Тема урока: Неопределенная форма глагола. Начальная форма глагола (инфинитив)

&nbsp&nbspАнглийский по Skype. Обзор школ&nbsp&nbsp

&nbsp&nbspАнглийский онлайн. Обзор сайтов&nbsp&nbsp—>

————————————————————-

&nbsp&nbspТест по английскому языку&nbsp&nbsp

Начальная форма глагола в английском языке является той формой глагола, которую можно увидеть в английском словаре. Начальная (первая) форма глагола – это то же самое, что и инфинитив (например, to do – делать, to walk – гулять, to teach – обучать, to leave – покидать, to sail – плыть и т.д.), только без частицы to.

Примеры: 

Обратите внимание, что в первой форме глаголы никогда не оканчиваются на –s, –ed или на какое-либо другое окончание. 

К примеру, следующие глаголы не находятся в 1 форме: 

teaches (обучает), taught (обучал), teaching (обучающий);

walks (гуляет), walked (гулял), walking (гуляющий);

leaves (покидает), left (покинул), leaving (покидающий);

controls (управляет), controlled (управлял), controlling (управляющий);

sails (плавает), sailed (плавал), sailing (плавающий). 

1-я форма глагола в английском языке часто употребляется вместе со вспомогательными глаголами. Например, will sail (буду плавать), did you play? (ты играл?). 

1-я форма также часто используется в определенных фразовых глаголах (в комбинациях глагола c предлогом, глагола с наречием и т.п.) Например, he let his children stay up late (он позволил своим детям поздно ложиться спать). 

Обсуждение термина «начальная форма»: 

Некоторые учителя и преподаватели используют различные термины для обозначения начальной формы глагола. Вот одни из наиболее распространенных: 

Начальная форма глагола;

Первая форма глагола;

Инфинитив без частицы to (bare infinitive);

Коренной глагол (root verb);

Корень глагола (root of the verb);

Словарная форма глагола (dictionary form). 

Стоит отметить, что все эти определения являются приемлемыми и на них можно ссылаться, имея в виду начальную/базовую форму глагола.

————————————————————-

&nbsp&nbspАнглийский по Skype. Обзор школ&nbsp&nbsp

&nbsp&nbspАнглийский онлайн. Обзор сайтов&nbsp&nbsp—>

————————————————————-

&nbsp&nbspТест по английскому языку&nbsp&nbsp

Тема урока. Неопределенная форма глагола — начальная форма глагола ( инфинитив ).Цели. 1. Познакомить с неопределенной формой глагола как начальной формойглагола.2.Совершенствовать знания об особенностях глагола в неопределеннойформе.3. Формировать умение соотносить начальную и личную форму глагола4. Развивать умение определять глаголы в начальной форме в тексте.5. Познакомить с особенностями написания глаголов в начальнойформе, оканчивающихся на ТЬСЯ, ЧЬ6. Закрепить знания об изученных орфограммах.7. Совершенствовать каллиграфические и санитарно — гигиенические навыки.Х О Д У Р О К А1.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.Два ученика на доске выполняют морфологический разбор слов:космический, корабль- Прочитайте текст. О чем он?- В тексте есть слова, написание которых нужно объяснить. На какое правило?( Безударная гласная в корне слова)- Объясните написание данных слов.( на доске — уд. лось, к. смический )- Какими словами проверяли безударную гласную? (однокоренными)- Назовите однокоренные слова в тексте.- Какое из них будет проверочное? Почему?- Что интересного в слове самолет? (2 корня)- К какой части речи относится это слово?- Проверяем морфологический разбор:1 вар. –проверяет существительное2 вар. –прилагательноеДополнительные вопросы.- Что такое имя существительное?- Что такое имя прилагательное? (оценки)- Какую часть речи сейчас изучаем? Что такое глагол?- С какими глаголами мы познакомились на прошлом уроке? (с глаголами внеопределенной форме )- На какие вопросы они отвечают?- Назовите из домашнего упражнения глаголы в неопределенной форме.Итог. – С домашнем заданием справились, а каллиграфию и оформление проверю при проверке тетрадей.3. КАЛЛИГРАФИЯ.- Работу в тетради начнем с каллиграфии. Какие правила мы должны соблюдать при письме букв?- Сегодня на контроле строчная буква ж и написание слогов с верхним соединением.- Посмотрите на букву. При письме особое внимание уделяем ширине буквы. Проверим посадку. Напишем букву 3 раза.- Посмотрите на доску. ( на доске написано: жи, жа, жу, же, жл )- Какие слоги мы можем записать?- Почему не напишем жл? (нижнее соединение, не слог )- Запишите слоги на этой же строке.- Продолжим работу над каллиграфией. Послушайте задание. Надо подобрать глаголыв неопределенной форме, которые начинаются с этих слогов. (жить, жалеть, жужжать,журчать)- С какими орфограммами встретились?- Я подобрала слово со слогом же, но какое это слово вы узнаете, когда разгадаете ребус.image( Ответ желать – на карточке)- Это новое словарное слово с непроверяемой безударной гласной е в корне. Запишите это слово, запомните как оно пишется. В нашей дальнейшей работе мы еще встретим это слово.- На какой вопрос отвечают эти слова?- На что оканчиваются? Подчеркните.- На что это указывает? ( глагол в неопределенной форме.)- Иначе такие глаголы называются ИНФИНИТИВ. Он только показывает действие.- На стр. 182 найдите правило, самостоятельно прочитайте и ответьте мне на следующий вопрос : чем же еще являются глаголы в неопределенной форме? ( начальной формой глагола )- Мы познакомились с написанием глагола желать, в какой он форме?- В словаре все глаголы даны в неопределенной форме. В нашем словаре тоже естьглаголы. Искать мы их не будем, но узнать, что это за глаголы вам помогут ребусы.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.- Выполним следующее задание. Я продиктую глаголы, вам надо поставить их вначальную форму. Бегу, желаю, молчу, смотрю, хожу, несу, стою, тащу, шагаю, сверкаю.— Проверяем. Все ли глаголы в начальной форме?- Докажите. ( отвечают на вопрос что делать?оканчиваются на ть, ти)- У меня на доске отрывок из стихотворения Давида Самойлова. Прочитайте про себя.- Прочитайте вслух. Голосом передайте действие воды.В. да устала петь, устала течь, Сиять, струиться и переливаться. Ей хочется утратить речь, залечь И там, где зал. гла, там ост. ваться.— Прочитайте первое предложение. Дайте ему характеристику.- Спишите стихотворной строкой, вставляя пропущенные буквы. Найдите глаголы в неопределенной форме.- Проверяем орфограммы.- Назовите инфинитивы, которые нашли, на что они оканчиваются?- Какой вывод можем сделать? ( Глаголы в неопределенной форме могут оканчиваться на –ть, — ти, — ться, — чь.)Вывешивается карточка на стенд.- Что повторили на уроке?- Что нового узнали?- Для чего нам это нужно?- А что нужно делать, чтобы быть здоровым?Об этом мы узнаем из упр. 420.- Прочитайте задание.- Чем же нужно дополнить каждый совет?( глаголом в неопределенной форме)- Какие глаголы будем использовать? (из слов для справок )- Работаем.- Проверяем, какие глаголы вставили?- На что заканчиваются?- Что пишем перед ся у глаголов в неопределенной форме?ВЫВОД. Запомните, перед СЯ в глаголах неопределенной формы пишется Ь.( На стенд вывешивается плакат)5. ИТОГ УРОКА.- О каких глаголах мы сегодня говорили на уроке?- Как иначе их можно назвать?- На какие вопросы отвечают?- На что оканчиваются? Что пишется перед СЯ у глаголов неопределенной формы?- Молодцы! Работали хорошо, активно.- У нас осталось время. Мы разгадаем кроссворд, в который надо вписать глаголы, ставя их в неопределенную форму и узнаем тему следующего урока.1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу. 6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю.9. Берегу.1.2.3.4.5.6.7.8.9.- Какая будет тема нашего следующего урока? (Спряжение)- Мы узнаем, что такое спряжение глагола. На этом наш урок закончен. Спасибо.ГлаголДефиниции приставочных глаголов в толковых словаряхИстория слова глагол в русском языке. АвторефератЯвление категориального класса местоименных глаголов в русском языкеНеличные формы глагола. Учебно-методическое пособие по английскому языку для студентов юридического факультетаНеправильные глаголы английского языка для детей в стихахАнглийские фразовые глаголы TOP 170 по частоте встречаемостиМодальные глаголыКомбинаторные свойства элементов конструкции «глагол в неличной форме + характеризатор»Аналитические глагольно-именные конструкции немецкого языка и их русские соответствия. АвторефератПроекты по теме:image Поиск

Вики

Архив

Наука

Что такое начальная форма глагола? Как определить начальную форму глагола?

  • В русском языке — инфинитив — это и есть начальная форма глагола, то есть начальная форма глагола — это инфинитив.

    Приведем пример использования инфинитива:

    У нас есть интересное слово quot;хочуquot;, он и есть глаголом, потому что начальная форма слова будет слово quot;хотетьquot;.

    Не стоит забывать, что начальная форма слова отвечает на вопросы quot;Что делатьquot; или quot;Что сделатьquot;?.

  • Начальная форма глагола или инфинитив — это безличная глагольная форма, которая выражает только действие и отвечает на вопросы -что делать, -что сделать. Задайте эти вопросы любому глаголу и получите начальную форму.

  • Ученики начальной школы проходят определение начальной формы глагола.

    Сделать это можно, задав вопросы:quot;Что сделатьquot; или quot;Что делатьquot;.

    Например глагол quot;учуquot;, его начальной формой является quot;учитьquot;, глагол quot;шучуquot;, его начальной формой является quot;шутитьquot;, глагол quot;гуляюquot;, его начальной формой является quot;гулятьquot;.

  • У начальной формы глагола нет привязки ни к лицу, ни к наклонению, ни к роду, ни ко времени, т.е. она лишена субъективности и весьма абстрактна.

    Начальную форму глагола называют также инфинитивом или неопределенной формой. Она отвечает на вопросы: что делать? (несовершенный вид), что сделать? (совершенный вид). Чтобы определить начальную форму глагола, нужно задавать именно эти вопросы.

    Например: глагол quot;думалquot;, инфинитив — quot;думатьquot; (что делать?). Глагол quot;занималасьquot;, неопределенная форма — quot;задаватьсяquot; (что сделать?).

    Возможные варианты окончаний глаголов в начальной форме: -ть, -ться, -чь, -чься, -ти, -тись.

  • Начальной формой любого изменяемого слова считается та, от которой могут быть разные другие формы этого слова,

    например, падежные, родовые, наклонения, причастные и деепричастные формы.

    Именно в такой исходной форме и даются слова в разных словарях.

    Начальная форма слова — это практически словарная форма.

    Для каждой части речи определена своя собственная форма начальная, позволяющая легко найти нужное слово в словаре.

    Для глаголов начальной формой считается неопределнная форма глагола (=инфинитив).

    Как определить эту форму? Да очень легко.

    Необходимо только задать один из вопросов инфинитива ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

    Например.

    Она улыбается — Что делать (хочется)? — улыбаться; они разговаривают — Что делать (хотят) — разговаривать;

    Меня сократят — Что (хотят, могут) сделать? — сократить;

    Из искры пламя разгорится — Что (нужно) сделать? — разгореться, разгораться.

  • Начальная форма глагола, это конечно же инфинитив, или проще говоря неопределнная форма глагола, которая не спрягается и отвечает на вопрос quot;что делатьquot; или quot;что сделатьquot;.

    Например: я хочу есть. В этом предложении глагол — слово quot;хочуquot;. Его начальная форма будет quot;хотетьquot;.

  • Чтобы определить начальную форму глагола, задаем вопросы к глаголу что делать? кормить (глагол несовершенного вида) и что сделать? покрасить (глагол совершенного вида). Признаком глаголов в начальной или неопределенной форме является формообразующее окончание (суффикс) глагола

    -ть ( пе-ть, гуля-ть, лови-ть), -ти (нес-ти, брес-ти, плес-ти) или -чь ( увле-чь, постри-чь). Вся остальная часть слова без -ть, -ти, -чь называется основой инфинитива, которая пригодится нам для образования некоторых глагольных форм:

    покраси-ть — покраси —л, покраси-вш-ий, покрасив.

    От основы инфинитива мы образовали три глагольные формы : форму прошедшего времени, действительное причастие прошедшего времени и деепричастие.

  • Начальная форма глагола это инфинитив, то есть безличная глагольная форма выражающая только действие и отвечающая на вопросы quot;что делать, quot;что сделатьquot;, таким образом, определить начальную форму глагола можно задав вопрос quot;что делатьquot; или quot;что сделатьquot;, например глагол quot;бегуquot; определяем инфинитив вопросом что делать? И получается quot;бежатьquot;.

  • Начальной или же неопределенной формой глагола является его форма, которая изменяется в последующем по лицам, числам и времени. Начальная форма глагола отвечает на вопросы: quot;Что делать?quot; и quot;Что сделать?quot;.

    Большинство глаголов в начальной форме оканчиваются на -ть-. Другие глаголы в неопределенной (начальной) форме оканчиваются на -ти- и -чь-.

    Именно по вопросу и следует определять начальную форму.

    Примеры глаголов в начальной (неопределенной) форме:

    • пить, есть, играть, идти, ходить, жечь, беречь, мечтать, ползать и тд.
  • Начальную форму глагола иначе называют инфинитивом, который в дальнейшем и изменяется по времени, числам и лицам. Так вот инфинитив в русском языке отвечает на такой вопрос как quot;что делать?quot; и на такой вопрос как quot;что сделать?quot;. Именно подставляя эти вопросы вы и поставите глагол в его начальную форму.

    Пример: держать (что делать), лежать (что делать), есть (что делать).

ГДЗ 1 класс

ГДЗ 2 класс

ГДЗ 3 класс

ГДЗ 4 класс

ГДЗ 5 класс

ГДЗ 6 класс

ГДЗ 7 класс

Категория: Русский язык

Любой глагол можно поставить в такую форму, которая называется начальной. Ее также называют неопределенной формой глагола или инфинитивом. Такое название неопределенная форма глагола получила в  связи с тем, что она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода, то есть эти признаки не определены.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на —ть или —ти (петь, танцевать, идти, выйти, найти, везти, ползти). Это суффиксы. Неопределенную форму можно получить при помощи других словоизменительных суффиксов: -сть (украсть), -сти (нести, грести).

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на -чь, но эти буквы – часть корня: стерегут – стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу – прилечь (корень ляг-, лечь-). В некоторых учебниках за начальную школу -чь считается суффиксом, а в старших классах учат, что -чь входит в корень.

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается НЕ на –ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) – это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола.

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед –ть – это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

В глаголах часто встречается особый суффикс –ся или –сь. Особый он потому, что находится после -ть. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название – постфикс («прикреплённый после»). Примеры: купаться, прислушаться. 

Существует путаница с неопределенной формой глагола и глаголами, употребленными в сложном будущем времени. Будущее сложное время образуется как раз от глаголов несовершенного вида и отвечает на вопросы что буду делать?, что будут делать?, образованные от глагола быть (буду писать, будет улыбаться). Хотя при этом инфинитив остается инфинитивом, учителя в начальной школе учат, что это будущее время, а не начальная форма. В будущем сложном времени изменяется по лицам и числам только глагол «быть».

Морфологические признаки инфинитива

Инфинитив или неопределенная форма глагола является неизменяемой, неспрягаемой формой глагола. Ему присущи только постоянные грамматические признаки глаголов:

Вид – совершенный, обозначающий законченное действие (переписать, помыть), несовершенный (готовить, отдавать).Возвратность – возвратные (заслушаться, укутаться), невозвратные (сложить, закрыть).Переходность – переходные (прочесть книгу, увидеть картину), непереходные (веселиться, жить).Спряжение – I спряжение (делать, смешать) и II спряжение (любить, чертить).Также инфинитиву глагола присущ словоизменительный признак залога: действительный залог (Мама решила приготовить лазанью); страдательный залог (Лазанья должна скоро приготовиться).

Тренируемся в образовании глаголов неопределенной формы

Найдем в тексте глаголы в неопределенной форме.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству. Я (что буду делать?) буду отлично проводить (сложное будущее время, ед.число, а не н.ф.)  время летом.

Поставим глаголы в неопределённую форму.

Возьмём — что сделаем?, что сделать? взять

Прибавим — что сделаем?, что сделать? прибавить

Взобьём — что сделаем?, что сделать? взбить

Выльем — что сделаем?, что сделать? вылить

Добавим — что сделаем?, что сделать? добавить

Перемешаем — что сделаем?, что сделать? перемешать

Печём — что делаем?, что делать?  печь

Потекла – что сделала?, прош.в., что сделать?  потечь (корень тек-течь)

Стригу – что делаю?, наст.в., что делать?, стричь (корень стриг-стричь)

Сберегу – что сделаю?, буд.в., что сделать?, сберечь (корень берег-беречь)

Увлеку – что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-. Корни –ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-. Суффиксы –ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вздремнуть – приставка вз-, суффикс –ну-,

подремать – приставка по-, суффикс –а,

покашлять – приставка по-, суффикс –я-,

откашляться – приставка от-, суффикс –я-,

поплясать – приставка по-, суффикс –а-,

приплясывать – приставка при-, суффикс –ыва-,

отплясывать – приставка от-, суффикс –ыва-.

Глагол — одна из важнейших частей речи в нашем языке. Недаром в старые времена использовалось слово «глаголить» в значении говорить, высказывать что-либо.

Глаголы в нашей речи не только позволяют обозначать действие или состояние, но и придают ей сильный, энергичный характер. Но важно правильно применять эти слова, иначе появятся ошибки и смысл повествования будет непонятен для окружающих.

Знание морфологии глагольных слов поможет избежать проблем с их употреблением.

Далее:

Что такое глагол в русском языке

Глагол относится к знаменательным частям речи и служит для обозначения активности субъекта или его состояния с помощью категорий вида, времени, залога и т. д. Богатство категорий делают эту часть речи одной из самых сложных в изучении. В предложении глагол обычно выполняет функцию сказуемого.

Он может выражать как конкретное действие (писать, лепить), так и движение (идти, плыть), а также называть действие органов чувств (слушать, смотреть), смену состояния (толстеть, краснеть), выражение настроения (радоваться, грустить).

Глагол имеет несколько категорий, которые характерны только для него: залог, вид, время, лицо и наклонение.

Перечисленные категории определяют характер обозначаемого действия: когда оно произошло, как оно соотноситься с объектом, закончилось ли оно или продолжает и т. п. Некоторые категории имеются у всех слов, другие только у некоторых.

Формы глагола как части речи

Формами называются категории, которые имеют фиксированные грамматические признаки, но в то же время применяются в тексте по-разному. Большинство форм делится на два базовых вида: изменяемые и неизменяемые.

Изменяемые формы имеют постоянные и непостоянные признаки и преобразуются в зависимости от контекста предложения. К таким формам относятся:

  • спрягаемая. Это основная форма глагола в русской речи, в предложении она часто исполняет функцию сказуемого;
  • причастие. Обозначает в предложении признак и свойство предмета, то есть выполняет ту же роль, что и прилагательное. Может изменяться по родам, числам и времени.

Неизменяемые формы обладают только постоянными грамматическими признаками.

К ним причисляются:

  • инфинитив. Базовый глагол, с которой лексически связываются все остальные формы. Слово обозначает действие, но оно не привязано к какому-либо лицу;
  • деепричастие. Слово, которое обозначает действие, выступающие как признак другого действия. В предложении выполняет функции схожие с функциями наречия.

Постоянные и непостоянные признаки глагола

Грамматические категории, присущие глагольному слову как части русской речи, называются признаками. Они делятся на постоянные и непостоянные.

Признаки, не подлежащие изменениям в зависимости от строя предложения, имеются у всех глагольных слов.

  • Возвратность. Признак, определяющий на кого направлена активность субъекта — на себя или друг на друга.
  • Переходность. Категория, служащая для определения того, переходит или нет глагол на объект.
  • Спряжение. Определяет особенности спряжение глагола по числам и лицам.
  • Вид. Этот признак определяет, как осуществляется действие.

Сохраняющие постоянность признаки преобразуются в зависимости от типа предложения, контекста, они характерны причастий и спрягаемых слов.

  • Род. Указывает половую характеристику объекта или субъекта активности. Род есть у причастий, а также у изъявительных и условных глаголов поставленных в прошедшее время.
  • Лицо. Необходимо для указания на то, кто осуществляет действие. Категория есть у слов изъявительного и повелительного наклонения.
  • Время. Служит для обозначения момента, в котором происходит действие. Присуще для форм изъявительного наклонения.
  • Число. Обозначает количество участников действия. Имеет отношение как к причастиям, так и к спрягаемым формам.
  • Наклонение. Указывает на отношение активности к реальности, относится ко всем спрягаемым глагольным словам.

Возвратные и невозвратные глаголы

Грамматическая категория, служащая для указания на направленность действия на субъект. Характерная особенность таких глаголов — это наличие окончания -ся/сь.

Возвратные глаголы обозначают действие, которое направлено на сам объект. Например:

  • безобъектно-возвратные. Обозначает деятельность постоянно присущую субъекту (пчела кусается, металл плавится);
  • взаимно-возвратные. Активность осуществляют несколько субъектов в отношении друг друга (целоваться, драться);
  • собственно-возвратные. Слова обозначающие действие, которое возвращается на субъект (одевается, бреется);
  • косвенно-возвратные. Активность производимая деятелем для самого себя (строиться, готовиться);
  • общевозвратные. Слова для обозначения изменения состояния (беспокоиться, веселиться).

Переходные и непереходные глаголы

Слова указывающие действие, которое не может переходить на объект, называются непереходными глаголами. Они не сочетаются с существительными в винительном падеже и выражают:

  • физическое и психическое состояние (лежать, грустить);
  • занятие, деятельность (плотничать, столярничать);
  • восприятие органами чувств (шуметь, сверкать);
  • передвижение в пространстве (плавать, ползти);
  • бытие, существование (быть, присутствовать);
  • манеру себя вести (молодиться).

Переходные формы переходят на прямой объект, выраженный существительным в винительном падеже. Иногда прямой объект представлен существительным в родительном падеже. Переходные слова выражают:

  • разрушающее действие (ломать, уничтожать);
  • созидающее действие (строить, воздвигать);
  • восприятие чего-либо (видеть, слышать).

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Категория вида необходима для обозначения различий в протекании действия (смотреть — посмотреть). Всего в русском языке существует два вида: совершенный и несовершенный.

Совершенные вид предназначен для обозначения целостного, ограниченного пределами действия, которое может закончиться (он запечатал письмо). Здесь запечатал выражает совершенное действие.

Несовершенный вид служит для выражения действия, не имеющего предела, выраженного в виде развития или процесса (он запечатывает письмо, он будет запечатывать письмо, он запечатывал письмо). В последнем случае действие происходило в прошлом, но указания на то, что оно завершилось нет.

Синтаксическая роль глагола

В синтаксисе предложения глагольное слово может выполнять одну из пяти ролей:

  • подлежащие. Инфинитив выступает как подлежащее и образовывает предикативное ядро (любить — значит уважать);
  • обстоятельство. Глагол обозначает обстоятельство или цель действия (она ушла домой переодеться);
  • определение. Поясняющее значение (желание любить себя становилось все сильнее);
  • сказуемое. Обычная синтаксическая роль глагола (мы идем на стадион);
  • дополнение. Дополнительный смысл к действию (прошу вас не орать).

Наклонения глаголов

Наклонение показывает, как процесс или состояние относится к действительности. Так слово может обозначать действие существующее в реальности (смотрю, смотрел, буду смотреть) или же не существующее, но мыслящиеся (смотри, смотрел бы).

Если слово обозначает действие, которое совершается (совершалось когда-то, только будет совершаться) в реальности, то оно имеет изъявительное наклонение (пишу, писал, напишу). Действия же, только гипотетически возможные или желаемые, обозначают глагольными словами сослагательного (писал бы) и повелительного наклонения (пиши).

Спряжение глаголов

Система смены форм по числам и лицам называется спряжением, постоянным грамматическим признаком части речи. Всего существует два спряжения: 1-е и 2-е. Для определения конкретного типа необходимо обратить внимание на ударное окончание глагола настоящего времени:

  • постфиксы 1-го спряжения: -у (-ю) рисую, -ешь рисуешь, -ет рисует, -ем рисуем, -ете рисуете, -ут (-ют) рисуют;
  • постфиксы 2-го спряжения: -у (-ю) приготовлю, -ишь приготовишь, -ит приготовит, -им приготовим, -ите приготовите, -ат (-ят) приготовят.

В том случае если окончание безударное, то спряжение находится по инфинитиву.

Так ко второму относятся все слова на -ить (исключение стелить и брить), семь слов на eть (вертеть колесо, видеть чудо, зависеть от тебя, терпеть боль, обидеть человека, смотреть кино, ненавидеть ложь) и четыре на -ать (гнать лошадей, держать слово, слышать пение, дышать кислородом).

Остальные же инфинитивы относятся к первому спряжению.

Безличные глаголы

Если глагол обозначает действие, которое происходит само по себе, без указания производящего его субъекта, то он называется безличным (смеркается, вечереет, рассветает). В предложениях с безличным словом не может быть подлежащего (на улице темнеет). Этот вид не изменяется по родам, лицам и числам.

Безличные слова можно употреблять во всех трех временах (вечерело, вечереет, будет вечереть), в сослагательном наклонении (вечерело бы), а также в инфинитиве (скоро начнет вечереть). От них не образуются причастия и деепричастия.

Также безличные слова не употребляются в значении личных глаголов. Но в то же время есть исключение, они называются безличными формами личных глаголов. И те и другие безличные формы обозначают следующее:

  • состояние человека (нездоровиться, мечтается);
  • состояния, связанные с судьбой (ему не везет);
  • ощущения, восприятия (благоухает, пахнет);
  • природные явления (вечереет, светает);
  • долженствование (не нужно ссориться);
  • бытие (не было мелочи).

Морфологические признаки глагола

Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные. К первым относят: вид, спряжение, возвратность и переходность. Ко вторым: наклонение, время, род, число и лицо.

С помощью морфологических признаков выражается отношение действия к субъекту или объекту, характер протекания действия или процесса, соотнесенность с моментом речи, реальность или желаемость действия, отношение к говорящему лицу.

Такие признаки как вид и залог имеются у всех глагольных слов. Признака времени нет у деепричастия, инфинитива, а также у сослагательного и повелительного наклонения.

Самого наклонения не существует у инфинитива, причастия и деепричастия. Признаки лица присутствуют только у словоформ изъявительного наклонения, поставленные в настоящее и будущее время.

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

Исходная форма, лексически связанная со всей остальной системой классификации глагольных слов, называется инфинитивом. Инфинитив обозначает процесс или действие, не отнесенное к кому-либо (читать, писать, нести).

Инфинитив не изменяется и не спрягается, поскольку не имеет лица, времени, а также числа. Но в то же время он имеет залог (кипеть — кипятиться), переходность (перейти — идти), возвратность (учиться — учить) и вид (делать — сделать).

У неопределенной формы есть свои, только ей присущие, окончания: -ть (капать, шлепать), -ти (идти, нести), -сти и -сть (мести, сесть). Также в редких случаях имеется окончание -чь (печь, мочь).

В предложении инфинитив может иметь любую синтаксическую роль. Например:

  • подлежащие (трогать запрещается!);
  • сказуемое (печь пироги);
  • дополнение (я велю красить стены в зеленый цвет);
  • определение (сказал Андрею сидеть тихо);
  • обстоятельство цели (мы пошли смотреть футбол).

Морфологический разбор

Порядок морфологического разбора включает следующую последовательность:

  • определяется начальная форма (инфинитив);
  • находится спряжение;
  • устанавливается вид;
  • определяется время;
  • устанавливается лицо и число;
  • находится роль в синтаксисе предложения.

Приведем пример морфологического разбора глагола в предложении слесарьстучит:

  • начальная форма — стучать;
  • спряжение второе, поскольку постфикс -ит под ударением;
  • стучит — процесс не ограниченный пределами, поэтому вид несовершенный;
  • действие происходит в настоящем времени, окончание -ит;
  • по окончанию и возможному местоимению ясно, что глагол 3-го лица и единственного числа;
  • в предложении стучит является сказуемом подлежащего слесарь.

Строгое соблюдение последовательности морфологического разбора поможет ясно классифицировать глагольное слова и избежать ошибок в его использовании.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий