Прямое действие норм Конституции

Найдено 3 определения Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

–> ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ

Источник: Большой юридический словарь

–> ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ предусмотренное конституциями многих зарубежных стран и впервые включенное в России в Конституцию 1993 (ст. 15) положение, которое означает, в частности, что все государственные органы, должностные лица должны непосредственно применять конституцию, руководствоваться ею при рассмотрении и решении конкретных дел, что не исключает необходимости конкретизации конституции в текущем законодательстве, иных правовых актах. В целях единообразного непосредственного применения конституционных норм судами в России пленум Верховного Суда РФ в 1995 дал важное разъяснение. В частности, судам надлежит во всех необходимых случаях применять конституцию в качестве акта прямого действия, когда ее нормы по своему смыслу не требуют дополнительного регулирования; когда суд приходит к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления конституции в силу находится в противоречии с ее положениями, и др. Если статья конституции является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

–> ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ

Источник: Энциклопедия юриста

Документы прямого действия это

19. Прямое действие Конституции Российской Федерации Прямое действие конституционных норм означает, что независимо от наличия законодательных актов текущего законодательства, в которых конкретизируются конституционные нормы, все правоприменяющие субъекты обязаны эти нормы осуществлять.

Этот принцип не исключает развитие этих норм в текущем законодательстве, наоборот, непосредственное действие конституционных норм требует всестороннего развития российского законодательства. Суд и иные органы при решении тех или иных положений могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции.

В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конституционных норм. Суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию, а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) когда суд приходит к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей; в) когда суд приходит к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, В случае сомнений по поводу соответствия российской Конституции какому-либо нормативному акту суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный суд РФ на любой стадии рассмотрения дела.

20.

Конституция – закон прямого действия!

Уважаемые Граждане высокой гражданской позиции! Настоящий документ не является инструкцией (бюрократическим инструментом, для прикрытия … слабых мест в собственной позиции), а есть рассуждение, сделанное на основе знания содержания Конституции РФ, здравого смысла и жизненного (не юридического) опыта. КОНСТИТУЦИЯ – ЗАКОН ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ!

Раздел первый, Глава 1. Основы конституционного строя: 1.

Документ прямого действия это

документ прямого действия это В разделе Прочие юридические вопросы на вопрос Что означает конституция рф является юридическим документом прямого действия?

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. заданный автором Барбура Кутузова лучший ответ это Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности: б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей; в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения.

Конституция – закон прямого действия!

Уважаемые Граждане высокой гражданской позиции!

Рекомендуем прочесть:  Наследование пенсионных накоплений

Настоящий документ не является инструкцией (бюрократическим инструментом, для прикрытия … слабых мест в собственной позиции), а есть рассуждение, сделанное на основе знания содержания Конституции РФ, здравого смысла и жизненного (не юридического) опыта. КОНСТИТУЦИЯ – ЗАКОН ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ!

Раздел первый, Глава 1. Основы конституционного строя: 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Конституция как акт прямого действия

.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Применение судами Конституции при осуществлении правосудия Прямое действие Конституции РФ содержится и в том, что в ней указывается прямое указание на необходимость принятия федераль­ных конституционных законов и федеральных законов, определяющих порядок реализации конституционных норм. Во многих нормах содер­жится прямая отсылка к закону, связывающая конституционную нор­му с текущим законодательством.

Прямое действие Конституции РФ не ограничивается самостоятельным применением конституционных норм государственными органами и общественными организациями, а реализуется вместе с нормами текущего законодательства. Прямое действие Конституции РФ является необходимым условием соблю­дения законности.

В случае, когда чьи-либо права нарушены, если они не обеспечены нормами в текущем законодательстве, лицо может обратиться за защитой своего права.

Реализация и применение конституции

. Прямое действие конституции Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях.

Рекомендуем прочесть:  Грабеж какая статья ук рф

Реализация Конституции — это деятельность компетентных органов по воплощению конституционных норм во все сферы жизни общества. Реализация осуществляется в различных формах: соблюдение, исполнение, использование и применение. 1. Соблюдение заключается в воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.

(П) в ст. ч.2 ст. 15 К говорится что за всеми закреплена обязанность соблюдения Конституции и законов (ч. 2 ст. 15). 2. Исполнение это активное действие, направленное на воплощение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.

Эта форма осуществляется связана с выполнением обязанностей и обязательств перед гражданами.

Конституция-документ прямого действия

Когда мы находим идентичное определение «» мы добавляем к рейтингу +1. Файл прямого доступа это файл, который содержит набор записей, пронумерованных с О и так далее. Сеялки прямого сева это машины осуществляющие посев без предварительной вспашки.

Метод прямого сопоставления это простейший способ деформирования каркаса. Работа режиссера прямого эфира это несколько другое качество той же работы и другая степень напряжения. Волевой элемент прямого умысла это жела­ние наступления общественно опасных последст­вий.

Зачастую студия прямого эфира это маленькая комнатушка без окон (для лучшей звукоизоляции), со множеством странной аппаратуры, проводами микрофонами и немерянным количеством дисков.

Конституция-документ прямого действия

Когда мы находим идентичное определение «» мы добавляем к рейтингу +1. Файл прямого доступа это файл, который содержит набор записей, пронумерованных с О и так далее. Сеялки прямого сева это машины осуществляющие посев без предварительной вспашки.

Метод прямого сопоставления это простейший способ деформирования каркаса. Работа режиссера прямого эфира это несколько другое качество той же работы и другая степень напряжения. Волевой элемент прямого умысла это жела­ние наступления общественно опасных последст­вий.

Зачастую студия прямого эфира это маленькая комнатушка без окон (для лучшей звукоизоляции), со множеством странной аппаратуры, проводами микрофонами и немерянным количеством дисков.

Прямое действие закона как форма осуществления права

О прямом действии закона говорится в Конституции РФ как в отношении самой Конституции, так и тех федеральных законов, которые закрепляют основные права и свободы человека и гражданина.

Прямое действие Конституции предусмотрено в ее ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции РФ.

Оно означает, что Конституция РФ действует на всей территории страны и не требует имплементации в законодательстве субъектов Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан.

Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации.image

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением суды при рассмотрении дел оценивают содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применяют Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

  1. когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
  2. когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
  3. когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;
  4. когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части.

Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации).

В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.

О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа.

В запросе о проверке конституционности примененного или подлежащего применению при рассмотрении конкретного дела закона суд в соответствии с требованиями ст. 37 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» должен указать точное название, номер, дату принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке законодательном акте, а также мотивы, по которым он пришел к выводу о направлении указанного запроса. В силу ст. 38 названного Федерального конституционного закона к запросу необходимо приложить текст закона, подлежащего проверке, и перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

В связи с обращением в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению закона производство по делу или исполнение принятого решения, исходя из требований ст. 103 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», приостанавливается до разрешения запроса Конституционным Судом Российской Федерации, о чем должно быть указано в названном выше определении (постановлении) суда.

При рассмотрении уголовных дел должен соблюдаться закрепленный в ст. 49 Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом с учетом положений данной конституционной нормы недопустимо возлагать на обвиняемого (подсудимого) доказывание своей невиновности.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (подсудимого) должны толковаться в его пользу.

При судебном разбирательстве должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией (ч. 1 ст. 48) право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. С учетом этого конституционного положения суд обязан обеспечить участие защитника в деле как в случаях, когда обвиняемый выразил такое желание, так и в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону.

При рассмотрении гражданских и уголовных дел судам необходимо учитывать, что в силу ст. 51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

С учетом этого конституционного положения суд, предлагая подсудимому дать показания по поводу обвинения и известных ему обстоятельств дела (ст. 275 УПК РФ), должен одновременно разъяснить ему ст. 51 Конституции Российской Федерации. Положения указанной статьи Конституции должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подсудимого перед допросом этого лица в качестве свидетеля или потерпевшего и лицу, вызванному в суд в качестве свидетеля по гражданскому делу, если оно является супругом либо близким родственником истца, ответчика, других участвующих в деле лиц.

Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъяснено указанное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться судом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствами виновности обвиняемого (подозреваемого).

Конституция: Видео

На повестке — создание условий для повышения качества жизни людей и развития регионов

imageФото: Пресс-служба Государственной Думы

Треть законов, принятых в весеннюю сессию, носят отсылочный характер — депутаты должны перестать идти по «самому простому пути» и сосредоточиться на принятии законов прямого действия, то есть инициатив, которые начинают действовать сразу после принятия и быстро дают ощутимый результат. Такую задачу перед законодателями поставил спикер Госдумы Вячеслав Володин, выступая 10 сентября на первом пленарном заседании осенней сессии.

Важно не количество, а качество инициатив

Новый парламентский сезон будет напряжённым — в законотворческом портфеле палаты 1311 законопроектов, 244 из них принято в первом чтении, ещё четыре прошло второе чтение. «Приоритеты на осеннюю сессию – это законодательное обеспечение реализации Послания Президента Федеральному Собранию, реализация национальных проектов», — сказал Вячеслав Володин.

От эффективного решения этих задач во многом зависит повышение качества жизни россиян и социально-экономическое развитие страны, поэтому эта работа носит системный характер, в Госдуме создана рабочая группа во главе с первым заместителем председателя палаты Александром Жуковым. Володин напомнил, что из 85 пунктов плана по реализации Послания выполнено 55, по девяти пунктам законопроекты приняты в первом чтении, по семи — находятся в стадии рассмотрения. Внесение 14 законопроектов ожидается от кабмина.

В Госдуме открывается осенняя сессия

 Из 24 первоочередных инициатив, необходимых для реализации нацпроектов, девять законов принято в прошлую сессию, по восьми пунктам плана законопроекты находятся на рассмотрении в Государственной Думе, ещё семь также ожидаются от Правительства. «Конечно, нам необходимо всё сделать для того, чтобы до конца осенней сессии все необходимые законопроекты были приняты», — констатировал председатель и обратился к полномочному представителю кабмина Александру Синенко с просьбой сделать всё, чтобы Правительство ускорило внесение этих документов.

Во главе угла остаётся не количество, а качество принимаемых законов — для этого депутаты ведут серьёзную работу в комитетах, в рамках фракций, при подготовке и принятии законов проходит обсуждение с экспертным сообществом и регионами. Однако Володин обратил внимание коллег на то, что парламентарии зачастую идут «по самому простому пути» — речь о принятии законов с отсылочными нормами. Так, за весеннюю сессию принято 325 законов, из них 109 законов — почти треть — носит отсылочный характер.

«Это неправильно, потому что мы уходим от принятия законов прямого действия. Закон прямого действия нас ко многому обязывает, потому что мы ответственность берём на себя. Законопроекты отсылочного действия — проекты, когда мы поручаем Правительству, министерствам принимать нормативные акты, формировать нормативную базу», — заявил спикер, отметив, что в некоторых случаях это необходимо, однако стоит уменьшать их количество и выходить на принятие прямых норм. По его словам, в этом вопросе есть поддержка президента и премьер-министра.

Прямое действие закона –свойство закреплённых в законе правовых норм оказывать (без каких-либо конкретизирующих их актов) непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому они адресованы, а также связанная с этим возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на эти положения закона. Законы прямого действия в этом отличаются от законов отсылочного действия, для которых требуется принятие подзаконных актов.Десятки дополнительных нормативных правовых актов действительно тормозят действия законов — в качестве примера председатель привёл закон о карантине растений, принятый в 2014 году. После вступления в силу сроки принятия к нему подзаконных актов переносились более 20 раз. Аналогичный пример и с изменениями в Лесной кодекс, которые касаются предупреждения и тушения лесных пожаров, продолжил Володин. Закон был принят в середине 2016 года, а сроки издания к нему подзаконного акта Правительства о нормативах по обеспечению регионов всем необходимым для тушения пожаров переносились десять раз.

Спикер также подчеркнул, что при принятии законов прямого действия у граждан есть возможность обсудить инициативу и повлиять на её содержание через депутатов.

Депутаты будут добиваться сокращения разрыва в бюджетной обеспеченности регионов

Говоря о законе о бюджете, Володин призвал депутатов не сводить рассмотрение к обсуждению финансирования конкретных объектов и статей, а постараться через его принятие выйти на решение других важных вопросов​​​. «Наверное, правильно было бы поговорить… о создании условий для реализации в регионах программ государственно-частного партнёрства, а это вопрос очень важный», — сказал председатель.

Он пояснил, что в субъектах есть много предложений по реализации инвестпроектов, но из-за отсутствия возможности подвести дорогу, электричество, газ бизнес, как правило, не участвует в развитии экономики региона. Положительные примеры есть — та же Калужская область, но при создании условий для развития бизнеса субъект столкнулся с определёнными рисками, которые, по словам спикера, отпугивают многих идти по такому пути. «Повторю, что бизнес не может эффективно развиваться, если мы не обеспечим инфраструктуру, если мы не подведём необходимые энергоносители предприятиям. Поэтому было бы нам правильно к этому вопросу вернуться при обсуждении бюджета в силу того, что у нас всего только 13 регионов-доноров, остальные реципиенты», — напомнил председатель.

В осеннюю сессию Госдума продолжит добиваться сокращения разрыва в бюджетной обеспеченности субъектов — при поступлении проекта бюджета в палату спикер предложил провести специальные парламентские слушания, чтобы вместе с Минфином обсудить эти вопросы. «Если вы не будете возражать, уважаемые коллеги, — обратился Володин к депутатам, — мы также могли бы после поступления проекта бюджета в Госдуму посвятить этому вопросу специальные слушания, где вместе с Минфином могли бы обсудить вопросы, связанные с бюджетной обеспеченностью регионов, обсудить вопросы создания условий для реализации проектов государственно-частного партнёрства с тем, чтобы мы могли при принятии закона о бюджете решить и эти задачи», — подчеркнул он.

Первое заседание Государственной Думы в осеннюю сессию. Фото: пресс-служба Государственной Думы

По словам председателя Госдумы, эти вопросы являются стратегическими, поскольку их решение может увеличить количество регионов-доноров, улучшить сбалансированность бюджетов и повысить качество жизни россиян. Эти вопросы могут быть рассмотрены уже в октябре.

Дальнему Востоку разработали программу развития

О приоритетах работы в осеннюю сессию рассказали и лидеры думских фракций. Как сообщил руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов, в главном финансовом документе страны должно обязательно найти отражение «выполнение всех социальных обязанностей государства, проекты развития — наши национальные проекты». «По-прежнему тревогу вызывает ситуация с лекарствами. Нам всем известны случаи, когда не состоялись тендеры на закупку вакцин от столбняка, бешенства», — сказал он, указав, что недопустимо привлекать к ответственности родителей за попытку купить лекарство, чтобы облегчить страдания больного ребёнка.

Депутат заявил, что межфракционной рабочей группе по этому вопросу стоит активизировать свою работу. Володин предложения Неверова поддержал и призвал их проработать в том числе при подготовке бюджета.

Открытие осенней сессии Государственной Думы. Фото: пресс-служба Государственной Думы

Глава фракции КПРФ Геннадий Зюганов в своем выступлении указал на необходимость увеличения финансирования нацпроектов и сказал о необходимости дополнительных мер по социальной поддержке населения, в частности решения вопроса по «детям войны». А в ЛДПР сосредоточены в том числе на развитии Дальнего Востока — фракция уже подготовила соответствующую программу, отметил её лидер Владимир Жириновский.

В «Справедливой России» намерены заняться изменениями в Жилищный кодекс: по словам руководителя фракции Сергея Миронова, необходимо установить максимальную долю расходов на ЖКХ в 15 процентов от совокупного дохода семьи, а не 22 процентов, как сейчас.

Ещё материалы: Вячеслав Володин , Александр Жуков, Сергей Неверов, Владимир Жириновский

5593 image © 1999-2021 ИА REGNUM

При цитировании информации гиперссылка на ИА REGNUM обязательна.

Использование материалов ИА REGNUM в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Об агентствеНовости РоссииЗарубежные новостиПресс-центрМедиа-китКарта сайта RSS sfo@regnum.ru+7 495 645-80-75119072, г. Москва, Берсеневский пер., д. 2, стр. 1

Свидетельства о регистрации СМИ:

Эл № ФС77-55029 от 14 августа 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

ИА № ФС77-51367 от 23 ноября 2012 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий