Очная и заочная форма обучения – что лучше и почему // ACADEMICA.RU

Вернуться к спискуОпубликовано: 02.03.2021

Разъяснения Минобрнауки по вопросам об определении термина “форма обучения” и применения дистанционных технологий

В связи с интересом пользователей сайта и обучающихся к применению дистанционных технологий при очном обучении Институт лабораторной медицины повторно публикует ответ Министерства образования и науки по данному вопросу.

По вопросу форм обучения и их определений

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – вуз), с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. 

Сущностные определения установленных законодательно форм обучения «очная», «заочная», «очно-заочная» действующими нормативными правовьми актами не установлены. 

Вместе с тем, положениями отдельных статей Федерального закона регламентируются особенности организации и условия обучения в отношении конкретных форм обучения. 

Так, указание на объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (далее – объем занятий) содержится в выше указанной статье Федерального закона. То есть, объем занятий является одним из условий установления формы обучения и личного выбора каждого при поступлении на обучение.

Также согласно части 4 статьи 11 Федерального закона формы обучения отличаются друг от друга сроками получения образования, которые устанавливаются в соответствии с федеральньши государственньми образозательньши стандартами (далее – ФГОС).

Так, например, в соответствии с требованиями ФГОС срок обучения по программам бакалавриата в очной форме обучения составляет 4 года, в очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Срок получения образования по программам магистратуры в очной форме обучения составляет 2 года. В очно-заочной или заочной формах обучения увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения.

Кроме того, требованиями ФГОС соответствующих уровней высшего образования с учетом форм обучения (очной; очно-заочной; заочной) установлены объемы образовательньгх программ, реализуемых за один учебннй год. Так, например, объем программы бакалавриата в очной форме обучения составляет 60 з.е. (зачетннх единиц), в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

При зтом требованиями ФГОС высшего образования установлено, что конкретньй срок получения образования и объем образовательной программы соответствующего уровня образования (бакалавриат; специалитет; магистратура), реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

Также законодательством Российской Федерации об образовании для обучающихся по очной форме обучения предусмотрены меры социальной поддержки и стимулирования.

Так, в соответствии с частями 3 и 6 статьи 36 Федерального закона студентам, аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона обучающимся по основньм образовательным программам, в том числе высшего образования, по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях, вузом предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у вузов.

В свою очередь, обучающимся по заочной форме обучения указанные жилые помещения предоставляются на период прохождения ими промежуточной и итоговой аттестации.

Кроме того, обучающимся по очно-заочной и заочной формам обучения, которые совмещают работу с получением образования, предоставляются дополнительнне отпуска с сохранением среднего заработка в соответствии с Трудовьм кодексом Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что определения терминов «форма обучения», «очная форма обучения», «заочная форма обучения», «очно-заочная (вечерняя) форма обучения» можно найти в справочной литературе (например, словарях, справочниках, знциклопедиях, глоссариях по педагогике, образовательным технологиям и т.д.), других информационных источниках (например, учебных и учебно-методических пособиях по педагогике и психологии).

По вопросу форм обучения и образовательных технологий

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

На основания части 2 статьи 13 и части 2 статьи 16 Федерального закона при реализации образовательных программ вузы имеют право применять злектронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки России). Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 утвержден Порядок применения вузами злектронного обучения, дистанционных технологий при реализации образовательных программ (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка вузы реализуют образовательные программы или их части с применением, в том числе дистанционных, образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной,  итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Необходимо отметить, что согласно пункту 5 Порядка при реализации образовательных программ или их частей с применением дистанционных образовательных технологий вузы самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий.

Также положениями пункта 3 0 Порядка определено, что объем образовательной программы не зависит от формы получения образования, формы обучения, сочетания различннх форм обучения, применения злектронного обучения, дистанционных образовательных технологий, использования сетевой формы реализации образовательной программы, обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

Таким образом, дистанционное обучение является образовательной технологией и, соответственно, может применяться при освоении образовательной программы при любой форме обучения, в том числе, очной.

При этом какие-либо образовательные технологии, в том числе дистанционные, не являются формой обучения и не могут подменять их. То есть, вуз может использовать дистанционные образовательные технологии как средство организации учебного процесса реализуемых в любой, в частности, очной форме обучения, образовательньгх программ.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что соответствующими ФГОС закреплено по каким профессиям, специальностям и направлениям подготовки, реализация образовательных программ с применением исключительно злектронного обучения, дистанционных технологий не допускается.

Ссылка на ответ Минобрнауки России

Похожие статьи

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил об отмене формы заочного обучения в высших учебных заведениях по некоторым специальностям.

Отмена заочного обучения в России

Как сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, с 1 сентября 2021 года в России планируют отменить форму заочного обучения в ВУЗах по некоторым специальностям. В частности, речь идет о подготовке специалистов юридического и экономического направления. Упоминаются также специальности менеджмент и государственное муниципальное право.

Это касается только первого высшего образования. Студенты, которые уже обучаются на заочном по данным профессиям, успеют доучиться и получить дипломы. Нововведение коснется только вновь поступивших студентов.

По мнению чиновников, введение этих новшеств позволит серьезно усилить качеств подготовки студентом, а также произведет естественный экономический отбор в рядах разнообразных коммерческих ВУЗов.

Продолжение следует…

Эта новость – продолжение длительных споров и обсуждений. На фоне реформ образовательной программы министерства постоянно идут дискуссии: исчерпала себя заочная форма образования или нет?

В 2010 году группа преподавателей ведущих университетов России выступила с предложением отменить заочную форму образования в высших заведениях страны. Инициаторами выступило руководство Санкт-Петербургского госуниверситета. Их поддержал ректор МГУ Виктор Садовничий. Они считают, что невозможно дать основу и навыки профессии, осуществляя преподавание по заочной системе, и большое количество преподавателей и студентов с ними согласны. В этом же году руководство СПбГУ объявило об отказе от заочной формы обучения студентов.

Не все преподаватели и руководители ВУЗов России считают, что «заочка» себя полностью исчерпала. В полемике участвует и другая сторона, которая заявляет, что убрав заочное образование, мы лишаем население свободы выбора, а ВУЗы – дополнительного финансирования. Оптимизация, а не уничтожение – вот девиз сторонников заочного образования.

Для чего предпринимаются такие шаги

Напоминаем, что улучшение качества образования на всех уровнях, и в высших заведениях в частности, является одной из приоритетных государственных программ России. Сокращение заочного образования, возможно, будет компенсировано развитием средней специальной образовательной платформы. В России явный дефицит высококвалифицированной рабочей силы на предприятиях и избыток специалистов с высшим образованием. Причем именно по специальностям, по которым решили сократить заочную форму.

Кроме того, явно прослеживается другая логическая составляющая такого шага – финансирование заочной формы. Скорее всего, сокращение «заочки» повлечет за собой и сокращение финансирования ВУЗов и количества бюджетных мест.

Экономическая целесообразность

Не секрет, что заочная форма – значительный доход для ВУЗа. Преподавателям выплачивают в два раза меньше, чем на дневной форме, она не требует дополнительной материальной базы, аудиторий и общежитий. Оплата за заочную форму образования существенно ниже, поэтому поток желающих не прекращается. С финансовой точки зрения – для ВУЗов это экономически выгодная система преподавания. Кроме того, в моменты экономических кризисов количество желающих получить высшее образование, переквалифицироваться и освоить навыки новой профессии всегда выше.

Однако чиновники считают, что цель учебных заведений не бизнес и экономическое благосостояние, а создание качественной базы для обучения специалистов высокого уровня.

Список документов для поступления абитуриенту на заочное

Историческое наследие

Система заочного образования оформилась в 20-е годы прошлого столетия. Перспективы развития промышленности требовали специалистов. Нехватка собственных кадров стала основой для создания системы подготовки специалистов без отрыва от производства. В ВУЗ получали специальное направление. Чтобы привлечь работающее население, вводились разнообразные льготы:

  • бесплатный проезд в транспорте;
  • дополнительный отпуск для сдачи экзаменов;
  • оплата расходов на проживание.

На текущий момент в России около 2 млн. заочников. Получить заочное образование проще и дешевле. Другой вопрос – получить работу с таким образованием. Работодатели неохотно принимают на работу специалистов без опыта работы даже после дневного обучения, что уж говорить о заочном.

Заочная форма обучения: плюсы

Заочная форма обучения, прежде всего, позволяет получить высшее образование людям, которые не могут позволить учиться 4-6 лет, не работая. Ни для кого не секрет, что «заочка» всегда была менее затратной. Это оптимальная форма для категорий со средним достатком и высокой занятостью.

К категориям с высокой занятостью можно отнести и специалистов, работающих на предприятии по специальности, которым требуется получить высшее образование; и будущих мам, у которых после рождения ребенка оптимальный выход, не прерывая учебу, перейти на заочную форму обучения и т. п.

К тому же у населения должен быть свободный выбор. Ведь качественное образование можно получить в любом случае, было бы желание учиться. Любой контроль, материальная и преподавательская база не отменяют самообразование и желание приобрести навыки профессии.

Заочная форма обучения: минусы

Основная причина, по которой специалисты недовольны заочным образованием, – его неспособность дать основные базовые знания ни по одной из преподаваемых дисциплин. Это следствие минимальных контактов с преподавательским составом, отсутствие практической и теоретической нагрузки и системы постоянной оценки знаний. Сессионных периодов явно недостаточно, чтобы в полной мере привить теоретические и практические навыки профессии и воспитать хорошего профильного специалиста.

Замена

Преподаватели называют заочную форму несовременным наследием прошлой эпохи. Предлагается не совсем упразднять, а заменить дистанционной формой. С развитием новых компьютерных технологий возможно интерактивное обучение студентов, различные формы онлайн-занятий с преподавателями и т. п. Что в таком случае будут делать жители удаленных от цивилизации и Интернета мест, неизвестно.

На сегодняшний день можно сказать следующее: пока инициатива чиновников распространяется на ограниченные отрасли специальностей, по которым ощущается переизбыток на рынке труда. Эти действия направлены скорее на то, чтобы направить поток специалистов в другое русло. Таким образом, чиновники рассчитывают получить кадры технических инженерных профессий, которых сейчас в России острый дефицит. Кроме того, это значительное сокращение бюджетных мест и финансирования ВУЗов.

Желающих получить второе высшее образование нововведение пока не касается. Это, вероятно, обосновано тем, что второе высшее получают взрослые состоявшиеся люди, четко представляющие, зачем они поступают в ВУЗ и что хотят вынести из учебного заведения. По большому счету речь идет скорее об оптимизации системы образования, чем о действенных реформах.

Надеемся, что невозможно полностью упразднить заочную форму в ВУЗах, это своего рода дискриминация определенной категории населения. Необходимо довести качество обучения до нужного уровня, а не упразднять.

Читайте также:

Очно-заочная форма обучения (вечерняя) в государственных и негосударственных вузах позволяет студенту посещать занятия по вечерам в будни или днем по выходным. Это не меньше 4 учебных дней в неделю — три дня по будням после пяти вечера и в субботу.

Впервые эта форма обучения была введена в СССР для работающей молодежи, которая могла получать образование только по вечерам. Формат сохранился и до сих пор очень популярен у студентов, которые получают первое высшее образование, а также у тех, для кого это образование второе.

Важно! Занятия на очно-заочном отделении должны заканчиваться не позднее 22:00, согласно закону об образовании.

От заочной формы очно-заочная отличается регулярными занятиями с преподавателями, а от очной — большим объемом самостоятельной работы.

Очно-заочную форму обучения нельзя назвать однозначно хорошей или плохой, у нее есть свои плюсы и минусы. Если вам необходима работа на полный день, но и без образования оставаться не хочется — очно-заочная форма станет подходящим выбором.

Плюсы очно-заочной формы

  1. Низкая стоимость обучения в сравнении с очной формой.
  2. Объем знаний на очно-заочном равен 70% от нагрузки на очном (на заочном — 30%).
  3. Меньше конкурс и мягкие условия для зачисления.
  4. Посещаемость студентов не учитывается так строго, как на очной форме.
  5. Долгий срок подачи документов, что позволяет студентам сначала попробовать поступить на очное.
  6. Нет балльной системы, то есть студенту не нужно для допуска к экзаменам зарабатывать баллы на занятиях.
  7. Можно совмещать с работой.
  8. Размер группы, как правило, не превышает 10-15 человек, а это значит, что у преподавателя больше времени на каждого.
  9. Возможность на практике использовать полученные знания, если работа совпадает со специальностью в вузе.
  10. Отношение преподавателей как к взрослым людям, которые пришли учиться осознанно.
  11. Льготы на работе, например, оплачиваемый отпуск на время сессии — 40 дней на первых курсах и 50 дней для выпускников. Также выпускник имеет право на 4 месяца оплачиваемого отпуска на подготовку к экзаменам и написание диплома.

Минусы очно-заочной формы обучения

  1. Большая нагрузка из-за совмещения работы и учебы.
  2. Длительное обучение. Степень бакалавра студент получает не за 4 года, как на очном, а за 4,5-5 лет (зависит от вуза).
  3. Большой объем самостоятельной работы.
  4. Нет отсрочки призыва в армию.
  5. Студентам на очно-заочной форме не дают комнату в общежитии.
  6. Нет стипендии.

Поступить на очно-заочное отделение легче, чем на очное из-за более лояльных условий. Часто экзамены там заменяются на собеседование или тесты.

Важно! На очно-заочном отделении есть бюджетные места, но их число ограничено.

Чтобы перевестись с очного или заочного на очно-заочное, достаточно написать заявление. Конечно, студента очного заявление с хорошей успеваемостью и дисциплиной так просто не отпустят без уважительной причины.

А студентов с плохой успеваемостью часто, чтобы не отчислять, сначала переводят с очного на заочную или очно-заочную форму.

Сложнее перевестись с очно-заочной формы на очную. Во-первых, на очном должно быть место. Во-вторых, обе специальности должны совпадать. В-третьих, сотрудники вуза сравнят программу на очном и программу, которую прошел студент, и организуют возможность для сдачи недостающих предметов. В зависимости от требований вуза, аттестация может проходить в виде тестов, экзаменов, собеседования.

Очно-заочная форма обучения — вариант для тех, кто хочет совмещать работу и учебу. Конкурс на нее проводится уже после окончания конкурса на очное отделение. Требования к абитуриентам лояльнее.

Очно-заочная форма подойдет тем, кто не хочет лишаться заработка, кому не хватает “корочек”, но при этом есть большой практический опыт.

Очно-заочная форма позволяет получить больше знаний, чем на заочной форме, но при этом не тратить на обучение также много времени, как на очном отделении.

31.03.2017 9695 image

Помимо всем хорошо знакомой очной формы, в ВУЗах предполагается еще несколько типов обучения, каждый из которых ориентирован на ту или иную группу студентов. Те, в свою очередь, выбирая подходящее отделение для поступления, руководствуются либо жизненными обстоятельствами, либо интересами и возможностями. Сегодня мы расскажем о том, какие формы обучения возможны помимо дневной (очно-заочная/вечерняя, заочная).

Дневная (или очная) форма

Дневная форма подразумевает программу, предназначенную для освоения студентами, при посещении ВУЗа в режиме 5-6 раз в неделю. Занятия проходят преимущественно в утренние часы, но иногда руководство ВУЗа составляет график во вторую смену. Это зачастую происходит по нескольким причинам:

  • желание ВУЗа предоставить учащимся возможность подработки в утренние часы;
  • недостаточный аудиторный фонд;
  • недостаточное количество человеческих ресурсов (недостаток преподавательских кадров) и т.д.

Программа обучения предусматривает теоретический курс (лекции), который подкрепляется практическими занятиями (семинары) и самостоятельной работой студентов (контрольные работы, курсовые, доклады и пр.). На последних курсах обучения студенты обязательно получают практические знания, дабы подкрепить теорию (соответствующая отметка выставляется в дополнении к диплому).

Длительность обучения может составлять 4 года (бакалавр), 5 лет (специалист) и еще 2 года (магистратура).

Внимание! Если на очную форму поступает для обучения выпускник техникума/колледжа, то программа для него сокращается до 3 лет.

Среди преимуществ дневного обучения можно отметить:

  • превосходный «багаж» теоретических знаний;
  • возможность получить отсрочку от армейской службы;
  • возможность для студента поучаствовать в активной жизни учебного заведения: соревнования, олимпиады, диспуты, проведение праздников, то есть, говоря простыми словами, возможность полностью реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал;
  • возможность получать стипендию (речь о бесплатном отделении в ВУЗе).

Студенты дневного отделения могут получать стипендию

Но все далеко не так гладко в реальности. Конечно, следует понимать, что с дипломом высшего учебного заведения, но при отсутствии опыта выпускник ВУЗа не сможет получить хорошую стартовую должность. И это, в принципе, нормальная ситуация для большинства.

Очно-заочная форма обучения

Довольно часто ее называют вечерней, поскольку она дает возможность студенту учиться в ВУЗе и одновременно работать. Чаще всего подобная форма обучения предполагает посещение учебного заведения 3-4 раза в неделю, то есть реже, чем при дневном обучении, но, все же, достаточно часто. Такого графика обучения будет вполне достаточно для того, чтобы не нарушить свой трудовой распорядок и при этом получить достаточное количество теоретических знаний.

Очно-заочная форма обучения — плотный курс теории с последующим подтверждением студентом полученных знаний (зачетная сессия и экзамены). Что касается длительности процесса обучения, то он оставляет от 4,5 (бакалавр) до 5,5 лет (специалист) и дополнительно 2 года для получения квалификации магистра. Для выпускников колледжа/техникума, длительность обучения, как и в первом случае, составляет 3 года.

К наиболее существенным преимуществам вечерней формы обучения относят возможность одновременного получения необходимых для будущего знаний и самостоятельного заработка денег. Кроме того, «свежеиспеченный» специалист, к примеру, уже будет иметь «за плечами» некоторый опыт работы.

Что касается минусов, то сюда можно отнести, пожалуй, лишь отсутствие возможности проявить себя творчески в период обучения, поучаствовав в жизни ВУЗа, а также отсутствие стипендии.

Внимание! Следует принять к сведению, что при обучении на вечернем отделении отсрочка от армии не предоставляется.

Заочная форма

Ну, и что касается заочной формы обучения, то здесь все максимально упрощено: «львиная» доля знаний должна получаться студентом самостоятельно. В учебном заведении предоставляется лишь необходимый теоретический минимум. Закрепление полученных знаний осуществляется методом проведения контрольных работ и, конечно же, экзаменационной сессии.

Заочная форма обучения подходит тем, кто работает

Что касается временных рамок, то здесь все довольно «размыто», поскольку каждый ВУЗ по-своему интерпретирует понятие «заочной формы обучения». Так, например, многие учебные заведения проводят занятия для заочного отделения 1 раз в неделю (будний/выходной день), а по окончании теоретического курса подкрепляют его зачетом/экзаменом. Эта система носит название «модульная».

Другие же ВУЗы осуществляют заочное обучение классическим методом. В данном случае «начитка» лекционного курса осуществляется непосредственно накануне экзаменационной сессии.

Заочная форма обучения – идеальный вариант для тех, у кого просто нет возможности посещать стандартный курс лекций.

Вот, в принципе, и все, что необходимо знать о различных формах обучения в ВУЗах. Успехов!

Поступление в ВУЗ: видео

Тяжело в учении…

С дневным отделением все понятно: «дневникам» обеспечены насыщенная студенческая жизнь, регулярное общение с преподавателями, полный объем положенных знаний, а что гарантируют ВУЗы «заочникам»? Согласно государственным стандартам обучение студентов заочного отделения осуществляется по тем же учебным планам и дисциплинам, что и у дневного, а дипломы «очников» и «заочников» равноценны: форма обучения, как правило, указывается в приложении к диплому, а не в самом документе.

Стоит отметить, что у заочного образования есть большой плюс: демократичная стоимость (по сравнению с очной формой обучения) и сравнительная легкость поступления. Для сравнения в СПбГУКиТ очное направление «Менеджмент» обойдется в 90 000 рублей, заочное — около 50 000 рублей.

Согласно исследованиям электронного научного журнала «ВЕСТНИК-ЭКОНОМИСТ ЗАБГУ 2014» (№ 7), именно эти параметры повлияли на то, что за последние несколько лет численность «заочников» в стране возросла на 2161 тыс.человек, тогда как в полку «очников» прибыло почти в два раза меньше. Там же высказалось опасение, что процент студентов заочного отделения слишком высок, и в идеале их должно быть не больше 10-15% от общего числа, тогда как сейчас в России их более 50%.

Однако, несмотря на все возрастающую популярность дистанционного обучения, ведущие ВУЗы страны отказались от заочных отделений: СПбГУ, МГУ, МГТУ им. Баумана прекратили набор «заочников» с 2010 года, ссылаясь на слишком низкое качество такого образования. Интересно, что законодательно компетенция «очников» и «заочников» одинакова: равноправные дипломы предполагают, что знания и уровень образования у тех и других студентов также одинаковый. Такой нормативный документ как «Единый квалификационный справочник» содержит описания требований к претендентам на ту или иную профессию: претенденты на должность менеджера, архитектора, инженера или биржевого маклера должны в обязательном порядке иметь высшее образование, но как именно должен был обучаться специалист, справочник не уточняет.

…а как в бою?

Следовательно, в России можно не только заочно получить высшее образование, но и найти работу по специальности, имея в дипломе такую пометку. Но котируются ли специалисты — «заочники» на рынке труда? Как обстоит дело на практике рассказала заместитель начальника управления кадров главного управления по организации работы с персоналом факультета журналистики СПбГУ Краснова Елена Павловна: «Если говорить о трудоустройстве и конкуренции студентов очного и заочного отделения после ВУЗа, то все зависит от сферы деятельности выпускников, предпочтений начальства и того, что в данной профессии ценится больше: классическое полное образование или опыт работы. Во многих фирмах, например, в диплом просто не заглядывают, проверяют лишь его наличие, потому не знают, какое отделение заканчивал соискатель. А в научной и преподавательской деятельности есть определенные требования, и если они соблюдены выпускником заочного отделения, но не соблюдены выпускником дневного — предпочтут, конечно, первого. Дневное образование, несмотря на такие нюансы как опыт или стаж, считается более престижным и обширным, чем образование человека, который многое изучал самостоятельно, совмещая обучение с работой или семьей. Однако по опыту могу сказать, что при равном раскладе сил перевес все-таки окажется на стороне „очника“».

С ней соглашается начальник аналитического отдела химической лаборатории НИИПМ Таисия Алексеевна Приходько: «При приеме на работу отдам предпочтение „очнику“. Скажу больше, мои коллеги, руководители других наукоемких производств, также предпочитают брать на работу студентов — „дневников“. О другом и речи быть не может. Студент заочного отделения вынужден большую часть материала изучать самостоятельно: знание классической теории у него плохое, практики в лабораторных условиях, как правило, нет. Следовательно, уровень образования у них гораздо ниже, чем у студентов очных форм обучения».

Мнения экспертов совпадают с результатами исследования Высшей Школы Экономики: при трудоустройстве выпускники очного отделения действительно пользуются преимуществом. Более чем в половине случаев именно «очник» получит желаемую должность. Причем чаще всего работодатели ссылаются на довольно низкое качество заочного образования, однако отмечают: это неприятное различие с лихвой нивелируется опытом работы «заочников».

Главный редактор газеты «Экстраблог» Павел Желтов: «Я отношусь к той категории работодателей, у которых нет предпочтений в плане формы образования: если соискатель может продемонстрировать необходимые навыки, то мне не важно, на каком отделении он учился. Считаю, что люди, которые имеют опыт работы в необходимой работодателю сфере, ценятся независимо от формы образования. Возможно, на гос.службе и есть различия, но в целом на рынке труда наблюдаю такую тенденцию и сам беру людей на работу, исходя из этих критериев».

Дело в профессии

Действительно, на современном рынке труда фактор опыта работы имеет большое значение, но вступает в конфронтацию с уже известным нам утверждением о том, что студенты очного отделения лучше. Очевидно, есть решающий фактор, которым работодатели руководствуются при отборе кандидатов в той или иной сфере. Если дело не в личном предпочтении рекрутеров, то, может быть, соль в самой профессии? Возможно, заочная форма обучения, которая никак не скажется на карьере журналиста, будет большим минусом в резюме инженера или математика-программиста.

Начальник отдела маркетинга правового консорциума «Кодекс» Татьяна Селиванова видит решение дилеммы в следующем: «Я считаю, что ценность студентов очного или заочного отделения на рынке труда зависит от того, в какой сфере они собираются применять свои знания. Если журналист или PR-менеджер к моменту выпуска из университета имеет внушительное портфолио и большой опыт работы — меня, как начальника, не смутит, что человек обучался заочно. Совсем другое дело наукоемкие, медицинские, проектировочные работы. В этих сферах необходим не столько опыт, сколько колоссальные знания в своей профессиональной области. Здесь без теории не обойтись, а она несравнимо лучше на дневном отделении. В этом случае очное обучение — большой плюс для работодателя».

Дарья Чапко 19 ноября 2014

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий