Раздел четвертый. Активное и пассивное избирательное право

Выборы, активное и пассивное избирательное право.

Выборы—процедура, регламентированная правилами, при которой определенная группа людей выдвигает из своего окружения одного или нескольких представителей для выполнения каких-либо общественных функций, для управления какой-либо общественной организацией. В современных цивилизованных обществах выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы—способ осуществления демократии, способ смены правящей элиты, передача власти от одних к другим мирным путем через волеизъявление народа. Люди выдвигают из своей среды представителей, пользующихся их доверием и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, т.е. признанной населением. Выборы также рассматривается как форма контроля народа за правящей элитой. Если власть не выражает интересов избирателей, то выборы дают возможность изменить ее, привести к власти оппозицию, которая идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах. Т.е. выборы представляют собой своеобразные политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям свои программы в обмен на власть, полномочия, полученные от выборщиков.

Избирательное право—совокупность юридических норм, которые регулируют участие граждан в выборах представителей органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право—право граждан избирать, лично участвовать в выборах представителей учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления. Осуществляемое активное избирательное право может быть прямым и косвенным. Прямые выборы: депутаты избираются гражданами непосредственно; при косвенном гражданин избирает выборщиков, которые решают, кого избрать на ту или иную должность. Пассивное избирательное право—право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборные должности.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных, равных выборов. Принцип всеобщности предполагает, что все совершеннолетние граждане вне зависимости от пола, расы, нации и т.д. имеют право участвовать в выборах. Сейчас в большинстве стран мира действует всеобщее избирательное право, но оно, как и другие принципы избирательного права, никогда не соблюдаются в полной мере. Цензы—установленные законом обязательные условия и требования, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в голосовании. С помощью ценза государство определяет так называемый «избирательный корпус» (или «электорат»)—граждан, по закону обладающих правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадает, т.к. часть граждан в силу тех или иных причин лишена права участия в голосовании. Законодательства ряда стран предусматривают легальные основания для лишения избирательных прав определенной категории граждан. В частности, по решению суда лиц, отбывающих тюремное заключение, должников гос. Казны(?), лица, временно или постоянно лишенных политических прав.

Принцип прямых выборов предполагает, что граждане напрямую выбирают все вертикали власти. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением граждан. Принцип равенства предполагает выполнение следующих правил:

• Каждый избиратель должен иметь одинаковое количество голосов

• Все избиратели голосуют на равных условиях

• Каждый депутат должен представлять примерно равное число избирателей

Принцип всеобщего, равного, прямого и тайного голосования заложен и в конституции РБ. Так принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, и не должно быть никаких косвенных или прямых ограничений избирательных прав. Кроме случаев, оговоренных в конституции. По конституции. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В Беларуси выборы являются свободными, т.е. гражданин сам решает, идти ли ему на выборы и за кого голосовать. В Беларуси право выдвижения в депутаты общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам. В соответствии с законом, кандидат на должность президента (?) выдвигается гражданин РБ при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Неявка избирателей на выборы называется абсентеизмом (от лат. Absent–отсутствующий). Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. За уклонение от голосования вводятся штрафы, ограничения предпринимательской деятельности и т.д.

Политический маркетинг—совокупность методов и средств, с помощью которых грамотно, целенаправленно и корректно по форме выявляются и демонстрируются различным социальным и национальным группам избирателей реальные качества и преимущество кандидата в представительстве учреждения.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рождению. Сенатором этой страны может стать человек не моложе 30 лет, являющийся гражданином США в течение 9 лет. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

По законодательству некоторых стран, отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы даже в течение определенного времени после того, как они покинули эти должности. Это относится к судьям, комиссарам полиции, префектам и др. Кроме того, граждане, избранные в представительные органы, не имеют права занимать никакой другой должности в государственном аппарате. Этого требует принцип разделения властей.

В Республике Беларусь в соответствии со статьей 92 Конституции депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом обеих палат Парламента. Депутат палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Скачать реферат Еще работы по государству и праву

    Правосознание и правовая культура 4 2 Августа 2015 Реферат по государству и праву Участники страховых обязательств 2 Августа 2015 Реферат по государству и праву Управление персоналом 14 2 Августа 2015 Реферат по государству и праву Шпаргалка по Государству и праву 2 2 Августа 2015

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    пассивное избирательное право

    право гражданина быть избранным в представительные органы государства.

    Большой юридический словарь

    пассивное избирательное право

    право избираться в государственные органы и органы местного самоуправления, а также на выборные государственные и муниципальные должности (т.е. право быть зарегистрированным в качестве кандидата, проводить наравне с другими кандидатами предвыборную пропаганду и агитацию и т.п.). Во многих государствах обладание П.и.п. обусловлено различными повышенными (по сравнению с активным избирательным правом) избирательными цензами: возрастным, оседлости, образовательным, служебным. Наиболее часто встречается ограничение П.и.п. повышенным возрастным цензом, причем при выборах в верхние палаты парламентов он особенно высок: так, в США, Японии, Индии П.и.п. при выборах в нижнюю палату — 25 лет, а в верхнюю — 30 лет, во Франции и Румынии — соответственно 23 и 35 лет, в Италии — 25 и 40 лет. Согласно Конституции РФ П.и.п. на выборах в Государственную Думу обладают граждане РФ, достигшие 21 года.

    Большая Советская Энциклопедия

    Пассивное избирательное право

    право граждан быть избранными в различные органы государства. В большинстве буржуазных государств П. и. п. обусловлено различными высокими цензами; имущественными, образовательными, возрастным и др. Имущественные цензы установлены в Аргентине, Бельгии, Канаде, Коста-Рике, Либерии и др. (например, в Аргентине кандидаты в президенты, вице-президенты и сенаторы должны иметь годовой доход не менее 2 тыс. песо). См. также Цензы избирательные .

    Для получения П. и. п. установлен и более высокий возрастной ценз, чем для активного избирательного права . В большинстве стран он составляет 25 лет (Бельгия, Гана, Италия, Ливан, Нидерланды, Пакистан, США, ФРГ, Япония и др.), в Австрии ≈ 26, в Иране, Ливии, Турции ≈ 30 лет. В странах, где существует двухпалатный парламент, для того чтобы быть избранным в верхнюю палату, требуется ещё более высокий возраст (в США, Индии и Японии ≈ 30, в Бразилии, Франции и на Филиппинах ≈ 35, в Бельгии, Ливии и Турции ≈ 40 лет).

    Образовательный ценз для кандидатов в представительные органы имеется в Бразилии, Лаосе, США, Турции и др. странах. В некоторых странах кандидаты в члены парламента должны пройти проверку интеллектуальной, моральной и даже финансовой пригодности. В Лаосе, например, членами Национального собрания могут стать только лица, имеющие диплом о высшем образовании или занимающие государственные посты, или выплачивающие довольно высокие налоги. В Турции сенаторы должны иметь диплом о высшем образовании, в Иране в верхнюю палату могут быть избраны только лица, которые ранее были либо членами нижней палаты парламента по крайней мере трёх созывов, либо министрами, послами, председателями палат, генеральными прокурорами, председателями апелляционных судов, профессорами или адвокатами (со стажем от 15 до 20 лет), владельцами собственности, выплачивающими налоги в размере 500 тыс. риалов.

    Во многих государствах кандидаты в члены представительных органов должны внести довольно крупную сумму в качестве избирательного залога (см. Залог избирательный ). Устанавливая все эти цензы (особенно имущественный), буржуазное государство стремится ограничить возможность избрания в парламент представителей трудящихся.

    В социалистических государствах вопрос о формировании представительных органов власти решается принципиально по-иному. В интересах всего общества считается, что в высшие органы государственной власти должны быть избраны люди, имеющие определённый жизненный опыт, и соответственно устанавливается, каков должен быть минимальный возраст депутатов (например, в СССР в депутаты Верхных Советов союзных республик могут быть избраны лица, достигшие 21 года, а в Верховный Совет СССР ≈ 23 лет).

    Википедия

    Пассивное избирательное право

    Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы власти . Наряду с активным избирательным правом — часть субъективного избирательного права . Закреплено статьёй 25 МПГПП , статьёй 3 протокола № 1 к ЕКПЧ . Однако, в отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным или имущественным цензом . Также, оно может быть ограничено в ходе люстрации для конкретных личностей, а также по приговору суда.

    Кроме того, Федеральным законом 12.06.2002 N 67-ФЗ в ст. 4 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внесены изменения, устанавливающие пожизненное лишение пассивного избирательного права для лиц, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями.

    Избирательное право гражданина бывает двух типов — активным и пассивным. Что характеризует каждую из его разновидностей?

    Содержание статьи

    Что такое активное избирательное право?

    Активное избирательное право выражается в наличии у человека возможности голосовать на различных выборах — общенациональных, региональных, муниципальных. Как правило, оно есть у совершеннолетних жителей государства. В России данным правом обладают все граждане в возрасте 18 лет и старше. Можно отметить, что в некоторых странах голосование на выборах — не право, а обязанность.

    к содержанию ↑

    Что такое пассивное избирательное право?

    Пассивное избирательное право выражается в наличии у гражданина возможности становиться кандидатом на тех или иных выборах. Как правило, ограничений на его реализацию существенно больше, чем в предыдущем случае.

    Так, например, если гражданин РФ намеревается стать депутатом Госдумы, он может подать заявку на участие в парламентских выборах только по достижении 21 года. Аналогичный ценз установлен для выборов на муниципальном уровне. Президентом имеет право стать гражданин РФ в возрасте 35 лет и старше, который к тому же должен постоянно проживать в своей стране 10 лет и более.

    image

    Реклама к содержанию ↑

    Сравнение

    Главное отличие активного избирательного права от пассивного в том, что первое предполагает — человек будет голосовать за кого-то, в то время как второе означает возможность самому становиться кандидатом на выборах. Кроме того, два рассматриваемых вида избирательных прав могут отличаться и по строгости ценза на участие людей в выборах — в качестве голосующих или кандидатов.

    Определив то, в чем разница между активным и пассивным избирательным правом, зафиксируем ее ключевые критерии в небольшой таблице.

    к содержанию ↑

    Таблица

    Активное избирательное право Пассивное избирательное право
    Что между ними общего?
    Обоими видами прав могут обладать только граждане государства
    В чем разница между ними?
    Предполагает участие человека в выборах в качестве голосующего Предполагает участие человека в выборах в качестве кандидата
    Характеризуется менее строгим избирательным цензом Характеризуется более строгим избирательным цензом

    Дата публикации: 12.01.2016

    В Великобритании действует всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Активное избирательное право принадлежит всем гражданам Великобритании, достигшим 18 лет. Акт о народном представительстве 1983 г. расширил состав избирательного корпуса применительно к парламентским выборам, предоставив право избирать гражданам Ирландской республики и всем гражданам Содружества, проживающим в Великобритании. Лица, обладающие активным избирательным правом, осуществляют его в том избирательном округе, на территории которого они постоянно проживают на день составления регистрационного списка. Таким днем является 10 октября каждого года (в Северной Ирландии — 15 сентября). Внесение в регистрационный список — обязательное условие реализации активного избирательного права. Список составляется ежегодно специальным чиновником местного совета на основании данных, сообщаемых домовладельцами. К 29 ноября регистрационный список вывешивается для всеобщего обозрения в публичной библиотеке или на каком-либо публичном здании. Лицо может возразить против неправильностей в списках избирателей до 16 декабря. Чиновник, осуществляющий регистрацию, обязан выслушать возражения и вынести решение об исправлении в списке, либо отказе в этом. Такое решение может быть обжаловано в суд графства, а в последующем в апелляционном суде. Список считается действующим с 16 января для любых выборов, которые проводятся в течение следующих 12 месяцев.

    Закон особо гарантирует избирательные права граждан, находящихся вне места проживания в связи с их работой или болезнью, а также британских граждан, проживающих за границей. Так, военнослужащие, должностные лица государства, находящиеся за границей, их супруги, проживающие вместе с ними, моряки торгового флота рассматриваются как избиратели того округа, в котором они имели бы право голоса до выезда в связи с выполнением служебных обязанностей.

    С 1985 г. право участвовать в парламентских выборах предоставлено британским гражданам, проживающим за границей и подавшим на дату, установленную для составления регистрационного списка, соответствующее заявление. Они имеют право голосовать в том избирательном округе, где были зарегистрированы непосредственно перед выездом за границу. Однако такое право действует только в течение 5 лет с того дня, когда человек перестал быть жителем Великобритании.

    В качестве гарантии активного избирательного права граждан, находящихся на день проведения выборов вне постоянного места жительства, либо проживающих за границей, предусмотрено голосование по почте и по доверенности.

    Активным избирательным правом не обладают: иностранцы, душевнобольные, пэры и пэрессы (за исключением пэров Ирландии), лица, находящиеся в заключении, которое они отбывают в исправительном учреждении во исполнении приговора суда, лица, осужденные за использование бесчестных и незаконных приемов на выборах — в течение 5-10 лет в зависимости от характера нарушения.

    Пассивное избирательное право предоставляется британским гражданам по достижении 21 года. Закон предусматривает, однако, целый ряд достаточно существенных ограничений из этого общего правила. Эти ограничения можно подразделить на 3 группы. Первая из них связана с болезненным состоянием психики человека: не обладают правом избираться лица, страдающие некоторыми тяжелыми психическими заболеваниями. Ограничения второй группы можно считать своего рода моральными цензами: пассивное избирательное право не предоставляется банкротам, лицам, признанными виновными в применении «бесчестных и незаконных приемов на выборах», а также лицам, отбывающим наказание за государственную измену. Последнее ограничение было введено в начале 80-х годов после того, как на парламентских выборах 1979 г. известный борец за отделение Северной Ирландии Б.Сэндз, отбывающий наказание, получил на выборах в палату общин рекордное число городов, превышающее даже количество голосов, поданное за М.Тэтчер, ставшую после этих выборов премьер-министром.

    Наконец, третью группу составляют ограничения пассивного избирательного права, связанные с действующими многочис-ленными правилами о несовместимости депутатского мандата с занятием определенной деятельностью. Так, лишены права быть членами палаты общин лица, занимающие некоторые государственные должности; профессиональные оплачиваемые судьи; чиновники министерств и центральных ведомств; лица, находящиеся на дипломатической службе; военнослужащие (кроме офицеров, находящихся в отставке); руководители публичных корпораций (Би-Би-Си, Независимого телевизионного управления и т.п.); клерки местных советов и пр. Перечисленные случаи несовместимости объясняются требованием политической беспристрастности, необходимой лицам, пребывающим на перечисленных должностях, которые невозможно совместить с членством в палате общин. Однако государственный служащий, желающий выдвинуть свою кандидатуру на парламентских выборах, может сделать это, лишь при условии ухода в отставку с занимаемой должности до своего выдвижения кандидатом. избирательный парламент великобритания мандат

    В результате изучения главы студент должен:

    • знать понятие избирательного права, избирательной системы, избирательного процесса, принципы избирательного права, стадии избирательного процесса, виды ответственности за избирательные правонарушения, решения Конституционного Суда РФ по вопросам избирательного права;
    • уметь провести грань между избирательным правом в объективном смысле и субъективными избирательными правами; указать различия между мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательными системами; показать соотношение избирательного права, избирательной системы и избирательного процесса; выделять проблемы правового регулирования всеобщего, равного, прямого избирательного права, состязательности выборов в Российской Федерации; определить, в чем отличие свободного голосования от добровольного; выявлять специфику правового регулирования каждой стадии избирательного процесса;
    • владеть способностью оценивать нормы избирательного права с точки зрения соответствия Конституции РФ, использовать теоретические знания при решении конкретных задач, восполнять пробелы конституционно-правового регулирования путем применения аналогии права и аналогии закона.

    Понятия избирательного права и избирательной системы

    Единственным и важнейшим способом формирования представительных органов государственной власти, местного самоуправления, избрания Президента РФ являются выборы. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет выборы как форму прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной и местной власти или наделения полномочиями должностного лица.

    Значимость выборов в системе народовластия, политической системе общества определяется тем, что они: являются важнейшим средством реализации и обеспечения народного суверенитета, функционирования демократического политического режима и политической системы; обеспечения легитимности власти, т.е. признания ее народом, готовности граждан добровольно выполнять ее предписания; отбора политических лидеров, способных осуществлять государственную и местную власть.

    Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: в объективном и субъективном. Объективное избирательное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с формированием представительных органов государственной власти, местного самоуправления, выборных должностных лиц, а также взаимоотношения депутатов с избирателями.

    Следует отметить, что круг отношений, регулируемых нормами избирательного права в Российской Федерации, неуклонно расширяется. Если в советский период истории России нормы избирательного права регулировали выборы только представительных органов государственной власти, то после принятия Конституции РФ выборы являются основным способом формирования и представительных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, главы государства.

    Избирательное право России в объективном смысле имеет свои источники, которыми являются нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, регулирующие порядок выборов. Источниками избирательного права являются:

    • – Конституция РФ; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы; указы и распоряжения Президента РФ, акты ЦИК РФ;
    • – конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов; законы субъектов РФ; акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов РФ по вопросам организации и проведения выборов.

    Конституция РФ не содержит специальной главы, как это было в предшествующих советских конституциях, закрепляющей, например, принципы избирательного права. Это, однако, отнюдь не означает, что современная избирательная система лишена конституционного содержания. Ряд статей Конституции РФ (ст. 3, 32, 69, 81, 83, 96, 97, 102, 109, 111, 117, 130), а также и. 3, 5, 7, 8 раздела второго Конституции содержат в себе конституционные основы современной российской избирательной системы.

    Однако в Конституции РФ закреплены лишь основы формирования федеральных институтов государственной власти: Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. При этом буквально вскользь в ст. 130 Конституции РФ упоминается об основах избирательной системы при выборах в органы местного самоуправления. И в Конституции России нет ни одной нормы, посвященной избирательной системе на выборах в законодательные органы власти субъектов Федерации.

    Свое полноценное развитие конституционные основы избирательного права получили как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов РФ, а также местном (муниципальном) избирательном нормотворчестве.

    Субъекты РФ принимают собственное избирательное законодательство, могут устанавливать дополнительные гарантии избирательных прав граждан.

    Избирательное право в субъективном смысле означает гарантированную государством возможность гражданина участвовать в выборах органов государственной власти, органов местного самоуправления и Президента РФ. Оно включает в себя прежде всего активное избирательное право – право избирать, и пассивное избирательное право – право быть избранным. Вместе с тем субъективные избирательные права граждан не сводятся только к активному и пассивному избирательному правам. Они значительно шире. К субъективным избирательным правам граждан в Российской Федерации относятся: право участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты, списков кандидатов; в предвыборной агитации; в наблюдении за проведением выборов; работе избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

    Термин «избирательная система» в юридической литературе используется в широком и узком смыслах.

    Избирательная система в широком смысле – это совокупность правовых и не правовых общественных отношений, возникающих в процессе выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц. Соотношение избирательного права и избирательной системы состоит в том, что избирательная система является предметом регулирования избирательного права в объективном смысле. Но при этом не все общественные отношения, составляющие избирательную систему, являются предметом регулирования избирательного права. Например, моральные требования к кандидатам остаются в сфере нравственных норм и традиций как разновидностей социальных норм, но их трудно перевести в правовые категории[1].

    Избирательная система в узком смысле – это установленный законом способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Избирательную систему в узком смысле подразделяют на мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

    Мажоритарной называется избирательная система, при которой избиратели голосуют за кандидатов в депутаты. Существует две основные разновидности мажоритарной избирательной системы: абсолютного большинства и относительного большинства.

    При мажоритарной избирательной системе относительного большинства избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов по сравнению с другими.

    Для мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства характерно, что избранным считается кандидат, получивший более половины всех признанных действительными голосов (50% плюс один голос). Если в первом туре ни один кандидат не наберет более половины всех признанных действительными голосов избирателей, назначается второй тур голосования, при котором в избирательный бюллетень включаются два кандидата, которые лидировали по количеству собранных голосов в первом туре голосования. Во втором туре победившим считается кандидат, набравший большее число голосов по сравнению с другим кандидатом.

    Пропорциональной называется избирательная система, при которой избиратели голосуют только за списки политических партий. Это означает отсутствие независимых кандидатов и голосования за отдельные личности. По пропорциональной избирательной системе избирают в настоящее время 450 депутатов Государственной Думы, а также не менее половины депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

    К распределению депутатских мандатов допускаются политические партии, преодолевшие заградительный барьер, т.е. собравшие определенный процент от поданных при голосовании голосов. Заградительный барьер нужен для того, чтобы в законодательном органе государственной власти были представлены крупные партии, имеющие влияние среди населения. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установил, что к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов[2] голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей.

    Распределение депутатских мандатов при пропорциональной избирательной системе осуществляется путем установления избирательной квоты, которая определяется путем деления общего количества поданных и признанных действительными голосов избирателей на число депутатских мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.

    Смешанная избирательная система характеризуется тем, что одна часть депутатов представительного органа государственной власти избирается по мажоритарной избирательной системе, а другая – по пропорциональной избирательной системе. Смешанная избирательная система применяется на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ.

    • [1]Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс. Т. 2. М„ 2007. С. 163.
    • [2] В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.10.2011 № 287-ФЗ в ч. 7 ст. 82 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», с 1 января 2013 г. заградительный барьер будет составлять 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    5
    Материал подготовил
    Илья Коршунов
    Наш эксперт
    Написано статей
    134
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий