План-конспект урока «Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале.»

Зеркало, поверхность которого представляет собой плоскость, называется плоским зеркалом.

Когда предмет находится перед зеркалом, то кажется, что за зеркалом находится такой же предмет, то что мы видим за зеркалом, называется изображением предмета.

Для начала, объясним, кК глаз воспринимает сам предмет, например, свечу. От каждой точки сечи во все стороны расходятся лучи света. Часть из них расходящимся пучком попадает в глаз. Глаз видит (воспринимает) точку в том месте, откуда исходят лучи, т.е. в месте их пересечения, где не самом деле находится точка.

Глядя в зеркало, мы видим мнимое изображение своего лица.

Расположим вертикально кусок плоского стекла – он будет служить зеркалом. Но так как стекло прозрачно, мы увидим и то, что находится за ним. Поставим перед стеклом зажженную свечу. В стекле мы увидим ее изображение. По другую сторону стекла (там, где мы видим изображение) поставим такую же, но незажженную свечу и будем передвигать ее до тех пор, пока она не покажется зажженной. Это будет означать, что изображение зажженной свечи находится там, где стоит незажженная свеча.

Измерим расстояние от свечи до стекла и от стекла до изображения свечи. Эти расстояния окажутся одинаковыми.

Опыт также показывает, что высота изображения свечи равна высоте самой свечи, т.е. размеры изображения в плоском зеркале равны размерам предмета.

Итак, опыт показывает, что изображение предмета в плоском зеркале имеет следующие особенности: это изображение мнимое, прямое, равное по размерам предмету, находится оно на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед зеркалом.

У изображения в плоском зеркале есть еще одна особенность. Посмотрите на изображение вашей правой руки в плоском зеркале, пальцы на изображении расположены так, как будто это левая рука.

В этой статье мы научимся строить изображения в системе из двух зеркал. Надо понимать, что предмет не обязательно должен находиться непосредственно перед зеркалом, чтобы можно было увидеть его изображение. Ведь часто мы видим, находясь в одной из комнат, что происходит в другой в зеркале, которое находится в коридоре. То есть, чтобы увидеть предмет в зеркале, нужно, чтобы предмет находился по отношению к зеркалу под таким же углом, каков угол падающего луча (взгляда).

Задача. Постройте изображение точечного источника света в двух плоских зеркалах, если угол между ними равен , image, , , . Сколько изображений получается? Сначала построим изображения в системе двух зеркал, расположенных под углом . Пусть источник света располагается так, как показано на рисунке. Тогда в зеркале мы получим его изображение на таком же расстоянии за зеркалом, на каком перед зеркалом располагается сам источник, и точно так же получим изображение в зеркале :

Содержание:

Плоское зеркало представляет собой простейшее способное создавать изображение предмета оптическое устройство. Получаемое с помощью него изображение некоторого объекта формируется за счет отражаемых от зеркальной поверхности лучей.

Определение 1

По причине его образования вследствие пересечения «мнимых» продолжений, а не непосредственно самих лучей подобные изображения носят название мнимых (рис 3.2.1).

image

Рисунок 3.2.1. Ход лучей при отражении от плоского зеркала. Точка S’ является мнимым изображением точки S.

Мнимое изображение предмета расположено симметрично относительно плоскости зеркальной поверхности вследствие закона отражения света. Размер изображения эквивалентен размеру отражаемого объекта.

Виды зеркал

Определение 2

Обладающую формой сферического сегмента зеркально отражающую поверхность называют сферическим зеркалом.

Определение 3

Оптическим центром зеркала называют использованный в процессе вырезания в качестве необходимого материала центр сферы.

Определение 4

Полюсом является вершина сферического сегмента.

Определение 5

Проходящая через оптический центр и полюс зеркала прямая, называется главной оптической осью сферического зеркала.

Главная оптическая ось выделена из всех других проходящих через оптический центр прямых только тем, что она является осью симметрии зеркала.

Сферические зеркала делятся на вогнутые и выпуклые.

Определение 6

Если на вогнутое сферическое зеркало падает параллельный главной оптической оси пучок лучей, то, отразившись от зеркала, лучи пересекутся в точке, которая носит название главного фокуса F зеркала.

Типы изображений в зеркалах

Определение 7

Расстояние от фокуса до полюса зеркала называют фокусным расстоянием. Оно, как главный фокус, обозначается буквой F.

У вогнутого сферического зеркала главный фокус является действительным. Он расположен в середине между центром и полюсом зеркала, как это проиллюстрировано на рисунке зеркала 3.2.2.

Рисунок 3.2.2. Отражение параллельного пучка лучей от вогнутого сферического зеркала. Точки O – оптический центр, P – полюс, F – главный фокус зеркала; OP – главная оптическая ось, R – радиус кривизны зеркала.

Замечание 1

Стоит учитывать, что отраженные лучи пересекаются примерно в одной точке только тогда, когда падающий параллельный пучок, так называемый параксиальный пучок, достаточно узок.

Главный фокус выпуклого зеркала мнимый. В случае, если на выпуклое зеркало падает параллельный главной оптической оси пучок лучей, то, отразившись в фокусе, пересекаются продолжения лучей (рисунок 3.2.3).

Рисунок 3.2.3. Отражение параллельного пучка лучей от выпуклого зеркала. F – мнимый фокус зеркала, O – оптический центр, OP – главная оптическая ось.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Фокусные расстояния сферических зеркал характеризуются определенным знаком: в случае вогнутого зеркала F=R2, выпуклого же –  F=-R2, где R представляет собой радиус кривизны зеркала.

Изображение каждой конкретной точки A предмета в сферическом зеркале может быть построено благодаря любой паре стандартных лучей:

  1. Луч AOC, который проходит сквозь оптический центр зеркала. Отраженный луч COA идет по этой же прямой;
  2. Луч AFD, проходящий через фокус зеркала. Отраженный луч параллелен главной оптической оси;
  3. Луч AP, падающий на полюс зеркала. Отраженный луч относительно главной оптической оси симметричен с падающим.
  4. Параллельный главной оптической оси луч AE. Отраженный луч EFA1 проходит через принадлежащий зеркалу фокус.

Приведенные в списке выше стандартные лучи на рисунке 3.2.4 проиллюстрированы для случая вогнутого зеркала. Данные лучи проходят через являющуюся изображением точки A точку A’. Оставшиеся отраженные лучи тоже проходят через точку A’.

Определение 8

Такой ход лучей, при котором все вышедшие из одной точки лучи пересекаются в другой точке, называется стигматическим.

Отрезок A’B’ представляет собой изображение объекта AB. Аналогичны построения и для случая с выпуклым зеркалом.

Рисунок 3.2.4. Построение изображения в вогнутом сферическом зеркале.

С помощью формулы сферического зеркала могут быть определены размер и положение изображения объекта: 

1d+1f=1F.

В данном соотношении d играет роль расстояния от предмета до зеркала, а f представляет собой расстояние от зеркала до изображения. Величины d и f подчиняются определенному правилу знаков:

  1. d> и f> – для действительных изображений и предметов;
  2. d<</mo> и f<</mo> – для мнимых изображений и предметов.

Для проиллюстрированного на рисунке 3.2.4 случая мы имеем: F>, то есть зеркало вогнутое; d=3F> (действительный предмет).

Из формулы сферического зеркала получаем: f=32F>, соответственно, изображение является действительным.

Если вместо вогнутого зеркала взять выпуклое, с аналогичным по модулю фокусным расстоянием, мы получим приведенный ниже результат:

F<</mo>, d=–3F>, f=34F<</mo> – изображение мнимое.

Величина линейного увеличения, принадлежащая сферическому зеркалу, может быть определена в виде отношения линейных размеров предмета h и изображения h’.

В зависимости от того, является ли изображение перевернутым или прямым, h’ приписывают определенный знак, (h'<</mo>) минус в первом случае и плюс во втором (h’>). Величина h всегда считается положительной. В случае подобного определения линейное увеличение сферического зеркала выражается в виде формулы, легко получаемой из рисунка 3.2.4: 

Г=h’h=-fd.

В первом из рассмотренных ранее примеров Г=-12<</mo> – соответственно, изображение является перевернутым, уменьшенным в 2 раза. Во втором Г=14> – то есть изображение прямое и уменьшенное в 4 раза.

Рисунок 3.2.5. Модель изображения в плоском зеркале.

Рисунок 3.2.6. Модель сферического зеркала.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться Все услуги Решение задач от 1 дня / от 150 р.Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р.Реферат от 1 дня / от 700 р. Презентация к уроку физики “Зеркала. Построение изображений в плоском зеркале” Публикация является частью публикации: конспект.docx

Тема урока: Зеркала. Построение изображений в плоском зеркале

Цель урока: изучить понятие «плоское зеркало»; научиться строить изображение в плоском зеркале и характеризовать свойства изображения предмета в плоском зеркале; ознакомиться с применением плоских зеркал в быту, технике.

Задачи: обучающие:

Создать условия для формирования понятия плоского зеркала и изображения в плоском зеркале, понятие мнимого изображения; изучить способы построения изображений в плоском зеркале при различных относительных положениях объекта и зеркала; научить устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях; сформировать практические навыки по построению

– развивающие:

Способствовать развитию умения делать выводы и обобщения, развивать глазомер, умение ориентировки в пространстве и во времени, развивать умение применять знания в конкретных ситуациях, включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций, развивать логическое мышление; развивать и поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности

– воспитательные:

Содействовать воспитанию познавательного интереса, положительной мотивации к обучению, аккуратности при выполнении заданий.

Оборудование: 2 свечи, стекло, линейка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, зеркала.

Ход урока:

1. Оргмомент. (Приветствие, побуждение на активную работу мотивируя жетонами.)

2. Актуализация опорных знаний.

 Компьютерный тест по теме: Свет. Отражение света. (разноуровневый, предварительно учитель выставляет отметки в блокнот, но позволяет повысить активной работой на уроке.)

1. На поверхность тела падает пучок параллельных лучей света. В каком случае отраженные лучи будут тоже параллельны? 1б.

a).  Если лучи падают под небольшим углом (почти перпендикулярно поверхности)

b).  Если поверхность зеркальная

c).  Если поверхность шероховатая

2. И от зеркала и от свежевыпавшего снега хорошо отражается свет. В чём разница?1б.

1. Разницы нет

2. От снега свет не отражается вовсе

3. В случае с зеркалом – зеркальное отражение, со снегом – диффузное

4. Среди ответов нет верного

3. Углом отражения светового луча называют. 1б.

а) …угол между отраженным лучом света и отражающей поверхностью.

б) …угол между отраженным световым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности в точке падения луча.

в) …угол между падающим и отраженным лучами света.

4.Угол падения луча – 60 градусов. Каков угол отражения луча? 1б.

а) 30;               б) 90;                      в)120              г) 60

5.Угол падения луча – 25 градусов. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами? 2б.

а) 50;               б) 25;                      в)115              г) 130

6.При каком угле падения луча на зеркало падающий и отраженный лучи совпадают? 2б.

а) 90 градусов;      б) 180 градусов;                  в) 0 градусов      г) 45 градусов

7. На какой угол повернется отраженный от зеркала солнечный луч при повороте зеркала 30 градусов, падающий луч направления не меняет. 2б.

а) 30градусов

б) 60 градусов

в) 90 градусов

г) 20 градусов

3. Целемотивационный этап.

Итак, ребята, мы продолжаем с вами изучать раздел “световые явления”, и темой нашего сегодняшнего занятия будет очень интересный загадочный предмет, таинственный, магический, с помощью которого наши предки пытались изменить будущее, вызывали темные силы, приумножали урожай и творили бесчисленное множество ритуалов, который еще в 16 веке стоил целое состояние, а сегодня он для нас обычный предмет, стоимость которого не так уж и велика, и ежедневно мы с ним встречаемся, дома, в школе…

Ученики отвечают – зеркало.

Да, ребята, действительно, это зеркало! Откройте ваши тетради и запишите тему нашего занятия.

Зеркала. Построение изображений в плоском зеркале.

Как вы думаете, какая же будет цель урока?

Цель урока: изучить понятие «плоское зеркало»; научиться строить изображение в плоском зеркале и характеризовать свойства изображения предмета в плоском зеркале; ознакомиться с применением плоских зеркал в быту, технике.

4.Изучение новой темы

Каждый день, мы с вами смотримся в зеркало, чистим зубы, делаем прическу, перед походом в школу обязательно посмотримся еще раз. С точки зрения физики плоское зеркало – зеркально отражающая поверхность, если падающий на неё пучок параллельных лучей остаётся параллельным. Ребята, а вспомните мультик НУ ПОГОДИ!!!!, как волк и заяц зашли в комнату с зеркалами и долго смеялись!!! Почему??? Да, действительно, потому что в той комнате зеркала не плоские…Зеркала делятся на 3 вида: плоские, вогнутые, и выпуклые. У нас есть небольшое опережающее сообщение на тему вогнутые и выпуклые зеркала.(слайд)

Сегодня на занятии мы с вами будем работать с плоским зеркалом. Ребята, а вы мне можете ответить на такой вопрос, какое будет изображение предмета АВ в зеркалеMN???

Что бы дать ответ на этот вопрос, при помощи двух свечей и стекла(которое будет выполнять роль зеркала)нам предстоит решить экспериментальным путем следующие задачи:

Выяснить: 1. размеры предмета и изображения,

2.на каком расстоянии находиться свеча перед зеркалом и за зеркалом,

3. мнимое изображение или нет,

4.Изображение симметричное (т. е. меняет правое на левое) или тождественное?

ВСПОМНИТЬ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ!!! ( Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

( порезы рук при небрежном обращении с приборами из стекла;

 возникновение пожара при неаккуратном обращении с огнем)

Опыт:  Поставим зажжённую свечу перед стеклом. Отражение свечи мы наблюдаем. Теперь давайте возьмём незажжённую свечу и будем передвигать с другой стороны до тех пор, пока свеча «не загорится».

Теперь измерим:

•          1.расстояние до данной свечи (расстояние до отражения) и сравним с расстоянием до зажжённой свечи (расстояние до предмета).  Какой можно сделать вывод? Расстояние от предмета до зеркала равно расстоянию от зеркала до отражения.

•          2. Измерим свечу и отражение. Размеры предмета и отражения равны.

•          3.Есть такая японская поговорка: «Хорош цветок в зеркале, да не возьмешь». Верна ли она с точки зрения физики?

У нас есть лист бумаги. Как можно доказать, что отражение – мнимое? (Поднесём к отображению – не горит).

 4.Попробуйте сами, при помощи зеркала и карандаша(ручки) доказать что предмет симметричный. (Располагают ручку под наклоном перед зеркалом, делают вывод.

Вывод:  плоское зеркало – дает изображение равное по величине, на таком же расстоянии и оно симметричное.

5. Физкультминутка.(скрытая)

В классе, на стенах заранее развешены листы со словами, словосочетаниями, из вывода учащихся о проделанном эксперименте, предлагается сформулировать свойства изображения предмета в плоском зеркале.Каждый учащийся ищет нужное слово, выходит к доске крепит при помощи магнита, произнося вслух предыдущие слова и свое.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА .В ПЛОСКОМ ЗЕРКАЛЕ. ЯВЛЯЕТСЯ МНИМЫМ,.ПРЯМЫМ,. ПО РАЗМЕРАМ. РАВНЫМ ПРЕДМЕТУ.И НАХОДИТСЯ. НА ТАКОМ ЖЕ РАССТОЯНИИ. ЗА ЗЕРКАЛОМ,. НА КОТОРОМ РАСПОЛОЖЕН. ПРЕДМЕТ. ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ.

Продолжение изучения новой темы

Построим изображение предмета в плоском зеркале, используя закон отражения света. Вы все уже знаете, что изображение предмета в зеркале образуется за зеркалом, там, где его на самом деле нет.

Как это получается?

S – точечного источника светаMN – зеркальную поверхность На нее падают расходящиеся лучи SO, SO1, SO2 По закону отражения эти лучи отражаются под таким же углом: SO под углом 0, SO1под углом β1 = α1, SO2 под углом β2 = αВ глаз попадает расходящийся пучок света. Если продолжить отраженные лучи за зеркало, то они сойдутся в точке S1. В глаз попадает расходящийся пучок света, как будто исходящий из точки S1.Этаточканазываетсямнимымизображениемточки S.

Теперь мы можем свами построить изображение ABв зеркале MN. Предлагается одному учащемуся на интерактивной доске построить изображение А1В1

Ребята, а как вы думаете, сколько изображений можно получить в двух плоских зеркалах, находящихся под углом друг к другу.

Существует формула, по которой можно вычислить количество изображений, полученных от двух зеркал, расположенных под различными углами друг к другу:

n– число изображений, – угол между зеркалами.

Пользуясь данной формулой, определяем:

n=3

n=7

n=11

Практическое применение: для торговой рекламы в витрине между зеркалами, расположенных под углом друг к другу, помещают, например, один флакон духов, а создаётся впечатление множества таких флаконов. Один букет цветов, поставленный в вазе среди этих зеркал, создаёт иллюзию целого цветочного поля.

Ребята, скажите, а нужны ли нам в жизни зеркала?? Смогли бы ли мы обходиться в повседневной жизни без этого простого предмета??? Да, действительно, этот предмет играет огромную роль в жизни человека….

Применениезеркал»

1. 1. В быту.

Первые зеркала были созданы, чтобы следить за собственной внешностью.

В настоящее время зеркала, особенно большие, широко используются в дизайне интерьера, чтобы создать иллюзию пространства, большого объёма в небольших помещениях. Такая идея возникла во Франции в 17 веке в эпоху правления Людовика ХIV, «короля-солнца».

2. В качестве рефлекторов используются параболические зеркала, позволяющие создать пучок параллельных лучей (фары, прожекторы).

3. Научные приборы: телескопы, лазеры, зеркальные фотоаппараты

4. Устройства для безопасности, автомобильные и дорожные зеркала

· зеркало на дороге у крутого поворота

· в тех случаях, когда обзор ограничен, используются слегка выпуклые зеркала для расширения поля зрения (в каждом автомобиле, автобусе).

· на дорогах и на тесных парковках стационарные выпуклые зеркала позволяют избежать столкновений и аварий.

· в системах видеонаблюдения зеркала обеспечивают обзор в большем числе направлений с одной видеокамеры.

5. В медицине:

-гастроскоп (медицинский перископ)позволяет исследовать желудок: выявлять язву, опухоль и т.д.

-зеркальца у стоматолога

6. Военное дело:

-военный перископ;

– перископ на подводной лодке

в термоядерном оружии для фокусировки излучения от запала и создания условий для начала термоядерного процесса синтеза.

6. Закрепление.

1. На рисунке показаны изображения S’ точки S в плоском зеркале. На каком из них допущена ошибка?

1.       №1

2.       №2

3.       №3

4.       Все рисунки верные 

2.На рисунке представлены изображения предметов (стрелок) в плоском зеркале. На каком из них изображение показано правильно?

1.       №1

2.       №2

3.       №3

4.       Среди изображений нет верных    

3.Характеристика изображения предмета в плоском зеркале такова: оно …

1.       Мнимое, большего размера, чем предмет, и находится за зеркалом на большом расстоянии от него

2.       Действительное, меньшего размера, чем предмет, и находится перед зеркалом на том же расстоянии, что и предмет

3.       Мнимое, равного с предметом размера и находится за зеркалом

4.       Среди ответов нет верного

4.       Какие свойства изображения в плоском зеркале отличают его от самого предмета?

1.       Другой размер и другая удаленность от зеркала

2.       Его мнимость и симметричность, а не тождественность предмету

3.       Его мнимость и другой размер

4.       Различий в них нет

5. какое изображение соответствует предмету МN???

          6. Построить изображение предмета за зеркалом

7.

Изобразить предмет, который отражается в зеркале.

6. Домашнее задание.

П.38, ответы на вопросы стр.150, Упражнение 25 2, 3. Это на 9 баллов.

На 10 баллов задание творческого характера на карточках.

7. Итог. Рефлексия.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу, подведем итоги. Достигнута ли вами поставленная цель???

 Цель урока: изучить понятие «плоское зеркало»; научиться строить изображение в плоском зеркале и характеризовать свойства изображения предмета в плоском зеркале; ознакомиться с применением плоских зеркал в быту, технике.

Очень хорошо, а теперь предлагаю продолжитьследующие предложения…

1. На уроке я работал(а)….

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался…

4. За урок я …

5. Мое настроение…

 6. Материал урока мне был…

7. Домашнее задание мне кажется…

8.   А может кто-то считает, что нужно еще поработать с этой темой???

Спасибо, ребята, за активную работу, те, кто получил жетоны, можете повысить свои отметки, а у кого и так высокие, можете воспользоваться ими на следующем уроке.

Отметить самых активных.

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Зеркала. Построение изображений в плоском зеркале

От снега свет не отражается вовсе 3

Цель урока : изучить понятие «плоское зеркало»; научиться строить изображение в плоском зеркале и характеризовать свойства изображения предмета в плоском зеркале; ознакомиться с применением плоских…

Теперь измерим: • 1

S – точечного источника света

Один букет цветов, поставленный в вазе среди этих зеркал, создаёт иллюзию целого цветочного поля

Все рисунки верные 2.На рисунке представлены изображения предметов (стрелок) в плоском зеркале

Построить изображение предмета за зеркалом 7

П.38, ответы на вопросы стр.150,

Скачать файл

Тема урока физики в 6 классе: Плоское зеркало. Построение изображения в зеркале

Скачать материал (1.68 Мб)

Скачать материал

Тема урока физики в 6 классе:

Плоское зеркало. Построение изображения в зеркале.

Цели и задачи урока

Цель урока: формирование умения строить изображение в плоском зеркале, получить знание о применение плоских зеркал в быту, технике.

Задачи:

– обучающие:

сформировать понятия плоского зеркала и изображения в плоском зеркале, понятие мнимого изображения; изучить способы построения изображений в плоском зеркале при различных относительных положениях объекта и зеркала; научить устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях; сформировать практические навыки по построению изображений

– развивающие:

развивать умения делать выводы и обобщения, развивать умение применять знания в конкретных ситуациях, включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций, развивать логическое мышление; развивать и поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности

– воспитательные:

воспитывать познавательный интерес, положительную мотивацию к обучению, аккуратность при выполнении заданий, умение работать в группе.

Форма урока

Комбинированный урок с элементами исследовательской и практической деятельности.

Межпредметные связи

Биология, математика, литература.

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися

Представление о плоском зеркале и изображения в плоском зеркале,

понятие мнимого изображения;

умение построить изображение в плоском зеркале при различных относительных положениях объекта и зеркала;

умение устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях.

Оборудование урока:

  1. Компьютеризированное рабочее место учителя,

  2. Стекло 30×40 см, две свечи, измерительная линейка, собирающая линза, экран, спички для проведения фронтального эксперимента.

  3. Плоские зеркала для каждого ученика (для проведения фронтальных экспериментов), буква г на магнитной подставке, лампочка, источник тока, ключ, соединительные провода, ложка.

Ход урока.

1.Целеполагание.

Один мальчик из 6 Б класса очень любит играть в детективов. Для экспертизы он принес мне фотографию, сделанную в школьном вестибюле у зеркала с камеры видеонаблюдения. Перед зеркалом стоит девочка Маша (демонстрирую через документ-камеру схему), отмеченная буквой М сзади и сбоку стоят её одноклассники К, П, В(их имена не раскрываются в интересах тайны следствия). Надо выяснить, за кем наблюдает Маша.

Как вы думаете, какие знания нужны для проведения этой экспертизы?

Ответ: /необходимо знать , как появляется изображение в зеркале, и правила построения изображения /

Тема нашего урока «Плоское зеркало. Построение изображения».

Как вы думаете, почему на уроке физики мы изучаем этот предмет? Какой закон физики можно проверить с его помощью?

Ответ: закон отражения света.

Как читается этот закон?

Ответ: угол падения равен углу отражения.

В каком случае угол падения светового луча на зеркало меньше?

Ответ: во втором, так как угол падения измеряется между лучом падающим и перпендикуляром, опущенном к точке падения./Построение выполняем на доске./

Где применяется закон отражения света?

Ответ: большинство тел, которые мы видим, мы видим с помощью отраженного света, в зеркалах.

2.Содержание урока.

1)Есть такая японская поговорка: «Хорош цветок в зеркале, да не возьмешь». Верна ли она с точки зрения физики?

Ответ: Да, в зеркале получают изображение мнимое.

2)А как объяснить, доказать, что изображение мнимое?

Опыт: пластина из оргстекла, две свечи, линейка, спички.

3)Из сказки А. С. Пушкина

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

всех румяней и белее…»

А всегда ли зеркало говорит правду?

Ответ: плоское зеркало –да, дает изображение равное по величине, на таком же расстоянии, но симметричное.

Опыт: вызываем ученика, предлагаем взять в руку мяч, ставим его перед зеркалом и просим сказать класс: в какой руке мяч.

4)Проведем физический эксперимент (работа в группах). Изучение свойств плоского зеркала. Приборы и материалы: два зеркала, лампочка, источник тока, соединительные провода , линейка. Ход работы.1. Установите зеркало на столе

2. Поместите цветную стрелку перед зеркалом. Что мы наблюдаем в зеркале?

3. Измените расстояние между стрелкой и зеркалом. Что наблюдаем?

Примечание: стрелка смотрит, вверх, отдвигая стрелку, отодвигается его изображение, меняется наклон. 

5)Применяя закон отражения света, давайте посмотрим, как происходит получение изображения.

S

Чтобы построить изображение в зеркале надо провести перпендикуляр к зеркалу, продолжить его на такое же расстояние, как от точки до зеркала.

6) Теперь можно проводить экспертизу схемы по фотографии.

У вас на столе есть листочки с заданиями. Выполните построение и ответьте на вопросы. Работаем в паре.

image

1)Кого из своих одноклассников (В, П, К) может увидеть в зеркале Маша?

2)Сможет ли К увидеть П, а П увидеть В?

Выполните построение и ответьте на вопросы.

4)

7)

Из сказки А. С. Пушкина

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

всех румяней и белее…»

А всегда ли зеркало говорит правду?

Внимание на экран.(фрагмент из м/ф «НУ, погоди!»/2 серия, Время:6-00—7-00/

8) Проведем физический эксперимент (проводится в группах).

Изучение свойств вогнутого и выпуклого зеркала.

Приборы и материалы: вогнутое и выпуклое зеркала (начищенные до блеска металлические ложки).

Ход работы

1. Ложка имеет две стороны – выпуклую и вогнутую. Держите ложку (зеркало) вертикально перед собой и посмотрись в выпуклую часть ложки. Как выглядит ваше изображение? Видите ли вы себя прямо или перевернутым вверх ногами? Отражение растянуто или нет?

2. Переверните ложку горизонтально. Как изменилось при этом изображение?

3. Опять возьмите ложку (зеркало) вертикально, переверните так, чтобы смотреть в вогнутую сторону ложки. Как теперь выглядит ваше изображение? Оно перевернуто? Изменились ли ваши черты?

4. Переверните ложку горизонтально. Как изменилось при этом изображение?

5. Медленно поднесите ложку (зеркало) к глазам. Повернулось ли изображение вверх ногами, или все осталось по-прежнему?

Сделайте вывод.

9) Применение полученных знаний. Группам предлагается выполнить практические задания.

1группа.

image2 группа.

image

3 группа.

image

4 группа.

image

5 группа

image

Проверим выполнение работы и подведем итоги.

Домашнее задание.

1)простое – найти примеры использования зеркал в технике, науке, в жизни.

2)творческое – придумать рекламу калейдоскопа.

Рефлексия.

image

Список используемой литературы:

1.А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л. С. Понтак. Физика, химия 5-6 класс. Москва. «ДРОФА», 2011.

2. А.Е. Гуревич, М. В. Краснов. Л. А. Нотов, Л. С. Понтак. Физика, химия 6 класс. Рабочая тетрадь. Москва. «ДРОФА», 2013.

3. А.Е. Васильев. Физика. 9 класс. Саратов: Лицей, 2007. 2часть

Листать вверхЛистать вниз Получить код Скачивание материала начнется через 51 сек.Скачать материал (1.68 Мб)Скачать материал (1.68 Мб)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории физика:

Сценарий урока физики по теме: «Испарение и конденсация. Насыщенный пар» 8 класс МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИКЛАДНОГО ПАКЕТА «ОТКРЫТАЯ ФИЗИКА» Некоторые особенности уроков физики в школе для подростков с девиантным поведением Исследовательская работа по теме: “Определение механических характеристик собственного тела” 10 класс Тест по физике 7 класс Занятие кружка «Занимательная физика» для учащихся 7 класса Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике 3147314631453144314331423141

image

X Код для использования на сайте: X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий