Найдено 7 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]
Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]
–> СИСТЕМАТИЗАЦИЯ организация изучаемых объектов в определенную систему и в принятой последовательности на основе выбранного принципа.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
–> СИСТЕМАТИЗАЦИЯ представление содержания документов в виде классификационных индексов в целях организации библиотечного или справочно-информационного фонда и (или) создания справочно-библиографического или справочно-поискового аппарата.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
–> СИСТЕМАТИЗАЦИЯ Мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. В лингводидактике на базе системного подхода (метода научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем) выделяются система методических терминов, система обучения, а в педагогике – система образования. Объективным условием для С. является логическая структура учебного предмета, в котором различаются основные, исходные и более частные понятия.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
–>Систематизация1) упорядочение полученной мониторинговой информации в виде таблиц, графиков, профилей (гистограмм, диаграмм)!, «таблетных» и иных форм или различных классификаций, выполненных на основе четких оснований — сходства, различия, величины, силы выраженности каких-либо признаков или свойств и т.п., с целью ее подготовки для последующих операций — сопоставления, сравнения, анализа и обобщения, установления причинно-следственных отношений; установление иерархической зависимости элементов к.-л. множества.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
–>СИСТЕМАТИЗАЦИЯ(от греч. systema – целое, состоящее из частей) – мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации – классификация, т с распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (напр., классификация животных, растений, хим. элементов) К систематизации приводит также установление причинно-следственных отношений между изучаемыми фактами, выделение оси единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы. Системтизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение. Литература: [56].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
–>Систематизациямыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации – классификация, т. е. распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). К систематизации приводит также установление причинноследственных отношений между изучаемыми фактами (например, в курсе истории), выделение основных единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы. Систематизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение. Стремление к систематизации в виде простейших классификаций возникает уже у дошкольника и выражается в словах «все», «некоторые», «один», «ни один» и т.п. Систематизация занимает важное место в развитии и воспитании мышления и памяти. Объективным условием для систематизации знаний является логическая структура учебного предмета, в котором различаются основные, исходные и более частные понятия.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
–>СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
Показать еще…
Здравствуйте, дорогие друзья! В сегодняшней статье на блоге мы поговорим с вами о том, как систематизировать информацию на компьютере для дальнейшей эффективной работы на нем. Чтобы избежать множества проблем, таких как непродуктивная работа системы, сложности с поиском нужной информации, диски переполнены бесполезными файлами, хранение информации становится просто небезопасным.
Большинство пользователей вообще не знают, как систематизировать информацию на компьютере, а если и знают, то просто не хотят этого делать. А зря! От этого практически напрямую зависит эффективность работы на компьютере.
Поэтому в этой статье я постараюсь рассказать вам, как систематизировать информацию на компьютере, причем сделать это быстро и эффективно. Если не запомнить простые правила хранения и сортировки информации на компьютере, можно потом долго кусать локти.
Для начала, нужно четко представлять, из каких дисков состоит ваш компьютер, и где можно и нужно хранить всю информацию.
1. Системный диск С:.
В основном существуют два основных информационных пространства на жестком диске – это диск С: (системный) и диск D: (рабочий). Такое разделение необходимо для безопасности и удобства.
На практике же может оказаться, что у вас несколько рабочих дисков или вообще только один диск С:. И если у вас на компьютере только диск C:, то его обязательно нужно разделить на два логических диска (раздела).
Системный диск С: необходимо использовать только для системных данных, на нем хранятся файлы операционной системы (например Windows 7, Windows 8, Windows 10, Mac OS), которые отвечают за корректную работу, а также программы, которые устанавливаются по умолчанию.
Внимание! Никогда не храните свои личные файлы (документы, фото, видео, музыку и т.д.) на системном диске C:! Исключение составляет, созданная вами, временная папка Temp. Скидывайте в эту папку файлы, которые необходимо временно сохранить и регулярно ее разбирайте, удаляя все ненужное в Корзину. Ее можно сделать даже на рабочем столе или, при желании, поместить на рабочий диск.
Кстати говоря, не все пользователи знают, что «Рабочий стол» и папка «Мои документы» относятся к системному диску С:. 🙂
2. Рабочий диск D:.
После того, как вы разгрузили системный диск С: от лишних файлов, удалили все ненужное, переместили все нужное, например, на рабочий диск D:, самое время заняться структурированием рабочего диска.
Нельзя скидывать информацию куда попало. Проблемы с поиском нужного файла будут очевидными. Поэтому нам необходимо рабочее пространство разделить на большие тематические папки.
Приведу пример создания папок по темам, но здесь уже все зависит от ваших предпочтений, интересов и потребностей. Внутри большой тематической папки сделайте подпапки для быстрого поиска нужной информации.
Скажу сразу, не увлекайтесь созданием папки «Разобрать». Практика показывает, что разобрать ее до конца пользователям так и не получается. Она только с каждым разом становится все больше забита всякой информацией. 🙂
Вот пример самих папок:
- Temp (это папка для временных файлов, которые необходимы только на некоторое время, после просмотра их нужно сразу же удалять, например, список покупок).
- Аудио (для хранения музыки, подкастов, аудиокниг и прочее аудио).
- Бэкапы (папка для резервных копий, ее лучше разбить на папки по названиям программ).
- Видео (фильмы, мультфильмы, клипы и прочее видео).
- Дистрибутивы (для хранения нераспакованных/неинсталлированных программ, сделать папки по назначению).
- Документы (личная и деловая документация, сканы документов, регистрации, логины, пароли, архивы, счета и прочие документы).
- Загрузки (для хранения скачиваемых файлов, например, с интернета).
- Картинки (для хранения картинок, более узко по тематикам).
- Книги (по жанрам или по авторам, сюда же можно перенести папку «аудиокниги» из раздела «аудио»).
- Обучение (например, рефераты, учебники, таблицы, обучающее аудио и видео).
- Отдых (любая информация, связанная с отдыхом, поездками, путешествиями).
- Работа (отчеты, курсы, планы и т.д.).
- Фото и домашнее видео (для хранения домашнего фотоальбома и видео).
- Хобби (например, авто, здоровье, вязание, финансы, кулинария, ваше творчество и т.д.).
Еще раз повторюсь, это всего лишь пример создания папок по темам. У вас могут быть совсем другие названия у папок. Здесь уже все зависит только от ваших предпочтений, интересов и потребностей. 🙂
3. Несколько советов относительно папок:
- Если вы хотите сделать какие-то папки приоритетными и чтобы они у вас были всегда сверху, то проставьте в каждой папке порядковый номер.
- Используйте в названии папки русские и латинские буквы, пробелы, знаки препинания.
- Строчные и прописные буквы система читает одинаково, поэтому создать две разные папки с именами «Папка» и «папка» не получится.
- Не ставьте пробел в начале названия и в конце, т.к. система их автоматически уберет.
- Точка в начале названия папки может вызвать сообщение об ошибке, но если она необходима, тогда поставьте после нее тире, пробел или еще точку.
- Система также не даст вам поставить в названии папки символы / | : * ? “ < >
- Нельзя называть папки именами, зарезервированными для обозначения различный устройств: aux con, prn, aux, nul, com1, com2, com3, com4, com5, com6, com7, com8, com9, lpt1, lpt2, lpt3, lpt4, lpt5, lpt6, lpt7, lpt8, lpt9, nul, prn.
- Существует ограничение количества знаков в названии папки – 260 знаков. При операциях копирования, переименования, перемещения системные программы используют полный путь к папке или файлу. В него включено перечисление всех каталогов, которые нужно пройти от корневой директории, чтобы добраться до нужного файла. На весь путь наложено такое же ограничение — он не должен быть больше 260 знаков, если символов будет больше, система выдаст сообщение об ошибке. Поэтому используйте короткие названия папок.
- В именах папок не применяется расширение, но при определенном желании можно использовать и его.
- Для наглядности, стандартные папки можно окрасить в различные цвета с помощью простой утилиты iColorFolder. Чтобы изменить цвет папки, нужно нажать на ней правой кнопкой и выбрать «ColorLabel».
4. Несколько советов относительно файлов:
- Переименуйте все нечитабельные названия.
- Возьмите за правило не давать файлам названия, типа «hgjjgj223» и т.д.
- Можно все файлы пометить различными значками и ярлычками (например, нотки и т.д.).
- При желании, можно показывать или скрывать расширение файла. Для этого, нужно зайти в «Пуск» — «Панель управления» — «Свойства папки» — «Вид», найдете строку «Скрывать расширение для зарегистрированный типов файлов» и поставьте или уберите галочку.
Заключение.
И в заключение решения вопроса о том, как систематизировать информацию на компьютере, я хотел бы добавить еще несколько рекомендаций:
- После серьезного разбора всей информации на вашем компьютере, необходимо провести дефрагментацию диска (проводите ее не менее одного раза в месяц). За счет этого увеличится место на диске «сжатием» данных и продуктивность работы в целом.
- Регулярно проверяйте и очищайте компьютер от дубликатов файлов. Удаление дубликатов поможет отсеять ненужные копии файлов, с компьютера будут удалены лишние данные. Для удаления дубликатов файлов можно воспользоваться специализированными программами, например, Auslogics Duplicate File Finder.
- Всегда делайте резервные копии всех важных данных!
- Планируйте свою работу. Ваша новая файловая система не будет работать, если вы не будете помнить о сохранении файлов сразу в их подходящих папках.
- Не откладывайте. Если вы не организуете процесс сейчас, вы никогда не сможете «обойти» ее.
Теперь вы знаете, как систематизировать информацию на компьютере и свести к минимуму информационный беспорядок, ведь проще порядок поддерживать, чем каждый раз его наводить.
На этом пока все! Надеюсь, что вы нашли в этой заметке что-то полезное и интересное для себя. Если у вас имеются какие-то мысли или соображения по этому поводу, то, пожалуйста, высказывайте их в своих комментариях. До встречи в следующих заметках! Удачи! 😎
Вам понравилось? Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях, нажав по этим кнопкам!
В книге «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» Д. Аллен дает очень ценные советы по обработке и систематизации информации.
Итак, систематизация информации включает в себя :
- избавление от всего ненужного;
- выполнение всех действий, занимающих менее двух минут;
- передача другим людям все задач, которые можно переложить на них;
- упорядочение собственной системы организации, ведение напоминаний о делах, на которые требуется более двух минут;
- составление списка более серьезных задач и проектов.
«Те, кто бессмысленно расходуют свое время, чаще всего жалуются на его недостаток». Жан де Ла Брюйер
Рекомендуемые действия по обработке информации:
• Обрабатывайте проблемы по порядку.
• Обрабатывайте проблемы по одной.
Сосредоточение на единственной задаче позволяет уделить ей надлежащее внимание и принять верное решение.
Смысл древней пословицы, которая советует “только раз обращаться к каждому делу” в том, что нужно отказаться от вредной привычки постоянно доставать предметы из корзины и класть их обратно, так и не решив, что с ними делать.
Ключевой вопрос в процессе обработки информации: “Каковы дальнейшие действия?”
Есть два рабочих варианта:
• Поместить их в список “когда-нибудь/может быть”.
• Занести их в календарь или картотеку. Идея всех этих процедур состоит в том, что они позволяют выбросить проблемы из головы и четко знать, что какое-нибудь напоминание о дальнейших действиях всплывет в нужное время.
Определите, что нужно сделать, чтобы принять решение.
Когда вы определили, в чем именно состоит первоочередной шаг в рамках решения проблемы, у вас есть три варианта поведения:
• Совершить необходимое действие (если оно занимает меньше двух минут).
• Передать задачу кому-то другому (если вы не являетесь главным субъектом совершения действия).
• Отложить дело — поместить его в организационную систему как вариант работы, которой можно заняться позднее.
Записывайте задачи, которые вы будете передавать другим людям, а затем — отслеживать, в блокнот или вкладывайте папку с отдельными листами. Можете также составить перечень в категории “Ожиданий” на вашем компьютере. Важно датировать все документы, которые вы передаете другим.
Последний шаг на пути ко дну корзины предполагает перенос внимания с отдельных действий на общую картину, т.е. на ваши проекты. “Проект” – любой результат, в достижении которого вы заинтересованы, требующий от вас более одного активного действия.
Существует семь основных типов материала, который требуется отслеживать и контролировать с организационной точки зрения:
- Список проектов.
- Сопутствующие материалы по проектам.
- Действия и сведения, занесенные в календарь.
- Списки “Первоочередные шаги”.
- Список “Ожидания”.
- Справочные материалы.
- Список “Когда-нибудь/может быть”.
Очень важно провести четкие границы между категориями. Категории должны быть разделены: визуально, физически и психологически.
В папках (электронных или традиционных) можно хранить справочный материал и вспомогательную информацию по текущим проектам.
Несколько из следующих заглавий списков, вам хорошо знакомы
- Звонки.
- Компьютер.
- Выезды.
- Офисные дела (В офисе (разное)).
- Дома.
- Повестки дня (для людей и для деловых встреч).
- Прочесть/просмотреть.
Хорошо подумайте, где и как вы можете совершить определенные действия или не можете их совершить, и составьте списки дел соответствующим образом.
Напоминания следует разделить на отдельные категории, в зависимости от требуемых дальнейших действий. Например, для путешествия создать две папки: одну озаглаввить “Прочесть/просмотреть”, другую — “Ввод данных”. Можно создать отдельную папку для сообщений, обработка которых занимает более двух минут.
Опустошение папки “входящие” не означает решение всех хранящихся в ней проблем. Процесс требует от вас УДАЛЕНИЯ всего, что можно удалить, СОРТИРОВКИ сведений, которые вы решите сохранить и не предполагающих активных шагов, ВЫПОЛНЕНИЯ действий, занимающих менее двух минут и требующих переноса в папки с напоминаниями всех ожиданий и сообщений, которые обязывают вас что-то предпринять.
Психологическая проблема, с которой сталкивается большинство людей, имеющих дело с рутиной, состоит в том, что она остается “рутиной”: они не могут решить, что требует от них активных действий, а что — нет.
Если вы еще не создали список “Когда-нибудь/может быть” в той организационной системе, которую выбрали, сделайте это. Заполняйте список всевозможными проблемами подобного рода, о которых сможете вспомнить, — этот процесс вызовет у вас прилив разнообразных творческих идей. Категория “Когда-нибудь/может быть” теряет свою ценность, если периодически сознательно не возвращаться к ней.
Обобщенная памятная книжка представляет собой простую систему папок, позволяющую рассортировать бумаги и другие физические напоминания таким образом, чтобы информация, которая нужна вам на конкретную дату в будущем, “автоматически” оказывалась в корзине в назначенный день.
Таким образом, в течение рабочей недели вы будете извлекать и просматривать папку, посвященную соответствующей дате. Чтобы система работала, ее нужно ежедневно обновлять.
Самые непривычные ситуации требуют наиболее жесткого контроля. Составление списков по мере надобности — это одна из самых мощных и в то же время самых элегантных и простых процедур, которые вы можете внедрить в свою жизнь.
Золотым ключиком к постоянной эффективности процесса является еженедельный обзор проблем.
- Посмотреть, что есть
- Выгрузка информации
- Порядок
- Внедрение
Программы, которыми мы пользуемся (удалить не нужные).
Файлы на компьютер. Загрузки — это входящая папка.
Хранилища файлов (облачные хранилища).
Хранение данных (фото, видео, тексты)
По смотреть какая есть информация по своим активностям, то есть разбить информацию по категориям.
Например: входящие документы, видео исходники, обработанное видео, скриншоты, фото (личные, для работы), фильмы, обучение, финансы, документы, клиенты, презентации, таблицы.
Необходимо продумать, сколько по времени документ может лежать в папке. Чтобы не хранить не нужную информацию.
Программа (веб-сервис) для организации информации. workflowy.com
Удобный сервис позволяющий создавать структурную схему с любым уровнем вложенности.
- Компьютер
- Программы
- Файловая система
- Браузер
- Частые вкладки
- Редкие вкладки
- Облака
- DropBox
- Яндекс Диск
- Google Doc
- Главная программа
Необходимо организовать свою систему хранения информации, это динамическая система она может изменяться по мере использования
Notion программа для организации вкладок-ссылок.
Их не должно быть много, только самое необходимое 3-5 (7-10). Когда сохраняем то сразу быстро переходим в нужную папку. Ярлыки должны по сути копировать упорядоченную до этого файловую структуру. Но выносить туда нужно, только часто используемые ссылки на папки.
Например:
- Docs — программы для работы с документами
- Коммуникация
- Мультимедиа
- Интернет
- Утилиты
- Разное
Так же удобно пользоваться поиском встроенным в операционную систему.
https://raindrop.io — легкая организация закладок, есть плагины для всех браузеров, для смартфонов, а также приложения для разных ОС.
https://getpocket.com — для организации статей, популярная программа.
Необходимо систематизировать всю информацию, организованная информация дает вам экономию времени.
Пример системы
- Кодекс
- Цели
- Проекты
- Идеи
- Заметки
- Артефакты
- Ссылки
Каждый должен разрабатывать свою систему хранения информации, по сути здесь хранится информация, которая нужна в жизни. Заметки, которые нужны в жизни.
Есть рабочее пространство, есть личное — достаточно удобное хранения информации.
- Чистота — минимум раз в неделю зачищай временные папки
- Оптимизация — улучшай и адаптируй систему под себя
- Упрощай — делай максимально просто
- Автоматизируй — если что-то можно, автоматизировать, то сделай это
- Обновления — внедряй новые программы, которые упрощают твою систему
- Помни о целях — система организации информации служить твоим задачам
- Мобильность — организуй такую же система на своем смартфоне
В папке входящие не храните больше 10-20 писем, сразу раскидывайте входящие сообщения по папкам или убирайте в Архив. Тем самым вы всегда будете видеть, ваши текущие задачи, письма. Порядок в почте, порядок в голове!
Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)
РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Беликова Екатерина ИвановнаМБОУ СОШ №4
Современное общество находится на информационном этапе развития, что накладывает отпечаток на требования, которые предъявляются к члену общества. В частности важным для успешной социализации человека является умение эффективно работать с потоками разнородных данных и большими массивами информационных ресурсов. Одним из аспектов данного умения выступает умение оптимальным образом систематизировать информацию, исходя из требований решаемой задачи. Анализ показывает, что, с точки зрения психологии мышление человека (восприятие, запоминание, преобразование информации и иные интеллектуальные операции) ориентировано на работу с систематизированной информацией. Например, процесс запоминания проходит более эффективно, если при получении информации человеку удаётся предельно рационально её структурировать. Особенности коммуникативных процессов таковы, что важную роль играет систематизированное представление передаваемой информации. В этом случае интерпретация ее получателем будет более адекватной тому, что хотел передать источник информации (по сравнению с передачей хаотично организованных и плохо структурированных сведений). По сути, систематизация и структурирование информации – психологические механизмы, позволяющие человеку работать с большими потоками информации. Важно научить школьников осознано использовать эти механизмы. Обучение должно быть построено так, чтобы воспринятая обучаемым информация не только стала знанием, но чтобы отдельные элементы знания выстроились в систему, которая является необходимым условием успешного оперирования этими знаниями в практической деятельности при работе с реальными объектами-системами.
Вообще все учебные курсы предоставляют обучаемым тот или иной опыт работы с информацией, знакомят со специфическими методами её поиска, анализа, формализации, систематизации, запоминания, применения и т.п. Но курс информатики стоит особняком в этом ряду, поскольку методы работы с информацией и сами информационные структуры для него не столько методические приёмы и средства, сколько важная составная часть содержания обучения. С одной стороны, цели и задачи самого курса, зафиксированные в Образовательном стандарте, во многом, связаны с формированием умений работать с информацией, что невозможно без владения методами ее организации, структурирования, упорядочивания и тому подобное. С другой стороны, умение грамотно систематизировать информацию является также надпредметным умением, формируемым курсом информатики. В этом, в частности, проявляется интегративная и метапредметная роль информатики.
Курс информатики очень динамичен. Содержание обучения постоянно приходится адаптировать к новым научным идеям и техническим разработкам, которые быстро и прочно входят в повседневную жизнь и профессиональную деятельность людей. Вслед за содержанием приходится корректировать методы, формы и средства обучения. Другая особенность связана с тем, что сегодня напряженность общеобразовательного курса крайне велика. Одним из путей расширения содержания в рамках того же учебного времени, но без резкого увеличения интенсивности обучения, является выявление в разных разделах курса сходных вопросов; определение для них общей теоретической базы; объединение их на этой общей основе в самостоятельные модули. Такой подход позволяет избежать различных толкований одних и тех же объектов в разных разделах, избежать дублирования учебного материала и, главное, обеспечить формирование системного взгляда на изучаемые проблемы. Все это непосредственно относится к изучению в рамках общеобразовательного курса информатики закономерностей, методов, средств систематизации и структурирования информации.
Изучение информатики и информационных технологий во многом связано с вопросами систематизированного представления информации. Эти вопросы изучаются сегодня разрозненно – для каждого типа задач и каждого вида программных сред изучаются те способы систематизации и те структуры данных, которые свойственны конкретному программному средству и/или конкретной информационной технологии. В результате получается, что некоторые частные вопросы нередко дублируются в разных разделах курса, а общие закономерности структурирования данных выпадают из поля внимания.
Как показывает опыт, многие старшеклассники, даже при решении несложных задач, испытывают большие затруднения с анализом условий, если данные представлены бессистемно. Они не всегда могут выделить существенные для данной задачи условия и данные, а также отделить их от второстепенных или вовсе лишних. Они не могут построить адекватную структуру таблицы при знакомстве с реляционными базами данных. При изучении программирования путаются в типах данных и не соотносят их с изученными ранее способами кодирования информации в компьютере. Понятие «структура данных» ассоциируется у учащихся в основном с реляционной, иерархической и сетевой моделями структур данных и никак не согласуется со структурированными типами данных в программировании. «Тип данных» в электронных таблицах никак не связывается с «типом данных» в программировании или в базах данных. Часто не видится различие между «типом данных» и «форматом данных». Этот список можно продолжать и дальше.
Наиболее наглядно это проявляется, когда приступаем к изучению различных сфер применения информационных технологий. Например, при изучении геоинформационных систем и технологий приходилось вначале вновь подробно рассматривать способы двоичного кодирования, форматы представления и хранения данных, различия между атрибутивными и пространственными данными при описании объектов и т.п. Естественно, что при таком подходе времени хватает только на самое общее знакомство с методами и задачами непосредственно ГИС, а, следовательно, у учащихся вновь остается только поверхностное представление о них. На наш взгляд, во многом это следствие того, что проблемы систематизации информации и структурирования данных в курсе информатики системно не рассматриваются.
Способом разрешения этих проблем может быть объединение всех вопросов курса информатики, так или иначе относящихся к систематизации и структурированию информации, в единый модуль. При этом можно руководстводствоваться принципом двойного вхождения Вадима Семеновича Леднева о том, что каждая из базисных содержательных линий должна входить в общую структуру содержания двояко — как отдельный самостоятельный модуль (рассматриваться как объект изучения), так и в качестве “сквозной” линии по отношению ко всем другим модулям.
В настоящее время различные процедуры систематизации и структурирования применяются при изучении большинства тем информатики. То есть, как сквозная линия курса данные вопросы в содержании курса присутствуют. Но их важность для формирования умения работы с информацией так велика, что целесообразно рассматривать их и как объект изучения. Для этого необходимо выделить самостоятельный модуль, в котором можно целенаправленно изучать общие методы систематизации, базовые структуры данных, связь систематизации с моделированием и кодированием и т.п. В качестве общей методологической базы построения методики обучения систематизации и структурированию информации целесообразно выбрать системный подход, как наиболее соответствующий целям и видам учебной деятельности.
Итак, что в результате целенаправленного изучения основ систематизации информации мы можем добиться:
более глубокого понимания:
- смысла основных для информатики понятий: «информация», «данные», «формат данных», «тип данных», «файловая структура» и т.п.;
- назначения и особенностей существующих способов систематизации информации (упорядочивания, классификации, структурирования, типологизации);
- сходства и различий в употреблении таких часто встречающихся в информатике словосочетаний, как «тип данных», «тип информации», «формат данных», «формат файлов», «тип файлов», «сортировка данных», «упорядочивание данных», «структура данных», «структура документа», «организация информационных ресурсов в сети» и т.п.
более прочных знаний:
- основных способов организации разнородной информации;
- способов организации файловых структур, данных в базах данных, информационных ресурсов сети;
- основных структур данных и способов их представления средствами электронных таблиц, баз данных, программирования, геоинформационных систем;
- основных типов и форматов данных в различных программных средах.
- умений:
- выбирать оптимальную для решения конкретной задачи структуру данных;
- приводить данные к выбранной структуре;
- организовывать поиск нужных сведений и данных в зависимости от способа их организации и формата представления в конкретном программном средстве или конкретной поисковой системе.
В итоге это у обучаемых формируются следующие качества:
- понимание того, что решение любой задачи должно начинаться с анализа имеющихся сведений, с оценки свойств данных, содержащихся в этих сведениях (полноты, полезности, достоверности, актуальности и т.п.);
- опыт выделения существенных для решения задачи данных и существующих между ними связей;
- понимание того, что каждое программное средство рассчитано на определенный набор способов организации, структурирования, представления данных, и это необходимо учитывать при организации процесса решения задачи с помощью компьютерных средств;
- умения осознанно выбирать модель структур данных, адекватных условиям задачи и возможностям программной среды, с одной стороны, и позволяющих применить наиболее эффективный метод решения задачи, с другой (быстрее осуществить поиск информации, точнее провести расчеты, экономнее хранить данные и т.п.);
- опыт поиска недостающих для решения задачи сведений путем обращения к словарям, справочникам, базам данных, ресурсам Сети и т.п.
ли со статьей или есть что добавить?