Синонимы к слову 👉 КАТЕГОРИЧНОСТЬ

В математической логике , теория является категоричным , если оно имеет ровно одну модель ( с точностью до изоморфизма ). Такую теорию можно рассматривать как определяющую ее модель, однозначно характеризующую ее структуру.

В логике первого порядка категоричными могут быть только теории с конечной моделью. Логика высшего порядка содержит категориальные теории с бесконечной моделью. Так , например, второй порядок Аксиома Пеано категорична, имеющая уникальную модель которого домен является множеством натуральных чисел .

В теории моделей понятие категориальной теории уточняется в отношении мощности . Теория является κ категорична (или категорично κ ) , если она имеет ровно одна модель мощности каппа с точностью до изоморфизма. Теорема Морли о категоричности — это теорема Майкла Д. Морли  ( 1965 ), утверждающая, что если теория первого порядка в счетном языке категорична в некоторой несчетной мощности , то она категорична во всех несчетных мощностях.

Сахарон Шелах  ( 1974 ) распространил теорему Морли на бесчисленные языки: если язык имеет мощность κ и теория категорична в некотором несчетном кардинале, большем или равном κ, то она категорична во всех мощностях больше, чем  κ .

История и мотивация

Освальд Веблен в 1904 году определил теорию категоричной, если все ее модели изоморфны. Из приведенного выше определения и теоремы Левенгейма – Сколема следует, что любая теория первого порядка с моделью бесконечной мощности не может быть категоричной. Тогда сразу же возникает более тонкое понятие κ- категоричности, которое спрашивает: для каких кардиналов κ существует ровно одна модель мощности κ данной теории T с точностью до изоморфизма? Это глубокий вопрос, и значительный прогресс был достигнут только в 1954 году, когда Ежи Тос заметил, что, по крайней мере, для полных теорий T над счетными языками с хотя бы одной бесконечной моделью, он мог найти только три способа, чтобы T было κ- категоричным в некоторых случаях.  κ :

  • T является абсолютно категоричен , т.е. T есть κ -категоричные для всех бесконечных кардиналов  каппы .
  • T является неисчислимо категоричен , т.е. T есть κ -категоричной тогда и только тогда , когда κ является несчетным кардинальным.
  • T является счетно категорична , т.е. T есть κ -категоричных тогда и только тогда , когда κ счетный кардинал.

Другими словами, он заметил, что во всех случаях, которые он мог придумать, κ- категоричность для любого одного несчетного кардинала подразумевает κ- категоричность для всех других бесчисленных кардиналов. Это наблюдение стимулировало большое количество исследований в 1960-х годах, которые в конечном итоге привели к знаменитому результату Майкла Морли о том, что на самом деле это единственные возможности. Впоследствии эта теория была расширена и усовершенствована Сахароном Шелахом в 1970-х годах и позже, что привело к теории устойчивости и более общей программе теории классификации Шелаха .

Примеры

Существует не так много естественных примеров теорий, категоричных в каком-то бесчисленном количестве. Известные примеры включают:

  • Теория чистой идентичности (без функций, констант, предикатов, кроме «=» или аксиом).
  • Классический пример — теория алгебраически замкнутых полей заданной характеристики . Категоричность не означает, что все алгебраически замкнутые поля характеристики 0 величиной с комплексные числа C совпадают с C ; он только утверждает , что они изоморфны как поля в C . Отсюда следует, что, хотя пополненные p-адические замыкания C p изоморфны как поля C , они могут (и фактически имеют) совершенно разные топологические и аналитические свойства. Теория алгебраически замкнутых полей данной характеристики не категорична в со (счетном бесконечном кардинале); существуют модели степени трансцендентности 0, 1, 2, …, ω .
  • Векторные пространства над заданным счетным полем. Сюда входят абелевы группы заданного простого показателя (по сути, такие же, как векторные пространства над конечным полем) и делимые абелевы группы без кручения (по сути, такие же, как векторные пространства над рациональными числами ).
  • Теория множества натуральных чисел с функцией преемника.

Есть также примеры теорий, категоричных по ω, но не категоричных по несчетным кардиналам. Простейшим примером является теория отношения эквивалентности с ровно двумя классами эквивалентности , оба из которых бесконечны. Другой пример — теория плотных линейных порядков без концов; Кантор доказал, что любой такой счетный линейный порядок изоморфен рациональным числам.

Характеристики

Всякая категориальная теория завершена . Однако обратное неверно.

Любая теория T, категоричная относительно некоторого бесконечного кардинала κ , очень близка к завершенности. Точнее, тест Чош – Воота утверждает, что если выполнимая теория не имеет конечных моделей и категорична в некотором бесконечном кардинальном κ, по крайней мере, равном мощности ее языка, то теория завершена. Причина в том, что все бесконечные модели эквивалентны некоторой модели кардинального κ по теореме Левенгейма – Сколема , а значит, все эквивалентны, поскольку теория категорична по κ . Таким образом, теория завершена, поскольку все модели эквивалентны. Предположение об отсутствии в теории конечных моделей необходимо.

Смотрите также

Примечания

Рекомендации

  • Чанг, Чен Чунг ; Кейслер, Х. Джером (1990) [1973], Теория моделей , Исследования в области логики и основ математики, Elsevier, ISBN   978-0-444-88054-3
  • Corcoran, Джон (1980), «категоричность», История и философия логики , 1 (1-2): 187-207, DOI : 10,1080 / 01445348008837010
  • Ходжес, Уилфрид, «Теория моделей первого порядка», Стэнфордская энциклопедия философии (издание летом 2005 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
  • Маркер, Дэвид (2002), Теория моделей: Введение , Graduate Texts in Mathematics , 217 , New York, NY: Springer-Verlag , ISBN   0-387-98760-6 , Zbl   1003,03034
  • Морли, Майкл (1965), «Категоричность во власти», Труды Американского математического общества , Труды Американского математического общества, Vol. 114, N 2, 114 (2): 514-538, DOI : 10,2307 / 1994188 , ISSN   0002-9947 , JSTOR   1994188
  • Палютин, EA (2001) [1994], «Категоричность по мощности» , Энциклопедия математики , EMS Press
  • Шелах, Сахарон (1974), «Категоричность бесчисленных теорий», Труды симпозиума Тарского (Proc. Sympos. Pure Math., Том XXV, Калифорнийский университет, Беркли, Калифорния, 1971) , Труды симпозиумов в чистом виде Математика, 25 , Providence, RI: американское математическое общество , стр 187-203,. дои : 10,1090 / pspum / 025/0373874 , ISBN   9780821814253 , MR   0373874
  • Шелах, Сахарон (1990) [1978], Теория классификации и количество неизоморфных моделей , Исследования по логике и основам математики (2-е изд.), Elsevier, ISBN   978-0-444-70260-9 (IX, 1.19, стр.49)
  • Веблен, Освальд (1904), «Система аксиом для геометрии», Труды Американского математического общества , Труды Американского математического общества, Vol. 5, № 3, 5 (3): 343-384, DOI : 10,2307 / 1986462 , ISSN   0002-9947 , JSTOR   1986462

imageС категоричностью мышления сталкивается любой из нас: на работе, дома, в интернете — везде этого добра хватает. Не так чтобы у всех поголовно, но и редким явлением не назвать. Причём проявляется это качество вне зависимости от возраста и пола. Есть, правда, тенденция к тому, что у людей постарше такая категоричность в среднем встречается чаще, но и молодые, которые свято убеждены, что правильно только так, а остальное от лукавого — не редкость.Собственно, само название уже вполне достаточно описывает это явление. Отсутствие гибкости, нежелание слезть со своей кочки зрения и рассмотреть проблему под иным углом, святая вера в правильность определённого набора постулатов, которыми этот конкретный человек успел обзавестись либо с годами, либо потому, что мама так сказала, или вот там так было написано. Скудость оценочной палитры: человек или хороший или…так. Мерзавец, а мерзавец? Есть чёрное, есть белое, а все эти ваши 50 оттенков серого — да вы, батенька, знаете толк в извращениях!А между тем, если рассматривать категоричность мышления, как симптом, то оказывается, что она довольно тесно и неотрывно связана со снижением интеллекта. Либо врождённым, когда речь идёт о молодом человеке, либо о благоприобретённом, если она вдруг появляется с годами впервые. Почему так?Дело в том, что интеллект связан с такими качествами мышления, как подвижность, пластичность и обучаемость. Способность не только оперировать уже имеющимся багажом информации, но и оперативно усваивать новое. А также, с учётом этого нового, с учётом меняющихся условий и обстоятельств, вовремя проводить ревизию того самого накопленного багажа знаний. И не впадать в ступор с последующим непреодолимым желанием собрать дровишки для костра от того, что Земля-то, оказывается, круглая. И не цепляться за давно ставшие привычными догматы, как якорем за грунт — а то, мол, унесёт в открытое море — а присмотреться: нет ли тут рационального зерна?Эта категоричность — словно защита психики от избыточных, запредельных для данного конкретного человека усилий. В самом деле: проще опираться на чёткий (как правило, сравнительно небольшой) набор постулатов и установок, чем давать себе труд каждый раз рассматривать ситуацию более широко и постоянно производить проверку, а то и переоценку привычных, устоявшихся суждений. Любой стереотип изначально играет энергосберегающую роль, и во многих ситуациях она конструктивна: не учиться же ходить каждый раз заново. Но вот когда вся жизнь (ну хорошо, пусть не вся, а большая её часть) превращается в набор стереотипов, а которые человек изо всех сил цепляется…Нет, не спешите возмущаться, поспешно поставив знак равенства между категоричностью и слабоумием. Снижение или изначальный недостаток интеллекта могут быть вовсе не столь большими и не достигать даже пограничных между нормой и патологией величин. Тут даже конституциональной глупостью может не пахнуть — но само снижение всё же будет. Найдено 6 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

—> КАТЕГОРИЯ предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

—> категория

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

—> КАТЕГОРИЯ 1. Общее, фундаментальное понятие науки, объединяющее или включающее другие, более частные научные понятия. К. содержит общее и наиболее существенное, имеющееся в группе соответствующих частных понятий. К. определяют научное познание и мышление ученого, представляющего соответствующую область знаний. Они содержат основные принципы, используемые для описания и объяснения соответствующих групп явлений. 2. Класс или система понятий, касающихся общих принципов научного познания. К. психологическими, например, являются понятия сознания, общения, личности, деятельности, развития и ряд других. См. категории психологические, понятие.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

—>Категория

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

—>Категория

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

—>КАТЕГОРИЯ1. Способы употребления этого термина в современной психологической терминологии, особенно в теориях познания, определяются большим интересом к его значениям в философии. Основное положение здесь – то, что категория является чем-то вроде понятия, классом или системой. То есть, например, если имеется категория «лев», то наряду с ней существует и понятие льва в сознании, теоретический класс объектов, которые принадлежат в нему, фактическая группа львов и система или набор правил, определяющих, какие объекты принадлежат к этой категории, а какие нет. Вполне очевидно, что термин со значениями, подобно этим, будет характеризоваться довольно широким и разнообразным употреблением. Одни авторы используют его, как будто он относится к определенным реальным классам, которые, по крайней мере в принципе могут быть идентифицированы и определяться, возможно, списком отличительных особенностей (львы – млекопитающие из семейства кошачьих, хищники, имеют четыре лапы, много спят и т.д.). Другие используют этот термин, как будто он относится к мысленным представлениям об этом классе в сознании человека (то есть образ или идея льва). Некоторые предпочитают обращаться с этим термином прагматично и позволяют образцам поведения или употребления диктовать границы классов («лев» – определенный класс, различимый, например, с классом «кошка»), так как предложение «Мой лев проводит каждый вечер, мурлыкая на моих коленях» вряд ли соотносится с реальной ситуацией. Подробнее об этих вопросах и образцах употребления см. понятие, прототип и представление. 2. В более старых философских трудах – основная модель мышления или бытия. Аристотель использовал этот термин для обозначения своих десяти классов, которые, как он предполагал, могут дать исчерпывающее описание всех известных вещей. Для Канта категории представляли собой разделы понимания, начиная с количества, качества, соотношения и модальности. 3. В статистике – любое разделение или группировка данных по определенным количественным критериям.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Показать еще…

Тезис: категоричность мышления актуальна, если мыслитель в состоянии учитывать принцип неполноты и принцип неопределенности.

Категоричность без учёта этих фундаментальных принципов является догматизмом, формализмом — логикой, ссылающейся на саму себя как аргумент. Иначе такую произвольную категоричность можно назвать иллюзией, что не отменяет её эффективности, как ментальной стратегии действия, но ограничивает радиус этого действия, берёт «категоричность» в скобки, делает её условной —  ограниченной тем временем, которое потребуется внутренней жизни для заполнения всего пространства квазикатегоричной концепции. «Давай будем считать, что это Кара-Кумы» —  как сказал один киногерой. Последующее эволюционное течение жизни ведёт к разрушению иллюзии, к смене парадигмы и упадку прежней догматичной категоричности.

Статическая категоричность старой школы.

Догмы обладают статичной устойчивостью, именно она придаёт им характерный радикализм, конфликтность по отношению к подвижной эволюционирующей жизни. Если догма отражает внешнюю, суперсистемную (по отношению к человеку) реальность, то она существует всё время существования человека как системного мыслителя, она остаётся недостижимой для понимания до последнего дня. Если догма является внутрисистемной, выражает собственную интеллектуальную активность человека в рамках человеческой же актуальности, то, как и всякая форма жизни, она начинает разрушаться с первого момента существования, поскольку понимание эволюционно возрастает, и рано или поздно в догме обнаруживается тот предел, за которым она теряет актуальность. Кризис ценностей.

Например, «не от мира сего» категоричность «Бог есть Свет» статически устойчива, но будучи суперсистемной она не подвержена выветриванию системной эволюцией. Это то, про что в Герметическом Своде сказано «Но всё подвижное движется не в движимом, но в неподвижном». «Бог есть Свет» — это внешняя догма, внутри которой движутся все бывшие и будущие траектории мышления и их последующие объективные действия, не в силах затронуть её незыблемость. Для кого-то такая статичность, кстати, вполне себе оправданный умом повод к атеизму.

Если же взять догму системную, чисто человеческую, например: «семья — это самое главное», то мы обнаружим условность и временность существования этой формы, но в пределах отпущенного ей времени категоричность вполне себе плодотворно работает, охраняя, направляя и поддерживая соответствующие ей умы в русле некой локально-конструктивной парадигмы, исповедуя которую они эволюционируют, покуда расширяющееся сознание не обнаружит более принципиальные категории (сущностное единство всех людей, например), в силу чего приоритеты и категоричность прежней догмы будут подвержены разрушению и заменены эволюционно более совершенной схемой-моделью существования.

В последнем наблюдении обнаруживается источник кризиса ценностей сегодняшнего дня. Если некую догму разрушать искусственно, о чём сегодня многие говорят как о проблеме «западных ценностей», то неприкаянными вследствие такого разрушения остаются многие и многие недозрелые умы, и они обречены потом на ментальные страдания, даже ментальную деградацию.

Встреча двух разномасштабных категоричностей — это всегда проблема. Интересный сюжет, иллюстрирующий такую встречу, можно обнаружить в Евангелии, когда Спаситель говорит, например:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его»

Суперсистемная категоричность (Воля Божья) тут высвечивает условность любой категоричности внутри системы, даже такой позитивной, как «семейные ценности». Для нормального семейного человека возникает довольно сложный парадокс, несущий экзистенциальный кризис, тем более если он христианин и не может не относиться к букве Писания без позитивного внимания.

В подобных конфликтах принципов широкое поле психологических и социологических исследований. По сути, все социальные напряжения создаются не столько горизонтальными различиями в статичной категоричности (разномнениями), сколько конфликтом меньших принципов и больших, и «большее» — это не обязательно статистическая характеристика, достаточно вспомнить того же Христа, который статистически был один против всего «народа», но категорически императивно выражал Принцип превышающий все остальные.

Динамическая категоричность нового времени.

Динамической устойчивостью (равновесием) может обладать только категоричность, учитывающая неполноту и неопределённость как базовые элементы мышления, и потому достигнуть категоричности в таких шатких условиях довольно трудно, сама возможность категоричности видится тут парадоксальной. Это как езда на велосипеде (устойчивость в движении), но наоборот — навстречу вращается сама планета.

Принципы неполноты и неопределённости сами по себе ведь не догма, они отражают субъективные физические последствия, которые порождает целенаправленная эволюционная подвижность бытия, вращающая колёса сознания. Статичная философская интеллектуальная картина мира давно устарела, как устарел в своё время геоцентризм, декартова система координат и пр. Новая категоричность не может не быть динамической устойчивостью, не может не учитывать подвижность и объёмность мира смысла, выраженную в волновой неопределенности ландшафта будущего, выезжающего из-за горизонта событий навстречу мышлению, и корпускулярной неполноты иллюзорной фактичности прошлого, в которую непрерывно дифференцирующий ум уже расчленил время и оставил угасать в вечности убитую им Реальность.

Динамичный категоричный мыслитель смотрит вперёд, традиционалист и интеллектуал старой школы — назад. Сегодня этот странный тяни-толкай цивилизации как никогда раньше становится наглядным.

Принципы динамической категоричности сообразны эволюционному течению, подстраиваются под него, обеспечивая равновесие. Если мы признаём характеристикой эволюции однонаправленную прогрессивность, то динамическая категоричность так же должна быть признана прогрессивной, позитивной, и не может быть негативной. Например: невзирая на общую неопределенность проблемы «смысла жизни», мыслитель может обнаружить достаточно интеллектуальных причин для категоричного утверждения богобытия, но не как статичной внешней религиозной догмы, а как собственной динамичной внутренней концепции с высокой степенью вероятности. Поскольку это категоричность позитивная — нацеленная на эволюционную перспективу — она имеет право на существование. «Бог есть» — вполне допустимая динамичная категоричность, тогда как негативная категоричность «бога нет» не является легальной, поскольку ссылается только на отсутствие неких фактических доказательств, нарушает презумпцию добросовестности и не имеет эволюционной перспективы. На «нет» и суда нет. Из позитивной категоричности богобытия у человека рождается и надежда, и осмысленное стремление, мораль и пр., а из негативной категоричности — только упадок.

Динамическая категоричность — это вектор, в идеале предельно точно совпадающей с импульсом волновой функции судьбы в данном времени и месте. Дхарма. Научная вера — принцип неопределённости в динамике, но обратной категоричной силы неопределенность уже не имеет. Нельзя, например, вне кавычек условности утверждать «Бог хочет то-то или то-то», такая речь имеет категоричную форму, но не имеет реальной категоричности. Мыслитель может быть нацелен на богобытие как неопределенность с высокой степенью вероятности (при том, что степень и детализация этой вероятности прямо пропорциональны качеству матрицы плотности — качеству и широте мышления), но он не имеет научного права быть категоричным в обратном направлении. Из вероятности, что данная пустыня может быть Кара-Кумы не следует, что «Ашхабад — там», из неё следует другая вероятность, ещё меньшая. Только статичная догма может произвольно и нелегально затребовать себе «Ашхабада» в нужном ей месте, и предпринимать потом массу усилий, чтобы случайно не обнаружить отсутствия этого «Ашхадаба». С людьми и даже целыми народами такое происходит сплошь и рядом, вот прямо сейчас. Аналогично, когда работники какой-либо церкви, пользуясь легальной человеческой надеждой, начинают говорить «от имени Бога» буквально, не иносказательно, то они нарушают принципы, и в грамотной правовой социальной среде могут быть привлечены к ответственности за нелегальную категоричность, ведущую к негативным социальным последствиям.

***

«Никогда не говори никогда». Другой характеристикой эволюции является цикличность, а потому динамическая категоричность обладает аналогичным качеством, она всегда находится в контексте системных перемен, пытаясь распознавать собственную вибрацию каждого позитивного вектора устремления. Потому в одно время она может утверждать необходимость собирания камней, в другое время эта же категоричность может утверждать их разбрасывание. Так позитивно реализуется и принцип неполноты и принцип неопределенности.

Если мыслитель в состоянии достигнуть равновесия несмотря на неполноту и неопределенность — его позиция становится наиболее прогрессивной, адаптивной и наиболее интересной для разумной критики. В противном же случае интеллектуал вынужден пребывать в неполноте и неопределённости непосредственно, то есть вынужден постоянно (и логично) сомневаться, предполагать, допускать и пр., оставаясь в перманентной стагнации. Для примера, представьте себе те же евангельские слова, но вне категоричности Христа:

«Мне кажется, что Я пришел принести на землю не мир, и велика вероятность, что это меч. Вполне может быть, что Я пришел разделить человека с отцом его, а в некоторых случаях и дочь с матерью ее. Я, конечно, не настаиваю, но, на Мой взгляд,  враги человеку — домашние его»

Примерно так, и вроде все при своих, но… кроме «Воли Божьей», конечно. Хотя, вполне вероятно, может быть, что никакой Воли Бога и не существует?  Кто знает, кто знает…

Раздел: Статьи Категория: Дети → Подростки Автор: Снегирева Инна Владимировна imageЗадать вопрос авторуimageДругие статьи автора image

В мире много красок, и человек всегда рад видеть их разнообразие!

С детства детки смотрят радующие глаза мультфильмы, читают красиво оформленные книжки. Создатели детских игрушек стремятся привлечь самыми разнообразными цветами взоры малышей.

Дети взрослеют, и учебники все больше становятся похожими на «взрослые» книги. Постепенно жизнь начинает переходить к черно-белым тонам.

Вместе с этим меняется восприятие жизни.

Мысли в категориях «хорошо-плохо», «черное-белое», «либо да, либо нет» приводят к тому, что молодое поколение сложно справляется со стрессовыми ситуациями и не готово адекватно воспринимать встречающиеся на пути трудности.

Рассмотрим примеры, с которыми сталкивается неокрепшая психика школьников.

1. «Если я не получу «пятерку» за экзамен, мои родители меня…»

На что программируют детей родители? На то, что у них нет права на ошибку. Именно их категоричность препятствует конструктивному анализу, который поспособствовал бы снижению риска допущения ошибок в будущем.

В первую очередь важно понять причину низкого результата. Возможно, не хватило знаний или ошибка была допущена из-за невнимательности. И в том, и в другом случае есть все шансы доработать. Можно признать лень, но при этом не стоит «наклеивать» этот ярлык на ребенка. Он всегда должен знать, что имеет право выбора в отношении перспектив.

2. «Мой доклад не попал в категорию «Лучшие» — значит, он плохой»

Дети с лидерской позицией и склонные к перфекционизму очень уязвимы в вопросах оценки их результатов. С раннего детства малыш должен знать, что кроме него – умного, талантливого и красивого ребенка, есть и другие детки, которые тоже могут быть способными.

Когда дети взрослеют, они должны понимать, что даже у членов конкурсной комиссии может быть не во всех случаях объективная оценка. До них важно донести, что в некоторых ситуациях, бывает, срабатывает личностный фактор и субъективность.

Чтобы снизить боль переживаний следует найти то, что было полезно лично для ребенка, и как это может пригодиться в жизни. Постепенно дети этому учатся и при поражениях находят положительные стороны. Таким образом, снижается тенденция к категоричности.

3. «Моя девушка должна выйти из всех социальных сетей и ни с кем не общаться»

Подростки ХХI века взрослеют с космической скоростью. В тринадцать-четырнадцать лет они в своей лексике используют: «Моя девушка», «Мой парень». Чувства, которые ими овладевают, начинают творить «чудеса». Юные мальчики и девочки ставят друг-другу ультиматумы, условия, манипулируют и даже шантажируют. В СМИ немало примеров попыток суицидов и, к сожалению, самих суицидов, причиной которых были неразделенные чувства…

Детей нужно учить дружить и строить отношения со сверстниками. Им важно знать, что никто не имеет право вынуждать их делать что-то против их воли или понимания, а также им не следует вторгаться в чьи-то личностные границы.

Если сначала это объяснять на чужих примерах и в доброжелательной форме, то подросткам будет легче принимать советы непосредственно в своих жизненных ситуациях.

4. «Он сказал, что меня бросит, если я буду ему называть даже имя какого-нибудь мальчика из класса!»

Девочка произнесла эту фразу на консультации, и в глазах у нее был страх потери не только своего возлюбленного, но и смысла жизни. Она дружила с очень эгоистичным мальчиком, который завладел ее чувствами, воспользовался наивностью и доверием. В его суждениях была сплошная категоричность, которая приводила девочку в тупик.

Постепенно ее юное мышление стало двигаться в новом направлении. Она поняла, что человек, который любит, не будет бросаться своими чувствами. А если он это сделает, значит, не дано ему любить так, как заслуживает ее искреннее отношение к нему.

Отсюда вывод: необходимо не только учить своих детей не быть категоричными, но и объяснять им, как не идти на поводу у чужих манипуляций.

Во взрослой жизни люди еще чаще сталкиваются с обстоятельствами, в которых чьи-то негибкие суждения приводят к сложным ситуациям. Вся причина в том, что люди, не научившиеся с ранних лет видеть шире, находить разные взгляды и подходы, так и остаются на уровне мышления детей возраста младшей школы.

Это отражается как в ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности, так и в семейной жизни.

Пример категоричного решения молодой девушки, из-за которого маленькая проблема превратилась в боль ожидания и страх неизвестности:

«Мы поссорились из-за того, что я не захотела идти в гости к его родителям. Он на меня накричал. Сказал, что я так и не хочу принимать их. Я обиделась и ушла к своей маме. Хотела побыть там несколько дней и вернуться. Позвонила ему, а он сказал, что не хочет меня видеть. Я его люблю! И хочу вернуться! Что мне делать?».

  • Первое: сделать вывод, что уходить из дома нужно лишь тогда, когда есть четкое понимание, что дальнейший брак с супругом невозможен, а также есть представление о том, как будет проходить жизнь без него.
  • Второе: понять, что у супруга в данное время включился свой воспитательный маневр и ему нужно время для того, чтобы соскучиться. Если чувства взаимные, то из-за мелочи никто не будет думать о разводе.
  • Третье: не забывать, что мужчины – завоеватели и давить на них ни чувствами, ни тем более шантажом ни в коем случае нельзя.

Главное – понять, что это интересно и принесет пользу, в первую очередь, себе!

Связаться с автором статьи —> Понравилась статья? Расскажите друзьям: 24.12.2017 | image 1769

Получите консультацию от наших психологов!

image Детская агрессивность: кто виноват и что делать? image Обесценивание: девальвация image Тоска среднего возраста

imageКомментировать

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий