«РУССКАЯ ПРАВДА» — ПЕРВЫЙ СВОД ЗАКОНОВ КИЕВСКОЙ РУСИ

Урок — лабораторное занятие[1].

Данный урок рекомендуется проводить в классах с углубленным изучением истории. Учитель должен подготовить материалы для лабораторной работы и разработать критерии оценки деятельности учащихся. В ходе самостоятельной деятельности учащихся на уроке -учитель играет роль консультанта.

Основные понятия и термины: закон, право, гривна, челядин, огнищанин, холоп, закуп, рядович, тиун, смерд, мир, вервь, изгой, «Русская Правда».

Ход урока

Вводное слово учителя

I. Непосредственной работе школьников с документом учитель напоминает основные черты, указывающие на процесс образования раннефеодального государства у восточных славян в IX—XI вв.:

  • 1) объединение территорий и племен;
  • 2) организация оборонительных укреплений;
  • 3) усиление княжеской власти;
  • 4) введение государственной религии;
  • 5) принятие законов.

Школьники могут принять активное участие в этом разговоре, вспоминая, с именами и делами каких киевских князей связаны эти нововведения.

И. Акцентируя внимание на последнем признаке, учитель предлагает классу решить нестандартную хронологическую задачу: «В лето 6453 г. в Киевском государстве было совершено преступление, за которое его виновники расплатились совсем иначе, чем это могло быть в конце XI в. О каком историческом событии идет речь?»

Выяснив, что имеется в виду убийство Игоря древлянами в 945 г. от Рождества Христова, учитель предлагает вспомнить, как Ольга наказала преступников и какой характер носило ее наказание. На конкретном историческом факте разводятся уже известные школьникам понятия — «родовой обычай» и «закон» — и ставится вопрос: «Почему в процессе развития государства возникает потребность в выработке и письменном оформлении законов?» Ответы на него позволяют логично перейти и кратко изложить историю создания «Русской Правды», объяснив ее название, напомнив аналогичные факты в ранней истории франков (Салическая правда), сообщить об известных списках и редакциях древнерусского судебника.

III. Школьникам предлагается на лабораторном занятии познакомиться с фрагментами (отдельными статьями) «Русской Правды» Краткой редакции, считающейся наиболее ранним изданием и связанной с именем Ярослава Мудрого. «Он, — как сообщает Новгородская первая летопись, — установил в 1016 г. жителям Новгорода «Правду и Устав списав, тако рекши им: По сей грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите». Вероятно, Ярославу Мудрому принадлежит авторство первых 18 статей, остальные (с 19 по 41), по предположению историков, были составлены в 70-е гг. XI в. и называются «Правдой Ярос- лавичей», т.е. доработаны его сыновьями.

В процессе организационного этапа школьники делятся на небольшие рабочие группы в 3—5 человек, получают пакет документов (в него входят отдельные карточки с текстами статей: 1, 11, 13, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 28, 32, 33,34, 36, 37, 40).

В тетрадях каждый ученик вычерчивает таблицу № 11 «Русская Правда» и заполняет готовую первую графу.

Задача учащихся — подтвердить каждый из шести выводов ссылками на конкретные статьи «Русской Правды», прокомментировать их содержание, осознанно используя новые термины: гривна, челядин, холоп, огнищанин, тиун, рядович, смерд, мир, вервь, изгой. (Можно предложить параллельно с таблицей составлять в тетради словарь понятий.)

IV. Работа с документом занимает основное время, ее результаты школьники фиксируют в правой части таблицы в виде краткого тезисного плана. Статьи судебника могут цитироваться по нескольким позициям. Учитель в это время выполняет роль консультанта и координатора групповой работы.

Таблица 11. «РУССКАЯ ПРАВДА»

Выводы

Законы русские

1. В судебнике сохранились традиции родовой мести.

Ст. 1. Предоставление права мстить за убийство свободного родственника членам семьи, но кровная месть может быть заменена денежной компенсацией…

2. Юридически оформлено деление на свободных и несвободных.

Ст. 1. «Если убьет свободный человек свободного…».

Ст. 21—24, 32. Предусматриваются различные денежные выплаты за представителей свободного и несвободного населения в случае убийства.

Ст. 25. Различные денежные выплаты за кражу коня свободного и несвободного человека.

3. Среди свободного населения закрепляется социальное (правовое) неравенство.

Ст. 21—24, 32. Предусматриваются различные денежные выплаты за представителей свободного и несвободного населения.

4. Законы запрещают частную собственность (какую?).

Ст. 33. Запрещена частная собственность на землю.

5. В экономике Древней Руси преобладало сельское хозяйство (какие занятия существовали?).

Ст. 26, 33. Земледелие, скотоводство. Ст. 36. Птицеводство.

6. Феодальной вотчине в XI в. противостоит сельская община.

Ст. 19. Коллективная ответственность за преступление (убийство).

V. На этапе проверки и обобщения результатов лабораторной работы школьникам предлагаются вопросы и задания.

Вопросы и задания учащимся

  • 1. По «Русской Правде» приведите доказательства сравнительно высокого развития хозяйства в Киевской Руси в XI в.
  • 2. Составьте и прокомментируйте схему социальной структуры населения Древнерусского государства по «Русской Правде».
  • 3. Интересы каких слоев общества защищал первый русский свод законов? Свой ответ подтвердите примерами из документа.
  • 4. Чем объяснить сохранение родовой мести в судебнике XI в. и ее полное исчезновение в документах конца XII в.?
  • 5. Почему за убийство знатных людей в «Русской Правде» предусматривались штрафы, разоряющие всю общину?
  • 6. Внимательно рассмотрите репродукцию картины И.Я. Билибина «Суд во времена “Русской Правды”». Опишите, что происходит на княжеском дворе. Свидетельством родового обычая или писаного права является происходящее?
  • 7. Все виры в законах Ярослава измеряются на вес серебра. Откуда оно пришло на Русь? Почему не упоминается золото? Что еще, судя по «Русской Правде», служило жителям Киевской Руси в качестве денег? О чем свидетельствует этот факт?
  • 8. Почему Ярослав при составлении «Правды» не взял за образец законы Византии? Почему короли Западной Европы пользовались римскими законами как образцом?
  • 9. Переведите на современный язык некоторые статьи «Русской Правды»*:
  • 90. «Аже смерд умрешь, то задница князю, аже будуть дщери у него дома, то дати часть на не, аже будуть за мужемъ, то не дати части им».
  • 92. «Аже кто умирая разделить дом своим детем, на том же стояти, паки ли без ряду умрешь, то всем детем самого часть дати души».
  • 98. «Аже будуть робьи дети у мужа, то задници им не имати, но свобода им с материю».

Ученики, пассивно работавшие на занятии, сдают на проверку-, свои тетради.

VI. Продолжением исследования темы может быть домашнее задание:

  • 1. Вспомните известную картину И.Я. Билибина «Суд во времена “Русской Правды”». На княжеском дворе судят смерда Луку. Он стоит на коленях с засученными рукавами, готовясь к испытанию раскаленным железом. Со ступенек княжеских хором за происходящим наблюдают бояре. Составьте подробный рассказ с репликами участников о суде на Руси, определите, за что судят Луку и каков будет приговор. По каким признакам будут судить о невиновности Луки?
  • 2. Составьте сравнительную таблицу № 12 «Зависимое население Киевской Руси» по материалам урока, самостоятельно сформулировав вопросы для сравнения.

Таблица 12. ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

Вопросы для сравнения

Закуп

Холоп

1. Права господина по отношению к нему

Ограничен в правах (наказание только «про дело»)

Не ограничен в правах (мог убить, продать, отдать в работу и т.д.)

2. Наличие хозяйства

Имеет свое хозяйство

Отсутствие собственного имущества

3. Порядок и сроки перехода в зависимое состояние

На период отработки долга — «купы»

Пленники, по рождению, самопродажа в холопство, женитьба на рабе «без ряда», служба тиуном или ключником «без ряда». Бессрочно

* Использованы материалы кн: Ногаев А.С., Огнев В.Н. Практикум по истории СССР с древнейших времен до начала XVII в.: Учеб, пособие. М., 1991.

Рис. 1. Русская правда

  • 3. Ответьте письменно на поставленный вопрос: «Многие ученые называют общество, существовавшее в Киевской Руси, многоукладным. Какие есть для этого основания?»
  • 4. В качестве творческого домашнего задания можно предложить учащимся в группах выполнить задание, приведенное ниже:
  • 1) разделите текст на слова и прочитайте его;
  • 2) какие наказания за преступления предусматривает этот отрывок;
  • 3) какое изменение в закон внесено сыновьями Ярослава?

На следующем лабораторном занятии можно организовать изучение «Русской Правды» Пространной редакции, использовав индуктивный путь анализа первоисточника и сопоставляя его по основным положениям с «Русской Правдой» Краткой редакции, что позволит школьникам убедиться в развитии феодальных отношений на Руси в XII—XIII вв.

Материалы для рассказа учителя

  • 1. «Русская Правда» включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказание за те или иные проступки или преступления. Из нее можно почерпнуть сведения о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества того времени. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. В отличие от сводов законов других стран тогдашнего христианского мира «Русская Правда» не знала применения пыток и телесных наказаний, хотя казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. В основном приговаривали к денежным штрафам, размеры которых зависели от тяжести проступка и от того, кем был пострадавший. По меткой оценке Н.М. Карамзина, «Правда Ярослава» утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя.
  • 2. «Русская Правда» Краткой редакции сохранилась в двух списках (Академический и Археографический) и помещена в «Новгородской летописи» после известия о победе над киевским князем Святополком Окаянным Ярослава Мудрого… Однако по своему составу эта «грамота» Ярослава представляет собой компиляцию, включая «Древнейшую Правду», названную в оригинале «Правдой Роськой» (первые 17 статей), за ней идет «Правда уставлена Руськой земли» сыновей Ярослава Мудрого Изяслава, Всеволода и Святослава (статьи 18—41), а после «Правды Ярослави- чей» — «Покон Вирный» (устав вирнику — сборщику вир и продаж) и, наконец, «Устав мостьников» — о плате мастерам за ремонт нового или постройку старого моста. «Правда Ярослави- чей», по предположению академика М.Н. Тихомирова, была составлена в связи с волной народных восстаний, прокатившихся по «Руськой земле» в 1068—1071 гг. Свидетельство тому хотя бы тот факт, что она назначает двойную виру (80 гривен) за убийство княжеских слуг и в одной статье (21) дает прямую ссылку на постановление об этом князя Изяслава по поводу его. «конюха старого» (конюшего, управлявшего конскими табунами князя), которого «убили Дорогобудьци» (жители города Дорогобужа в Смоленской области и его округи).

Карточки

Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры (племянники); если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будет русин, или гридин, или’ купчина, или ябедник, или мечник, если он изгой будет, или Словении, то уплатить за него 40 гривен.

Комментарий

Русин — славянин, житель южной Руси.

Гридин — младший дружинник.

Ябедник — княжеский судья (обвинитель).

Мечник — княжеский слуга, вооруженный мечом, судебный исполнитель.

Изгой — так называли людей, потерявших связь со своей социальной средой, обездоленных.

Словении — житель Новгородской земли.

Гривна — денежная единица в Древней Руси, серебряный слиток весом около 409,5 г. В гривне «Краткой Правды» считалось 25 кун.

И. Если кто поедет на чужом коне без разрешения его владельца, то должен заплатить последнему 3 гривны.

13. Если кто обнаружит похищенное у него имущество у другого человека, то не должен самовольно требовать его, говоря при этом «это мое», но пусть скажет: «пойди на свод и укажи, где ты взял это»; если подозреваемый в воровстве не пойдет сразу на свод, то пусть выставит поручителя за себя не позднее пяти дней.

Комментарий

Свод — древний судебный обычай установления похитителя (вора) чужого имущества в тех случаях, когда тот, у кого было обнаружено похищенное, утверждал, что приобрел чужое добросовестно (например, купил).

17. А если (кто-нибудь) сломает копье или щит или (испортит) одежду и пожелает оставить (испорченное) у себя, то должен заплатить владельцу их стоимость. Если же виновный подбросит (испорченное) владельцу, то должен заплатить ему столько, сколько тот заплатил за вещи.

  • 19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.
  • 21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, так постановил Изяслав, когда дорогобуж- цы убили его конюха.
  • 22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.
  • 24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.
  • 25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны.
  • 26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.
  • 28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.
  • 32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен.
  • 33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.
  • 34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30резан (владельцу) и 60резан продажи.
  • 36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.
  • 37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.
  • 40. Если украдут овцу, козу или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый платит по 60резан продажи.
  • [1] В данной разработке использованы материалы из кн: Вяземский ?.?, Стре-лова О.Ю. и др. Историческое образование в современной России: Справочно-метод. пособие для учителей. М., 1997.

image

В отделе экономической и юридической литературы проходит выставка «Русская правда – первый свод законов Древней Руси». В ее экспозиции представлены книги многих исследователей Русской Правды, изданные с 1835 года до сегодняшнего дня. Материалы выставки окажут действенную помощь студентам при изучении дисциплины «История государства и права России». 

Список литературы:

  1. Барац Г. М.Критико-сравнительный анализ договоров Руси с Византией : восстановление текста, перевод, комментарий и сравнение с другими правовыми памятниками, в частности — с Русскою Правдою / Г. М. Барац. –Киев : Типография 1 Киевской артели печатного дела, 1910. – 266 с.
  2. Беляев И. Д. Русская Правда / И. Д. Беляев // История русского законодательства / И. Д. Беляев. – Санкт-Петербург : Лань, 1999. – С. 204 – 229.
  3. Бородин О. Р.Русская Правда как трудовое законодательство / О. Р. Бородин //Памятники истории права : пособие для библиотекаря и библиографа. / О. Р. Бородин.– Москва :Либерея, 2003. – С. 90 – 96.
  4. Владимирский-Буданов М. Ф. Русская Правда / М. Ф. Владимирский-Буданов // Обзор истории русского права / М. Ф. Владимирский-Буданов. –Москва : Территория будущего, 2005. – С. 119 – 122.
  5. Дювернуа Н. Л.Источники права и суд в Древней России : опыты по истории рус. гражд. права / Н. Л. Дювернуа. – Санкт-Петербург :Юридический центр Пресс, 2004. – 394 с.
  6. Зимин А. А.Правда Русская / А. А. Зимин. –Москва : Древлехранилище, 1999. – 421 с.
  7. Исаев И. А. Древняя Русь: Зарождение права / И. А. Исаев //История России : правовые традиции / И. А. Исаев. –Москва : ЮКИС, 1995. – С. 6 – 16.
  8. Исаева Т. С. «Русская Правда» — памятник права периода раннефеодальной монархии / Т. С. Исаева // Основные памятники русского права : учеб. пособие / Т. С. Исаева. – Владивосток : Дальневосточный гос. ун-т, 1983. – С. 3 – 27
  9. Калачов Н. В.Предварительные юридические сведения для полного объяснения Русской правды / Н. В. Калачов. –Москва : Типография Августа Семена, 1846. – 158 с.
  10. Ключевский В. О. Русское гражданское общество XI и XII вв. – Русская Правда как его отражение / В. О. Ключевский // Русская история : Полн. курс лекций : В 3 кн. Кн. 1 / В. О. Ключевский. – Москва : Мысль, 1993. – С. 180 – 196.
  11. Колосович М. С. Русская правда / М. С. Колосович // Гласность уголовного судопроизводства России: историко-правовой анализ : моногр. –Москва :Юрлитинформ, 2017. – С. 13 – 19.
  12. Куницын А. П.Историческое изображение древнего судопроизводства в России / А. П. Куницын. – Санкт-Петербург : Типография 2 Отделения собственной Е. И. В. Канцелярии, 1843. – 151 с.
  13. Ланге Н. И. Исследование об уголовном праве Русской правды / Н. И. Ланге. – Санкт-Петербург : Лань, 2013. – 288 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/37098 (дата обращения: 16.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст : электронный. 
  14. Максимейко Н. А. Опыт критического исследования Русской правды. Вып. 1 : Краткая редакция / Н. А. Максимейко. – Харьков : типография и литография М. Зильберберг и сыновья, 1914. – 217 с.
  15. Материалы к изучению истории государства и права России. «Русская Правда» ; Русская Правда/ [авт. предисл., коммент. и предм.-терминол. указ. Г. К. Амелин]. –Москва :Гос. публичная историческая б-ка России, 2002. – 129 с.
  16. Мстиславский В. В.Огнищанин и княжь муж, или следы быта древних славянских князей в Русской правде : историко-критический очерк / В. В. Мстиславский. –Москва : Университетская типография, 1861. – 39 с.
  17. Памятники российского права : учеб.-науч. пособие : в 35 т. Т. 1 : Памятники права Древней Руси / под общ. ред. Р. Л. Хачатурова. – Москва :Юрлитинформ, 2013. – 526 с.
  18. Памятники русского права. Вып. 1 : Памятники права Киевского государства X-XII вв. / под ред. С. В. Юшкова. – Москва :Госюриздат, 1952. – 288 с.
  19. Правда русская. Т. 1 : Тексты / под ред. Б. Д. Грекова. –Москва ; Ленинград : АН СССР, 1940. – 505 с.
  20. Правда русская. Т. 2 : Комментарии / под ред. Б. Д. Грекова. –Москва ; Ленинград : АН СССР, 1947. – 862 с.
  21. Правда русская : учеб. пособие / отв. ред. Б. Д. Греков. –Москва ; Ленинград : АН СССР, 1940. – 112 с.
  22. Пресняков А. Е. Князь-правитель. Русская правда и уставное законодательство/ А. Е. Пресняков // Княжое право в Древней Руси : очерки по истории Х- ХII столетий ; лекции по русской истории : Киев. Русь / А. Е. Пресняков;подгот. текста, ст. и примеч. М. Б. Свердлова. – Москва : Наука, 1993. – С. 438 – 458.
  23. Российское законодательство X — XX веков: [тексты и коммент.] : в 9 т. Т. 1 : Законодательство Древней Руси / под общ. ред. О. И. Чистякова. –Москва : Юридическая литература, 1984. – 430 с.
  24. Рубаник В. Е. Правосудие в Киевской Руси в период Русской Правды / В. Е. Рубаник //Государство, право и суд в Киевской Руси : историко-юридический очерк / В. Е. Рубаник. – Москва :Юрлитинформ, 2013. – С. 299 – 324.
  25. «Русская Правда»: проблемы происхождения и изучения памятника права. Правопонимание и правовое регулирование в истории России (К 1000-летию появления писаного права на Руси) :материалы круглого стола 10 ноября 2016 г. – Москва : Российский государственный университет правосудия (РГУП), 2017. – 156 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=561024 (дата обращения: 16.01.2021). – Текст : электронный.
  26. Свердлов М. Б.От Закона Русского к Русской Правде / М. Б. Свердлов. –Москва : Юридическая литература, 1988. – 174 с.
  27. Сергеевич В. И.Лекции и исследования по древней истории русского права / В. И. Сергеевич ; под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. – Москва : Зерцало, 2004. – 451 с.
  28. ТихомировМ. Н. Пособие для изучения Русской Правды. – Москва: Издательство Московского университета, 1953. – 192 с.
  29. Черниловский З. М. Русская Правда в свете других славянских судебников / З. М. Черниловский // Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии : сб. науч. трудов; отв. ред. Г. В. Швеков. – Москва : б. и., 1984. – С. 3 – 35.
  30. Эверс И. Ф.Древнейшее русское право в историческом его раскрытии / И. Ф. Эверс; пер. с нем. И. Платонов. – Санкт-Петербург : Типография Штаба отдельного корпуса внутренней стражи, 1835. – 423 с.
  31. Юшков С. В.Русская Правда : происхождение, источники, ее значение / С. В. Юшков. – Москва :Госюриздат, 1950. – 378 с.

» onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать

  • Машерук Валентина Петровна, учитель истории и обществознания

Разделы:История и обществознание

Класс:6

Тип урока: лабораторно-практическое занятие на основе групповой работы.

Цели урока: познакомить учащихся с Русской Правдой как с древнейшим письменным законом на Руси, а также как с ценнейшим историческим источником сведений о древнерусском обществе.

План урока:

  1. Как и за что судили на Руси.
  2. Древнерусское общество по Русской Правде.
  3. Значение Русской Правды.

Понятия и термины: закон, право, гривны, холоп, закуп, изгой, «Русская Правда», личность в истории, Ярослав Мудрый.

Оборудование: тексты статей и заданий

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Вначале урока учитель актуализирует знания учащихся о процессе становления Древней Руси, формирования в ней признаков государства, а также вместе с учащимися формулирует тему урока, его цели и задачи.

  1. Назовите признаки, характеризующие государство?
  2. Все ли признаки были сформированы к XI веку в нашем государстве? Какой отсутствует?
  3. А разве раньше не было законов?
  4. Что же такое закон?
  5. Для чего государству нужны законы?
  6. Какие своды законов из истории других государств нам уже известны ?
  7. С законами, какой страны могли быть знакомы жители древней Руси?

2. Основная часть урока

Появление «Русской правды» — первого сборника законов, связано с правлением князя Ярослава, которого народ прозвал Мудрым.

  1. Когда правил Ярослав?
  2. Оправдывает ли великий князь Ярослав Мудрый прозвище Мудрый?

Еще одним доказательством его мудрости стало создание «Русской Правды». Когда же она появилась на Руси?

Время создания нельзя определить точно, поскольку Правда дошла до нас лишь в позднейших списках.

В софийской летописи за 1019 год сказано, что «Ярослав отпуская Новгородцев из Киева, дал им правду и устав». По всей вероятности это идет речь о «Русской правде».

Таким образом, «Правда Ярослава» появилась приблизительно в 1016 г. первоначально она состояла из 17 ст., и была написана для новгородцев, позже закон будет принят и распространен по всей Руси. Сыновья Ярослава продолжат дело отца и дополнят Правду новыми статьями.

Как и за что судили на Руси по Русской Правде?

Перейдем к некоторым статьям.

Статья I: « Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца. Или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не сможет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого».

К каким выводам вы пришли? (закон допускал кровную месть, но ограничивал кругом ближайших родственников, предлагает заменить месть штрафом. Т.е. месть постепенно изживается, а позже вообще будет закреплена, это свидетельствует об укреплении государства.)

Многие положения «Русской правды» достаточно современны.

Например, статья 2. «Если кто будет избит до крови или синяков и он не может за себя отомстить (обидчику), то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю». (прямо таки возмещение морального и материального ущерба.)

Правда боролась и с ворами – за воровство – штраф, за разбой – продажа в рабство с семьей.

Она обязывает жителей самим заботится о порядке на территории общины. Вину в суде устанавливается показаниями видок – свидетель, есть и обвинитель – ябешник.

На суд по «Русской правде» мы попадем с помощью оживления картины художника Билибина «Суд во времена Русской Правды». (обратить внимание на текст героев, он поможет ответить на вопросы.)

  1. Кто осуществляет суд?
  2. Какие наказания предусматривает «Русская правда»
  3. Справедлив ли такой суд?

Уже прослушав первые строки «Русской правды» вы обратили внимание на фразу «если убьет свободный свободного …» О чем она свидетельствует?

Сейчас мы перейдем к вопросу о древнерусском обществе, о свободных и не свободных, об их положении в обществе.

Лабораторная работа в группах.

Цель работы — анализируя отрывки из текста «Русской Правды» заполнить таблицу и иерархическую лестницу Древнерусского общества (исходя из размера штрафа за убийство).

На доске вопросы — общие для всех групп.

  1. О какой группе населения идет речь в «Русской правде»?
  2. Каковы особенности положения этой группы в древнем обществе?
  3. Как оценивается жизнь члена каждой из этих групп?

На работу в группах – 7 минут, выступления — 2-3 минуты. (см. приложение 1)

Таблица 1.

Название группы Размер штрафа
Бояре, дружина 80 гривен
Люди 40 гривен
Смерды 5 гривен
Закупы 5 гривен
Холопы 5 гривен

Древнерусское общество по Русской Правде

  1. Как можно объяснить неодинаковые суммы штрафов?
  2. Что было важнее для определения конкретного человека (должность или имущественное положение)?
  3. Перечислите: кто входил в категорию свободного поселенца? Чем они отличаются на ваш взгляд.
  4. Назовите группы зависимого поселения? Чем отличаются?
  5. Какие выводы можно сделать из вышесказанного.

3. Заключительная часть урока

Подведем итоги:

  1. Что мы сегодня изучили на уроке?
  2. К каким изменениям в государстве привело введение «Русской Правды «?
  3. Каким представляется древнерусское общество по «Русской правде»?
  4. Каково значение первого письменного закона на Руси? (Укрепляет государство, княжескую власть, свидетельствует о высоком уровне государства).

Домашнее задание: выучить §4 п.6 по учебнику Данилова А.А., составить кроссворд «Жители Древнерусского государства». 

6.06.2010

На годы правления этого знаменитого князя приходится расцвет Киевской Руси. «Русская правда» Ярослава Мудрого – это первый свод законов древнего славянского государства. Он является первым писаным законом, первым судебником, первым документом, который должен был урегулировать жизнь общества.

«Русская правда» Ярослава Мудрого: происхождение

Летопись рассказывает, что князь, прозванный Мудрым из-за своей рассудительности, завещал своим потомкам жить по грамоте. Он собрал и записал все действующие в стране законы, некоторые отменил, другие прибавил. Изданы они были на славянском языке, поэтому понятны каждому человеку. Сегодня старинные тексты хранятся в Новгороде. Правда, это не оригиналы, а более поздние редакции, сохраненные в так называемых Кормчих книгах.

Значение свода законов Ярослава

«Правда» Ярослава Мудрого по своему значению для страны занимает такое же место, как законы царя Хаммурапи или двенадцать законодательных досок Рима. Это не только правовая база Руси, но и важнейший исторический источник, который рассказывает о состоянии гражданской жизни той эпохи. Кодекс Ярослава устанавливал правила суда, меру наказания за кражу, оскорбление и убийство, также он определял право наследования имущества и порядок сбора налогов. Следующие князья дополняли свод законов по своему усмотрению, многие статуты заимствовались другими странами. «Русская правда» Ярослава Мудрого была базой, на которой заключались союзы, перемирия и политические договоры.

Свод законов «Русская правда». Содержание

Свое внимание великий киевский князь обратил главным образом на обид и вред, нанесенные одними людьми другим. За побои, увечье и убийство родственникам давалось право мести. Если не было кому мстить, то с виновного взимался штраф в казну. Размер «виры» определялся от степени тяжкости преступления и социального статуса потерпевшего. Законы Ярослава оберегали население от насилия, поскольку деньги были в то время редкостью, а размер штрафов достаточно велик. Чуть позже наследники мудрого князя отменят право на месть.

Законы Ярослава в судовой системе

«Русская правда» Ярослава Мудрого ввела в обиход то, что сейчас именуется судом присяжных. Свидетелями брались свободные граждане, при нужде опрашивали слуг. При неразрешимом споре между людьми вердикт выносили двенадцать выбранных человек. Если хозяин нашел украденную у себя вещь, то мог сразу же забрать ее обратно. Киевский князь разрешал испытание железом и водой для нахождения истины. Этот варварский обычай не смогли искоренить даже христианские проповедники, поэтому также его узаконили под названием Суда небесного. Ярослав ввел плату за вмешательство в спор за наследство. Представитель князя брал гривну за труд, чтобы справедливо поделить имущество между братьями.

Особенности «Русской правды»

Славянский кодекс отображал жестокие нравы своего времени. Он не упоминал некоторых преступлений, которые не приемлются сегодня. Например, насилие над женщиной, отравления. Этот закон не делал разницы между варягами, славянами и представителями других народов. Интересно то, что свободные жители Руси не терпели никаких телесных наказаний – допускалась плата жизнью, свободой и деньгами. Умирая, светлый князь распределил власть между сыновьями и завещал им жить в согласии и христианской любви.

Похожие статьи

Остановимся подробнее на одном из отечественных источников истории управленческой мысли — «Русской Правде», которую все исследователи признают как выдающийся памятник общественной мысли Киевской Руси. «Русская Правда» является сводом правовых основ государственного управления Киевской Руси, а также источником сведений об административно-управленческом персонале при великом князе (высшего, среднего и низшего звена), о чиновниках местных органов, о мерах защиты их прав, об оплате их услуг.

Известны различные списки «Русской Правды» (XIII—XVIII вв.), которые делятся на 3 редакции в зависимости от авторов, объема и содержания. Первая редакция называется «Краткая Правда» или «Правда Роськая» (XI в.), вторая — «Пространная Правда» или «Правда Русьская» (XI—XII вв.), третья — «Сокращенная Правда» (XV-XVII вв.).

«Краткая Правда» представляет собой результат деятельности древнерусских князей по систематизации права. Она состоит из 43 статей, которые делятся на 4 части: «Древнейшая Правда», или «Правда Ярослава», «Правда Ярославичей», «Покон вирный» и «Урок мостникам».

Нормы «Древнейшей Правды» (ст. 1 — 18) отражают ранний период истории Руси, еще до установления государственной власти и принятия христианства. Заслуга Ярослава Мудрого заключалась в том, что он произвел отбор старых правовых норм и закрепил в «Правде» те из них, которые соответствовали интересам класса феодалов; они стали новыми нормами Древнерусского государства. Для истории управленческой мысли эта часть «Русской Правды» интересна тем, что в ней приводится перечень должностей служащих князя (дружинников), а также представителей социальных слоев Древней Руси. Среди них ябетник, или тиун (княжеский приказчик, домоупра-витель, ведавший хозяйственными делами князя), мечник (княжеский дружинник, судебный служитель), гридин (младший дружинник), холоп (крестьянин, зависимый от князя), смерд (независимый простолюдин, общинник). В целом здесь речь идет о защите прав (в том числе прав собственности) княжеских чиновников, а также купцов, изгоев, иностранцев {варягов, колбягов), о процедурах выявления виновных и мерах их наказания. русь управление государство князь

«Правда Ярославичей» (ст. 19—41) представляет собой самостоятельный законодательный акт, принятый князьями Изяславом, Святославом и Всеволодом вместе с боярами. В этом законе значительно сильнее, чем в «Древнейшей Правде», выступает нормо-творческая деятельность князей, в результате которой были изменены нормы уголовного и процессуального права в интересах феодальных земельных собственников. «Правда Ярославичей» посвящена регламентации жизни княжеской вотчины, охране феодальной собственности и жизни лиц, служащих князю, находящихся в той или иной форме зависимости от него, а также имущества и личности других феодалов. Здесь продолжается список должностей администрации князя. В частности, упоминаются наиболее знатные княжеские вельможи и слуги: огнищанин (старший дружинник, боярин), подъездной княж (сборщик различных поступлений в пользу князя), конюх старый (старший конюх), а также чиновники среднего и низшего звена — сельский староста и ратаиньш (пахотный) староста (управляющие сельскохозяйственными работами), рядович (хозяйственный агент князя), емец (судебный служитель). В последней статье (ст. 41) определяется размер вознаграждения емеца за выполнение судебных функций.

«Покон (Устав) вирный» (ст. 42) определяет типичный для раннефеодального государства порядок кормления (натурального обеспечения) общиной одного из важнейших государственных чиновников — вирника, основной функцией которого был сбор виры (налог или штраф, равный 40 гривнам).

«Урок (правило) мостннкам» (ст. 43) завершает статьи «Краткой Правды» о порядке оплаты княжеских слуг. В данном случае речь идет о чиновнике мостнике (руководителе строительства мостов и/или мостовых). В статье слово «мост» имеет двоякое значение: 1) переход через реку (или овраг) и 2) мостовая.

«Пространная Правда» представляет собой свод развитого феодального права. Она основана на тексте «Краткой Правды», Уставе Владимира Мономаха и других киевских князей конца XI—XII вв. и отражает усиление феодальных отношений в Киевской Руси. «Пространная Правда» состоит из 121 статьи, большая часть которых посвящена принципам экономической политики князя, вопросам собственности князя и феодальной знати, охране этой собственности и порядку ее наследования. Есть статьи о займах и ссудных процентах, об охране и порядке обеспечения имущественных интересов кредитора, о порядке взыскания долгов, о ремесленничестве и ремесленниках, о денежном довольствии чиновников княжеского двора.

«Пространная Правда» подразделяется на 6 частей по авторам, объему и содержанию. 1-я часть (ст. 1—46) представляет собой коллективный труд, она была принята на княжеском съезде в Любиче в 1097 г. Многие статьи 1-й части повторяют суть «Краткой Правды», но есть оригинальные статьи, а также статьи, уточняющие и унифицирующие административно-правовые понятия. Например, историческая статья (ст. 2) об отмене кровной мести, ряд статей (ст. 3—7, 11-17) об ответственности за убийство представителей княжеской администрации и различных социальных групп, связанных с княжеским и боярским хозяйством, начиная от высокопоставленных тиунов и кончая ремесленниками, рядовичами, смердами и холопами; оригинальная статья (ст. 8) об ответственности общины за преступление ее члена (элементы круговой поруки). Есть в этой части ст. 9, схожая с «Поконом вирным», но в ней приводятся уточненные размеры натурального обеспечения услуг сборщиков налогов и штрафов — вирников (княжеский чиновник) и их помощников на местах — метельников (представитель местной общины).

2-я часть (ст. 47—52) является результатом творчества Свято-полка Изяславовича, который покровительствовал ростовщикам. Статьи этой части характеризуют гражданские правоотношения, вопросы займа, ростовщический капитал (истое), ссудный процент {рез), взаимоотношения купцов и предметы торговли (товар). 3-я часть (ст. 53-66) основана на Уставе Владимира Мономаха и характеризует долговые обязательства, формы ответственности за нарушение договорных обязательств между господином и закупом (феодально-зависимым крестьянином). 4-я часть (ст. 67—73, 75-85) — это Устав Всеволода 11 Ольговича (1138-1146), регулирующий социальные отношения в феодальных вотчинах. К той же эпохе и автору относится 5-я часть (ст. 90-95, 98-106), в которой раскрыты вопросы наследства. 6-я часть относится к деятельности владимирского великого князя Всеволода Ш Юрьевича — Большое Гнездо (1176-1212). Здесь собраны статьи, посвященные обеспечению деятельности судебно-административного аппарата великого князя, а также статьи о пошлинах и штрафах, о размерах и формах вознаграждения лиц, ведавших делами общественного характера, — строителей, сборщиков налогов (ст. 74, 86—89, 96-97, 107-109). Причем впервые на Руси были введены дополнительные пошлины с выигравших процесс, т. е. с тех, «кому помогут» (ст. 107). В этой же части находится специальный раздел о холопстве (ст. 110-121).

В «Пространной Правде» уточняются статус и функции ряда названных выше чиновников государственной службы и приводятся новые категории лиц административного аппарата великого князя. Состав и функции чиновников демонстрируют сложность государственного аппарата управления в эпоху Киевской Руси X-X1I вв. Так, в «Пространной Правде» речь идет о таких чиновниках, как тиун княж (управитель княжеского феодального хозяйства), огнищный тиун (управитель хозяйством высших кругов княжеской дружины), конюший тиун (управитель княжескими конюшнями), отрок (младший член княжеского административного аппарата), городник (архитектор, руководитель строительства), детьский (судебный исполнитель). В то же время приводятся совершенно новые категории рядовых служащих, например, рядович боярский (в отличие от княжеского рядовича из «Краткой Правды»), тиун боярский (в отличие от тиуна княжеского). Это свидетельствует о развитии феодального землевладения в XI—XII вв., которое охватило не только княжеские, но и боярские земли. Об этом же свидетельствуют названные новые должности тиунов (управителей различными хозяйствами). В одних случаях они подчеркивают усиление позиций дружинников и бояр (огнищный тиун), в других — повышение важности и масштаба работ (конюший тиун, городник).

Сокращенная Правда, по мнению большинства исследователей русской общественной мысли, представляет собой памятник, возникший (в XVII—XVIII вв.) в результате значительного сокращения текста Пространной Правды. Работа неизвестного редактора нового текста Правды заключалась в отборе из древнего памятника тех статей и норм, которые могли сохранить характер действующих в его время правовых норм.

Обилие государственных должностей, упоминаемых в одном из важнейших источников русской управленческой мысли, свидетельствует о сложности и многообразии хозяйственной и иного рода деятельности, осуществляемой великим князем и его свитой с целью эффективного управления Киевским государством, о понимании князем актуальности необходимых для этого управленческих кадров.

По тексту «Русской Правды» можно понять, кто являлся если не автором, то заказчиком этого документа. Конечно же, она создавалась в интересах великого князя и была нацелена на укрепление его самодержавной власти в Древней Руси. Многие статьи подчеркивают устойчивость модели управления полицейским государством, каковым в ту пору было Киевское государство. Чего стоит, например, в деталях расписанные порядок и формы кормления в денежной и натуральной формах княжеских слуг (и находящихся при них коней) — вирника, городника и мостника, а также кормления фуражом их лошадей, о чем соответственно указано в ст. 9, 96 и 97 «Пространной Правды».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий