Особенности перевода текстов научно-популярного стиля в сфере аудиовизуального перевода

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Изучением стилей русского языка занимается особая лингвистическая дисциплина – культура речи, а языковые особенности разных стилей и их воплощение в речи исследует стилистика.

Чтобы разобраться в том, какие бывают стили текста, нужно дать определения такому понятию, как «стиль».

Стили текста в русском языке

Слово «стиль» происходит от греческого «стилос». Так называлась палочка для письма, а если точнее – для выцарапывания букв на глиняной дощечке. Постепенно стилем начали именовать саму манеру письма.

Сегодня термин стал универсальным: мы используем его, говоря о музыке, литературе, живописи, архитектуре, дизайне, моде, да и просто о поведении человека.

Стилем в настоящее время принято называть набор признаков, которые соотносятся с тем или иным периодом истории и культуры, актуализируясь в современном искусстве и быте.

Язык неоднороден, как любое явление человеческой культуры. В живой речи мы используем разные языковые средства, выбирая то, что нам необходимо в каждом конкретном случае.

Чтобы понять, что такое стили текста, представьте свой гардероб. Вряд ли вы будете заниматься спортом в смокинге. И бьюсь об заклад, что вы не придёте на выпускной экзамен в купальнике. Мы одеваемся так, как того требуют обстоятельства. У любого предмета одежды есть цель: удобство, практичность, акцентировка важных элементов образа.

Так происходит и в языке: мы выбираем простые или сложные предложения, высокую или сниженную лексику, в зависимости от речевой ситуации, от наших коммуникативных задач.

Какие есть стили текста?

В школьном курсе русского языка традиционно выделяют пять стилей речи: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный и художественный.

У каждого из них есть свой набор признаков, о которых мы поговорим подробней.

Научный стиль текста

Текстами научного стиля считаются материалы исследований, опубликованные в специальной литературе. Это могут быть статьи, тезисы, доклады, рефераты, диссертации, очерки.

Главная задача текстов этого стиля – максимально точно сформулировать научную идею, передать информацию, научить читателя чему-то новому или опробировать результаты исследования.

Внутри научного стиля выделяется три подстиля:

  1. собственно научный;
  2. научно-учебный;
  3. научно-популярный.

Помогут описать собственно научный стиль примеры текстов: статьи, патенты, тезисы и другие опубликованные результаты изысканий, предназначенные для распространения в узко научной среде (тематических сборниках, материалах научных конференций, базе диссертаций).

Такие тексты богаты сложной научной терминологией, пояснять которую не нужно (так как она известна каждому специалисту в данной области). Научные тексты строго структурированы, логически выстроены, безэмоциональны, объективны. Лексика этого стиля общелитературная и специальная.

Научно-учебный подстиль – это язык учебников, лекций, пособий. Здесь автор и читатель существуют уже не на равных, а в отношениях «учитель-ученик». Термины, которые использует лектор или автор пособия, обязательно расшифровываются.

Каждое явление иллюстрируется рядом примеров. Синтаксис таких текстов заметно проще, чем в произведениях собственно научного стиля с его сложноподчинёнными конструкциями. Как элемент привлечения внимания, допускаются нотки юмора, живой разговорной речи (в устном контексте), разнообразие интонаций изложения.

Научно-популярный подстиль наиболее демократичен. Его задача – донести научные знания до максимально широкой, не всегда подготовленной аудитории. Синтаксис текстов становится максимально простым, могут использоваться художественные образы, аллегории.

Статья о стилях и типах текста, которую я вам сейчас предлагаю, как раз относится к этому подстилю.

Публицистический стиль текста

Среди других стилей текста публицистический можно назвать самым подвижным, активным, быстро меняющимся.

Он призван донести до людей самую актуальную информацию, в кратчайший срок поделиться полезными сведениями, призвать к действию – то есть, так или иначе, воздействовать не только на разум читателей и слушателей, но и на их эмоции.

Внутри публицистического выделяют следующие стили текста:

  1. газетно-журнальный подстиль (статьи, очерки, интервью, заметки);
  2. язык телевидения и радио (обзоры, интервью, беседы);
  3. ораторское искусство (воззвания, поздравительные и траурные речи);
  4. как промежуточный элемент рассматривается язык рекламы>.

Лексика публицистического стиля представляет собой синтез научной и разговорной речи.

Так как публицист взаимодействует с обществом, ему приходится активно использовать термины политики, социологии, культурологии. В то же время выступления такого оратора должны быть доступными абсолютно для всех слоёв населения, поэтому в ход идут пословицы, поговорки, шутки, афоризмы.

Язык публицистики — эмоциональный, направленный адресно к каждому слушателю или читателю. Он призван вызвать живую реакцию, яркий и мгновенный отклик.

Официально-деловой (канцелярский) стиль

Тексты этого стиля существуют в рамках документооборота.

Их задача – уложить любую жизненную историю в готовую канцелярскую схему. Это необходимо для решения юридических и финансовых вопросов, которые рассматривают аспекты правовых отношений в различных жизненных ситуациях.

К примеру, если вы хотите перейти в другую школу, ваши родители пишут заявление на имя директора. Если вы пропустили занятие, придётся составить объяснительную записку. А в случае недовольства обслуживанием в сервисном центре может возникнуть желание оставить жалобу.

Какие бывают тексты делового характера? Резюме, анкета, заявление, прошение, официальное обращение, объяснительная, донос – всё это жанры официально-делового стиля.

У каждого из них существует образец, отступать от которого не следует. Если в объяснительной вы начнёте в красках расписывать собаку, которая съела домашнее задание, учитель, конечно, посмеётся, но в качестве оправдательного документа такой текст не сработает.

Вот основные черты текстов официально-делового стиля:

  1. единообразие;
  2. логичность;
  3. последовательность;
  4. наличие канцелярских оборотов (канцеляризмов);
  5. сухость, безэмоциональность;
  6. отсутствие средств художественной выразительности.

Тексты канцелярского стиля прямо противоположны художественным текстам. Более того, канцеляризмы разъедают душу художественного (да и публицистического) текста. Помните об этом, когда пишите сочинения и вспоминаете, какие стили текста бывают в русском языке.

Художественный стиль текста

Вершина литературного языка – художественный текст. К нему относятся литературные произведения разных видов и жанров: романы, повести, рассказы, баллады, стихотворения, поэмы и многое другое.

Для того, чтобы рассказать о предмете, человеке или явлении так, чтобы они забрались в самое сердце читателя, писатель пользуется художественными образами. Для их создания существует множество средств художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии.

Каждое слово в художественном тексте живёт особой жизнью. Оно незаменимо и значимо. Если переставить местами строчки в стихотворении Пушкина или пропустить описание природы в романе Тургенева, часть авторского замысла ускользнёт от читателя, обаяние текста развеется.

Писатели трудятся над своими произведениями в течение многих дней, месяцев, лет, подбирая единственно верные слова, интонации, образы. Вот почему любимые рассказы и стихи так глубоко трогают нас, остаются с нами на всю жизнь.

Стили художественного текста зависят от индивидуально-авторской манеры каждого писателя, поэтому в литературоведении и лингвистике принято говорить о языке и стиле Пушкина, Бунина, Набокова и т.д.

Разговорный стиль

Не все лингвисты считают, что нужно рассматривать разговорную речь как отдельный стиль. Она существует преимущественно в устной форме, имеет такие жанры, как беседа, диспут, спор, ссора, диалог.

Письменным образцом разговорного текста может считаться записка, смс-сообщение, письмо (бумажное или электронное), реплика в чате. Одним из древнейших образцов стиля в России считаются берестяные грамоты, обнаруженные академиком А.З.Зализняком при раскопках Великого Новгорода.

Разговорный стиль прост по своей синтаксической и морфологической структуре, богат просторечиями, сниженной лексикой, эмоционально окрашенными словами. В разговорной речи нет деепричастий и причастий. Предложения короткие, ёмкие, речевые средства расходуются очень экономно.

Стилистический анализ текста

Чтобы определить стилистическую принадлежность текста, необходимо проанализировать его по следующему плану:

  1. Цель и основная функция текста.
  2. Лексический уровень (использование неологизмов, терминов, просторечий, канцеляризмов).
  3. Морфологический уровень (преобладание глаголов как черта научного стиля или прилагательных – как характеристика образной речи).
  4. Синтаксический уровень (Простые или сложные, распространённый или нераспространённые предложения).
  5. Фонетический уровень (Интонационный рисунок).

Ответ на вопрос «Как определить стиль текста?» будет неполным, если мы забудем об эмоциональном аспекте. Если текст сухой и безэмоциональный, перед нами научный или официально-деловой стиль, если живой и образный – разговорный или официально-деловой.

» alt=»»>

Тип текста

В заключение нужно добавить, что тексты делятся на три типа:

  1. описание;
  2. рассуждение;
  3. повествование.

Если вы не знаете, какие бывают типы текста, оцените, что происходит с героем и сюжетом.

Когда рассказчик излагает историю, перед нами повествование. Если яркого сюжета нет, но автор рисует образ-картинку, это описание. Если в тексте присутствует факт, за которым следуют анализ и вывод, тип текста – размышление.

» alt=»»>

Надеемся, что теперь у вас сложилось полное представление о том, какие бывают стили текста в русском языке.

image

Научный текст и научная статья в копирайтинге отличаются особым стилем, который имеет четкие требования к написанию. В этом материале будут рассмотрены ключевые моменты оформления научных текстов с примерами и пояснениями. К концу прочтения этой статьи Вы будете сами в состоянии создавать собственные примеры научного текста.

Если Вам нужен наглядный пример научной статьи, то его можно найти на этой странице.

Любому копирайтеру рано или поздно приходится столкнуться с задачей написания научного текста. Цели таких текстов могут быть различными, например, создание материала с подробным техническим обоснованием или просто выполнение заказа на написание научной статьи. Однако в отличие от продающих текстов, традиционных веб-публикаций или записей в блоге, научный текст требует к себе особого подхода. Проявляется этот подход в строгом стиле и жестких рамках. Рассмотрим подробнее на примерах.

1. Структура научного текста

Для научных текстов не актуален принцип «перевернутой пирамиды». Вместо этого используется четкая последовательная структура. Научный текст должен обязательно быть логичным и последовательным.

Как правило, заключение дается в конце текста, в то время как для классического копирайтинга и веб-публицистики характерно ставить выводы в начале.

Если в научных текстах предлагается анализ, то следом за анализом обязательно должен идти вывод.

Пример научного текста №1:

Неверно: Принцип перевернутой пирамиды определяет местоположение вывода в начале текста. Эксперименты показывают, что люди не всегда просматривают веб-страницу целиком. Многие читатели сканируют текст и пропускают самую важную информацию.

В этом примере научного текста нет структуры. Вывод идет в начале текста и вызывает сразу ряд вопросов: «Почему?», «Откуда?». Несмотря на то, что вопросы могут раскрываться далее по тексту, структура уже нарушена.

Верно: Исходя из результатов экспериментов, которые свидетельствуют о том, что люди сканируют текст и не всегда просматривают веб-страницу целиком, целесообразно воспользоваться принципом перевернутой пирамиды и поместить вывод в начало текста.

2. Манера изложения научного текста

Научные тексты и научные статьи отличаются двумя ярко выраженными особенностями в плане манеры изложения автора:

  • Научный текст пишется всегда в безличной форме.
  • В научном тексте отсутствует диалог с читателем.

В плане манеры изложения научный текст прямо противоположен записи в блоге. Для него неприемлем разговорный стиль. Все пишется жестко и официально.

Пример научного текста №2:

Неверно: Я с гордостью рад представить Вам новую программу. Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько времени Вы тратите на пустые действия в своей повседневной жизни? Забудьте об этом! Новая программа P организует Ваш день, освободив Вам до 70% свободного времени!

Верно: Программное обеспечение P позволяет рационально организовать распорядок дня и освободить до 70% времени.

3. Лексика научного текста

Научный текст всегда пишется с использованием слов (лексики), которые характерны для той или иной области знаний. В любой отрасли, будь то юриспруденция, биология, молекулярная физика или любая другая, есть термины, которые знающим читателям известны и не требуют расшифровки. Кроме того, существует общепринятая лексика научных текстов, для которой характерны такие слова как:

  • характерно
  • соответственно
  • исходя из
  • следовательно
  • применительно
  • относительно
  • предполагает использование и т.д.

Пример научного текста №3:

Неверно: Большие емкости для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки часто используются в виде вагонов поездов.

Верно: Включение цистерн в состав локомотива характерно для современной транспортной промышленности.

4. Примеры в научном тексте

В отличие от традиционного копирайтинга, где самые лучшие примеры – примеры из повседневной жизни, научные тексты требуют использования научных аргументированных выкладок.

Пример научного текста №4:

Неверно: Очередной пример борьбы с воровством: вчера тетя Глаша «запалила» маленького Яшу, бесстыдно тырящего у нее в саду яблоки, достала ружье и начала палить солью с таким энтузиазмом, что на следующий день сесть не могли не только Яша, но и три голубя, две вороны, а также бывший разведчик, ныне пенсионер, дядя Ваня, который, на свою беду, в то время сидел на соседней яблоне с биноклем.

Верно: Проблема воровства требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта хозяйствования, в частности, использование вспомогательных орудий труда для ликвидации потенциальной угрозы со стороны злоумышленника.

5. Сложность научной статьи

Для традиционного копирайтинга чем проще текст – тем он лучше и доступнее. Научный текст доступность в приоритет не ставит. Для научного стиля простота предложений не характерна, вот почему рекомендуется использовать предложения средней сложности.

Кроме того, в научных текстах, как правило, никогда не «разжевываются» прописные истины. Научный текст пишется для узкого круга компетентных людей, а не для широкой аудитории.

Пример научного текста №5:

Неверно: Простота – залог успеха. Эксперимент это доказал.

Верно: Исходя из результатов эксперимента, можно сделать вывод, что простота – залог успеха.

6. Сленг и жаргон в научном стиле

Сленг и жаргон не используются в научном стиле. Даже те слова, которые пользуются популярностью в кругу специалистов, в тексте заменяются характерной лексикой. Любое сленговое выражение можно заменить научным аналогом.

Пример научного текста №6:

Неверно: Кривой грызун спохабил все результаты эксперимента.

Верно: результаты эксперимента были недостоверны из-за неисправности манипулятора.

7. Ссылки и авторские права

Как правило, все новые научные знания базируются на открытиях, совершенных ранее. Новые диссертации, например, пишутся на основе уже существующей литературы с внесением собственного вклада автора. При использовании чужих публикаций и работ в научном тексте, автор текста обязательно должен сделать ссылку. Ссылки могут также указывать на приложения, рисунки и таблицы.

Самым наглядным примером использования ссылок является всемирно известная Википедия.

В конце научного текста, как правило, указывается список литературы и прочих источников, на которые в самом тексте делается ссылка.

Пример научного текста №7:

Неверно: В результате проведенных экспериментов было доказано, что психика североафриканских ежей крайне чувствительна и уязвима.

Верно: На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в работе [1] и отображены на Рис. 5, можно сделать вывод, что североафриканские ежи ранимы в психическом аспекте.

1. Ежов Е.Е. Психология североафриканских ежей, М.: Издательство, 2010 г.

8. Требования нормативных документов

В большинстве случаев оформление научных текстов регламентируется тем или иным общепринятым стандартом (например, ГОСТом). Вот почему в зависимости от типа публикации могут предъявляться различные требования к оформлению рисунков, таблиц, абзацев и прочего.

Такие требования, как правило, не актуальны для публикации текстов в сети Интернет.

9. Полнота научного текста

В идеале научный текст в копирайтинге должен соответствовать одному важному правилу, которое уже было затронуто в статье «Оптимальный размер статьи в копирайтинге»: он «должен быть как шар». Иными словами, Ваш текст должен раскрывать тему настолько полно, чтобы не оставлять никаких лишних вопросов.

10. Разнообразие научных текстов

Научные тексты бывают трех видов:

  • Научный
  • Научно-учебный
  • Научно-популярный

У каждого из них свой адресат и для каждого существуют свои требования. Самый строгий вид научного текста – научный. Используется специалистами для специалистов.

Научно-учебный текст обладает средней сложностью, используется для создания учебных и методических пособий, учебников и т.д.

Наконец, научно-популярный текст связывает науку с широкими массами. К нему не предъявляются строгие требования, он не содержит массу терминов, а если и содержит, то все они подробно объясняются.

Резюме: умение писать научные тексты и статьи позволяет копирайтеру существенно поднимать цену своего труда. А знание основ научного стиля и изучение готовых научных текстов позволит развить это умение. Как результат, копирайтер может зарабатывать больше.

Сравнительный стилистический анализ статей

курсовая работа

стилистический анализ статья английский

Согласно определению И.В. Арнольд, функциональные стили — научный, разговорный, деловой, поэтический, ораторский и публицистический — являются подсистемами языка, каждая из которых обладает своими специфическими особенностями в лексике и фразеологии, в синтаксических конструкциях, а иногда и в фонетике.

Каждый из функциональных стилей подразделяется на более частные и конкретные стилистико-речевые разновидности: подстилевые, жанровые и так далее — вплоть до отражения в стиле индивидуальной стилевой манеры автора текста. Таким образом, каждый конкретный текст, с которым имеет дело исследователь, обладает одновременно стилевыми чертами и макростиля, и конкретной более частной его разновидности, к которой он принадлежит.

Научно-популярный подстиль — одна из стилистико-речевых разновидностей научного стиля, выделяемая на основании реализации «дополнительных» задач коммуникации — необходимости «перевода» специальной научной информации на язык неспециального знания, а именно — задач популяризации научных знаний для широкой аудитории. Популярность достигается такими средствами, как: конкретность и последовательность.

Характерной особенностью научно-популярного подстиля является соединение в нем полярных стилевых черт: логичности и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности.

Из общих черт научно — популярного стиля следует назвать:

подробность изложения научных данных, своеобразное «разжевывание» сведений;

раскрытие всех возможных общих положений на конкретных примерах;

намеренное подчеркивание хода логической мысли специальными речевыми средствами;

стремление избегать широкого использования терминов, а при невозможном употреблении непременно разъяснять их значение;

«не загромождение» научными фактами, материалом исследования; необходимость давать «отдых» читателю использованием различных параллелей и «вставок» не собственно научного содержания;

использование разнообразных приемов (в том числе речевых) активизации внимания читателя;

стремление к оригинальности, нешаблонности выражения и некоторые другие.

Со стороны собственно-речевой все это выражается:

1) в большой широте и большей, чем в сугубо научном тексте, степени конкретизации; в большинстве случаев полной конкретизации;

2) в простоте синтаксических конструкций, стремлении избегать усложненных предложений;

3) в довольно частом обращении к «риторическим вопросам», активизирующим внимание читателя и показывающим ход, логику течения мысли;

4) в более широком, чем в собственно научном стиле, использовании средств словесной образности, особенно сравнений;

5) в «сокращении» употребления научных терминов, особенно узких, и несколько меньшем использовании абстрактной лексики;

6) в довольно свободном обращении к средствам разговорной речи (лексико-фразеологическим и синтаксическим) и другие

Всем этим и создается простой и ясный, а также и яркий стиль доходчивого, популярного изложения научных знаний.

В рамках научно-популярного подстиля выделяют жанр научно-популярной статьи. Статья в научно-популярном журнале является наименее специализированной, так как она в доступной форме позволяет широкому кругу читателей ознакомиться с новыми достижениями в любой сфере деятельности.

В научно-популярной литературе значительно меньше специальных терминов и других собственно научных средств. Здесь автор-специалист обращается к читателю, не знакомому в достаточной мере с данной наукой, поэтому информация преподносится в доступной, и нередко — в занимательной форме.

Сравнительная простота внутреннего построения научно-популярных статей дает читателям возможность глубже понять их содержание.

Делись добром 😉

image В научном стиле можно выделить три подстиля: 1)собственно-научный ; 2) научно-популярный; 3) научно учебный. Каждый подстиль имеет свои особенности. Обратимся к особенностям текста научно-популярного стиля и посмотрим, какие же языковые средства характерны для него. конспект урока Особенности научно — попул стиля.docx

Тема: Особенности научно – популярного стиля.  Стилистический анализ текста.

Цели: закрепление знаний о характерных особенностях научного стиля;

 овладение приемами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации; формирование интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления учащихся.

Ход урока.

1 Организ. этап.

2. Слово учителя.

Добрый день, ребята. Сегодня мы  будем работать   над  темой “Особенности научно-популярного стиля речи.  Стилистический анализ текста.” (анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ). Цель нашего урока – закрепить знания о научном стиле речи, научиться понимать специфику научно-популярного подстиля и анализировать текст, используя языковые средства, свойственные ему, т.е. наша работа имеет практическую направленность.

Вспомним, что мы с вами знаем о стилях языка. Какие две основные формы языка существуют? (Язык разговорный и язык книжный.);

 Книжный, или литературный, язык функционирует в определенных сферах деятельности, в зависимости от этого различают различные стили языка. Какие, нам поможет вспомнить стихотворение поэта В.А.Синицына.

Творческое задание в устной форме.

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой –

Стиль это просто … (разговорный),

А не какой-нибудь иной.

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них … (художественный) стиль,

Стиль очень интересный.

Еще есть стиль… (публицистический) –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок –

Запомни также стиль и этот.

А биографию открой –

увидишь… (официально-деловой).

А правила когда мы учим,

Употребляем стиль … (научный).

Более подробно мы остановимся на научном стиле.

— Что такое научный стиль?

(научный стиль –это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения).

— Какие функции выполняет научный стиль речи?

(сообщение научных сведений, научное объяснение фактов)

— Назовите основные черты научного стиля речи:

1. Строгая логичность, объективность текста, смысловая точность;

2. Стандартность, краткость, ясность, строгость

3. Научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация.

4. Терминологическая и профессиональная лексика.

5. Отвлеченность и обобщенность.

3. Работа по новой теме.

1) Сообщение темы (беседа с учащимися)

В научном стиле можно выделить три подстиля: 1)собственно-научный ; 2) научно-популярный; 3) научно учебный. Каждый подстиль имеет свои особенности. Обратимся к особенностям текста научно-популярного стиля и посмотрим, какие же языковые средства характерны для него.

Языковые средства, делающие научный  текст популярным:

▪ примеры для иллюстрации отдельных научных положений;

▪ сравнение;

▪ вводные слова;

▪ употребление  частиц;

▪ риторические восклицания.

Они упрощают язык науки, делают его доступным, понятным для широкого круга читателей; привлекают внимание к поднятой в тексте научной проблеме.  

(Языковые средства, характерные научному

стилю:

▪ научная лексика (терминология);

▪ повторение ключевых слов;

▪ абстрактные понятия (отглагольные существительные);

▪ конкретная лексика — для обозначения общих понятий;

▪ словосочетание «существительное +

 существительное в родительном падеже»;

▪ сложные предложения;

▪ прямой порядок слов.

Роль этих языковых средств: строгая последовательность в изложении, смысловая точность, достоверность)

2) Работа с учебником (чтение теоретического мат-ла)

3) Прочитайте текст, попытайтесь понять его общий смысл.

(1) Тайну кровообращения раскрыли лишь в XVI веке после многочисленных опытов на животных и изучения анатомии на трупах людей. (2) Оказалось, что кровь не расходуется в органах, а лишь переходит в них из артерий в вены по мельчайшим сосудам  капиллярам – и возвращается к сердцу. (3) Так был установлен замкнутый характер её движения по организму. (4) Если говорить о человеке, то в среднем за его жизнь лёгкие совершают 720 миллионов вдохов и выдохов, а сердце – три миллиарда ударов. (5) Вот уж мотор так мотор! (6) Трудно даже сравнить эту биологическую машину с чем-то, созданным людьми.

  (7) Вот почему, оказалось, непросто создать искусственное сердце. (8) К сожалению, эта задача очень важна, так как сердце человека часто выходит из строя, не исчерпав отпущенного ему природой ресурса.

(9) Сейчас мы не касаемся проблемы пересадки сердца от донора. (10) Разговор идёт лишь об искусственных аппаратах. (11) Здесь есть определенные успехи, немало больных живут с искусственными клапанами сердца. (12) Но эти операции ещё очень дороги, к тому же существует проблема отторжения чужеродных нашему организму веществ. (13) Поиски в этой области идут очень интенсивно, работы здесь хватит и бионикам. 

                      Детская энциклопедия «Я познаю мир»

К какому стилю относится данный текст?

Текст относится к научному стилю, это один из его подстилей – научно-популярный.

Здесь есть типичные признаки научного стиля: логичность изложения, точность, обобщенность, объективность. Научные суждения написаны доступным, ясным, понятным языком, раскрыты подробно, иллюстрированы примерами.

К какому типу речи принадлежит текст?

Анализируемый текст принадлежит к рассуждению. Что же об этом говорит? В нём содержится размышление над теми вопросами, которые затронуты в тексте, имеются предложения, являющиеся своеобразным выводом, вытекающим из фактов (предложение 3 и 7).

— Какова ведущая тема данного текста?

Ведущая тема данного текста – рассказ о работе сердца.

Сколько в тексте микротем? Выделите их.

В тексте три микротемы:

— открытие тайны кровообращения;

— сложность создания искусственного сердца;

— «плюсы» и «минусы» в применении искусственных клапанов сердца (запись в тетрадь)

— Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?

В этом тексте поднимается научная проблема исследования работы сердца и применения искусственного аппарата, проблема сложности и важности создания искусственного сердца.

Какая основная проблема существует у создателей искусственного сердца?

Проблема отторжения чужеродных органов.

Почему проблема создания искусственного сердца – трудная задача?

По мнению автора, сердце столь совершенная «биологическая машина», что ничто, созданное людьми, с ним сравниться не может.

Как автор текста оценивает перспективы решения этой проблемы?

Автор положительно оценивает перспективы разрешения этой проблемы, утверждая, что «поиски в этой области идут очень интенсивно».

Какие препятствия встречают создатели искусственного сердца?

Одно из основных препятствий – дороговизна подобных операций.

Какой связью соединены предложения в тексте?

Предложения в тексте из энциклопедии преимущественно соединены последовательной связью. Так предложения 1 и 2 связаны с помощью однокоренных слов «кровообращение» – «кровь»; предложения 2 и 3 – заменой существительного «кровь» местоимением «её» и использованием в предложении 3 наречия «так», заменяющего высказывание в предыдущем, слово «мотор» в предложении 5 является контекстным синонимом слова «сердце» в предложении 4.

Какие средства языка, характерные научно-популярному подстилю, здесь используются? Какова их роль?

В тексте имеются средства языка, характерные научному стилю, научно-популярному подстилю:

— использование терминов («кровообращение», «артерий», «вена», «искусственное сердце», «бионика»);

— словосочетания «сущ. + сущ. в род. п.» («изучение анатомии», «проблемы пересадки сердца», «проблема отторжения веществ»;

— абстрактные отглагольные существительные («движения», «пересадки», «поиски»);

— подчёркивает строгую последовательность, смысловую точность, достоверность;

— применение восклицательного предложения, перифразы («мотор», «биологическая машина»); вводного слова («к сожалению»); модальных частиц («лишь», «даже») упрощает язык науки, привлекает внимание к поднятой научной проблеме и делает текст доступным для широкого круга читателей.

Выразите свое отношение к проблеме, поднятой в тексте.

Данный текст  привлекает интересными фактами из области медицины. Он рождает гордость за человека, далеко шагнувшего в исследовании работы сердца, вселяет веру в то, что в далёком будущем продолжительность жизни человека увеличится.

Заключительное слово учителя.

Итак, мы доказали, что цели, функции,  языковые особенности текста указывают на принадлежность текста к научному стилю, научно-популярному подстилю.

Рефлексия

— Я понял …

— Я получил наиболее полные …

— Я научился …

 Итог урока.

Оценивание работы.

Домашнее задание.

Подготовить теоретический материал, написать сочинение — рассуждение по прочитанному тесту.

Тема: Особенности научно – популярного стиля

Более подробно мы остановимся на научном стиле

Прочитайте текст, попытайтесь понять его общий смысл

Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?

Заключительное слово учителя. —

Скачать файл

Сфера применения научного стиля

Научный стиль речи используется для написания рефератов, докладов, лекций, научных трудов и статей. Этот стиль речи можно встретить в научных журналах, учебниках, справочниках, словарях, энциклопедиях.

Цель научного стиля речи – точно передать научную информацию, сообщить сведения, имеющие познавательный характер, назвать научные факты, объяснить, доказать научную точку зрения.

Характерные признаки официально-делового стиля

1. Для научного стиля характерно наличие:- терминов: диаметр, азимут, слоистые облака, фонетика, суффикс; часто можно встретить слова с иноязычными элементами: биосинтез, геология, гидропоника, аэрономия, интерлингвистический;- слов с обобщённым и отвлечённым значением, часто с суффиксами -ость, -ени-: скорость, проходимость, растение, движение, ускорение;- возвратных глаголов, обычно со значением отношения, а не действия: применяется, используется, является, относится, имеется, разхличаются;- союзов со значением причины: потому что, поскольку, так как, вследствие того что, ввиду того что, благодаря тому что, в связи с тем что, в результате того что;- вводных слов: по мнению автора, как известно, следовательно, во-первых, кроме того, итак.

2. В текстах научного стиля общеупотребительные слова используются только в прямом значении. Каждое слово обозначает не конкретное явление или предмет, а общее. К примеру, в предложении Рысь – это млекопитающее рода кошек, указывается характеристика этого класса животных, а не какой-то определённой особи.

3. Для текстов научного стиля речи характерно употребление сложных предложений, предложений с однородными членами.

4. В текстах научного стиля отсутствуют выразительные средства языка. Для объяснения того или иного явления, сопоставления результатов наблюдений, исследований часто используются сравнения.

5. Тексты научного стиля речи часто содержат символы, формулы, графики, таблицы и схемы.

6. Особенностью текстов научного стиля речи является точность формулировок и последовательность (последовательность в развитии мысли показывают вводные слова).

Пример научного стиля

Дождь – атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 0,5 до 6–7 мм. Обложной дождь – дождь, состоящий из капель средней величины, длительно выпадающий из облаков слоисто-дождевых или высокослоистых, умеренный и достаточно равномерный по интенсивности. Выпадение обложных дождей непрерывно или с короткими перерывами продолжается несколько часов, иногда значительную часть суток или даже более суток.

Помогай другим Отвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделю См. подробности

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий