Основные типы мировоззрений

Опубликовано: 09.12.2019

Любой человек обладает своеобразным мышлением и имеет право на личное мнение. У него есть личные взгляды на жизнь, на жизненные ситуации и свое понимание добра и зла. Через призму своих убеждений индивид смотрит на мир и строит понимание окружающего, а также ищет своё место в нём. Этому есть более точное название и объяснение:

Мировоззрение — это система оценки взглядов человека на разные вещи и жизненные ситуации, на основе которых выстраиваются их принципы, отношение к миру и к самим себе.

Человеческое мировоззрение строится на условиях бытия и моральных устоях окружающего общества. Это знание складывается у каждой личности и социальных групп, у которых совпадают взгляды на жизнь.

image

Функции мировоззрения

В жизни мировоззрение напоминает маяк. С его помощью человек ориентируется в мире и обществе, решает как реагировать на внешних раздражителей, понимает что для него важно, а что второстепенно и, наконец, чего желать. Чеканенные принципы дают личности покой и уверенность в его выборе и поступках. Смена массово-общественных событий и внутренних ценностей ведёт к мировоззренческому кризису. Такая ситуация произошла при распаде СССР. Единственный способ справится с последствиями крушения идеалов — это попытается сформировать у себя новые, приемлемые законам морали. В этом вопросе может помочь специалист.

Мировоззрение есть сердцевиной культуры (научной, литературной, живописной и т.п.). Искусство действует на все стороны психики человека: на ум, на чувства, на волю. Но в остальном понимании культуры помогают слова.

Исторические типы мировоззрения

На протяжении своего проживания на планете люди продолжают открывать что-то новое в разных отраслях, даже когда официально перестают учения. Такие знания бывают обыденными, религиозными и научными. Но это не все виды, которые представляют мировоззрение людей.

В основные типы мировоззрения входят мифологическое, религиозное и философское.

Мифологический тип помог объяснить явления в природе, которые люди не могли пояснить. Так появились мифы, в которых фантастические события превышали разумные (причины смертельных болезней, дождь, снег, наводнения и т.п.) С легендами люди сформировали общие понятия плохого и хорошего, тьмы и света. Поэтому мифологическое объяснение занимает важную роль в мировоззрении общества.

Религиозный тип мировоззрения содержит в себе конкретные правила нравственного существования на земле, призывает к здоровому образу жизни и веру в устав без пояснений. Он объединяет общество, но также разъединяет представителей других религиозных групп.

Философский вид представляет большую свободу разума, а не эмоциональную, как в мифологическом типе. Тут дается право восприятия мира человеческому уму, без религиозных ограничений. И личность ощущает свободомыслие.

Недавно ученые выделили несколько другие виды мировоззрения: научный, обыденный и гуманистический.

Научные знания преподносятся на основе выводов и точных доказательств. Например, Земля круглая и т.п.

Обыденное знание состоит из опыта и выводов одной особи из её проживания. Например, порезавшись ножом, человек понимает, как аккуратнее им пользоваться.

Гуманистическое понятие призывает принимать человека с его идеалами и жизненными позициями. Не подвергать личность унижению в обществе из-за отличительных мнений. Но такой тактики не везде придерживаются.

Уровни мировоззрения

Понятие мировоззрения содержит три уровня:

  1. Первый — обыденный вид мышления, подчеркивающий жизненный опыт, здравый смысл, инстинкт и предчувствия. В него входит наибольшая часть общества.
  2. Второй уровень — более конкретный. Он включает знания человека состоящих из опыта в различных профессиях, науке, политике и искусства.
  3. Третий — наивысший. Он более философский. Он изучает развитие разума личности на духовном уровне, анализ ее поступков и поиск источника её же проблем. До такого уровня дотягиваются в основном выдающиеся люди и представители философской науки.

Мировоззрение выстраивается через мировосприятие. У людей разный процент позитивного и негативного осмысления, которые складывают более точные жизненные позиции в человеческом уме.

Позитивное мышление тянет личность к усложнению исторически-устоявшихся систем. В основе него лежит понятие прошлого, как единственная субъективная форма реальности.Такое осмысление лежит в основе жизни человечества на земле.

Негативное мышление наоборот притягивает упростить устоявшуюся систему. Суть этого вида в том, что прошлое — это уже пройденное время, настоящее — это подготовка к будущему, а будущее — есть их субъективной реальностью. Большая часть личностей с негативным мышлением составляет анти-систему.

Структура мировоззрения

Смысл мировоззрения состоит из знаний, правил, установок, принципов и идеалов. Разум человека принимает своё место в обществе, самого себя и учится жить с внешними раздражителями. Личность знакомится с миром и ориентируется в нём с помощью информации и устоявшимся правилам. С принципами она формирует своё место в обществе, создаёт свои ценности и определяет своё эмоциональное отношение к внешним раздражителям. А с устоявшимися идеалами человек развивается, формирует свой характер и двигается вверх по морально-интеллектуальной лестнице.

Конечно вышесказанное не полностью описывает структуру мировоззрения. Подобные понятия более объективные (знания и информация) и субъективные (принципы и идеалы).

Важное место структуры мировоззрения занимают убеждения. Они влияют на поведение индивида в обществе, в выборе его приоритетов самореализации в них. Первенства между формами структуры могут меняться и в одном сознании, и в массовом.

Мировоззрение в философии

Понятие «мировоззрение» окончательно заняло ячейку в научной деятельности немецкой классической философии в конце XVIII века. Но в дальнейшем приняло много изменений в своей структуре. Человечество продолжает развиваться, соответственно философия совершенствуется.

Философия (в переводе с др. греч. – любомудрие; любовь к мудрости) – это основная форма человеческого сознания, наука о мыслях человека, наука о появлении мира, природы и общества, учение об общих ценностях и принципах во благо общества. Эта наука взяла начало в VII-VI веках до н.э. в Китае, Индии и Древней Греции. С того момента философия стала основной и неизменной формой сознания, которой человечество интересовалось все последующие века.

Проживание людей на земле носит исторический характер. С каждым годом, десятилетием и веком меняются человеческие ценности, основы бытия и отношение к моральным устоям. В миропонимании каждой эпохи выделяется общий интеллектуальный и психологический настрой каждой страны, а также разных социальных сил, который называется менталитет. Такое течение позволяет условно охарактеризовать и обобщить взгляды любой национальности. Это показывает, что понятия мировоззрение и менталитет тесно переплетаются между собой.

В совокупности с философией мировоззрение принимает более осознанный вид. Одни материальные познания не строят понимания окружающего до конца. Философская наука вносит в знания смысл и помогает человеку развиваться не только умственно, но и «духовно». Таким образом он начинает мыслить гораздо шире. Но вещи, которые человечество не смогло объяснить, продолжают нести фантастический смысл.

Можно вывести три компонента, которые крепко связывают мировоззрение и философию: мировоззрения-знания, ценности и программы действия. При этом знания и ценности могут быть противоположными. Познанием движет стремление личности к объективной реальной истине, а ценности строят отношение к обществу, ставят цели, вызывают интерес к смыслу бытия.

Ценностный склад ответственный за нравственные и эстетические качества личности. Через соотношение познаний и идеалов происходит оценка происходящего. Впоследствии этой оценки познания — ценности уравновешиваются и приводятся в согласие. Так сочетается не сочетаемое — интеллект с эмоциями.

Мировоззрение в психологии

На формирование взглядов человека основное влияние дают разные факторы: семья, дет. сад, школа, средства массовой информации, книги, фильмы и т.п. В учебных заведениях для подростков и юношей выстраивают мировоззрение более диалектико-материалистически. Сутью такой подачи являются четыре правила:

– мир материален;

– всё существующее вокруг независимо от нашего сознания;

– в мире всё взаимосвязано и развивается по конкретным законам;

– человек может и обязан получать достоверные знания о вселенной.

В разном возрасте человек по разному воспринимает мир и информацию о нём, поэтому в учебных заведениях формируется мировоззрение по определенным стадиям.

В дошкольном возрасте лежит начало формирования мировоззрения. Ребёнок учится существовать в мире. Изначально малыш видит мир целостно, затем начинает выделять основы и различать их. Общение с родителями, сверстниками вырабатывает связь с окружающим. В детских садах учат ставить причинно-следственные связи (почему зимой нужно тепло одеваться) и находить решения проблемам (как найти Золушку по потерянной туфельке). Главную роль в создании мировоззрения на этом этапе роста играет художественная литература. В общении с людьми ребенок учится составлять отношения, строить поведение для выполнения общих правил.

В младшем школьном возрасте дети строят мировоззрение как на уроках, так и вне их. Школьники ведут активный вид деятельности и самостоятельно черпают информацию в книгах, журналах и в интернете. С помощью взрослого, ребенок может переварить полученную информацию и сформировать отношение к ней. В начальных классах, детей знакомят с явлениями природы и понятием социальной жизни на уровне представлений. Такой способ складывает основной фундамент в личное мнение.

Подростковый возраст — время комплектования собственного мировоззрения. Подросток строит контакт с миром уже на своём опыте и пережитых им ситуациях. В общеобразовательных школах начинают задавать вопрос «Кем ты хочешь стать». Ученик более осознанно ищет своё место в обществе. Популярные способы в развертывании мировоззрения является выполнение лабораторных работ, проведение бесед, дискуссий, лекций, разных экскурсий. Как только подросток начинает различать плохое и хорошее внутренними эмоциями, то он начинает взрослеть.

На юношеском этапе возрастных изменений индивида способы развития мировоззрения остаются почти такими же как в подростковом возрасте: школьные уроки, лекции, общение в социальных группах и т.п. Но к ним еще присоединяются занятия в спортивных секциях, лекции более узкого профиля, чтение книг, просмотр кинофильмов, допризывная подготовка и служба в вооруженных силах. Изюминка в юношеском развитии в том, что девушки и парни пытаются принять свою жизнь как целостную, логическую цепочку, имеющую смысл. Но сложность юношеского периода отражается в желании молодёжи приносить пользу обществу и удовлетворять собственные стремления. Впоследствии сложности выбора между реальностью и потребностями могут начаться психологические проблемы.

Мировоззрение у взрослого человек развивается во время работы, самообразования, самовоспитания и жизненных обстоятельств.

В итоге хочется сказать, что мировоззрение человека — это целая вселенная. Благодаря разным принципам, идеалам и субъективным ценностям люди друг в друге открывают для себя что-то новое каждый день. Трансформация его ума и духа превращает личность в индивидуальность.

В  image« вернутьсяТеория философии

Мировоззрение — обобщение идей, взглядов и установок человека относительно окружающего его мира и общества, в котором он находится.

Мировоззрение и философия

Структура

Мировоззрение и его структура

Мировоззрение обладает сложной структурой, в которую входят знания, убеждения, вера, система ценностей и идеалы.

Убеждениями называют установившуюся систему взглядов, которые упрочились в сознании человека. Они занимают промежуточное положение между знаниями и верой и определяют степень зрелости личности.

Вера придает мировоззрению целостность. Знания никогда не смогут охватить мир в целом, они фрагментарны. Различают религиозную и рациональную веру: религиозная вера основана на опыте отдельных людей, признаваемых пророками и посвященными, а рациональная предполагает возможность повторения опыта каждым человеком.

Идеалом называют мечту о совершенстве в определенной сфере человеческой деятельности. Идеал — это В«маякВ», на который ориентируется человек.

Определяющую роль в мировоззрении играет система ценностей. Каждый предмет имеет свою ценность, значимость. Знание этой ценности побуждает человека к действию. Различают ценности нравственные, эстетические, политические, религиозные, моральные и т.д. Они имеют не только качественное своеобразие, но и количественную специфику; что позволяет представить их в виде системы: предметы могут иметь большую или меньшую ценность.

Типы

Мифологическое, религиозное и философское мировоззрение

Типы мировоззрения различают в зависимости от времени их возникновения в истории человечества: мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое мировоззрение возникло в первобытном обществе. Природу мифология рассматривает как силу, порождающую человека. Человек связан с природой кровнородственными связями, он обожествляет природу и поклоняется ей.

Религиозное и философское мировоззрения возникают в обществе вместе с возникновением классов. Религиозное мировоззрение объясняет возникновение природы и человека как результат творения Бога. Философское мировоззрение пытается понять человека и природу как возникших и развивающихся естественным образом, по естественным законам. Философия рассматривает человека как свободное существо, познающее и преобразующее природу и общество, поэтому он может не подчиняться предписаниям, которые считает неразумными или нелепыми. При этом человек должен понимать, что такое неподчинение может повлечь за собой наказание со стороны общества, и быть готовым к этому. Свободу, следовательно, философия связывает с ответственностью. Чем более свободен человек, тем большая ответственность на него возлагается.

Философия устраняет разделение людей на своих и чужих, присущее мифологическому и религиозному мировоззрению. Все люди равны, и никто не имеет преимущества, связанного с местом, временем рождения или вероисповеданием. На всех людей должны распространяться одни и те же законы. Философское мировоззрение выражается в абстрактных понятиях и категориях, тогда как религиозное и мифологическое — в образах.

Типы мировоззрений:

  • обыденное — опирается на личный опыт, связанный с решением различных бытовых проблем;
  • религиозное — основывается на религиозных догмах и ценностях, изложенных в религиозных текстах, и определяет взгляд на мир верующих;
  • научное — провозглашает законы науки наиболее объективным способом объяснения мироустройства;
  • гуманистическое — опирается на признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Картина мира

Картина мира — это В«образ мираВ», отражающий закономерности природы, совокупность создаваемых исследователями представлений об объектах внешнего мира, из которых логическим путем можно получить сведения относительно поведения этих объектов.

Картина мира, которая складывается из существующих научных представлений о строении и развитии природы, называется естественнонаучной картиной мира.

Научные картины мира изменяются в процессе развития науки и имеют относительный характер.

Философская картина мира представляет собой систему наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающую на определенном историческом этапе представление о мире в целом.

Этапы

Развитие философии как высшего типа мировоззрения характеризуется тремя этапами:

  • космоцентризм;
  • теоцентризм;
  • антропоцентризм.

Космоцентризм — это такой этап в развитии философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы, человека и общества через могущество бесконечных внешних сил — Космоса; утверждается, что всё в нашем мире зависит от него.

Теоцентризм — это такой этап в развитии философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство недоступной человеческому разуму сверхъестественной силы (Бога).

Антропоцентризм — это этап в развитии философского мировоззрения, в основе которого находится идея о том, что человек — это высшая ценность, утверждается, что проблема человека — это и есть главная проблема философии.

Первый этап в основном характерен для философии Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции.

Второй этап в основном характерен для средневековой Европы, но представлен и в современной религиозной философии.

Третий этап преимущественно характерен для философии эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, да и для некоторых направлений современной философии.

Компоненты

Компоненты мировоззрения:

  • ценностный — включает в себя ценности, религиозные верования, убеждения;
  • познавательный (знаниевый) — содержит багаж знаний человека о мире и обществе;
  • психологический — включает в себя психологические установки (аттитюды), которые выступают побуждением к осуществлению деятельности;
  • практический — выражается в реализации мировоззренческих установок при осуществлении практической деятельности.

Убеждение — элемент ценностного компонента мировоззрения, который определяет направленность человеческой деятельности и выражается в определенной системе идеалов и воззрений человека.

Признаки

Признаки (особенности) мировоззрения:

  • складывается на протяжении длительного периода в определенном историческом контексте и подвержено динамическим изменениям в настоящем и будущем;
  • имеет целый ряд компонентов, среди которых присутствуют ценности, знания, установки и поведение. Основным элементом мировоззрения является убеждение;
  • психологический и практический компоненты мировоззрения взаимосвязаны между собой таким образом, что установки оказывают влияние на поведение человека и в то же время поведение человека ведет к формированию у него определенных установок.
Смотрите также по теме «Мировоззрение»

Религиозная, философская и научная картины мира —> Мировоззре́ние — необходимая составляющая человеческого сознания, которая формируется в процессе познания мира, совокупность взглядов, убеждений, оценок, идеалов, принципов, определяющих понимание человеком объективной реальности, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Субъектом мировоззрения может быть один человек, определенная социальная группа или общество в целом. Коллективные формы мировоззрения связаны с менталитетом — образом мыслей, который характеризует психологические особенности социальных групп.Мировоззрение имеет исторический характер, связано с совокупностью проблем, которые стоят перед обществом, зависит от непосредственных условий жизни, от уровня знаний и развития науки. Разные типы мировоззрения характерны для социальных групп и слоев на определенных этапах истории. Мировоззрение отдельного человека также меняется в течение его жизни. Оно может формироваться стихийно, под воздействием жизненных обстоятельств, или осознанно, в результате целенаправленной работы сознания.Мировоззрение определяет общую направленность личности: морально-нравственные ориентиры человека, цели его деятельности и способы их достижения, особенности его характера и поведения. Мировоззрение отражает понимание человеком мира и тенденций его развития, придает осмысленность практической и теоретической деятельности людей. Редактировать

Структура мировоззрения

Мировоззрение представляет собой целостную систему.В структуру мировоззрения входят следующие элементы: знания (жизненно-практические, профессиональные, научные), ценности, идеалы, убеждения, идеи и т. п.Основной элемент мировоззрения — убеждения. Убеждение — это устойчивый взгляд на мир, регулирующий сознание и поведение личности. Убеждение возникает на основе устойчивых знаний как глубокая уверенность человека в их истинности, побуждающая его воплощать в жизнь определенные идеалы и принципы посредством действий и поступков. Источниками убеждения являются житейский опыт, теоретические знания, ценностные ориентации личности.Выделяют две категории убеждений:1) убеждения, основанные на вере, которая не подтверждена практикой и не подкреплена логическими доказательствами;2) убеждения, основанные на знании, которое подтверждено аргументами, логически обосновано и проверено практикой. Редактировать

Классификация типов мировоззрения

Существует несколько вариантов классификации типов мировоззрения на основе различных критериев.В зависимости от характера эмоциональной окраски мировоззрение может быть оптимистическим или пессимистическим.В зависимости от наличия или отсутствия в сознании человека веры в сверхъестественные силы выделяют религиозное и атеистическое мировоззрение.Особыми типами мировоззрения можно считать теоцентризм, антропоцентризм, космоцентризм. Их сущность определяется ценностными установками: для теоцентризма характерно почитание Бога как высшего блага и формы существования; антропоцентризм истолковывает мир в терминах человеческого существования; космоцентризм основан на представлении о единстве человека и природы.В современной науке наиболее распространена следующая классификация типов мировоззрения:1) обыденное (житейское) мировоззрение;2) религиозное мировоззрение;3) научное мировоззрение;4) гуманистическое мировоззрение. Редактировать

Основные типы мировоззрения

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется стихийно в ходе практической деятельности человека, направленной на удовлетворение его потребностей. Его основа — повседневная жизнь и личный житейский опыт. Обыденное мировоззрение состоит из несистематизированных, стихийных знаний о мире. Оно традиционно по своему характеру, в повседневной деятельности людей присутствует в форме здравого смысла. Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил, в присутствие божественного начала в реальном мире. Этот тип мировоззрения ориентирован на решение духовных проблем. Религиозные учения поддерживают в людях надежду получить в идеальном мире то, чего они лишены в реальной жизни. Научное мировоззрение опирается на обобщенные достижения современной науки, теоретическое осмысление реальности и включает в себя объективную картину мира, сложившуюся как целостный итог человеческого познания. Гуманистическое мировоззрение основано на признании человека как высшей ценности. Оно включает в себя представления о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном совершенствовании человека. В рамках гуманистического мировоззрения главный критерий общественного прогресса — благо человека, его право на свободу, счастье, духовное развитие и физическое благополучие. Статья находится в рубриках ТолкованиеПеревод

Мировоззрение

Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, пониманиемира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

История термина

Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Кант, однако не отличает его от миросозерцания. Современное значение термин приобретает у Шеллинга[2]. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже С.Л. Франка[3]). Вместе с тем, в советский период понятие мировоззрения стало центральным для понимания философии.

Классификация

Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение[4].

Мифологическое

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.

Религиозное

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философское

Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч.φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[5], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[6], теория[7] или наука[8]. Философия, как дисциплина, изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[5][9].

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время» (термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

См. также

Другие книги по запросу «Мировоззрение» >>

Понятие мировоззрения по прямому своему значению – воззрения человека на мир, его взгляды. Сводилось к знанию человека о мире. Задача формирования мировоззрения сводилась к знанию. Человек не только мыслящее, но и чувствующее существо. Кроме этого, например, мифологическое мировоззрение – результат игры воображения, поэтому не может быть сведено только к знанию. Проблема – что считать мировоззрением. Если это только знание, то остается только философское мировоззрение.Мировоззрение – это система предельно широких представлений и знаний человека о мире, об отношении к миру, другим людям, самому себе, о месте и роли человека в этом мире, основных принципах бытия и сознания, общения, идеалов и т. д.Мировоззренческое знание касается мира в целом и его сторон. Это предельно широкое обобщение. Мировоззренческое знание можно отделить от немировоззренческого – степень общности. Сводить мировоззрение только к знанию нельзя, поэтому следует различать основные блоки мировоззрения:- чувственно-эмоциональный блок,- интеллектуальный блок (знания о человеке),- ценностный блок (шкала ценностей),- поведенческий блок (программа действий).Мировоззрение нужно рассматривать под углом зрения мироощущения, мировосприятия, миропереживания и миропонимания. Эти блоки взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимопроникают друг в друга. Ценности связаны с проблемой интересов. Необходимо рассматривать связь между знаниями и ценностями, так как интересы также должны являться объектом изучения.Любой человек без исключения не обходится без выработки своего собственного мировоззрения. Эти типы мировоззрений разные. Они могут быть мифологические, религиозные (наиболее распространенный тип мировоззрения). В истории человечества выделяются три освовные формы мировоззрения:- мифология- религия- философияМифология как мировоззрениеМифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и мистическое восприятие окружающей действительности.Как, правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:- происхождение Вселенной, Земли и человека;- объяснение природных явлений;- |жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;- вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются:- очеловечивание природы;- наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, зашита от стихии и т.д.);- однообразие и поверхность мифологических сюжетов.Религия как мировоззрениеРелигия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человекаПри религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.Религия исследует вопросы те же, что и миф:- происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;- объяснение природных явлений;- поступки, судьба человека;- нравственно-этические проблемы.Основными мировыми религиями являются:- христианство- ислам- буддизмМифологическое мировоззрение характерно для первобытного сознания, перехода от него к рабовладельческому обществу. Строило свою картину мира. Основная функция – объяснение. Главная особенность – олицетворение, очеловечивание. Понимание мира происходит человеческий опыт, представления. До мифологического мировоззрения был период аниматизма – это оживотворение всего, но не было разделения на естественное и сверхъестественное, не было систематизации. Синкретизм – слитность, недифференцированность различных элементов мифологического мировоззрения. Из него развивается религиозное мировоззрение. Третий момент – игра воображения. Образность мифологии. Отсюда недостаток логических, справедливых черт мировоззрения.Существуют и другие взгляды на религию. Некоторые считают, что религия возникла в связи с возникновением табу или запретов на что-либо. Некоторые считают, что возникали священные элементы. Некоторые рассматривают религию как связь. Религия – вера в сверхъестественное и поклонение ему. Одной веры в сверхъестественное недостаточно. В общем виде для религии характерно удвоение мира на сверхъестественный и естественный и подчинение второго первому. Функция объяснения отходит на второй план, а на первом – культ. Всякая религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые принимают форму внеземных сил (не всяких сил, а тех, которые господствуют над людьми). Главное, что речь идет о силах, которые господствуют в повседневном обиходе. Это, прежде всего, роль случая. В человеческой практике существуют две сферы: независимая свободная деятельность (знаем, что и как делать, известен результат) и зависимая несвободная деятельность (не можем гарантировать результат). Религия – это не только представления, чувствование и переживание, но и культ, это обязательное наличие церковных организаций. Кроме этого наличие общественных отношений, связанных с удовлетворением религиозных потребностей, внецерковных организаций, партий, образовательной структуры, религиозных СМИ. Религия – это элемент надстройки, социальный институт. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:- объединительную (консолидирует общество вокруг идей, либо ради идей)- компенсаторную (компенсация слабости человека, упование на могучую силу)- коммуникативную (общение людей на основе общих религиозных переживаний)- культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру)- нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга)- интегрирующую и дезинтегрирующую.С одной стороны религия объединяет людей на некотором основании и с другой стороны разъединяет людей на тех же основаниях.Философское мировоззрениеФилософское мировоззрение существует параллельно с религиозным мировоззрением, но религиозные мировоззрения сейчас монотеистические.Философия существует как альтернатива религиозному мировоззрению. Нельзя считать, что за мифологическим мировоззрением возникло религиозное, а за ним возникло философское мировоззрение. Предпосылки возникновения философского мировоззрения:- прибавочный продукт,- военнопленные стали рабами для производства прибавочного продукта,- развитие производственных отношений,- ослабевание родовых связей и замена их на экономические, производственные отношения,- специализация, разделение труда, что повлекло возникновение обмена.В процессе обмена возникло имущественное неравенство. Происходило перемешивание людей из разных территорий, племен и т. д., сравнение одних с другими, происходило накопление знаний, рос интеллект. Из этих условий возникает философия как альтернатива религии (любовь к мудрости). Философия и наука выступали как синонимы. В античности начался процесс внутренней дифференциации философии. По Аристотелю:Первая философия – учение о сущем, основных принципах бытия и познания, учение о категориях.Вторая философия – это общая картина природы, математика и астрономия.Третья философия – в последствии – частные науки (физика, ботаника, этика, политика и т. д.).В период средневековья философия превратилась в служанку религии. Возрождается в период Возрождения. Заказ на достоверные знания, который может быть удовлетворен только наукой. Главная идея – человек должен непосредственно общаться с богом. Посредник, церковь, не нужен. Эта борьба способствовала освобождению науки и философии от религии.Начинается отпочкование частных наук от философии. Возникают проблемы взаимоотношения частных наук с философией. Было мнение, что философия перестала существовать. Наоборот, произошло оформление своего собственного предмета исследования. Философия стала и мировоззрением и наукой. Предметом стали наиболее общие закономерности, связи и отношения, основные принципы бытия и познания, то есть то, что характеризует мир в его единстве и целостности. Отсюда возникает проблема взаимоотношения. Две крайности: натурфилософия (знаний не было, а проблемы существовали, поэтому были попытки решить их с помощью логики, умозрительно; “наука наук”, только философии доступна истина), другая крайность – позитивизм (эксперименты, все только положительное, отрицание философии, наука – сама себе философия). Нельзя ставить вопрос, что важнее философия или частные науки.Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения.Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:- основано на знании (а не на вере либо вымысле);- рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);- логично (имеет внутреннее единство и систему);- опирается на четкие понятия и категории.Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:- космоцентризм;- теоцентризм;- антропоцентризм.Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога (был распространен в средневековой Европе).Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий