Содержание
- Потешки на все случаи жизни
- Пальчиковые игры-потешки
- Потешки для самых маленьких
- Потешки для детей — что это?
- Зачем? В чем польза?
- Стишки-потешки для малышей.
- Потешки для одевания
- Потешки про солнышко
- Потешки про дождик
- Потешки про животных
- Потешки про все на свете
- Детские потешки. Если малыш плачет
- Потешки про части тела
- Потешки для стрижки ногтей
Содержание
Потешки и четверостишья с элементами логоритмики на все случаи жизни, которые понравятся любому малышу, их легко запомнить уже начиная с трех лет и повторять вместе с родителями для развития речи, воображения и памяти.
Тяпка – маленький щеночек
Муравей
Бычок
Мишка
Лошадка
Зайка
Мячик
Когда малыш не хочет умываться
Если девочка не хочет причесываться
Потешки на все случаи жизни
•••
•••
•••
•••
•••
•••
Пальчиковые игры-потешки
Веселимся и развиваем мелкую моторику!
Мы делили апельсин
Ладушки
Моя семья
Пальчики здороваются
Пальчики в лесу
•••
•••
•••
•••
•••
На прогулке
Домик
•••
•••
<!DOCTYPE html PUBLIC “-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN” “http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd”>
Дорогие друзья, сегодня постоянный участник нашей рубрики “Мастера своего дела” Колесникова Вера Николаевна, воспитатель СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ст. Клявлино Самарской области, в своей статье расскажет о роли потешек в развитии ребенка раннего возраста. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ и родителям.
Краткий комментарий к статье от Веры Николаевны:
«Потешки – это коллективное художественное творчество народа. Они веками вбирали в себя жизненный опыт, коллективную мудрость с и передавали их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы».
Интересного чтения…
Роль потешек в развитии ребенка раннего возраста
Потешки – это коллективное художественное творчество народа. Они веками вбирали в себя жизненный опыт, коллективную мудрость с и передавали их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Потешки дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Они пронизаны душевной теплотой и любовью и влияют на развитие речи детей
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, регулируем свое поведение и деятельность. Огромную роль речь играет в жизни наших детей. Именно благодаря речи, ребенок развивается целостно и всесторонне, потому что она является основным средством общения. Речь привлекает внимание ребенка к предметам и действиям. Речь взрослого играет важную роль, так как ребенок пытается ему подражать. Если общение со взрослым носит эмоциональный, положительный, предметный характер, то это является основой и предпосылкой для активного общения со сверстниками, которое возникает позднее. При недостатке общения речь ребенка не развивается, он может вырасти замкнутым.
Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Это целая система поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Потешки – это богатство русского языка. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речи детей, побуждают к речевой активности, к познавательной и творческой деятельности. В течении многих веков они любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детских потешек заключается в том, что с их помощью устанавливается эмоциональный контакт и эмоциональное общение между взрослым и ребенком. Богатство фантазии, яркие художественные образы, интересное содержание привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и оказывают воспитательное воздействие. Вслушиваясь в образность и певучесть русского языка, дети, начиная с раннего возраста, учатся грамотному русскому языку, приучаются к красоте и самобытности русских слов. Напевность, ритмичность и звучность произведений устного народного творчества вызывают желание запомнить и повторить услышанное, что способствует развитию разговорной речи. По средствам потешек, дети познают окружающий мир, при этом усваивая словесные и образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения.
Используя в своей речи потешки дети учатся окрашивать свою речь, ярко и четко выражать свои мысли и чувства, развивают умение творчески употребить слово, образно описывать предметы, давая им яркие описания.
Особую значимость потешки приобретают в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызвали у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период использую такие потешки, как, например:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?,
Ванечка хороший, Ванечка пригожий.
Или перебирая пальчики ребенка, приговариваю:
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик – бабушка.
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
А вот этот – наш малыш,
А зовут его Денис!
В группе игрушки подбирались так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это были ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней я заметила, что дети уже сами с большой охотой шли в группу, просили прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.
Потешки, песенки очень помогали наладить эмоциональный контакт с новенькими детьми.
Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых, бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоится.
В этих случаях я старалась ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач. Придет киска неспеша,
Не хнычь, не ной, И погладит малыша.
Куплю другой. Мяу-мяу скажет киска,
Слезы утри. Наша детка хороша!
Дам тебе три.
Потешки оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать ,во время умывания, во время еды, бодрствования.
Укладывая детей спать в тихий час, стараюсь создать ощущение домашнего тепла и уюта. Если кто-то из малышей беспокоится, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой:
Люли, люли, люли,
Прилетели гули.
Сели гули ворковать,
Нашу Машу усыплять.
Спи, малютка, почивай,
Глаз своих не открывай.
Баю-баю, баиньки В огороде заиньки, Зайки травушку едят Детке спать велят
Используя этот прием укладывания, я заметила, что дети стали намного спокойнее, быстрее засыпают, не тревожатся во сне.
Также я использовала потешки для подъема детей после сна, так как не все дети с охотой сразу встают. Поочередно поднимая детей, приветствую их пробуждение ласковой пестушкой:
На кисоньку потягушечки,
На деточку порастушечки.
Проведя руками по ручкам,ножкам, стараюсь разбудить их.
В фольклоре есть комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями и др. Все эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику после сна.
Потешки я также использую и при формировании навыков самообслуживания, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку. Показ трудового действия сопровождала потешкой. Например, обучая мыть руки показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытирать насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания такими потешками как:
Водичка, водичка, Умой, мое личико…
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
При расчесывании ребенка:
Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят – Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся – Маму, дочка, слушайся.
Все это помогает малышам запомнить последовательность процедуры, веселую потешку и положительное отношение к формированию навыков гигиены.
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Я использовала такие потешки:
Это – ложка, это- -чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала
Кашки гречневой не стало!
Утка утенка, кошка котенка,
Мышка мышонка зовут на обед.
Утки поели, кошки поели,
Мышки поели, А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко! И мн. др.
Время гулять, но сначала надо одеться. Одевание – режимный процесс. Пора учиться это делать самостоятельно, а вот с потешками легче и веселее.
Вот они сапожки,
Это – с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Настенька маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Настя чернобровая.
На материале детского фольклора учу детей разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д. Для малоподвижных детей использую потешки, которые побуждают их двигаться, например:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Встань малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Через потешки знакомим с природой, учим радоваться солнцу, дождю, радуге. познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю, и радуге:
А ты радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя.
Давай нам солнышка – колоколнышка!
В потешках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко – ведрышко обогрело телят, ягнят, еще маленьких ребят», «на небе появилась радуга-дуга…»), действуют животные (Кисонька-мурысынька, курочка-рябушечка, сорока – белобока и многие другие персонажи). Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы. Простота, мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.
Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя – помочь малышам в этом. Благодаря потешкам ребенок учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений, обогащается эмоциональная сфера, мы помогаем ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста. Выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, способствует развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Потешки стимулируют творческие проявления ребенка, будят фантазию. Обогащают личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.
Литература:
1. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.
2. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «ДВ» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
3.Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «ДВ» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
4.М. М. Алексеева, В. И. Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста», М. «Академия» 2000г.
08.02.2016
Потешки для самых маленьких
Как же развлечь кроху, который пока не умеет играть, ходить и разговаривать? Все очень просто — Вам самой необходимо чаще разговаривать с малышом, потому как слух у ребенка развивается в первую очередь. Ребенок еще в утробе матери знает и узнает Ваш голос, ему необходимо слышать и сейчас его. После рождения новорожденный еще не привык к новому для него миру, а все что не знакомо кажется чужим. Помогите своему крохе привыкнуть к новой жизни, к новому миру, к абсолютно новой атмосфере. Пока еще монолог с Вашей стороны поможет малышу быстрее адаптироваться и начать развиваться. Потешки — это песенка-приговорка, которая сопутствует игрой с пальчиками, ручками и ножками малютки. Потешки помогают в игровой форме развить ребенку такие навыки как мелкая моторика, привыкание к гигиене, порядку. Благодаря потешкам малыш развивается и эмоционально, что не мало важно для его общего развития.
***********Гуси, гуси! Га, га, га! Есть хотите? Да, да, да! Так летите же домой! Серый волк под горой Не пускает нас домой!
***********Жили у бабуси Два веселых гуся. Один серый, Другой белый – Два веселых гуся. Мыли гуси лапки В луже у канавки. Один серый, Другой белый – Спрятались в канавке. Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один серый, Другой белый – Гуси мои, гуси!» Выходили гуси, Кланялись бабусе. Один серый, Другой белый – Кланялись бабусе.
**********Бабка, бабка, Рваные тапки, Дай нам кашки, Кашки-малашки. Кому кашки дашь, Тот и князь наш! Бабка, бабка, Красная шапка, Дай нам блинчики, Дай гостинчики, Сладкой кашки В золотые чашки. Если кашки нету, То давай конфету!
**********Баю, баю, буси! Прилетели гуси. Сели гусюшки в кружок, Дали Ване пирожок, Дали Ване пряничка. Спи скорее, Ванечка!
**********Прилетели птички, Принесли водички. Надо просыпаться, Надо умываться, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок!
************Как на Ванькины именины Испекли пирог былинный – Вот такой вышины! Вот такой ширины! Кушай, Ванечка-дружок, Именинный пирожок – Вот такой вышины! Вот такой ширины! Кушай-кушай хорошо, Скоро вырастешь большой – Вот такой вышины! Вот такой ширины!
************Ладушки-ладушки! Где были – у бабушки! Что ели – кашку, Что пили – бражку! Ладушки-ладушки, Снова едем к бабушке!
************Ты вода-водица, Всех морей царица, Пузыри пускай, Мой и полоскай! Моем глазки, моем щечки, Моем сына, моем дочку, Моем кошку, моем мышку, Моем серого зайчишку! Моем, моем наугад, Перемоем всех подряд! С гуся-лебедя вода – С нашей детки худоба!
************Ам! Ам! Ам! Ам! Я тебе конфету дам, Но сперва за маму нашу Скушай ложку манной каши! Ам! Ам! Ам! Ам! Кушай, Ваня, кашу сам! Скушай-ка за папу ложку, Подрастешь еще немножко! Ам! Ам! Ам! Ам! Есть не будешь, съем я сам. И на целую версту С каждой ложки подрасту! Стану я большим совсем, И тогда тебя я съем!
************Баю, баюшки-баю Не ложися на краю! Придет серенький волчок И ухватит за бочок, Да утащит во лесок, Под ракитовый кусток. Ты, волчок, к нам не ходи, Наших деток не буди!
************Баю-баю-баючок, Спит давно в лесу волчок, Спит без байканья, Да без люльканья, Без качульканья, Без баюльканья! Баю-баю-байка, Ну-ка, засыпай-ка!
************Пусть у кошки заболит, У собачки заболит, Будет кошка инвалид И собачка инвалид! А тебе пусть повезет – У тебя вся хворь пройдет!
************Баю-баю, баю-бай! В дом забрался к нам Бабай! Он забрался под кровать, Хочет деточку забрать. А мы Ваню не дадим, Ваня нужен нам самим. Баю-баю, баю-бай, Уходи от нас Бабай!
************Раз, два, три, четыре, пять! Негде зайчикам гулять! Всюду ходит волк-волк! Он зубами щелк-щелк!
************Идет коза рогатая За малыми ребятами. Кто маму не слушает? Кто кашу не кушает? Кто отцу не помогает? Забодает! Забодает! Забодает!
************У козы-то у рогатой Дома малые козлята. Весело по лавкам скачут, Не балуются, не плачут. Мама из лесу придет, Молочка им принесет.
************Ходит козочка по лугу Вокруг колышка по кругу. Глазками хлоп-хлоп! Ножками топ-топ! Хвостиком-то машет, И поет, и пляшет. Малых деток веселит, Маму слушаться велит!
************Потягушечки, Растягушечки, Потянушечки, Вырастушечки! Вырастайте ножки – Бегать по дорожке, Вырастайте ручки – Доставать до тучки, Дождь из тучи выжимать, Огород наш поливать! Вырастай большой, Да не будь лапшой! Кашу кушай, Маму слушай!
************Ходит по ночам коза, Закрывает всем глаза. Ну, а кто не хочет спать, Станет тех коза бодать! Быстро глазки закрывай, Баю-баю, баю-бай!
************Ходит по ночам коза, Закрывает всем глаза. Ну, а кто не хочет спать, Станет тех коза бодать! Быстро глазки закрывай, Баю-баю, баю-бай!
************Ходит по ночам коза, Закрывает всем глаза. Ну, а кто не хочет спать, Станет тех коза бодать! Быстро глазки закрывай, Баю-баю, баю-бай!
************Жил-был у бабушки серенький козлик. Раз-два, раз-два! Серенький козлик! Бабушка козлика очень любила. Раз-два, раз-два! Очень любила! Вздумалось козлику в лес погуляти. Раз-два, раз-два! В лес погуляти! Напали на козлика серые волки. Раз-два, раз-два! Серые волки! Остались от козлика рожки, да ножки, Раз-два, раз-два! Рожки да ножки!
************Я коза-дереза, Всему свету гроза! Кто Ваню будет бить, Тому худо будет жить!
************Шла коза-козища, Вылупив глазища, С бородой небритою С рожею немытою Кувырнулась через пень – Встали роги набекрень.
************Рева-корова Разревелась снова. Вот как слезки льются – Можно захлебнуться. Тихо, ревушка, не плачь, Подарю тебе калач! Хватит плакать, ревушка, Ревушка-коровушка!
************Ты расти-расти, сынок, Как пшеничный колосок, Чтоб тебя отец любил, За проказы не бранил, Чтобы мамка берегла, Каждый день блины пекла! Ну, а я тебе пока Дам парного молока!
*************Хватит плакать, рева, Вот, смотри, корова! Говорит она: «Му-му! Что ты плачешь, не пойму? Я пришла издалека, Принесла я молока, Хватит нам на кашку И еще на чашку! Молоко мое ты пей, Сразу станешь веселей!»
*************Баю-баю, надо спать, Все придут тебя качать! Приди конь – успокой, Приди щука – убаюкай, Приди сом – дай нам сон, Приди пеструшка – дай подушку, Приди свинка – дай перинку, Приди котик – закрой ротик, Приди ласка – закрой глазки! Баю-баю, надо спать, Все придут тебя качать!
*************Рано-рано поутру Спел рожок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Напои нас молоком.
*************Сорока-белобока, Где была? – Далеко! Печку топила, Кашку варила, Хвостиком мешала, На порог скакала, Деток покликала: «Детки вы, детки, Собирайте щепки, Наварю я кашки Золотые чашки!»
************Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила! Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Ты дров не рубил, Ты печь не топил, Ты чашки не мыл! Кашу сами мы съедим, А лентяю не дадим!»
***********Ай, качи-качи-качи! Глянь, баранки-калачи! Глянь, баранки-калачи С пылу, с жару из печи!
***********Сорока-Воронушка, На хвосте ни перышка – По полю шныряла, Хвостик потеряла. Спряталась под мостик – Отрастила хвостик, И теперь шныряет – Хвостик не теряет.
***********Ты пляши, пляши, пляши, У тя ножки хороши! Хороши – не хороши, Все равно ты попляши! Ножками потопай, Ручками похлопай! Хохотушки-хохочи! Поскакушки-поскачи!
***********Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса! Расти косонька до пят, Красна девица до гряд!
***********Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул! А последний – пятый пальчик Шустро прыгает, как зайчик. Мы сейчас его уложим И уснем с тобою тоже!
*********** Котя-котюшка, коток, Котя, серенький лобок, Приди котик ночевать, Нашу деточку качать. Баю-баю, баю-бай, Спи скорее, засыпай! Сходит котя на торжок, Купит котя пирожок, Принесет его нам котик И положит прямо в ротик, Баю-баю, баю-бай, Спи скорее, засыпай!
***********Как у коти, у кота Колыбелька золота, У дитяти моего Да покраше его. Как у коти, у кота Периночка пухова У дитяти моего Есть помягче его. Как у коти, у кота Занавесочка чиста. У дитяти моего Есть почище его. Есть почище его, Да покраше его.
***********Тритатушки! Три-та-та! Кошка встретила кота! Котик кошку кличет, Ходит и мурлычет. Тритатушки! Три-та-та! Вышла кошка за кота! За Кота Котовича, За Петра Петровича!
************Кошка бросила кота, Откусила полхвоста, А коту обидно – Полхвоста не видно.
************Пошел котик во лесок, во лесок. Нашел котик поясок, поясок. Чтобы люльку подцепить, подцепить. В люльку Катю положить, положить. Катя будет крепко спать, крепко спать. Котик Катеньку качать, да качать.
************Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые. Ходит кот по лавочке, Ловит всех за лапочки. Топы-топ по лавочке, Цап-царап за лапочки.
************Кот, кот, котаруй! Ты дыханье не воруй, Нашего дитятю Не души в кровати!
***********Икота, икота, Перейди-ка на кота! А с кота на Якова, С Якова на всякого!
***********Совка, совушка, сова, Большая голова, Черненькие ножки, На ногах сапожки, По лесу летала – Мышку напугала. По двору летала – Кошку напугала. Ты, сова, к нам не летай, Нашу детку не пугай!
***********Ах ты, Совушка-сова, Большая голова! На пеньке сидела, Головой вертела, Во траву свалилася, В яму покатилася.
***********Угу-угу, угу-гу! Я так больше не могу, Успокойте в люлечке Эту капризуличку!
***********Поехали, поехали За шишками-орехами! По кочкам, по кочкам, По ягодкам, цветочкам, Пенечкам и кусточкам, Зелененьким листочкам В ямку – бух! А там петух! Заклюет, заклюет!
***********Кокли-мокли! Кокли-мокли! Перья у совы промокли! Хватит, хватит плакать, Хватит слезкам капать. Вот уже в подушке Квакают лягушки. С плаксой жить я не хочу! В лес дремучий улечу!
************Ох! Ух! Ух! Ух! Во дворе растет лопух! Ух! Ух! Ух! Ох! Во дворе чертополох! Ох! Ух! Ух! Ох! Во дворе растет горох! Ух! Ох! Ох! Ух! На плетне сидит петух!
************Как у Савишны Совы На плечах две головы И глаза как блюдца. Все над ней смеются!
14 июля, 2014
Когда в семье появляется малыш (или малыши), когда он еще не разговаривает с нами так, как мы привыкли это воспринимать, уже через пару месяцев безумно хочется начать с ним общаться. Сначала хочется просто вызвать улыбку у Любимого Ребенка простыми стишками и легкими песенками. Потом приговариваем пестушки во время одевания и в первых играх с его ручками-ножками. Далее в дело включаются потешки, когда ребенок уже сам может что-то повторять.
Потешки для детей — что это?
Зачем? В чем польза?
На днях одна моя хорошая знакомая спросила, какие я потешки рассказывала своим малышкам. И я решила, что это будет отличное начало для рубрики «Развитие детей».
Здесь я буду называть пестушки и потешки для малышей одним более привычным словом — потешки.
Потешки для малышей устанавливают незримую очень тесная связь между мамой и ребенком. А также с их помощью дети знакомятся с окружающим миром и своим телом.
Стишки-потешки для малышей.
Выбирайте из всего многообразия то, что вам и вашим Любимым Детям больше всего нравится.
Потешки — когда ребенок просыпается.
Потянушки-потягушки, Кто тут сладкий на подушке? Кто тут нежится в кроватке? Чьи тут розовые пятки? Это кто же тут проснулся, Кто так маме улыбнулся? И кого так любит мама? Вот тут кто любимый самый!
***
***
***
Потешки для роста и силы.
Потянись дружок, Повернись на бочок, На животик повернись, Нежно маме улыбнись. Я по спинке пройду, Хворобушку отведу, Расти ладненький Да здоровенький.
***
***
Расти, …. (имя), выше, До хорОм, до крыши. Расти, не бАлуй, Маму с папой жалуй. Расти с брус толщины Да с дом вышины.
Потешки — чтобы ребенок знакомился с телом.
Где же наши ушки? Слушают пестушки! А где глазки? Смотрят сказки! А где зубки? Прячут губки! Ну а ротик на замочек!
***
***
***
Паучок, паучок,… (имя) хвать за бочок. Лягушка, лягушка, … хвать за ушко. Олени, олени, … хвать за колени. Песик, песик, … хвать за носик. Бегемот, бегемот, … хвать за живот. Оса, оса, … хвать за волоса. Кузнечики, кузнечики, … хвать за плечики.
***
(Водим пальчиком и называемым части тела): Носик, носик, лобик, Щечки, подбородок. Ушки, глазки, Дитяткины сказки (щекочем).
***
Где же наши ручки? Вот наши ручки! Где же наши ножки? Вот наши ножки! А вот это … нос Весь козюльками зарос. А вот это глазки, ушки, Щечки толстые подушки, А вот это что? Животик! А вот это … (имя) ротик! Покажи-ка язычок, Пощекочим твой бочок.
***
Гули-гули, (хлопаем ладошками) Гули-гоп,(хлопаем по коленкам) Сели Гришеньке (Машеньке, другое имя) На лоб! (обеими ладошками касаемся лба)
Потешки — чтобы малыш не плакал.
***
***
Потешки — изучаем ручки малыша.
***
***
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, А вот этот — наш малыш, Наш малыш — … (называем имя).
***
***
***
***
***
Мальчик-Пальчик, (Из кулака торчит большой палец и кивает в такт) Где ты был, где ты был? С этим пальцем (Появляется из кулака второй палец) В лес ходил, в лес ходил, (2-ой палец и большой топают по полу или по столу) С этим пальцем (Появляется из кулака средний палец, а второй прячется) Щи варил, щи варил, (3-ий палец мешает кашу круговыми движениями) С этим пальцем (Появляется из кулака безымянный палец, а третий прячется) Кашу ел, кашу ел, (Из кулака торчит 4-ый палец – как ложка – ко рту и обратно) А с этим пальцем (Появляется из кулака мизинец) Песни пел, песни пел. (Мизинец покачивается в такт песенке вверх-вниз)
***
Потешки — когда ребенка одеваем.
Мы на пухлые ручонки, Надеваем рубашонку («распашонку»), Повторяй за мной слова: Ручка — раз, ручка — два!
Потешки — когда ребенка умываем, купаем.
Водичка, водичка, Умой наше личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
***
От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! ….. (имя) умывается, Солнцу улыбается!
***
Водичка-водичка, Умой …. (имя) личико, …. (имя) кушала кашку, Испачкала мордашку. Чтобы девочка была Самой чистенькой всегда, Помоги, водичка, Умыть …. (имя) личико.
***
***
***
***
С гуся вода, с лебедя вода, С нашей(-го) …. (имя) вся худоба. Вода книзу, дитя кверху, Расти с брус вышины и с печь ширины!
Потешки — когда готовим ребенка ко сну.
Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай!
***
***
***
Мы гуляли, мы играли И немножечко устали. Чтобы сил еще набрать, Надо нам чуть-чуть поспать. Ты закроешь глазки, И приснится сказка: Про кота мурлыку, Журавля-курлыку, Лисоньку-хитрулю, Мышку-крохотулю, Зайчика-хвастушку И жужжалку-мушку, Про шмеля-гуделку, Хлопотушку-белку, Про сластену-мишку. Спи, моя малышка! (для девочек) Засыпай, мой милый, Набирайся силы! (для мальчиков)
Напишите в Комментарии, а какими потешками вы радуете своих Любимых Детей.
До встречи на страницах сайта и видео-канале.
С Любовью к Вам и Вашим Любимым Детям! Ваша Наталья Мэй.
ХОЧУ УЗНАТЬ!
Категория: Дети 0-1, Развитие детей
Потешки и стихи для одевания на прогулку
ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ МАЛЫШЕЙ
****Ай – тата, тата, тата, Пожалуйте решета – Мучки посеять, Пирожки затеять. А для нашей лапушкизатеем оладушки, Испечем блинкаПокормить сынка!****Каша вкусная дымится,сынок кашу есть садится, очень каша хороша, ели кашу не спеша. Ложка за ложкой, ели понемножку. Кто у нас любимый самый? – ложку первую за маму, А вторую за кого? – да за папу твоего, За кого же третью ложку? – за веселую матрешку, Съешь за бабу, Съешь за деду, За мальчишку – за соседа, За подружек и друзей, Съешь побольше не жалей!съешь за праздник, шумный, яркий,За гостей и за подарки,За котёнка, за ТимошкуЭту маленькую ложкуИ за рыжего кота,Вот тарелка и пуста!
В ВАННОЙ
****Аккуратные зайчата Г.Лагздынь
Потешки для укладывания спать, для подъема
****Медведь Ирина Токмакова Как на горке – снег, снег, И под горкой – снег, снег, И на ёлке – снег, снег,И под ёлкой – снег, снег.
Потешки для одевания
Потешки для детей — это веселый и легкий путь к ярким эмоциям и воспитанию в ребенке нужных качеств и навыков. Короткие и ритмичные стишки для малышей и деток постарше не оставят равнодушными, они призывают к действиям и являются отличными помощниками мамы.
Однако, потешки можно использовать не только дома. Подойдут потешки в детский сад и на уроки в начальной школе в качестве краткой разминки и переходом между разными видами деятельности. Тем более, что придуманы потешки для дошкольников и малышей абсолютно на любое ежедневное действие. Ранее, мы уже говорили про:
Ниже вы найдете милые потешки, которые, так или иначе, подойдут практически в любой ситуации. Сделайте будни малыша еще ярче и веселее. Пусть радостных минут будет больше!
Потешки для одевания
Бывает так, что малыши переодеваются 10 раз на дню. Кто-то делает это с удовольствием, а кому-то и на желанную прогулку одеваться неохота. На помощь маме придет отличный капризин — потешки для одевания.
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Потешки про солнышко
А на улице нас ждет самая разная погода! Ну, так почему бы не воспользоваться веселыми стихами и по пути на не прочитать ребенку потешки про солнышко:
* * *
* * *
* * *
* * *
Потешки про дождик
* * *
* * *
* * *
* * *
Потешки про животных
Детей всегда интересуют животные. Будь то кошка во дворе, или стадо лошадей в поле. Расскажите им потешки про животных — малыш и много нового узнает, и память укрепит, внесет значимый вклад в развитие речи и ритм прочувствует.
Такие потешки становятся еще полезнее, если читать их, как бы от имени игрушки-животного. Если у вас есть дома такие игрушки, обязательно воспользуйтесь ими! Малышу будет интереснее!
На лугу паслась корова
На лугу паслась корова (Говорит мама ) Му-му-му (говорит ребенок ) Полосатый шмель летел З-з-з- Летний ветерок подул Ф-ф-ф-ф (дует ) колокольчик зазвенел Динь-динь-динь Стрекотал в траве кузнечик Тр-тр-тц Еж колючий пробегал Пх-пх-пх Птичка маленькая пела Тиль-тиль-тиль и сердитый жук жужал Ж-ж-ж
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
Ворон
Божья коровка
Ветер елками шумит
Вышла кошка за кота
Гуси вы, гуси
Ласточка касатка
У мамы — сынок
Зайка серенький сидит
Улитка, улитка, покажи рога!
Люли
Потешки про все на свете
* * *
Про горшок
* * *
Горшок
Шалтай-болтай
Из-за леса из-за гор
* * *
* * *
Ой, качи-качи-качи!
Детские потешки. Если малыш плачет
* * *
* * *
Ах, ты моя девочка
Ой ты, мой сыночек
Не плачь, детка
* * *
Не плачь, не плачь — куплю калач
* * *
* * *
От моей Оли уйдите, боли…
У лисы болит…
Потешки про части тела
Изучая с малышом его самого, одевая или купая его, почитайте ему ритмичные потешки про части тела:
Вот глаза у нас какие…
Ножки, ножки, где вы были?
Раз зубок, два зубок
Расти коса до пояса
Расти, Маша, выше
Целый день играл Кирюшка
Про мишку
Сначала показываем с помощью мишки : «Мишка лапки подними! Мишка лапки опусти! Покружись, покружись! А теперь земли коснись, И животик свой потри — раз-два-три, раз-два-три!»
Потом ребенок про себя : «Сынок ручки подними…» Ладушки-ладошки Моем мылом ручки,(Трем рука об руку ) Моем мылом ножки. (Трем ладошками ножки ) Ах какие ладушки, Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши )
Наварили кашки, (Одна ладонь лодочкой ) Помешали ложкой. (Пальчиком другой руки мешаем ) Ах какие ладушки, Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши )
Замесили тесто, (Ладошки друг на друге, круговые движения ) Испекли лепешки. (Дуем на ладошки ) Ах какие ладушки, Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши )
Строили ладошки Домик для матрешки. (Ручки домиком над головой ) Ах какие ладушки, Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши )
Спать лежать ладушки, Отдохнуть немножко. (Ладошки под щёчку ) Ах какие ладушки, Ладушки-ладошки! (Хлопаем в ладоши )
Части тела
Голова одна видна, Шейка одна тоже, Ручки есть, И ножки есть — на твои похожи. Есть два глаза у меня, И два ушка тоже, Нос один, И рот один — На твои похожи. Два мизинца у меня, И две пятки тоже, Две коленки, Два мыска — на твои похожи.По ходу чтения на себе показываем называемые части тела.
* * *
* * *
Потешки для стрижки ногтей
А вот потешки про пальчики. Их очень удобно применять во время стрижки ногтей. Они отвлекут малыша от неприятных ощущений и очень помогут маме:
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
* * *
В видео ниже посмотрите еще немного о пользе потешек и примеры их использования на практике:
Вот такая обширная коллекция потешек на каждый день у нас получилась! Пусть она украсит будни мамы и малыша, подарит чувство ритма и сплоченности, и много-много позитива!
С любовью,
Людмила Поцепун.
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале “Мастерская на радуге”
Эльвира Григорьева «Собираемся на прогулку». Рекомендации для воспитателей
Пора на прогулку ! Спеши одеваться!
Но начал Бобренок так долго копаться!
Уже все оделись, ушли погулять,
А после успели вернуться опять,
А он все сидит в раздевалке :- А я?
Вы что, без меня погуляли, друзья?
Чтоб не отстать от веселых друзей,
Учись одеваться, Мой друг, побыстрей!
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют , много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию . Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем : о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Не менее важным моментом является одевание детей на прогулку .
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия.
Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач : название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему “Одежда”. Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников. Перед каждой прогулкой воспитатель напоминает детям памятку «Одевайся правильно на прогулку » .
Одевайся правильно на прогулку
1. Одеваться на прогулку нужно с разрешения воспитателя .
2. Во время одевания надо быть внимательными.
3. Самостоятельно одеваться в следующей последовательности
Колготки;
Брюки или рейтузы»
Свитер или кофта;
Пальто или куртка;
Рукавицы.
4. Одеваться надо спокойно, не разбрасывать одежду, доставать из шкафчика по мере надобности.
5. Во время одевания не толкать друг друга, не дергать за дверцу шкафчика.
6. Не забираться, не закрываться в шкафчике.
7. В карманах одежды не должно быть никаких посторонних предметов.
8. В случае даже не значительного ранения, ссадины, ушиба, немедленно обратиться к воспитателю .
9. Выходить на прогулку нужно только с воспитателем .
10. При открывании или закрывании двери будь осторожен! Не подставляй пальцы, не хлопай дверью, не держи дверь.
Подборка потешек и стихов для одевания на прогулку :
Если хочешь прогуляться ,
Надо быстро одеваться.
Дверку шкафа открывайте,
По порядку одевайте.
Сначала колготки мы с вами наденем,
Каждую ножку в свой домик поселим,
Вот и до рубашечки добрались мы с тобой,
Здесь у каждой ручки домик тоже свой.
А теперь штанишки смело одевайте,
В них свою рубашечку смело заправляйте.
На ножки – носочки.
Посмотрите, на улице стало холодать,
Пришло время кофточку деткам одевать.
Чтобы ушки не болели,
Быстро шапочку одели.
А потом и куртки
Для длительной прогулки .
Нам осталось напоследок
Шарф под шею повязать.
Ручки спрятать в рукавички,
А потом в сапожки –
Наши ножки.
Вот и все, пойдем гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять .
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Маша варежку надела :
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла :
Поглядите, я нашла!
Ищешь, ищешь – и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
Стихи для одевания
Застегнем застежки
На твоей одежке :
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Оденем мы штанишки :
Повторяй за мной слова :
Ножка – раз, ножка – два!
А теперь на ножки –
Носочки и сапожки!
А шапка? Куда моя шапка пропала?
Неужто и шапка сегодня сбежала?
Заяц, замёрзший вчера не на шутку,
Взял твою шапку и сшил себе шубку.
Пуговицы вредные
На пальто у Верочки!
Мучаются бедные
Пальчики у девочки!
Не ботинки я шнурую,
А шнурки я дрессирую,
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не измывались
Девчонке-шалунишке
Наденем мы штанишки –
Не хочется девчонке
Юбчонку надевать.
Еще оденем кепку,
Шнурки завяжем крепко
И выпустим девчонку
Во двор мы погулять.
На майку с трусами одеть мы должны
Колготки, рубашку, рейтузы-штаны,
Носочки на ножки и кофту на верх.
Кто первый оделся? Ну, кто быстрей всех?
Теперь мы ботинки, сапожки возьмем
И шапки оденем, и в куртки нырнем!
Осталось нам только замки застегнуть.
И можем все вместе отправиться в путь!
Мы снимаем тапки, надеваем шапки,
Шарфики, штанишки, сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки – готовы для прогулки
Надеваем мы рубашку
И пойдем встречать Наташку!
Сколько пуговок у нас?
Посчитаем сей же час.
Есть кармашек у рубашки.
Посмотри, скорей, Наташка!
В нем лежит цветной платочек,
А на нем блестит цветочек.
Посмотри, Наташка!
Хороша рубашка!
Давай помоем руки!
Затем наденем брюки,
Просунем обе ножки
И побежим к Серёжке!
Жил на свете мальчик Боря.
Не любил он одеваться,
Он все время с мамой спорил,
Начинал сопротивляться :
Не надену эту майку
И колготки, и штаны!
Пусть рубашку носит зайка!
Мне носочки не нужны!
Свитер не люблю – колючий!
Шапку одевать не буду!
Вот какой он был вреднючий.
Не мальчишка – чудо-юдо!
Надоело маме спорить,
Хулигана убеждать.
И сказала мама Боре :
Не пойду с тобой гулять!
Кто оделся – пусть гуляет
И в песочнице шалит,
А Бориска поскучает,
Без колготок посидит!
Там же все мои друзья!-
Вдруг опомнился мальчишка, –
Вышли все, а как же я?
Где носочки, где штанишки!
Посмотрите : что за чудо?
Начал Боря одеваться
И сказал он нам : – Не буду
Больше с мамой пререкаться!
Он помог одеться маме, И пошел гулять с друзьями.
Куртка нас всегда согреет.
В ней выходим мы гулять.
Пусть повсюду ветер веет –
Будем весело играть!
Я тебя возьму в охапку.
Ну, теперь наденем шапку!
Спрячем в нее ушки,
Не видать макушки.
Вот стоят твои ботинки.
Будем бегать по тропинке.
Раз – шнурочек, два – шнурочек!
Обувайся, мой сыночек!
Рукавички
Руки спрячем в рукавички –
Разноцветные сестрички.
Сможем дольше мы опять
На морозе погулять!
Брюки – мальчикам нужны,
С ними мальчики дружны,
И зимой, и осенью
Ежедневно носят их.
Для Антошки и Аркашки
Сшили новые рубашки,
Оба рады от души –
Так рубашки хороши.
Мама, бабушка, смотрите :
Подарил мне папа свитер,
Чтоб носить его всегда
И не мерзнуть в холода.
Посмотрите на ботинки :
Настоящие картинки,
И шнурочки, хоть куда,
И начищены всегда.
Мамы, папы и ребятки
Носят осенью перчатки, (замените слова «осенью» на «и зимой» )
Чтобы пальчики не стыли,
Ручки тепленькими были.
Куртка – теплая одежда.
В куртках Таня и Олежек
В октябре и ноябре, (можно заменить на «в декабре и январе»
Когда сыро на дворе. «не замерзнешь во дворе» )
Шапка с шарфиком сейчас
Нам подходят в самый раз,
Чтоб случайно не простыть
И здоровенькими быть.
Шуба курточки теплей,
И зимой уютно в ней,
В воротник упрятать нос
Может даже дед Мороз.
Безрукавка – мой жилетик,
Безрукавки любят дети :
В них и вечером, и утром
Всем приятно и уютно.
А вот это – варежки
Для тебя и Ванюшки.
Носят варежки зимой,
Когда ветер ледяной.
Потешки очень помогают маме развлечь или отвлечь ребёнка, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, одевание.
Ниже представлена подборка потешек, которые, надеемся, помогут мамочкам заинтересовать и успокоить малыша при одевании. Одевайтесь с удовольствием!
Тук-тук и тук-тук, тук-тук и тук-тук. (снова постучите по ботинку)
(распашонку ).
(вариант для лета: Обуваем ножки, Бегать по дорожке! )
Статья по материалам сайта: http://www.happy-giraffe.ru/community/10/forum/post/6212/
ли со статьей или есть что добавить?