РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Найдено 7 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

—> СИСТЕМАТИЗАЦИЯ организация изучаемых объектов в определенную систему и в принятой последовательности на основе выбранного принципа.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

—> СИСТЕМАТИЗАЦИЯ представление содержания документов в виде классификационных индексов в целях организации библиотечного или справочно-информационного фонда и (или) создания справочно-библиографического или справочно-поискового аппарата.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

—> СИСТЕМАТИЗАЦИЯ Мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. В лингводидактике на базе системного подхода (метода научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем) выделяются система методических терминов, система обучения, а в педагогике – система образования. Объективным условием для С. является логическая структура учебного предмета, в котором различаются основные, исходные и более частные понятия.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

—>Систематизация1) упорядочение полученной мониторинговой информации в виде таблиц, графиков, профилей (гистограмм, диаграмм)!, «таблетных» и иных форм или различных классификаций, выполненных на основе четких оснований — сходства, различия, величины, силы выраженности каких-либо признаков или свойств и т.п., с целью ее подготовки для последующих операций — сопоставления, сравнения, анализа и обобщения, установления причинно-следственных отношений; установление иерархической зависимости элементов к.-л. множества.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

—>СИСТЕМАТИЗАЦИЯ(от греч. systema – целое, состоящее из частей) – мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации – классификация, т с распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (напр., классификация животных, растений, хим. элементов) К систематизации приводит также установление причинно-следственных отношений между изучаемыми фактами, выделение оси единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы. Системтизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение. Литература: [56].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

—>Систематизациямыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации – классификация, т. е. распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). К систематизации приводит также установление причинноследственных отношений между изучаемыми фактами (например, в курсе истории), выделение основных единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы. Систематизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение. Стремление к систематизации в виде простейших классификаций возникает уже у дошкольника и выражается в словах «все», «некоторые», «один», «ни один» и т.п. Систематизация занимает важное место в развитии и воспитании мышления и памяти. Объективным условием для систематизации знаний является логическая структура учебного предмета, в котором различаются основные, исходные и более частные понятия.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

—>СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Показать еще…

imageЗдравствуйте, дорогие друзья! В сегодняшней статье на блоге мы поговорим с вами о том, как систематизировать информацию на компьютере для дальнейшей эффективной работы на нем. Чтобы избежать множества проблем, таких как непродуктивная работа системы, сложности с поиском нужной информации, диски переполнены бесполезными файлами, хранение информации становится просто небезопасным.

Большинство пользователей вообще не знают, как систематизировать информацию на компьютере, а если и знают, то просто не хотят этого делать. А зря! От этого практически напрямую зависит эффективность работы на компьютере.

Поэтому в этой статье я постараюсь рассказать вам, как систематизировать информацию на компьютере, причем сделать это быстро и эффективно. Если не запомнить простые правила хранения и сортировки информации на компьютере, можно потом долго кусать локти.

Для начала, нужно четко представлять, из каких дисков состоит ваш компьютер, и где можно и нужно хранить всю информацию.

1. Системный диск С:.

В основном существуют два основных информационных пространства на жестком диске – это диск С:  (системный) и диск D: (рабочий). Такое разделение необходимо для безопасности  и удобства.

На практике же может оказаться, что у вас несколько рабочих дисков или вообще только один диск С:. И если у вас на компьютере только диск C:, то его обязательно нужно разделить на два логических диска (раздела).

Системный диск С: необходимо использовать только для системных данных, на нем хранятся файлы операционной системы (например Windows 7, Windows 8, Windows 10, Mac OS), которые отвечают за корректную работу, а также программы, которые устанавливаются по умолчанию.

Внимание! Никогда не храните свои личные файлы (документы, фото, видео, музыку и т.д.) на системном диске C:! Исключение составляет, созданная вами, временная папка Temp. Скидывайте в эту папку файлы, которые необходимо временно сохранить и регулярно ее разбирайте, удаляя все ненужное в Корзину. Ее можно сделать даже на рабочем столе или, при желании, поместить на рабочий диск.

Кстати говоря, не все пользователи знают, что «Рабочий стол» и папка «Мои документы» относятся к системному диску С:.  🙂

2. Рабочий диск D:.

После того, как вы разгрузили системный диск С: от лишних файлов, удалили все ненужное, переместили все нужное, например, на рабочий диск D:, самое время заняться структурированием рабочего диска.

Нельзя скидывать информацию куда попало. Проблемы с поиском нужного файла будут очевидными. Поэтому нам необходимо рабочее пространство разделить на большие тематические папки.

Приведу пример создания папок по темам, но здесь уже все зависит от ваших предпочтений, интересов и потребностей. Внутри большой тематической папки сделайте подпапки для быстрого поиска нужной информации.

Скажу сразу, не увлекайтесь созданием папки «Разобрать». Практика показывает, что разобрать ее до конца пользователям так и не получается. Она только с каждым разом становится все больше забита всякой информацией.  🙂

Вот пример самих папок:

  • Temp (это папка для временных файлов, которые необходимы только на некоторое время, после просмотра их нужно сразу же удалять, например, список покупок).
  • Аудио (для хранения музыки, подкастов, аудиокниг и прочее аудио).
  • Бэкапы (папка для резервных копий, ее лучше разбить на папки по названиям программ).
  • Видео (фильмы, мультфильмы, клипы и прочее видео).
  • Дистрибутивы (для хранения нераспакованных/неинсталлированных программ, сделать папки по назначению).
  • Документы (личная и деловая документация, сканы документов, регистрации, логины, пароли, архивы, счета и прочие документы).
  • Загрузки (для хранения скачиваемых файлов, например, с интернета).
  • Картинки (для хранения картинок, более узко по тематикам).
  • Книги (по жанрам или по авторам, сюда же можно перенести папку «аудиокниги» из раздела «аудио»).
  • Обучение (например, рефераты, учебники, таблицы, обучающее аудио и видео).
  • Отдых (любая информация, связанная с отдыхом, поездками, путешествиями).
  • Работа (отчеты, курсы, планы и т.д.).
  • Фото и домашнее видео (для хранения домашнего фотоальбома и видео).
  • Хобби (например, авто, здоровье, вязание, финансы, кулинария, ваше творчество и т.д.).

Еще раз повторюсь, это всего лишь пример создания папок по темам. У вас могут быть совсем другие названия у папок. Здесь уже все зависит только от ваших предпочтений, интересов и потребностей. 🙂

3. Несколько советов относительно папок:

  1. Если вы хотите сделать какие-то папки приоритетными и чтобы они у вас были всегда сверху, то проставьте в каждой папке порядковый номер.
  2. Используйте в названии папки русские и латинские буквы, пробелы, знаки препинания.
  3. Строчные и прописные буквы система читает одинаково, поэтому создать две разные папки с именами «Папка» и «папка» не получится.
  4. Не ставьте пробел в начале названия и в конце, т.к. система их автоматически уберет.
  5. Точка в начале названия папки может вызвать сообщение об ошибке, но если она необходима, тогда поставьте после нее тире, пробел или еще точку.
  6. Система также не даст вам поставить в названии папки символы / | : * ? “ < >
  7. Нельзя называть папки именами, зарезервированными для обозначения различный устройств: aux con, prn, aux, nul, com1, com2, com3, com4, com5, com6, com7, com8, com9, lpt1, lpt2, lpt3, lpt4, lpt5, lpt6, lpt7, lpt8, lpt9, nul, prn.
  8. Существует ограничение количества знаков в названии папки – 260 знаков. При операциях копирования, переименования, перемещения системные программы используют полный путь к папке или файлу. В него включено перечисление всех каталогов, которые нужно пройти от корневой директории, чтобы добраться до нужного файла. На весь путь наложено такое же ограничение — он не должен быть больше 260 знаков, если символов будет больше, система выдаст сообщение об ошибке. Поэтому используйте короткие названия папок.
  9. В именах папок не применяется расширение, но при определенном желании можно использовать и его.
  10. Для наглядности, стандартные папки можно окрасить в различные цвета с помощью простой утилиты iColorFolder. Чтобы изменить цвет папки, нужно нажать на ней правой кнопкой и выбрать «ColorLabel».

image

4. Несколько советов относительно файлов:

  1. Переименуйте все нечитабельные названия.
  2. Возьмите за правило не давать файлам названия, типа «hgjjgj223» и т.д.
  3. Можно все файлы пометить различными значками и ярлычками (например, нотки и т.д.).
  4. При желании, можно показывать или скрывать расширение файла. Для этого, нужно зайти в «Пуск» — «Панель управления» — «Свойства папки» — «Вид», найдете строку «Скрывать расширение для зарегистрированный типов файлов» и поставьте или уберите галочку.

Заключение.

И в заключение решения вопроса о том, как систематизировать информацию на компьютере, я хотел бы добавить еще несколько рекомендаций:

  1. После серьезного разбора всей информации на вашем компьютере, необходимо провести дефрагментацию диска (проводите ее не менее одного раза в месяц). За счет этого увеличится место на диске «сжатием» данных и продуктивность работы в целом.
  2. Регулярно проверяйте и очищайте компьютер от дубликатов файлов. Удаление дубликатов поможет отсеять ненужные копии файлов, с компьютера будут удалены лишние данные. Для удаления дубликатов файлов можно воспользоваться специализированными программами, например, Auslogics Duplicate File Finder.
  3. Всегда делайте резервные копии всех важных данных!
  4. Планируйте свою работу. Ваша новая файловая система не будет работать, если вы не будете помнить о сохранении файлов сразу в их подходящих папках.
  5. Не откладывайте. Если вы не организуете процесс сейчас, вы никогда не сможете «обойти» ее.

Теперь вы знаете, как систематизировать информацию на компьютере и свести к минимуму информационный беспорядок, ведь проще порядок поддерживать, чем каждый раз его наводить.

На этом пока все! Надеюсь, что вы нашли в этой заметке что-то полезное и интересное для себя. Если у вас имеются какие-то мысли или соображения по этому поводу, то, пожалуйста, высказывайте их в своих комментариях. До встречи в следующих заметках! Удачи! 😎

Вам понравилось? Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях, нажав по этим кнопкам!

 

В книге «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» Д. Аллен дает очень ценные советы по обработке и систематизации информации. 

Итак, систематизация информации включает в себя :

  •   избавление от всего ненужного;
  •   выполнение всех действий, занимающих менее двух минут;
  •   передача другим людям все задач, которые можно переложить на них;
  •   упорядочение собственной системы организации, ведение напоминаний о    делах, на которые требуется более двух минут;
  •  составление списка более серьезных задач и проектов.

«Те, кто бессмысленно расходуют свое время, чаще всего жалуются на его недостаток». Жан де Ла Брюйер

Рекомендуемые действия по обработке информации:

• Обрабатывайте проблемы по порядку.

• Обрабатывайте проблемы по одной.

Сосредоточение на единственной задаче позволяет уделить ей надлежащее внимание и принять верное решение.

Смысл древней пословицы, которая советует «только раз обращаться к каждому делу» в том, что нужно отказаться от вредной привычки постоянно доставать предметы из корзины и класть их обратно, так и не решив, что с ними делать.

Ключевой вопрос в процессе обработки информации: «Каковы дальнейшие действия?»

Есть два рабочих варианта:

• Поместить их в список «когда-нибудь/может быть».

• Занести их в календарь или картотеку. Идея всех этих процедур состоит в том, что они позволяют выбросить проблемы из головы и четко знать, что какое-нибудь напоминание о дальнейших действиях всплывет в нужное время.

Определите, что нужно сделать, чтобы принять решение.

Когда вы определили, в чем именно состоит первоочередной шаг в рамках решения проблемы, у вас есть три варианта поведения:

• Совершить необходимое действие (если оно занимает меньше двух минут).

• Передать задачу кому-то другому (если вы не являетесь главным субъектом совершения действия).

• Отложить дело — поместить его в организационную систему как вариант работы, которой можно заняться позднее.

Записывайте задачи, которые вы будете передавать другим людям, а затем — отслеживать, в блокнот или вкладывайте папку с отдельными листами. Можете также составить перечень в категории «Ожиданий» на вашем компьютере. Важно датировать все документы, которые вы передаете другим.

Последний шаг на пути ко дну корзины предполагает перенос внимания с отдельных действий на общую картину, т.е. на ваши проекты. «Проект» — любой результат, в достижении которого вы заинтересованы, требующий от вас более одного активного действия.

Существует семь основных типов материала, который требуется отслеживать и контролировать с организационной точки зрения:

  1. Список проектов.
  2. Сопутствующие материалы по проектам.
  3. Действия и сведения, занесенные в календарь.
  4. Списки «Первоочередные шаги».
  5. Список «Ожидания».
  6. Справочные материалы.
  7. Список «Когда-нибудь/может быть».

Очень важно провести четкие границы между категориями. Категории должны быть разделены: визуально, физически и психологически.

В папках (электронных или традиционных) можно хранить справочный материал и вспомогательную информацию по текущим проектам.

Несколько из следующих заглавий списков, вам хорошо знакомы

  •     Звонки.
  •     Компьютер.
  •     Выезды.
  •     Офисные дела (В офисе (разное)).
  •     Дома.
  •     Повестки дня (для людей и для деловых встреч).
  •     Прочесть/просмотреть.

Хорошо подумайте, где и как вы можете совершить определенные действия или не можете их совершить, и составьте списки дел  соответствующим образом.

Напоминания следует разделить на отдельные категории, в зависимости от требуемых дальнейших действий. Например, для путешествия создать две папки: одну озаглаввить «Прочесть/просмотреть», другую — «Ввод данных». Можно создать отдельную папку для сообщений, обработка которых занимает более двух минут.

Опустошение папки «входящие» не означает решение всех хранящихся в ней проблем. Процесс требует от вас УДАЛЕНИЯ всего, что можно удалить, СОРТИРОВКИ сведений, которые вы решите сохранить и не предполагающих активных шагов, ВЫПОЛНЕНИЯ действий, занимающих менее двух минут и требующих переноса в папки с напоминаниями всех ожиданий и сообщений, которые обязывают вас что-то предпринять.

Психологическая проблема, с которой сталкивается большинство людей, имеющих дело с рутиной, состоит в том, что она остается «рутиной»: они не могут решить, что требует от них активных действий, а что — нет.

Если вы еще не создали список «Когда-нибудь/может быть» в той организационной системе, которую выбрали, сделайте это. Заполняйте список всевозможными проблемами подобного рода, о которых сможете вспомнить, — этот процесс вызовет у вас прилив разнообразных творческих идей. Категория «Когда-нибудь/может быть» теряет свою ценность, если периодически сознательно не возвращаться к ней.

Обобщенная памятная книжка представляет собой простую систему папок, позволяющую рассортировать бумаги и другие физические напоминания таким образом, чтобы информация, которая нужна вам на конкретную дату в будущем, «автоматически» оказывалась в корзине в назначенный день.

Таким образом, в течение рабочей недели вы будете извлекать и просматривать папку, посвященную соответствующей дате. Чтобы система работала, ее нужно ежедневно обновлять.

Самые непривычные ситуации требуют наиболее жесткого контроля. Составление списков по мере надобности — это одна из самых мощных и в то же время самых элегантных и простых процедур, которые вы можете внедрить в свою жизнь.

Золотым ключиком к постоянной эффективности процесса является еженедельный обзор проблем.

 

  1. Посмотреть, что есть
  2. Выгрузка информации
  3. Порядок
  4. Внедрение

Программы, которыми мы пользуемся (удалить не нужные).

Файлы на компьютер. Загрузки — это входящая папка.

Хранилища файлов (облачные хранилища).

Хранение данных (фото, видео, тексты)

По смотреть какая есть информация по своим активностям, то есть разбить информацию по категориям.

Например: входящие документы, видео исходники, обработанное видео, скриншоты, фото (личные, для работы), фильмы, обучение, финансы, документы, клиенты, презентации, таблицы.

Необходимо продумать, сколько по времени документ может лежать в папке. Чтобы не хранить не нужную информацию.

Программа (веб-сервис) для организации информации. workflowy.com

Удобный сервис позволяющий создавать структурную схему с любым уровнем вложенности.

  • Компьютер
    • Программы
    • Файловая система
  • Браузер
    • Частые вкладки
    • Редкие вкладки
  • Облака
    • DropBox
    • Яндекс Диск
    • Google Doc
  • Главная программа

Необходимо организовать свою систему хранения информации, это динамическая система она может изменяться по мере использования

Notion программа для организации вкладок-ссылок.

Их  не должно быть много, только самое необходимое 3-5 (7-10). Когда сохраняем то сразу быстро переходим в нужную папку. Ярлыки должны по сути копировать упорядоченную до этого файловую структуру. Но выносить туда нужно, только часто  используемые ссылки на папки.

Например:

  • Docs — программы для работы с документами
  • Коммуникация
  • Мультимедиа
  • Интернет
  • Утилиты
  • Разное

Так же удобно пользоваться поиском встроенным в операционную систему.

https://raindrop.io — легкая организация закладок, есть плагины для всех браузеров, для смартфонов, а также приложения для разных ОС.

https://getpocket.com — для организации статей, популярная программа.

Необходимо систематизировать всю информацию, организованная информация дает вам экономию времени.

Пример системы

  • Кодекс
  • Цели
  • Проекты
  • Идеи
  • Заметки
  • Артефакты
  • Ссылки

Каждый должен разрабатывать свою систему хранения информации, по сути здесь хранится информация, которая нужна в жизни. Заметки, которые нужны в жизни.

Есть  рабочее пространство, есть личное — достаточно удобное хранения информации.

  • Чистота — минимум раз в неделю зачищай временные папки
  • Оптимизация — улучшай и адаптируй систему под себя
  • Упрощай — делай максимально просто
  • Автоматизируй — если что-то можно, автоматизировать, то сделай это
  • Обновления — внедряй новые программы, которые упрощают твою систему
  • Помни о целях — система организации информации служить твоим задачам
  • Мобильность — организуй такую же система на своем смартфоне

В папке входящие не храните больше 10-20 писем, сразу раскидывайте входящие сообщения по папкам или убирайте в Архив. Тем самым вы всегда будете видеть, ваши текущие задачи, письма. Порядок в почте, порядок в голове!

Статья опубликована в рамках: Международной научно-практической интернет-конференции «Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе» (Россия, г.Москва, МПГУ,16 — 17 февраля 2016г.)

РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Беликова Екатерина ИвановнаМБОУ СОШ №4

Современное общество находится на информационном этапе развития, что накладывает отпечаток на требования, которые предъявляются к члену общества. В частности важным для успешной социализации человека является умение эффективно работать с потоками разнородных данных и большими массивами информационных ресурсов. Одним из аспектов данного умения выступает умение оптимальным образом систематизировать информацию, исходя из требований решаемой задачи. Анализ показывает, что, с точки зрения психологии мышление человека (восприятие, запоминание, преобразование информации и иные интеллектуальные операции) ориентировано на работу с систематизированной информацией. Например, процесс запоминания проходит более эффективно, если при получении информации человеку удаётся предельно рационально её структурировать. Особенности коммуникативных процессов таковы, что важную роль играет систематизированное представление передаваемой информации. В этом случае интерпретация ее получателем будет более адекватной тому, что хотел передать источник информации (по сравнению с передачей хаотично организованных и плохо структурированных сведений). По сути, систематизация и структурирование информации – психологические механизмы, позволяющие человеку работать с большими потоками информации. Важно научить школьников осознано использовать эти механизмы. Обучение должно быть построено так, чтобы воспринятая обучаемым информация не только стала знанием, но чтобы отдельные элементы знания выстроились в систему, которая является необходимым условием успешного оперирования этими знаниями в практической деятельности при работе с реальными объектами-системами.

Вообще все учебные курсы предоставляют обучаемым тот или иной опыт работы с информацией, знакомят со специфическими методами её поиска, анализа, формализации, систематизации, запоминания, применения и т.п. Но курс информатики стоит особняком в этом ряду, поскольку методы работы с информацией и сами информационные структуры для него не столько методические приёмы и средства, сколько важная составная часть содержания обучения. С одной стороны, цели и задачи самого курса, зафиксированные в Образовательном стандарте, во многом, связаны с формированием умений работать с информацией, что невозможно без владения методами ее организации, структурирования, упорядочивания и тому подобное. С другой стороны, умение грамотно систематизировать информацию является также надпредметным умением, формируемым курсом информатики. В этом, в частности, проявляется интегративная и метапредметная роль информатики.

Курс информатики очень динамичен. Содержание обучения постоянно приходится адаптировать к новым научным идеям и техническим разработкам, которые быстро и прочно входят в повседневную жизнь и профессиональную деятельность людей. Вслед за содержанием приходится корректировать методы, формы и средства обучения. Другая особенность связана с тем, что сегодня напряженность общеобразовательного курса крайне велика. Одним из путей расширения содержания в рамках того же учебного времени, но без резкого увеличения интенсивности обучения, является выявление в разных разделах курса сходных вопросов; определение для них общей теоретической базы; объединение их на этой общей основе в самостоятельные модули. Такой подход позволяет избежать различных толкований одних и тех же объектов в разных разделах, избежать дублирования учебного материала и, главное, обеспечить формирование системного взгляда на изучаемые проблемы. Все это непосредственно относится к изучению в рамках общеобразовательного курса информатики закономерностей, методов, средств систематизации и структурирования информации.

Изучение информатики и информационных технологий во многом связано с вопросами систематизированного представления информации. Эти вопросы изучаются сегодня разрозненно – для каждого типа задач и каждого вида программных сред изучаются те способы систематизации и те структуры данных, которые свойственны конкретному программному средству и/или конкретной информационной технологии. В результате получается, что некоторые частные вопросы нередко дублируются в разных разделах курса, а общие закономерности структурирования данных выпадают из поля внимания.

Как показывает опыт, многие старшеклассники, даже при решении несложных задач, испытывают большие затруднения с анализом условий, если данные представлены бессистемно. Они не всегда могут выделить существенные для данной задачи условия и данные, а также отделить их от второстепенных или вовсе лишних. Они не могут построить адекватную структуру таблицы при знакомстве с реляционными базами данных. При изучении программирования путаются в типах данных и не соотносят их с изученными ранее способами кодирования информации в компьютере. Понятие «структура данных» ассоциируется у учащихся в основном с реляционной, иерархической и сетевой моделями структур данных и никак не согласуется со структурированными типами данных в программировании. «Тип данных» в электронных таблицах никак не связывается с «типом данных» в программировании или в базах данных. Часто не видится различие между «типом данных» и «форматом данных». Этот список можно продолжать и дальше.

Наиболее наглядно это проявляется, когда приступаем к изучению различных сфер применения информационных технологий. Например, при изучении геоинформационных систем и технологий приходилось вначале вновь подробно рассматривать способы двоичного кодирования, форматы представления и хранения данных, различия между атрибутивными и пространственными данными при описании объектов и т.п. Естественно, что при таком подходе времени хватает только на самое общее знакомство с методами и задачами непосредственно ГИС, а, следовательно, у учащихся вновь остается только поверхностное представление о них. На наш взгляд, во многом это следствие того, что проблемы систематизации информации и структурирования данных в курсе информатики системно не рассматриваются.

Способом разрешения этих проблем может быть объединение всех вопросов курса информатики, так или иначе относящихся к систематизации и структурированию информации, в единый модуль. При этом можно руководстводствоваться принципом двойного вхождения Вадима Семеновича Леднева о том, что каждая из базисных содержательных линий должна входить в общую структуру содержания двояко — как отдельный самостоятельный модуль (рассматриваться как объект изучения), так и в качестве “сквозной” линии по отношению ко всем другим модулям.

В настоящее время различные процедуры систематизации и структурирования применяются при изучении большинства тем информатики. То есть, как сквозная линия курса данные вопросы в содержании курса присутствуют. Но их важность для формирования умения работы с информацией так велика, что целесообразно рассматривать их и как объект изучения. Для этого необходимо выделить самостоятельный модуль, в котором можно целенаправленно изучать общие методы систематизации, базовые структуры данных, связь систематизации с моделированием и кодированием и т.п. В качестве общей методологической базы построения методики обучения систематизации и структурированию информации целесообразно выбрать системный подход, как наиболее соответствующий целям и видам учебной деятельности.

Итак, что в результате целенаправленного изучения основ систематизации информации мы можем добиться:

более глубокого понимания:

  • смысла основных для информатики понятий: «информация», «данные», «формат данных», «тип данных», «файловая структура» и т.п.;
  • назначения и особенностей существующих способов систематизации информации (упорядочивания, классификации, структурирования, типологизации);
  • сходства и различий в употреблении таких часто встречающихся в информатике словосочетаний, как «тип данных», «тип информации», «формат данных», «формат файлов», «тип файлов», «сортировка данных», «упорядочивание данных», «структура данных», «структура документа», «организация информационных ресурсов в сети» и т.п.

более прочных знаний:

  • основных способов организации разнородной информации;
  • способов организации файловых структур, данных в базах данных, информационных ресурсов сети;
  • основных структур данных и способов их представления средствами электронных таблиц, баз данных, программирования, геоинформационных систем;
  • основных типов и форматов данных в различных программных средах.
  • умений:
  • выбирать оптимальную для решения конкретной задачи структуру данных;
  • приводить данные к выбранной структуре;
  • организовывать поиск нужных сведений и данных в зависимости от способа их организации и формата представления в конкретном программном средстве или конкретной поисковой системе.

В итоге это у обучаемых формируются следующие качества:

  • понимание того, что решение любой задачи должно начинаться с анализа имеющихся сведений, с оценки свойств данных, содержащихся в этих сведениях (полноты, полезности, достоверности, актуальности и т.п.);
  • опыт выделения существенных для решения задачи данных и существующих между ними связей;
  • понимание того, что каждое программное средство рассчитано на определенный набор способов организации, структурирования, представления данных, и это необходимо учитывать при организации процесса решения задачи с помощью компьютерных средств;
  • умения осознанно выбирать модель структур данных, адекватных условиям задачи и возможностям программной среды, с одной стороны, и позволяющих применить наиболее эффективный метод решения задачи, с другой (быстрее осуществить поиск информации, точнее провести расчеты, экономнее хранить данные и т.п.);
  • опыт поиска недостающих для решения задачи сведений путем обращения к словарям, справочникам, базам данных, ресурсам Сети и т.п.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий