Содержание
В
Популярные решебники 10 класс Все решебники
Кузовлев
Spotlight Колмогоров 10-11 класс Алимов 10-11 класс New Millennium Атанасян 10-11 класс Мордкович Рудзитис Максаковский Рудзитис Мякишев Михеева Габриелян Никольский Погорелов 10-11 класс Мордкович Мякишев Габриелян Рымкевич 10-11 класс Семакин Rainbow Сахаров Габриелян Enjoy English Happy English Мордкович 10-11 класс
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1.Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? а) антонимы;б) синонимы;в) родственные.
в
2. Часть слова без окончания называется: а) основой;б) корнем;в) суффиксом.
а
3.Общая часть родственных слов называется: а) основой;б) корнем;в) окончанием.
б
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образованияновых слов — это: а) окончание;б) суффикс;в) приставка.
б
5. Определи окончание в слове мечтой. а) -той;б) -ой;в) -й.
б
6. Продолжи фразу. Основа слова — это: а) изменяемая часть слова;б) общая часть родственных слов;в) часть слова без окончания.
в
7.Из каких частей может состоять основа слова? а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.
в
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные. а) гусеница, гусь, гусята, густой;б) школа, школьный, пришкольный, школьник;в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
б
9. Дополни фразу. Приставка — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) часть слова, которая стоит после корня;в) служебная часть речи.
а
10. Какое из данных слов имеет приставку по-? а) полезный;б) подарок;в) по дороге.
б
11. Дополни фразу. Суффикс — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) изменяемая часть слова;в) часть слова, которая стоит после корня.
в
12. Выбери слово с суффиксом. а) завод;б) зонтик;в) собака.
б
13.Выбери значимые части слова. а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.
в
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
- — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
- — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
- — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
- — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
- чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Трус — …………………………………………………………………………..
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Тренировочная работа по теме «Состав слова»
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Разобрать слово по составу в€’В значит указать, из каких частей оно состоит. К значимым частям слова (морфемам) относятся:
-
Корень в€’ главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.Однокоренные слова с корнем –лес-: лес, лесной, лесник, пролесок, безлесный.
-
ПриставкаВ в€’В значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.Лететь в€’ вылететь, перелететь, прилететь, улететь.
-
СуффиксВ в€’В значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.Дом в€’ домик, домишко, домище.
-
ОкончаниеВ в€’В изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова.Трудная задача, решать задачу, две задачи.Не следует путать понятия В«однокоренные словаВ» и В«формы словаВ». Например: книга и книгу в€’ не однокоренные слова, а формы одного слова, которое стоит в разных падежах и поэтому имеет разные окончания.
ОсноваВ в€’В это часть слова без окончания, в которой заключено его лексическое значение. Основа слова включает в себя корень, а также приставку(-и) и суффикс(-ы) (если они есть).
Если слово не изменяется, то у него нет окончания и всё слово составляет основу. Например, при разборе по составу неизменяемого существительного В«пониВ» получаем: корень в€’В пони, окончания нет, основа слова в€’В пони.В
Разбор слова по составу называют также морфемным разбором. Слово, заданное для морфемного разбора, обозначается в тексте цифрой 2.
Порядок разбора слова по составу
- Определить, к какой части речи относится разбираемое слово:
- Найти окончание:
а) изменить слово так, как это свойственно словам данной части речи; б) сравнить изменения слова; в) отделить изменяющуюся часть. Это окончание. Обвести его рамочкой: -.
- Выделить часть слова без окончания: В . Это основа слова.
- Найти корень:
а) подобрать слова, которые можно объяснить с помощью одного слова; б) сравнить родственные слова, чтобы найти общий отрезок. Это и есть корень. Обозначить его дужкой: –.
- Найти приставку:
а) отделить часть слова перед корнем; б) образовать другие слова с этой частью; в) проверить, действительно ли этот отрезок — одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку — часть слова, стоящую перед корнем); г) отделить значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначить приставку условным значком: -.
- Найти суффикс:
а) выяснить, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием; б) подобрать слова, имеющие отрезок с тем же значением и звуковым составом; в) проверить, действительно ли это один суффикс (можно ли образовывать слова с этим суффиксом или суффиксами). Отметить суффикс условным значком: –.
Образец устного разбора слова по составу
На придорожной2 траве блестят росинки.
придорожной
- Определяю, к какой части речи относится слово придорожный: задаю вопрос какой?, слово обозначает признак по месту. Это прилагательное.
- Найду в слове окончание: изменю слово по числу — придорожные, по падежу — придорожную, по роду — придорожное. Сравниваю: меняется -ой на -ые, на -ую и -ое. Значит, -ой — это окончание. Обвожу его рамочкой: –ой.
- Найду в слове основу. Часть слова без окончания и есть основа — придорожн–. Обозначаю основу слова условным значком.
- Ищу корень. Слово придорожный можно объяснить словом дорога. Тем же словом объясняются слова дорожка, бездорожье, дорожный. Все эти слова по значению связаны со словом дорога, все имеют одинаковую часть -дорог- (-дорож-) — чередуются г–ж. Это корень. Обозначаю дужкой: –дорож–.
- Ищу приставку. Перед корнем часть при-, значит, в этом слове есть приставка при-. Без этой приставки остаётся слово дорожный. Подбираю другие слова с приставкой при-: пришкольный, пригородный, приморский. Отмечаю приставку значком: при–.
- Ищу суффикс. Между корнем и окончанием в слове есть часть -н-. Это суффикс. Слово придорожный обозначает признак. Ищу другие слова, обозначающие признак, с той же частью: дальний, холодный, книжный. Суффикс -н- встречается в словах, отвечающих на вопрос какой? и обозначающих признак. Отмечаю суффикс значком: –н –.
- Слово придорожной состоит из четырёх частей: окончания -ой, корня -дорож-, приставки при- и суффикса -н-:. Основа слова придорожн–.
Читайте также другие темы раздела В«Русский язык для начальной школыВ»:
вернуться на главную, на стр. “Морфемика в таблицах“, “Морфемный разбор”
Состав словаоснова — это часть слова, которая выражает его лексическое значение.корень слова — общая часть родственных словаффикс — общее название всех значимых частей слова, за исключением корня.приставки, или префиксы, — части слова, стоящие перед корнемсуффиксы — части слова, стоящие между корнем и окончаниемпостфикс (в применении к аффиксу -ся, -сь)окончание, или флексия, — это изменяемая часть слова, которая является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении. Относится к аффиксам. В большинстве сложных слов выделяется еще одна часть слова — соединительная гласная (интерфикс) Морфемный анализ (разбор слова по составу). Цель морфемного анализа (так называемого разбора слова по составу) – выявление структуры слова, точнее – предложенной для разбора словоформы. Морфемному разбору подвергаются только ЧЛЕНИМЫЕ СЛОВА (то есть те, в составе которых можно выделить две и более морфемы), при этом выделяются как словообразовательные, так и формообразующие морфемы.
Каждая значимая часть слова — приставка, корень, суффикс, окончание — называется морфемой. В основу входит корень и аффиксы (приставки, словообразовательные суффиксы, постфиксы).
Постфикс (лат. прикрепленный) – аффикс, находящийся после окончания в абсолютном конце слова.
В русском языке 5 постфиксов: 2 глагольных (-ся / -сь, -те: бороться, борюсь, учите) и 3 местоименных (-то, -либо, -нибудь: кто-то, какой-нибудь, чей-либо).
Выше перечисленные аффиксы являются словообразовательными.
Так, постфикс – ся придает глаголам переписываться, ссориться значение взаимности, а местоимения и наречия с постфиксами –то, -либо, -нибудь (кто-то, где-либо, когда-нибудь) имеют значение неопределенности.
Постфикс –ся / -сь выполняет словоизменительную функцию: он используется для образования форм страдательного залога. Например: Рабочие строят дом. – Дом строится рабочими.
Словоизменительный постфикс – те в форме повелительного наклонения глагола выражает грамматическое значение множественного числа: думай — те, запоминай — те.
Постфиксы совмещают в себе признаки приставок и суффиксов. Глаголы остаются глаголами, местоимения – местоимениями (начинать – начинаться, какой – какой-либо).
Формообразующие суффиксы, окончания, интерфиксы в основу не входят. При их наличии основа прерывистая: учи_ся, рисова_ась.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109 Усвоил тему — поделись с друзьями. Тесты на тему Морфемика Тест на тему Морфемный разбор Тест на тему Схема разбора слова по составу вернуться на главную, на стр. “Морфемика в таблицах“, “Морфемный разбор”
ли со статьей или есть что добавить?