Социальная культура — это… Определение, понятие, основы и выполняемые функции в обществе

Культура – это сложная система, имеющая много уровней развития. С одной стороны, мы видим, что это накопленные людьми ценности, с другой – человеческая деятельность, которая опирается на опыт поколений. Таким образом, становится очевидным, что общество и культура находятся в неразрывной взаимосвязи, потому что одно понятие невозможно без наличия другого.

В современном обществе понятие культуры имеет несколько трактовок:

  1. Достижения человечества в разных сферах жизни.
  2. Способ организации социальных отношений.
  3. Степень развития личности и ее приобщение к открытиям в различных областях знаний.

Дело в том, что есть такое понятие, как духовная культура общества, которая существует параллельно с материальной. Она характеризуется как совокупность достижений, которые существуют в коллективном и индивидуальном сознании людей. Реализуется через такие формы, как миф, религия, искусство, философия и наука. Заметим, что духовная культура не может существовать изолированно, потому что ее признаки мы можем найти во всех сферах жизни личности.

Дело в том, что общество и культура – это два плана рассмотрения человеческой жизни. Когда мы определяем виды связи между этими двумя понятиями, мы параллельно отвечаем еще на несколько вопросов. Так, во-первых, что лежит в основе способа человеческой деятельности? Ответ звучит так: определенный облик социума, который сформирован исторически под влиянием многих факторов. Что касается второго вопроса, суть его такова: где и в какой мере проявляется культура? Здесь же мы видим множество ее ответвлений и видов: экономическая, организационная, правовая, религиозная, нравственная и многие другие.

Заметим, что культура и духовная жизнь общества находятся в тесном переплетении, ведь человек по-разному интерпретирует свое творческое начало, а его реализация возможна только посредством использования существующих культурных форм. Дело в том, что каждая из них обладает специфической системой, смысловой и символической, в которой определенным образом выражается структура человеческого бытия.

Когда же речь идет о социальном субъекте, мы говорим о его общем потенциале, который был накоплен в результате длительного периода жизнедеятельности и развития. Любая культура обладает своими специфическими характеристиками, которые ее отличают от всех остальных.

Общество и культура – это две динамичные системы, развитие которых обусловлено мировыми событиями и закономерными изменениями в жизни общества. Так, под социумом понимается создание модели единения людей, а также использование для этого определенных способов. Это буквальный план существования субъектов. Культура же – духовный план, основанный на том, как они взаимодействуют и чему подчиняются, исходя из опыта предыдущих поколений.

Если мы рассматриваем ее в различных сферах человеческой жизни, нужно говорить об отдельных ее планах и видах. Так, прежде всего, стоит проанализировать нравственную ее форму, которая развилась после того, как ушел в прошлое миф и человеку пришлось научиться себя контролировать и поступать сознательно, а не бессознательно, потому что его поступки были запрограммированы свыше.

Моральная сторона – это свод правил, в котором объединены силы человека, развитие его способностей и получение определенных возможностей. Мораль имеет два уровня: низший (человек ориентируется на соблюдение правил путем подражания и копирования поведения других), средний (реализация моральных принципов, подтверждаемая общественным мнением) и высший (уровень самоконтроля, в котором все поступки оцениваются с точки зрения совести).

Общество и культура переплелись давно в единую систему, потому сейчас нужно изучать эти два понятия вместе.

Понятие культуры и духовной жизни общества довольно широкое. Оно охватывает нравственные ценности и общественные нормы, которые создал человек сам.

Личность не может ограничиваться только материальным существованием, она нуждается в постоянном моральном росте и совершенствовании. Лишь так люди могут удовлетворить свои эмоциональные потребности.

Содержание

Сущность понятий

Нужно понимать различия между культурой и духовной жизнью общества. Такое существо, как человек, не может ограничиваться только материальными проблемами. Он связан с духовной сферой общественной жизни, а она включает несколько компонентов: мораль, язык, образование, религию, искусство и философию. Эта составляющая проявляется в разных сферах жизни.

Духовной культурой называется совокупность ценностей и творческой деятельности. В узком смысле она определяет степень воспитанности человека. Отсюда истекают другие понятия — культурное наследие и ценности. Под первым стоит понимать материальные и духовные аспекты, созданные прошлыми поколениями. Они выдержали испытания временем и передались современному миру как нечто почитаемое и ценное.

Разными ценностями считаются памятники скульптуры, живописи, архитектуры, прикладное искусство, музыка и фольклор.

С их помощью современное поколение узнает больше о традициях и навыках своих предков, их поведении и обычаях, культурных индивидуальностях.

Духовные ценности

На уроках обществознания в школе дети узнают о духовной культуре общества. У разных народов ценности практически совпадают, но они могут отличаться в зависимости от менталитета и культуры поколений. Несмотря на это, всем духовным ценностям присущи одинаковые признаки:

  • долговечность;
  • безграничность;
  • широкий охват;
  • участие всего общества.

image

Ценности передаются от одного поколения к другому с помощью легенд, воспоминаний, преданий или сохранившихся памятников. Потребность людей в них постоянно растет. В любой из них запечатлена особенность личности их автора, хотя они могут быть и анонимными.

Сохранением и распространением ценностей занимаются люди разных профессий. Для этого они учреждают специальные организации: архивы, консерватории, библиотеки, филармонии, музеи и театры.

При этом участвовать в их создании могут не только профессионалы. Художественной самодеятельностью может заниматься любой человек в свободное от работы время.

Принципы культурного человека

Нормы и ценности, присущие всем культурам, называют универсалиями. Они не зависят от исторического периода, социального устройства и географического положения народа. Но любой человек может характеризовать культурную личность, выделить принципы её поведения

. Есть у таких людей общие признаки:

image

  • образованность;
  • любовь к прекрасному;
  • порядочность;
  • воспитанность.

Неважно, к какому социальному классу принадлежит человек. Если он постоянно развивается, получает образование, умеет ценить шедевры красоты, то его можно считать культурным. Такая личность знает правила поведения в обществе и следует им.

Она не позволяет унижать себя и окружающих. При этом человек не замыкается в рамках своей специализации, он интересуется разными вещами.

Основные функции

У культуры есть свои функции. Благодаря им становится понятно, зачем она нужна.

Раскрыть смысл понятия «культура» помогут только её функции:

  • познавательная;
  • регулятивная;
  • оценочная;
  • коммуникативная;
  • информативная;
  • социализирующая.

Если говорить кратко, культура позволяет человеку сформировать собственное представление о народе, эпохе или стране.

С её помощью можно определить систему ценностей и создать комплекс требований, норм. Благодаря ей прежние поколения передали современным людям свои знания и опыт.

Ценности быстро распространяются и становятся более разнообразными.

Они позволяют человеку занять свое место в обществе, правильно выполнять социальную роль и соблюдать нормативное поведение.

Принятая типология

Культура разделяется по нескольким признакам, у них есть разные формы. Развитие человека зависит от того, в какой стране он вырос, к какой религии относится и чем занимается. Существуют различные типы культур, которые можно поделить на группы:

  • региональные и национальные признаки;
  • принадлежность к историческому обществу;
  • связь с территорией;
  • вид деятельности;
  • характер потребностей;
  • тип аудитории.

По связи с религией разделяют светскую и религиозную культуру. По региональному признаку она бывает восточной и западной, по национальному — русской, английской, французской, итальянской и т. д. Зависит тип и от исторического общества. В качестве примера можно привести культуру традиционного, индустриального или постиндустриального социума.

Существуют также сельские и городские виды, они привязаны к территории.

Можно выделить производственную, экономическую, художественную, политическую и педагогическую формы. На них влияют род деятельности и сфера общества. По характеру потребностей различают два вида — материальную и духовную.

Уровень мастерства и вид аудитории

Основной признак, по которому разделяют культуру, — это тип аудитории. Ещё его называют уровнем мастерства. В этом случае можно выделить всего три вида:

  • элитарный;
  • народный;
  • массовый.

Первый вариант создаётся либо по заказу, либо привилегированной частью общества. В основном это предметы искусства, изготовленные для созерцания. Неподготовленный человек будет воспринимать их с трудом, ведь он не получит от них никакой коммерческой выгоды. Профессиональные творцы таким образом стремятся к эстетической свободе и новаторству.

Особенностью массовой культуры считается отсутствие духовных поисков или изысканных вкусов. Она образовалась в индустриальном обществе и распространена на широкую аудиторию. В ней утверждены понятные и простые представления, нет места вечным проблемам. Любой человек может её воспринять, так как для этого не требуется специальной подготовки. Целью массовой культуры является получение коммерческой выгоды. Она занимательна, производится сериями, но потребление её пассивное.

Народная культура основана на национальных традициях. Её создают анонимные творцы без специальной профессиональной подготовки.

Она бывает индивидуальной, массовой или групповой, но при этом может быть связана с религией. Обычно существует в устной форме, может отражать современный быт или обычаи прошлых поколений.

Направления искусства

Искусство — наглядное отражение культуры в художественных образах. Для этого используются специальные средства: звук, цвет, объемно-пространственные формы, слова.

Направлений искусства существует множество:

  • танцы и музыка;
  • живопись и графика;
  • архитектура и скульптура;
  • кино и театр;
  • спорт и игры;
  • фольклор и литература.

Самыми старыми направления искусства считаются музыка и танцы. Через них человек выражает свои эмоции. Далее следует фольклор — легенды и сказки родители рассказывали своим детям еще во времена древних государств. Постепенно развивались разные виды изобразительного искусства (графика, живопись). Затем появились скульптура и архитектура. К современным видам можно отнести кино, хотя оно основано на театральных спектаклях. Соревнования, игры и спорт появились довольно давно, но до сих пор развиваются.

Нравственные формы

Духовным миром человека называются его взгляды и мировоззрение, направленные на созидание, сохранение и распространение ценностей. Но если личность называют бездуховной, то говорят о том, что в ней преобладают биологические инстинкты. Высокие нравственные и эстетические качества у таких людей отсутствуют. В конспекте про культурную и духовную жизнь общества можно написать о том, какие существуют её формы:

  • мораль;
  • религия;
  • мифы;
  • наука;
  • искусства;
  • философия;
  • идеология.

Моралью называют совокупность правил поведения человека. Религия — это мировоззрение, основанное на вере в богов или другие высшие силы. С помощью мифов предыдущее поколение передавало свои первичные представления о происхождении всего живого и места человека в мире.

Искусство помогает отражать окружающее с помощью системы образов, а философия учит разбираться в проблемах бытия. Наука основана на результатах исследований и представляет собой систематизированные взгляды на мир. Идеологией называют комплекс убеждений и установок или программу ценностей и взглядов.

Среда развития

Развитие культуры происходит двумя путями — интеграцией и дифференциацией. В первом случае разные национальности обмениваются опытом, традициями и ценностями. При дифференциации культура одного народа не воспринимает обычаи другого, старается обособиться. Духовные ценности необходимы для здорового общественного и личностного развития.

Культура может развиваться в разной среде, например, во время труда, быта, общения, питания. Благодаря ей человек способен эффективно развить свои творческие способности и реализоваться в профессиональной деятельности, проявить эстетику в повседневной жизни. Кроме того, он учится гуманно относиться к окружающим, соблюдая правила поведения в обществе. За уровень развития и степень владения нормами языка отвечает культура речи, а среда чувств позволяет развиваться эмоциям и тактично относиться к другим людям.

Взаимное обогащение различных культур способствует развитию народов. При этом нужно уважать ценности других и относиться к ним толерантно. Духовное развитие делает личность лучше и помогает ей избавиться от навязчивых стереотипов.

В  « вернутьсяКультура Содержание

Общество, культура и человек

Общество, культура и человек неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Тем не менее оценка этой роли претерпела заметную эволюцию.

До относительно недавнего времени высокая оценка роли и значения культуры не вызывала сомнения. Конечно, и в прошлом были кризисные периоды в истории того или иного общества, когда существующий образ жизни подвергался сомнению. Так, в Древней Греции возникла философская школа киников, выступившая с позиций полного отрицания общепринятых ценностей, норм и правил поведения, явившаяся первой формой цинизма. Однако такого рода явления были все-таки исключением, и в целом культура воспринималась положительно.

Критика культуры

Ситуация начала существенно меняться в XVIII в., когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. У истоков этой тенденции стоял французский философ Ж.-Ж. Руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве В«естественного человекаВ», не испорченного культурой и цивилизацией. Он также провозгласил лозунг о В«возврате в природуВ».

По другим мотивам, но еще более критически оценивал западную культуру Ф. Ницше. Свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. Он заявлял: В«чтобы не умереть от науки, у нас остается искусствоВ». В начале XX в. австрийский психолог 3. Фрейд находит новые основания для критики культуры. Он смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт Эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт Танатоса, или смерти). Культура, согласно концепции Фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки.

В 1960-70-е гг. на Западе широкие масштабы приобрело движение контркультуры, объединявшее в своих рядах радикальные слои молодежи и студенчества, опиравшиеся на идеи Руссо, Ницше, Фрейда и его последователей, в особенности на идеи философа Г. Маркузе. Движение выступало против распространяющихся ценностей массовой культуры и массового общества, против фетишизации науки и техники, а также против основных идеалов и ценностей традиционной буржуазной культуры. Одной из главных целей движения провозглашалась В«сексуальная революцияВ», из которой должна возникнуть В«новая чувственностьВ» как основа подлинно свободного человека и общества.

Резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные идеологии. В качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. Широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя Поста, который заявлял: В«Когда я слышу слово В«культураВ», я хватаюсь за свой пистолетВ». Для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.

Основные функции культуры

Несмотря на приведенные примеры критического отношения к культуре, она играет огромную положительную роль. Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей. Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточно для того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве В«социальной наследственностиВ», которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная, информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.

Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества.

С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры — наука, искусство, техника — обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

Еще одна функция — ценностная, или аксиологическая, — также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения заслуживает творческая, инновационная функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: функции накопления и передачи опыта, или приспособления (адаптации) и критически творческой функции. Они также тесно, неразрывно связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор из всего имеющегося наиболее ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно и механически, но предполагают опять же критическое, творческое отношение. В свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

Культура и общество

Культура и общество — это очень близкие, но не тождественные системы, которые относительно автономны и развиваются по своим законам.

Типы общества и культуры

Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

Спор между представителями этих подходов ведется о том, как понимать общество: как надындивидуальную объективную социальную структуру или как человеческий мир жизни, заполненный культурой.

Если исходить из системного подхода, заложенного в трудах Э. Дюркгейма, следует рассматривать общество не просто как совокупность людей, но и объективно существующую совокупность условий их совместного существования. Общественная жизнь является реальностью особого рода, отличной от природной реальности и не сводимой к ней, — социальной реальностью, и важнейшей частью этой реальности выступают коллективные представления. Именно они — фундамент культуры, которая трактуется как способ организации общественной жизни, общество — как социальный организм. Как любые организмы, являющиеся сложными системами, общество обладает интегративными свойствами. которые присущи всему социальному целому, но отсутствуют у отдельных его элементов. Среди важнейших свойств — способность к исторически длительному автономному существованию, основанная на том, что только общество связано со сменой поколений. Благодаря этому общества являются самодостаточными системами, обеспечивающими, поддерживающими и совершенствующими свой образ жизни. Способом реализации этой самодостаточности выступает культура, а ее межпоколенная трансляция позволяет обществу воспроизводить себя.

Человечество никогда не было единым социальным коллективом. Разные группы (популяции) людей существуют в самых разных локальных социальных группах (этносы, классы, социальные слои и т.д.). Фундаментом этих локальных групп служат культуры, являющиеся основой интеграции людей в подобные коллективы. Поэтому на Земле нет ни общества вообще, ни культуры вообще — это абстракции. Реально на нашей планете существовали и существуют локальные культуры и общества. Культуры по отношению к этим обществам (социальным группам) выполняют задачи интеграции, консолидации и организации людей; регуляции практики их совместной жизнедеятельности с помощью норм и ценностей; обеспечения познания окружающею мира и хранения значимой для выживания людей информации; осуществления коммуникации между людьми, для чего вырабатывают специальные языки и способы обмена информацией; разработки механизмов воспроизводства общества как социальной целостности.

В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур.

Первый тип — первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм — невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции — традиции и обычаи, обряды и ритуалы — находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкает архаическое общество и культура — современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).

Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированию

государства, где были узаконены иерархические отношения между людьми. Рождение государства произошло в странах Древнего Востока. При всем разнообразии его форм — восточные деспотии, монархии, тирании и т.п. они все выделяли верховного правителя, подданными которого были все остальные члены общества. В таких обществах регуляция отношений, как правило, строилась на насилии. В рамках общества этого типа нужно выделить доиндустриальное общество и культуру, где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы жизнеустройства, а используемое насилие получало религиозное обоснование. Еще одной формой стало индустриальное общество и культура, где ведущую роль играли национально-государственные образования и специализированные социальные группы в обществе, а насилие было экономическим.

Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. При демократии, формирующей гражданское общество, люди осознают себя свободными гражданами, принимающими определенные формы организации своей жизни и деятельности. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еще не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.

В обществознании сложились различные подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

^ технологический: культура — совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

^ деятельностный: культура — творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

Наиболее распространённым является употребление термина «культура» в широком и узком смысле слова.

Культура в широком смысле — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов ак­тивной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле слова — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потреб­ляются духовные ценности.

Формы культуры:

  • материальная — результат производства и освоения предметов и явлений материального мира;
  • духовная — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление является условным. Говоря о духовной культуре, сле­дует различать её форму, которая материальна, и содержание, которое идеально.

Функции культуры:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • регулятивная (нормативная);
  • информативная;
  • коммуникативная;
  • социализации.

Обществоведы выделяют различные типы культур в зависимости от используемых критериев:

  • национальная — мировая;
  • светская — религиозная;
  • восточная — западная;
  • традиционная — индустриальная — постиндустриальная;
  • сельская — городская;
  • элитарная, массовая и народная культуры.

От степени распространённости в обществе выделяют культуру:

  • Доминирующую — признаваемую и разделяемую большин­ством населения страны, часто являющуюся официальной.
  • Субкультуру — часть общей культуры, систему ценностей, при­сущих большой социальной группе (молодёжная, профессио­нальная). Она включает в себя: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные нормы, роли и статусы.

— Контркультуру — направление в развитии современной культу­ры, противостоящей духовной атмосфере современного обще­ства (либо официальной культуре), например, криминальная субкультура.

Таблица 12

Характеристика основных форм культуры

Вопросы

для сравнения

Народная Массовая (поп-культура) Элитарная
Примеры Анекдоты, народ­ные сказки, мифы, легенды Телешоу, телесериалы, популярная музыка, детективы, женские романы, бестселлеры Фильмы Тарковско­го, Феллини, доку­ментальное кино, классика
Авторы Анонимные люби­тели, народ Профессиональные творцы, действую­щие по определенным стандартам, по запро­су публики. Профессиональные творцы, создающие уникальные произ­ведения
Характер Некоммерческий, народная мудрость, обычаи, традиции, национальный ко­лорит Коммерческий, про­изведения — товар Некоммерческий, произведения — ше­девр, способ само­реализации автора
Уровень сложности Соответствует об­щему уровню раз­вития общества Общедоступная по содержанию, рассчи­танная на различные группы населения Искусство «не для всех», требуется высокий интеллек­туальный уровень, специальные знания
Аудитория Широкая Массовая (распро­страняется в СМИ) Узкая

Предложения интернет-магазинов

Культура: основные понятия

Культура — это образ жизни человека, образ его мышления, типичные формы деятельности людей данного общества и их связей между собой. Используя понятие «культура», мы можем выделить общее и особенное в образе жизни разных социальных групп, стран и народов (см. табл.).

Классификации культуры

Критерий(признак) классификации

Разновидность

Альтернативная

разновидность

1. Географический

Мировая: явления культуры, сложившиеся в результате взаимовлияния национальных культур (например, письменность, телевидение)

Национальные или континентальные: например, русская, европейская, античная

2. Исторический

Прошедшего времени

Современная: культурные явления, возникшие во второй половине XX века

3. Духовное содержание (мировоззрение)

Светская или атеистическая

Религиозная

4. Субъект культурного творчества

Профессионально-авторская

Народная

5. По адресу потребителя

Элитарная

Массовая

  • 1 6. По коду (основному
  • 1 способу выражения)

Письменная, аудиовизуальная

Устная

7. По месту расселения потребителей

Городская

Сельская

Критерий (признак) классификации

Разновидность

Альтернативная

разновидность

8. По значению ценностей

Общая (например, бытовая, эстетическая)

Специальная, в том числе профессиональная (например, правовая, политическая, техническая культура)

9. По классовой принадлежности

Высших и средних классов (например, аристократии, купцов)

Низших классов (рабочих, крестьян)

10. По форме выражения

Духовная (фиксирует культурное явление в идеях, ценностях, образах)

Материальная:фиксирует культурное явление в материальной форме, в объектах материального мира

Говоря о том или ином явлении культуры, используя это понятие, мы можем уточнить его через ряд необходимых определений. Например: русская народная, сельская устная культура XVIII века. Или: современная городская массовая культура.

Существуют и более дробные классификации культуры. Наиболее важные из них — разделения по историко-географическим признакам: античная, древнекитайская, культура Возрождения и т. д., а также по конфессиональному признаку: христианская, мусульманская, языческая и т. д.

В современной массовой культуре можно выделить два направления: профессионально-коммерческое и самодеятельное (авторское), о чем мы еще будем говорить.

Чем объяснить такое множество различий, присущих культуре? Очевидно, разносторонностью ее характеристик, ее качеством, многообразием проявлений. Насчитывается больше полутора сотен определений культуры, потому что каждое определение отражает одно качество, которое кажется автору определения основным.

Но общим знаменателем для любой деятельности в области культуры, общим содержанием любой культурной деятельности выступает совершенствование материальных и духовных возможностей человека, наращивание его гуманистического потенциала, возрастание человечности в отношениях между людьми. Культуру можно назвать нормативной системой гу-

манизма. Культура — система правил, или форм, гуманного общения людей, гуманного образа жизни. Право, мораль, традиции, философия, наука, политические институты, искусство, производство — все это формы и составные части культуры постольку, поскольку они играют гуманизирующую роль в жизни людей.

С подобной точки зрения, понятие культуры противостоит понятиям варварства и бескультурья. Единство различных культур, их слияние в едином ареале мировой культуры выражается в культурных универсалиях. Ученые выделяют их более 60. Такие универсалии — понятия, нормы, ценности, которые существуют во всех культурах, сколь бы далеки они ни были друг от друга. К ним относятся труд, спорт, украшения тела, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, язык и т. д. Конечно, в каждой культуре универсалии оригинальны и отличны от тех же универсалий других культур. Данные различия, оригинальность определяются культурным отбором, стихийным процессом становления культуры, закреплением определенного круга норм, ценностей, подходов к универсалиям. Пример такого культурного отбора — становление языка. Человеческий голосовой аппарат может произнести бесчисленное количество звуков. Однако в каждом языке существует довольно строгий и ограниченный их набор. В испанском языке нет звука «ж», а в итальянском и португальском — звука «х».

На культурный отбор влияют прежде всего история и география общества, а также логика уже сложившихся культурных норм, ценностей и привычек. Так, принятие кириллицы в качестве алфавита на Руси логически вытекало из православия. Вопросы культурного отбора глубоко изучает культурология.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий