Сообщение на тему: Сюжеты и образы духовной музыки Опорные слова: 1) церковные песнопения 2) знаменный распев

ГлавнаяКоллекция «Otherreferats»МузыкаДуховная музыка христианской традиции

Теория музыкального жанра. Вокальная часть и тексты древних псалмов, духовные песни, гимны, хоралы, хоровые концерты а’капелла, кантаты и оратории. Развитие жанров духовной музыки в творчестве знаменитых светских композиторов на примере И.С. Баха.

Рубрика Музыка
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 04.08.2010
Размер файла 61,7В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

Сообщение о духовной музыке кратко поможет Вам подготовиться к занятию и углубить свои познания в искусстве. Также из статьи Вы узнаете, на какие жанры поделена духовная музыка и ознакомитесь с основными произведениями.

«Духовная музыка» доклад

Как Вы уже поняли из самого названия, духовная музыка не является предметом светских развлечений. Она связана с религиозной стороной народов, проживаемых на Земле. Духовная музыка имеет религиозное содержание текстов и предназначена для церковного или храмового богослужения.

Представления о ней в разных религиозных традициях различаются:

  • В христианстве духовная музыка поделена на католическую, православную, протестантскую. Самые распространенные жанры духовной музыки — псалм, хорал, гимн, секвенция, месса и страсти. В православии особое место отведено Всенощной службе.
  • В иудейских верованиях духовная музыка играет важную роль. В церковный ритуал она была введена еще в период правления царя Давида – в каждом храме был оркестр и хор. На сегодняшний день развивается синагогальная музыка с молитвенным жанром.
  • В исламе она зародилась в Индии в XIII веке в процессе слияния индийской музыки и персидской поэзией. Называется она кавалли, и восхваляет святых, пророка Мохаммеда и Аллаха.

Жанры духовной музыки

В начале возникновения духовной музыки, писать ее могли только служители церкви. Наиболее распространенными были сочинения папы Григория I, монахов Томмазо да Челано и Якопоне да Тоди. Позже сочинять духовную музыку могли светские композиторы. После Реформации были популярны гимны, хоралы, Страсти. Написаны они были преимущественно Мартином Лютером. К слову, Страсти появились в XVII веке и основывались на событиях Страстной недели, главах Евангелия, сюжетах из Ветхого Завета. Например, такие произведения духовной музыки — «Семь слов Христа на кресте» (Генрих Шютц), «Семь слов Спасителя на кресте» (Йозеф Гайдн), «Рождественская история» (Генрих Шютц), «Рождественская оратория» (Бах), «Израиль в Египте» (Гендель). После эпохи Возрождения стали создаваться реквиемы и мессы. Остановимся более конкретно на каждом жанре.

  1. Псалмы – это небольшие музыкальные произведения, которые основанные на текстах Псалтыря. Считаются самым древним жанром духовной музыки. С XVI века их используют в качестве погребальной молитвы. В XIX — ХХ веках переработанные или оригинальные псалмы писали Мендельсон, Бах, Гендель, Шуберт, Регер, Пендерецкий, Янченко. Самые известные псалмы И. Ф. Стравинского под названием «Симфония псалмов».
  2. Мессы — это вокально-инструментальные или вокальные произведения, которые представляют собой собрание католической литургии. Первая авторская месса была написана Гийомом де Машо в середине XIV века— Messe de Notre Dame. В начале XIX века месса отделилась от богослужения и стала частью концертной практики. Авторами таких произведений были Бетховен, Бах, Шуберт, Моцарт. В ХХ веке интерес к ней стал угасать.
  3. Реквиемы — это изначально заупокойные католические мессы. Самое раннее сочинение — латинский канонический текст, Реквием Дюфаи. До наших дней он не сохранился. Первый сохранившийся текст это «a capella» Йоханнеса Окегема (XV век). Со второй половины XVIII века реквиемы стали частью не только духовной музыки. Известные авторы Моцарт, Верди, Берлиоз, Форе, Керубини, Брамс, Бриттен, Зеленка и Бибер.
  4. Страсти — это вокально-драматические произведения, которые посвящаются Страстной недели и изначально основывались на текстах Евангелие. Самые ранние произведения принадлежат Орландо Лассо и Якобу Обрехту (XV—XVI века). Данный жанр духовной музыки был популярен вплоть до середины XVIII века. После композиторы забыли о нем до ХХ века. Возрождению Страстей поспособствовал Хуго Дистлера, написав Хоральные страсти».
  5. Stabat Mater – это католические песнопения на латинском тексте Якопоне да Тоди.

Надеемся, что доклад про духовную музыку помог Вам подготовиться к занятию и углубить свои познания в области искусства. А свой рассказ о духовной музыке Вы можете оставить через форму комментариев ниже. 

Значение и сила духовного пения«Благо петь Богу нашему, ибо это сладостно — хвала подобающая» Псал. 146:1Сколько духовного наслаждения доставляет верующим вдохновенное пение! Но ограничивать духовную музыку лишь удовлетворением эстетических потребностей — значит не использовать всех ее богатств. Поэтому необходимо заботиться о том, чтобы духовные песнопения содействовали назиданию, научению и вразумлению (Ефес. 5:19; Кол. 3:16).Духовное и светское пениеДуховное пение способствует распространению духовных истин и их запоминанию. Им верующие прославляют Господа Бога, выражают свои чувства и назидаются. Поэтому музыка должна быть глубоко духовной по содержанию, по своей мелодике, напевам и по своему исполнению.Так называемое обиходное пение православной церкви отличается простыми и вместе с тем красивыми и содержательными мелодиями, которые соответствуют тексту, взятому большей частью из Священного Писания: «Отче наш», «Благослови, душа моя, Господа», «Хвалите имя Господне» и другие. Исполняемые, как правило, тихо, сосредоточенно, они вызывают в душе чувство глубокого благоговения перед Господом.На заре евангельско-баптистского движения в нашей стране верующие пели гимны православной церкви: «Отче наш», «Верую», «Под Твою милость», «Воскресение Христово видевши» и другие.Но вскоре запас церковных песнопений перестал удовлетворять возросшие нужды богослужений наших церквей. Этот недостаток восполнили хоралы — сохранившиеся на Западе древнехристианские и народные напевы, музыкально обработанные многими композиторами. Хоральные мелодии и тексты к ним (в переводе) и были использованы в первых сборниках нашего братства. Из них нужно отметить: «Сборник духовных песен», изданный в Константинополе в 1870 году; «Радостные песни Сиона» и «Любимые стихи» (Санкт-Петербург, 1882 год); «Голос веры» Н.И. Воронина (Тифлис, 1882 год). Помещенные в них песнопения пользуются популярностью и в наше время, ибо охватывают многие стороны нашей духовной жизни; мы к ним привыкли, и они прочно вошли в наш церковно-музыкальный «обиход».В сборниках Аврахова (1892 год) и И.С. Проханова («Гусли», 1902 год), кроме переводных песнопений, помещены и оригинальные, в том числе некоторых русских поэтов: М.Ломоносова, Г.Державина, И.Никитина, Я.Полонского, А.Плещеева. Мелодии к этим стихам подбирались из иностранных сборников.Дальнейшее совершенствование духовной музыки привело к появлению переводных и оригинальных песнопений, главным образом для хорового исполнения, среди которых значительное количество находится на высоком музыкальном уровне.Но вместе с этим музыкально-техническим прогрессом стала теряться специфичность духовной музыки, ее отличие от светской. Многие композиторы писали и светскую и духовную музыку; если их произведения исполнять без текста, то трудно, даже почти невозможно отличить, что в них является духовным и что светским. Но так как настоятельно необходимо, чтобы в составлении, исполнении и восприятии наших песнопений было только духовное содержание, то нужно определить и указать его признаки.Самым простым, наглядным признаком духовного пения является текст. Но этот признак не достаточен, потому что в некоторых песнопениях мелодия не соответствует тексту и даже противоречит ему.Более надежный признак — мелодия и гармония с элементами церковно-хорального характера с традиционными специфическими его оборотами. Однако понимание этого признака не общедоступно и во многом спорно.Одним из действенных критериев духовного пения является интонация. О характере чувств и настроений человека можно судить по его словам и по интонации, с которой он выражает ту или иную мысль. Одни и те же слова произносятся часто с различной интонацией. Таким образом, интонация сама по себе может передать настроение человека и даже мысли. Интонация в речи — это повышение или понижение голоса, изменение его громкости и длительности отдельных звуков. Но если в речи интонация — сопутствующий фактор, то в музыке — главный, ведущий. Все, что есть в речевой интонации, музыка развила, образовав свой язык, посредством которого она может сказать все необходимое.На протяжении длительной человеческой истории музыка вырабатывала те интонации, которые у значительного числа людей вызывали примерно одни и те же чувства. Сейчас почти каждый, услышав медленные нисходящие звуки, как-то взгрустнет, вспомнив что-то печальное; наоборот, ободрится, захваченный бодрым маршевым ритмом, восходящими аккордами. В этом-то и заключается понимание музыки, что слушатель умеет проникаться чувствами почти теми же, что и композитор; он научился понимать интонации.Духовная музыка, в отличие от светской, родилась как отражение духовного содержания (общение с Богом, восхваление и благодарение Его святого имени). Отраженные чувства оформились в совершенно определенные интонации (особые мелодические обороты, ритм, темп, характер, способ исполнения, состав инструментов). Поэтому отличие духовной музыки от светской — есть прежде всего интонационное отличие.Нам нужны истинно духовные гимны с духовным текстом и с соответствующей духовной музыкой; такие гимны, которые оказывали бы благотворное воздействие на душу слушателей, вызывая чувство благоговения и преклонения перед Творцом.К сожалению, много песен, неизвестно откуда попавших в наш обширный репертуар, а также составленных нашими композиторами, имеют светский характер, несмотря на духовный текст. Это засоряет наш певческий репертуар недуховными мелодиями.Не следует также исполнять мелодии светских песен, заменяя в них текст на духовный.Общее пениеОбщее пение занимает важное место в нашей певческой практике. Оно дает возможность не только проповедникам и хористам, но и каждому из присутствующих быть участником богослужений.Пение — это не пауза между проповедями и молитвами, когда можно ослабить внимание и отвлечься; это продолжение богослужения, дополнение и закрепление проповедей. Отсюда вытекает главное требование к гимнам — они должны подбираться в соответствии с темами проповедей.Заключительное песнопение должно подводить итог всему богослужению. В этом случае оно своей цельностью оставит полезный, долгий след в сердцах присутствующих.Очень важно, чтобы пресвитер хорошо знал содержание исполняемых в церкви песнопений.Для того, чтобы по возможности полнее охватить многочисленность и разнообразие тематики проповедей, нужно заботиться о расширении репертуара общего пения путем разучивания новых содержательных и по тексту и по музыке песен, а также передаваемых из хора. При этом нужно строго следить, чтобы песнопение не искажалось, а исполнялось правильно и выразительно, как в хоре.Общее пение должно быть мощным, но не крикливым; петь нужно сдержанно, особенно при исполнении молитвенных песнопений.Хорошее общее пение — благозвучное пение. Очень хорошо, когда хор ведет за собой все собрание, когда регент энергично руководит им.И, самое главное, хорошее общее пение — это вдохновенное пение. Замечательно, когда пресвитер подает в этом отношении пример стаду», как это делал некогда «сладкий» певец нашего братства, пресвитер В.П. Степанов. Он своим пением воодушевлял верующих, и общее пение достигало исключительной силы воздействия, вызывало большой молитвенный подъем и глубокое восприятие Слова Божьего.Пение во время хлебопреломленияХлебопреломлепие — это священный акт воспоминания смерти нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. И, как одно из двух главных церковных установлений (крещение и хлебопреломление), оно требует особого к себе отношения, а именно: особой сосредоточенности, особого молитвенного состояния, тишины и благоговения. Пение во время хлебопреломления должно быть высоко духовным, простым, сердечным и благоговейным.«Концертные выступления» хора таят в себе опасность отвлечь внимание регента, хористов и слушателей от основной темы богослужения и нарушить благоговение во время совершения хлебопреломления.Чтобы хористы могли спокойно, молитвенно «рассуждать о Теле Господнем», совершая эту заповедь, пресвитер обыкновенно продолжает общее пение до тех пор, пока все хористы — члены церкви примут в ней участие.Вместе с проповедью и хоровыми песнопениями общее пение под продуманным руководством пресвитера может и должно создать впечатляющую картину страданий Иисуса Христа в соответствующей последовательности событий: молитва в Гефсимании, суд над Спасителем, распятие и смерть Его. Песнопение призвано вызывать глубокое чувство благодарности Господу за Его вечную любовь, Его жертву и святую кровь.Пение во время погребенияХотя мы, верующие, не скорбим об умерших, как прочие, не имеющие надежды (1 Фес. 4:12), но, тем не менее, мы не можем не испытывать естественной скорби в связи с разлукой с нашими родственниками как верующими, так и неверующими.К сожалению, в погребальных песнопениях порой бывает мало тихой грусти о разлуке с дорогими нашему сердцу людьми, недостаточно в них сосредоточенности и раздумья о великом факте смерти и ее значении. Поэтому нужно соблюдать большую осторожность в выборе песен и в их исполнении; бодрые напевы, как, например, «В час, когда труба Господня над землею прозвучит», не совсем подходят к такому моменту и могут сделать наше песнопение несовместимым с чувством уважения и памяти умершего, и с душевным состоянием его родных и друзей. Но зато как соответствуют такому состоянию православные песнопения, как, например: «Со святыми упокой», «Вечная память» и другие.У нас также имеются погребальные песнопения, которые своим текстом и музыкой могут произвести должное впечатление, но не всегда находится должное сочувствие к скорбящим родственникам и друзьям умершего, которое придало бы трогательность нашему пению, чтобы они (родственники) и поплакали, тем самым облегчив свое горе, и утешились милосердием Небесного Отца. Нужно, чтобы они сохранили о нас добрую память и благодарность за участие в их скорбях.Песнопения во время совершения других церковных установленийГимнов, предназначенных для совершения крещения, рукоположения и бракосочетания имеется у нас в достаточном количестве. Регенту и пресвитерам нужно только позаботиться о том, чтобы они были хорошо выучены и исполнялись церковью с должной выразительностью, с внутренним духовным чувством. Это относится и к гимнам на разные случаи христианской жизни (приветственным, прощальным и семейным).Николай ВЫСОЦКИЙПроповедник и композитор евангельско-баптистского братства (1898-1988)

Гость 5/2011

Ответы (1) Знаете ответ? Сомневаетесь в ответе? Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Сообщение на тему: Сюжеты и образы духовной музыки Опорные слова: 1) церковные песнопения 2) знаменный распев …» по предмету 📘 Музыка, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Новые вопросы по музыке Ув. 4 в тональности до диез минор это фа диез си диез? Ответы (1) Актеры мюзикла кошки Ответы (1) Скажите название музыки с строками i can feel it i can … Ответы (1) Что не сочинял Шопен? опера этюд прелюдия Ответы (1) Лирические образы в русской музыке и поэзии? в крации Ответы (1) Ответы (1) Знаешь ответ? Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Сообщение на тему: Сюжеты и образы духовной музыки Опорные слова: 1) церковные песнопения 2) знаменный распев …» по предмету 📙 Музыка, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по музыке Духовная музыка в нашем городе? Ответы (1) Что характерно для симфонических произведений Гайдана, Моцарта и Бетховена (особенности) ? Гайдн. Симфония номер 45. 4 часть; Моцарт. Симфония номер 40. 4 часть; Бетховен. Симфония номер 5. 4 часть. Ответы (1) Какой смысл песни «Матушка, что во поле пыльно»? Ответы (1) Написать про одного человека который исполняет свои идеи в Итальянской опере Ответы (1) Большой коллектив музыкантов играющих на различных инструментов Ответы (1)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий