Перспектива в рисунке: как правильно передать глубину сцены

Пока художники не изучили перспективу, не было точной системы рисования архитектуры или другого геометрического пространства. Фактически, линейная перспектива была открыта всего лишь 500 лет назад, задолго до того, как люди разобрались в алгебре и геометрии.imageРисование в одноточечной перспективе — одна из тех вещей, которые кажутся сложными, если вы никогда не использовали ее раньше, но если будете следовать множеству простых правил, это будет просто для вас.Перспективный рисунок существует в нескольких вариантах, причем наиболее часто встречаются одноточечные, двухточечные и три точки. Однако принципы, по сути, одинаковы. Все перспективные чертежи используют линию горизонта (HL) и точку исчезновения (VP) , а одноточечная перспектива использует ортогональные линии.imageЛиния горизонта — горизонтальная линия, которая не только представляет собой горизонт, но и уровень глаз зрителя. Независимо от того, где он размещен на странице, все, что выше HL находится выше уровня глаз зрителя, а все, что ниже HL, находится ниже уровня глаз зрителя.Правило большого пальца в одноточечной перспективе состоит в том, что прямые линии обычно вертикальны, горизонтальны или поступают к точке схода. Точка схода — это точка на линии горизонта, где сходятся линии, параллельные прямой видимости зрителя. Другими словами, любой набор векторов, которые движутся по направлению со зрителем, будут сходится в точке схода. Эти сходящиеся линии называют ортогональными векторами.Эти диагональные линии, которые часто являются мнимыми или просто временными, соединяют точку схода с другими точками вашего чертежа, и они заставляют вас находится на уровне земли при создании перспективного чертежа. Кажется, вы ничего не поняли? Не волнуйтесь, в дальнейшем мы все разберем.

Построение перспективы интерьера

Сначала нарисуйте линию горизонта, поближе к середине листа. Пока не определяйте точку схода.Теперь нарисуйте заднюю стенку вашей комнаты, используя только горизонтальные и вертикальные линии. Она может быть квадратной или прямоугольной, но старайтесь нарисовать ее маленькой, так как боковые стены и потолок будут на порядок больше. Убедитесь, что по крайней мере часть стены перекрывается линией горизонта.Добавьте любые элементы, которые захотите — дверь и окно хорошо будут смотреться.Теперь самая интересная часть. Вы можете добавить свою точку схода в любом месте комнаты вдоль линии горизонта. Точка схода представляет собой точку, в которую смотрит зритель.Из точки схода отведите ортогональные линии, убедившись, что они проходят через углы стены нашей комнаты. Не беспокойтесь, что это не идеально выглядит — это произойдет только в том случае, когда ваша задняя стена была идеального размера, а точка схода находилась прямо в центре.В любой точке ортогональных линий начните рисовать новый прямоугольник. Используйте только вертикальные и горизонтальные линии, которые пересекаются в каждом ортогональном векторе. Вы нарисовали комнату в одноточечной перспективе! На этом этапе вы можете стереть линию горизонта в своей комнате, но не пока оставьте точку схода.

Шаг 4 — мебель в перспективе

Конечно, комната нуждается в мебели, и вы можете использовать те же принципы, как и со стеной. На этот раз работайте с фронта назад к точке схода.Сначала нарисуйте переднюю поверхность мебели, затем отведите ортогональные линии от точек на мебели в точку схода.

Шаг 5 — объем и перспектива

Нарисуйте объем стулу, выбирая точку вдоль ортогональной линии. Ввыбирайте точку поближе к торцу стула, чтобы он не казался вытянутым.Прокладывайте себе путь по всем ортогональным линиям, следя за тем, чтобы каждая линия была идеально параллельна соответствующей линии на передней плоскости стула. Теперь вы получили заднюю плоскость стула.Теперь добавьте соединяющие линии. Вы также можете использовать этот метод для определения глубины каждой ножки стула и других элементов

Проделайте тоже самое для остальных атрибутов комнаты, таких как окна, столы, тумбочки. С окнами все просто — нарисуйте набор вертикальных линий, соединенных ортогональными линиями, чтобы получить прямоугольник в одноточечной перспективе на стене. Когда вы закончите, сотрите ортогональные линии и точку схода. Идеальная комната в одноточечной перспективе!Как и в любом случае, рисование в одноточечной перспективе становится проще с практикой.

Плоскими фотографиями, в которых красиво размыт фон, уже никого не удивишь. Если фотограф стремится создавать действительно интересные кадры, важно пользоваться приемами композиции. Один из них – перспектива в фотографии. Этот прием позволяет показать глубину пространства, придать снимку объем. Таким образом, можно значительно повысить свое мастерство.

Диагональная композиция в линейной композиции

Достаточно наклонить ваш фотоаппарат при фотосъемке, добавив, таким образом, диагональное построение кадра. Да, мы просто берем и поворачиваем нашу линейную перспективу, приводя ее к диагоналям кадра. Обратите внимание, как я выполнил это композиционное построение в следующем примере линейной перспективы:

Благодаря простому наклону линейная композиция сразу оживает, приобретая динамику и движение. Можно долго спорить об оправданности этого наклона, с точки зрения его правдивости, но, никто не сможет сказать, что этот наклон испортил снимок. Снимок стал выглядеть гораздо интереснее. К слову сказать, подобная диагональная композиция кадра замечательно работает во многих случаях. И определенно, есть смысл поворачивать фотоаппарат при съемке для проверки диагонального построения.

Золотое сечение

В видоискателе, а также на экранах многих фотоаппаратов, можно заметить горизонтальные и вертикальные линии, которые пересекаются в четырех местах, образуя прямоугольники. Именно в этих точках может проходить золотое сечение. Если главный объект попадет в места пересечения, взгляд зрителя устремится на него в первую очередь.

Этот прием еще проще, чем предыдущий. Не обязательно помещать главный объект точно в места пересечения линий. Главное чтобы он был рядом с этими точками.

Динамичность и точка схода

Легко и просто придать динамичность линейной композиции можно и без наклона снимка. Достаточно поместить точку схода с левой или правой стороны от центра кадра. В первом случае работает уход взгляда за кадр, что воспринимается как движение в кадре, во втором случае происходит возврат движения к зрителю. Это достаточно сложно объяснить, это нужно почувствовать.

Как использовать перспективу при фотосъемке

Мало выучить правила. Важно научиться использовать их на практике.

Только с опытом придет понимание и умение использования этого приема. Важно как можно больше практиковаться. При этом необходимо экспериментировать с местами фотосъемки, ракурсами, оптикой. Обходить объект не только слева или справа, но и пробовать снимать с максимально низкой или верхней точки.

Приемы композиции помогают фотографам делать вдумчивые интересные кадры. Чтобы придать фотографиям объем, важно пользоваться различными видами перспективы: линейной, воздушной, тональной. Новые навыки позволят придавать снимкам художественность, создавать фотографии со смыслом, а не просто щелкать на спуск.

Открытая композиция

Казалось бы, ничего общего с линейной перспективой, но, если вспомнить про точку схода, в которую стремятся сойтись линии в кадре, то ваш мозг услужливо ее дорисует за пределами этого снимка. Где-то там, далеко. Иначе говоря, подобное композиционное построение не ограничивается рамками самого кадра, а выходит за них. Благодаря этому явлению и получило это композиционное построение название открытой композиции.

На этой фотографии открытая композиция дополнительно поддерживается ритмичностью элементов в кадре, что и создает общее наполнение и сюжет этой фотографии. Открытое же построение кадра обеспечивает динамичность и движение.

Понятие перспективы в фотографии

Что же такое перспектива? Проиллюстрируем на простом примере. Наверняка Вы видели как от Вас удаляется ряд предметов одного размера. Это могут быть различные опоры электропередач, столбы фонарные, даже деревья. И вы замечали, что чем дальше находится от Вас объект, тем он кажется меньше. Вот это явление называется перспективой размеров. Точь-в-точь сходящиеся вдали параллельные линии создают ощущение глубины. Например, обочины дороги, рельсовые пути, борозды вспаханного поля. Такой эффект называют линейной перспективой. Для усиления данного эффекта включайте в Ваши снимки точки схода, где как бы сталкиваются лицом к лицу сходящиеся линии, и применяйте широкоугольный объектив по возможности с близкого расстояния.

Линейная перспектива, как основа композиционного построения кадра

У линейной перспективы есть еще один большой плюс, который заключается в том, что она легко может быть использована в качестве основы для других композиционных решений. То есть, линейную перспективу можно легко дополнить правилом третей, симметрией, центральным размещением или тональной перспективой.

Тональная перспектива замечательно усиливает глубину и объем линейной перспективы. И если у вас имеется хоть малейшая возможность их совмещения в одном кадре, то никогда не пренебрегайте этим шансом. Вы получите просто невероятный снимок, разумеется, при условии его художественного наполнения.

Связь линейной перспективы и фокусного расстояния объектива

Я не буду вдаваться в математическое описание фокусного расстояния и того, как оно работает. Вам нужно запомнить следующее: Чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше сжимается перспектива.

Иначе говоря, чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше задний план снимка будет прижат к переднему, что приведет к какой-то потери объемности снимка и глубины восприятия, что будет противоречить самой сути линейной перспективы. И, стало быть, для лучшей передачи линейной перспективы стоит использовать широкоугольные объективы или использовать съемку на открытых диафрагмах для большего размытия заднего фона, и отделения его от переднего плана.

Искусственная перспектива

Последний вариант перспективы, который мы рассмотрим сегодня – это искусственная перспектива. Она получается когда вы делаете объекты, находящиеся на разном расстоянии больше, меньше или одинаковыми относительно друг друга. Можно получить забавные снимки, на которых люди например придерживают здание, которое кажется такого же размера, как и они.

Снимок с классической фальшивой перспективой. Фото: benjaminasmith, на Flickr

Перспектива – это жизненноважная и сложная часть композиции в фотографии и как уже говорилось в начале, её освоение приходит с опытом. Чтобы приблизиться к этому попробуйте снимать предметы объективами с разными фокусными расстояниями с разных ракурсов и изучайте получаемые результаты. Такая перспектива.

Об авторе: Джейсон Роу (Jason Row) – британский фотограф-путешественник, живущий сейчас на Украине. Вы можете познакомиться с его творчеством на «Одесских файлах». Он также ведет блог, описывающий его приключения иностранца в бывшем Советском Союзе.

Все дело в глазах

Существует множество способов включения и усиления эффекта перспективы в нашей работе. Есть ряд базовых визуальных и композиционных техник, которые, как я надеюсь, несложно будет освоить и понять.

Чтобы действительно проработать эту тему, вам нужно сфокусироваться на развитии вашего фотографического видения, помня о перспективе и глубине во время съемки. Необходимо, чтобы вы понимали основные принципы и приемы, чтобы суметь полностью осознать важность этих составляющих. Чтобы усилить их влияние, вам нужно усвоить их и включить в свое фотографическое понимание, так чтобы в следующий раз во время съемки ваши глаза автоматически улавливали возможности использования перспективы в кадре.

Учитесь эффективно использовать ваши глаза, воспринимать пространство, расположенные в нем детали и нюансы, и замечать то, что происходит вокруг.

Автор фотографии archetypefotografie

Изменение цвета объектов

При удалении, приближении, угловом или изогнутом расположении объекта меняется не только его форма, но и палитра его цветового изображения. За тональные, текстурные, фактурные и цветовые искажения отвечают два вида перспективы – тональная и воздушная.

Тональная перспектива рассматривает изменение тональности поверхности объекта. Под тональностью подразумеваются оттенки, текстура, фактура, четкость и контрастность изображаемого. Тональная перспектива применяется в живописи и фотографии, в рисунке, особенно пейзажном, используются правила воздушной перспективы. Фактически правила они включают в себя также и правила тональной, поэтому начинающим художникам советуют заострять внимание именно на ней.

Воздушная перспектива в рисунке и живописи рассматривает цветовое и тональное искажение объектов при их удалении от глаз смотрящего. Также правила рассматривают расплывчатость и нечеткость форм отдаленных предметов и изменение их контуров.

Глубина резкости

Изменение глубины резкости через вариацию апертуры – это великолепный способ выделить один аспект изображения, чтобы продемонстрировать его участие в развивающейся последовательности и показать его глубину в кадре. Попробуйте открыть диафрагму до f/2.8 или f/4 и сфокусируйтесь только на определенном объекте. Таким образом, соседние и дальние области кадра будут размыты, что придаст глубину точке фокуса.

В качестве альтернативного варианта, если вы уверены, что композиция фотографии сама по себе обеспечит глубину, установите значение диафрагмы на f/16 или f/22, чтобы убедиться, что весь кадр в фокусе, что позволит продемонстрировать протяженность и глубину в изображении.

Автор фотографии mstepniowski

Правило первое

Главный признак первого правила линейной перспективы – равномерно уменьшающиеся объекты, при их удалении от глаз смотрящего. Ориентируясь на это правило, художники строят композицию рисунка, например, перспектива улицы – рисунок может вмещать лишь ее часть (буквально несколько домов), длинный отрезок или улицу полностью.

От выбора композиции зависит, сколько объектов будет изображено. То, как реалистично и объемно будет выглядеть изображение, зависит от того, как построена перспектива улицы. Рисунок может выиграть или потерять от выбранного количества объектов и все это зависит лишь от перспективы.

Для первого правила важно корректно подобрать точку зрения, то есть позицию, с которой художник пишет картину, а также уровень глаз автора рисунка и то, как тзображение должно восприниматься зрителем. От точки зрения зависит ракурс и поле зрения, от которых, в свою очередь, зависит и перспектива рисунка.

Правило второе

Построение линейной перспективы производится с помощью исключительно прямых линий. При этом не только параллельные прямые сходятся в определенной точке на линии горизонта, но и все линии, имеющие горизонтальное направление. Если провести прямые сквозь все основные объекты рисунка, направив их горизонтально вдаль, то все они соединяются в одной точке.

Для второго правила линейной перспективы особое значение имеет линия горизонта. Правильно строить ее на уровне глаз художника, если это рисунок с натуры, или на уровне глаз «смотрящего» — вымышленного персонажа, чьими глазами наблюдается происходящее. Набросок моря, сделанный лежа на песке, и вид города с высоты птичьего полета — пейзаж в перспективе. Рисунок, однако, выполняется с кардинально разных точек зрения, и потому отличается уровень линии горизонта и, соответственно, построение перспективы.

Работайте в плоскости

Альтернативный вариант всех этих техник и советов для усиления глубины и перспективы, — это эксперимент с полным удалением из кадра ощущения глубины или масштаба, чуть ли не до такой степени, что зритель не сможет расшифровать масштаб изображения. Вы можете попытаться создать практически абстрактные изображения, которые не связаны какими-либо сходящимися или направляющими линиями, которые имеют мало слоев и не включают аспект уменьшения объектов. Таким образом, ваше изображение будет выглядеть очень плоским, но это еще не значит, что оно не будет увлекательным или захватывающим, вам просто нужно подходить к вопросу творчески.

Автор фотографии thomashawk

Попробуйте сами!

Теперь пришло ваше время сделать шаг. Убедитесь, что вы усвоили эти советы и техники, когда в следующий раз отправитесь на прогулку с вашей камерой, так что вы сможете поэкспериментировать с усилением перспективы и глубины в ваших кадрах. Эффективное использование этих советов действительно поможет создать яркие изображения, и помните, что практика – путь к мастерству. Оттачивайте свою технику, и когда вы окажетесь в новом месте, вы будете способны применить эти правила на практике более эффективно.

Автор фотографии meckimac

Автор статьи: Simon Bray.

Эффект уменьшения объектов

Это один из самых простых и лучших способов использовать глубину в кадре. Найдите локацию с повторяющимися объектами, например, ряд деревьев, фонарных столбов или же уходящую вдаль стену, и снимите эти повторения.

Чтобы наилучшим образом обыграть этот сценарий, подойдите вплотную к первому объекту в линии, чтобы в кадре он выглядел очень большим. Это создаст впечатление существенного уменьшения размеров повторяющихся объектов, так что последний объект будет казаться незначительным по сравнению с первым.

Автор фотографии equitus

Симметрия и асимметрия

Симметрия в кадре может быть красивой, но часто она делает фотографию статичной и скучной. Ярким примером могут стать популярные изображения закатов. Когда зритель видит морской пейзаж с горизонтом и солнцем посередине, он не проникается. А все потому что фотограф не подсказал ему, что в кадре важнее небо, солнце или море.

Попробуйте выбрать что-то одно, обрезав вторую половину так, чтобы она не мешала восприятию. Расположите горизонт по одной из линий третей. Солнце поставьте в одну из точек пересечения. При таком кадрировании скучный снимок моментально станет гораздо интереснее.

Не забывайте поправлять горизонт. Фотография с заваленным горизонтом смотрится неопрятно и намекает на недоделанность. Выбирайте что-то одно. Либо вы строите из горизонта диагональ (если это чем-то оправданно) либо выравнивайте его так, чтобы привередливому зрителю не было к чему придраться.

Измените угол

Удивительно, как много фотографов снимают с уровня глаз, или на максимальной высоте их штатива. Если это о вас, вы многое теряете!

Попробуйте что-то немного изменить. Опуститесь вниз, снимите сверху, снимите с уровня пояса и, что важнее всего, используйте ноги! Перспектива сцены перед вами может очень сильно поменяться, если вы подвинете точку съемки на пару шагов вправо или влево, поэтому на локации не стоит просто выбирать одно определенное место и придерживаться его, исследуйте окружающее пространство и попробуйте найти лучшую точку обзора для вашего кадра.

Автор фотографии andrewyang

Previous Entry | Next Entry

Как нас научили видеть: прямая и обратная перспектива

Продолжая исследование мимезиса, предлагаю краткую выжимку из Википедии, посвященную прямой, обратной и тональной перспективе.- Привычная современным людям прямая линейная перспектива — плод длительного развития человеческого разума. Некоторые исследователи отмечают, что первоначально человеку понятнее обратная перспектива (например, детям, или представителям племён, оторванных от современной цивилизации). Примеры прямой и обратной перспективы.Прямая линейная перспектива – это вид перспективы, рассчитанный на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески, Альберти), основывалась на простых законах оптики. Отображение пространства на плоскость сначала простой камерой обскура с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзой полностью подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

Обратная линейная перспектива

– Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. Поскольку в обычных условиях человеческий глаз воспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе, феномен обратной перспективы исследовался многими специалистами.Согласно предложенным академиком Раушенбахом результатам исследований изображений, получаемых человеческим глазом и преобразуемых мозгом, любая перспектива научна, так как имеет строгое математическое описание, то есть математически равноценна. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе в теории (П. А. Флоренский) и художественной практике возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Тональная перспектива

Тональная перспектива — понятие техники живописи, способ передачи светотеневых и колористических (а не линейных) качеств изображаемых объектов. Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении в глубь пространства.И в заключение одна цитата:”Обратная перспектива – это окно в ноуменальное пространство”. О.Г.УльяновUPD.Только что вычитала в одной диссертации:- система ортогональных проекций Древнего Египта, параллельная перспектива средневекового Китая и Японии,обратная перспектива Византии и Древней Руси, прямая перспектива итальянского Возрождения, европейского искусства ХVII века, цветовые построения Сезанна, Ван Гога, Матисса, русских авангардистов, геометризация и схематизация Пикассо, абстракционистов, сферическая перспектива Петрова-Водкина…

Profile

Сергеева Ольга-София
Website

Latest Month

March 2019
S M T W T F S
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

View All Archives

Tags

View my Tags page

Page Summary

  • : (no subject)[+14]
  • : (no subject)[+0]

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Designed by Lilia Ahner

Этот вопрос  задают мне мамы в переписке. И вот сейчас он возник в рамках нашего с вами общения.

Я расскажу свой взгляд на эту тему: когда и как стоит преподносить такое сложное понятие ребенку.

В рисовании применяется два вида перспективы:

[two_col]Линейная. Знание законов помогает построить объемные предметы.[/two_col][two_col_last]Воздушная. Знание  законов позволяет передавать глубину и пространство в рисунке.[/two_col_last]

[two_col] [/two_col][two_col_last][/two_col_last]

Вся загвоздка заключается в том, что это очень сложные понятия. По уровню сложности находятся они на одной полке с геометрией и черчением.

Мозг способен воспринимать эту информацию где-то начиная с 11 лет. Я имею в виду законы перспективы в чистом виде, как это понимаем это мы, взрослые, и как это преподносится в вузах.

Несостоятельность идеи изучать перспективу до 11 лет проверила на себе наша художественная школа.

Руководствуясь правилом «чем раньше- тем лучше», набрали 3 группы  7 летних детей. 3 года они занимались ИЗО со стороны творчества т.е. все технические моменты им были уже знакомы. На четвертый год  они перешли  на основную программу художки, где изучается  живопись с натуры, рисунок и перспектива в том числе.  К этому моменту  некоторым даже не исполнилось 10 лет.

На ту же программу набрали группу  12 летних детей с нуля.

И что же получилось,  11- 12-летние дети без какой-либо подготовки  в разы лучше справлялись с заданиями по рисунку, чем те, что проучились 3 года в художке.

Я сама была классным руководителем и преподавателем рисунка одной из младших групп. Дети просто не понимали чего от них хотят. Какие там «точки схода», «перспективы», «линия уровня глаз» и так далее. Все это просто «белый шум» для них.

Но все это совсем не значит, что эту тему мы забываем и откладываем до 11 лет. Нет, с бухты барахты тоже не получится. К этому возрасту голова ребенка должна быть подготовлена. Должны быть сформированы основные представления об окружающем мире.

Так вот, о этапах подготовки я и хочу рассказать вам.

1. До 5 лет вообще не вижу смысла даже держать в голове у себя эту мысль, не то чтобы вкладывать ее в детей. Задача до 5 лет — это научиться рисовать предметы на основе простых геом. фигур (плоские), освоить технические моменты работы с кисточкой, красками, фломастерами. Чаще всего и лучше всего рисовать в этом возрасте «портрет одного героя» , т.е. один большой предмет на листе.

2. С 5 лет на работах должно появляться некое пространство — «ближе-дальше». Какие-то предметы стоят выше от края листа, какие-то ниже.  Чаще всего  это проявляется в пейзажах.

Самая грубая ошибка садовского рисования заключается в том, что детей приучают к мысли, что земля -это полоска у нижнего края листа, а небо это полоска у верхнего края листа. Все предметы стоят вряд на одной линии. Этот стереотип приходится просто «выбивать»  на занятиях в художке.

[two_col] [/two_col][two_col_last][/two_col_last]

В этом возрасте  закладывается понятие «линия горизонта». Хоть мы и не говорим о ней напрямую, но подразумеваем.

На вас, воспитатели, ложится основная миссия.

1) На прогулке, покажите детям, что небо такое большое, что касается земли (в городе домов и деревьев). А если дома очень большие , то небо видно даже между домов.

2) Когда рисуете пейзаж, предлагайте детям закрасить небо (или хотя бы поставить черточки, облачка) на всем пространстве до земли.

3) Задавайте землю не одной линией, а двумя- тремя. Это не требует от ребенка пока никакого мыслительного процесса. Как вы сейчас покажите, так он и будет рисовать в дальнейшем.

У меня был случай, кода на уроке рисунка, мне пришлось подвести к окну 10 летнюю девочку и тыкая пальцем в стекло убеждать, что между небом и землей нет белой полосы. Что  есть линия «соприкосновения» земли и неба , она называется «горизонт». Ну как ребенку понять, что такое горизонт, если на ее рисунках  до 10 лет небо с землей не встречались никогда?

4) С целью развития чувства пространства на рисунке, можно проводить игры «далеко-близко». Ребенку нужно определить, какой на рисунке предмет находится ближе или дальше от зрителя.

Чтобы наглядно показать этот момент я ставила перед ребенком на парте два предмета и спрашивала: «Какой предмет к тебе ближе?». Тот, что ближе к ближнему краю парты. Так и на рисунке получается.

3. В  6 лет в рисунках должны появляться элементы воздушной перспективы. На переднем плане рисуем больше мелких деталей. Почему?

А посмотри на дерево под окном, или на листики на твоей парте, ты их хорошо видишь? Можешь рассмотреть все прожилки, дырочки.

А можешь ты это рассмотреть на дереве через дорогу? Нет!

Так устроен наш глаз. Потому мы  ближние элементы   лучше прорисовываем.

4. С 7 лет. Предметы начинают загораживать друг друга на рисунке. Это можно показать на том же опыте с предметами на парте.

5. Где-то с 8 лет на рисунках должно проявляться  правило  «ближе-больше, дальше — меньше». То есть,  человека (дерево, дом), который  ближе к нижнему краю листа мы рисуем выше ростом, чем человека, который стоит выше от нижнего края листа. Все это тоже наблюдаем в окружающем нас мире.

6. С 9 лет говорим о воздушной перспективе. То, что ближе рисуем ярче, то что дальше — бледнее. Так например, в графике передний план обводим толстым маркером, средний план- фломастером, а дальний план — гелиевой ручкой. Это отлично видно на фотографиях гор. Дальние вершины бледнее и голубее.

В этом же возрасте (или чуть раньше) появляется примитивный объем у предметов: край кружки в виде овала,  у коробки и домов появляется вторая и стенка.

Обычно в этом возрасте дети сами стараются научиться передавать объем. Нужно только подсказать, как это делается.

Строим переднюю стенку, от нее линии вверх или вниз. Проводим линию дальнего ребра.

[three_col][/three_col][three_col][/three_col][three_col_last][/three_col_last]

7. Ну а с 11 лет все по  учебнику: «линия горизонта», «точки схода» и все такое.

Остались вопросы, пишите. Расскажу подробнее.

Человек начал изображать природу давно. Но перспектива как наука появилась в эпоху Ренессанса, с расцветом  реалистического направления в изобразительном искусстве. Написано множество книг описывающих правила и закономерности построения перспективы разных видов.

Виды перспективы: 

Воздушная – определяет цвет, четкость изображения в зависимости от удаленности от зрителя, но не принцип рисования предметов. 

Прямая линейная перспектива – это вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта.

Обратная линейная перспектива – вид перспективы, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.

Панорамная перспектива – изображение, строящееся на внутренней цилиндрической поверхности.

Сферическая перспектива – при изображении предметов все линии глубины  имеют точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность.

Перцептивная перспектива –  ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе. 

Каждый вид перспективы  использовался художниками в живописи в те или иные эпохи.

При обучении детей основам перспективы преподаватели сталкиваются с отсутствием некоторых базовых знаний необходимых для успешного обучения перспективному рисованию.

В период с семи лет у детей формируется способность устанавливать простые связи между окружающими предметами. На уроках по рисованию внимание уделяется цветовому решению для реалистичности рисунка.  В одном рисунке появляется несколько отдельных предметов. Дети умеют рисовать по представлению и с натуры простые предметы и игрушки, располагать предметы на всем листе, широкой полосе, ближе и дальше. На уроках изобразительного учащиеся получают знания о средствах выразительности в различных видах искусства, таких как форма, колорит, цвет и композиция, стимулирует интерес к живописи, книжной графике, народному декоративному искусству. У детей этого возраста не всегда четкие понятия удаленности предметов, соответственно при изучении перспективы необходимо выполнить ряд упражнений на получение или закрепление понятия пространство, удаленность, высота, расположение. После выполнения  начальных упражнений по перспективе, обучающиеся едва ли осознанно поймут возможности перспективного построения. Самое главное у них появится предположение, что есть некая закономерность изменения предметов в пространстве и в будущем это даст детям возможность быстрее воспринять сложные знания по черчению, геометрии и перспективному  рисованию.

Первые упражнения дают понятие навигации по листу бумаги –  «верх», «низ», середина листа. Дать понятие конструкции,  понятие целесообразности выполнять задания  по этапам выполнения задания – сначала строим низ потом верх.

Нарисовать одноэтажный дом, учитывая все этапы строительства. Сначала строим стены, потом крышу, рисуем окна и дверь. Перед рисованием читаем сказку, например, «Три  поросенка».

Нарисовать многоэтажный дом, стараясь заполнить домом весь лист. Тема изучение архитектуры, например,  Санкт-Петербурга – в архитектуре присутствует деление на этажи. На разных этажах разные окна, балконы и цвет и фактура стен.

Рисование фризовой перспективы.   Изучение египетских фресок и рисование по  мотивам этих фресок. Особенность фресок в том, что перспектива в них присутствует слоями – нижний слой самый близкий к зрителю, следующая полоса фриза – второй план, далее – третий план и т.д.   Очень похоже на комикс только расположение снизу вверх – от зрителя вдаль, наличие сюжета желательно. Рисунки детей семилетнего возраста имеют поразительное композиционное сходство с изображениями эпохи древних цивилизаций. Ребенок точно так же, как художники давно ушедших времен, передает не зрительное, а целостное восприятие пространства, основанное на осмыслении непосредственного опыта жизни.

Выполнив подготовительные упражнения можно приступать к перспективному рисованию и один из аспектов перспективы это загораживание одних предметов другими.

Выполнение «туннеля» из картона. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel — туннель — сквозное отверстие. Возникает трёхмерная открытка. На картоне посередине  по короткой стороне прочертить линию карандашом.  В пределах этой линии наклеить приготовленные детали. На края по желанию наклеить облака. И свернуть картон как трубу. Заглядывая внутрь,  видно как предметы находящиеся ближе к зрителю загораживают дальние предметы.

Рисование натюрморта. Перспективу не обязательно изучать по пейзажу. Каждый учащийся рисует на шаблоне с натуры по одному предмету простой формы  вазы, игрушки  простые по форме (неваляшка, матрешка).  Поставить предметы служившие натурой для рисования на стол так, чтобы одни предметы загораживали другие.  Основание у всех предметов на одном уровне, а высота разная. На большом листе расположить раскрашенные шаблоны как в готовом натюрморте.

Однако законы перспективы влияют на внешний вид. 

Воздушная перспектива. Воздух имеет плотность и цвет – светло-голубой, чем дальше объект от зрителя, тем холоднее цвет объекта. Изменения происходят в примерно в такой последовательности; красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Рассмотреть фотографии голландских полей с цветами и нарисовать полосатые поля. Карандашом нарисовать 3-4 поля. Ближнее поле – раскрасить полосами или пятнами красного и желтого цвета, 2 поле – желтого и зеленого цвета, 3 поле – зеленого и синего цвета, 4 поле – синего и светло-голубого цвета. Дополнить деталями коровы, трактора, домики.

Перспективное сокращение предметов.  В предварительной беседе на примерах показать, как изменяется в размере предмет по мере его удаления от зрителя. Обнаруживается, что игрушка в руке может выглядеть размером с дом. Так и работает перспектива – далекое кажется мелким – все это дает нам возможность ориентироваться в пространстве. Нарисовать фон 2-3 плана (сопки) раскрасить небо и землю. Время года может быть любое. Вырезать деревья разного размера и наклеить на сопки крупные ближе, а чем меньше, тем дальше. Аналогичное упражнение выполняется и с другими объектами, например, с барашками.

Творчество находится в постоянном развитии и подход к изучению академических дисциплин постоянно совершенствуется. Но самый действенный способ обучения детей это игра. Поэтому к данным упражнениям следует подходить,  как к сценарию игры, которую дописывает каждый преподаватель исходя из своих предпочтений.

Рисование фризовой перспективы.   Изучение египетских фресок и рисование по  мотивам этих фресок. Особенность фресок в том, что перспектива в них присутствует слоями – нижний слой самый близкий к зрителю, следующая полоса фриза – второй план, далее – третий план и т.д.   Очень похоже на комикс только расположение снизу вверх – от зрителя вдаль, наличие сюжета желательно. Рисунки детей семилетнего возраста имеют поразительное композиционное сходство с изображениями эпохи древних цивилизаций. Ребенок точно так же, как художники давно ушедших времен, передает не зрительное, а целостное восприятие пространства, основанное на осмыслении непосредственного опыта жизни.

Выполнив подготовительные упражнения можно приступать к перспективному рисованию и один из аспектов перспективы это загораживание одних предметов другими.

Выполнение «туннеля» из картона. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel — туннель — сквозное отверстие. Возникает трёхмерная открытка. На картоне посередине  по короткой стороне прочертить линию карандашом.  В пределах этой линии наклеить приготовленные детали. На края по желанию наклеить облака. И свернуть картон как трубу. Заглядывая внутрь,  видно как предметы находящиеся ближе к зрителю загораживают дальние предметы.

Рисование натюрморта. Перспективу не обязательно изучать по пейзажу. Каждый учащийся рисует на шаблоне с натуры по одному предмету простой формы  вазы, игрушки  простые по форме (неваляшка, матрешка).  Поставить предметы служившие натурой для рисования на стол так, чтобы одни предметы загораживали другие.  Основание у всех предметов на одном уровне, а высота разная. На большом листе расположить раскрашенные шаблоны как в готовом натюрморте.

Однако законы перспективы влияют на внешний вид. 

Воздушная перспектива. Воздух имеет плотность и цвет – светло-голубой, чем дальше объект от зрителя, тем холоднее цвет объекта. Изменения происходят в примерно в такой последовательности; красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Рассмотреть фотографии голландских полей с цветами и нарисовать полосатые поля. Карандашом нарисовать 3-4 поля. Ближнее поле – раскрасить полосами или пятнами красного и желтого цвета, 2 поле – желтого и зеленого цвета, 3 поле – зеленого и синего цвета, 4 поле – синего и светло-голубого цвета. Дополнить деталями коровы, трактора, домики.

Перспективное сокращение предметов.  В предварительной беседе на примерах показать, как изменяется в размере предмет по мере его удаления от зрителя. Обнаруживается, что игрушка в руке может выглядеть размером с дом. Так и работает перспектива – далекое кажется мелким – все это дает нам возможность ориентироваться в пространстве. Нарисовать фон 2-3 плана (сопки) раскрасить небо и землю. Время года может быть любое. Вырезать деревья разного размера и наклеить на сопки крупные ближе, а чем меньше, тем дальше. Аналогичное упражнение выполняется и с другими объектами, например, с барашками.

Творчество находится в постоянном развитии и подход к изучению академических дисциплин постоянно совершенствуется. Но самый действенный способ обучения детей это игра. Поэтому к данным упражнениям следует подходить,  как к сценарию игры, которую дописывает каждый преподаватель исходя из своих предпочтений.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий