Содержание
- Великое дао и учитель лао-цзы
- Постижение дао
- Специфика даосизма.
- История[править | ]
- Элементы учения[править | ]
- Философия Древнего Китая
- 4 понятия философского мышления Китая
- Конфуцианство
- Даосизм
- Легализм
- Моизм
- Философия Древнего Китая – самое главное кратко. ВИДЕО
- Даосизм. Основные идеи и принципы за 1 минуту. ВИДЕО.
- Резюме
Даосизм — древнейшее китайское философское учение, в основе которого лежит понятие «дао» — универсального закона Вселенной, управляющего природой, космосом и человеком.
Великое дао и учитель лао-цзы
Лао-цзы, основоположник даосизма
Основа философии даосизма — учение о великом дао. Эта концепция, довольно сложная для понимания, имеет множество значений и толкований. Дао — это закон вселенной, управляющий всем в мироздании: от жизни отдельного человека до существования галактик. В то же время дао — это тончайшая субстанция, пронизывающая абсолютно все. Приверженцы философии даосизма считают, что инь и ян появляются из дао, а так как весь мир возникает из инь и ян, то дао — это основа и начало всего. Что же такое дао? В главном трактате даосизма, «Дао дэ цзин» («Учение о дао и дэ»), говорится, что дао безымянно, бесконечно и недоступно для обычных человеческих чувств и ума. То есть увидеть, потрогать или понять дао невозможно. Поэтому философия даосизма наполнена парадоксами.
Вторая важная в даосизме категория — дэ, которая понимается как благодать или универсальная сила, при помощи которой дао проявляется в мире. Применительно к человеческой жизни дэ — это то, что заставляет человека идти по пути духовного развития, стремиться постичь непостижимое дао.
Все эти понятия были впервые разъяснены в трактате «Дао дэ цзин». По легенде, основатель даосизма Лао-цзы на закате жизни решил покинуть Китай. На границе его остановил смотритель и, узнав, что перед ним великий мудрец, попросил его оставить свое знание в родной стране. Лао-цзы за ночь написал «Дао дэ цзин». Впоследствии эта книга оказала огромное влияние на формирование китайской культуры.
Однажды Чжуан-цзы задремал на лугу, и ему приснилось, что он — бабочка. Когда он проснулся, то никак не мог решить, кто он: Чжуан-цзы, которому приснилось, что он бабочка — или бабочка, которой снится, что он Чжуан-цзы
Постижение дао
Один из последователей Лао-цзы, философ Чжуан-цзы, развил учение основателя и изложил свои взгляды на постижение дао в трактате, названном его именем. Как же приблизиться к пониманию непознаваемого дао? Изучение теории в этом случае бессмысленно, утверждает философ: постичь дао и дэ можно только практическим путем непосредственного переживания.
Дао проявляется и в обычной жизни человека, но осознать это сложно. Для постижения дао последователи даосизма вели отшельническую жизнь, наполненную духовными практиками. Их инструментами были медитация, упражнения, пост и воздержание. Отрешаясь от обыденной суеты, они стремились погрузиться в дао.
«Человек берет за образец землю, земля — небо, небо — дао, дао — естественность» (Лао-цзы)
Один из способов познания дао — следование принципу у-вэй, что переводится как «неделание», «спонтанность». Ничего не делать — это значит избавиться от желаний, стремлений, связанных с этим напряжением и страданием. Просто плыть по течению судьбы и при этом быть наблюдателем, осознающим все происходящее и во внешнем, и во внутреннем мире. Пример практики у-вэй — выполнение бессмысленных действий, например перекладывание камней с места на место. Таким образом последователи дао-сизма избавлялись от привязанности к результату действия и направляли энергию на внутреннее созерцание.
«Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создает порядок в мире» (Лао-цзы)
Поделиться ссылкой
Previous Entry | Next Entry
Специфика даосизма.
Многих интересует, почему я обозначил себя как даос, да ещё и древний. К сожалению, это слово не только вносит ясность, но и само нуждается в пояснии. О том, почему именно даос – я достаточно подробно объяснил здесь: http://drevniy-daos.livejournal.com/28764.html Упреки в моем несоответствии даосизму, которые периодически высказываются разными людьми, смешны, особенно учитывая слабое знание даосизма говорящими подобное. Итак, вокруг даосизма много заблуждений и сознательных фальсификаций. Об этом тоже речь уже шла http://drevniy-daos.livejournal.com/70107.html и http://drevniy-daos.livejournal.com/107542.html Пришло время раскрыть даосизм с положительной стороны, не говоря, чем он не является, а говоря чем является. И конечно, в чем его ценность. Даосизм – философская школа, но не в том смысле, что был круг мыслителей-даосов, или они учились друг у друга. Были, конечно, и друзья, и ученики – но не в этом единство даосской “школы”. Не стоит забывать и то, что даосизм был ведущим учением в философской Академии Цзыся. Но при том, что даосизм – философское направление, он не похож на другие философские системы и направления. В истории мировой мысли было очень мало аналогов даосизму, не исключая и новое время, даже если смотреть отдельные компоненты учения. Полностью философский даосизм не развивался после 2-3 веков нашей эры, когда начался расцвет религиозного даосизма, сохранившего название, но изменившего содержание. Так же не возникло подобгного учение в какой-либо другой стране. Можно подумать, что даосизм – специфичен для Китая, но это не так. В даосской философии нет ничего специфически китайского, она может быть понятна любому человеку – по крайней мере в пересказе, в адаптированном изложении. Поразительно, насколько много общего у греческих киников и даосов – местами можно встретить почти дословные совпадения, жаль у нас мало материала для сопоставления. И сравнение даосов и киников сразу указывает на их принципиальное внутреннее родство – обе философии есть философии жизни и философии практики. Более того, и даосизм и кинизм выступает против “школьной мудрости”, хотя та и не являлась ещё официальной идеологией. Даосы полемизировали с конфуцианцами, киники – с Платоном. Обратите внимание, что Платон, как и Кун-цзы, был сторонником государства и законов, упорядоченности, как и он, создал социальную утопию. Даосы не просто создали свою оригинальную философию – они делали это в полемике с другими учениями, и активно критикуя действительность. Основа даосизма – всё в мире происходит стихийно, нецеленаправленно. Это свойственно дао, которое есть основа бытия, можно сказать основная закономерность. Природа сама всё создает – ей никто не управляет. Нас сейчас подобными утверждениями не удивить, но представьте как радикально это звучало две тысячи лет назад! Человек, который как и всё живое, является порождением дао, начал поступать вопреки ему. Его путь несоответствует пути природы. Войны, угнетение, культура, законы и техника – всё это следствия отхода от природного дао. Примечательно, что этот процесс (представляющийся даосам как прогресс наоборот, или прогресс недолжного) не сводится к одному акту “грехопадения”, или даже к нескольким событиям, но выглядит как тенденция движения. И направление движения в каждый момент зависит от нас, каждый человек следует человеческому дао или природному дао. “Золотой век” – это когда люди жили на деревьях, то есть первобытное время. Дальше начался прогресс культуры и упадок дао. О “примитивистском” характере даосизма известно почти всем, но почему-то об этом забывают, как о несущественной стороне, хотя это суть даосизма. Именно опрощение, простота жизни – приближает к дао. И конечно, естественность. Часто пытаются изображать Лао-цзы и особенно Чжуан-цзы как мистиков. И тот, кто внимательно читает – не может не увидеть несовпадения со словами Лао-цзы “я вижу основу в еде”. Если мы проигнорируем специфику стиля, специфику китайской культуры того времени, мифологические примеры – мы можем добраться до сути. О том, как видимость мешает людям с поверхностным мышлению понимать – лучше любого философского текста показано в гениальном фильме Акиры Куросавы “Цубаки Сандзюро”. И когда несколько человек приписали главному герою предательские мотивы, истолковывая (точнее – перетолковывая) непонятные для себя его слова и действия, один самурай сказал – не обращайте внимание, это у него просто такая манера говорить. В отношении даосизма особенно важно увидеть смысл за странной на первый взгляд манерой. Некоторым это было вполне доступно, и Ван Чун в 1 веке нисколько не был введен “манерой” в заблуждение, легко выявляя суть учения. Один из главных парадоксов даосизма – в том, что даосизм отрицал мудрость. Да-да, и однако уместно говорить о даосских мудрецах. Несомненно, это две разных мудрости, как есть два разных дао-пути – природное и человеческое. Настоящая мудрость состоит не в плетении словес, не в красноречии, не в множестве знаний. Даосская мудрость состоит в понимании природы, в следовании. О характере учения даосских мудрецов говорит сам Лао-цзы. “Это были те, которые своим умением сделать долговечное течение жизни спокойным содействовали жизни. Они соблюдали дао и не желали многого. Не желая многого, они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового” (Дао дэ цзин, чжан15, пер. Ян Хиншуна). Основа даосского учения проста – стремление к естественности, к следованию дао. Отказ от “деятельности”, то есть от преобразования мира согласно своим желаниям, в большом или малом – неважно. Ориентация на природу вместо человека, на естественность вместо правил, на простоту вместо усложнения составляет уникальную специфику даосизма. Но даосы не были луддитами – это именно философия жизни, учение для изменения собственного сознания и практики. Многие положения даосизма актуальны и сегодня. Как оказалось, даосизм формировался в эпоху первого экологического кризиса в Китае, и его ориентация на природу совсем не представляется случайной. То, что волновало даосов более двух тысяч лет назад – не потеряло актуальности и сейчас. Разве что труднее понять, что они хотели объяснить людям. Но нет никаких принципиальных препятствий, чтобы выявить центральные идеи учения и попытаться их развивать на основе современных знаний. Не забывая о специфике даосизма, так непохожего на современную философию, далекую от жизни и практики.
Profile
- drevniy_daos
Latest Month
Ноябрь 2015 | ||||||
Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
View All Archives
Метки
View my Tags page
Page Summary
- : (без темы)[+1]
- (Анонимно) : (без темы)[+1]
- : (без темы)[+1]
- : (без темы)[+1]
Категории
View my Categories page Разработано LiveJournal.com Designed by Tiffany Chow
Даоси́зм (кит.道教,dàojiào) — китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку.
Даосизм следует отличать от Учения о Дао (кит.道学) – более позднего явления, широко известного под названием неоконфуцианство.
История[править | ]
Формирование даосизма[править | ]
Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в IV — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века.
Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.
Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.
Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин» (кит.道德經). Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.
Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.), известный также как критик учения Конфуция. Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.
К концу I тысячелетия до н.э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао Цзы и творец мира – Пань-гу.
Первые даосские школы[править | ]
Даосизм как религиозная организация появился позже. Предпосылкой возникновения даосизма явилось Восстание Жёлтых повязок, а оформление даосизма произошло во время поздней династии Хань, во второй половине II века н. э. Чжан Даолин основал школу Небесных Наставников и стал её первым патриархом. Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование.
Позднее образовывались другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (позже Шанцин) и Линбао.
В литературе (включая китайскую) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма[1]. Указывается также сходство с китайской философией концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью древнеиндийских философов, брахманов, отшельников и аскетов. Однако детальное исследование вопроса отвергает гипотезу прямого заимствования.
Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за полтысячелетия до его рождения. Можно лишь предположить, что сам факт путешествий показывает, что и в то отдаленное время они не были невозможными и что, следовательно, не только из Китая на запад, но и с запада (в том числе и из Индии) в Китай могли перемещаться люди и их идеи.
В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, заставляя ее уходить в сторону, забиваться в углы, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате “Чжуан-цзы” (IV-III вв. до н. э.) говорится о том, что жизнь и смерть — понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как ее следует организовать.
Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный. Здесь мы видим основное расхождение с большинством религий: стремление к бессмертию заменяет стремление к хорошей загробной жизни.
Формирование канона[править | ]
К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу Буддийского Канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В своем современном виде Дао цзан представляет собрание 1488 сочинений.
Развитие даосизма[править | ]
Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.[2]
Упадок даосизма в Цинскую эпоху[править | ]
Известно что император Канси скептически относился к всякого рода суевериям и мистическим практикам. Так, когда во время одного из путешествий по югу Китая какой-то простолюдин преподнес ему трактат о достижении бессмертия посредством алхимии, Канси приказал швырнуть ему книгу обратно. Даосы высокого ранга также не состояли у него в фаворе. [3] (Следует отметить, что трезвомыслие и скепсис распространялись у Канси и на идеологию западных миссионеров, в то время как их научная деятельность вызывала его глубокое уважение и живой интерес).[4].
Даосизм в настоящее время[править | ]
Даосизм прошёл долгий путь эволюции и в XX век вошёл древней традиционной китайской религией. После прихода в Китае к власти коммунистов в 1949 году даосизм подвергся значительному гонению. После реформ Дэн Сяопина в 1978 году положение стало улучшаться. За последние годы открылось большое количество даосских храмов и монастырей. В некоторой степени возрождение даосизма обязано росту популярности техники ци гун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии. Даосизм в современном виде представляет собой религию, с пышным внешним слоем (обряды, ритуалы, храмы) и изящным внутренним, эзотерическим, включающим в себя техники для совершенствования тела, ума и духа.
Элементы учения[править | ]
В трактате «Дао Дэ цзин» (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао – своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернутся. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек – микрокосм, так же как и универсум – макрокосм – вечен. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.
Пути Дао присуща сила Де. Именно через Де проявляется в каждом индивиде Дао. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. Де – означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир, стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушатся и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.
Нравственный идеал даосизма – это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания. Погрузится в общение с божественным Дао.
Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках вполне обученных людей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практика даосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единения мира общего, космического и внутреннего, человеческого. Все, например, пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци (юань ци) отца и матери; человек живет, лишь продолжая напитывать организм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояние с помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Все по-настоящему «великое» связано с запредельным, с Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесь постоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном «энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которые смогли в полной мере постичь его. Сам путь-Дао воспринимается как начало энергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».
Основные категории даосизма[править | ]
-
Страница 1
– энциклопедическая статья
-
Разное – на страницах
: 2 , 3 , 4 , 5
-
Прошу вносить вашу информацию в «Даосизм 1», чтобы сохранить ее
Оглавление
Здравствуйте, дорогие читатели! Добро пожаловать на блог!
Философия Древнего Китая – самое главное кратко. Конфуцианство кратко и Даосизм. Это очередная тема из цикла статей по философии. В предыдущей публикации мы вместе рассмотрели основы философии Древней Индии. Теперь обратимся к древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая
Философия в Китае стала развиваться в пятом веке до нашей эры, когда общество стало расслаиваться по экономическим признакам и возник класс богатых жителей городов и крайне бедный класс жителей деревень. А также класс чиновников, владеющих не только деньгами, но и землей.
Философия Древнего Китая основана на принципе триединства Вселенной в лице Земли, Неба и Человека. Вселенная представляет собой энергию («Цы»), разделяющуюся на женское начало и мужское – инь и янь.
Философии Древнего Китая имеет мифологически-религиозное происхождение так же, как и философия Древней Индии. Ее главными действующими лицами были духи и боги. Мир понимался, как взаимодействие 2-х начал – мужского и женского.
Считалось, что в момент сотворения Вселенная представляла собой хаос и разделения на Землю и Небо не было. Упорядочили же хаос и разделили на Землю и Небо два рожденных духа – инь (покровитель Земли) и янь (покровитель Неба).
4 понятия философского мышления Китая
- Холизм – выражается в гармонии человека с миром.
- Интуитивность – земная сущность может быть познана только благодаря интуитивному прозрению.
- Символизм – применение образов в качестве инструментов для мышления.
- Тиянь – всю полноту макрокосма можно постичь только эмоциональным переживанием, нравственным осознанием, волевыми импульсами.
Конфуцианство
Конфуцианство – основные идеи кратко. Данная философская школа создана Конфуцием, который жил в VI-V веке до н.э. В этот период Китай раздирала смута и борьба за власть между высшими чиновниками и императором. Страна была погружена в хаос и междоусобицу.
В этом философском направлении отразилась идея о том, чтобы изменить хаос и обеспечить в обществе порядок и процветание. Конфуций считал, что основным занятием человека в жизни должно быть стремление к гармонии и соблюдение моральных правил.
Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.
Даосизм
Даосизм считается одним из самых важных философских течений в Китае. Его основатель Лао-Цзы. Согласно философии даосизма, дао – это закон природы, который управляет всем и всеми, от одного человека до всего сущего. Человеку, если он хочет быть счастливым, нужно обязательно следовать этому пути и соответствовать гармонии со всей Вселенной. Если каждый будет соблюдать принцип дао, это приведет к свободе и процветанию.
Основная идея даосизма (основная категория) – это не-деяние. Если человек соблюдает дао, тогда он может полностью следовать не-деянию. Лао отрицал усилие одного человека и социума по отношению к природе, так как это приводит только к хаосу и нарастанию напряжения в мире.
Если кто-то хочет управлять миром, тогда он неизбежно проиграет и обречет себя на поражение и забвение. Именно поэтому не-деяние должно служить самым главным принципом жизни, так, как только он способен дать свободу и счастье человеку.
Легализм
Его основателем считается Сюнь-Цзы. Согласно его идеям, этика нужна для того, чтобы держать под контролем все плохое, что есть в человеческой сущности. Его последователь Хань-Фэй пошел дальше и утверждал, что основой всего должна быть тоталитарная политическая философия, которая базируется на главном принципе – человек злое существо и стремится получить выгоду везде и избежать наказания перед законом. В легизме самым важным была идея порядка, которая и должна определять общественный строй. Выше ее нет ничего.
Моизм
Ее основатель Мози (470-390 гг. до нашей эры). Он считал, то самой основной должна быть идея любви и равенства всех живущих. Согласно его убеждениям, люди нуждаются в том, чтобы им указали о том, какие именно традиции самые лучшие. Нужно стремиться к благу для каждого, и власть является инструментом для этого, и должна поощрять поведение, которое приносит пользу как можно большему количеству людей.
Философия Древнего Китая – самое главное кратко. ВИДЕО
Даосизм. Основные идеи и принципы за 1 минуту. ВИДЕО.
Резюме
Думаю, статья «Философия Древнего Китая – самое главное. Конфуцианство и Даосизм кратко» стала для Вас полезной. Вы узнали:
- о главных школах древнекитайской философии;
- о 4-х главных понятиях философии Древнего Китая;
- о главных идеях и принципах Конфуцианства и Даосизма.
Желаю всем всегда позитивного настроя для всех Ваших проектов и планов!
Алёна Краева
SMARTБЛОГ
Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск
При Цинах даосы в очередной раз были обвинены китайскими ревнителями строгой классики в подрыве традиционных ценностей, результатом чего якобы и явилось завоевание страны «варварами». Эти учёные призывали отбросить даосизм и буддизм как окончательно скомпрометировавшие себя лжеучения и вернуться к собственным философским истокам, что в итоге выливается в литературно-общественное течение, получившее наименование хань сюэ, то есть «ханьская наука», под которой в данном случае подразумевалось классическое конфуцианство. Во время Тайпинского восстания (1850) даосские монастыри подвергаются разорению, которое вожди восставших объясняют необходимостью «борьбы с суевериями». Даосская литература изгоняется из библиотечных собраний с таким рвением, что к началу XX в. «Дао цзан» остается едва ли не в единственном экземпляре. Вплоть до Синьхайской революции (1911), да и позже учёные-традиционалисты не устают подвергать даосскую философию суровой критике как чрезмерно «созерцательную», парализующую волю к борьбе, подрывающую общественную нравственность и моральные устои государства. Эпохи терпимого и даже благожелательного отношения власти к даосскому умозрению сменялись периодами гонений вплоть до новейших времен. В 1960-е гг. практика преследования сторонников даосизма была возрождена деятелями «культурной революции». К концу 1970-х гг. эксцессы в отношении культурного наследия в основном прекратились, хотя относительная реабилитация даосизма и даосской философии (наряду с конфуцианством и буддизмом) началась только со времени официального провозглашения курса реформ (1978) Дэн Сяопина. На Тайване даосизм сохранил своё влияние и традиционные институты до наших дней. В КНР в настоящее время наиболее известным современным центром даосизма остается монастырь Байюньсы в Пекине. Философствование в даосском стиле в современном Китае продолжается, по традиции, преимущественно в эссеистической литературе и поэзии философского жанра[3]. |
ли со статьей или есть что добавить?