Половое созревание мальчиков, девочек, подростков, подростковое, период полового созревания

Содержание

Содержание:По данным исследованийОсобенности здоровья младших подростковАдаптационный потенциал младших подростков Функционирование мозга в младшем подростковом возрастеК размышлению взрослых

Младший подростковый возраст – один из сложнейших этапов развития ребенка. Однако чаще всего особенности этого этапа не рассматриваются отдельно, а включаются в общую характеристику периода полового созревания. Автор же обращается к психофизиологическим особенностям перестройки организма, определяющим физиологическую и психологическую адаптацию, эффективность познавательной деятельности детей именно этого возраста.

По данным исследований

Принято считать, что в подростковом возрасте происходят неблагоприятные изменения, снижающие возможности физиологической и психологической адаптации и ухудшающие когнитивные возможности подростков. Исследования последних лет убедительно показывают, что изменения, связанные с нейроэндокринной перестройкой организма, не столь однозначны, есть не только негативные, но и позитивные изменения, и они различны на разных этапах полового созревания.

В последние годы сотрудники ИВФ РАО ведут комплексные системные исследования развития детей 11–12 лет, и это позволяет рассмотреть несколько аспектов развития этих детей, наиболее значимых для успешной организации обучения и воспитания:

Важность выделения этих аспектов определяется резкой интенсификацией учебного процесса, ростом учебной и внеучебной нагрузки, нарушениями режима, снижением двигательной активности. Всё это вызывает выраженное утомление, повышенную тревожность, создает условия для возникновения неврозоподобных расстройств.

Особенности здоровья младших подростков

Почему мы прежде всего обращаем внимание на состояние физического и психического здоровья? Потому что подростковый период – это период наиболее высокой чувствительности к любым неблагоприятным влияниям.

Школьные факторы риска, такие как нерациональная организация учебного процесса, неадекватные методики и стрессовая тактика педагогических воздействий, могут оказывать более выраженное негативное влияние на познавательную деятельность и поведение ребенка, чем внутренние эндокринные перестройки в организме (на практике анализу этих проблем не уделяется должного внимания, а проблемы учебы и поведения списываются на сложности полового созревания).

К сожалению, среди одиннадцати – двенадцатилетних подростков только 20–25% здоровых (1 группы здоровья), а это значит, что нарушения режима и перегрузки резко снижают когнитивные возможности, работоспособность и являются основой школьных трудностей. Каждый пятый ребенок 11–12 лет испытывает повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и высокую степень так называемого социального стресса из-за страха не соответствовать ожиданиям окружающих.

Вторая причина тревоги – трудности в обучении. Наиболее значительным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих выражен сильнее у девочек 12 лет, чем у мальчиков. До 30% детей 11–12 лет постоянно чувствуют собственную неадекватность, неполноценность, не уверены в правильности своего поведения.

У девочек более выражены общая тревожность в школе, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, а у мальчиков – переживание социального стресса.

Эти данные прежде всего говорят о неадекватности требований и психологическом дискомфорте, связанном с давлением и непониманием взрослых. Известно, что тревожность провоцирует низкую самооценку, что закрепляет эффект неудачи, непреодолимости возникающих проблем. В подростковом возрасте часто отмечаются гипертония, головокружения, вегето-сосудистая дистония, нарушения сна, что, наряду с повышенной возбудимостью, отражает неустойчивость состояния нервной системы, ее повышенную чувствительность.

Адаптационный потенциал младших подростков

Возраст детей 11–12 лет является своего рода транзиторным и представляет собой период перехода от финальной стадии второго детства (преимущественно мальчики) к дебютной стадии пубертата (преимущественно девочки). Именно в этом возрасте фактически во всех органах и системах развивающегося организма несинхронно интенсифицируются перестроечные процессы, нарушающие эффективность относительно устойчивой ранее системы адаптации. Подобный сценарий развития предполагает соответствующие изменения в ключевых механизмах, обеспечивающих адаптационный потенциал подростков в изменившихся условиях функционирования организма. Важно отметить, что по физиологическим показателям проявляются половые различия, свидетельствующие о большей устойчивости девочек этого возраста к стрессирующим факторам по сравнению с мальчиками этого же возраста.

В то же время реакция организма детей 11–12 лет на умственные и физические нагрузки свидетельствует о напряжении механизмов адаптации. Примерно у 30% детей отмечен неблагоприятный характер адаптации мозгового кровообращения при умственных нагрузках. Следует подчеркнуть, что в эксперименте использовались краткосрочные (10 минут) пробы умственной нагрузки. Это позволяет предположить высокий риск нарушений мозгового кровообращения при учебной перегрузке у детей 11–12 лет.

Функционирование мозга в младшем подростковом возрасте

Физиологические изменения, происходящие в организме младших подростков, связаны, прежде всего, с активным выделением половых гормонов. Причем в этом возрасте еще не регулируется их секреция, и такая неограничиваемая секреция оказывает влияние на созревание различных структур мозга и все познавательные процессы.

Под влиянием гормонов существенно возрастает активность глубинных структур мозга, определяющих произвольную регуляцию (развитие управляющих функций). Считается, что подростки несдержанны, импульсивны, плохо контролируют свои реакции и поведение. Однако современные данные по этому вопросу противоречивы. По мнению одних исследователей, начало подросткового возраста – это период завершения развития управляющих функций, а значит, этих явлений уже не должно быть.

Другие считают, что контроль импульсивных реакций в 11–12 лет, развитие управляющих функций продолжается вплоть до взрослого возраста, а ослабление контроля проявляется только в тех ситуациях, когда стимул оказывается эмоционально привлекательным. Эти же исследования не подтверждают представление о том, что рискованное поведение подростков объясняется снижением контроля импульсивных реакций.

Очень интересными являются результаты исследований еще одного компонента управляющей функции – способности к выработке стратегии деятельности (планирования), так как в этом возрасте к подростку предъявляются довольно высокие требования, связанные с планированием и стратегией собственной деятельности. В специальных исследованиях изучалось влияние способности детей предвидеть долгосрочные последствия своих действий на выбор стратегии действий. Оказалось, что вплоть до двенадцатилетнего возраста способность к предвидению последствий в будущем остается незрелой. Дети до 12 лет выбирали стратегию, сулящую мгновенный ощутимый результат, несмотря на ее неэффективность в долгосрочной перспективе, т.е. они не способны оценить долгосрочные последствия своего выбора.

Не сформирована у них и система контроля своих ошибок. Это во многом объясняет сиюминутность реагирования, неспособность младших подростков предвидеть определенные последствия своих действий. Понятно, почему в профилактической работе с подростками неэффективна опора на отдаленные (даже самые страшные) последствия использования наркотиков, алкоголя, табака. Незрелость системы контроля и доминирующее желание удовлетворить свои потребности определяет и легкость формирования любого рода зависимостей (компьютерной, от психотропных веществ).

Интересно, что у подростков (по данным специальных исследований реактивности отдельных структур мозга) реакция на неудачу меньше, чем у взрослых, а чувствительность на поощрение и наказание меняется на протяжении подросткового возраста. Чувствительность к поощрению возрастает в период от 10 до 13 лет и доминирует над чувствительностью к наказанию. Это важно учитывать при выборе взрослыми тактики взаимодействия с подростками, объясняет неэффективность использования строгих мер воздействия.

Для подростков характерен поиск новых ощущений, нового опыта, новой информации, что при низком уровне контроля, склонности к импульсивным реакциям и относительной незрелости механизмов когнитивной деятельности (т.е. обеспечения логического, обоснованного и осознанного выбора) создает зону риска в проявлении эмоций, выборе информации, поведении.

Превалирование «хочу» (причем сию секунду) над «надо» затрудняет включение подростка в повседневную стандартную рутину действий и деятельности. Позитивное подкрепление, повышение эмоциональной значимости деятельности, формирование внутренней познавательной мотивации, интерес, увлеченность дают хороший результат.

Изучение особенностей функционирования так называемого социального мозга (особых функционально интегрированных систем ряда структур мозга) в подростковом возрасте сегодня очень актуально. Основной функцией социального мозга является способность реагировать на окружение – понимать мысли, чувства, эмоции окружающих людей, их намерения в основном по невербальным знакам общения (движениям, мимике, выражению глаз).

Считается, что созревание социального мозга у подростков, даже после завершения полового созревания, не достигает уровня зрелости взрослого человека.

Поэтому не стоит удивляться отсутствию чувствительности, слабости ответных реакций, непониманию чувств других и зацикленности на себе. Нотации с требованиями встать на место другого не дают никакого результата, так как подростки имеют низкую степень сочувствия и необходимы усилия, чтобы проникнуться ситуацией.

Не менее интересны исследования, характеризующие реакцию социального мозга на влияние сверстников, их одобрение, принятие в группу. Эти влияния проявляются уже в возрасте, предшествующем пубертату (с 10 лет). Зависимость от сверстников в подростковом возрасте, по мнению ряда исследователей, становится почти патологической, и происходит это на уровне нейрохимических реакций, что объясняет высокую значимость одобрения сверстниками даже самых рискованных поступков.

К размышлению взрослых

Эти данные заставляют по-иному посмотреть на отношение и педагогов, и родителей к окружению подростка. Недовольство тем, с кем дружит подросток, негативные оценки друзей, запреты на общение могут дать результат, прямо противоположный ожидаемому. При этом апеллирование к рассудку – бессмысленно, а раздражение и гнев взрослых способны вызвать ответную агрессию, нежелание даже обсуждать проблему.

Высокая чувствительность организма, неустойчивость функционального состояния, незрелость механизмов контроля, склонность к рискованному поведению, высокая привязанность к сверстникам и зависимость от их мнения создают комплекс проблем во взаимодействии взрослых с подростками в тех случаях, когда взрослые не учитывают эти особенности.

Значимость для подростка мнения сверстников определяет и тактику разрешения всех конфликтов и обсуждения любых проблем. Это возможно только один на один (никогда в классе или в присутствии сверстников), иначе всё будет восприниматься в штыки.

Я не раз обсуждала особенности подростков и тактику взаимодействия с ними как с учителями, так и с родителями. Приходится признать, что большинство взрослых не готовы, не хотят учесть эти особенности и изменить тактику общения.

«Почему я должна ломать себя?» – спросила меня недавно опытная учительница, которая пожаловалась на «ужасных шестиклассников», для которых «нет авторитетов», которые делают «только то, что им интересно», а «на последних уроках лентяйничают». Это достаточно точное описание особенностей младших подростков, для которых действительно нет авторитетов по праву старшинства; для которых важнее всего мнение сверстников; которые не лентяйничают, а просто не имеют сил активно работать на последних уроках (часто это седьмые уроки или факультативы). Не менее четко проявляется негативный настрой учителя. Налицо конфликт между педагогом и детьми, но причина конфликта в этом случае – не дети, а проблемы профессиональной компетентности педагога.

  Подростков легко увлечь и заинтересовать, они с радостью включаются в общие дела, а в ожидании успеха готовы горы свернуть. Они с благодарностью откликаются на похвалу и бескорыстное желание помочь. Они готовы всё обсуждать и обо всем рассуждать, если их внимательно и с уважением слушают, если прислушиваются к их желаниям, если ценят их мнение. Они всегда готовы к общению с интересным, спокойным и доброжелательным собеседником. Важно, чтобы такие взрослые рядом с подростком были.

Характеристики поведения взрослых, которые разрушают взаимодействие с подростками

Негативная установка – негативный настрой взрослого на трудное, конфликтное общение, на сложный, а главное, бесполезный разговор. Отрицательное мнение о ребенке или ситуации, которую необходимо обсудить,– плохой помощник оценке ситуации. Подобный настрой заставляет принять обычную улыбку ребенка за саркастическую ухмылку, а уверенный тон – за неуважение.

Менторский тон – даже если взрослый говорит правильные слова, не унижающие подростка, не подчеркивающие его недостатки, не указывающие на его неспособность что-то сделать, но тоном давящего превосходства, это сразу же настраивает последнего на сопротивление. Громкая, интонационно жесткая, категоричная речь с первой фразы создает барьер общения.

Неуважение, нежелание слушать и выслушать подростка не позволяет решить проблемы, а, наоборот, создает новые. Строгий взгляд (прямо в глаза) и обвинения надолго (если не навсегда) сделает общение с подростком бессмысленным, он «не услышит» ни одного слова.

Младший подростковый возраст: особенности.

Читайте также:Трудности адаптации: рекомендации родителям пятиклассников.Подростковый возраст.Подростки – проблемы в общении со сверстниками и их решение.

Подростки — это люди от 10 до 28 лет, и кризис переходного возраста сейчас переживают не только школьники, но и совершеннолетние. Об этом говорится, в частности, в обнародованных в феврале 2020 результатах исследования группы специалистов из американского Университета Кларка, японского Университета Хиросимы и литовского Университета Ромериса.

Как сейчас взрослеют молодые люди

С одной стороны, взросление начинается раньше (половое созревание, скачок роста, развитие скелетных мышц). С другой стороны, парадокс в том, что сейчас процессы взросления завершаются не с наступлением совершеннолетия, а значительно позже.

В 19 веке ввели понятие «подросток» как переход от детства к взрослости в возрасте 12-18 лет. Считалось, что юноши и девушки играют во влюбленность (поскольку якобы по-настоящему влюбиться может только взрослый), выбирают какого-то человека идеалом и пытаются копировать, много мечтают, ищут задушевной дружбы с глазу на глаз, много пишут текстов (письма и дневники), хотят быть уникальными, у них уже нет авторитетов, но они еще не обладают чувством достоинства и собственным кодексом чести.

Федор Достоевский даже создал роман «Подросток», но название метафорическое, поскольку автор пишет, что 19-летний герой уже не может быть подростком, просто он тоже «неготовый человек».

На Западе в прошлом веке тинейджерами считали тех, кому от 13 до 19 (на английском teen — составная названий именно этих числительных). И только два года назад ученые стали предлагать продлить подростковый возраст до 24 лет, а в 2020 году — даже до 28 лет.

Мозг созревает позже и иначе

Современные люди физически несколько иные, чем предыдущие поколения. К примеру, тело меняется уже после совершеннолетия: зубы мудрости растут до 27 лет, а не в 14-17, как раньше. Больше всего изменений в созревании мозга: теперь это происходит позже на 20 лет.

Медленнее меняется префронтальная кора мозга, отвечающая за самоконтроль, эмоциональную зрелость, способность принимать долгосрочные решения, делать сложные прогнозы и вообще иметь дело с отсроченным удовольствием, как доказали опыты американских нейрофизиологов из Университета Кларка. 

Также медленнее идет миелинизация волокон ассоциативных путей, наращивается процент «белого вещества», обеспечивающего способность самостоятельно учиться. 

Также слишком долго превалируют зоны мозга, которые раньше считались детскими: те, что отвечают за гибкость мышления, за глубокое обучение (к примеру, такое освоение языка помогает овладеть им как родным, а типичное взрослое, более поверхностное — только как иностранным на высоком уровне, когда заметен акцент, невозможно полностью перейти на него и т.п.).

Национальный институт мужского здоровья презентовал тысячи МРТ мозга лиц в этом возрасте, доказывающих этот факт. Есть гипотезы, что это связано с влиянием экологии, приспособлением мозга к гаджетам либо же с тем, что сейчас в возрасте 18-28 лет люди не вынуждены принимать жизненно важные решения, например, заключать брак (до недавнего времени девушки после 25 лет без семьи считались старыми девами), заботиться о собственном жилье, выбирать вакансию, на которой планировали бы работать до пенсии.

Опрос 8,3 млн подростков доказал, что среди людей, которые уже окончили университеты или начали работать до 25 лет, только для 4% важно заключить брак, только треть чувствует себя финансово независимыми, каждому третьему из опрошенных ежемесячно помогают деньгами родители. Физиология человека приспосабливается к потребностям цивилизации, считают ученые. Сейчас у каждого широкий диапазон возможностей для выбора, высокая неопределенность, немало специальностей требуют значительного периода обучения.

Люди становятся аксолотлями?

Еще одна гипотеза ученых, почему это происходит: живем «слишком хорошо». Аксолотли, личинки амбистом — земноводных, похожих на саламандр, могут жить самостоятельно, добывать пищу и защищаться, размножаться, но взрослыми особями они так никогда и не становятся. Однако если сделать среду некомфортной — холодной и недостаточно влажной — они дозревают.

Для нетипичных ранее подростков — от 18 до 28 лет — американский психолог Джеффри Арнетт придумал термин emerging adulthood — «зарождающаяся взрослость». Каковы же они? Исследования доказали, что у этих людей присутствует чувство нестабильности, «черновика» жизни, а не настоящего, они слишком сосредоточены на себе, исследуют собственную идентичность, оптимистично смотрят на свое будущее (считают, что у них все впереди и что когда-то они смогут достичь значительных высот). Для большинства это веселое и свободное время, они выбирают подростковый стиль одежды и развлечения, мало внимания обращают на авторитеты и предложенные социальные роли (родителей, носителей определенной корпоративной этики и т.д.). Настроены больше на образование и ситуативные заработки (а сейчас через интернет зарабатывать можно и в 13 лет), чем на длительную работу.

В этом возрасте в США и Европе «новые подростки» обычно работают на проектах по контракту, ведь существует тенденция даже при наличии вакансий не брать их на полную занятость. К тому же соцсети дают свободу самовыражения, не связанную с основной деятельностью, а тяга к этому — тоже признак подростков.

Такие же результаты дают исследования в Японии, Австралии. Все больше людей до 28 лет живут с родителями и еще не чувствуют себя вполне взрослыми. Их нельзя считать финансово грамотными, хотя часть из них хорошо зарабатывает. У 76% тех, кто живет с родителями, нет постоянных любовных отношений.

Почему становится больше тех, кому хочется «на ручки»

Есть несколько факторов, которые значительно повышают вероятность тревожных расстройств и депрессии именно в этом возрасте. Одна из важных задач подросткового возраста — отработка форм противостояния давлению других, защиты своих личных границ. Раньше это происходило (или нет) еще до завершения школы. Сколько в кино или литературе изображали «взъерошенных», готовых спорить со всеми подростков? Молодежь свои протесты обычно направляла в какое-то идеологическое русло.

Сейчас же все больше рациональных, спокойных, послушных старшеклассников, а настроение «против всех» и подростковый вызов скорее присущ людям 22-28 лет, и выливается это в межличностные конфликты: с родителями, друзьями, партнерами. К слову, неудачи у противоположного пола сейчас остро переживают тоже в этом возрасте. А поскольку большинство людей до 30 лет нацелены на временные отношения, «пробы и ошибки», неизбежны разрывы отношений, которые тоже воспринимаются по-подростковому болезненно. Кроме того, увеличилось количество мужчин и женщин до 28 лет, у которых инфантильные ожидания от отношений. Проще говоря, хочется «на ручки», родительской ласки, а не партнерских отношений, страсти, любви.

Еще один фактор — бремя ожиданий, что мужчины и женщины в этом возрасте должны быть уже взрослыми. Можно сказать, человек еще дозревает и не может вести себя иначе, но сам себя (или еще и окружающие) обвиняет в инфантильности или странности.

Ранее, как говорят исследователи, после 30 лет уже возникала жажда наставничества, передачи опыта. Сейчас же это молодой человек, которому еще нечем делиться. Он не так давно осознал роль в социуме и частично понял себя. В 23-25 предыдущие поколения наслаждались статусом профессионала, взрослого мужчины или женщины, сейчас же к ним приходит подростковый кризис: «Кто я? Чего я хочу? На что способен?» Когда с этим приходилось справляться старшеклассникам, им было хоть немного комфортнее, ведь взрослых хотя бы учат осторожно и терпеливо вести себя с подростками. Впрочем, есть и другая версия: несовершеннолетним легче было навязать ложный образ «Я», а у современных людей больше шансов действительно разобраться с собственными потребностями и особенностями, понять себя.

Автор Алина Мирошникова

Ссылка на первоисточник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться 1

Что такое половое созревание мальчиков и девочек, что значит половое созревание парней и девушек, мужчин и женщин?

Половое созревание – это процесс формирования половой репродуктивной функции женского или мужского организма, проявляющийся развитием вторичных половых признаков и завершающийся половой зрелостью. На половое созревание влияют индивидуальные особенности организма, характер питания, активность гипоталамуса, гипофиза, надпочечников, экономический и социальный статус, климатические особенности. Когда наступает половое созревание? Период полового созревания – это очень важный период в жизни мальчика и девочки.

Возраст полового созревания, когда начинается половое созревание, во сколько лет начало?

Половое созревание наступает в возрасте от 12 до 16 лет. Сарклиник считает, что сроки наступления полового созревания в отдельных группах и у отдельных мальчиков и девочек, парней, юношей и девушек значительно колеблются. Какие признаки полового созревания у мальчиков? У мальчиков появляются усы, борода, увеличивается адамово яблоко (кадык), увеличиваются половой член и яички, появляются волосы в подмышечной впадине и на лобке, грубеет голос. Какие признаки полового созревания у девочек? У девочек увеличиваются молочные железы (грудные железы, грудь, сиськи становятся полнее, круглее, больше), меняется форма таза (тазовых костей), увеличиваются наружные половые органы (большие и малые половые губы, клитор), кожа половых губ темнеет, появляются волосы подмышками и на лобке, волосы на лобке растут треугольником, происходит резкий скачок в росте.

Что замедляет половое созревание? Отставание полового созревания

Половое созревание замедляет плохое неполноценное питание (недостаток белков, витаминов, жиров, углеводов), неблагоприятные бытовые условия, хронические заболевания, тяжелые и повторные заболевания, тяжелый физический труд, слишком интенсивные занятия спортом.

Половое созревание девочек, девушек, половая формула, женское половое созревание

Какой возраст полового созревания девочек? Половое созревание девочек чаще происходит в возрасте от 12 до 16 лет. При оценки полового созревания девочек учитываются: P – оволосение лобка, лобковой области; Ax – оволосение подмышечной впадины; Ma– молочные железы, Me – менструации (месячные). В различные возрасты половая формула меняется.

Половая формула P0 Ax0 Ma1 наблюдается в возрасте от 8,6 до 12,0 лет.

Половая формула P1 Ax0-1 Ma1 наблюдается в возрасте от 9,8 до 13,4 лет.

Половая формула P2 Ax2 Ma2 наблюдается в возрасте от 10,2 до 13,5 лет.

Половая формула P3 Ax2-3 Ma3 наблюдается в возрасте от 11,0 до 14,3 лет.

Половая формула P2 Ax3-4 Ma3 Me+ наблюдается в возрасте от 11,1 до 14,4 лет.

Половая формула P2 Ax2 Ma3-4 Me+ наблюдается в возрасте от 12,0 до 15,5 лет.

Половая формула P3Ax2Ma3-4Me+ наблюдается в возрасте от 12,8 до 15,7 лет.

Половая формула P3 Ax3 Ma3-4 Me+ наблюдается в возрасте от 13,5 до 16,9 лет.

0 – это отсутствие признака, 3 — 4 – это максимальная половая зрелость. В период полового созревания девушек у них начинают образовываться зрелые яйцеклетки. Происходит изменение поведения и психики и влечение к парням.

Половое созревание мальчиков, парней, половая формула (полового созревания), мужское половое созревание

Какой возраст полового созревания мальчиков? Половое созревание мальчиков происходит в возрасте от 13 до 18 лет. При оценки полового созревания мальчиков учитываются: P – оволосение лобка, лобковой области; Ax – оволосение подмышечной впадины; V – изменение тембра голоса; F – оволосение лица. В период полового созревания юношей, парней у них начинают образовываться зрелые сперматозоиды. Происходит изменение психики и поведения, формируется половое влечение к девушкам.

В южных регионах России половое созревание наступает раньше, чем у сверстников на севере.

Стадии полового созревания, этапы

Какие существуют стадии полового созревания? Специалисты выделяют 5 степеней полового созревания: 1 стадия, 2 стадия, 3 стадия, 4 стадия, 5 стадия. 1 стадия – период детства, препубертатный период.  2 стадия – начало подросткового периода, начало пубертата. 3 стадия – начало подросткового возраста, первый период пубертата, 4 стадия – продолжение подросткового возраста, второй период пубертата, 5 стадия – наступление половой биологической зрелости, завершение пубертатного периода.

Что такое раннее, преждевременное половое созревание?

Раннее половое созревание, или преждевременное половое созревание связано с появлением вторичных половых признаков у девочек до 8 лет, а у мальчиков до 10 лет. Половое созревание характеризуется гормональной перестройкой и возрастанием функции половых желез. Половое созревание завершается формирование вторичных половых признаков, появляются у девушек менструации (месячные, критические дни), у парней появляются поллюции (непроизвольное семяизвержение). Также быстро протекает нарастание длины и массы тела (увеличиваются рост в см и вес в кг), подкожно-жирового слоя, особенно у девочек. К концу периода созревания четко определяются низкорослость или избыточно высокий рост. В периоде полового созревания более наглядными становятся процессы акцелерации (акселерация). 

Нарушения полового созревания

Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность подростков ведет к увеличению напряженности в обмене веществ, эндокринной системе, нервной системе. Процессы общего возбуждения усиливаются, стабилизация условных рефлексов затрудняется, несколько ухудшается кровоснабжение головного мозга, в связи с чем легче развивается утомляемость и фазовые состояния. Часто наблюдаются расстройства со стороны нервной системы, психоневрозы, неврастения, депрессия, навязчивый невроз, вегетососудистая дистония. Усиливается лабильность функции вегетативной нервной системы, часто возникающие колющие боли в области сердца, сердцебиение, кардионевроз. Возможны психопатические проявления. Период полового созревания педиатры, терапевты, эндокринологи, рефлексологи, рефлексотерапевты нередко именуют переходным, так как к началу его дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают чувствовать себя детьми. Особенно сложен этот период в психологическом отношении. Психика подростка отличается большой ранимостью. Для профилактики патологических отклонений в психическом и физическом развитии подростка важны профилактические походы к психологу. Могут наблюдаться нарушения полового созревания (отставание, задержка, замедление, раннее, преждевременное развитие).

Половая жизнь подростков

Часто мальчики и девочки, парни и девушки, подростки интересуются в период полового созревания такими вопросами, как половая жизнь, сексуальная жизнь, поллюции, половые органы, большие половые губы, малые половые губы, гениталии, эрекция, половой член, влагалище, клитор, девственная плева, половозрелость, половое сношение. Также подростков интересуют следующие вопросы.  Что такое мужской половой орган? Какой пол интереснее? Что такое нудизм? Кто такие натуристы, девочки нудистки, puberty name? Сколько длится процесс полового созревания? Какая норма полового развития, нормативы? Почему возникает детское позднее половое созревание, импотенция? Чем опасны фригидность, простатит, раннее семяизвержение, вагинизм? Как достичь оргазма девушке? Почему не стоит член? Почему у меня кривой член? Как продлить секс? Почему сухое влагалище? Почему опух клитор после секса? Почему узкое влагалище? Что делать, если капает с члена, жгет во влагалище?

Дорогие подростки, если у Вас возникли вышеуказанные вопросы, Вы можете на сайте сарклиник абсолютно бесплатно задать вопрос доктору по интересующим Вас темам и получить актуальные ответы. Сайт и врач ждут Ваших вопросов.

Половое созревание: лечение, как лечить нарушения полового созревания

Сарклиник проводит лечение нарушений полового созревания в Саратове, лечение нарушений полового созревания в России, лечение отставания, лечение задержки полового созревания, лечение преждевременного полового созревания, лечение раннего полового созревания, лечение нарушений половой функции, лечение позднего замедленного полового созревания у мальчиков и девочек, парней и девушек, детей и подростков. На первой консультации врач расскажет Вам, как лечить нарушения полового созревания, как вылечить отставание полового созревания.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.
Запись на прием и консультации.

Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com Sаrlinic.ru Фото: (©) Zastavkin | Dreamstime.com Dreamstock.ru Парень и девушка, изображенные на фото, — модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены. 

Похожие записи:

Nocturnal enuresis, sleep enuresis, bedwetting, treatment, enuresis in children, in adults

Детский ночной энурез: лечение, причины, как лечить в России, Саратове

Ранний детский аутизм, лечение детей, признаки, симптомы, причины и развитие

Энурез код по мкб 11 ночной или дневной энурез

Родовая травма, как избежать родовой травмы?

image

Переходный этап между детством и взрослостью порой нелегко дается как ребенку, так и родителям. Начинается он с 12-14 лет и заканчивается в 15-17 лет. Некогда спокойные мальчики и девочки могут полностью измениться в поведении, стать неуправляемыми, делать все назло. Что движет ими? Психология подростка детально объясняет, какие проблемы возникают в таком возрасте, и как сделать так, чтобы у ребенка этот период прошел максимально спокойно.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

231-22-80; 231-22-87; 993-22-48.

Что такое психология подростка

Термин можно трактовать с двух точек зрения. В первой формулировке речь идет о науке, которая изучает особенности поведения мальчиков и девочек 12-17 лет. Вторая формулировка подразумевает непосредственно суть этого учения – возрастную особенность поведения, психических процессов. Это явление, которое может возникнуть у каждого растущего человечка, но оно необязательно. Родителям следует запастись терпением, создать для себя и ребенка ряд железных правил и не думать, что чадо останется таким неуправляемым на всю жизнь.

Возрастные особенности подростков 13-14 лет

Со стартом этого периода (у кого-то раньше, у кого-то позже) в организме происходят существенные физические изменения: начинается половое созревание. Перестройка в теле многих пугает, доставляет неудобства, иногда может стать причиной насмешек со стороны ровесников (например, при недостатках в фигуре, появлении прыщей, непроизвольной эрекции). Это откладывает свой отпечаток на незрелой психике. Современные подростки ощущают взрослую любовь, начинают проявлять сексуальную активность.

Физическое созревание влияет на нервную деятельность. У мальчиков и девочек 13-14 лет особая психология: процессы возбуждения преобладают над торможением. Это влечет за собой ухудшение реакции, временные трудности в формировании условных рефлексов. У подростков наблюдается очень эмоциональное общение, психическая неуравновешенность из-за переживаний. Сильно развито воображение: ребенок переживает одни и те же чувства, пока не изживет свои внутренние терзания.

Подростковые проблемы

Когда ребенок входит в возраст 12-15 лет, психология меняется. Основные проблемы, которые доставляют неудобства окружающим (но не самому подростку):

  1. Одержимость гаджетами. Электронные устройства заменяют реальный мир, влияют на саморазвитие, не оставляют времени на помощь по дому, учебу.
  2. Враждебность к родителям. Мальчики и девочки начинают хамить, вести себя неуважительно, игнорировать правила.
  3. Ложь. За ней стоит боязнь быть осужденным, отруганным или наказанным, ведь подросток нередко нарушает установленные правила.
  4. Поздние приходы домой. Ребенок испытывает пределы, намеренно нарушает временные границы.
  5. Дружба с плохой компанией. Ребенок думает, что те ребята крутые, поэтому он жаждет стать таким же.
  6. Употребление алкоголя, наркотиков, курение. Трудный подросток стремится возвыситься над другими, испытать новые ощущения.

Психологические проблемы подростков

Основные трудности связаны с противоречиями в потребностях мальчика или девочки. Психология подросткового возраста говорит о том, что возникает внутренний конфликт: стремление к обособлению и социализации. Ребенок ищет свою автономию, проходит процесс личностного самоопределения. Он рьяно отстаивает свое пространство, убеждения, но не понимает ценности чужой автономии. Вместе с этим у подростка формируется необходимость примкнуть к какой-то социальной группе, кроме семьи. Это сверстники, интересы которых он разделяет.

Почти все проблемы современных подростков вытекают из конфликта, описанного выше. Тинейджер хочет самоутверждения. Если что-то идет не так, как он желал, возникают депрессии, замкнутости, ребенок становится скрытным или всячески протестует против общественности. Вопросы пола подогревают это состояние. Подростковая гиперсексуальность приводит к активной мастурбации, которая сопровождается чувством вины, ранним половыми связями и всеми последствиями, связанными с ними. Девственность тоже может стать причиной волнения.

Подростковая психология мальчиков

Процесс превращения мальчика в парня, а затем и в мужчину сложный. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) проблема не так чувствуется, но затем становится ощутимей. Насколько она будет глобальной, зависит от семейных взаимоотношений: участия матери и отца (особенно отца!) в воспитании ребенка. Мальчик все больше внимания обращает на девочек, случается первая любовь. Если она неразделенная, у подростка может возникнуть подмена в ориентации – стремление к партнеру своего пола.

Психология выделяет несколько тревожных и волнующих состояний подростка:

  • беспокойство по поводу мнения окружающих, своей внешности;
  • неуверенность в своих силах;
  • юношеский максимализм: самонадеянность, категоричность в суждениях;
  • полярность психики: сочетание замкнутости и общительности, цинизма и мечтательности, наглости и стеснительности;
  • стремление получить максимум информации по интересующему вопросу.

Подростковая психология девочек

Поведенческие особенности практически одинаковые у обоих полов, но переходный возраст у девочек наступает раньше. Подростка легко рассмешить или заставить плакать, похвала или критика воспринимается очень близко к сердцу. У девочек происходит формирование самосознания. Потребность в психологической близости, взаимопонимании у них сильнее, чем у мальчиков. Нередко подростки влюбляются в красавцев из телевизора, взрослых мужчин. У девочек формируются идеалы и авторитеты, они стремятся подражать им.

Кризис идентичности

Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который тесно связан с кризисом смысла жизни. В подростковом периоде происходит личностное самоопределение. Перед юным человеком стоит непростая задача, являющаяся этапом взросления: ему необходимо понять свою роль как члена общества и собственные уникальные особенности, интересы. Подросток обретает социальный статус, проходит адаптацию во взрослом окружении, приобретает новый способ мышления.

Парень или девушка находятся в процессе становления своего «Я» с точки зрения реализации взглядов на жизнь. У идентичности есть две характеристики:

  • положительная: кем подросток должен стать;
  • отрицательная: кем не должен стать.

Социальные взаимоотношения

При описании этого аспекта психология выделяет две разных модели взаимоотношений: со взрослыми и ровесниками. Последние формируют устойчивые социальные группы, в которые новичку попасть сложно. Такие объединения являются для подростков эталонными и субъективно значимыми, их требования и нормы парень или девушка принимает и разделяет. Общение выходит на новый уровень, и это не только развлекательные совместные игры, но и общий труд, разговоры на жизненно важные темы.

Если подросток становится изгоем, или сверстники объявляют ему бойкот, это приводит к формированию низкой самооценки, комплексов, ощущению одиночества, неполноценности и даже суицидальным мыслям (в особо тяжелых случаях). Каждое детское переживание, связанное с ровесниками, очень глубокое и значимое. Все подростки имеют повышенную чувствительность к групповому мнению, и если ему не соответствуют, то возникают страхи.

Общаться со взрослыми подросшему ребенку уже сложнее. К нему выдвигаются большие требования, что сопровождается сопротивлением. Особая роль в этот период отводится влиянию семьи. Благополучные отношения родителей и умеренное давление на подростка становятся решающими при выборе модели поведения. Однако неустойчивость психики создает определенные сложности в общении со взрослыми, приводит к периодическим протестам.

Поведение подростка в 14 лет

В этот период меняется когнитивная сфера, что откладывает отпечаток на поведение. Психология подростков говорит о возникновении фантомного чувства взрослости, самостоятельности. Молодой человек хочет всячески показать, что он уже взрослый, но, по сути, он остается ребенком. Старшие подростки делают контакты с семьей более слабыми, обособляют свое «Я». Впервые появляются серьезные мысли о будущей профессии. Фантомная взрослость как бы наделяет юных ребят полномочиями к запрещенным и нежелательным действиям: курению, употреблению алкоголя, половым связям.

Как разговаривать с подростком

Родителям в переходный возраст ребенка не менее сложно. Неосторожные слова, необдуманные действия могут причинить вред неокрепшей психике. Несколько правил общения с подростком:

  • Не допускайте критики внешности. Даже если не все идеально, совместными силами вы исправите изъяны.
  • Будьте внимательны к ребенку. Спрашивайте, как дела. Если вам не нравится поведение, не осуждайте это откровенно. Окольными путями или на своем примере можно предложить тот вариант развития событий, который вам приемлем.
  • Будьте искренне заинтересованы успехами чада, «глобальными» проблемами со сверстниками.
  • Делитесь своими планами, выслушивайте советы, даже если они кажутся нелепыми. Цените выбор ребенка.
  • Займитесь половым воспитанием. Не бойтесь неадекватного восприятия информации – дети уже готовы к новым открытиям.
  • Хвалите ребенка, будьте на равных, не обижайтесь на перепады настроения и говорите с ним, а если он этого не желает, находите нужный момент для беседы.

Чем увлечь подростка

Тинейджеры – самые увлекающиеся люди. Они занимаются всем и понемногу. Родителям важно обнаружить потенциал ребенка и дать ему раскрыться. Желательно это делать в более раннем возрасте – 5-6 лет. Самые интересные занятия для подростков:

  • Физическая культура: баскетбол, волейбол, футбол. Юноши с удовольствием играют в эти игры и выплескивают свою энергию.
  • Собирательные увлечения, коллекционирование. Складывайте марки, фото кумиров, календари, яркие игрушки.
  • Конструирование, создание предметов своими руками. Юные ребята любят делать модели, собирать из конструктора сложные фигуры, экспериментировать с папье-маше.
  • Походы в молодежные организации. Есть специальные объединения, где подростки собираются и общаются по интересам под присмотром психологов, проходят тренинги. В Москве это школа практической психологии «Эмпатия», центр образовательной помощи «ПсиЛайнер».
  • Преображения во внешности. Подберите мальчику классный гардероб, сводите девочку на маникюр, мастер-классы по макияжу, уходу за кожей. Сделайте модную стрижку.

Источник: https://mosmama.ru/2612-psihologiya-podrostka.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий