Однопартийная система: плюсы и минусы

Партийная система — это вид взаимодействия между политическими партиями, принимающими участие в борьбе за власть. Она представляет собой совокупность действующих партий, самостоятельных, но взаимосвязанных между собой в своих политических целях.

Как формируются партийные системы

Тип партийной системы, господствующей в государстве, предопределяется прежде всего историческими условиями, характерными для этой страны. Так, важными факторами в формировании политического режима является классовый и национальный состав населения, традиции, уровень политической культуры. В рамках одного общества множество партий вынуждены взаимодействовать, не отгораживаясь друг от друга, но принимая совместное участие в процессах, связанных с управлением государством и социумом.

Партийно-политическая система — это установленный порядок взаимоотношений политических партий как между собой, так и с государством, гражданами и другими элементами политического общества. Функционирование государственной власти во многом зависит от специфики существующих партийных систем, а также от количества партий, входящих в систему.

Классификация партийных систем

Партийные системы подразделяют по двум признакам:

  • число партий, составляющих систему;

  • тип политического режима;

Политический режим предопределяет структуру партийной системы, ее функциональную определенность.

Партийные системы и политические режимы

В правовых государствах существуют демократические, авторитарные и социалистические партийные системы.

  1. Буржуазно-демократическая партийная система — это тип политического устройства, для которого характерно ведение легальной борьбы за власть групп партий. При этом господствующее положение занимает партия, обеспечивающая себя поддержкой большей части членов парламента. Тем не менее в парламенте представлена оппозиция.

  2. Социалистическая партийная система — это режим, представляющий собой систему управления, при которой у власти в привилегированном положении находится одна правящая партия. Управленческий аппарат — под полным контролем господствующей партии.

  3. Авторитарная партийная система — это промежуточный между демократическим и социалистическим типом правления. Доминирующую позицию занимает государство. Представители конкретной партии играют незначительную роль в процедурах, связанных с руководством государством и принятием решений.

В соответствии с количеством партий различают следующие типы партийных систем: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные и многопартийные.

Типология партийных систем включает в себя разделение на конкурентные и неконкурентные режимы. Определяющим признаком является характер межпартийных отношений. Так, отсутствие конкуренции за власть свойственно однопартийной системе, в то время как ее наличие — признак двух- и многопартийного политического порядка.

Особенности однопартийной системы

Система, функционирование которой подразумевает наделение политической властью одной партии, называется однопартийной. Для монопартизма характерна многофункциональность, в процессе которой происходит объединение партии с государственным аппаратом. Неконкурентные системы могут основываться как на идеологии, так и на президенциализме.

В условиях тоталитарного режима однопартийность является логическим следствием утопической идеологии, которая не предполагает конкуренции, но усиленно поддерживает традицию правления вождя.

Для стран социалистического лагеря была характерна система партии-гегемона, при которой де-юро функционирование других партий законодательно не запрещено, но де-факто — существующие партии-сателлиты не были способны ограничить власть коммунистических партий. Последние жестко регламентируют деятельность других политических партий. Обладая монополией на власть, они осуществляют тотальный контроль общества, его идеологической и организационной сторон.

Характерные признаки двухпартийной системы

К основным партийным системам относится тип организации политической деятельности, при котором монопольное положение в государственной политике занимают две крупные партии, завоевывающие во время избирательной кампании большинство голосов. Также им принадлежит большая часть мест законодательного собрания. Условно разделяя государственную власть, формируют двухпартийную систему политического режима. Для такой формы правления характерна попеременная смена власти: в то время как одна из партий господствует, другая — выступает в роли оппозиции, но вследствие выборов партии меняются местами.

Стоит отметить, что двухпартийная система не исключает функционирования других партий, тем не менее они оказывают отрицательное влияние на стабильное чередование власти двух господствующих партий.

Особенностями партийной системы, для которой характерен приоритет двух ведущих мажоритарных партий, являются следующие:

  • власть не привязана к определенной социальной категории;

  • обеспечение полного представительства гражданских интересов;

  • отсутствие политического центра;

  • удаление с политической арены партий и организаций, выступающих в качестве оппозиции.

Примечательно, что одной из разновидностей бипартизма является так называемая «двухсполовинная» система, состоящая из взаимодействующих между собой 2+1 партий. Несовершенный бипартизм позволяет правящей партии сосуществовать с противостоящими ей двумя коалиционными. Подобная система «рационального парламентаризма», когда ни одна из конкурентоспособных партий не занимает большинство позиций в парламенте, характерна для Германии.

Преимущества и недостатки многопартийности

Партийно-политическая система, состоящая из трех и более партий, обладающих сильной организацией и мощным влиянием на функционирующие институты, называется многопартийной. Особенность многопартийности заключается в том, что борьба за государственную власть ведется с участием различных идейно-политических позиций. Конкуренция является основой многопартийности, поскольку победа в избирательной кампании достается той партии, чья деятельность вызывает у граждан наибольшую политическую симпатию. Важно отметить, что понятие партийной системы как трех-, четырех-, пятипартийной формируется в зависимости от количества партий, имеющих парламентское представительство.

Главным преимуществом многопартийности исследователи и социологи считают развитие политического плюрализма, поскольку в условиях вынужденного сотрудничества партии приходят к компромиссам, развивают толерантность. Безусловно, многопартийная система позволяет защитить интересы большего количества социальных групп. Тем не менее для рядового избирателя программы нескольких партий могут казаться фактически одинаковыми, что приводит его в замешательство. Кроме того, существенным недостатком многопартийной системы является правительственная нестабильность, вызванная отсутствием в парламенте определенного большинства.

Исторические сведения

Несмотря на тот факт, что возникновение первых политических партий в России пришлось на конец XIX века, формирование партийных систем началось лишь в первом десятилетии XX столетия, когда, в соответствии с Манифестом от 17 октября 1905 года, населению были дарованы гражданские свободы, включая возможность создания политических партий. Многопартийная система существовала в начале 20-х, а однопартийная — с 20-х по 80-е годы. Начало 90-х, ознаменованное изменением шестой статьи Конституции СССР, гласящей о руководстве КПСС как единой направляющей силы общества Страны Советов, привело к постепенному формированию партийной системы современной России.

Образование многопартийной системы, кардинально отличающейся от прежней, — нелегкий период в истории России. Основной преградой на пути к достижению полноценной политической многопартийности в современных условиях является отсутствие среди гражданского населения требуемого уровня социально-политической дифференциации. Господство коммунистической партии в ХХ веке привело к слиянию понятия «партийная система» с государственными структурами.

Партийная система РФ

По словам политологов, партийная система России все еще находится на стадии формирования. Так, политические реформы В. Путина были направлены на свержение ельцинской партийной системы, уничтожение «системной» оппозиции. Политические партии, критикующие режим, не являются оппозицией в строгом смысле этого слова, поскольку их влияние на принятие решений крайне ограничено, рычаги давления — отсутствуют. Современная партийная система в России — имитация демократичности режима. Политические партии играют демонстрационную роль для внешнеполитической арены.

«Партия власти» и многопартийность

У государственного аппарата прочно укрепилась «Партия власти» — существенный элемент российской партийной системы: ДВР, НДР, «Единство», «Единая Россия» — все это не самостоятельные политические субъекты, а партии, созданные правящей элитой для победы на думских выборах.

Чем обусловлена тенденция партийного строительства, при которой на политическом спектре выделяется сильная «партия власти»?

  1. Переход от авторитаризма к демократии требует наличия у власти сильной верхушки, способной преодолеть негативные последствия реформаторской деятельности.

  2. Российская Федерация является демократическим правовым государством, где сильная президентская власть закреплена конституционно.

  3. Закон «О политических партиях» от 2001 года ограничивает процессы, связанные с фрагментацией партийной системы и появлением новых политических партий.

Немаловажным фактором в формировании сегодняшней партийной системы являются изменения в политической культуре и электоральных настроениях населения в пользу центристских и консервативных ценностей.

Развитие партийной системы России

В условиях современной политической ситуации наблюдается тенденция к укреплению сил уже действующих политических партий.

В соответствии с электоральной реформой, которая предусматривает выборы в Государственную думу по пропорциональной системе, у государственного аппарата должно сформироваться стабильное партийно-парламентское представительство, являющееся опорой для сильной власти президента.

Заключение о партийных системах

Партийная система и ее внутренняя структура во многом зависят не только от характера взаимодействия партий между собой, но и от уровня культурной образованности населения в вопросах, связанных с правом и политикой, спектром этнического, конфессионального и классового распределения гражданских сил, историческими традициями. В качестве правовой основы партийных систем выступает Конституция и законы, связанные с избирательным, законодательными и политическими процессами в отдельной стране.

Похожие статьи

«Единая Россия», чей съезд открывается в субботу в Красноярске, все настойчивее продвигает инициативу создания в России партийного правительства. То есть формировать кабинет министров в будущем должна победившая на выборах партия. Главный плюс этого новшества — повышение ответственности министров и усиление роли политических партий. Однако система, давно доказавшая себя в развитых демократиях, у нас может обернуться по обыкновению неожиданной стороной. Если на месте победителя будущих выборов ЕР, естественно, видит себя, то не принесет ли эта идея вместо прогрессивного будущего однопартийное прошлое, ведь тотальное присутствие «медведей» во всех областях сегодняшней общественно-политической жизни уже налицо?<?xml:namespace prefix = o />Партийное правительство не может привести к однопартийной системе. Объяснение простое — это противоречит Конституции России, избирательному законодательству и закону «О политических партиях».Дмитрий Рогозин, сопредседатель фракции «Родина»: «У нас уже создана однопартийная система» У нас уже создана однопартийная система, но только в гэдээровском варианте, когда есть одна направляющая сила и есть антураж в виде партийных «бантиков» под самыми разными названиями. Та система, которая существует сегодня в Российской Федерации, — это чистая ГДР. Если правительство будет партийным, это лишь забьет лишний гвоздик в эту вывеску.Михаил Леонтьев, телеобозреватель: Наша демократия провисает»Мы должны иметь политическую партийную систему. Вон, например, в Японии в течение всего послевоенного времени доминирует одна партия. И у кого-то есть глобальные претензии к японской демократии? Это вопрос воли нации. Как говорится, людям решать. Поэтому я считаю, что все эти разговоры — ерунда. Если нельзя создать такую политическую систему, значит, Россия, грубо говоря, не готова или не желает представительной демократии (кто знает, может, она ее переросла?). У России же вообще нет традиции представительной демократии, потому что представительная демократия базируется на том, что люди осознают законность существования частных интересов — групповых, клановых и так далее. А если у людей существует только общий интерес, то значит, такая демократия провисает.Егор Лигачев, член Политбюро ЦК КПСС в 1983-1990 годах: «Чтобы создать партию, нужны десятилетия»В этом вопросе все зависит от того, какой в данный момент общественный строй, какие условия деятельности партии. Если это по-прежнему будет административное насилие, информационный разбой и немереные денежные мешки, то никакой двух-трехпартийной системы и так не будет. Важно создать условия для деятельности политических партий и общественных организаций. Это главное. «Единая Россия» — это очередной мотылек партии власти, четвертый или пятый по счету. Чтобы создать партию, нужны десятилетия.Фарид Мухаметшин председатель Госсовета Татарстана «У нас будет другая схема»Появление однопартийного правительства, на мой взгляд, ни в коем случае не приведет к однопартийной системе. Федеральный закон о порядке формирования Государственной думы Российской Федерации уже предполагает, что в парламент избираются представители нескольких партий. Это обязательное условие. Думаю, 10-процентный порог преодолеет не одна, а несколько партий. Занявшая следующее место после победившей партия автоматически должна стать оппозиционной по отношению к победителю на выборах. Тогда будет настоящая оппозиция. Как в развитых государствах. Там партия, пришедшая второй на парламентских выборах, сразу же становится оппозиционной и начинает критиковать за действия и правительство, и фракцию, которая победила в парламенте. И у нас будет такая схема.Ричард Пайпс историк, почетный профессор Гарвардского университета «Партии в России терпят, пока они сотрудничают с властью»Политические партии никогда не могли достичь существенного положения в России, потому что глава государства, будь то царь, генсек или президент, воспринимал себя «хозяином» страны и не был терпим к выражению чужого мнения. К партиям относились терпимо, только если они сотрудничали с властями предержащими. У меня складывается впечатление, что подобное происходит и в посткоммунистической России. Россия при Путине станет режимом, где партии будут служить государству, а не общественным интересам.Юлия Латынина, журналист: «Что народ хочет, то и имеет» Я все-таки советую не переоценивать значение «Единой России». «Единая Россия» — это инструмент политического процесса, но ни в коем случае не направляющая. Если завтра президент Путин поддержит, скажем, «Партию любителей вышивания крестиком», то завтра же она привлечет огромное число всяких губернаторов, региональных промышленников и всех, кто будет доказывать, что те, кто умеет вышивать крестиком, должны формировать правительство. Поэтому как-то несправедливо говорить, будет или не будет формировать наше правительство «Единая Россия». Оно все-таки будет сформировано президентом Путиным и его окружением. Нужно признать, что подобные эксперименты можно проводить только в отсутствие внятной оппозиции и сколько-нибудь заметном неприятии народом власти. Потому что все подобного рода фикции при наличии оппозиции и недовольства народа имеют неприятное свойство преобразовываться в реальность. Тут виновата не власть, а народ. Что народ хочет, то и имеет. Вопрос звучит в «новорусском» демократическом стиле — такие вопросы могут задавать только наши замечательные демократы, которые всегда сами ратовали за это. А вот теперь, когда партия власти поставила задачу сделать партийное правительство, стали говорить, что это приведет к однопартийной системе. Во-первых, я не вижу поводов не верить в декларацию нашего государства о том, что у нас многопартийная система, — об этом гласит закон. Во-вторых, побеждать всегда будет сильнейшая партия. Кого-то может пугать, что она будет побеждать долго. Я такой опасности не вижу.Россияне не жалуют многопартийностьСам по себе вопрос о партийном правительстве не слишком интересует россиян — половина участников исследования на эту тему, проведенного Фондом «Общественное мнение», затруднились высказать свое отношение к этой идее. Каждый четвертый ее поддерживает, каждый третий — нет. Как утверждают эксперты ФОМа, «идея о формировании правительства на партийной основе ассоциируется в сознании многих наших сограждан с советским прошлым, причем такие ассоциации возникают легко и спонтанно». Далеко не у всех эти ассоциации вызывают негативное отношение, вот характерное высказывание, прозвучавшее на одной из фокус-групп: «Когда раньше существовала КПСС, она и руководила, и жили мы хорошо; так и сейчас надо: если партия победила, пусть она и формирует правительство». Сегодня о своем желании вернуться к однопартийности говорит весьма значительная (38%) доля россиян (данные «Левада-центра»). Чаще всего в пользу существования одной сильной большой партии высказываются сторонники КПРФ (44%) и «Единой России» (42%), а также больше половины голосующих «против всех». В необходимости существования большого количества партий уверены только 4% граждан.Георгий Ильичев Читайте также

Характеризуется наличием в стране только одной политической партии, которая реально влияет на осуществление государственной власти. Этой системе также характерно конституционное закрепление руководящей роли одной партии ии, сращивание партийного и государственного аппарата, устранение оппозиции, запрет существования других партий. Например, в ст 5. Конституции. Республики. Куба 1976 г. указано, что»Коммунистическая партия. Кубы выше руководящей силой общества и государства»В чистом виде такая система характерна для стран с авторитарным и тоталитарным политическим режимом. Именно такая партийная система в разные периоды существовала в фашис. ТСК. Италии и нацистской. Германии,. Советском. Союзе. Сегодня однопартийная система действует во. Вьетнаме,. Северной. Корее, на. Кубе и некоторых странах. Африка деяких країнах. Африки.

Необходимо отметить, что однопартийная система не исключает существования в стране нескольких партий, но реально только одна из них является правящей, определяет развитие всей общественной жизни, регламентирует действие ность других партий есть все остальные партии имеют организационную автономию, но признают руководящую роль правящей партии. Будучи разновидностью однопартийной системы, система с партией-гегемоном не создает ум ов для реализации различных идей и интересов, что приводит к ее кризиса гегемонистскую партийная система была типичной для некоторых бывших социалистических стран. Восточной. Европы. ХХ века (Болгарии,. ГДР,. Польши,. Венгрии), в которых, кроме правящей коммунистической партии, были зарегистрированы и другие партийные объединения, но они не принимали участия в политической борьбе и безоговорочно признавали руководство кому нистичнои партии. Современным примером партийной системы с партией-гегемоном может быть. Китай, где, кроме правящей. Коммунистической партии, существует еще восемь партий, входящих в состав. Патриотического единого фр онту, возглавляемого. Компартией. КитаКитаю.

Другой характер имеет вид однопартийной системы, получивший название партийной системы с доминирующей партией. Эта система также предусматривает существование нескольких партий, одна из которых в течение длительного времени за. По результатам выборов получает большинство парламентских мандатов и право формирования правительства. С формальной стороны такая система является многопартийной, а фактическое при этой системе в стране в течение десятилетий пра вить только одна партия. Система с доминирующей партией характеризуется демократическим политическим режимом, отсутствием правительственных коалиций и наличием малоэффективной оппозиции. Примером такой системы может бут и партийная система. Мексики, где более 70 лет страной правила. Институционально-революционная партия;. Парагвая и. Японии, где почти 50 лет правящими партиями были соответственно партия»Колорадо»и. Либерально-демократическая партия. Подобная ситуация длительное время имела место в. Швеции, где подавляющее большинство голосов на выборах получала. Социал-демократическая рабочая партия, в. Индии -. Индийский. Национальный. Кон грес и в. Египте -. Национал-демократическая партиикратична партія.

Итак, однопартийная система характеризуется стабильностью, предсказуемостью политического курса, но, в то же время, в условиях отсутствия реальной партийной конкуренции, использование одной партии своего мо онопольного положения в системе власти, они со временем становятся склонными к бюрократизации, консерватизма, возникает риск превращения партии в закрытую социальную группу и тем самым обрекает партию на потерю ней политического влияния, что в конечном итоге приводит к кризису в развитии общества.

Двухпартийная система (бипартизм)

Характеризуется тем, что за наличие нескольких разных партий только две влиятельные из них реально претендуют на политическую власть, которые попеременно результате выборов сменяют друг друга есть одна из ци их партий, которая выиграла выборы, выступает в роли правящей, другая — оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Безусловно, каждая из них имеет свой взгляд на общественное развитие и хочет иметь как можно более е мест в высших органах государства. Подобная система с одной стороны позволяет обеспечить относительную стабильность власти, поскольку создается однопартийное правительство, которое в своих действиях не ограничен коалиционными уго дамы, а с другой — затрудняет возможность прихода к власти третьей политической силы. Классическими двухпартийной системы считаются партийная система. США, в политической жизни которых определяющую роль уже более 100 лет играют. Демократическая и. Республиканская партии, и. Великобритании, в политической жизни которой преобладают. Лейбористская и. Консервативная партииартії.

Достаточно распространенной разновидностью двухпартийной системы является система двух с половиной партий, которую еще называют трехпартийной. Такая система состоит при условии, что ни одна из двух крупнейших партий по результатам а там парламентских выборов не в состоянии получить большинства мандатов без поддержки третьей партии, значительно меньшей от них, но постоянно представлена ??в парламенте. Эта третья партия, примыкая к одной й из двух основных партий, обеспечивает ей парламентское большинство и право формирования правительства, тогда как другая основная партия становится оппозиционной. Такая ситуация характерна для. Германии, где основные партии — социо л-демократическая партия. Германии и блок. Христианско-демократический союз /. Христианско-социальный союз добиваются победы, объединяясь с третьими лицами -. Свободной демократической партией или. Партией. Зелениних.

Итак, двухпартийная система характерна прежде всего для стран, в которых существует устойчивое однородное социальное и культурную среду с традиционными ценностями, которые поддерживаются большинством членами общества

Глава 6. Политические партии и партийные системы
Конституционное право — М.В.Баглай Конституционное право зарубежных стран
Страница 1 из 5

§ 1. Понятие политических партий, их сущность, организация и функции

Понятие  и   особенности   политических  партий как конституционно-правового и политического института

Анализ конституционно-правовой структуры власти зарубеж­ных стран невозможен без всестороннего знания роли, места и значения политических партий. Политические партии являются особым институтом. Пронизывая все звенья конституционно-пра­вовой структуры власти, они оказывают решающее воздействие как на их формирование, так и на их функционирование. Более того, в ряде случаев они способны существенно менять офици­альный характер взаимоотношений между отдельными ветвями власти, переворачивая последние едва ли ни с ног на голову, по­зволяя формально подконтрольному органу (например, правитель­ству при парламентской форме правления) контролировать и на­правлять деятельность контролирующего органа (парламента), мо­дифицируя существующую форму правления.

В известной мере политические партии можно сравнить с нервной системой власти, передающей встречные импульсы меж­ду отдельными ее компонентами, постоянно корректирующей их взаимосвязи, подчиняющей их действия единой политической воле, удерживающей их в рамках единого политического курса и таким образом обеспечивающей более или менее слаженное, гармонич­ное функционирование всех структурных звеньев власти в целом.

Без политических партий невозможна ни выработка и форми­рование национальной политики, ни мобилизация ресурсов на ее осуществление, ни процессы принятия решений по ее реализа­ции, ни обеспечение такой реализации. Более того, без полити­ческих партий невозможно обеспечение демократии как таковой, ибо свобода деятельности политических партий — залог демокра­тии. Активная деятельность политических партий, их открытая конкуренция в борьбе за голоса избирателей, за политические и социальные приоритеты, плюрализм представляемых ими поли­тических курсов и программ, их встречная взаимокритика, ува­жительное отношение к оппозиции и т. д. и есть основа основ того, что принято называть демократией или народовластием.

По самой своей сути политическая партия имеет двойствен­ный характер. С одной стороны, это общественная организация. Иначе говоря, членство в партии — дело добровольное. Каждая конкретная партия отражает лишь часть существующих в обще­стве интересов, взглядов и настроений (отсюда, собственно, про­исходит сам термин «партия» — от латинского слова «pars», т. е. «часть»), объединяя на этой основе большие группы людей, от­стаивающих данные интересы и настроения в борьбе с другими интересами, представленными другими политическими партиями.

Каждый человек волен самостоятельно решать, к какой партии он хочет присоединиться и как долго в ней оставаться. При этом он добровольно берет на себя обязательства соблюдать нормы и правила внутрипартийной жизни. Нарушение их (в отличие, на­пример, от нарушения законодательной нормы) никаких админис­тративно- или уголовно-правовых последствий не имеет. К прину­дительным мерам воздействия политическая партия, как любая другая общественная организация, прибегать не может. Макси­мальной санкцией может быть лишь исключение из рядов партии.

С другой стороны, партия — это общественная организация особого рода: она имеет декларированный политический харак­тер. Политические партии создаются и функционируют во имя одной важнейшей цели — завоевания прямого, открытого конт­роля над рычагами власти с тем, чтобы использовать государ­ственный механизм для реализации своих программных устано­вок. В этом конституционно-правовая сущность политических партий. Этим они решительно отличаются от всех других обще­ственных организаций, в том числе и тех, которые также уча­ствуют в политическом процессе, как, например, предпринима­тельские союзы, лоббистские группы, группы давления, в извес­тной мере профсоюзы и т. д. Последние также могут поддерживать отдельных кандидатов в ходе выборов, помогать им рекламой, деньгами, средствами связи и пр., но лишь политические партии — и только они — могут создавать свои фракции в парламенте (со­здание партийных групп на профессиональной основе в большин­стве зарубежных стран юридически запрещено), предопределяя и направляя функционирование представительного органа влас­ти. Лишь политические партии могут формировать правительство, ориентируя его политический курс.

Двойственный характер политических партий имеет самое непосредственное практико-прикладное значение для каждого гражданина. С одной стороны, человек полностью свободен в ре­шении вопроса о том, вступать ему или не вступать в какую-либо политическую партию, брать на себя соответствующие доброволь­ные обязательства или не брать. На его гражданско-правовом ста­тусе это никак не отразится.

Однако, с другой стороны, если гражданин хочет воспользо­ваться одним из важнейших своих политических прав — прини­мать участие в государственной жизни, в формировании институ­тов власти, — он, по сути дела, обязан вступить в партию или стать сторонником одной из политических партий. Более того, если он хочет воспользоваться пассивным избирательным правом и быть избранным, если он хочет сделать политическую карьеру, ему мало быть просто сторонником партии. Ему обязательно надо стать по­литическим активистом, пробиваясь в партийные лидеры. Ибо время беспартийных депутатов давно миновало. Сложность и, глав­ное, дороговизна предвыборных кампаний делает сегодня предвы­борную борьбу для кандидатов, не использующих мощную под­держку партийного аппарата, бесперспективной.

Таким образом, членство в партии — ключ к полномасштаб­ному использованию еще одного конституционно-правового инсти­тута института прав и свобод человека. Более того, учитывая значение политических партий в подготовке и проведении выбо­ров, можно сказать, что деятельность политических партий явля­ется одной из важнейших форм реализации таких конституцион­ных принципов, как принцип народного суверенитета и представи­тельного правления. Другими словами, на политических партиях, на их активной жизнедеятельности зиждется основа основ консти­туционализма современных цивилизованных стран.

Историческое   развитие   политических   партий

Первоначально политические партии в их современном по­нимании появились в Европе в период буржуазных революций. Потребность в новом политическом институте была обусловлена самим характером политических перемен. На смену королевскому суверенитету пришел суверенитет народа, произвол абсолютист­ской власти стал заменяться демократическим народным предста­вительством, т. е. системой власти народа, реализуемой через вы­борных представителей. Вот тут-то и понадобились политические партии. Логика борьбы за представительские мандаты подтолкну­ла сторонников различных взглядов объединяться в партии. При этом можно говорить о формировании двух лагерей: тех, кто пытался отстаивать прежние порядки, привилегии монарха и фе­одалов, с одной стороны, и тех, кто выступал за политические свободы, права человека и равноправие — с другой. На данном этапе политические партии, естественно, были еще малочислен­ными и маловлиятельными. Не имея необходимого опыта, они ог­раничивались вспомогательной ролью, не претендуя на лидерство в политическом процессе.

Со временем, однако, ситуация начала быстро меняться. Факторами быстрого развития партий стали: усложнение со­циальной структуры общества; обострение социальных проти­воречий и, как следствие, вовлечение в политику все более широ­ких слоев и категорий населения; усложнение самого государствен­ного механизма, общее повышение регулирующей роли государства; бурное экономическое развитие регионов, обусловившее появление специфических региональных интересов, требовавших своей за­щиты; техническое развитие средств коммуникации, привед­шее к информационному взрыву, что вывело возможности партийной деятельности на принципиально новый уровень. В итоге по­литические партии изменились и количественно, и качественно. К концу XIX в. значительно расширился спектр представляемых ими политических сил и, главное, формирование ведущих инсти­тутов власти на партийной основе фактически стало общеприня­той нормой. Политические партии уверенно и твердо заняли свою нишу в политической и государственной жизни, правда, все еще оставаясь при этом с точки зрения закона лишь одной из разно­видностей общественных организаций.

Качественно новым этапом в развитии политических партий можно считать середину XX века. Резко возросшие роль и значе­ние политических партий подтолкнули законодателя к кон­ституционному регулированию их статуса, свидетельством чего могут служить, в частности, первые послевоенные конституции (Франции, Италии, Японии и др.). Несколько позже — в 60-е годы — в большинстве зарубежных стран стали появляться спе­циальные законы о политических партиях, развивающие и под­тверждающие их специфику по отношению к другим обществен­ным организациям, признавая за ними особое место и значение. Другими словами, политические партии получили признание де-юре, стали конституционно-правовыминститутом. Был раз­работан детальный правовой регламент порядка создания и дея­тельности политических партий, что, в свою очередь, не могло не содействовать дальнейшему укреплению их позиций. Полити­ческие партии стали, по определению многих российских и зару­бежных исследователей, органической, т. е. неотъемлемой, час­тью государственного механизма. Последнее означает, что без по­литических партий функционирование современного государства в зарубежных странах, полное и эффективное осуществление им своих функций, по сути дела, невозможно.

Наконец, укажем на еще один современный этап развития политических партий в зарубежных странах. В 70—80-е годы за­конодатель ввел институт государственного финансирования по­литических партий, т. е. выделения им денег из государственного бюджета. Это решение в известной мере логично, если принимать во внимание сказанное выше: раз политические партии имеют столь высокое значение для жизнедеятельности государства, то последнее должно позаботиться об их финансовом обеспечении.

У данной проблемы, правда, есть своя оборотная сторона: при этом неизбежно затрагивается природа политических партий как общественных организаций, начинает прослеживаться тенден­ция к их известному огосударствлению. А это, в конечном счете, может отразиться на самой способности политических партий ус­пешно выполнять свои основные функции. Подробнее данный воп­рос будет рассмотрен ниже. Сейчас же отметим лишь одно: данное решение имеет свои плюсы и минусы. Потому-то государственное финансирование политических партий вводится в политико-пра­вовую практику зарубежных стран осторожно, существует на современном этапе не повсеместно, и, главное, нигде не покрывает всех финансовых потребностей политических партий, оставляя для них возможность и необходимость поиска традиционных для всех политических партий частных источников финансирования.

В работах западных и российских исследователей наряду с изложенной точкой зрения о резком возрастании роли и значения политических партий можно встретить и диаметрально противо­положные взгляды — о значительном падении влияния полити­ческих партий, об оттеснении их на второстепенные позиции, об их кризисе и чуть ли даже не смерти. Данные оценки, разумеет­ся, нельзя не учитывать. Тем более что они — как это может показаться ни парадоксально на первый взгляд — вполне совмес­тимы с вышеизложенным. Все зависит от того, под каким углом зрения анализировать политическую реальность, каковы приори­теты и исходная специализация исследователя.

Об относительном падении роли политических партий гово­рят преимущественно социологи и политологи и их точка зрения вполне оправданна. С середины XX века у политических партий появились мощные конкуренты — различные группы давления, лоббисты и пр. Все активнее политикой стали заниматься пред­принимательские союзы. Быстро развиваются прямые и обрат­ные, явные и скрытые взаимосвязи между бизнесом и полити­кой, что привело даже к появлению новых терминов — «полити­ческие инвестиции», «политический бизнес» и др. Политические партии потеряли свою былую монополию в политике. Этот факт бесспорен. Однако это никак не отражается и не может отразить­ся на роли и функциях партий в жизнедеятельности государствен­ных институтов власти (правительства, парламента и др.). Тут у них конкурентов по-прежнему нет. Потому-то исследователи, ана­лизирующие данный срез политико-правовой реальности, — юри­сты, специалисты в области конституционного права — не могут не делать вывода о возрастании роли политических партий.

<< <span>Первая< Предыдущая12345Следующая > Последняя >>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий