Определение инклюзивный язык общее значение и понятие. Что это такое инклюзивный язык

Содержание

image

Демократическое общество стремиться исключить дискриминацию детей в любых ее проявлениях. Прав человека не должны быть лишены люди, чьи возможности и потребности отличаются от общепринятых норм. Дети-инвалиды особенно нуждаются в поддержке, заботе и принятии обществом. Данная идеология стала основой для инклюзивного образования.

Что такое инклюзивное образование?

Детям с особыми потребностями необходимо дать возможность развивать свои навыки, получать образование, становиться членами общества. Эти задачи решает инклюзия (inclusif) – включение в социальную деятельность инвалидов. Поскольку социализация детей происходит в учебных учреждениях, необходимо создавать специальные условия для детей-инвалидов, чтобы их социальные навыки развивались одновременно с их здоровыми сверстниками.

Все большей популярности набирает инклюзивное образование – развитие сферы образования, которое открывает всем равный доступ к обучению. Оно подразумевает создание адаптированных программ и учебных методик, учитывая особенные потребности детей с отклонениями развития (умственного, физического или психоэмоционального).

Включают систему инклюзивного образования в учебные заведения разного уровня – среднего, профессионального и высшего. Таким образом, каждый человек становиться частью общества, может сделать свой вклад, получает общение и помощь.

8 принципов инклюзивного образования

Существует восемь принципов инклюзивного обучения, которые противостоят ущемлению прав как здоровых детей, так и детей с инвалидностью:

  1. Достижения и способности человека не влияют на его ценность.
  2. Каждый имеет способность чувствовать и мыслить.
  3. Каждый имеет право общаться и быть услышанным.
  4. Люди нуждаются друг в друге.
  5. Настоящее образование осуществляется на основе живой коммуникации.
  6. Каждый нуждается в дружбе с ровесниками и их поддержке.
  7. Достижение прогресса обучения возможно, развивая то, на что человек способен, нежели то, на что неспособен.
  8. Разностороннее развитие способно усиливать все области жизни.

Преимущества инклюзивного образования

  • Способствует максимальному уровню развития навыков – подготовка окружения детей с особенностями развития к принятию и создание специальных условий, стимулирует к развитию различных навыков.
  • Способствует социализации личности – общаясь со сверстниками в инклюзивной среде, дети с ограниченными возможностями показывают лучшие результаты социального взаимодействия, нежели в специальных интернатах.
  • Инвалиды чувствуют себя частью общества – у детей-инвалидов появляется возможность заводить друзей среди сверстников, перенимать общественные модели поведения.
  • Социальное принятие – здоровые дети, работая с детьми-инвалидами, учатся принимать их, дружить с ними. Так подрастающее поколение становится толерантным и терпимым в обществе.
  • Адаптация учебной среды – обеспечиваются условия для удовлетворения образовательных потребностей детей конкретного учебного заведения.

Недостатки инклюзивного образования

  • При инклюзивном обучении дети получают более низкий уровень обучения, нежели их здоровые ровесники.
  • Процесс обучения затрудняют социальные и поведенческие сложности.
  • Недостаток квалифицированных кадров, умеющих сопровождать людей в инклюзивной среде.
  • Необъективная оценка ввиду снисходительного отношения.
  • Недостаток информации по учебным методам, из-за чего дети оканчивают школу, но отсутствует дальнейшее образование.
  • Отсутствие инклюзивного образования в большей части государства.
  • Несоответствие учебных планов и реальных возможностей ученика.
  • Часто отсутствует бюджет, чтобы приобрести специализированное оборудование и устройства.

Технологии инклюзивного образования

Технологии в инклюзии – это методики, по которым создают комфортные условия для обучения детей с разными возможностями. Основная их идея – постоянный мониторинг за взаимодействием ученика и созданных условий, своевременное устранение барьеров с помощью всех участников.

Можно разделить такие технологии на две группы:

  • Организационные – направленные на создание плана, условий и процесса обучения, постановка желаемых результатов.
  • Педагогические – готовые к внедрению в учебный процесс, использованию на практике.

Классификация технологий

Технологии инклюзии имеют организационную роль обучения. Зависимо от задач, выделяют пять типов технологий:

  1. Технологии индивидуального подхода (индивидуализации).
  2. Технологии дифференциации.
  3. Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей.
  4. Технологии формирования у детей социальных навыков.
  5. Технологии оценки методов инклюзивного подхода.

Такие технологии можно успешно использовать в практике, рассмотрим более детально некоторые из них.

Технологии индивидуального подхода (индивидуализации)

Главная задача этой технологии – создать условия для самостоятельности детей. Учитель должен помочь детям понимать цели обучения, выбирать интересный материал, искать способы решения задач. Этот процесс важен для ребенка с ограниченными возможностями, его сверстников и самого учителя. Применение принципа на практике нужно, чтобы создать одинаковые условия для всех учеников.

Технологии дифференциации

Дифференциация в обучении может происходить тремя способами:

  1. Дифференциация по уровням – учеников каждого класса можно условно разделить на три группы: успешно обучающиеся, трудно обучающиеся и ученики с психофизиологическими проблемами. Каждая группа требует помощи в обучении разного уровня. Суть технологии заключается в том, чтобы преподаватель задавал каждой группе посильные им задачи, помогал при возникновении неудач.
  2. Дифференциация по функциям – заключается в распределении задач по функциям, чтобы каждый мог совершить действие для общего результат. Работа таких групп ориентирована не на результат, а на согласованное взаимодействие учеников между собой. Один берет функцию лидера, второй – определяет цели, третий – следит за временем и т.д.
  3. Смешанная дифференциация – это модель общих групп, в которых дети объединяются по уровням и интересам. Учитель организовывает три сводных группы. Первая состоит из детей, которых интересует конкретный предмет. Остальные две – из детей, которые помогают первой группе добиться общих результатов.

Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей

Такие технологии – совокупность методов логопедии, нейропсихологии и специальной педагогики. К ним относятся:

  1. Система формирования и развития речевого слуха и общения у детей с проблемами слуха – данный метод помогает установить коммуникацию между слышащими и неслышащими детьми.
  2. Нейропсихологический подход – направленный на развитие и формирование слаженной работы разных структур мозга детей с недоразвитыми психологическими функциями.
  3. Зарубежная технологи АВА – обучение детей с ограниченными возможностями умению выражать свои потребности, развитие навыков учебного поведения. Применяется в индивидуальном и групповом формате.
  4. Программа TEACCH – помогает детям с аутизмом освоиться к окружающей среде и ее изменениям.
  5. ААС – обучение детей с нарушениями речи, их родителей и друзей использовать альтернативные виды общения – жесты, картинки, коммуникаторы и прочие.

Технологии формирования у детей социальных навыков

Для формирования навыков социального взаимодействия существует три вида технологий:

  1. Демонстрация социальных навыков – обучение детей правилам поведения через демонстрацию конкретных примеров поведения, помощь осознания важности их соблюдения.
  2. Социализация посредством подражания – технология взаимообучения детей, когда успешный в какой-то учебной сфере ученик становится примером для других. Метод подражания особенно важен при обучении детей с аутичными расстройствами и задержками психического развития.
  3. Социализация в групповой деятельности – проведение групповой работы, дидактические игры, помощь в выполнении заданий, совместная подготовка к праздничным мероприятиям и другие групповые виды активности. Эти методы включают организацию передвижения в школе и за ее пределами детей с проблемами зрения и опорно-двигательного аппарата.

Технологии оценки методов инклюзивного подхода

  • Интегральная оценка – итог всех работ в виде общего отчета (презентации, выставок, портфолио).
  • Дифференцированная оценка – вычисление эффективности отдельных процессов.
  • Самооценка и самоанализ – определение меры осознанности каждым учеником его индивидуального процесса обучения.

Как работает инклюзивное образование в Украине?

В Украине инклюзивное обучение появилось достаточно недавно, по сравнению с западными странами. В 2010 году Министерство образования создало проект «концепция развития инклюзивного обучения» и запустило его в действие. (Приказ МОН № 921 от 1 октября 2010 года). Проект основывается на принципах равенства людей, с учетом прав человека. Он предусматривает возможность обучения детей-инвалидов в обычных школах по месту жительства, квалифицированную сопровождение учебного процесса. Соответственно возник вопрос о специальной перепланировке школьных корпусов и классов. Позже Кабинет министров дополнил проект указом «Про утверждение порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учреждениях».

Инклюзия в Украине развивалась медленно – на 2016 год власти страны оборудовали только 1800 классов, в которых обучалось около 3 тысяч учеников. Летом 2017 года Кабинет министров утвердил «Положение об инклюзивно-ресурсных центрах», где обозначили правовой статус таких центров, принципы деятельности и обучения. Согласно этому положению, инклюзивно-ресурсные центры должны создаваться с целью общего среднего образования детей с ограниченными потребностями возрастом от 2 лет до совершеннолетия. Центры должны обустроить различные кабинеты для психологической, логопедической и физической помощи.

С сентября 2018 года начал действовать закон № 2541-8 » О доступе детей с ограниченными способностями к образованию», который официально опубликовали в парламентском издании «Голос Украины». Если раньше шла речь только о возможности инклюзии, то этот закон обозначил конкретные действия для ее внедрения:

  • По заявлению родителей, в учебных заведениях местные власти должны создать инклюзивные группы и открыть к ним доступ.
  • Дети с ограниченными возможностями должны быть зачисленными без очереди.
  • Обучение должно быть бесплатным.
  • Такие дети могут пользоваться альтернативными коммуникативными системами (жесты, шрифт Брайля).
  • За работу в таких группах учителя получают 20 % надбавку к зарплатной ставке.
  • Для каждого ученика составляется индивидуальная программа на основе базовой.

Занятия в инклюзивных классах могут быть групповыми (длятся до 40 минут) и индивидуальными (от 20 до 25 минут).

Как работает инклюзивное образование в других странах?

Мировая инклюзивная практика образования началась с 70-х годов прошлого века с разработки проектов на законодательном уровне и внедрения образовательных возможностей для инвалидов. В 80-90-х годах исследовалась экономическая выгода инклюзии, преимущества, польза и выгоды. В 90-х годах инклюзия получила популярность, благодаря публикациям на тему проблемы недостаточной осведомленности родителей детей-инвалидов, активности взрослых инвалидов, защиты прав людей.

На сегодняшний день положения западного образования в инклюзивной среде включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В странах Европы и США существует несколько подходов:

  • Расширенный доступ к обучению детям с ограниченными потребностями.
  • Мэйнстриминг – общение учеников-инвалидов со сверстниками вне школы.
  • Интеграция – удовлетворение потребностей учеников-инвалидов в системе образования.
  • Включение (inclusion) – непосредственно сама инклюзия, т.е. перепланировка помещений под особые потребности таких детей.

Большинство западных стран выделяют финансы из государственного бюджета на инклюзивное образование и проявляют интерес в увеличении числа учащихся.

Оборудование для инклюзивного образования

Перепланировка классов под особые потребности учеников-инвалидов требует учета индивидуальных потребностей. Для этой цели используют специальное оборудование, которое можно поделить на несколько типов:

  • Оборудование для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
  • Оборудование для обучения детей с проблемами слуха.
  • Оборудование для детей с нарушениями зрительного восприятия.
  • Оборудование для коррекции сенсорного восприятия.

В учебных учреждениях, инклюзивных центрах и интернатах часто организовывают отдельные кабинеты для индивидуальных и групповых занятий. Они могут быть обустроены различными снабжением, помогающее не только в учебном процессе, но и реабилитации, налаживании взаимоотношений между педагогами, отдыхе при нагрузках:

  • Реабилитационное оборудование.
  • Сенсорные и интерактивные устройства.
  • Массажное оборудование.
  • Развивающие игрушки и игры.

Для обучения детей с ограниченными возможностями обязательно используется дидактика – различные дидактические наборы фигур, букв, животных, прочих элементов. Обучаясь в игровой форме, дети не теряют интерес, внимание, быстрее показывают результаты.

Заключение

Система инклюзивного образования – это сложный, но эффективный процесс, который требует от общества терпения, осознанности и совместного интереса. Результатом внедрения этой системы является реализация прав человека, повышение социального уровня страны.

В мире проживает миллиард людей с ограниченными возможностями здоровья, из них почти 13 млн — в России. Все они — потенциальные клиенты, которых бизнес теряет из-за неудобства сайта или приложения. Почему инклюзивный веб-дизайн так важен и как сделать интернет-платформу доступной для всех — в нашем пересказе колонки дизайн-бюро PopArt Studio на Medium.
В онлайн-курсе рассказываем, что нужно знать, чтобы открыть интернет-магазин: как проводить исследования и анализ рынка, определиться с дизайном и концептом, наладить логистику, выбрать подходящую платформу и правильно её продвигать.
В онлайн-курсе рассказываем, что нужно знать, чтобы открыть интернет-магазин: как проводить исследования и анализ рынка, определиться с дизайном и концептом, наладить логистику, выбрать подходящую платформу и правильно её продвигать.

Инклюзивный дизайн удовлетворяет потребности как можно большего числа людей.  

Инклюзивные сайты, интернет-магазины и приложения сделаны так, чтобы их было удобно использовать людям с любыми ограничениями: от проблем с мелкой моторикой до потерянных очков.

Некоторые привычные нам вещи уже являются элементами инклюзивного дизайна, но мы используем их неправильно. Например, поле Alt text, в котором мы описываем изображение, часто заполняется отдельными ключевыми словами для поисковой оптимизации. Однако его первоначальное назначение — в переводе невербальной информации в текстовый формат для программ чтения с экрана. Это позволяет слабовидящим пользователям понять, что изображено на картинке. Поэтому Alt text нужно наполнять наглядным описанием, а не набором слов.

Инклюзивный дизайн помогает как людям с ограниченными возможностями здоровья, так и пользователям, которые просто оказались в неудобной обстановке.

Во время дизайна инклюзивной интернет-площадки нужно держать в уме самые разные проблемы, с которыми сталкиваются люди.

Постоянными трудностями, связанными со здоровьем, являются слуховые, познавательные, неврологические, физические, речевые и визуальные. Кроме того, существуют ситуативные трудности, среди которых:

  • использование небольших экранов на смартфонах, умных часах и других компактных устройствах;
  • медленное интернет-соединение;
  • неблагоприятная обстановка: плохой свет, шумное помещение;
  • временная нетрудоспособность из-за сломанной руки, потерянных очков и т.д.;
  • возрастные изменения.

Все эти факторы влияют на работу с сайтами, интернет-магазинами, приложениями и другими платформами. Если их не учитывать, можно лишиться клиента. Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать несколько базовых правил.

Выстраивайте чёткую иерархию элементов для простой навигации по странице.

Хаотичное расположение информации, бесполезные кнопки и лишние ссылки не только раздражают пользователей, но и затрудняют понимание вашего контента. Сделайте визуальную разметку страницы максимально структурированной и чёткой, чтобы аудитория могла естественным образом переходить от одного блока к другому.

Избавляйтесь от лишних элементов.

Приятная новость для фанатов минималистичной эстетики: принцип «чем меньше, тем лучше» отлично вписывается в концепцию инклюзивного дизайна. Переполненный экран может отпугнуть некоторых пользователей и увеличить процент отказов. Старайтесь размещать на странице как можно меньше элементов, делая их легко заметными и очевидными.

Создавайте понятные ссылки.

Помните, когда якорным текстом ссылок были слова вроде «здесь» и «тут»? Эта эпоха прошла: такие ссылки затрудняют понимание текста слабовидящими пользователями, которые пользуются программами чтения с экрана. Чтобы сделать сайт удобным, кратко и понятно объясните в основном тексте, куда ведёт ссылка. Вместо безликого «подробности читайте тут» пишите  конкретнее: «мы уже рассказывали о том, как взаимодействовать с программистами при создании сайта».

Делайте большие кнопки-мотиваторы с понятным текстом.

Кнопки-призывы вроде «купить» или «принять условия» — один из важнейших элементов веб-дизайна. Если вы хотите создать инклюзивную интернет-платформу, делайте кнопки легко доступными на небольших экранах и достаточно большими, чтобы привлечь внимание каждого пользователя.

Включайте возможность настраивать размер текста.

Шрифт 12 размера — не универсальное решение. Если не хотите, чтобы пользователи покидали вашу площадку недовольными, предоставьте им возможность увеличивать шрифт. Это сделает чтение удобным и приятным.

Добавляйте возможность навигации только с помощью клавиатуры.

Навигация с помощью клавиатуры — один из наиболее важных аспектов инклюзивного дизайна. Она затрагивает людей с сами разными заболеваниями и трудностями: от когнитивных нарушений до плохого зрения или сломанной мыши. Удостоверьтесь, что пользователи могут открыть любую страницу и ввести любую информацию используя только клавиши. Обратите особое внимание на навигацию с помощью кнопок «лево», «право», «вверх» «вниз», Tab и Enter.

Обращайте внимание на контрастность.  

Светло-серые буквы на белом фоне могут выглядеть стильно и необычно, но прочитать такой текст будет трудно. То же самое произойдёт с темными буквами на ещё более тёмном фоне. Обеспечьте высокую контрастность фона и контента, чтобы сделать информацию доступной для большего числа пользователей. Кроме того, постарайтесь не ставить рядом похожие цвета — это поможет людям с дальтонизмом.

Переводите видео- и аудиоконтент в текстовый формат.

Люди с нарушениями слуха не всегда могут читать по губам. Не стоит рассчитывать на такую способность — добавьте ко всем видеофайлам на вашей площадке подписи и отключите автозапуск роликов. Кроме того, обязательно опубликуйте стенограммы для каждого аудиоматериала, который вы загружаете на сайт. Это может быть как полноценная расшифровка, так и короткая аннотация. Главное — не оставляйте звуковую дорожку без сопровождающего текста, чтобы у любого человека был доступ к контенту.

Поставьте себя на место пользователя с ограниченными возможностями здоровья с помощью специальных программ.

Прежде, чем запустить платформу, протестируйте её на инклюзивность с помощью специальных инструментов. Дизайнер Дженнифер Олдрич рекомендует программы AChecker, Contrast Analyzer, Skala View и Wave, которые предоставляют подробный разбор ошибок и указывают, как их исправить. Большая часть из этих инструментов доступна онлайн, и все они бесплатны.  

Самый простой способ определить болевые точки дизайна — поставить себя на место человека с ограниченными возможностями здоровья. Например, после создания демо-версии платформы стоит протестировать на ней программу чтения с экрана. Это покажет, как легко слабовидящие люди смогут ориентироваться на странице. Кроме того, можно установить Funkify, расширение для Chrome за 5 долларов в месяц, которое покажет интернет-интерфейс глазами пользователей с различными заболеваниями.

Национальный центр реструктуризации образования и инклюзивного обучения (NCERI) определяет термин «инклюзивность» следующим образом:

Обеспечение всех учащихся, включая тех, кто имеет серьезную степень инвалидности, равными возможностями получения качественных образовательных услуг с оказанием необходимой дополнительной помощи или сопровождения в классах ближайших школ, соответствующих возрасту, чтобы подготовить учащихся к роли полноценных членов общества.

Сегодня многие классы, как виртуальные, так и реальные, являются интегрированными. Учащиеся с разными потребностями обучаются согласно общим образовательным методикам. Физически они находятся вместе, и при этом ожидается, что они должны выполнять одинаковую работу одним и тем же способом.

Целью создания инклюзивного класса не является сбор всех учащихся в одном месте, выполняющих одну и ту же работу идентичными способами. Главная задача — дать возможность всем в классе достигнуть одних целей, даже если методы их достижения разные. В инклюзивных классах основное внимание уделяется учебной задаче, а не ее оценке. Все учащиеся должны выполнять одинаковые учебные задачи, которые оцениваются посредством специальных методов, отвечающих потребностям отдельного учащегося.

Пример. В интегрированном письменном классе все учащиеся получают задание найти фотографию, на которой изображено что-либо важное для них, и рассказать классу об этом. Какой-либо учащийся с нарушениями зрения может попросить другого учащегося выбрать фотографию для него и рассказать о ней. После этого он может выполнить задание. В рамках инклюзивного письменного класса такое задание будет подразумевать поиск любого предмета, важного для учащегося, и рассказ об этом. Учащийся может достичь большего результата, чем просто выполнение задания. Он может достичь цели: поделиться чем-то важным с классом.

Как и в случае курса «Универсальный дизайн для обучения», инклюзивные классы отвечают интересам всех учащихся. Но учащиеся с разными потребностями в большей степени вовлечены и социально активны в инклюзивных классах. Наряду со своими сверстниками, развивающимися типичным образом, они получают больше преимуществ благодаря совместному обучению и позитивной среде, в которой все имеют равные возможности быть успешными.

Понимание разных потребностей

Создание инклюзивного класса начинается с понимания разных потребностей, которые могут иметь ваши учащиеся.

Учащийся с нарушением зрения…

  • Может испытывать затруднения при различении определенных цветов.
  • Может иметь слабое зрение и пользоваться вспомогательными средствами для глаз (очками, лупами и т. д.)
  • Может быть абсолютно слепым и пользоваться программами для чтения с экрана для восприятия цифрового содержимого.

Учащийся с нарушением слуха…

  • Может иметь слабый слух и пользоваться вспомогательными средствами (слуховыми аппаратами, имплантатами и т. д.)
  • Может быть абсолютно глухим и пользоваться языком жестов или текстовыми альтернативами звуковому содержимому.

Учащийся с ограниченными физическими возможностями…

  • Может не иметь контроля над мышцами, необходимыми для использования технологии.
  • Может пользоваться альтернативными устройствами ввода для работы с цифровым содержимым.

Учащийся с ограниченными умственными способностями…

  • Может испытывать затруднения при получении и восприятии информации.
  • Может быть рассеянным и иметь проблемы с запоминанием.
  • Может пользоваться вспомогательными средствами для чтения и восприятия.

Создание инклюзивных классов

Многие учителя ощущают нехватку навыков, знаний или времени создать инклюзивный класс. Мы разработали данную структуру, чтобы предоставить вам сведения об основных принципах создания инклюзивных классов.

Необходимо учитывать три ключевых аспекта, чтобы создать по-настоящему инклюзивный класс.

  1. Педагогическая методика, которую вы разработали.
  2. Содержимое, которое вы создаете или предоставляете.
  3. Инструменты и технологии, которые вы используете в классе.

Шаг 1: Инклюзивная педагогика

Думать инклюзивно о своих педагогических методах означает по-новому смотреть на методы обучения и предоставлять учащимся возможности для достижения успеха. Пересмотрите свой учебный план, чтобы найти способ применить эти рекомендации.

  • В рамках курса открыт доступ к учебной программе. Она легко доступна для всех учащихся.
  • Цели курса и задачи обучения четко определены либо в учебной программе, либо в самих разделах курса.
  • Вы уделили время разработке различных заданий для соответствующих случаев. Предоставляя возможность учащимся выбирать, как показать свои знания и понимание, вы повысите заинтересованность и учтете все потребности и особенности восприятия, не прибегая к серьезным изменениям.
  • Вы создали условия для совместного обучения в классе.
  • Для всех разделов, оцениваний и заданий приведена подробная инструкция. Важно, чтобы люди понимали, чего конкретно от них ожидают.
  • Вы руководствуетесь принципами курса «Универсальный дизайн для обучения» в рамках своей программы.

Шаг 2: Инклюзивное содержимое

Думать инклюзивно означает пересматривать содержимое и следить за тем, чтобы оно было универсально для восприятия. Это также предусматривает отказ от использования содержимого, не соответствующего ожиданиям. Оцените все материалы курса, учитывая следующие аспекты:

  • Все изображения имеют замещающий текст или четко обозначены как декоративные.
  • Вы не используете изображения текста в содержимом.
  • В курсе нет каких-либо мигающих изображений или анимаций. Если есть, анимации должны быть критически важными, а не просто развлекательными и интересными. Если вы решили оставить их, убедитесь, что вы соответствующим образом объяснили, что выражает анимация, посредством замещающего текста или подробного текстового описания.
  • Все документы в формате Word и PowerPoint имеют соответствующую структуру.
  • Все документы в формате PDF содержат теги для специальных возможностей.
  • Все видео содержат субтитры.
  • Все используемые цвета обеспечивают контраст между передним планом и фоном
  • Таблицы не используются для структурирования где-либо в содержимом.

Шаг 3: Инклюзивная технология и инструменты

Думать инклюзивно означает понимать, как люди должны взаимодействовать с разными инструментами, которые вы используете, и регулировать их соответствующим образом. При выборе инструментов и технологии для использования в классе учитывайте то, как это может повлиять на людей с разными потребностями.

  • Достаточно ли контрастны цвета в программе?
  • Увеличивается ли вся страница, а не только текст?
  • Доступны ли все элементы управления посредством клавиатуры?
  • Приводит ли щелчок по ярлыкам формы к смещению курсора к правому элементу?
  • Обеспечены ли несколько форматов звуковых и визуальных уведомлений?
  • Четко ли видно содержимое, когда таблицы стилей выключены в браузере?
  • Требуются ли дополнительные программные модули и загрузки?

Краткие выводы об инклюзивном классе

Может показаться, что создание инклюзивных классов требует много дополнительной работы. Ценность заключается не в выполнении работы, а в размышлении. Нужно помнить о том, что не бывает единого решения для всех. Думать инклюзивно означает настроить всех учащихся на успех.

  1. Приступайте к делу, начиная со следующего курса. Легче создать инклюзивный класс с нуля, чем пытаться внести изменения потом.
  2. Объединитесь с кем-то: найдите коллегу с похожими целями, работающего с аналогичным классом. Делитесь ресурсами, идеями и работайте вместе, двигаясь к первым победам.
  3. Здесь не бывает неверных ответов. Вы можете использовать все, что хотите. Необходимо просто иметь план и представление о том, как незамедлительно исправить ситуацию, если что-то не работает как нужно.

Хотите узнать больше? Посмотрите запись вебинара Создание инклюзивных классов (доступен только на английском). Кроме того, можно загрузить список контрольных вопросов для инклюзивного класса (доступен только на английском языке).

Inclusive Classroom Checklists (available in English only) Межрегиональный интернет-журнал «7×7» Новости, мнения, блоги Елена Болотова

  1. Горизонтальная Россия
  2. Инклюзия глазами детей. Самые юные участники о том, что такое «инклюзивная семья», «инклюзивная дружба» и зачем нужна инклюзия

Горизонтальная Россия Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7×7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7×7 открыта для авторов различных взглядов.

Взгляд ребенка на ситуацию всегда отличается от взгляда взрослого, и, чаще всего, это отличие не в пользу взрослого. Видимо, это связано с тем, что ребенок воспринимает более непосредственно, а свою ответную реакцию не соотносит и не адаптирует под общепринятые условности. Вот и получается, что своими простыми ответами дети раскрывают нам нечто главное и ценное.   

В нашей команде INCLUSIVE PRACTICES есть очень юные участники — это старшие или младшие братья, сестры особенных ребят. Так уж случилось, что их образ жизни с ранних лет должен был быть инклюзивным. Хочу процитировать небольшие диалоги с ними на тему инклюзии.

Как ты понимаешь, что такое инклюзия?

— Это команда, которая включает разных детей… у них получается играть, разные действия делать вместе, у них получается контакт.

Адия, 8 лет

— Инклюзия — это когда обычные дети играют и вместе с ними включаются ребята с особенностями.

Саша, 7 лет

— Инклюзия — это инклюзивный спорт, инклюзивные игры.

Баха, 6 лет

— Это когда мы со всеми играем…

Альберт, 4 года

— Я понимаю, что инклюзия — это такое место, где отношения можно строить, где строят «ниточки» друг с другом.

Даша, 5 лет

Зачем нужна инклюзия?

— Чтобы ребята с особенностями могли развиваться и становились помощниками и специалистами, которые помогают другим.

Саша, 7 лет

— Чтобы… Например, мы будем снимать видео про инклюзию, и мы тогда можем показать другим, как делать инклюзию, как создавать «ниточки».

Даша, 5 лет

Что такое инклюзивная дружба?

— Это когда дружат все вместе. Когда кто-то куда-то уезжает, дружба не пропадает, все друг с другом общаются.

Ярик, 7 лет

— Дружба инклюзивная, когда мы играем…

Альберт, 4 года

Что такое инклюзивная команда?

— Это когда ребята стараются… держат дружбу… помогают друг другу… вот!

Аиша, 4 года

Что такое инклюзивная семья?

— Это семья, которая занимается спортом… делает какие-то проекты… и создает связь, атмосферу хорошую, куда могут включиться дети-аутисты.

Владик, 7 лет

Твоя семья — пример инклюзивной семьи?

— ДА! Пример. Моя мама помогает другим мамам, помогает малышам, помогает Айлинке (прим. особенная сестра Альмиры), Айлин помогает своей команде, я помогаю своей команде. Вот, это инклюзия.

Альмира, 3 года

— Я думаю, ДА! У нас большая семья и есть с кем играть. То есть не три, четыре человека, а больше. Вообще, я думаю, что каждая семья может быть примером инклюзивной семьи!

Адия, 8 лет

А о чем вы хотели бы спросить наших юных участников? Пишите в комментариях!

Мы меняем регионы и вдохновляем людей на изменения. Поддержите «7×7» и независимую журналистику в России.

Понятие инклюзивного образования в наше время

Смысл термина «инклюзия» — включение, а если в контексте темы – реальное вовлечение людей с отклонениями в развитии в полноценную жизнь социума. Соответственно термин «инклюзивное образование» означает один из путей совершенствования образования, основанного на идее о том, что дети с ОВЗ (ограниченными возможностями) в нашем социуме должны и полноценно развиваться, и активно участвовать в общественной жизни.

Эта инновационная идея ориентирована на создание доступных кондиций обучения для всех без исключения, в том числе для детей с ОВЗ.

В современной России реализуются 3 вида обучения детей с отклонениями:

  • Обучение по видам ограничений у детей с нарушенной речью, слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом, интеллектом, психическим развитием, в спецучреждениях 1-8 видов;
  • Интеграционное, реализуемое в спецклассах учебных учреждений;
  • Инклюзивное, когда дети с ОВЗ учатся в одном коллективе с обычными детьми.

Последний вид находится в России на начальном этапе развития и имеет под собой государственное нормативное обеспечение в виде Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», Закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а также целого ряда международных конвенций. Соответствующая программа развития включает не только приспособление школьной среды, но и обязательное обучение педагогов, куда входят направления:

  1. По формированию дополнительной системы индивидуальной поддержки;
  2. Обучение в соответствии с личными планами обучения;
  3. Изменение системы оценки и аттестации школьников по этим планам.

Педагогам, работающим в этой системе, как никому подходят слова Конфуция – «Не печалься, что люди не знают тебя. Печалься, что сам не знаешь людей». Иными словами, именно тонкий психолого-педагогический подход особенно актуален в работе с детьми с ОВЗ.

Идеологически, инклюзивное образование полностью отвергает какую-либо дискриминацию детей, поскольку призвано обеспечить равные отношения со всеми учащимися, создавая при этом благоприятную среду для развития детей, испытывающих различные познавательные потребности.

Речь идёт о формировании гибкой системы обучения, учитывающей потребности всех детей, разных этнических групп, пола, возраста, разных социальных групп, а не только детей с ОВЗ. Качество гибкости системы должно обеспечивать подстройку под особенности детей, а не наоборот. Преимущества внедрения системы должны получать все учащиеся, а не только отдельные группы.

При этом дети с ОВЗ могут постоянно или частично находиться в учебном процессе, обучаясь по индивидуальному плану. Индивидуальное обучение детей должно обеспечиваться совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто имеет возможность оказать необходимую поддержку.

Примечательно, что эта, в полной мере инновационная идея носит выраженную гуманистическую направленность – важно помочь человеку развиваться достойно и свободно, в соответствии с его склонностями, а нередко и талантами.

Базовые принципы системы

В основу системы положены восемь базовых гуманитарных принципов:

  • Ценностное качество личности имеет непреходящее значение и не зависит от её способностей;
  • Любой человек – это чувствующий и думающий организм;
  • Право общаться и быть принятым универсально и распространяется на всех;
  • Настоящее, реальное образование может быть реализовано исключительно в русле полноценных, педагогически продуманных взаимоотношений;
  • Люди испытывают нужду в дружеских отношениях и поддержке;
  • Содержание прогресса в развитии состоит именно в том, что человек может делать, а не в том, чего он делать не может;
  • Многообразие способствует развитию всех сторон человеческой жизни.

Кроме этого, система должна охватывать учебные заведения всех уровней образования, от среднего, до высшего. Главная цель системы – формирование беспрепятственной, благоприятствующей развитию, обучающей среды для детей с ОВЗ.

Практическими же целями и задачами такого учебного заведения являются:

  1. Организация целостной и гармоничной, психологически комфортной учебной среды, предусматривающей различные пути и методы детского развития;
  2. Разработка системы продуктивной психологической поддержки образовательного цикла посредством привлечения диагностико-консультативных, коррекционно-развивающих, лечебно-профилактических, социально-трудовых методов работы;
  3. Разработка и внедрение инновационных программ, направленных на повышение педагогического профессионализма;
  4. Разработка и внедрение новых моделей инклюзивного образовательного цикла в учебных заведениях.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий