Переход в местоимения слов, относящихся к другим частям речи

1. Наречие как неизменяемая часть речи в большинстве случаев не имеет определяемых и зависимых слов, а примыкает к глаголу в качестве обстоятельства.

Существительные обычно имеют при себе зависимые слова, к которым можно поставить вопрос или между предлогом и существительным вставить слово: с (самого) начала (чего?) зимы.

Прилагательные, числительные и местоимения имеют определяемые слова, согласуются с ними, а так как в этих случаях предлог относится не к ним, а к существительному, то эти части речи легко опустить.

2. Наречие почти всегда можно заменить другим наречием, близким по значению: сначала — сперва, впустую — зря, заодно — одновременно, затем — потом.

Существительные, прилагательные, числительные и местоимения всегда можно заменить этой же частью речи или другой именной частью речи: с начала зимы — с конца зимы; в пустую комнату — в свободную комнату; за одно мгновение — за то мгновение; за тем углом — за этим углом.

Школьникам старших классов, которые в VII классе уже изучили полностью тему «Словосочетание», можно предложить еще один прием разграничения наречий и других частей речи: нужно найти начальную форму словосочетания, в которое входит «неясное» слово. Если оно не является наречием, то предлога в начальной форме словосочетания не будет, например: с начала зимы — начало зимы.

Если учащиеся хорошо усвоили тему «Словосочетание», этот прием поможет им быстро решить вопрос о принадлежности

Закрепить эти приемы можно при выполнении следующих

1. Заменить наречия синонимами.

Шли наудачу (наугад), подошли вплотную (близко), расколол надвое (пополам), совсем не удивился (совершенно), все делали вместе (сообща), ушла вглубь (глубоко), готовились втайне (скрытно), вмиг появился (вдруг, неожиданно), читал вслух (громко), знал назубок (хорошо), показался вдали (издали).

2. Определить, к какой части речи относятся выделенные слова, устно придумать предложения со сходными словами другой части речи. На удачу не рассчитывай, а вначале по-настоящему изучи дело.— Мы заблудились и шли наудачу. Предисловие бывает в начале книги. Соскучился по настоящему делу.

1) По иному болоту и летом насилу проберешься.

2) Наконец мы собрались вместе.

3) На сколько дней, по-вашему, рассчитана эта работа?

4) Втайне ото всех я отправился вслед за матросами.

6) Сегодня урок нения во вторых и в третьих классах.

3. Такую же работу проделать письменно.

1) Все ученики были налицо.

2) Он это сделал по долгу службы.

3) Мы поехали на встречу с писателями.

4) Противник разбит наголову.

5) Яйца сварили вкрутую.

6) Он втайне мечтал о путешествиях.

7) За чем пойдешь, то и найдешь.

4. Образовать от данного корня все возможные наречия, составить с ними словосочетания, указать на их смысловое различие: даль — чернеет вдали, речка поодаль, вдалеке от города, далеко в лес, увидел издали, приехал издалека.

Первый, один, начало, сюда, низ, перед, бок, верх, круг, легкий, строгий, весь, редко, долго, куда.

5. Составить и записать в 3 столбика словосочетания с наречиями, пишущимися слитно, раздельно и через черточку.

Приводим предложения для диктанта.

1) Где-то когда-то давным-давно я прочел одно стихотворение (Т.).

3) Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу (Ч.).

4) Теперь пастушок чувствовал себя совсем по-новому (В. Кат.).

5) Солнце светило не по-весеннему, а по-летнему (А. Н. Т.).

7) Вечерело. Луч закатный, удлиняясь мало-мальски, прямо в город необъятный грянул смутно, по — февральски. Потеплел он и смягчился, перестал на все коситься. Наконец-то научился к людям лучше относиться (Март.).

image Где-то там, вдали обратной, Урал, и Волга, и Москва (Твард.).

9) Ворота, оплетенные сверху зеленью, вели в глубь двора (Пол.).

При изучении темы «Наречие» учитель может широко использовать упражнения, обогащающие лексический запас учащихся, упражнения стилистического характера. .

1. К данным словам подобрать синонимы, составить с ними словосочетания: добросовестно — усердно работал, старательно писал, честно относился к делу…

Близко (рядом, вблизи, около); вместо (взамен); воодушевленно (увлеченно, восторженно); зловеще (тревожно, угрожающе, грозно); искусно (ловко, умело); кратко (сжато, вкратце, коротко); ласково (нежно, приветливо, тепло); очень (весьма, чрезвычайно); слишком (чересчур, крайне).

2. Подобрать антонимы к данным словам, составить с ними словосочетания.

Вдали (вблизи), в одиночку (сообща), враждебно (дружелюбно), вежливо (дерзко), вдоль (поперек), везде (нигде), нарочно (нечаянно), навзничь (ничком), отчетливо (неразборчиво), робко (уверенно), старательно (небрежно), снаружи (внутри), снизу (сверху).

3. С данными словами составить предложения, употребив их в прямом и переносном значении: Он глубоко изучил этот вопрос.— В этом месте озера глубоко.

Горячо, холодно, жестко, мягко.

Привести еще наречия, которые употребляются в переносном значении.

4. К данным словам подобрать синонимы и составить с ними словосочетания: абстрактно — отвлеченно, мыслит отвлеченно.

Абсурдно (нелепо), агрессивно (воинственно), азартно (увлеченно, запальчиво, горячо), оригинально (самостоятельно, своеобразно), деликатно (чутко, вежливо), коллективно (сообща, совместно), комично (смешно), логично (правильно, последовательно), элементарно (просто).

5. Заменить фразеологический оборот синонимичным наречием.

Поговорим с глазу на глаз (наедине); бежал сломя голову (очень быстро); жили душа в душу (дружно); разбили в пух и прах (совершенно), все делает шиворот навыворот (наоборот); решил с бухты барахты (необдуманно); жили бок о бок (рядом); работал не покладая рук (усердно)..

6. Заменить наречие фразеологическим оборотом.

Заходил изредка (время от времени); сидит без дела (сложа руки); встречались ежедневно (изо дня в день); все делает небрежно (спустя рукава); бежал быстро (во весь дух); встал рано (ни свет ни заря).

7. К каждому из паронимов подобрать синонимы. С паронимами составить словосочетания: эффектно — впечатляюще, живописно, картинно; выглядел эффектно. Эффективно — действенно, плодотворно, результативно, продуктивно, работали эффективно.

Безответно — безответственно; этично — эстетично; убедительно — убежденно; удивленно — удивительно; герметически — геометрически; бережно — бережливо; жестко — жестоко.

В период изучения темы следует записать в словарик и выучить ряд наречий, правописание которых надо запомнить.

ГДЗ 1 класс

ГДЗ 2 класс

ГДЗ 3 класс

ГДЗ 4 класс

ГДЗ 5 класс

ГДЗ 6 класс

ГДЗ 7 класс

Категория: Русский язык

imageСлово «Это» может быть либо местоимением, либо частицей, либо словом-связкой, что зависит от его окружения. Разберемся, когда слово «это» выступает в роли местоимения, а когда — частицы или связки.

Слово «это» в роли местоимения

Слово «этот» является местоимением, в основном указательным, иногда определительным. Такова форма его мужского рода единственного числа. Но ведь речь может идти о женском роде (эта), о среднем роде (это), о множественном числе (эти). Поэтому, например, в словосочетании «это слово» мы имеем дело с местоимением среднего рода.

Рассмотрим на примере

Это колесо установлено криво.

Колесо (какое?) это. Колесо может быть большим, маленьким, правым передним и т. д. В этом примере слово «это» только указывает на признак предмета, но конкретно его не обозначает. Способностью указывать на лицо и предмет, признак или количество обладает уникальная самостоятельная часть речи русского языка — местоимение. Выяснили, что слово «это» в данном примере — местоимение.

Мы знаем, что у местоимений в соответствии с их значением и грамматическими признаками различаются следующие семантические разряды:

Видим, что слово «это» является грамматической формой указательного местоимения «этот», которое изменяется по родам и числам:

Слово «это» в нашем случае — форма единственного числа среднего рода указательного местоимения «этот».

1. (адъект.) Что-либо близкое в пространственном отношении по отношению к говорящему (может сопровождаться указательным жестом):

2. (адъект.) Что-либо близкое во времени, обычно длящееся в настоящее время:

3. (адъект.) Употребляется для указания на одновременность действия с другим действием, о которых идет речь:

Он позвонил ровно в девять — в это время как раз по телевизору начинались новости.

4. (адъект.) Что-либо, только что упомянутое, названное в предшествующем повествовании:

В углу стояло кресло. Это кресло было подарено родителями на новоселье.

5. (субст.) Действие, мысль, обстоятельство и т. п., о которых говорится в предшествующем или последующем повествовании:

6. (субст., нескл.) Предмет или явление, указанные в предыдущей части предложения или в предыдущем предложении как объект объяснения, истолкования:

7. (субст., нескл.) В сочетании с местоимением «всё» указывает на перечисленные предметы как единое множество, выполняя функцию обобщающего слова (также нескл.):

Вещи, книги, картины — всё это мы упаковали и подготовили к перевозке.

8. (адъект.) Употребляется в качестве определения при слове, обозначающем уже упомянутые в разговоре или не упомянутые, но известные говорящему и слушающему предмет или явление, и служит для выражения эмоционального отношения к определяемому объекту:

9. (адъект., определит.) Такой, который совпадает по всем свойствам с данным, такой же самый (часто в сочетаниях «это же», «это же самое»):

В предложении местоимение «это» может выполнять синтаксическую роль подлежащего, дополнения или определения.

Примеры

Нам это кажется не слишком забавным. Это издание журнала уже вышло в печать. Я просто закрываю глаза на это.

Таковы в общих чертах случаи, в которых слово «это» выступает в качестве местоимения. Однако оно может также быть частицей и связкой.

Слово «это» в роли частицы

Рассмотрим случаи, когда «это» является частицей:

1. «Это» может быть служебной частью речи, если употребляется для подчеркивания, выделения того члена предложения, перед которым находится.

Примеры

2. Употребляется для указания на мысль или отдельное слово, которые содержатся в предшествующем предложении:

3. Употребляется в составе вопросительного предложения для усиления вопросительного местоимения или наречия, а также для смягчения вопроса с оттенком недовольства, устранения его категоричности:

«Это» — слово связка

И наконец, поговорим о тех случаях, когда слово «это» является связкой (прош. вр. — «это было», буд. вр. — «это будет», сослагат. накл. — «это было бы»).

1. Вводит объяснение, толкование языковой единицы, которое может представлять собой любую часть речи, словосочетание или целое предложение.

Примеры

2. В простых двусоставных предложениях вводит составное сказуемое, содержащее существительное, инфинитив или словосочетание, а также слово категории состояния либо слово, повторяющее подлежащее.

Примеры

3. Вводит составное сказуемое (содержащее ряд однородных существительных) в простых двусоставных предложениях, в которых содержится перечислительное раскрытие и конкретизация того, что обозначено подлежащим.

Пример

Основные разделы учебной лексикографии это: создание учебных словарей, минимизация лексического состава, учебная лексикостатистика, создание лексических пособий словарного типа, формирование и представление словаря в учебнике соответствующего языка.

Прономинализация (от лат. рronomen – местоимение) – переход других частей речи в местоимения.

В разряд местоимений могут переходить такие слова, в значении которых содержится достаточная степень обобщенности:- существительные типа человек, сестра, брат, народ, дело, вещь, факт;- прилагательные типа известный, целый, последний, отдельный, подобный, настоящий;- причастия типа определенный, названный, данный, указанный, следующий, соответствующий;- числительные один, первый, второй.

Такие слова в определённых условиях теряют своё лексич. значение и выполняют указат. функцию, приобретая черты местоимений, обычно указательных или неопределенных:заведено дело на гражданина Петрова (сущ. = досье) – дело было вечером (мест. = это);у человека четырёхкамерное сердце (суш. = представитель млекопитающих) – тебя человек зовёт (мест. = кто-то);отдельная комната (прил. = изолированная) – отвага отдельных людей (мест. = некоторых);противоположный берег (прил. = расположенный напротив чего-либо) – принять противоположное решение (мест. = другое);известный поэт (прил. = обладающий известностью, знаменитый) – в известных условиях (мест. = этих, таких);поезд, следующий без остановок (прич. = движущийся) – высказать следующие аргументы (мест. = такие);абсолютно целая (прил. = невредимая, сохранная) ваза – отсутствовал целую неделю (мест. = всю).

Помогай другим Отвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделю См. подробности

Вопрос по русскому языку:

Друг за другом какая часть речи!?

Пожаловаться

  • 05.08.2017 12:35
  • Русский язык
  • remove_red_eye7205
  • thumb_up42
Ответы и объяснения 1

Пожаловаться

  • 06.08.2017 06:55
  • thumb_up43
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Новые вопросы Русский язык Помогите, пожалуйста, решить. Русский язык Скажите, пожалуйста, кто автор этого учебника/рабочей тетради ? Русский язык 1. На какие большие группы делится лексика по степени ее распространения и активности употребления? … Русский язык Задание 1. Укажите слова и словосочетания, которым свойственна официально-деловая окрашенность (выпи… Русский язык Задание 1. Укажите слова и словосочетания, которым свойственна официально-деловая окрашенность (выпи… Русский язык Составьте вопросы к тексту и объясните ответ! Зависит ли это от того, каким мы хотим его видеть?… Русский язык Эссе «день первого президента» Русский язык Заполните таблицу: Опорная таблица Главные и второстепенные члены предложения Член предло&s… В статье:

Какой частью речи является слово «это» – вопрос, на который не ответишь одним словом.

Потому что «это» может быть разной частью речи и в предложении так же будет играть разную синтаксическую роль.

Смотреть всегда нужно на контекст.

«Это» – местоимение

Данное слово можно часто встретить в предложении в качестве указательного или определительного местоимения.

Если это у нас указательное местоимение, то его в данной форме оно употребляется с существительным в форме среднего рода единственного числа.

Эти же признаки принадлежат и самому указательному местоимению «это».

Это задание (задание – ед.число среднего рода) было слишком сложным, чтобы выполнить его без ошибок.

Вместе с существительным или отдельно от него «это» можно склонять по падежам и числам.

«Это» может употребляться в предложении отдельно от существительного, например: Это было великолепно.

Тогда оно выполняет роль подлежащего.

«Это» – частица

Это кто там такой премиленький, да прехорошенький спрятался за кустиком?

В роли частицы «это» подчёркивает или выделяет слово, идущее за ним.

Если «это» находится в начале предложения, как в нашем примере, то его задача усилить вопросительное местоимение и немного смягчить недовольный оттенок.

Где это ты испачкался? – так будет немного мягче, чем: Где ты испачкался?

Во втором случае как-то грубовато получается, не так ли?

«Это» – связка

Рассмотренные примеры нам показали, что «это» может быть местоимением или частицей.

Но оно может быть и словом, используемым для связки.

Русский язык – это кладезь мудрости и величия.

Теперь мы видим, что «это» может быть тремя частями речи: местоимением, частицей или словом-связкой.

Контекст всегда подскажет, к какой части речи в каждой конкретной ситуации относится слово «это».

Можете писать в форме комментариев свои предложения с этим словом, а мы все вместе определим, какая это часть речи.

Чтобы безошибочно сказать, «это» это какая часть речи, нужно посмотреть на рядом стоящие с ним слова, обратить внимание на его грамматическое значение и морфологические признаки.

Также необходимо посмотреть на его синтаксическую роль в конкретном предложении.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий