Словарные слова 1-11 класс по русскому языку. Непроверяемая гласная в корне.

image

Русские словарные слова для 2 класса

В этом раздели собраны все русские словарные слова для второго класса… image

Словарные слова 1 класс

В этом разделе вы найдетеВ  словарный слова русского языка для первого класса….

Словарные слова для 9 классу и также 10-11 класс

Здесь мы собрали много словарных слов для 9,10 и 11 классу….

Словарные слова для 7 и 8 класса

В этому разделе вы найдете словарные слова для 7 и 8 класса…

Для 6 классу словарные слова

В этой категории вы найдете словарные слова для 6 класса…

Словарные слова 5 класс

Здесь вы найдете очень много словарных слов для 5 класса русского языка…

Словарные слова для 4 класса

Сборка словарных слов для 4 класса. Их можно как и просто посмотреть так и скачать…

Словарные слова русского языка для 3 класса

Тут найдете все словарные слова для русского языка для 3 класса…

На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.

Тема статьи – словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?

Что такое словарное слово

Его часто называют «непослушным», ибо написание вызывает трудности не только у детей, но и взрослых. Нет однокоренных слов, которые могли бы помочь проверить вызывающую сложности орфограмму. Ни одно из правил русского языка невозможно применить для того, чтобы пояснить, почему пишется именно та, а не иная буква. Есть только один способ писать грамотно – запомнить данные слова, используя свойства памяти. Заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Только по итогам за 1-3 класс дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к завершению обучения исчисляется тысячами.

Список составляется лингвистами с учётом того, какие из них являются наиболее популярными и употребляемыми в лексиконе большинства русскоговорящих граждан. Он постоянно пополняется новыми заимствованными словами. Постепенно уходят в прошлое и утрачиваются те значения, которые ранее были крайне востребованными. Например, «колхоз», «октябрёнок». Сегодня подрастающее поколение чаще употребляет понятия: «компьютер», «фломастер», «презентация». Понимание, что такое словарное слово, невозможно без знания, почему и каким образом формируются исключения.

Причины их появления

Следует рассмотреть конкретное правило и понять, как оно сформировалось. Например, всем известна орфограмма: после шипящих пишется -и, -а, -у. Мы произносим твёрдо: -жы, -шы. Но при письме используем мягкое сочетание: -жи, -ши. Данное правило изучается ещё в начальной школе. Истоки его видятся в том, что когда-то люди слоги с шипящими произносили мягко, поэтому на заре существования письменности это и было закреплено в написании. Например, «жизнь», «шило», «пожитки».

После того как звуки отвердели, в грамматике закрепилось употребление букв -а, -у после шипящих: «чаща», «шутка». Так гласят и правила русского языка. Словарные слова – это исключения. Например, «парашют», «жюри», «брошюра». Как можно объяснить данный феномен?

Слова пришли из французского языка с мягким произношением. И уже в XIX веке, когда звуки -ж, -ш были твёрдыми. Чтобы выделить их, придав французский прононс, при написании сформировалось исключение. Буква -и в корне слова после -ц – это признак иностранного происхождения слов, где требуется мягкое или полумягкое произношение. Слова-исключения: «цыц», «цыпочки», «цыган», «цыплёнок», «цыкнуть» связаны с древнерусским происхождением. Этих слов гораздо меньше, поэтому именно они вошли в орфографический словарь.

Как запомнить

Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:

  • Графические ассоциации. Метод помогает увидеть в орфограмме образ, связанный со словарным словом, в котором явно просматривается нужная буква. Например, «шофёр». В первом слоге пишется «о», проверить которую невозможно. В виде графической ассоциации может выступить руль, имеющий, как и буква, округлую форму, что позволяет легче запомнить орфограмму.
  • Метод созвучий. Он предполагает подбор слуховой ассоциации в виде другого слова, которое не является однокоренным, но вызывает представление об основном. Например, «пират – пир». Орфограммой является бука «и» в первом слоге, в слове-ассоциации она находится под ударением, помогая вспомнить правильность написания.
  • Метод крестика, или кроссворда. Авторство приписывают Матюгину И. Ю., основателю школы эйдетики. Его ученики отлично понимают, что такое словарное слово, и умеют выстраивать ассоциации с абсолютно новым понятием, где орфограмма является связующим звеном. Например, «капуста». Возникает ассоциация о том, что её любят зайцы. Буква «а» позволит расположить крестиком в виде кроссворда оба слова, пересекающихся друг с другом.
  • Метод миниатюр. В самом слове прорисовывается образ буквы, являющейся орфограммой. Например, на месте «о» («пуговица») можно пуговку и нарисовать. Она очень похожа на непроверяемую букву.

В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.

Разбор примера

Среди металлической посуды, используемой для приготовления пищи, человек часто пользуется кастрюлей. В ней удобно готовить на открытом огне и в духовом шкафу. Её признаками являются: высокие бортики, цилиндрическая форма и наличие двух ручек. Слово – сложное для написания. Ударение падает на второй слог, орфограммой является первая буква «а». Проверить её невозможно. Формы словарного слова включают в себя существительные и прилагательные: «кастрюлька», «кастрюльный», «кастрюлечка». Нигде первая буква не находится под ударением, поэтому правописание необходимо запомнить. Можно использовать метод миниатюр, потому что сама орфограмма напоминает расширяющуюся книзу кастрюльку.

Этимология слова такова: оно пришло из немецкого языка (kasserolle), но само заимствовано из французского – casse, что переводится, как сковородка с ручкой. Именно поэтому при написании используется буква «а».

Как проверить написание

Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.

Например, «шеренга», орфограмма в первом слоге. Производными могут быть только существительные, их можно подобрать 13, но это всё изменение слова по падежам и числам. Нигде буква «е» под ударением не стоит. Это поясняет, что такое словарное слово. Его правописание следует запомнить и уточнить в орфографическом словаре.

Похожие статьи

  • Чемезова Вера Степановна, учитель начальных классов

Разделы:Начальная школа, Мастер-класс

Классы:2, 3, 4

Ключевые слова:словарные слова

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.»  А.В.Текучев

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.

Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.

Актуальность

Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если  данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.

Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?

– Выучить, запомнить.

– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со “cловарными” словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

– Сегодня, на мастер-классе мы рассмотрим некоторые приёмы работы.

 Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов – целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

– Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

– Как разнообразить это монотонное скучное дело?

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов

Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же,  моим ученикам.

1. Обращение к этимологии слова

Наиболее важным, на мой взгляд, является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.

Я обращаюсь к этимологии слова не всегда, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.

Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).

Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.

Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

2. Слова-подсказки

Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.

3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм

При изучении  словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.

4. Использование схем гласных (согласных)

При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа). И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.

5. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в  частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.

«Словарное лото»

Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.

«Мудрый словарик»

Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.

  • Как об стенку ______________.
  • Береги нос в большой __________.
  • Живут как кошка с ____________.
  • Куй ____________, пока горячо.
  • __________ до Киева доведёт.
  • Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.

«Буквы – липучки» (магниты)

Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

-оро-

  • мороз
  • корова
  • сорока
  • дорога
  • ворона
  • воробей
  • хорошо

– оло- (солома, около, молоко, молоток)

Шифровка – алфавит

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 … а б в г д е ё ж з…

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.

1, 13, 13, 6, 33 – ЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

6.Мнемотехника

Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.

Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Графические ассоциации

Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети  любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Например вот такие. (мороз)

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

Метод звуковых ассоциаций

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа. Павел в ПАЛЬТО.

– Предлагаю вам подобрать несколько ассоциативных образов.

кОнцерт –нОта, хОр,  гАзета-бумАга,  вОрота- гОл.

“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо – можно    связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.

Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.

7. Приём “Чепушина”

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

М – медведьО – однаждыР – растениеО – околоЗ – земляника

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

Летом медведь ест корни растений, землянику.

Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.

– Я вам предлагаю слово город. Подобрать к каждой букве словарное слово. Затем из этих слов составить  мини-текст или отдельные предложения.

8. Работа в группах

Каждая группа получает лист, памятку, словарь.

  • 1 гр. «Морфология».
  • 2 гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.
  • 3 гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).
  • 4 гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.

Проверка работы групп.

В 4 классе при изучении словарных слов я объединяю несколько методов работы.

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ

Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.

УЗНАВАНИЕ СЛОВА

Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания.Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.

РАБОТА НАД СЛОВОМ

1) Измените слово по вопросам падежей.

2) Подберите однокоренные слова.

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных произведений.

2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.

Для закрепления умения правильно писать словарные слова я использую такие приёмы работы:

1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;

2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.

3) Копилка-минутка

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока.

Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично-удвоенные согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова.

4) Использование интерактивных тренажёров.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Мастер-класс я хочу закончить словами «Учитель – это ученик, навсегда вызванный к доске». (С.Соловейчик). Обучая других – учись сам.

Всем огромное спасибо за работу.

19.09.2019

Объяснение правил деление (разбивки) слова «словарный» на слоги для переноса. Онлайн словарь Soosle.ru поможет: фонетический и морфологический разобрать слово «словарный» по составу, правильно делить на слоги по провилам русского языка, выделить части слова, поставить ударение, укажет значение, синонимы, антонимы и сочетаемость к слову «словарный».

Слоги в слове «словарный» деление на слоги

— начальный, прикрытый, открытый, 3 буквы — средний, прикрытый, полузакрытый, 3 буквыр — непарная звонкая согласная (сонорная), примыкает к текущему слогу — конечный, прикрытый, полузакрытый, 3 буквы

Как перенести слово «словарный»

словарныйсловарныйсловарный

Морфологический разбор слова «словарный»

Часть речи: Имя прилагательное (полное) Грамматика: часть речи: имя прилагательное (полное);одушевлённость: неодушевлённое;род: мужской;число: единственное;падеж: именительный, винительный;остальные признаки: качественное;отвечает на вопрос: Какой?, Какого? Какой? Начальная форма: словарный

Разбор слова «словарный» по составу

слов корень
ар суффикс
н суффикс
ый окончание

словарный

Сходные по морфемному строению слова «словарный»

Сходные по морфемному строению слова

сценарныйбондарныйбочарныйбукварныйложкарный

Синонимы слова «словарный»

1. лексикографический 2. лексический

Ударение в слове «словарный»

слова́рный — ударение падает на 2-й слог

Фонетическая транскрипция слова «словарный»

[слав`арный’]

Фонетический разбор слова «словарный» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)

Буква Звук Характеристики звука Цвет
с [с] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный с
л [л] согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый л
о [а] гласный, безударный о
в [в] согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный в
а [] гласный, ударный а
р [р] согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый р
н [н] согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый н
ы [ы] гласный, безударный ы
й [й’] согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий й

Число букв и звуков:На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 9 букв и 9 звуков.Буквы: 3 гласных буквы, 6 согласных букв.Звуки: 3 гласных звука, 6 согласных звуков.

Предложения со словом «словарный»

Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребёнка пополнение его активного словарного запаса. Источник: Л. Н. Славгородская, Энциклопедия воспитания и обучения ребенка. Книга для родителей. Историческая лексикология изучает формирование словарного состава в его развитии. Источник: Е. В. Бегаева, Современный русский язык. Практическое пособие, 2005. Мы вынесли в отдельные словарные статьи лишь наиболее важные слова-понятия. Источник: В. Г. Рохмистров, Православие. Основные понятия.

Сочетаемость слова «словарный»

1. словарный запас 2. словарная статья 3. словарный состав 4. словарный запас детей 5. словарный состав языка 6. расширение словарного запаса 7. расширить словарный запас 8. обогатить свой словарный запас 9. увеличить свой словарный запас 10. (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «словарный»

СЛОВА́РНЫЙ , -ая, -ое. 1. Относящийся 139 к составлению и изданию словарей (в 1 знач.). Словарная работа. Словарное издательство. (Малый академический словарь, МАС)

Как правильно пишется слово «словарный»

Орфография слова «словарный»

Правильно слово пишется: слова́рный

Нумерация букв в словеНомера букв в слове «словарный» в прямом и обратном порядке:

  • 9с1
  • 8л2
  • 7о3
  • 6в4
  • 5а5
  • 4р6
  • 3н7
  • 2ы8
  • 1й9

Ассоциации к слову «словарный»

Имя существительное

  • Запас

  • Грамматик

  • Словарь

  • Произношение

  • Статья

  • Пополнение

  • Диалект

  • Глагол

  • Мимика

  • Ругательство

  • Эквивалент

  • Терминология

  • Определение

  • Эпитет

  • Толкование

  • Картотека

  • Словечко

  • Специфика

  • Алфавит

  • Ударение

  • Расширение

  • Фонд

  • Акцент

  • Термин

  • Синоним

  • Бедность

  • Говор

  • Процессор

  • Язык

  • Наречие

  • Интеллект

  • Энциклопедия

  • Написание

  • Иллюстрация

  • Латынь

  • Тематика

  • Пароль

  • Употребление

  • Интонация

  • Издательство

  • Контекст

  • Общение

  • Изложение

  • Образующая

  • Алгоритм

  • Богатство

  • Фраза

  • Взаимоотношение

  • Аномалия

  • Иероглиф

  • Единица

  • Формат

  • Пользователь

Имя прилагательное

  • Энциклопедический

  • Ограниченный

  • Языковой

  • Скудный

  • Языковый

  • Небогатый

  • Тюркский

  • Толковый

  • Древнерусский

  • Невеликий

  • Обширный

  • Филологический

  • Пассивный

  • Справочный

  • Богатый

  • Идентичный

  • Устный

  • Базовый

  • Изменчивый

  • Бытовой

  • Производный

  • Кодовый

  • Английский

  • Звуковой

  • Литературный

  • Славянский

Глагол

  • Пополнить

  • Исчерпать

  • Расширять

  • Иссякнуть

  • Расширить

  • Изъясняться

  • Заимствовать

  • Почерпнуть

  • Освоить

  • Характеризоваться

  • Охарактеризовать

  • Перебрать

  • Употреблять

  • Свериться

  • Компенсировать

  • Расширяться

  • Перечитывать

  • Усвоить

Наречие

  • Существенно

  • По-английски

  • По-русски

2020-07-15

При выполнении домашних заданий и контрольных работ по русскому языку мы рекомендуем использовать данные словари. Если для словаря указаны и онлайн-версия, и печатное издание, то приоритет отдается онлайн-версии (более актуальной).

  1. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / Под ред. В. И. Чернышёва. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1948—1965.
  2. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. СПб., 1998 
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992; 2-е изд. , испр. и доп. М., 1994; 3-е изд., стереотип. М., 1995; 4-е изд., доп. М., 1997. 
  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] – режим доступа:http://slovarozhegova.ru/search.php  (дата обращения 28.08.2019). 
  5. Словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. А. П. Евгеньевой. М., Русский язык, 1999. [Электронный ресурс] – режим доступа:http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp  (дата обращения 28.08.2019).
  6. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов : свыше 25 000 слов и словосочетаний : [наиболее употребительная иноязычная лексика, вошедшая в русский язык в ХVIII–ХХ и начале ХХI в.] / Л. П. Крысин. – Москва : Эксмо, 2005. – 939, [2] с. 

2. Этимологические словари

  1. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. / Перевод и дополнения О. Н. Трубачёва. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель — АСТ, 2004. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://lexicography.online/etymology/vasmer/ (дата обращения 28.08.2019).
  2. П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х томах. Издательство: Русский язык – 1994г. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.slovorod.ru/etym-chernykh/ (дата обращения 28.08.2019).
  3. Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.etymonline.com/https://www.etymonline.com/ (дата обращения 28.08.2019).

3. Орфографические словари

  1. Русский орфографический словарь: около 200 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. – Изд. 4-е, испр. и доп.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.- 896 с.
  2. Русский орфографический словарь [Электронный ресурс] – режим доступа: http://orfo.ruslang.ru/ (дата обращения 28.08.2019).
  3. Орфографическое комментирование русского словаря [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://ruslang-oross.ru/ (дата обращения 28.08.2019).

4. Морфемный и словообразовательный словари

  1. Словарь морфемных разборов: разбор слов по составу [Электронный ресурс] – режим доступа: http://morphemeonline.ru/ (дата обращения 28.08.2019).
  2. Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка — М.: Флинта: Наука, 2009. — 160 с.
  3. Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка Ок. 52000 слов. — М.: Рус. яз., 1986. — 1132 с.
  4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т. [Электронный ресурс] – режим доступа:  https://www.efremova.info/ (дата обращения 28.08.2019).
  5. Тихонов А. Н. Новый словообразовательый словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным / А. Н. Тихонов. — Москва: АСТ: 2014. — 639 с. 

5. Орфоэпические словари

  1. Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2017. — 1024 с.
  2. Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка. — М.: Астрель, АСТ, 2003. — 1182 с.
  3. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М., 1988 . — 704 с.

6. Грамматические словари

  1. А.А. Зализняк. Грамматический словарь [Электронный ресурс] – режим доступа: https://gufo.me/dict/zaliznyak (дата обращения 28.08.2019).

7. Другие словари

  • Львов М. Р. Словарь антонимов [Электронный ресурс] – режим доступа: http://gramota.ru/slovari/  (дата обращения 28.08.2019).
  • Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений [Электронный ресурс] – режим доступа: http://gramota.ru/slovari/  (дата обращения 28.08.2019).
  • Словарь омонимов русского языка. М., 1986.
  • Баско Н.В., Андреева И.В. Словарь устаревшей лексики к произведениям русской классики / Под ред. С.А.Кононовой.  – М: АСТ-Пресс, 2019 г. – 448 с.
  • Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник / СПб. гос. ун-т. — СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — 704 с.
  • Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – 3-е изд., испр. – М: Астрель : ACT, 2002. – 811 с.
  • Словарь терминов (любое издание)
  • Словарь географических названий [Электронный ресурс] – режим доступа: https://gufo.me/dict/geographical_names (дата обращения 28.08.2019).
  • Обратный словарь русского языка / Науч. конс. А. А. Зализняк, Р. В. Бахтурина, Е. М. Сморгунова. – М., 1974. 
  • Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 8-е изд.. – М: Айрис-пресс, 2008. – 832 с.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий