Рифма точная и неточная

image

Стихотворные рифмы

Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам. Впрочем, мы уже говорили о том, как писать стихи в этой статье и, соответственно, имеем общее представление о рифме и рифмовке в целом. Теперь же попытаемся несколько глубже раскрыть эту поэтическую алхимию.

Кроме того, обратите внимание на стихотворные размеры в этой статье.

            Виды рифм

Собственно, для того чтобы добиться успеха в этой области, следует разузнать несколько теоретических моментов. Не лишним будет узнать и то, какие рифмы бывают. А классификаций у них предостаточно.

1. По расположению ударения.

  • Мужская рифма

    подразумевает ударение на самом последнем слоге. Пример мужской рифмы:

Зима весёлая пришла

И много снега принесла.

Сразу оговоримся, что примеры рифм подобраны самые простые и без художественных изысков, дабы легче было понять суть дела.

  • Женская рифма

    как уже можно догадаться, охватывает те слова, чьё ударение падает на предпоследний слог (пример женской рифмы):

Пусть счастье будет ярче света,

А радость станет жарче лета.

 

  • Дактилическая рифма

    отводит нас ещё дальше на один слог. Речь идёт уже о третьем слоге с конца. Пример дактилической рифмы:

К малышу сегодня в садике

Приходили вновь солдатики.

  • Наконец, самая сложная – это

    гипердактилическая рифма

    . Если уже сбились со счёта, то отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвёртом (пример гипердактилической рифмы):

Берёзу день расчёсывает,

Берёзу день причёсывает…

2. По фонетическому созвучию рифмы бывают точные и неточные. С точными всё понятно: их замечают и узнают сразу, ими восхищаются, их принимают. Звуки точных рифм совпадают стопроцентно и ничем на слуху не выделяются:

Я сегодня рано встала

И поэтому устала.

Всё предельно просто. Но часто используют и неточные рифмы, где фонетическое созвучие лишь частично.

Мне сегодня вдруг не спится,

Я взяла тихонько спицы…

Вроде бы и улавливается что-то схожее, но если составить транскрипцию, то мы увидим, пусть и небольшое, но различие.

3. Частеречная принадлежность. Если говорить более простым языком, то рифмы по принадлежности к той или иной части речи.

  • Однородные рифмы

    относятся к одной и той же части речи. Либо это два имени существительных, либо два местоимения, либо два глагола. Почему-то обычно подобное сочетание не особо жалуют, ибо его считают крайне примитивным. Пример однородной рифмы:

Посмотри же на меня,

Хороша ль сегодня я?

  • Разнородные рифмы

    подразумевает сочетание глагола с именем существительным, имени прилагательного с наречием и прочее. Подобных компаний можно изобрести очень много. Пример разнородной рифмы:

Ты принёс мне сегодня цветы,

Перейдем же с тобою на «ты»!

  • Составные рифмы

    задействуют ещё и различные служебные части речи. Например, союзы и частицы. Пример составной рифмы:

Подойди-ка, подойди-ка,

Моя девица – гвоздика.

4. Лексические признаки.

  • Тавтологическая рифма

    – это крайне банальный приём, но который, так или иначе, в литературе встречается. В этом случае повторяется полностью слово или словоформа. Впрочем, если такую рифму использовать с умом, то можно дойти и до степени шедевра. Пример тавтологической рифмы:

Я тебя когда-то забыл,

Знаю я, что напрасно забыл…

  • Омонимическая рифма

    подразумевает совпадение не только звучания, но и написания. При этом слова имеют различные значения. Пример омонимической рифмы:

Наш с тобою крепкий брак

Выявил сегодня брак.

  • Каламбурная рифма

    не случайно стоит рядом с омонимической. Они действительно очень похожи. Вот только рифма строится на созвучии слова со сходным сочетанием нескольких слов. Пример каламбурной рифмы:

Не дойти никак до сада.

Вот такая вот досада!

  • Паронимическая рифма

    – это сочетание слов, сходных по звучанию лишь частично. Значения, естественно, у них тоже различны. Хотя и достаточно близки. Пример паронимической рифмы:

«Скоро вышлет ответ адресат»,-

Уверял всё себя адресант.

5. По степени богатства. Фонетическому, разумеется.

  • Богатые рифмы

    – это сочетания, в которых совпадает предударный согласный. Пример богатой рифмы:

Оторвался лепесток –

Стал печальнее цветок.

  • Бедные рифмы

    – это рифмы, где согласуются лишь гласные звуки, которые ещё и обязательно ударные. Больше никакого сходства не замечается. Пример бедной рифмы:

Я выпил сегодня вино

И жить мне стало легко.

Согласить, на рифму похоже мало, однако она есть!

6. Степень новизны

  • Банальные рифмы

    . Несложно предположить, что это нечто в виде: любовь-кровь, вечность-бесконечность.

  • Оригинальные рифмы

    чаще всего встречаются в наши дни, когда каждый поэт стремится превзойти не только своих конкурентов, но и самого себя. Наверное, все помнят слова известной песни Жеки про любовь, которая находится в душе на ПМЖ. Как-то так.

Напоследок, остановимся на разных видах рифмах, которые не относятся к классическим классификациям, но имеют определённую ценность.

  • Макароническая рифма

    – сочетание слова русского языка с неким зарубежным. Пример макаронической рифмы:

Неважно сколько тебе лет,

Если красишься Palette.

 

  • Абсолютная рифма

    – это союз полностью одинаковых слов. Исключение составляет только ударный звук. Пример абсолютной рифмы:

Пусть бушуют в доме грозы,

Пусть смакует сердце грёзы.

  • Графическая рифма

    , на первый взгляд, – явление и вовсе в поэзии бесполезное, ведь сочетаются в ней не звуки, а буквы: точно – нарочно. Вроде бы и всё гладко. А теперь произнесите это вслух? Конечно, учитывая орфоэпические нормы.

  • Открытая рифма

    оканчивается на гласный звук. Закрытая – на согласный.

  • Внутренняя рифма

    используется в середине строк, особенно, если они длинные. Лишние гармоничные сочетания явно не помешают.

  • Начальная рифма

    достаточно необычна, так как в этом случае рифмуются не последние слова в строке, а первые. Таким образом, тоже можно привлечь внимание читателя.

Конечно, это не весь перечень доступных рифм, но этого базового списка достаточно, чтобы иметь представление об устройстве стихотворения.

Виды рифмовки

Это последний момент, на который стоит обратить внимание в данной статье. Момент очень важный и нужный. Итак,

Смежная рифмовка

– способ самый простой и распространённый. Тут рифмуются каждые две строки. Пример смежной рифмовки:

Я тебя сегодня полюбила,

Я про горе прошлое забыла,

Я поверила сегодня в яркий свет,

Я нашла потерянный ответ.

Перекрёстная рифмовка

В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой. Пример перекрёстной рифмовки:

Мне недалеко уйти пришлось:

Я забыла собственное сердце.

Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,

Жаль, что сломаны заветные все дверцы.

Кольцевая рифмовка

действует, как змея, которая держит во рту собственный хвост: мы сочетаем первую строки с четвёртой, а вторую с третьей. Пример кольцевой рифмовки:

Я обошла давно весь свет.

Тебя ли я в нём потеряла?

Себя ли я тогда искала?

Я не могу найти ответ.

Сплетённая рифмовка

– это самый сложный и запутанный случай. Встречается редко, но тем не менее… В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке. Например, первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Пример сплетённой рифмовки:

Никто не заставлял тебя страдать,

Качаться, словно тонкая рябина

И плакать, будто всё прошло,

Ведь нам от жизни стоит брать,

То, что даётся прямо в спину,

И то, что нам с судьбой пришло.

Может, вариант достаточно наивный, зато хорошо демонстрирует то, о чём идёт речь.

Итак, мы и подошли к концу нашего теоретического монолога. Не забываем о том, что стихотворение – это всё-таки произведение искусства, поэтому продумывать его стоит до мелочей. А рифма – это очень и очень важная мелочь! Успехов!

Рифма — повторение более и менее сходных сочетаний звуков в окончаниях стихотворных строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк; в русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

Чем меньше совпадающих признаков фонемы, тем отдаленнее, тем «хуже» созвучие.

чем два последние. Можно обозначить различие фонем по трем первым признакам, как две условные единицы ; по двум последним — как одна.

Фонемы, различающиеся на 1-2 у. е., созвучны. Различия на 3 и более единиц на наш слух созвучия не удерживают. Например: П и Г различаются на три у. е. . И окоПы — ноГи едва ли можно считать в наше время рифмой. Еще меньше — окоПы — роЗы, где П и З отличаются на 4 у. е. . Итак, отметим ряды созвучных согласных.

Это, прежде всего, пары твердых и мягких: Т — Т’, К — К’, С — С’ и т..д., но к таким замещениям прибегают достаточно редко, так из трех пар рифм «откоС’е — роСы», «откоСы — роСы» и «откоСы — роЗы» более предпочтительны второй и третий варианты. Замещение глухих-звонких, пожалуй, наиболее употребительно: П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, Ш-Ж, Ф-В . Хорошо отзываются друг другу смычные П-Т-К и Б-Д-Г . Соответствующие два ряда фрикативных Ф-С-Ш-Х и В-З-Ж . Х не имеет звонкого аналога, но хорошо и часто сочетается с К. Эквивалентны Б-В и Б-М. Весьма продуктивны М-Н-Л-Р в различных сочетаниях. Мягкие варианты последних часто сочетаются с J и В . Итак, завершая наш разговор о точной и неточной рифме, повторим, что точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают.

Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже — двух звуков.

Проблема выражения благодарности.Рифма точная и неточная

Categories: Школьные сочинения

Слово из 8 букв, первая буква — «А», вторая буква — «С», третья буква — «С», четвертая буква — «О», пятая буква — «Н», шестая буква — «А», седьмая буква — «Н», восьмая буква — «С», слово на букву «А», последняя «С». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

АССОНАНС ПодходитНе подходит

Отгадайте загадку:

За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя; Промелькнуло, пробежало — Нет ни дыма, ни пожара. Показать ответ>>

За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь — очень гладкая, На вкус — как сахар сладкая! Показать ответ>>

За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь — очень гладкая, На вкус, как сахар, сладкая. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Рифма в словаре кроссвордиста

рифма

рифма

Рифма Ри́фма ( «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство.

рифма

ж.Созвучие концов стихотворных строк ( в стихосложении ) .

рифма

( гр. rhythmos размеренное движение) созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога от конца рифмующегося слова или словосочетания (1; 2; 3; 4 и далее) различают соответственно рифмы мужские, женские, дактилические и гипердактилические.

рифма

ж. Созвучие концов стихотворных строк (в стихосложении).

рифма

жен. , греч. однозвучие конечных слогов, в стихах, красный склад. У эллинов не было рифмы, а был только ритм, размер и ударенье, распев долгих и коротких слогов. Но вот, трещат уже морозы…. читатель ждет уж рифмы: розы, на вот, возьми ее! Пушкин. Богатая, полная рифма, по целому слогу одних и тех же букв; бедная, созвучная только по произношенью; созвучие, еще менее полная, либо сходная по одним гласным своим. | Ритм, в музыке, ритмическое движенье звуков, мерное расположенье и сочетанье музыкальной речи. Рифмовать, подбирать рифмы, кропать стишенки; | это слово рифмует, приходится в рифму. Что-то не рифмуется, не пишутся, не сочиняются стихи. Рифмованье, действие по глаг. Рифмач муж. рифмачка жен. рифмотворец или рифмоткач, рифмоплет или рифмопряд, плохой стихотворец, стихокропатель.

рифма

[созвучие (чаще всего стихотворных окончаний), ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога; по месту ударного слога от конца рифмующегося слова или словосочетания (1; 2; 3; 4 и далее) различают соответственно рифмы мужские, женские, дактилические и гипердактилические.

рифма

р`ифма, -ы

рифма

созвучие концов стихотворных строк Мужская р. (с ударением на последнем слоге стиха). Женская р. (с ударением на предпоследнем слоге стиха). Точная р. Говорить в рифму.

рифма

(от греч. rhythmos — складность, соразмерность), созвучие концов стихов (или полустиший, т. н. внутренняя рифма), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Развилась из естественных созвучий синтаксического параллелизма; в европейской поэзии употребительна с 10-12 вв. По объему различаются рифмы 1-сложные, 2-сложные и т. д.; по месту ударения (на 1, 2, 3, 4-м, … слоге от конца) — мужские, женские, дактилические, гипердактилические (см. Клаузула); по точности созвучия — точные (белый — смелый), приблизительные (белым — смелом), неточные (я — меня, пламя — память, неведомо — следом); по наличию опорных звуков выделяются рифмы богатые; по лексическим и грамматическим признакам — однородные (напр., глагольные) и разнородные, омонимические, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк — смежные (aabb; одинаковые буквы условно обозначают рифмующиеся строки-стихи), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (тернарные — aabccb), двойные, тройные и т. д. Ср. Ассонанс, Диссонанс.

рифма

рифма ж. Созвучие концов стихотворных строк (в стихосложении).

рифма

рифмы, ж. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении – созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.

рифма

— (от греч. rhythmos — соразмерность) — одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: «Поэзия — // та же добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды. // Изводишь // единого слова ради // Тысячи тонн // словесной руды» — это конечные созвучия стихов: труды — руды, радия — ради). По месту ударения различаются Р. мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая (см. клаузула ). Р. может быть простая: рифмуются между собой два слова (радость — младость) и составная: одно слово рифмуется с двумя (в вой ему — по-своему, где вы — девы). По точности созвучия Р. бывает точная (белый — смелый, Евгений — гений), приблизительная (белый — мелом; ветер — светел), неточная (я — меня, пламя — память, неведомо — следом). По наличию опорных звуков (согласных, стоящих перед ударным гласным) выделяется Р. богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному (ограда — винограда; труды — руды) и бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер — метил). Богатые Р. всегда оценивались как особо звучные. Выделяют также омонимические (составленные из омонимов) Р. ( «…Башня Кремля …// С галкой, устало прикрывшей веко, // Являла пейзаж Х века…» (И. Сельвинский)); тавтологические — повтор слова в конце стихов ( «А что же делает супруга // Одна в отсутствии супруга?» (А.С. Пушкин)); каламбурные — составные Р., построенные на игре слов, звуковом сходстве с целью достижения комического эффекта («Область рифм — моя стихия, // И легко пишу стихи я» (Д.Д. Минаев)). По взаимному расположению рифмующихся строк Р. бывает смежная (или парная — схема рифмовки аабб), перекрестная (схема рифмовки абаб), опоясывающая (или охватная, или кольцевая — схема рифмовки абба).

рифма

рифма

рифма, -ы

рифма

фирма

рифма

созвучие в окончании двух или нескольких стихов

Примеры употребления слова рифма в тексте

Рифма, это причудливое эхо, разносящееся по склонам холма муз, когда поэт говорит и слышит в ответ свой же голос; рифма, у настоящего художника делающаяся более чем просто вещественным добавлением к метрической красоте стиха, становящаяся духовным элементом мысли и страсти, так что с нею возникнет, быть может, новое настроение, или забьет новый источник идей, или — благодаря самой ее очаровательности и схваченному в ней звуковому созвучию — откроется златая дверь, в которую тщетно стучалось Воображение; эта рифма, способная превратить наш простой язык в речь богов, эта единственная струна, которую мы добавили греческой лире, у Роберта Браунинга оказывалась странным, плохо работающим инструментом, порою заставляя его, поэта, рядиться в костюм низкопробного комедианта и слишком часто побуждая взнуздывать Пегаса с цинической усмешкой того, кто не верит в собственное дело.

Слабый ток ударит в слово «день» — и выскакивает рифма «тень», электроны тронут слово «плит» и выскакивает рифма «спит».

Он повторил их еще и еще раз, попытался вспомнить, каким образом, когда задержались они в его памяти; потом оказалось, что к слову «олень » была рифма — «недолгий день», — рифма очень обычная, но Никольский обрадовался ей: ну да, вот он, усталый олень бежит по тусклой тундре, и короткий северный день — тот близко поставленный ему предел, за которым — ночь, смерть, ничто… Так это стихи! — догадался Никольский, и тут его сознание как будто разом осветилось.

Прага, 1922) значатся еще такие темы: «Вопросы теории литературы в России», «Учение Потебни о слове», «Подновление лексики», «Рифма», «Внутренняя рифма», «Каноны», «Канонизированная форма стиха и строфы», «Лирика»[18].

Кюхельбекер признавался: «…рифма очень часто внушала мне новые неожиданные мысли, такие, которые бы мне никоим образом не пришли бы на ум, если бы я писал прозою; да, мера и рифма вдобавок учат кратко и сильно выражать мысль, выражать её молниею: у наших великих писателей в прозе эта же мысль расползается по целым страницам».

Рифма, уже в процессе ее начального поиска, неминуемо обогащает лексику («две сами прийдут, третью приведут», а та подскажет неожиданное слово), и прежде всего рифма (хотя, конечно, и не только она) обусловила богатство и контрастность лексики Галича.

Эти послания нельзя отнести ни к прозе (наср — «рассыпанная речь»), ни к стихам (назм — «нанизанная речь»); по-арабски эта манера письма называется садж’ («воркование»), что переводится у нас обычно как «рифмованная проза», но это перевод неточный, так как от обычной прозы садж’ отличается не только наличием рифмы, но и ритмом, создающимся не как в поэзии — путем чередования комбинаций долгих и кратких слогов, а за счет равного количества слов в рифмующихся отрезках, а также параллелизма употребляемых грамматических форм и синтаксических конструкций; естественно, что ритмообразующую роль играет и рифма.

Не сразу пришло понимание, что этот смысл можно передать по-русски одним словом — «Алгорифма», то есть: рифма, поверяемая алгоритмом.

Слова которые можно составить из слова рифма аирамфимфирамармаримирмирамифраирамирафримрифрифарфифаифиафимфирмафрафрифриаарфирамриаамирфариамраимимрфрамраммфиаримаирирмифамирфмафриаамриамиафрирмафирмаимфираимаарифармирмафамармамрмиамаиимаррафиарфмафирмирафифариммарфримафимаимрафирамаиф Дополнительная информация:

Синонимы слова рифма

ассонансконсонанссозвучиеэпифора

Гиперонимы слова рифма

созвучие

Гипонимы слова рифма

гипердактилическая рифмадактилическая рифмаженская рифмакаламбурная рифмакольцевая рифмамужская рифма рифмы к слову рифма, слова из слова рифма, слова начинающиеся на «ри», слова начинающиеся на «риф», слова начинающиеся на «рифм», слова заканчивающиеся на «а», слова заканчивающиеся на «ма», слова заканчивающиеся на «фма», слова заканчивающиеся на «ифма», слова содеращие «иф», слова содеращие «ифм», слова содеращие «ифма»,

Подбор рифмы к слову

0%

    Если вы затрудняетесь в подборе рифмы к слову, Стихоробот поможет её найти. Можно ввести даже придуманное слово и получить результат.

    Введите слово, к которому хотите подобрать рифму. Длина слова не должна превышать 150 знаков.

    Очень важно не употреблять букву Е вместо Ё — иначе рифма для слова будет подобрана неправильно. Нажмите кнопку «начать». Ждите результата.

    Робот подберёт вам лучшие рифмы из нашей базы данных, которые встречаются в произведениях классиков и современных поэтов.

    Если робот — генератор рифм онлайн неправильно определил ударение в слове, к которому вы ищете рифму, не огорчайтесь. Он — только начинающий поэт. Выберите возможность — ставить ударение вручную и попросите его снова подобрать рифму к слову.

    • А теперь немного (совсем чуточку) теории…
    • Если вам понравилось, поделитесь с друзьями

    —>

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    5
    Материал подготовил
    Илья Коршунов
    Наш эксперт
    Написано статей
    134
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий