Обзор основных способов психологического объяснения поведения людей

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

В частной медицине пациент, если ему не понравился врач, просто переходит в другую частную клинику. Как построить коммуникацию между врачом и пациентом, чтобы разочарований было меньше?

Существует несколько традиционных моделей поведения врачей, каждая из которых подразумевает разную стратегию поведения врача по отношению к пациенту. Чтобы сделать общение врача с пациентом более комфортным, лечение более эффективным и избежать негативных отзывов, полезно понимать специфику этих моделей:

  • Инженерная модель
  • Патерналистская модель
  • Коллегиальная модель
  • Контрактная модель

Прочитайте интервьюДмитрия Андреевича Красножона, одного из лидеров нашего рейтинга хирургов-онкологов о том, как правильно общаться с пациентами.

Инженерная модель

При инженерной модели врач воспринимает пациента безлично, как сломавшийся механизм, нуждающийся в ремонте. Часто такой подход выбирают хирурги, у которых недостаточно времени для личного общения с больным. Инженерная модель не допускает обсуждения процесса лечения.

Плюсы: скорость приёма, и, по мнению некоторых медиков, при такой модели вероятность врачебной ошибки ниже.

Минусы: такой подход малоприменим к частной медицине. Многим пациентам важна вовлеченность врача в процесс лечения, многие привыкли обсуждать с врачом свое состояние и получать живую обратную связь. Такой пациент, столкнувшись с инженерным подходом, чувствует безразличие и отношение “на потоке”. Вполне вероятно, что пациент не станет принимать назначенную терапию, решив, что врач назначает всем общие стандартные схемы.

Конечно, инженерный подход вовсе не означает безразличие или пренебрежение к пациенту, она лишь свидетельствует об определенном подходе врача к выполнению своих обязанностей — только не все пациенты могут это правильно считать.

image

Патерналистская модель

Патерналистская модель подразумевает стиль общения, сходный с отношениями родителя и ребенка. Врач относится к пациенту с заботой и вниманием, но вместе с тем, может проявлять настойчивость и в определенном смысле диктовать своему подопечному правила лечения.

На сегодняшний день такая модель является очень распространенной, особенно в государственной медицине. Она может не устроить пациентов, имеющих свои взгляды на лечение, а также тех, кто не любит подчиняться указаниям специалиста без подробных разъяснений.

Плюсы: более легкая коммуникация с точки зрения врача.

Минусы: Врачам может мешать инициатива пациентов, если они не умеют с ней работать и строить диалог так, чтобы не обесценить мнение пациента. Знание пациента мешает, тем более что чаще всего это знание не совпадает с их точкой зрения. Обычно, когда пациент рассказывает: «Я вот прочитал то-то», — врач думает: «Лечитесь сами, если читали».

image

Коллегиальная модель

При коллегиальной модели между врачом и пациентом преобладает принцип равноправия. Доктор обязуется предоставить максимально полную, правдивую информацию о вашем состоянии и всех возможных методах диагностики и лечения, а вы участвуете в обсуждении этой информации и высказываете свои идеи по поводу оптимизации лечебного процесса.

Плюсы: С образованным пациентом гораздо легче работать, он твой партнер, он берет на себя часть ответственности — это уже коллегиальная модель общения.

Минусы: много противоречивой медицинской информации в интернете — часто пациенты не знают, где можно прочитать достоверный материал о заболевании.

Не всегда врачи умеют завоевать доверие. Врачи, которые начинали практику ещё в доперестроечные времена, уверены, что доверие вызывают дипломы на стене, звание кандидата или доктора наук, обилие сложных медицинских терминов в речи. Но в реальности дипломы не влияют на доверие, а неспособность врача простыми словами объяснить, что происходит, доверие даже уменьшает.

Доверие вызывает диалог, выслушивание пациента, объяснение тех или иных симптомов, снятие тревоги за здоровье, в случаях, где это необходимо. Позвольте пациенту озвучить свои опасения, чтобы тот почувствовал, что вы заинтересованы тоже. Сейчас врач в значительной степени становится консультантом, который предлагает решения пациенту.

Контрактная модель

В настоящее время все большую распространенность приобретает контрактная модель, подразумевающая отношения клиента и исполнителя. В соответствии с этим подходом, врач, как поставщик услуг, старается максимально удовлетворить запросы клиента, чтобы тот в будущем снова обратился в данное лечебное учреждение.

А пациент придирчиво оценивает качество работы доктора, исходя из своего понимания целесообразности тех или иных назначений. Несмотря на господствующее положение позиции больного, многим людям не нравится чрезмерная услужливость со стороны врача, и они избегают контрактной модели общения.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Найдено 7 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

—> ПАТЕРНАЛИЗМ

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

—> ПАТЕРНАЛИЗМ способ поведения человека (как правило, мужчины), занимающего в группе позицию лидера, при котором этот человек, имеющий власть или влияние над людьми, использует их для того, чтобы обеспечить протекцию и контроль, подчинение или зависимость других людей лично от него. Иногда П. называют также стремление некоторых взрослых людей общаться с другими взрослыми людьми как с детьми, лишая их права на независимость и самостоятельность. См. лидер, патернальное поведение.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

—> Патернализм

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

—>Патернализм

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

—>ПАТЕРНАЛИЗМ

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

—>Патернализм

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике. 2011

—>Патернализм

Источник: Словарь терминов и понятий по медицинскому праву.

Показать еще… ДомойМнения

Мнения

Патернализм врачей и инфантилизм пациентов

14 августа 2017 14:12

С чем это связано?

Традиционно среди врачей и пациентов господствует представление о враче как о носителе тайных, недоступных простым смертным знаний.  Отчасти это связано с историей появления медицины из области знахарства и магии. Само слово «врач» происходит от слова «върати», то есть врать, колдовать, завораживать.  В хорватском языке врач означает «знахарь», в болгарском и македонском – «шарлатан», в сербском – «колдун».  Одно из значений слова medicine – «колдовство».

Архаичное отношение к врачу как своего рода жрецу и магу привело к появлению патерналистской модели отношений врач-пациент. Врач в ней обладает непререкаемой властью, а пациент обязан слепо выполнять его предписания. Возможно раньше подобная модель была более-менее эффективной. Потому что общество было более иерархическим и религиозным. Представление о том, что есть люди, обладающие высшей сакральной властью, казалось само собой разумеющимся. Возможно больные поэтому охотнее выполняли предписания врачей. Но все равно отсутствие личной осознанной мотивации пациента скорее всего мешало этому процессу.

Такое представление наиболее выражено было в Средневековье и ранее. Когда основой экономики были феодальные и рабовладельческие отношения с их неприкрытой иерархией и эксплуатацией крестьянского и рабского труда. Это откладывало отпечаток на все сферы жизни, в том числе медицину и психологию людей.

На исходе Средневековья, в начале Нового Времени зарождаются капиталистические отношения с наемным трудом как основой экономики. Они формируют новые представления о взаимоотношениях людей. Люди воспринимаются как потенциально равные, способные выбирать кого нанять и кому продать свой труд. Иерархия, конечно, сохраняется, но становится более завуалированной, возможно менее жесткой, по крайней мере не воспринимается как явная.  Появляется больше возможностей для социального лифта. Также развиваются технологии и наука, ослабляется влияние религии. Наиболее ярко это проявилось в эпоху Великой Французской Революции с ее лозунгом Свободы, Равенства и Братства. Стала подвергаться критике даже идея найма труда как пусть менее очевидного, но все же рабства.

Читайте также:«Чтобы ни один рубль не ушёл»: Путин поручил использовать деньги на первичное звено по назначению

Под влиянием этих причин и формируется новый тип врача. Специалиста и ученого, изучившего определенные технологии и предоставляющего услуги. Разумеется, архаичные представления о враче как кудеснике за дары делящимся своей силой никуда не делись.

Они продолжали и продолжают существовать параллельно с новой моделью, которая называется партнерской.  В ней врач и пациент равны. Просто врач больше знает о медицине, а пациент о себе. Они друг от друга зависят. Врач открыто делится знаниями, соображениями, сомнениями и даже признает свои ошибки. Пациенту не возбраняется высказывать мнение о процессе диагностики и лечения, подвергать сомнению действия врача, комментировать их. То есть это абсолютно совместный процесс. Врач и пациент вместе принимают решение о том, как и что делать. Конечно, авторитет врача, обладающего специфическими знаниями, сохраняется. Но согласиться с мнением врача полностью или частично, доверять ему или нет – это основополагающее право пациента. Конечно, могут быть исключения в рамках этой модели в экстренной медицине, реаниматологии, детской и психиатрической практике.

Да, тут есть определенные сложности.  Врачу нужно признаться в том, что он может чего-то не знать и ошибаться. Пациенту нужно разделить ответственность за собственное лечение вместе с врачом. Но это дает вовлеченность пациента в процесс терапии, повышает его осознанность.

Мы живем в эпоху, когда стираются границы, и знания становятся доступными, в том числе благодаря Интернету. Это неизбежный процесс. Также мы все заняты оказанием друг другу определенных услуг в профессиональной сфере. Это неизбежно распространяется и на медицину. Когда одна моя знакомая сказала, что медицина такое же дело как печь пирожки, меня это покоробило. Но с этим придется согласиться. Таковы тенденции.  К тому же пирожки тоже нужно печь с любовью и заботой. Есть люди, лучше разбирающиеся в решении каких-то проблем. И мы к ним за этим обращаемся. Мы можем поесть дома, если это ежедневный обед, а можем сходить в ресторан, если у нас праздник или романтический ужин. Можно заняться самолечением, если болезнь легкая, а в тяжелых случаях можем обратиться к специалисту. Болезнь – всего лишь определенная проблема, которую можно решить с помощью врача, а не олицетворение вселенского зла, которому   обязан противостоять рыцарь-крестоносец Храма Медицины в белой мантии и  со скальпелем в руках, жертвенно и бесстрашно сражающийся во имя мистического идеального Здоровья.

Читайте также:Пермский Следком начал проверку по факту избиения ребёнка медсестрой в медучреждении

Представления о технологичности и сервисе в медицине все равно существуют в нашем сознании. От них никуда не денешься. И за ними будущее – нравится нам это или нет. Но они вступают в противоречие с другой картиной отношений врач-пациент. Врач в ней от природы обладает некой мистической способностью исцелять. Он получил сакральные знания из рук своих учителей. Он чувствует болезнь. И исцеляет. А пациент, точнее больной в этой модели, открыв рот, слушает врача и подвергается этому воздействию.

Эта идея распространяется среди населения как зараза. Постоянно ходят слухи о каких-то чудесных особенных врачах, которые исцеляют от болезни. Но интересно, что если покопаться, то обычно ничего особенного этот врач не делает. И даже реального эффекта не наблюдается часто. Этот врач скорее умеет произвести впечатление. То есть и действует как маг. Но на самом деле исцеление невозможно. Задача врача, в основном, облегчить симптомы, уменьшить выраженность болезни, повысить качество жизни и только в редких случаях возможно устранить причину. То есть речь идет о большей или меньшей эффективности лечения, но не об исцелении.

Читайте также:Госдума не поддержала законопроект об обязательном страховании жизни медработников

Обратной стороной патерналистской модели является грубость врача. Непризнанный бог, сидящий в поликлинике в плохих условиях, не может быть хорошим отцом своим больным. Он злится и срывается на них. Любящий и заботливый отец может превратиться в тирана, прикрываясь любовью и заботой.  Обратной же стороной почтительного восприятия врача как бога является инфантилизм пациентов. Это похоже на патриархальную семью. В ней больные, словно дети, которые могут слепо подчинятся родителю, но в любой момент, как только есть возможность или появляются сомнения в родительской власти, готовы взбрыкнуть и саботировать решения врача.

В итоге это приводит с одной стороны к раздутию самооценки врача, а с другой – ее постоянному падению, если что-то пошло не так. А также злости на пациента, если тот не слушается. Врач берет на себя слишком много ответственности за жизнь пациента и неизбежно выгорает. Помню, как на уроках латинского мы учили крылатое выражение «светя другим сгораю». И эта идея ведь активно внушается студентам и врачам, что врач – благородная и божественная, священная и жертвенная профессия. Что это даже не профессия, а призвание и образ жизни, а «халат – это вторая кожа».

Но эта идея совершенно нездоровая. Она вредит и пациентам, которые становятся безответственными, так как сами не вникают в лечебно-диагностический процесс. Снижает их приверженность и мотивацию к борьбе за здоровье.

А зачем им она? Ведь есть волшебник и спаситель в белых одеждах.

Новые представления, вступая в противоречие со старыми, формируют совершенно нереалистичные ожидания врачей и пациентов. Врач мнит себя всемогущим и всезнающим кудесником, но при этом ждет от пациента ответственности и осознанности, а пациент, воспринимая врача как чудотворца с неподдающимися человеческому разумению знаниями, при этом ожидает, что к его мнению будут прислушиваться и обеспечат сервис.

Но совместить это невозможно. Остается выбирать.

Автор: психиатр и психотерапевт Дмитрий Фролов

Loading… Найдено 9 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

—> Патернализм (от лат. paternus – отцовский) – покровительство, опека старшего по отношению к младшим, к подопечным.

Источник: Словарь по комплексной реабилитации инвалидов 2010 г.

—> Патернализм

Источник: Социология права словарь специальных терминов

—> ПАТЕРНАЛИЗМ от лат. paternus — отцовский) — англ. paternalism; нем. Paternalismus. 1. Тип руководства, при к-ром руководители обеспечивают удовлетворение потребностей подчиненных взамен за их лояльность и послушание. 2. Покровительство, «отеческая власть» индивида или группы над др. индивидом или группой, считающихся слабыми. 3. Идеология и соц. практика в области трудовых отношений, к-рая проявляется в благотворительности и заботе предпринимателей о своих работниках. 4. Политика индустриально развитых стран по оказанию помощи развивающимся странам, фактически закрепляющая экон. и полит, зависимость последних.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

—>Патернализмот лат. paternus — отцовский) — тип отношений, проявляющийся в покровительственном отношении государства, компании, индивида к зависимым от них субъектам. З а попечительством и защитой стоит тотальная власть: паства не может жить без опеки, не способна к самостоятельному существованию. Этот феномен исследовался в работах Дж. Локка и М. Вебера. Примером патернализма является отношение к аборигенным народам Севера. На уровне корпорации патернализм проявляется в системе пожизненного найма, в получении большого пособия при выходе на пенсию, в системе автоматического повышения зарплаты в зависимости от возраста и стажа непрерывной работы. Традиции патернализма позволили Японии достичь успехов в экономике. В России же его последствия не столь позитивны [22, 59].

Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

—>Патернализм

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

—>ПАТЕРНАЛИЗМ

Источник: Большой толковый социологический словарь

—>патернализмpaternalism лат. pater ‘отец, отцовский’. — 1. В этике покровительство, опека старшего по отношению к младшим и подопечным, а также уважение и благодарность младших по отношению к старшим. 2. В политологии, социологии, теории трудовых отношений, менеджменте покровительственное отношение: а) государства к своим гражданам (например, убеждение в том, что государство, правительство обязаны принимать на себя все заботы о благоденствии граждан), б) фирмы к своим работникам (патернализмом называют систему дополнительных льгот и выплат на предприятиях за счет предпринимателей, направленную на закрепление кадров, на смягчение трудовых конфликтов); в) одной страны к другой (опека крупных держав над более слабыми государствами, колониями, подопечными территориями). 3. В коммуникативистике статусно ориентированный тип общения, при котором реализуются роли «эксперта», осуществляющего заботу (чаще всего через запрет) о другом (других) субъекте(ах) общения, и «дилетанта», мало знающего (иррационального) субъекта, на которого направлена забота «эксперта». Коммуникативный патернализм проявляется в трех основных сферах социального взаимодействия: 1) бытового (например, представители русскоязычной лингвокультуры, принимающие иностранцев, в холодное время года обычно заставляют гостя-иностранца надеть шапку перед выходом на улицу); 2) профессионального (врач заставляет пациента выполнять все свои указания, не учитывая мнения больного при принятии решения о способе лечения); 3) государственного (государство, устанавливая законы и правила, видит необходимость во вторжении в личностную автономию как отдельных граждан (например, едущие в автомобиле обязаны пристегиваться ремнями безопасности), так и целых социальных структур, например частный бизнес) (С.Б. Белецкий, л.В. Куликова, 2011).

Источник: Словарь терминов межкультурной коммуникации 2013.

—>ПАТЕРНАЛИЗМPATERNALISM) Данный термин обозначает отношения между отцом и ребенком, однако большей частью используется для описания отношений между начальством и подчиненными. Аналогия с отцом и ребенком использовалась М. Вебером при разработке модели традиционного политического авторитета в форме патримониализма, в рамках которой черты авторитета главы семьи (патриархальность), распространяются на управление целыми территориями. В случае с политикой подчиненные отвечают «патриарху» лояльностью и послушанием в обмен на его протекцию. Патернализм соотносят с организацией экономических производительных единиц, как сельскохозяйственных, так и индустриальных, обозначая этим термином способ регуляции отношений между собственниками средств производства или их агентами и подчиненными, что также связано с патриархальной моделью. Патернализм имеет следующие особенности. (1) Он связан с дифференцированным доступом к власти и ресурсам: подчиненный зависит от патерналиста, поскольку не располагает достаточными для самообеспечения ресурсами. (2) Идеологический аспект патернализма связан с оправданием подчинения, подчеркивающим заботливую роль патерналиста. (3) Патернализм является коллективной формой социальной организации, при этом патерналист может быть отдельным лицом, тогда как его подчиненные рассматриваются как коллектив. (4) В современной индустрии патернализм имеет тенденцию к систематизации и институционализации, составляя часть системы организационных правил. (5) Патернализм обычно является распространенным отношением, охватывающим все аспекты жизни подчиненных и затрагивающим личность в целом, не ограничиваясь отдельными видами деятельности индивида. Патернализм отличается от традиционных капиталистических отношений следующим: (1) он предполагает неравенство власти, тогда как официальная идеология капитализма заключается в том, что экономический обмен — это соглашение между равными сторонами; (2) полное включение подчиненных в патерналистские отношения контрастирует с обычными капиталистическими отношениями найма, основанными на частичном вовлечении работников в эти отношения и разделении рабочей и внерабочей жизни, когда единственными узами, связывающими работодателей и работников, могут быть денежные отношения. Классическими примерами сельскохозяйственного патернализма являются отношения на плантациях Старого и Нового Света. Индустриальный патернализм в Европе и Америке ограничивается, главным образом, лишь начальным периодом существования фабричной системы и временем перехода к современной индустриализованной экономике. Однако в Японии патернализм сохранился и во второй половине ХХ в. в современных крупномасштабных корпорациях. См. также: Латифундия; Патрона и клиента отношения.

Источник: Социологический словарь

—>ПАТЕРНАЛИЗМ

Источник: Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.

Показать еще…

Настоящая статья представляет собой один из первых опытов аналитического отношения к современной социальной политике России. Описываются различные подходы к построению социальной политики в истории. Обосновывается задача построения современной социальной политики как механизма развития человеческого потенциала населения; предлагается с помощью социальной политики формировать основные профессиональные, личностные и гражданские компетенции населения. Авторы статьи: Попов А. А., Проскуровская И. Д., Рожкова Е. С.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий