентские” сессии не даёт оторваться от простых людей и их нужд, которые не дают депутату разложиться и оторваться от коллектива.

3. Подконтрольность, подотчетность и отзываемость депутата — коллектив, который его выдвинул, может в любое время заставить отчитаться, за плохую работу – отозвать. А попробуй вернуться в коллектив, если не оправдал доверия — морально раздавят!!! “Демократия” не один раз в 4 года — а всегда!

4. Настоящий выбор, большинство решает все — всеобщие выборы, вне зависимости от монополий разрешённых партий, наличия денег у кандидата, оценка избирателями только деловых и личностных качеств кандидата. Избрание большинством от списочного состава коллектива, тайным голосованием при альтернативности кандидатов из состава самого коллектива, наличие графы «против всех».

5. Рациональные и наименее затратные выборы – избрание в коллективе не требует бешеных денег на рекламу, бесконечных гор газет в подъездах и ящиках, подкупа избирателей. Просто это бессмысленно — все тебя и так знают. Деньги из бюджета выделяют только на организационные расходы, нет соревнования денежных мешков. Отмена на деле имущественного ценза и ограничений из-за доходов. Как следствие – реально равные возможности.

6. Власть в интересах труда. Депутаты-рабочие – без привилегий, спецпайков и спонсоров; а значит, у них общие с избирателями-рабочими проблемы и потребности.

7. Максимальная связь власти и общества, вытеснение бюрократии и эффективность, согласованность власти. Госаппарат — часть народа, сменяемая и контролируемая им, прозрачна и понятна народу, минимум бюрократов под контролем рабочих. Власть – единая корпорация — сама издает законы, назначает их исполнителей (правительство) и контролирует исполнение; трактует принятые законы и вносит поправки; корректирует, а затем следит за их исполнением и доводкой под контролем широких масс через коллективы.

Буржуазная 

Еще хотел бы добавить, что в буржуазных выборах деньги решают все. Дело в том, что в буржуазном обществе политика и экономика неразрывно связанны, и, следовательно, власть экономическая перетекает во власть политическую, и наоборот. Тут даже примеров не надо.

Понятие народного и свободного государства

Часто слышны упоминания в стиле «создадим свободное и народное государство!». Надо знать, что эти популистские лозунги на первый взгляд кажутся правы, но это в корне не так. Ведь мы выяснили, что государство имеет классовую природу, это означает что свободного государства быть не может т.к. в государстве есть правящий класс и есть угнетаемый и любой класс подстраивает под себя законы. Теперь разберемся в вопросе о народном государстве. Народное государство — то есть государство, где управляет большинство народа, это есть прообраз демократии. Народное государство может быть, но только тогда, когда правящий класс — пролетариат. А пролетариат потому-что сейчас пролетариат — это абсолютное большинство.

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.(В.И. Ленин)

Анархизм, как не пролетарская идеология

Как мы знаем, краеугольный камень марксизма — теория о прибавочной стоимости, у анархизма этот камень — уничтожение всякого государства.

Анархисты хотят со дня на день отменить государство, как ненужный инструмент. В это и вся соль, они попросту не признают революционной борьбы пролетариата. Ведь если подумать, то пролетариат глупо отказывается от такой огромной машины как государство, именно по этому теория анархизма несостоятельна в этом вопросе.

Но все же анархисты — наши ближайшие товарищи и нужно уметь с ними сотрудничать и указывать на их ошибки.

Огромное спасибо за прочтение данной разъяснительной статьи. Теперь вы вооружены марксистской точкой зрения на государство. Так же настоятельно рекомендую прочитать работу В. И. Ленина «Государство и революция». Это очень большая по смыслу работа, она подходит к прочтению как начинающему, так и более опытному.

Диктатура пролетариата избавит человечество от ига капитала и от войн!!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий