Предмету ОБЖ – квалифицированного педагога – ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности

18:17 25.12.2009 (обновлено: 18:21 25.12.2009) image © РИА Новости / Сергей Венявский Перейти в фотобанк Читать ria.ru в Пожар в Перми унес жизни 150 человек, более 70 пострадавших до сих пор остаются в больницах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска и Перми. Трагедия вновь поставила вопрос о сохранении человеческой жизни там, где это возможно. Учить этому надо с детства.

Пожар в Перми унес жизни 150 человек, более 70 пострадавших до сих пор остаются в больницах Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска и Перми. Трагедия вновь поставила вопрос о сохранении человеческой жизни там, где это возможно. Учить этому надо с детства. О преподавании в российских школах основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) РИА Новости рассказал автор ряда учебников по этому предмету, кандидат педагогических наук Анатолий Смирнов.

– Анатолий Тихонович, расскажите, что представляет собой ОБЖ как предмет?

– Многие привыкли думать, что ОБЖ учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь часть тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось. К примеру, не включать по пять-шесть электроприборов в розетку, если в доме старая проводка, не рассчитанная на такое напряжение. За счет все увеличивающегося числа благ цивилизации, которыми теперь окружены люди, опасностей становится только больше.

– Как сейчас в школах преподается ОБЖ?

– К сожалению, преподавание ОБЖ в школах обязательно лишь в восьмом, десятом и одиннадцатом классах, а также – с принятием нового образовательного стандарта для начальной школы – в составе предмета Окружающий мир. Но только 40% регионов преподают ОБЖ с первого по одиннадцатый класс.

ОБЖ – такой же самостоятельный предмет, как химия, физика, русский язык. Только ответственность при его преподавании гораздо выше. Если на уроке ошибется учитель математики, максимум, что может случиться – школьник неправильно ответит на какой-то вопрос на контрольной или олимпиаде. А из-за недоработки учителя ОБЖ жизнь ребенка может оказаться в опасности. Конечно, существуют методические рекомендации и поурочные планы, которые выпускает, в частности, издательство «Просвещение», но нельзя недооценивать и роль педагога, который своим примером должен учить детей вести здоровый образ жизни и не попадать в опасные ситуации.

Необходимо проводить и практические занятия, которые являются неотъемлемой частью курса. На них дети должны отрабатывать поведение во время экстремальных ситуаций. Но сейчас в редкой школе проводятся общие учения по эвакуации, в то время как в соответствии с законом о гражданской обороне они должны проводиться несколько раз в год, что уж говорить о практических занятиях на ОБЖ. А ведь именно навыки, усвоенные еще в детстве, могут когда-нибудь спасти жизнь. Жертв в ночном клубе в Перми было бы меньше, если бы людей научили в школе: самое опасное при пожаре – угарный газ, который поднимается вверх, оставляя внизу слой чистого воздуха. Уверен, практические занятия, во время которых дети должны выбраться из класса на четвереньках, как и следует при пожаре, навсегда им запомнятся и мгновенно подскажут в опасной ситуации, что делать.

– Как правильно следует преподавать ОБЖ, чтобы это давало положительный результат?

– Необходимо сделать его обязательным предметом с первого по одиннадцатый класс. Ведь формирование культуры безопасности – это длительный процесс, требующий системного подхода. Курс построен концентрически, «по нарастающей»: некую первую информацию школьник получает сначала в пятом классе, потом, в расширенном и углубленном виде, в восьмом классе. В сочетании с практическими занятиями это привьет детям культуру заботы о безопасности, то есть переходить дорогу на зеленый свет надо не потому, что рядом стоит постовой милиционер, а потому что это опасно для жизни, у человека должно быть сформировано такое убеждение.

Да и сам предмет, если преподавать его должным образом, очень интересен. В одной из поездок – в Калининград – я услышал от школьников, что ОБЖ – их любимый предмет, «без него никак, он на всю жизнь». Мало того, он нужен и родителям, ведь они никогда не изучали ничего подобного и если знают какие-то общие правила и моменты, то больше из жизненного опыта.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Характеристика курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Скачать материал (0.04 Мб)

Скачать материал

Характеристика курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»

В соответствии с потребностями человека и общества XXI в., исходя из общих целей образования, а также целей его гуманизации и демократизации цель курса «Основы безопасности жизнедеятельности» — изучение учащимися общеобразовательных учреждений интегративных знаний и умений, накопленных обществом и охватывающих теорию и практику защиты человека, общества, государства, мирового сообщества от современного комплекса опасных факторов.

Гуманизация образования при изучении и освоении материалов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» заключается в целенаправленности процесса обучения на обеспечение безопасности как коренной потребности человека. Демократизация состоит в приобщении каждого выпускника общеобразовательного учреждения к решению важнейших проблем человека, общества, государства, мирового сообщества.

Основные задачи курса:

1. Изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование и реализацию способностей и запросов личности в повседневной жизни.

2. Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; изучение и освоение методов и приемов защиты, позволяющих минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.

3. Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи.

4. Изучение современного комплекса проблем безопасности жизни и жизнедеятельности, формирующее у учащихся научные взгляды на главные особенности постиндустриального периода перехода человечества к устойчивому (ноосферному) развитию, а также социально значимую ценностную ориентацию личности.

5. Изучение основ военной службы, обеспечивающей традиционный аспект национальной безопасности.

Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Тематически содержание курса включает в себя пять основных разделов:

основы здорового образа жизни;

безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи;

современный комплекс проблем безопасности;

основы военной службы.

Все разделы логически взаимосвязаны и взаимообусловлены не только между собой, но и с другими общеобразовательными предметами, прежде всего с «Физической культурой», «Экологией», «Биологией», предметами образовательных областей «Обществознание», «Технология» и др.

Основы здорового образа жизни. В разделе формулируется понятие здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной, социальной) и активное долголетие.

Содержание раздела обеспечивает последовательное формирование у учащихся основных понятий о здоровье человека, о факторах, формирующих здоровье, и о факторах, его разрушающих. Устанавливается логическая связь образа жизни со здоровьем и безопасностью человека. Показывается, что здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Раскрываются положительные факторы здорового образа жизни: рациональное питание, режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, физическая культура и закаливание, личная и общественная гигиена, культура взаимоотношений, умение преодолевать стрессы. Последовательно с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей подростков в содержании даются положения, предназначенные для профилактики факторов, разрушающих здоровье: вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нравственной распущенности. Освещается связь здорового образа жизни с ее продолжительностью. Обращается внимание на особое значение репродуктивного здоровья, определяющего способность человека и общества к воспроизводству здорового потомства. Даются основные понятия о браке и семье, о долге перед Родиной — не только защищать ее, но и улучшать, совершенствовать, украшать, преумножать ее достояние. Разъясняются основы семейного права, прав ребенка.

Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Содержание раздела обеспечивает последовательное (по учебным классам) наращивание информации о наиболее вероятных опасных ситуациях, с которыми может встретиться человек в повседневной жизни с учетом сферы его деятельности (ученик начальной школы, старшеклассник и т. д.). Применительно к каждой опасной ситуации даются характеристика опасности и правила поведения, обеспечивающего безопасность или минимизирующего возможный ущерб. Раздел включает такие жизненно важные направления, как:

безопасное поведение дома;

пожарная безопасность;

безопасное участие в дорожном движении;

безопасное поведение человека на воде;

безопасное поведение в общественных местах;

безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера;

безопасное поведение в природных условиях;

принципы и правила действий человека в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры по защите населения от их последствий;

защита населения от опасностей, возникающих в условиях социальных конфликтов, при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В разделе излагаются сведения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, о государственных и общественных органах, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности.

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Содержание раздела включает сведения о наиболее распространенных заболеваниях, основных факторах риска, их причинах, связи с образом жизни.

Представлена информация по основным инфекционным заболеваниям и их профилактике.

Излагаются меры по профилактике травм в школьном возрасте, об оказании первой медицинской помощи при повреждениях в опасных и чрезвычайных ситуациях: при отравлениях, ожогах и обморожениях, ушибах, ранениях, кровотечениях, растяжениях и переломах, поражении электрическим током и молнией. Даются представления о проведении экстренной реанимационной помощи.

Современный комплекс проблем безопасности. Содержание раздела состоит из трех подразделов:

сферы жизни и жизнедеятельности человека;

проблемы глобальной безопасности;

национальная безопасность.

Из последнего подраздела выделен в самостоятельный раздел материал по основам военной службы в связи с его традиционно особым значением.

В первом подразделе содержится системный анализ проблем безопасности человека в современной постановке. Рассматриваются следующие системы в сферах жизни и жизнедеятельности человека (в порядке усложнения):

личность и группа;

население района;

нация (народ) и государство;

человечество (мировое сообщество);

биосфера;

космос.

Системный подход позволяет обеспечить полноту рассмотрения проблемы: определить полный состав, выявить источники возникновения, понять причины, взаимосвязи и «удельный вес» компонентов современного комплекса опасностей, наметить исчерпывающий комплекс мер безопасности.

Проблемы глобальной безопасности во втором подразделе освещаются в прямой связи с материалами предмета «Экология», но с

привлечением дополнительных сведений, в исторической перспективе, в обобщающем плане и даются с позиций безопасности человека. В качестве основных вопросов рассматриваются:

проблемы безопасности жизнедеятельности, связанные с ростом человеческой цивилизации на планете с ограниченными ресурсами;

проблемы безопасности жизнедеятельности, вызванные влиянием технологий на окружающую среду;

осознание мировым сообществом необходимости устойчивого (ноосферного) развития с обеспечением безопасности жизнедеятельности;

проблемы перехода к постиндустриальному ноосферному развитию;

безопасность жизни и жизнедеятельности и будущее человечества.

В третьем подразделе национальная безопасность представлена во всех своих основных аспектах, прежде всего в информационном и экономическом, а также в военном. Это объясняется особенностями новой ситуации в мире. В содержании подраздела рассматриваются следующие вопросы:

мировая динамика и национальная безопасность;

основы подходов к разрешению конфликтных ситуаций;

особенности, проблемы и концепция национальной безопасности России.

Основы военной службы. Раздел органически связан с подразделом о национальной безопасности и направлен на подготовку молодежи к выполнению конституционного долга по защите Отечества. В качестве основы военной службы рассматриваются:

история и боевые традиции Вооруженных Сил России;

правовые основы военной службы, воинская обязанность;

сведения о Вооруженных Силах РФ;

порядок призыва на военную службу;

порядок поступления в военные училища;

особенности военной службы;

честь и достоинство воина Вооруженных Сил России;

права и обязанности военнослужащих.

Распределение тематики курса по классам соответствует возрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, их подготовке по другим предметам общего образования.

Изучение приемов и правил самозащиты от опасностей дома, на улице, в транспорте, в школе, на природе начинается с I класса и продолжается с усложнением рассматриваемых ситуаций до конца обучения.

В начальной школе эти вопросы включены в содержание курсов, реализующих образовательный компонент инвариантной части Базисного учебного плана «Окружающий мир». У младших школьников формируется понятийная база о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения дома, в школе, на улице, на водоемах, при пожаре, навыки личной гигиены, а также необходимые навыки по оказанию первой медицинской помощи и по гражданской обороне в соответствии с планом ГО образовательного учреждения.

В V—XI классах учащиеся постоянно расширяют свои знания об опасностях, основах здорового образа жизни, о приемах личной защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях, государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне, изучают и осваивают основы медицинских знаний, приемы оказания первой медицинской помощи при повреждениях в опасных ситуациях.

В X—XI классах учащиеся знакомятся с системным подходом к проблемам безопасности человека, с проблемами глобальной и национальной безопасности и путями их решения, получают знания об обороне и Вооруженных Силах страны, о военной службе, о порядке призыва молодежи на военную службу. Они обобщают все свои знания о безопасности человека как основной проблеме в XXI в., полученные в процессе общего образования.

imageЛистать вверхЛистать вниз Получить код Скачивание материала начнется через 51 сек.Скачать материал (0.04 Мб)Скачать материал (0.04 Мб)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории обж:

О дорожных «ловушках» Информация родителям о дорожных “ловушках” Рекомендации родителям по безопасности дорожного движения Памятки по безопасности на дороге Практическое внеклассное мероприятие “День безопасности” Использование дидактических игр в процессе изучения ПДД на уроках ОБЖ Знает вся моя семья, Знаю ПДД и я 13042130411304013039129841296212570 X Код для использования на сайте: X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ

Аббревиатура – это «сокращение» слова – по заглавным буквам, начальным словам и др. В последнее время в языке наблюдается тенденция к экономии языковых средств, которая заключается в том, что человек любыми способами стремится сократить свою «речевую» активность. Аббревиатура – это отличный способ передать полное содержание при минимальных «языковых» затратах. Кроме того, аббревиатуры чрезвычайно удобны в случаях, когда необходимо много раз повторять одно и то же выражение, состоящее из большого количества слов или включающее в себя сложно произносимые или длинные слова. Единственный минус аббревиатур состоит в их некоторой «элитарности»: определенные аббревиатуры весьма сложны для декодирования обычным человеком – например, специальные термины или новые слова и др.

Аббревиатуры представлены тремя типамибуквенная аббревиатура, звуковая аббревиатура и буквенно-звуковая аббревиатура. Дифференциация аббревиатур в приведенном аспекте осуществляется в зависимости от компонентов, входящих в состав аббревиатуры.

Буквенная аббревиатура состоит из алфавитных названий начальных букв слов, которые и образуют исходное сочетание. Например, РСФСР читаем как [эр – эс – эф – эс – эр].

!!! Обратите внимание, что буквы и звуки необходимо отличать: [эр] – буква, а [р] – звук; кроме того, запомните правильное чтение некоторых букв [эр] – р, но не [рэ].

Буква «ф» может читаться и как [фэ] –ФБР [фэ – бэ – эр], ЛФК [эл – фэ – ка]. Аналогично – буквы «с» и «ш» ([сэ], [шэ]): США [сэ – шэ – а].

Звуковая аббревиатура образуется из начальных букв слов исходного словосочетания. Отличие звуковой аббревиатуры от аббревиатуры буквенной состоит в том, что звуковая аббревиатура произносится как единое слово, не по буквам (как буквенная): сравните – США и ГУМ ([гум]). Например, вуз, ГЭС, ТАСС и др.

Буквенно-звуковая аббревиатура образована частично от названий начальных букв, частично из начальных звуков словосочетания-первоисточника. Например, ГИБДД [ги – бэ – дэ – дэ].

Существует и такое явление, как бэкроним. Бэкронимом называется аббревиатура, которая составлена по уже существующему слову, причем бэкроним может придавать слову новое значение: КАСКО – Комплексное Автомобильное Страхование Кроме Оветственности. Нередко бэкроним становится ироничной, шуточной расшифровкой существующей аббревиатуры: ОБЖ Общество Бездомных Жен или ВУЗ Выйти Удачно Замуж.

Аббревиатуры широко применяются в науке. Причем многие из них, хорошо известные в обыденной жизни, даже не воспринимаются нами как «зашифрованные» словосочетания: лавсан – лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук СССР; лазер (англ.) – усиление световых волн путем стимулирования излучения. Активно используются в военном деле: ППШ, МиГ, ПО-2 и др.

В быту мы также сталкиваемся с аббревиатурами, истинное происхождение которых для нас во многих случаях становится шоком: мопед мотоцикл + велосипед; самбо самооборона без оружия; смог смоук (smoke, дым) + фог (fog, туман); элемент L + M + N (первоначально в латинском языке LMN – философский термин для обозначения стихий (огонь, воздух, вода, земля)); мотель motorists + hotel и др.

Среди представителей благородного класса аббревиатур встречаются «личности», которые вроде бы и имеют серьезное значение, но в языке почему-то не прижились. Дело в том, что, даже несмотря на все стремления к экономии, благозвучность никто не отменял: неблагозвучие – это приговор для аббревиатуры. Послереволюционное время в России принесло и изменения в языке: повальным в то время было увлечение аббревиацией, т.е. сокращением словосочетаний. Результаты этих пертурбаций во многом не столько печальны, сколько ироничны.

Школьного работника, например, принято было именовать не иначе, как ШКРАБ. И как такое слово должно соответствовать интеллигентному и «возвышенному» облику работника образования?

Чрезвычайная комиссия по снабжению армии валяной обувью и лаптями именовалась Чекволапа. Определенный ассоциативный ряд «лапа – валенок» все же есть, не так ли?

По мнению некоторых исследователей, звук имеет собственное значение: например, а кажется нам широким и громким, в то время как и – напротив, ассоциируется с чем-то маленьким, ранимым и беспомощным. Именно поэтому благозвучность аббревиатуры стоит не на последнем месте: никто не хочет, чтобы его прозвали ШКРАБОМ или представителем ЧЕКВОЛАПЫ. Иными словами, с фонетикой тоже нужно считаться!

Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.Первый урок – бесплатно!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Смысловая связность текста Паремия. Варианты пословиц и поговорок в разных языках

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

Основы безопасности жизнедеятельности Аварийно-спасательные работы  действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Авария  неожиданный выход из строя или повреждение действующего механизма, машины, транспортного средства, средств коммуникации и т. п.,представляющий угрозу жизни и здоровью людей, наносящий ущерб имуществу граждан и организаций, природной среде. Адаптация  приспособление человека к условиям среды. Например, мигрант приспосабливается к новым природным условиям, к специфике нового жилья и работы, к новому статусу. А. сопровождается активной деятельностью, экономическими и психологическими издержками, может продолжаться в течение нескольких лет. Алкоголизм  в широком смысле – социальное явление, охватывающее совокупность всех негативных последствий массового потребления алкоголя (физическая и нравственная деградация народа, разрушение общественного порядка, семьи, увеличение смертности и ухудшение демографической обстановки в стране). Заболевание, которое возникает после длительного и чрезмерного употребления алкоголя. Альтернативная служба  особый вид государственной службы, которая проходит исключительно в гражданских учреждениях (например, больницах) и заменяет военную службу лицам, которым убеждения или вероисповедание не позволяет брать в руки оружие. Предусмотрена законодательством многих стран. Аномалия (греч. anomalia)  отклонения от нормы, от общей закономерности, разрешенных функциональных характеристик, приводящие к опасностям для человека или окружающей среды. А. в медицине — структурные или функциональные отклонения организма, обусловленные нарушениями эмбрионального развития. Резко выраженные А. называются пороками развития, уродствами. Антисептики  медицинские средства и препараты, обладающие противомикробным действием. Применяются главным образом для дезинфекции, смазывания кожи и слизистых оболочек, орошения ран и полостей (напр., борная кислота, раствор бриллиантовой зелени, медный купорос, креозотовое масло, битумные пасты, соединения мышьяка, меди и хрома). Антитеррористическая защищенность  состояние объектов города, при котором заблаговременно проведенный комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий способен противостоять (ослабить), своевременно выявить и минимизировать последствия возможных террористических актов. Антропогенные опасности  угрозы, источником которых является сам человек (неправильные действия, психофизиологические аномалии и др.). Аптечка набор (ассортимент) медицинского имущества для оказания первой медицинской помощи пораженным (больным). Ассертивное поведение  уверенное, неагрессивное поведение человека, при котором он четко осознает собственные права и цели, но при этом также учитывает права и цели других людей. Ассимиляция  (лат. аssimilatio – уподобление) – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. Атмосферные опасности  группа опасностей, происхождение которых связано с атмосферой Земли: туманы, гололед, молнии, циклоны, антициклоны, бури, смерчи, ураганы, штормы, тайфуны и др. Бактерии  (от греч. bakterion – палочка) – группа микроскопических, преимущественно одноклеточных организмов (бациллы, клостридии, псевдомонады, вибрионы, спириллы, спирохеты). Выполняют полезную роль: участвуют в круговороте веществ в природе, в формировании структуры и плодородия почв, образуют и разрушают полезные ископаемые, поддерживают запасы углекислого газа в атмосфере. Однако имеются и патогенные (болезнетворные) Б. – возбудители болезней растений, животных и человека. Впервые обнаружены нидерландским натуралистом, создателем микроскопа А. Левенгуком (1632 – 1723). Банда  устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации. Бедность  состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества. Бедствие  катастрофическая ситуация, при которой уклад жизни резко нарушается. Люди нуждаются в защите, одежде, медицинской и социальной помощи. Делятся на две группы: вызванные природными катаклизмами (землетрясения, наводнения и т. п.) и самим человеком (войны, техногенные аварии, эпидемии инфекционных заболеваний). По масштабам различается на местные, национальные, региональные, международные. Безопасность  1) отсутствие опасности, т.е. ситуация, при которой для кого-нибудь или чего-нибудь не существует угрозы со стороны кого-либо или чего-либо. В самом сжатом виде понятие Б. можно определить как – состояние защищенности определенной системы от нанесения вреда. И наоборот – состояние системы, допускающее нанесения вреда, определяется понятием опасность. 2) обеспечение защиты, являющееся результатом всех мер, направленных на недопущение лиц, не имеющих на то разрешения, к ценной информации. Беспризорность  отсутствие у детей семейного или государственного попечения, нормальных условий жизни и воспитательного влияния. Причины Б.: социальные, стихийные потрясения, конфликты в семье и т.п. Ликвидация Б. включает государственную, социальную и благотворительную помощь, опеку, попечительство, усыновление и др. Биологические опасности  опасности, происходящие от животных объектов: микроорганизмов, грибов, растений, животных и людей. Могут оказывать на человека вредные воздействия механического, химического, биологического и др. характера. Биосфера  область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферы, земной коры и верхней мантии. Все живые организмы и среда их обитания органически взаимосвязаны и образуют целостную динамическую систему. Благоприятные условия жизнедеятельности человека  состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека. Болезнь  нарушение нормальной жизнедеятельности организма (человека, животного, растения), обусловленное функциональными и (или) морфологическими изменениями. Возникновение Б. связано с вредным воздействием на организм вредных факторов внешней среды (физических, химических, биологических, социальных) или с его генетическими дефектами. Вакцинация  применение вакцин в целях предупреждения или лечения инфекционных болезней. Одни вакцины создают пожизненный иммунитет, другие – на ограниченный период. Взрыв  освобождение большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени. Вирусы  (от лат. virus – яд) – мельчайшие внеклеточные частицы, внутриклеточные паразиты, использующие ферментативный аппарат клеток для своего размножения. Военное положение  особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Война  социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественно-политических, экономических, идеологических, а также национальных, религиозных, территориальных и других противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия.Жизнедеятельность повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Карантин система временных организационных, режимно-ограничительных, административно-хозяйственных, санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекционной болезни и обеспечение локализации эпидемического, эпизоотического или эпифитотического очагов и последующую их ликвидацию. Конвенция одно из названий международного договора по какому-либо специальному вопросу (например, К. о бактериологическом оружии, К. об охране окружающей среды и т.п.); устанавливает взаимные права и обязанности государств в рассматриваемой специальной области. Локализация ограничение места действия, распространения какого-либо явления, процесса (например, вооруженного конфликта, стихийного бедствия, техногенной катастрофы, инфекции и т.д.).Производственная среда пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.Происшествие событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным или материальным ресурсам.Регион территория, обладающая общими характеристиками состояния биосферы или техносферы. Стихийное бедствие происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, гибели или потери здоровья людей.

  • Жукова Светлана Владимировна, воспитатель

Разделы:ОБЖ

I. Введение

В условиях современной социально-политической обстановки и угрозе террористических актов особо актуальной становится работа по действиям в ЧС и гражданской обороны.

Человек в процессе своей деятельности постоянно стремится улучшить условия существования, создает искусственную среду обитания, повышает производительность труда, идет по пути научно-технического прогресса.

Однако научно-технический прогресс способствует не только повышению производительности труда, росту материального благополучия, но и приводит к возрастанию риска аварий и катастроф, происходит загрязнение биосферы в процессе производственной деятельности человека.

Неумение обеспечить безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) отрицательно влияет на здоровье человека и общества в целом.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них привычек здорового образа жизни.

II. Задача, цель и содержание курса ОБЖ

Основная задача ОБЖ – подготовить обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, сформировать у них навыки здорового образа жизни и умения в оказании первой медицинской помощи при различных видах травм и повреждениях.

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Изучение курса позволяет обучающимся получать систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом их возможностей.

Цель изучения курса ОБЖ – стать ключевым звеном в формировании человека безопасного типа – личности, безопасной для самой себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на созидание и развитие.

Задачи:

III. Направления работы

Для решения этих целей и задач работа проводится по четырём направлениям.

1. Работа по допризывной подготовке

Наряду с изучением тем в 10 и 11 классах по учебному плану в разделе «Основы военной службы» используются такие формы и методы работы как:

Вся работа позволяет учащимся получить первичное представление о Вооруженных Силах России, познакомится с их традициями, историей.

2. Патриотическое воспитание

Используются следующие формы и методы работы:

1. «Вахта памяти», которая по сложившейся традиции ежегодно проводится в мае месяце.

В нее входит проведение классных часов, уроки Мужества, участие в митинге, уборка территории парка Победы. Учащиеся готовят для ветеранов войны и тыла праздничные поздравления, оказывают необходимую посильную помощь. В школе существует кружок «Милосердие», руководителем которого я являюсь уже шестой год. Учащиеся школы поддерживают тесное сотрудничество с председателем Совета ветеранов М.И Федькиным.

2. Проведение в феврале месяце месячника оборонно-массовой работы «Учись Родину защищать».

В рамках этого месячника проведены:

3. Правовое воспитание. Изучение Правил дорожного движения.

В сентябре традиционно проводятся классные часы по изучению правил дорожного движения, оформляются уголки по ПДД, на уроках ОБЖ проводятся беседы с учащимися по Правилам дорожного движения.

Классными руководителями ведутся журналы с записью тем и дат проведения инструктажей по Правилам дорожного движения и соблюдения техники безопасности.

В январе среди учащихся 5-7 классов проведен конкурс рисунков по ПДД.

4. Мероприятия по действиям в ЧС и гражданская оборона.

В условиях современной социально-политической обстановки и угрозе террористических актов особо актуальной становится работа по действиям в ЧС и гражданской обороны.

IV. Безопасность детей в ЧС

Жизнь не становится проще или легче, опасности зачастую таятся в самых обычных местах. Даже ежедневный поход ребенка в школу может обернуться настоящей трагедией. Поэтому все больше внимания я уделяю вопросам безопасности жизнедеятельности и подготовки детей к чрезвычайным ситуациям различного рода. Перечень тем разнообразен: от действий в условиях терроризма, обеспечения пожарной безопасности до оказания первой помощи пострадавшим и проблем семьи.

Творчески подхожу к учебному процессу, включаю элементы практики. Один из них: для беседы в класс я пригласила работников газовой службы, заранее договорившись с ними о ходе урока. Практически сразу же после начала занятий один из них попросил детей встать и выйти из кабинета. Дети послушно встали со своих мест и направились к выходу, но в этот момент я их остановила, задав вопрос: «А почему вы сразу же поверили незнакомому мужчине, который представился работником газовой службы?»

– Это еще полбеды! Самую непростительную ошибку совершила ученица, которая при выходе из-за парты уронила беспризорный полиэтиленовый пакет, стоящий в проходе. Если бы там было взрывное устройство, оно вполне могло сработать.

Конечно, приведенные выше приемы и логические заключения не бесспорны. Многие из числа моих коллег наверняка подискутируют об этом. Ну, например, что значит «незнакомый мужчина представился работником газовой службы». Это же происходило не на улице, а в классе, в школе, куда после Беслана «незнакомых мужчин» попросту не пускают.

Или вопрос: почему дети послушались опять же «незнакомого мужчину» и стали выходить из класса? Почему послушались – понятно: конечно же, знали, что будет открытый урок и тоже старались вовсю, помогая и подыгрывая и мне, и приглашенным. А как иначе им следовало себя вести – хором спросить у него паспорт? Требовать вызова или самим вызывать директора школы для опознания «незнакомого мужчины»? Звонить по «02»?

А если исходить из того, что это урок не по терроризму, а по пожарной безопасности и пришедший незнакомец (ладно, пусть незнакомец) – первый свидетель начавшегося в школе пожара, желающий без паники и давки вывести детей на улицу? Что делать школьникам – тоже сидеть на местах «до выяснения обстоятельств»?

Можно осуждать школьницу по поводу неосторожного обращения с «беспризорным пакетом» у ее парты. Но можно также задавать вопросы по поводу его появления там – снова происки «незримого врага»? Или предложить всем школьникам подписать свои пакеты и перед началом каждого урока проверять, не появились ли «беспризорные». В общем, на сам урок времени может не остаться…

И еще одно: некоторые школьники уже успешно срывают уроки такими «творческими приемами», как «ртутные разливы», телефонный терроризм и т.п. С помощью «беспризорных пакетов» у соседней парты они этого пока не делали…

Что тут говорить – тема терроризма актуальна и сложна. Столь же нелегко донести ее суть и наиболее принципиальные моменты этой темы до школьников, не превращая ее ни в трагедию, ни в фарс. Несмотря на те сомнительные моменты, о которых я попытались порассуждать выше, творческий поиск приемов раскрытия данной темы можно только приветствовать.

Чего только я не делаю, чтобы сделать урок поучительным, оригинальным, лучшим: разыгрывала сценки, показывала фильмы, делила учащихся на группы, задавала каверзные задачки и отвечала на бесхитростные, но порой нелегкие вопросы детей.

Практически всегда стараюсь, прежде всего, быть услышанной и понятной детьми. Достичь этого бывает непросто. Трудно бывает и детям в присутствии большого количества посторонних, высокоавторитетных людей. Хочешь не хочешь, заволнуешься, можешь в чем-то ошибиться. Но многие дети, поборов первый страх и неуверенность, увлеченно участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Пожалуй, наибольший интерес дети проявляют к уроку по оказанию первой помощи пострадавшему. Однажды я принесла с собой манекен, на котором мы отрабатывали навыки в выполнении искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Каждому учащемуся захотелось попробовать себя в роли спасателя и оживить «пострадавшего». Некоторым это удалось, и эмоции хлестали через край, делая урок живым и плодотворным.

– Мне эти уроки понравились гораздо больше, чем проходят у нас обычно. Было интересно и даже весело. Кроме того, на таких уроках я узнаю много нового, делюсь своими впечатлениями с другими учащимися и учителями. Поэтому даже одинаковые темы проходят с соблюдением всех требований педагогики, но… по-своему.

V. Действия при пожаре

Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые, но и дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине ребят. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и неосторожного обращения с огнем, констатирует о необходимости проведения противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности, обратив особое внимание на изучение норм и правил пожарной безопасности (ППБ) в части обеспечения защиты людей при пожарах, изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при пожарах, а также проведение тренингов поведения обучающихся в случаях возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков.

Формирование у обучающихся в школе системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени и должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, “круглые столы”, викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и в особенности по окончании учебы перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении. С обучающимися изучаются требования норм и правил пожарной безопасности и формирование навыков безопасного поведения при возникновении пожаров в жилом секторе, в общественных зданиях (в том числе при возникновении паники) и на промышленных предприятиях, способов эвакуации из горящего здания, навыки использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов), другим способам эвакуации.

Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в школе.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной безопасности необходимо использовать:

VI. Здоровый образ жизни и профилактика ЧС

По данным Минздрава России, в школе абсолютно здоровы лишь 11-12 % детей. За последнее время увеличилось число детей, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей школьного возраста. Систематические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют школьники. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России увеличилось количество детей, попавших в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющиеся жертвами насилия.

В связи с этим возрастает роль и ответственность учителя ОБЖ за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

Разнообразные природные риски от землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, селей и многих других опасных природных и индуцированных непродуманной деятельностью техноприродных процессов были в числе первых рисков, с которыми столкнулся и продолжает сталкиваться человек, неся при этом огромные и увеличивающиеся с каждым годом социальные, экономические и экологические потери. За последние 30 лет прошлого столетия от аварий в техногенной сфере и стихийных бедствий в России пострадало более 10 млн. человек, из них погибло около 500 тыс. (Справочник по опасным..,1997). Ежегодное количество погибших при авариях и природных катастрофах в нашей стране превышает 50 тыс., а число получивших увечья – 250 тыс. человек (включая дорожные происшествия) (Методические рекомендации, 1998). По данным А.П.Гречаха (2000), средний уровень риска возникновения чрезвычайной ситуации в России на два порядка превышает принятый в разных странах мира допустимый уровень.

Государственная политика обеспечения безопасности населения и объектов хозяйства в промышленных районах, в районах развития опасных природных процессов базируется, прежде всего, на профилактике возможных проявлений чрезвычайных ситуаций, а потом уже ликвидация их последствий. Как известно, профилактика чрезвычайных ситуаций заключается в последовательном осуществлении взаимно увязанных предупредительных мер и действий по выявлению первичных и вторичных опасностей, прогнозированию и оценке риска возможных потерь. Владение информацией о возможных местах, интенсивности, размерах и сроках проявления опасных процессов, способных нанести ущерб, позволяет своевременно разработать и провести мероприятия по предупреждению и локализации такого ущерба.

Цель учителя ОБЖ в этих ситуациях очень важна. Для достижения этих целей решаются следующие задачи:

VII. Заключение

И если мы не готовы, не знаем, как защитить себя, свой дом и имущество от стихийных сил природы и других чрезвычайных ситуаций, может возникнуть такая опаснейшая ситуация, которая не только будет угрожать жизни людей, их интересам, но даже и безопасности страны. Многие явления могут приобрести такую силу, что трудно будет что-то предпринять.

Люди поступают так, как они научены. В нашей жизни всегда существовали и будут существовать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его современных и грамотных действий. Именно поэтому моей целью, как учителя ОБЖ, является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях. Умение оказывать само- и взаимопомощь.

– Мне очень нравится работать с детьми. Я хочу быть для них не просто носителем знаний, а старшим другом, помощником, стараюсь передать свой опыт. Я горжусь, когда кто-то из моих детей добивается в жизни определенного успеха.

31.10.2012

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий