русский язык⟩месяцы⟩листопадъ
Листопадъ (листопадник) – второй осенний месяц, характеризуемый обильным опаданием листьев. Существительное
листопад
представлено во многих славянских языках (правда, в качестве обозначение ноября): украинское
листопад
, белорусское
лістапад
, польское
listopad
, чешское
listopad
. Сербское название
листопад
относится к октябрю, подобно соответствующему древнерусскому наименованию. Такое же значение слово имеет и в западноукраинских народных говорах. Украинский диалект сохранил также сложное слово
падолист
с обратным порядком частей по сравнению с листопад. Известна украинской мове также форма с суффиксом “ень” –
листопадень
(по образцу других названий месяцев с этим суффиксом). Из-за сильных осенних ветров, срывающих с деревьев листву, второй месяц осени называли также
листобой
и
листодёр
.
Октябрьская пора в урожайные годы выдавалась хлебной и спокойной – и кладовые полны, и изба с дровами, и мужик с лаптями. Дороги, правда, развезло, ни пройти ни проехать, но уж такова русская осень – по колено в грязи, распутица. Давно было подмечено: «Октябрь венчает белый снег с великой грязью», «октябрь на пегой кобыле ездит, ни телеги, ни саней не признаёт». Отсюда собственно и появились эпитеты
грязник
и
кисельник
.
В крестьянском хозяйстве в середине осени особое место занимали работы, связанные с обработкой льна, служившего испокон века основным материалом для повседневной одежды и тканых предметов быта. Об этом свидетельствуют и русские присказки: «Мни и топчи льны с половины грязника», «в октябре та бабам и работа, что льны приспевают». В связи с этим неудивительно, что октябрь получил в народе ещё одно прозвище –
паздерник
. Образовано оно от слова «паздер, паздерие» (костра, кострика – жёсткая кожица и деревянистые волокна льна и конопли, остающиеся как отброс после их трепания и чесания). От слова кострика произошло и современное белорусское название октября –
кастрычнiк
. Именно в это время шла обработка льна и конопли в старинном крестьянском быту. Осмысление наименования как «месяц, сдирающий листву» возникло позже, когда слово паздер вышло из употребления. Название октябрьского ветра паздерник также было переосмыслено, как можно судить по толкованию В.И. Даля: «холодный, северный ветер, паздирающий, оголяющий деревья»; «ветер северо-восточный, особенно осенний, самый холодный» (последнее значение в архангельских говорах).
В октябре, по окончании важнейших сельскохозяйственных работ, начинались сельские свадьбы после праздника Покрова, поэтому этот месяц именовался также
свадебником
, или просто
свадьбами
. Интересно, что название религиозного праздника Покрова, отмечавшегося в начале октября, было осмыслено как явление природное: «Покров землю покроет (где листом, где снежком)». Октябрьские заморозки, а также первый снег, покрывающий землю, дали октябрю имя
зазимье
.
Октябрь примирял всё живое с естественным и неизбежным умиранием природы. Дни становились короче, ударяли первые серьёзные заморозки. «Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за плетень», «в октябре до обеда осень, после обеда зима». Вековые крестьянские наблюдения связали с этим временем много погодных примет. Первый снег упал на мокрую землю – останется, на сухую – быстро сойдёт. Гром в октябре предвещал бесснежную, короткую и мягкую зиму. Берёзы и дубы не полностью сбросили листву – жди суровой зимы.
Другие разделы «Русского Месяцеслова»:
Читайте также: – Почему на циферблате старинных московских часов было 17 делений и что такое косой час? – Какой сейчас год на самом деле и куда делись 7 тысяч лет истории доромановской Руси?
- Голованова Надежда Ивановна, Заместитель директора по УР
Разделы:Биология
Тема: Осенние явление в жизни древесных растений. Листопад.
Цель: Выяснить, как сезонные изменения погодных условий влияют на жизнь растений осенью.
Задачи:
Обучающие:
- Развить у учащихся понятие о древесных растениях, продолжительности их жизни.
- Продолжить формирование понятия «приспособления растений к сезонным явлениям».
Развивающие:
- Сформировать у кружковцев умения вести наблюдения за изменениями в жизни растений;
- Объяснить причины этих изменений;
- Находить черты приспособленности растений к меняющимся погодным условиям.
Воспитательные:
- Формировать у детей эстетическое восприятие природы и экологические навыки поведения в ней.
Подготовка к экскурсии
При подготовке к экскурсии педагог, прежде всего, знакомится с теоретическими основами её проведения. По проведению экскурсий, методист Райков Б.Е., дал ряд полезных советов. Они известны, как «десять заповедей экскурсионного дела»:
- Помни, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
- Изучи место, куда ведёшь экскурсию, наметь тему и составь её план.
- Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
- Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
- Избегай длинных объяснений.
- Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
- Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
- Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
- Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
- Закрепи экскурсию в памяти учащихся последующей проработкой материала.
Подготовка учащихся к экскурсии:
- Они должны знать, что могут увидеть в природе, на что обратить внимание, что наблюдать.
- Обувь должна быть удобной, одежда не яркой (чтобы не отпугивать птиц).
- В группе желательно иметь блокноты, карандаши, папку для сбора листьев и другое в зависимости от темы экскурсии.
- Необходимо знать правила поведения в природе, которые напоминаются педагогом на теоретических занятиях.
Экскурсия рассчитана на детей 4-5 классов.
Проведение экскурсии
При проведение экскурсии воспользуемся методикой Джозефа Корнелла.
Этап 1 Пробуждения энтузиазма
Дети, представьте себя листиками разных деревьев. Что происходит с листьями осенью?
(Дети кружатся и приседают к земле ). Возьмите каждый по листику опавших с деревьев и кустарников. По виду собранных листьев дети разделяют на несколько групп, например с листьями берёзы, дуба, клёна, сирени.
Этап 2 Концентрация внимания
Этап 3 Приобретение опыта
Карточка – задание:
1. Отметьте погодные условия.
2. Соберите листья и плоды данного дерева или кустарника.
3. Отметьте цвет листа.
4. Установите, где больше окрашенных листьев:
5. Пронаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть
Сделайте вывод, ответив на вопросы:
6. Зарисуйте внешний вид дерева или кустарника.
7. Сделайте мини отчёт по своему объекту наблюдения.
1.Погодные условия.
Осень принесла прохладу, понижается температура воздуха, солнце светит, но не греет. День становится короче, осенние дожди холодные, первые заморозки.
2.
Листья желтеют, становится красными, фиолетовыми, потому что зелёное красящее вещество разрушается. Летом оно быстро и легко восстанавливается, и новые листья распускаются свежими, зелёными. Окраска листа летом не меняется, так как образование красящего вещества не отстаёт от его разрушения. Но вот дни убывают, света становится всё меньше и меньше, зёрна хлорофилла продолжают всё также быстро, как и летом разрушаться, а новые образуются медленнее, их становится меньше и лист бледнеет.
3. Листопад. Вслед за переменою окраски листьев наступает листопад, имеющий первую очередь значение предохранительного средства от засыхания деревьев зимою, так как испарение воды через громадную листовую поверхность продолжалось бы, между тем всасывание её из охлаждающей почвы прекращается. Первыми теряют одежду- липа, вяз, берёза ; позже – клён боярышник ; потом – дуб, осина, ясень, черёмуха, бузина. Липа и тополь облетают снизу, у вяза, орешника, ясеня – сначала оголяются верхние ветки. Не все деревья и кустарники перекрашивают свою листву. Зелёными опадают листья ясеня, ольхи, сирени.
Вместе с листьями деревья и кустарники избавляются от вредных продуктов жизнедеятельности; например от щавелевокислого кальция. А полезные вещества – фосфор, крахмал, сахара к этому времени уже прочно заполняют кладовые – внутренние части растений.
Упавшие листья тоже приносят пользу. Разлагаясь, они обогащают почву известковыми удобрениями. Кроме того, плотный ковёр прошлогодней листвы служит хорошей преградой для дождевой и паводковой воды, не даёт ручьям размыть плодородный слой. Покрытые первым снегом опавшие листья – это ещё одно «одеяло» для тех, кто остался зимовать на поверхности почвы.
В заключении учащимся предлагаются вопросы:
- В какое время года происходит листопад у древесных растений и почему?
- Какие деревья и кустарники относятся к листопадным растениям?
- Какие деревья и кустарники относятся к вечнозелёным растениям?
- Есть ли растения, которые на зиму не сбрасывают листья?
- Есть ли среди хвойных листопадные растения?
- Какое значение имеет листопад для жизни деревьев и кустарников?
Обсуждая вопросы, учащиеся делают вывод: Растения, как и животные, готовятся к зиме. Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Разные деревья и кустарники приобретают разную осеннюю окраску. Листопад – это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой. Осень время подготовки и перехода растений к зимнему покою. Но даже и в это время к деревьям и кустарникам надо относится бережно. А сейчас мы возвращаемся домой.
Этап 4. Вдохновение, чувствительный этап.
1. Педагог предлагает всем вспомнить приметы осени:
2. Предлагается вспомнить стихи об осени:
По возвращению в кабинет, предлагаем детям выразить впечатление об экскурсии в виде творческой работы:
– написать рассказ, сочинить стихотворение, придумать сказку, нарисовать картину – лицо «осени» , изготовить поделки из природного материала. Это можно выполнять и в виде домашнего задания.
17.04.2010
Листопад характерен для многих деревьев и кустарников, а также некоторых трав. При листопаде у растения опадает листва. Происходит это в определенный период года. Так в умеренном климате листва опадает осенью, в тропиках и субтропиках — в период засухи. Из этого можно сделать вывод, что листопад предшествует неблагоприятным для растений климатическим условиям. А значит, листопад служит каким-то приспособлением к выживанию в суровых условиях (холод или засуха).
Какую главную функцию выполняют листья? Это фотосинтез, т. е. синтез органического вещества из неорганических. Что нужно для фотосинтеза? Вода, углекислый газ и энергия света. Однако зимой воды в растение поступает мало, так как вода находится в замершем состоянии. Воды также недостаточно в период засухи (это касается растений жаркого климата). Кроме того, зимой длина светового дня существенно меньше, и солнце стоит ниже, то есть мало энергии света для фотосинтеза. Отсюда следует, что зимой листья растению не особенно и нужны, коли они не могут выполнять свою основную функцию.
Однако временное снижение возможности фотосинтеза не означает, что листву надо сбрасывать. Почему же деревья не оставляют старые листья в неизменном виде до весны? Ведь чтобы весной образовались новые, надо потратить питательные вещества. Это не рационально. Дело в том, что через листья испаряется большое количество воды. А зимой ее и так недостаточно. Чтобы избежать обезвоживания, растению приходится сбрасывать листву.
Существуют растения, листья которых имеют приспособления для снижения испарения. Листья у таких растений небольших размеров, имеют восковое покрытие. В этом случае листопад не наблюдается. К таким вечнозеленым растениям относятся многие хвойные (их листья превращены в иголки), клюква, брусника и др. Конечно, и у этих растений листва опадает и на ее месте вырастает новая. Но это происходит по мере естественного старения конкретного листва. Все вместе в определенный сезон года листья у таких растений не опадают.
Листопад также предохраняет деревья от поломок веток из-за опавшего на них снега. Ведь если бы оставались большие листовые пластинки, то на них скапливались бы большие массы снега. Под его тяжестью могли бы отламываться целые ветки.
Растения, у которых наблюдается листопад, также «научились» решать с помощью него другие свои проблемы. У растений нет выделительной системы (в то время как у большинства животных она есть). В клетках растений многие вредные вещества накапливаются в вакуолях (хотя там не только вредные, но и запасные вещества). Чтобы избавиться от вредных веществ растения перед листопадом переправляют их из вакуолей клеток и самих клеток в листву. Во время листопада вредные вещества покидают организм.
Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск
Листопа́д — биологический процесс сбрасывания листвы растениями.
В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали.
В субтропической зоне наблюдается похожее явление. Причиной является ежегодная засуха.
В районах с холодным климатом листопад отсутствует, так как в таких условиях листопадные деревья не могут существовать, а могут существовать (до определённого предела) только хвойные деревья. Сброс хвои же идёт медленно и постепенно (за исключением лиственниц).
Хвойные растения, например, ель и сосна, намного лучше переносят сухие периоды, поэтому они в умеренных зонах вечнозелёные. Количество воды, которое испаряется лиственными породами, в 6—10 раз превышает количество воды, испаряемой хвойными. Это, с одной стороны, связано с меньшей поверхностью испарения, с другой, — с различиями в строении.
Берёза в пересчёте на 100 г листьев за лето испаряет около 80 литров воды, для сосны эта цифра составляет около 9 литров. Лиственница занимает промежуточное место между лиственными и хвойными породами.
Второй причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений в зимний период от массы прилипшего снега.
Кроме этого, листопад очищает организм растений от вредных веществ. Учёные установили, что листья осенью содержат намного больше минеральных веществ, чем весной и летом. Это объясняет то обстоятельство, что в тропической зоне с однородным в течение всего года климатом листопад всё же существует. Там он происходит не в короткие сроки, а распределяется на весь год, и поэтому менее заметен.
Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. На широте средней полосы России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября.
См. также
Листопад
Жизнь дерева в умеренных широтах строго подчинена годовому циклу. И каждую осень по этому вечному природному “расписанию” в лесах, парках и садах начинается листопад. Явление для нас настолько привычное, что многие даже не задумываются, насколько сложен этот процесс и какое мудрое решение избрала природа для защиты растений от холодов.
всего фотосинтез протекает, когда дереву достаточно света и тепла.
Поэтому с первыми лучами весеннего солнца они начинает распускать юные клейкие листочки.
Но в зимние холода листья становятся обузой. И первая причина, побуждающая дерево избавиться от пышной кроны – это недостаток влаги и холод. Зимой верхний слой почвы промерзает, и добывать из него воду становится невозможно. Листья испаряют очень большое количество влаги.
Если бы растение не сбросило их в зимние холода, оно погибло бы от жажды.
Немногие деревья дожили бы до весны в целости и сохранности.
Подготовку к осеннему листопаду растение начинает загодя. В августе-сентябре на основании листа вырастает гладкая перегородка – так называемый пробковый слой. Увеличиваясь в объеме, он постепенно отделяет черешок от ветки.
Какое-то время лист еще держится за счет “водоносных” сосудов, однако стоит налететь легкому ветру, и он опадает.
Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы. Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл – вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску.
Листопад – явление природы « Конспект урока по истории “ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II” ЧИНОВНИКИ ГОРОДА NN В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” »
ли со статьей или есть что добавить?