Педагогический эксперимент: виды, способы и этапы научно-педагогических исследований

План1.В  Понятие «педагогический эксперимент».2.В  Методические предписания к проведению экспериментальной работы.Литература1.В  Бабанский,В  повышения эффективности педагогических исследований / . – М., 19822.В  Бабанский, эксперимент / // Введение в науч. исследование по педагогике. — М.,1988.3.В  Введение в научное исследование по педагогике / Под ред — М., 1988.4.В  Загвязинский,В  и методика дидактического исследования / . – М.: Педагогика, 1982.5.В  Кара — Мурза, организации научных исследований / — Мурза. – М., 19816.В  Краевский,В  педагогического исследования: Пособие педагога-исследователя / . — Самара, 1994.7.В  Кузнецов, научного исследования / . – Минск. 19978.В  Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие /Под ред. . – Л., 1980.9.В  Скаткин, и методика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю/ . – М., 198610.В  Полонский, педагогический / // Полонский, -педагогическая информация: Слов.-справ. — М., 1995.11.В  Оконь, В. Метод дидактического эксперимента / В. Оконь // Оконь, В. Введение в общую дидактику. — М., 1990.1 Понятие «педагогический эксперимент»Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Характерной чертой эксперимента является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность многократного воспроизведения исследуемых явленийВ  в варьируемых условиях.Под педагогический экспериментом подразумеваетсяВ  «комп­лекс методов исследования,В  который обеспечивает научно-объек­тивную и доказательную проверку правильности выдвинутойВ  гипо­тезы» (,В  1985). Педагогический эксперимент пред­полагает осуществление сравнения, анализа, выбора оптимального варианта деятельности. Используется экспериментальная работа в том случае,В  когда на поставленные исследователем вопросы нет готового ответа.В (1998) дает такое определение: педагогический экспериментВ  — это своеобразно сформированный, осуществленный в поддающихся контролю условиях процесс обучения или воспитания, дающий возможность наблюдать педагогические явления, служащий для решения многих задач исследования, например:·В  установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и достигаемыми при этом результатами обучения, воспитания, развития;·В  выявления зависимости между системой педагогических мер или условий и затратами времени и усилий учителей и учащихся по достижению ожидаемых результатов;·В  сравнения эффективности двух или нескольких вариантов педагогическогих воздействий или условий и выбора из них оптимального варианта по какому-либо критерию (эффективности, затрат времени, усилий, средств и т. п.);·В  доказательства рациональности определенной системы мер по ряду критериев одновременно при соответствующих условиях;·В  обнаружения причинных связей.Различают следующие виды педагогического эксперимента:В  естественный, ко­торый проводитсяВ  в обычных условиях обучения и воспитания, и лабораторный, для проведенияВ  которого создаютсяВ  специальные условия, некаяВ  искусственная обстановка,В  необычная для детей, система заданий и условий их выполнения; испытуемый знает, что с нимВ  проводят эксперимент,В  но обычно не в курсе задач этого эксперимента.В  Для педагогическогоВ  исследованияВ  более харак­терно применение естественного эксперимента.По логике поиска различают эксперимент линейный, когда изменения идут в одном варианте, и вариативный, когда сравни­вается эффективность нескольких вариантов предлагаемых изме­нений.2. Методические предписания к проведению педагогического экспериментаПедагогический эксперимент представляет собой комплекс методов исследования, предназначенный для объективной проверки гипотезы исследования: наблюдение, опросы, изучение продуктов деятельности и т. д., называют следующие наиболее важные условия эффективности эксперимента:- предварительный тщательный анализ явления, его исторический обзор, изучение массовой практики с целью максимального изучения поля эксперимента и его задач;В — конкретизация гипотезы. В этом смысле гипотеза не просто постулирует, что данное средство улучшит результаты процесса, а высказывает предположение о том, что это средство из ряда возможных окажется наилучшим для определенных условий;- четкое формулирование задач эксперимента; определение признаков, критерий, по которым будут изучаться явления, средства, оцениваться результат.Программа эксперимента представляет систему мероприятий, предусматривающую порядок, последовательность, сроки и средства их выполнения.При разработке программы эксперимента исследователю необходимо ответить на следующие вопросы:- что будет является предметом экспериментальной работы, по каким значимым параметрам (свойства, характеристики, признаки) можно будет судить о продуктивности педагогических воздействий;- в чем будет заключаться эксперимент, какие именно педагогические воздействия будут подвергаться проверке;- какие методы получения и обработки информации будут применяться;- какова будет логическая схема эксперимента;- как будет оформляться и оцениваться результат эксперимента.В проведении экспериментальной работы можно выделить несколько этапов:Подготовительный этап предполагает планирование эксперимента. Определяется цель, задачи эксперимента. Выбираются объекты эксперимента (учащиеся, классы, школы) в качестве экспериментальных и контрольных групп. Обозначается предмет экспериментального исследования (например, развитие общеучебных умений у младших школьников; развитие коммуникативной компетентности у подростков, развития исследовательских умений у старшеклассников). В Устанавливаются признаки, по которым можно судить об изменениях, происшедших в объекте. Выбираются конкретные методики (анкеты, интервью) диагностирования этих изменений. Определяется длительность эксперимента. Определяются формы фиксации результатов эксперимента.При организации педагогического эксперимента необходимо учитывать то обстоятельство, что он имеет дело с детьми, поэтому одним из основных требований к экспериментатору является: “не навреди”.Этап проведения эксперимента. В осуществлении данного этапа четко прослеживаются три стадии.На первой стадии основной целью является определение (констатация) начального уровня всех параметров и факторов, которые подлежат отслеживанию в эксперименте.При проведении констатирующегоВ  эксперимента устанавливается реальное состояние дел,В  изучается начальное состояниеВ  исследуемого объекта,В  констатируется наличие или отсутствие исследуемых ка­честв личности,В  уровень обученности или воспитанностиВ  детей, развития у них познавательных интересов и т. п. Для этого раз­рабатывается программа изученияВ  школьников,В  продумываются признаки, по которым можно определить степень сформированности качеств личности, описываются критерии их оценки.Например, в исследовании по теме «Формирование у школьников готовности к самостоятельной работе» экспериментатором была предложена структура готовности, рассмотрены уровни ее возможной сформи­рованности и разработаны критерии их оценки. Ниже в таблице приводится показатели и характеристики уровня сформированности мотивационного компонента готовности школьников к самостоятельной работе (СР).ПервыйкомпонентПоказателиУровни готовностиВысокийСреднийНизкийМотивационный1.Положительное отношение к СРУверен, что только СР определяет результат деятельностиПонимает значимость СРОтводит незначительную роль СР2.Потребность в самообразованииЯрко выражено желание овладевать новыми знаниямиПотребность ситуативнаНе проявляется3.Познавательная активностьАктивный, устойчивый интерес к учениюИнтерес неустойчивый, требуется импульс извнеИнтерес отсутствуетТолько после подробного описания начального уровня можно приступать ко второй стадии эксперимента – В формирующему (созидательному, преобразующему) эксперименту — непосредственной реализации раз­работанной системы мер по формированию качеств личности, повы­шению уровня воспитанности школьников, развития у них познава­тельных интересов и др.В течение формирующего эксперимента педагог следит за изменением интересующих его параметров, может делать промежуточные срезы тех или иных характеристик и вносить коррективы в эксперимент. По ходу формирующего эксперимента педагог-исследователь фиксирует полученные результаты в дневнике эксперимента, в карте наблюдений, на магнитофонной записи, в фотографиях.Формирующий эксперимент играет основную роль в педагогическом исследовании.Третьей стадией практического этапа является тщательный сбор и регистрация (измерения, описание, оценки) всех показателей.Контрольный этап эксперимента подтверждает или опровергает предположения относительно эффективности экспериментальных мер. На этом этапе сравниваются результаты, полученные на этапе констатации с результатами формирующего эксперимента. Для получения действительно достоверных результатов исследования необходимо привлечение большого числа исследуемых. Поэтому результаты нужно интерпретировать очень корректно.Система экспериментальных мер осущест­вляется в экспериментальном классе (группе учащихся), в котором проводятся все необходимые изменения в соответствии с программой эксперимента. Очень важно, чтобы экспериментальный класс был типичным по успеваемости, наполняемости, по составу мальчиков и девочек и т. п. Полученные данные сопоставляются с результатами контрольного класса, где условия обучения и воспитания остаются прежними. Такой вид эксперимента называется параллельный. В практике может быть использован и последовательный эксперимент, когда сопоставляются данные, полученные вВ  одном и том же классе (группе учащихся) до и после эксперимента.Обобщающий этап. Завершается эксперимент анализом его итогов:- описанием результатов осуществления экспериментальных мер (конечное состояние исследуемого объекта);- характеристикой условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;- описанием особенностей субъектов эксперимента (характеристики на учащихся);- данными о затратах времени, средств.- разработкой рекомендаций в адрес практических работников.Из сказанного ясно, что педагогический эксперимент — довольно сложная для проведения комплексный исследовательский метод.,

Подпишитесь на рассылку:

Педагогика

с греческого означает буквально «детоведение, детовождение»

  • Педагогические особенности виртуальных технологий
  • Педагогические аспекты информационных технологий на ноосферном этапе развития
  • Педагогический дизайн — основные шаги
  • Подготовка к государственному экзамену — «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Проекты по теме:

image Поиск

image Вики

Архив

Наука

Бизнес

Рабочие программы

Русский язык

Литература

Культура

Психология

Логика

Педагогика

Школа

Аналитика

Педагогика Практика Анализы учебных пособий • Аттестационная подготовка • Дистанционное образование • Контрольные • Курсовые • Методическая деятельность • Методические рекомендации • Научно-практические конференции • Образовательная деятельность • Образовательные программы • Общеобразовательные программы • Отчеты по практике • Педагогические программы • Практические работы • Программы обучения • Промежуточная аттестация • Расписания занятий • Студенческие конкурсы • Творческие работы и конкурсы • Учебная литература • Учебные дисциплины • Учебные планы • Учебные пособия • Учебные программы • Учебно-методические комплексы • Внеурочная деятельность • Воспитательная работа Мотивация ребенка к чтению • Как сохранить интерес • Приемы стимулирования • Интерес у младших школьников через наглядность • На уроках географии • Компьютерные технологии на уроках географии • На уроках биологии» • К математике • Падение интереса к чтению • Карандаши • Ребенок не хочет рисовать Активизация на уроках математики • физики • чтения • русского языка и литературы а также: • технологии с использованием ИКТ • по формированию вычислительных навыков • путем формирования у них стойких познавательных интересов • познавательной деятельности • с использованием ИКТ Зоркость орфографическая зоркость на уроках русского языка • у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка • еще статья • у учащихся начальных классов • на уроках русского языка в 5-х классах ВУЗы Российские ВУЗы • Публикации Подготовка Воспитательная работа • Вступительные испытания • Экзамены по педагогике Педагоги Педагоги-психологи • Кадры в педагогике • Классные руководители Образование Дошкольное • Детское дополнительное • Начальные классы • Среднее • Высшее • Полное • Заочное обучение Педсовет Идеи, методики • «Подводим итоги года» • Образование и здоровьесберегающие технологии • Экология и дети • Особенности учащихся • Традиции и новаторство • Мотивация • Психологический комфорт школьника • Проектная деятельность • Современный урок • Деловая игра • «Интерес к познанию — основа обучения Деятельность классного руководителя Методические рекомендации • Аналитическая деятельность • Оценка по ОБЖ • Критерии оценки • Планирование • Организация • Родители • Правовое воспитание и ОБЖ • Нравственные ценности старшеклассников • Развитие творческой личности Архивные файлы ВоспитаниеВоспитанник • Воспитанница • Воспитанность • Воспитатель • Воспитательница • Перевоспитание • Лекция • Техникум • Аспирантуры • Стипендия • Педсовет • Колледж • Учебник • Аспирант • Преподаватель • Диплом • Педагоги-психологи • Академия • Магистратура • Семестр • Лекции • Обучение • Педагог • Урок • Школа • Экзамен • Студент • Воспитатель • Гимназия • Абитуриент • Воспитанник • Педагогика Вконтакте Ленты анонсов: Рабочие программыПедагогические программы Найдено 11 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

—> Педагогический эксперимент это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

—> Эксперимент педагогический научно-поставленный опыт в области учебной и воспитательной работы в условиях, созданных и контролируемых исследователем.

Источник: Словарь-справочник работника системы дополнительного образования детей

—> Эксперимент педагогический научно-поставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях, сопоставляемый с аналогичным опытом, который проводится в других условиях или на другом контрольном объекте. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

—>ЭКСПЕРИМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙкомплексный эмпирический метод исследования, предназначенный для доказательной проверки достоверности гипотезы в управляемых условиях специально преобразованного педагогического процесса [24, c.168].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

—>ЭКСПЕРИМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙнаучно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, наблюдение исследуемого педагогического явления в созданных и контролируемых исследователем условиях. Его следует применять не изолированно, а в системе методов научного исследования, в единстве и связи с ними.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

—>ЭКСПЕРИМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙнаучно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы, наблюдение исследуемого педагогического явления в созданных и контролируемых исследователем условиях. В педагогике широко используется лабораторный эксперимент, преимущественно в форме экспериментальных занятий.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

—>ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТкомплексный метод педагогического исследования, позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счет манипулирования одним или несколькими факторами и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

—>Эксперимент педагогическийнаучно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения пед. проблемы; исследовательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в пед. явлениях, к-рая предполагает опытное моделирование пед. явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на пед. явление; измерение отклика, результатов пед. воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость пед. явлений и процессов.

Источник: Педагогический словарь

—>ЭКСПЕРИМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙнаучнопоставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях, сопоставляемый с аналогичным опытом, который проводится в других условиях или на другом контрольном объекте. Различают эксперименты: анализирующий состояние какоголибо педагогического процесса; исследующий педагогическое действие, применяемое для выявление условий, способствующих усвоению знаний учащимися; изучающий связи между отдельными компонентами педагогического процесса и выявляющий условия возникновения этих связей.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

—>ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТэксперимент (научно поставленный опыт) в области учебной или воспитательной работы в специально созданных или контролируемых исследователем условиях. Представляет собой комплексный метод педагогического исследования, позволяющий определить взаимосвязь между методами и средствами обучения и его результатами, получить новые знания о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами. Строится на сравнении контрольной и экспериментальной групп и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы (см. также Формирующий эксперимент).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

—>ЭКСПЕРИМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙобщенаучный метод познания, позволяющий получить новые знания о причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами, условиями, процессами за счет планомерного манипулирования одной или несколькими переменными (факторами) и регистрации соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта или системы. Сущность педагогического эксперимента характеризуется целенаправленным внесением принципиально важных изменений в ход педагогического процесса в соответствии с задачей исследования и его гипотезой. Эксперимент строится на сравнении контрольной и экспериментальной групп, позволяет определить взаимосвязь зависимых и независимых переменных (методов и средств обучения и результатов в строго фиксированных условиях). В педагогических исследованиях обычно ограничиваются наиболее важными переменными, допускается, что остальные не имеют существенного значения. В зависимости от числа переменных различают традиционные (с одной переменной) и факторные (много переменных) планы проведения экспериментов; натурные (полевой, лабораторный) и мысленные (модельные) в зависимости от места и способа проведения эксперимента. Если исследуемая область малоизвестна и система гипотез отсутствует, то говорят о пилотажном эксперименте. Для проверки каких-либо зависимостей в учебно-воспитательном процессе применяют контрольный эксперимент. Особое значение в педагогике имеет формирующий (обучающий) эксперимент. Эксперимент должен тщательно планироваться, базироваться на определенной теории. См. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Показать еще…Слово «эксперимент» (от лат. experimentum – «проба», «опыт», «испытание»). Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент».Педагогический эксперимент – это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н. Скаткин).Педагогический эксперимент – это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений, или гипотез. (И.Ф. Харламов).Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. (И.П. Подласый).Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З. Кушнер).Все эти определения понятия «педагогический эксперимент» имеют право, на наш взгляд, на существование, так как в них утверждается общая мысль о том, что педагогический эксперимент – это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез.Педагогические эксперименты бывают разными.В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:констатирующий, при котором изучаются вопросы педагогической теории и практики, реально существующие в жизни. Этот эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления как положительных, так и отрицательных сторон изучаемой проблемы; 2) уточняющий (проверочный), когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидательно-преобразующий, в процессе которого конструируются новые педагогические технологии (например, вводятся новое содержание, формы, методы обучения и воспитания, внедряются инновационные программы, учебные планы и т.д.). Если результаты оказываются эффективными, а гипотеза подтверждается, то полученные данные подвергаются дальнейшему научно-теоретическому анализу и делаются необходимые выводы; 4) контрольный – это завершающий этап исследования определённой проблемы; целью его является, во-первых, проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой педагогической практике; во-вторых, апробация методики в работе других учебных заведений и педагогов; если контрольный эксперимент подтверждает сделанные выводы, исследователь обобщает полученные результаты, которые и становятся теоретическим и методическим достоянием педагогики.Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются комплексно, составляют целостную взаимосвязанную, последовательную парадигму (модель) исследования.Особое место в методике педагогических исследований занимают естественный и лабораторный эксперименты.Первый проводится в естественных условиях – в форме обычных уроков, внеклассных занятий. Суть этого эксперимента состоит в том, что исследователь, анализируя те или иные педагогические явления, стремится создать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и педагогов и в этом смысле носили естественный характер. Объектом естественного эксперимента чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, методы и формы обучения и воспитания.В научных исследованиях проводится и лабораторный эксперимент. В педагогических исследованиях он применяется нечасто. Сущность лабораторного эксперимента состоит в том, что он предполагает создание искусственных условий для того, чтобы влияние множества неконтролируемых факторов, различных объективных и субъективных причин свести к минимуму.Примером лабораторного эксперимента, который используется, прежде всего, в дидактике, может быть экспериментальное обучение одного или небольшой группы учащихся в соответствии со специально разработанной методикой. В ходе лабораторного эксперимента, что очень важно знать, отчетливее прослеживается исследуемый процесс, обеспечивается возможность более глубоких измерений, применения комплекса специальных технических средств и аппаратуры. Однако, надо знать исследователю и то, что лабораторный эксперимент упрощает педагогическую реальность тем, что он осуществляется в «чистых» условиях. Именно искусственность экспериментальной ситуации является недостатком лабораторного эксперимента. Вывод один: необходимо достаточно осторожно интерпретировать его результаты. Поэтому выясненные закономерности (зависимости, взаимосвязи) должны быть апробированы во внелабораторных условиях, именно в тех естественных ситуациях, на которые мы хотим их распространять. Это делается путем широкой проверки при помощи естественного эксперимента или других методов исследования.Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь глубоко изучает ту область знаний, которая недостаточно исследована в педагогике.Приступая к эксперименту, исследователь тщательно продумывает его цель, задачи, определяет объект и предмет исследования, составляет программу исследования, прогнозирует предполагаемые познавательные результаты. И лишь после этого он приступает к планированию (этапов) самого эксперимента: намечает характер тех преобразований, которые необходимо ввести в практику; продумывает свою роль, свое место в проводимом эксперименте; принимает во внимание множество влияющих на эффективность педагогического процесса причин; планирует средства учета тех фактов, которые он намерен получить в эксперименте, и способы обработки этих фактов.Просмотров: 15449Категория: ПЕДАГОГИКА

Главные цели и задачи экспериментального метода

image Целью проведения психологического эксперимента всегда является достижение наибольшей однозначности в установлении связей между внутренними психическими процессами и их внешними проявлениями.

Основной задачей экспериментального метода в психологии считается выявление и осуществление максимальной доступности для проведения внешнего наблюдения за особенностями внутренних психических процессов.

Лабораторный эксперимент

Проходит в специально подготовленных условиях. Исследователь осознанно и запланированно влияет на объект исследования, для того чтобы переменить его состояние и ощущения.

Плюсами данного метода считают жесткий контроль над всеми показателями, а также использование специализированной аппаратуры для измерений.

Читайте также:  Психодиагностическое исследование, направленное на выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Минусами этого эксперимента можно назвать сложности воспроизведения полученных результатов в ситуации реальной жизни. Испытуемый, находясь в процессе наблюдения, обязательно оповещен обо всех деталях участия, что служит причиной появления искажения его мотиваций.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды эксперимента 410 руб.
  • Реферат Виды эксперимента 280 руб.
  • Контрольная работа Виды эксперимента 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Метод эксперимента в психологии и типы исследований

image

Для получения материала применяют следующие способы:

  • активный — квазиэксперименты, модификации лабораторных экспериментов;
  • пассивный — измерения, корреляционные исследования, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Методы, относящиеся к первой группе, применяют для воздействия на объект, чтобы вызвать конкретное явление или процесс. А использование методов из последней группы приводит к фиксированию естественно протекающих процессов.

При проведении исследований отбирают основную рабочую группу и контрольную.

Типы экспериментальных исследований в зависимости от формальных оснований:

  1. Исследовательский или поисковый эксперимент. Он проводится для выяснения, есть ли причинная связь между переменными. То есть, проверяют гипотезу о существовании зависимостей, которые вероятно возможны между независимой и зависимой переменными A и B. Например, может ли быть связь между появлением у человека идеального слуха и прослушиванием классической музыки?
  2. Подтверждающий эксперимент проводится лишь в том случае, если получены данные о том, что между переменными есть качественная связь. После чего исследователь выдвигает гипотезу о виде связи. Например, не все музыкально одаренные люди предпочитают слушать классическую музыку. Но стоит узнать, какие музыкальные жанры им больше всего нравятся.

image

В качестве характеристики методов эксперимента в психологии используют такие понятия как:

  • полевые исследования — наблюдения за процессами, протекающими естественным путем;
  • пилотажный эксперимент — пробный, предваряющий целую серию экспериментов, для него характерен сокращенный план работы и меньшее число испытуемых;
  • критический эксперимент — проводится с целью одновременной проверки всех выдвинутых гипотез и предположений.

В психологии методы эксперимента позволяют обеспечить исследователям высокую точность полученных результатов. При возникших сомнениях всегда можно провести повторное изучение в тех же условиях.

Психолого-педагогический эксперимент

Виды научных психолого-педагогических исследований

Эксперимент — наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане. Известные психологи-экспериментаторы П. Фресс и Ж. Пиаже писали: «Экспериментальный метод — это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной»1.

    Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей. Однако на пути подготовки и в процессе проведения настоящего эксперимента возникает немало проблем и трудностей, которые приходится преодолевать. Но мы начнем разговор не с них, а с более точного и общего определения экспериментального метода в педагогической психологии.

    Эксперимент — это особый вид исследования, направленного на проверку научных и прикладных гипотез — предположений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях. Без гипотез нет эксперимента, как нет его без убедительного теоретического и статистического доказательства, отвечающего современным требованиям.

    В эксперименте всегда создается некоторая искусственная, или экспериментальная, ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действия этих причин, выясняются статистические связи между исследуемым и другими явлениями.

    Обязательным для полноценного психолого-педагогического эксперимента является соблюдение следующих основных правил:

    Читайте также:  Э. Фромм ‒ социальный психолог, психоаналитик, создатель гуманистического психоанализа

      Рассмотрим кратко каждый из этих пунктов.

      Под проблемой эксперимента понимается некоторый глобальный, еще не решенный в науке или в практике вопрос.

      Целями эксперимента называются те промежуточные и конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения. Разница между проблемой и целью эксперимента состоит в том, что формулировка проблемы обычно является общей, а формулировки целей — достаточно конкретными. В проблеме лишь указывается на некоторый трудноразрешимый вопрос, в то время как формулировки целей содержат в себе результаты, которые должны быть получены в процессе решения данной проблемы.

      Конечными результатами психолого-педагогического эксперимента могут быть, например, изменения, которые происходят в интеллекте (познавательных процессах), личности и межличностных отношениях ребенка, ускорение психологического и поведенческого развития детей, повышение качества обучения и воспитания, расширение и углубление знаний, формирование полезных для жизни умений и навыков и др. Целью психологопедагогического эксперимента может стать все, что хотя бы в какой-то степени способствует улучшению и повышению качества образовательного процесса. В эксперименте может быть несколько целей, одни из которых являются промежуточными, а другие — конечными.

      Конечная цель эксперимента, как правило, достигается не сразу, а через ряд промежуточных этапов. К примеру, если конечная цель заключается в том, чтобы ускорить процесс развития учащихся, то в качестве промежуточных целей могли бы выступить следующие:

      • оценка наличного уровня психологического развития учащихся;
      • установление желательного конечного уровня развития учащихся;
      • определение средств, с помощью которых можно было бы ускорить развитие учащихся;
      • разработка методики практической, экспериментальной работы с детьми с целью ускорения их развития;
      • выбор психодиагностических методов, посредством которых можно установить, действительно ли ускорение процесса психологического развития имело место.

      Задачи в отличие от целей представляют собой содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования. Допустим, что психолог-экспериментатор ставит перед собой конечную цель добиться ускорения процесса умственного развития детей в начальных классах школы. Имея в виду необходимость проведения большой предварительной обзорно-аналитической, теоретической и методической работы, которую следовало бы осуществить прежде, чем приступить к разработке и реализации программы эксперимента, попытаемся определить возможные задачи подобного исследования:

        Для того чтобы эксперимент прошел успешно, все его цели и задачи необходимо формулировать как можно более определенно и четко. Если это не будет сделано, то трудно будет установить, действительно ли конечная цель эксперимента полностью достигнута и получены именно те результаты, на которые рассчитывали вначале. Кстати, уже на этапе формулировки промежуточных целей и задач эксперимента можно установить, может ли он дать требуемые результаты. Это произойдет лишь в том случае, если сами формулировки целей и задач эксперимента не вызывают к себе вопросов и каждое из содержащихся в них понятий верифицируемо и операционализируемо.

        Гипотеза — это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера.

        Не все суждения вероятностного или предположительного типа являются научными гипотезами и могут быть экспериментально проверены (доказаны). Ими, например, не могут выступать утверждения, справедливость которых очевидна без доказательства, или суждения, которые на данном этапе развития науки ни доказать, ни опровергнуть практически невозможно. Научная гипотеза всегда выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию.

        Гипотеза утверждает какую-то новую мысль и считается нетривиальной, если противоположное ей по смыслу суждение столь же правдоподобно до экспериментальной проверки, как и сама гипотеза. Это один из приемов проверки обоснованности выдвижения в качестве гипотезы того или иного суждения предположительного характера.

        Гипотеза будет научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

          В большинстве экспериментов имеется не одна, а несколько разных, логически соподчиненных гипотез, образующих иерархически построенную структуру (рис. 71).

          Верхнюю ступень в иерархии обычно занимает общая гипотеза. Она непосредственно вытекает из формулировки проблемы и содержит в себе некоторое утверждение, достоверность которого предстоит доказать в проводимом эксперименте. За общей гипотезой следуют частные, детализирующие, конкретизирующие и раскрывающие ее содержание. Из частных гипотез, в свою очередь, вытекают рабочие гипотезы, представляющие собой суждения, непосредственно проверяемые в эксперименте.

          Например, проводится исследование по проверке методики ускорения умственного развития детей. Попробуем сформулировать и представить в виде некоторой иерархизированнои структуры соответствующие ему гипотезы.

          Для общей цели — «ускорение процесса умственного развития детей» — может быть предложена следующая общая гипотеза: «В результате проведенного эксперимента процесс умственного развития детей будет ускорен».

          Частной цели — «проверка психолого-педагогических средств ускорения процесса развития» — может соответствовать частная гипотеза: «К ускорению процесса развития детей приведут примененные в эксперименте средства психолого-педагогического воздействия на детей».

          Для частной цели — «формулировка выводов и практических рекомендаций» — может быть предложена частная гипотеза: «Внедрение в педагогическую практику выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента, должно привести к ускорению умственного развития детей».

          Окончание >>>

          Оцените статью
          Рейтинг автора
          5
          Материал подготовил
          Илья Коршунов
          Наш эксперт
          Написано статей
          134
          А как считаете Вы?
          Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
          ли со статьей или есть что добавить?
          Добавить комментарий