Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс — Виноградова . cкачать в PDF

Вопрос (подробно): 

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, ставятся ли оценки по ОДНКНР в 5-х классах? Если система безотметочная, то каким нормативным актом это регламентируется? Спасибо.

Ответ: 

Безотметочность курса определяется «Методическими материалами для учителей и организаторов ведения комплексного учебного курса ОРКСЭ в субъектах РФ» от 08.07.2011.

Порядок оценивания знаний учащихся, в том числе безотметочная система утверждается на локальном уровне, так как это относится к компетенции школы. Школа должна принять соответствующее положение.  

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Из Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей „Основы религиозных культур и светской этики“ и „Основы духовно-нравственной культуры народов России“»

Требования также устанавлены ФГОС и Примерной основной образовательной программой основного общего образования.

20.02.2017

ЭОР по ОРКСЭ и ОДНКНР

Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов – http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons

Презентации к урокам по ОРКСЭ – http://www.proshkolu.ru/club/opk/list/1-11112-70096/

Материалы из опыта работы педагогов России

Разработки уроков – Современный Учительский Портал

Методические разработки к крокам ОРКиСЭ по модулю ОПК

Методические разработки, презентации и конспекты уроков по модулю «Светская этика» в начальной школе. (Социальная сеть работников образования nsportal.ru).

Детские притчи — http://parables.ru/main-17.html.

Притчи — http://pritchi.ru/.

 imagekniga_dlja_roditelej_po_orkseh_1.doc

Книга для учителя

Тесты онлайн:

http://radugadetstva.net/tstr/?cat=74

https://onlinetestpad.com/ru/tests/orkse

http://testedu.ru/test/orkse/4-klass/

Итоговый тест «Основы мировых религиозных культур»

Тесты для скачивания

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2012/12/01/4-klass-orkse-modul-osnovy-mirovykh-religioznykh-kultur

Итоговое тестирование по ОДНКНР 5 класс

Тесты по ОДНКНР 5 класс

 Электронные полные версии учебников, программы, методические разработки, внеурочная деятельность (предметная область ОДНКНР)

 Темы_рекомендуемые_для_углубленного_изучения_в_рамках_реализации_предметной_области_ОДНКНР.pdf

Поурочные разработки «Основы светской этики»

Поурочные разработки «Основы мировых религиозных культур»

Поурочные разработки «Основы православной культуры»

Поурочные разработки «Основы исламской культуры»

Поурочные разработки «Основы буддийской культуры»

Поурочные разработки «Основы иудейской культуры»

Методическая помощь: конспекты уроков, методические разработки, особенности работы с родителями, инновационные формы организации обучения, интегрированные бинарные уроки

«Основы мировых религиозных культур» Давыдова К.Д., Запорожченко А.В., презентации к учебнику, тема 1-17

«Основы мировых религиозных культур» Давыдова К.Д., Запорожченко А.В., презентации к учебнику, тема 18-34

Учебник под редакцией Т. Д. Шапошниковой «Основы светской этики»

Программа Н.Э. Юферевой по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса к учебнику Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова

Презентация «Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса по курсу ОДНКНР»

Программа учебного курса “Санкт-Петербург – хранитель духовных традиций России”

Лучшие практики учителей районов Санкт-Петербурга

Сообщество педагогов ОРКСЭ и ОДНКНР ВК: https://vk.com/club171036883

Данные об успешной практике реализации предметной области ОДНКНР

1. Субъект РФ

Ставропольский край

2. Автор (ы) (ФИО полностью)

Таранушенко Татьяна Васильевна

3. Образовательная организация (полное название)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Светлограда»

4. Полное название представляемого материала

Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-9 класса

5. Временные показатели реализации практики

2 года

6. Вариант реализации практики

— при изучении учебных предметов других предметных областей

7. Содержательные компоненты практики

Концептуальные основы. Сложность общекультурной характеристики России в том, что она представляет собой «мир миров», охватывающий своими политическими и историческими границами сотни этносов, которые не просто соседствуют друг с другом, а веками мирно сотрудничают, обогащая свою культуру. И это мирное сосуществование является условием сохранения каждого этноса и залогом целостности России. Важно сохранить и развивать сформированную веками общероссийскую культуру, духовно-нравственные основы межличностного, межкультурного сотрудничества, совместного проживания и развития российских народов, уберечь нашу страну от распада, а молодежь от чуждых нам «ценностей». Для этого подрастающему поколению необходимо понимать историческое прошлое России, особенности бытия её коренных народов, общие закономерности взаимоотношений между ними, существующие и зарождающиеся потребности, связи, социокультурные, психологические и этнокультурные традиции.

Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» через различные компоненты образовательной системы является важнейшим условием разрешения вышеперечисленных проблем и призвана способствовать повышению уровня нравственности, гражданской активности, культуры межэтнического общения и солидарности в российском обществе.

Программа характеризует специфику содержания предметной области «ОДНКНР» и особенности ее реализации, учитывает особенности школы, образовательные потребности и запросы учащихся и их родителей (законных представителей).

Данная программа является организационно-управленческой основой реализации предметной области «ОДНКНР», регламентирует организацию обучения учащихся в рамках соответствующей предметной области.

Предметное содержание. Программа определяет:

— содержание предметной области «ОДНКНР»;

— требования к результатам освоения содержания предметной области «ОДНКНР»;

— порядок достижения планируемых результатов к указанным срокам;

— контроль процесса освоения содержания и достижения планируемых результатов обучения, предупреждение и устранение возможных несоответствий, своевременное внесение корректив.

Содержание программы:

— Модуль №1. «Я — человек» (45 ч.). Темы: «Происхождение и сущность человека», «Человек как творец и продукт культуры», «Человек и природа», «Человек как нравственное существо», «Человек – созидатель», «Человеческие потребности и их удовлетворение»;

— Модуль №2. «Я, моя семья, мои друзья» (34 ч.). Темы: «Что такое семья?», «Члены семьи и их роль. Воспитание в семье», «Семейные взаимоотношения», «Семья в современном мире», «Я и мои друзья»;

— Модуль №3. «Я и культура моего народа» (54 ч.). Темы: «Россия – многонациональная страна», «Роль религии в жизни человека и общества», «Традиционные религиозные культуры в России», «Историческая судьба моего народа», «Традиции моего народа», «Язык традиционной культуры», «Герои, памятники и святыни моего народа», «Необходимость борьбы с национализмом, экстремизмом и ксенофобией»;

— Модуль №4. «Я — гражданин России» (32 ч.). темы: «Россия – наша большая Родина», «Роль русского народа и русского языка в истории России», «Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях», «Объединяющие основы и ценности национальных культур».

Формы и способы организации учебного процесса. Предметная область «ОДНКНР» реализуется в двух формах: 1) включение тем и вопросов, направленных на решение задач предметной области «ОДНКНП» в рабочие программы учебных предметов и курсов, относящихся к другим предметным областям (русский язык, литература, история, обществознание, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, технология); 2) работа по освоению предметной области «ОДНКНР» в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся, которая включает в себя игровую и научно-познавательную деятельность, учебные проекты, проблемно-ценностное общение, участие в самоуправлении, досугово-развлекательные мероприятия, художественное творчество, военно-патриотический, общественно-полезный, социальный, трудовой и спортивно-соревновательный виды деятельности, туризм и краеведение. Темы предметной области ОДНКНР включаются в рабочие программы вышеперечисленных учебных предметов с пометкой «ОДНКНР» и выделяются курсивом. В классном журнале данные пометки не выполняются, но тема по ОДНКНР записывается наряду с основной темой учебного предмета и таким образом фиксируется прохождение материала по предметной области ОДНКНР. Кроме того, классные руководители при составлении Программ воспитания и социализации учащихся включают темы ОДНКНР в классные часы, беседы и др. мероприятия с обязательной пометкой ОДНКНР и выделяют данные темы курсивом.

Система контроля и оценки планируемых результатов. Реализация предметной области «ОДНКНР» проходит по безотметочной системе, так как специфика данной предметной области и формы ее реализации позволяет применять опосредованные оценочные процедуры измерения результатов и эффекта учебно-воспитательного процесса. В ходе изучения предметной области «ОДНКНР» предусмотрено проведение анкетирования, диагностик на выявление уровня формирования нравственной и культурологической компетенций. В рамках изучения данной предметной области учащиеся проходят промежуточную аттестацию в форме итогового индивидуального проекта, доклада, реферата, эссе, презентации (по выбору учащегося в рамках одного учебного предмета, в изучение которого включаются темы предметной области «ОДНКНР») по итогам учебного года, что является итоговом результатом изучения предметной области «ОДНКНР» по итогам каждого года изучения (5-8 классы) и по итогам всего курса изучения данной предметной области (9 класс). Текущими результатами следуют считать и посещение учащимися учебных занятий, предусмотренных обязательной частью учебного плана, в которые включены часы на изучение предметной области «ОДНКНР», а также мероприятий в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся. По результатам изучения данной предметной области учащийся аттестуется или не аттестуется.

Способы реализации межпредметных связей. Организационная форма реализации программы предполагает интеграцию тем по изучению «ОДНКНР» в учебные предметы и реализацию межпредметных связей: русский язык, литература, история, обществознание, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, технология. При этом предусматривается и изучение предметной области «ОДНКНР» в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся через классные часы, беседы.

Система внеурочной деятельности. Формы внеурочных занятий по предметной области «ОДНКНР»:

— экскурсионные посещения культовых объектов, музеев, выставок, объектов культурного наследия, архитектурных ансамблей, природных заповедников, садов и парков; производственных учреждений, заводов, памятных мест, культурных и природных ландшафтов, связанны с историей формирования народов и иных этнических общностей, с событиями, жизнью выдающих личностей Ставропольского края;

— индивидуальные итоговые проекты по определенным темам, связанным со сферой духовной жизни, и их защита, доклады, выступления, выставки творческих работ, презентации;

— встречи со знаменитыми людьми, ветеранами, спортсменами, деятелями культуры и искусства региона, города, села по определенной тематике;

— виртуальные и реальные путешествия по родному краю, по музыкальным, литературным и историческим страницам истории Ставропольского края, по героическим местам, связанным с памятью о предках, с творчеством поэтов и писателей, художников Ставрополья и др.;

— лекции и диспуты по историко-культурной, мировоззренческой тематике;

— фестивали, на которых учащиеся творчески выражают свои знания и умения, исполняя народные танцы и песни, читая стихи региональных поэтов, устраивая выставки своих работ, фотографий, произведений своего изобразительно-прикладного творчества.

Система работа с родителями (семьями) обучающихся. Особая роль в реализации программы отводится родителям, так как только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка. Многие темы, изучаемые в курсе ОРКСЭ, ОДНКНР, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как: интервью с родителями, сочинение-рассуждение, выполнение творческой работы, анкетирование родителей, проведение тематических классных часов с приглашением родителей, конкурсы рисунков. Учащиеся совместно с родителями пишут сочинения, рассказывают о позитивном опыте своей семьи, изучают ее историю, сопоставляют эту историю с историей своего народа и страны в целом, изучают гинеалогию и т.д. При этом обязательно учитывается, что не каждый учащийся живет в семье и тем более в полноценной и благополучной семье, опытом и историей которой можно гордиться, поэтому любой публичный разговор и обмен информацией на эти темы возможен исключительно на добровольной основе.

8. Методическое обеспечение процесса реализации практики

— Методические рекомендации для учителей, реализующих предметную область ОДНКНР, по разработке модели интеграции урочной и внеурочной деятельности;

— Положение по разработке рабочих программ по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности;

— Технологическая карта урока с элементами ОДНКНР.

Содержание программы является модульно-вариативным, поэтому УМК для его реализации определяется примерно с опорой на рекомендованные по соответствующим учебным предметам УМК (т.е. те, в которые интегрированы темы ОДНКНР) в Федеральном перечне учебников.

9. Сведения о внедрении и тиражировании практики

Проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий

10. Контроль за качеством реализации практики

Формы контроля:

— тематический «Соответствие рабочих программ учебных предметов: русский язык, литература, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка, технология требованиям ФГОС ООО в части реализации обязательной предметной области ОДНКНР»;

— персональный «Соответствие образовательной деятельности и подготовки учащихся учителем русского языка и литературы (истории и обществознания, изобразительного искусства, музыки, технологии), осуществляющим образовательную деятельность по вопросу реализации обязательной предметной области ОДНКНР, требованиям ФГОС»

2. Периодичность осуществления контроля – 1 раз в полугодие.

Мониторинг удовлетворенности результатами образования (анкетирование родителей/ законных представителей обучающихся).

Урок истории в 6 классе с модулем ОДНКНР

Выступление на РМО зам.директоров по ОДНКНР

Презентация о реализации предметной области ОДНКНР ТАРАНУШЕНКО

Презентация 6 класс учитель ЛИПЕНЦЕВА

Программа

Приложение 2 Методическое сопровождение

Приложение 1 Примерное поурочное планирование

Приложение 3 Распределение часов

В соответствии с пунктами 18 и 19 Плана мероприятий по обеспечению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) (от 30 декабря 2014 г.) Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе рекомендации по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

В настоящее время содержание образования в 1–4-х классах общеобразовательных организаций регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (далее – ФГОС НОО).

С целью обеспечения обязательности изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060 были внесены изменения в ФГОС НОО в части замены предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на предметную область «Основы религиозных культур и светской этики».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р начиная с 1 сентября 2012 года установлено обязательное изучение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Образовательные организации согласно статьям 12, 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) разрабатывают основные образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учётом примерных основных образовательных программ.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на сайте fgosreestr.ru и содержит раздел «Примерный учебный план». В указанном разделе представлены 3 примерных учебных плана, в каждом из которых в рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» представлен для обязательного изучения учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс, 1 час в неделю, 34 учебных часа в год) (далее – учебный предмет ОРКСЭ).

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:

1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;

2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;

3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.

Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную и (или) внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится к компетенции конкретной образовательной организации.

Следует иметь ввиду, что приказы Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» и от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312» в части реализации предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» утратили свою силу в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Директор Департамента А. В. Зырянова

Нормативно-правовая база преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР)

Уважаемые коллеги!

Ознакомьтесь, пожалуйста, с документами регионального и федерального уровня, обеспечивающими введение предметной области ОДНКНР в образовательных организациях Тамбовской области.

Письмо Министерства образования и науки РФ №08-761 от 25.05.2015 «Об изучении предметных областей: «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» pismo_minobr_25.05.2015.pdf Adobe Acrobat Document1.8 MB Download
Письмо Министерства образования и науки РФ №08-1803 от 01.09.2016 о рекомендациях по реализации предметной области pismo_minobr_odnknr_01.09.2016.pdf Adobe Acrobat Document503.2 KB Download
Региональная концепция расширения преподавания предметной области ОДНКНР peg_konsept.pdf Adobe Acrobat Document828.1 KB Download
Письмо Управления образования и науки Тамбовской области от 25.03.2015 «Об изучении ОДНК в основной школе» Письмо УО от 25.03.2015 по ОПК.pdf Adobe Acrobat Document280.8 KB Download
Методические рекомендации реализации содержания ОДНКНР в урочной и внеурочной деятельности в Тамб. области metod-2016-2017.pdf Adobe Acrobat Document414.1 KB Download Рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

«Православная культура» А.В. Серегиной, 5 класс — презентация сборника материалов для организации занятий по предметной области «Духовно-нравственная культура народов России»

Рабочая программа по ОПК для 5 класса Рабоч. пр-ма ОПК 5 класс.pdf Adobe Acrobat Document432.5 KB Download

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий