Самостоятельные части речи в русском языке

Местоимения — слова, которые указывают на предметы и признаки, или спрашивают о них, например: Грушницкий — юнкер. Он только год в службе; Этот портрет я написал в два дня; Что же случилось?

По значению местоимения делятся на следующие разряды:

  1. Личные: 1-е лицо — я, мы; 2-е лицо — ты, вы; 3-е лицо — он, она, оно, они.
  2. Возвратное: себя.
  3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш.
  4. Указательные: тот, этот; такой, столько, таков.
  5. Определительные: каждый, весь, всякий, самый, сам, любой, иной, другой.
  6. Вопросительные: кто? что? какой? который? чей? сколько?, например: Кто прочитал повесть? Какие эпизоды особенно запомнились? Сколько человек участвует в соревнованиях?
  7. Относительные: кто, что, какой, который, чей, сколько — те же вопросительные, когда они служат не для вопроса, а для связи придаточного предложения с главным (т. е. выступают в качестве союзных слов), например: Преподаватель стал выяснять, кто прочитал повесть; Он поинтересовался, какие эпизоды нам особо понравились; Надо узнать, сколько человек участвует в соревновании. (Обратите внимание на то, что в таких предложениях — косвенных вопросах — вопросительный знак не ставится.)
  8. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-то, чей-то, какой-то, кто-либо, что-либо, чей-либо, какой-либо, кто-нибудь, что-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой и др.
  9. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

По особенностям склонения и связи с другими словами местоимения сходны или с именами существительными (я, ты, кто, что, никто и др.), или с именами прилагательными (тот, какой, всякий, этот и др.), или с числительными (столько, сколько, несколько). Поэтому в предложении местоимения выполняют ту же синтаксическую роль, что и соответствующие части речи, например: Я (подлежащее) не хочу печалить вас (дополнение)ничем(дополнение). Сердце моё(определение) сжалось. Теперь ты наш(сказуемое). Наискось стояло несколько избушек. В последнем примере местоимение несколько с существительным избушка выступает как один член предложения — подлежащее.

Склонение отрицательных местоимений

Для правописания надо хорошо знать склонение отрицательных местоимений, которые изменяются так:

И. п. никто́ ничто́ никако́й ниче́й
Р. п. никого́ ничего́ не́кого не́чего никако́го ничьего́
Д. п. никому́ ничему́ не́кому не́чему никако́му ничьему́
В. п. никого́ ничто́ не́кого не́чего как И. или Р. как И. или Р.
Т. п. нике́м ниче́м не́кем не́чем никаки́м ничьи́м
П. п. ни (о) ко́м ни (о) че́м не́ (о) ком не́ (о) чем ни (о) како́м ни (о) чьём

Оцените: 5 (1)

ГДЗ 1 класс

ГДЗ 2 класс

ГДЗ 3 класс

ГДЗ 4 класс

ГДЗ 5 класс

ГДЗ 6 класс

ГДЗ 7 класс

Категория: Русский язык

imageСлово «Это» может быть либо местоимением, либо частицей, либо словом-связкой, что зависит от его окружения. Разберемся, когда слово «это» выступает в роли местоимения, а когда — частицы или связки.

Слово «это» в роли местоимения

Слово «этот» является местоимением, в основном указательным, иногда определительным. Такова форма его мужского рода единственного числа. Но ведь речь может идти о женском роде (эта), о среднем роде (это), о множественном числе (эти). Поэтому, например, в словосочетании «это слово» мы имеем дело с местоимением среднего рода.

Рассмотрим на примере

Это колесо установлено криво.

Колесо (какое?) это. Колесо может быть большим, маленьким, правым передним и т. д. В этом примере слово «это» только указывает на признак предмета, но конкретно его не обозначает. Способностью указывать на лицо и предмет, признак или количество обладает уникальная самостоятельная часть речи русского языка — местоимение. Выяснили, что слово «это» в данном примере — местоимение.

Мы знаем, что у местоимений в соответствии с их значением и грамматическими признаками различаются следующие семантические разряды:

Видим, что слово «это» является грамматической формой указательного местоимения «этот», которое изменяется по родам и числам:

Слово «это» в нашем случае — форма единственного числа среднего рода указательного местоимения «этот».

1. (адъект.) Что-либо близкое в пространственном отношении по отношению к говорящему (может сопровождаться указательным жестом):

2. (адъект.) Что-либо близкое во времени, обычно длящееся в настоящее время:

3. (адъект.) Употребляется для указания на одновременность действия с другим действием, о которых идет речь:

Он позвонил ровно в девять — в это время как раз по телевизору начинались новости.

4. (адъект.) Что-либо, только что упомянутое, названное в предшествующем повествовании:

В углу стояло кресло. Это кресло было подарено родителями на новоселье.

5. (субст.) Действие, мысль, обстоятельство и т. п., о которых говорится в предшествующем или последующем повествовании:

6. (субст., нескл.) Предмет или явление, указанные в предыдущей части предложения или в предыдущем предложении как объект объяснения, истолкования:

7. (субст., нескл.) В сочетании с местоимением «всё» указывает на перечисленные предметы как единое множество, выполняя функцию обобщающего слова (также нескл.):

Вещи, книги, картины — всё это мы упаковали и подготовили к перевозке.

8. (адъект.) Употребляется в качестве определения при слове, обозначающем уже упомянутые в разговоре или не упомянутые, но известные говорящему и слушающему предмет или явление, и служит для выражения эмоционального отношения к определяемому объекту:

9. (адъект., определит.) Такой, который совпадает по всем свойствам с данным, такой же самый (часто в сочетаниях «это же», «это же самое»):

В предложении местоимение «это» может выполнять синтаксическую роль подлежащего, дополнения или определения.

Примеры

Нам это кажется не слишком забавным. Это издание журнала уже вышло в печать. Я просто закрываю глаза на это.

Таковы в общих чертах случаи, в которых слово «это» выступает в качестве местоимения. Однако оно может также быть частицей и связкой.

Слово «это» в роли частицы

Рассмотрим случаи, когда «это» является частицей:

1. «Это» может быть служебной частью речи, если употребляется для подчеркивания, выделения того члена предложения, перед которым находится.

Примеры

2. Употребляется для указания на мысль или отдельное слово, которые содержатся в предшествующем предложении:

3. Употребляется в составе вопросительного предложения для усиления вопросительного местоимения или наречия, а также для смягчения вопроса с оттенком недовольства, устранения его категоричности:

«Это» — слово связка

И наконец, поговорим о тех случаях, когда слово «это» является связкой (прош. вр. — «это было», буд. вр. — «это будет», сослагат. накл. — «это было бы»).

1. Вводит объяснение, толкование языковой единицы, которое может представлять собой любую часть речи, словосочетание или целое предложение.

Примеры

2. В простых двусоставных предложениях вводит составное сказуемое, содержащее существительное, инфинитив или словосочетание, а также слово категории состояния либо слово, повторяющее подлежащее.

Примеры

3. Вводит составное сказуемое (содержащее ряд однородных существительных) в простых двусоставных предложениях, в которых содержится перечислительное раскрытие и конкретизация того, что обозначено подлежащим.

Пример

Основные разделы учебной лексикографии это: создание учебных словарей, минимизация лексического состава, учебная лексикостатистика, создание лексических пособий словарного типа, формирование и представление словаря в учебнике соответствующего языка.

В статье:

Какой частью речи является слово «это» – вопрос, на который не ответишь одним словом.

Потому что «это» может быть разной частью речи и в предложении так же будет играть разную синтаксическую роль.

Смотреть всегда нужно на контекст.

«Это» – местоимение

Данное слово можно часто встретить в предложении в качестве указательного или определительного местоимения.

Если это у нас указательное местоимение, то его в данной форме оно употребляется с существительным в форме среднего рода единственного числа.

Эти же признаки принадлежат и самому указательному местоимению «это».

Это задание (задание – ед.число среднего рода) было слишком сложным, чтобы выполнить его без ошибок.

Вместе с существительным или отдельно от него «это» можно склонять по падежам и числам.

«Это» может употребляться в предложении отдельно от существительного, например: Это было великолепно.

Тогда оно выполняет роль подлежащего.

«Это» – частица

Это кто там такой премиленький, да прехорошенький спрятался за кустиком?

В роли частицы «это» подчёркивает или выделяет слово, идущее за ним.

Если «это» находится в начале предложения, как в нашем примере, то его задача усилить вопросительное местоимение и немного смягчить недовольный оттенок.

Где это ты испачкался? – так будет немного мягче, чем: Где ты испачкался?

Во втором случае как-то грубовато получается, не так ли?

«Это» – связка

Рассмотренные примеры нам показали, что «это» может быть местоимением или частицей.

Но оно может быть и словом, используемым для связки.

Русский язык – это кладезь мудрости и величия.

Теперь мы видим, что «это» может быть тремя частями речи: местоимением, частицей или словом-связкой.

Контекст всегда подскажет, к какой части речи в каждой конкретной ситуации относится слово «это».

Можете писать в форме комментариев свои предложения с этим словом, а мы все вместе определим, какая это часть речи.

Чтобы безошибочно сказать, «это» это какая часть речи, нужно посмотреть на рядом стоящие с ним слова, обратить внимание на его грамматическое значение и морфологические признаки.

Также необходимо посмотреть на его синтаксическую роль в конкретном предложении.

Что такое часть речи в русском языке

Что такое часть речи это общность слов, которую можно выделить, основываясь на схожести и различиях их грамматических и семантических свойств.

Содержание

Что такое часть речи в русском языке

Основываясь на посвящённой этой теме статье знаменитого российского лингвиста Льва Владимировича Щербы, создавшего вместе с группой других филологов теорию фонемы, доминирующим в лингвистической русистике считается принятие многогранности свойств в целях их классификации.

Беря за критерии вышеуказанные признаки и руководствуясь следующими существенными различиями и сходством, лексемы относят к определённым категориям:

  1. Единство суммарного смысла, как, например, признак признака у наречия.
  2. Единство грамматических закономерностей и словоизменения.
  3. Сходность синтаксических функций.

Дифференциация слов по классам занимала учёных ещё в древности и была актуальна на всех континентах и во все времена, так данным вопросом занимались и древнегреческие философы (Аристотель), и древнеиндийские лингвисты (Панини), и учёные царской России (Мелетий Смотрицкий).

Ввиду того, что в рамках русского языка большинство слов изменяемы, рассмотрим их разделение по морфологическому принципу, который широко пропагандировался представителями фортунатовской школы (названа по имени её основателя Ф.Ф. Фортунатова).

Существуют следующие признаки:

  • определённый порядок преобразования слова,
  • набор грамматических значений,
  • морфологическая структура (например, «как» и «так» – это местоимения, а «грустный» и «весёлый» – прилагательные).

То, к какому классу относится лексема, можно понять, используя лишь типологизацию по морфологическому признаку, однако в других языках использование данного принципа будет не столь очевидным.

Какие бывают части речи

Русистами определены 13 частей речи: 9 самостоятельных и 3 служебных. Рассмотрим каждую из частей речи отдельно.

Самостоятельные части речи

Иначе называются знаменательными. Если посмотреть с позиции синтаксиса, они могут выступать ещё и подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством или дополнением.

Эта категория в общемировых текстах занимает больше половины всего лексического объёма, что видно практически из любого текста. Например: «Это важное событие произошло неожиданно пятнадцатого мая».

Имя существительное

Смысловое содержание: одушевлённый или неодушевлённый объект.

Отвечает на вопросы «Кто?», «Что?».

Может выполнять функции подлежащего или дополнения. С позиции морфологии обладает такими характеристиками, как: род (муж., жен., сред., общ. и обоюдный), число, падеж, нарицательность (нарицательное и собственное).

Например, собака – сущ. ж. р., 1 скл., одушевл., Им. пад., нарицательное.

Остап – сущ. м. р., 2 скл., одушевл., Им. пад., собственное.

Имя прилагательное

Смысловая составляющая: признак объекта.

К нему подходят следующие вопросы: «Какой?», «Чей?».

В предложении играет роль определения, согласовываясь с предметами.

Выделяют также отдельно краткие прилагательные, чьей отличительной особенностью является их гетерогенность по набору параметров, так, например, очень сложным может быть включение в этот класс таких неизменяемых слов, как бордо.

Разряд может быть назван самым устойчивым признаком данного класса (качественный, относительный, притяжательный).

Качественные, несущие в себе признак или качество объекта, могут меняться: усиливаться/ослабляться. Например, самый добрый, преогромный. Достигать изменения степени выраженности признака путём сочетания с наречиями очень (чрезвычайно, бесконечно, крайне и др.). Например, бесконечно глубокое море.

Практически все представители этой группы способны преобразовываться в краткую форму: прекрасен, должен. Также их можно узнать по возможности наличия антонимов: большой – маленький.

Вместе с тем, у качественных прилагательных существуют следующие степени сравнения:

  • Положительная «длинная дорога»,
  • Сравнительная «дорога из нашего города в Москву длиннее, чем дорога в Рязань»,
  • Превосходная «длиннейшая дорога».

Относительные обладают следующими характеристиками:

  • отвечают на вопрос «Какой?»,
  • обозначают признак,
  • не соотносятся с усиливающими их наречиями,
  • имеют только положительную степень,
  • не бывают краткими,
  • не могут иметь антонимов.

Например деревянный, бумажный, питерский, миллиметровый, телефонный (то есть прилагательные, обозначающие взаимосвязь одного объекта с другим).

Притяжательные прилагательные, как понятно из названия, дают представление о принадлежности объекта другому объекту. Они обладают теми же признаками (с 3-го по 6-й), что и представители предыдущей группы. Например, Верин, Серёжин, мамин, дядин, собачий.

Глаголы

Смысловая компонента: действие или состояние предмета.

Его можно узнать по вопросу «Что (с)делать?».

В предложении выполняет обязанности сказуемого. Глаголы имеют спряжение (изменение по лицам и числам).

Выделяют:

  1. Переходные (требует присоединения объекта, на который направлено действие, например «он варит кашу») и непереходные (не сочетаются с дополнением, например «он стоит»).
  2. Возвратные (например, «обниматься», «радуется») и невозвратные («обняться», «обрадуется»).

Кроме спряжения изменяется также в рамках следующих категорий: наклонения, залог и др.

Что касается изменения по временам, то здесь всё понятно: прошедшее (было), настоящее (есть), будущее (будет).

По наклонениям глагол меняется следующим образом:

  • в изъявительном наклонении: «я пою»,
  • в сослагательном наклонении: «спел бы»,
  • в повелительном наклонении: «спой!».

Числительное

Смысловое содержание: количество, число и порядок объектов.

На вопрос «Сколько?» отвечают количественные (девять, восемь, девятнадцать), дробные (семь восьмых, восемь целых три десятых) и собирательные (четверо), на «Какой?» и «Который?» – порядковые (пятый, четырнадцатый).

Первая группа, в свою очередь, делится на:

  • определённо-количественные (десять, сто семьдесят семь) и неопределённо-количественные (несколько, много),
  • на простые, состоящие из одной основы (с 11-ти до 20-ти, тридцать, четыре), сложные, имеющие две основы (восемьсот, шестьдесят) и составные, состоящие из нескольких основ (три тысячи двадцать девять).

Наречие

Смысловая составляющая: признак: предмета, действия (в большей мере) или признака.

Можно определить по вопросам «Где?», «Почему?», «Когда?», «Зачем?», «Куда?» и «Как?». Не изменяется!

Выделяют:

  • Определительные: количественные (крайне, слишком), качественные (ровно), сравнительно-уподобительные (по-мальчишески),
  • Обстоятельственные: по образу действия (по-зимнему, напоказ, поэтому, так, можно, видно), меры и степени (единожды), места (там, здесь), причины (неспроста, поневоле), времени (когда, всегда, иногда, уже, ещё), цели (нарочно).

Местоимение

Указывает на предметы, их признаки, количество, но не замещает их.

Выделяют следующие группы:

  • Личные (они),
  • Указательные (такова, этот, те, это),
  • Определительные (каждый, всё, весь, другой),
  • Относительные (сколько, кто, чей, который),
  • Отрицательные (ничей),
  • Неопределённые (кое-кто, где-то, что-то),
  • Притяжательные (свой, твой, мой),
  • Вопросительные (кем, чем).

Междометие

Учёные-языковеды в большинстве своём не относят их ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия выражают эмоциональные и волевые проявления одушевлённых предметов.

Существует несколько их классификаций, основанных на их смысловой нагрузке, структуре и происхождении. К ним можно отнести обозначение быстрых действий («тыдыщ!»), фразеологизмы: «Батюшки мои!», «ну вот как-то так».

Причастие

Представляет собой особую форму глаголов, обозначающую признак предмета по действию.

Отвечает на вопрос «Какой?». При этом имеет признаки прилагательного и глагола.

Выделяют действительные (занимающийся, рисующий) и страдательные (поднимаемый, сдаваемый).

Деепричастие

Можно определить, задав вопросы «Что делая?», «Что сделав?».

Образовывается от глагола.

Добавляет дополнительное действие к основному. Обладает признаками как глагола, так и наречия.

От первого достались следующие свойства: возвратность, залог, переходность, вид, от второго перешли роль обстоятельства и неизменяемость.

Примеры: «делая», «сделав», «доделав».

Служебные части речи

Связывают представителей предыдущих классов и играют вспомогательную роль. Например «Когда на улице холодно, я беру в (руки) книгу и сажусь на ковёр у камина с чашкой горячего какао».

Союзы

Связывают однородные члены и составные части предложений, бывают простыми (если, тоже, пока, чтобы) и составными (как будто).

Предлоги

Обозначают тип отношений субъекта и объекта, обеспечивая возможность подчинительной связи.

Бывают предлоги:

  • пространства («между лужайкой и парком», «около реки», «через дорогу»),
  • времени («на один час», «в пятнадцать минут второго»),
  • причины и цели («для»).

Частицы

Также исполняют вспомогательную роль, помогая окрасить эмоционально самостоятельные части речи. Кроме того, служат дальнейшему словообразованию.

Частицы бывают:

  • Вопросительные: неужели,
  • Указательные: вот,
  • Отрицательные: нет, ни,
  • Выделительные: лишь, только,
  • Усилительные: даже, уж,
  • Противопоставляющие: всё-таки.

Как определить часть речи в русском языке

Итак, чтобы понять, к какой из вышеуказанных категорий принадлежит лексема, необходимо установить:

  1. Во-первых, вопрос, на который оно отвечает, а также, что обозначает.
  2. Во-вторых, какими морфологическими признаками обладает (так, например, у существительного есть склонение, а у глагола спряжение), то есть как оно видоизменяется.
  3. В-третьих, какой частью предложения оно является.

Заключение

Таким образом, на основе семантических, синтаксических и, конечно, морфологических признаков делается вывод о принадлежности слова к вышеперечисленным классам.

Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis, др.-греч.μέρος τοῦ λόγου) — категорияслов языка, определяемая морфологическими, синтаксическими и семантическими признаками[1]. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально) и глагол (только языки пирахан и ифкуиль не разделяют имена и глаголы).

В большинстве языков общепринято также деление частей речи на самостоятельные (знаменательные), служебные и модально-междометные.

Части речи

Наиболее общие классы, их лексико-грамматические разряды, которые отличаются друг от друга грамматическим значением, морфологическими особенностями (инвентарём словоформ и парадигм, особенностями словообразования) и синтаксическими функциями.

История

Традиция формирования концепции частей речи в разных языках мира насчитывает многовековую историю. Принципы выделения частей речи — одна из наиболее дискуссионных проблем общего и русского языкознания.

Начиная с первых известных грамматик и даже раньше, ещё задолго до того, как возникло языкознание как специальная научная дисциплина, классификации слов носили скорее логико-семантический и философский, чем грамматический характер. В связи с бурным развитием в Древней Греции философии и риторики у учёных возник интерес к различным сторонам языка, в частности к вопросу о характере связи между словом и обозначаемым им предметом. Первоначально стали различать два класса слов. Так, Платон в V—IV вв. до н. э. вычленил в своих философских диалогах такие компоненты, как субъект и предикат, ассоциирующиеся с именем и глаголом.

Признаки частей речи в русском языке

Частями речи называют группы слов, имеющие:

  1. одно и то же обобщённое лексическое значение;
  2. одно и то же обобщённое грамматическое значение, или одинаковый набор морфологических признаков;
  3. одни и те же синтаксические функции.

На основании этих признаков в морфологической системе русского языка можно выделить следующие части речи:

imageЭта страница в последний раз была отредактирована 3 марта 2021 в 01:47.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий