Общее представление о гипотезе и ее проверке в научном исследовании. Виды гипотез.

Следующим ответственным шагом в представлении научного аппарата является формулировка гипотезы исследования.

Гипотеза исследования представляет собой научно обоснованное предположение, допущение, истинность которого неочевидна. Содержательно она представляет собой предположения относительно ожидаемых результатов исследования.

Выбор гипотезы важен, поскольку, во-первых, нельзя проводить исследование, не имея перед собой чётких направлений и целей; во-вторых, от правильной постановки гипотезы зависит выбор методов исследования; в-

третьих, только имея какую-то предварительную идею, можно определить, какие материалы и факты необходимо анализировать для усвоения проблемы.

Исходя из вышесказанного, гипотезу необходимо формулировать как можно точнее, при этом она должна соответствовать цели дипломной работы и отражать направление практической части исследования.

Выделяется несколько видов гипотез (таблица 1).

Виды гипотез в психологическом исследовании

Таблица 1

Описательные

Объяснительные

структурные

функциональные

предположение о предполагаемом специфическом наборе элементов в изучаемом объекте

предположение о характере и форме связей между элементами изучаемого объекта

предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки

По иерархии можно выделить следующие виды гипотез (таблица 2).

Таблица 2

Виды гипотез в психологическом исследовании (по иерархии)

Вид гипотезы

Описание

общая, или теоретикоэкспериментальная гипотеза

определяется целью всего исследования

теоретическая гипотеза

представляет из себя предположение о существовании явлений, об их причинно-следственной связи

экспериментальная гипотеза

в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: «Если А…, то В…», при этом независимая А и зависимая переменные должны быть четко определены

частные гипотезы

представляют собой предполагаемые результаты и подлежат эмпирической проверке

статистические гипотезы

используются в эмпирической части исследования и могут содержать предположения о:

  • а) сходстве или различии двух групп;
  • б) взаимодействии независимых переменных, или причинно- следственных связях;
  • в) статистической связи переменных в исследовании

Основная теоретико-экспериментальная гипотеза исследования формулируется как качественное обобщенное теоретическое предположение по проблеме и строится исходя из цели и предмета исследования. Она преобразуется в серию причинно-следственных или статистических гипотез:

  • а) о сходстве или различии двух и более групп;
  • б) о взаимодействии независимых и зависимых переменных, об их причинно-следственной связи;
  • в) о наличии статистической связи переменных;
  • г) о структуре латентных переменных в корреляционном исследовании.

К гипотезе предъявляется ряд требований:

  • — эмпирическая проверяемость с помощью имеющихся средств и методов, следствия, выведенные из нее, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать результатам опытов;
  • — теоретическая и логическая обоснованность;
  • — должна содержать конкретное предположение, соответствующее научным фактам;
  • — не быть логически противоречивой;
  • — отсутствие множества ограничений и допущений;
  • — информативность;
  • — отсутствие ценностных суждений;
  • 42

— иметь четкую и лаконичную формулировку в утвердительной форме.

Гипотезы должны быть проверяемы в ходе исследования, но они могут быть как подтверждены, так и опровергнуты. Важно понимать, что опровергнутая гипотеза тоже представляет собой полученный в ходе исследования результат, поэтому бояться этого не нужно. Опровержение гипотезы, как правило, требует развернутых размышлений автора относительно того, почему гипотеза не подтвердилась или подтвердилась не в полном объеме. Кроме того, результатом размышлений автора может быть выдвижение новой гипотезы, которая так же будет нуждаться в экспериментальной проверке.

Формулировка гипотезы — это построение некоторого предположения на основе имеющихся знаний теоретического или эмпирического характера о существовании какой-либо закономерности, причины явления или связи нескольких явлений; это предположительный ответ на проблему исследования.

Важно понимать, что процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше составить ее рабочий вариант — как первичное, временное предположение, служащее для удобства

систематизации материала.

В процессе теоретического изучения проблемы и анализа литературы, после накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

При формулировании гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «при условии, что…» и др., т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.

Сформулируем гипотезы в наших предполагаемых исследованиях.

Пример 1.

Тема исследования:

Развитие критического мышления студентов в процессе проектной деятельности.

Цель исследования:

изучение возможностей целенаправленного развития критического мышления студентов высших учебных заведений в условиях проектной деятельности.

Объектом исследования:

процесс развития критического мышления студентов вуза.

Предмет исследования:

психологические условия развития критического мышления студентов вуза в условиях проектной деятельности.

Гипотеза исследования:

мы предполагаем, что в традиционных условиях организации учебного процесса в вузе развитие критического мышления студентов происходит недостаточно эффективно. Включение студентов в проектную деятельность будет способствовать развитию у них критического мышления.

Пример 2.

Тема исследования: Взаимосвязь социально-психологической адаптации подростков с личностной тревожностью.

Цель исследования:

выявление взаимосвязи социально-психологической адаптации подростков с уровнем личностной тревожностью.

Объект исследования:

социально-психологическая адаптация подростков.

Предмет исследования:

взаимосвязь социально-психологической адаптации подростков с уровнем личностной тревожности.

Гипотеза:

мы предполагаем, что показатели социально-психологической адаптации подростков взаимосвязаны с проявлениями личностной тревожности таким образом, что низкий уровень показателей социальнопсихологической адаптации коррелирует с высоким уровнем личностной тревожности. Предполагаем так же, что в целом у подростков-девочек уровень тревожности выше, чем у подростков-мальчиков.

Пример 3.

Тема исследования: Влияние детско-родительских отношений на суицидальные проявления подростков.

Цель исследования:

изучение влияния специфики внутрисемейных отношений на

суицидальные проявления подростков.

Объект исследования:

суицидальные проявления подростков.

Предмет исследования:

влияние детско-родительских отношений на содержание и

интенсивность суицидальные проявления подростков.

Гипотеза:

мы предполагаем, что внутрисемейные отношений родителей с подростками влияют на суицидальные проявления подростков. Наиболее значимым фактором является конфликтность в детско-родительских отношениях: чем выше уровень конфликтности, тем больше вероятность суицидальные проявления подростков.

Пример 4.

Тема исследования: Динамика субъективного переживания чувства одиночества в период поздней взрослости (60-90 лет).

Цель исследования:

Изучение динамики субъективного переживания чувства одиночества на различных стадиях поздней взрослости.

Объект исследования:

субъективного переживания чувства одиночества.

Предмет исследования:

возрастная динамика субъективного переживания чувства одиночества у пожилых людей

Гипотеза:

мы предполагаем, что переживание чувства одиночества у людей пожилого возраста имеет возрастную динамику, при этом наибольшей интенсивности субъективное переживание чувства одиночества приобретает на завершающих стадиях поздней взрослости.

Лекция 10. Гипотеза и ее роль в исследовании

Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) – высказывание, которое представляет собой некоторый предположительный ответ на поставленный вопрос для выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Гипотеза позволяет нам увидеть, что произойдет с объектом исследования в результате правильно организованных наблюдений за ним. Термин «гипотеза» имеет два значения:

• форма существования знания, которая характеризуется проблематичностью, недостоверностью;

• метод формирования и обоснования предложений, на основе которого устанавливаются законы, принципы, теории.

Выделяют следующие характерные черты гипотезы:

• необходимый компонент любого познавательного процесса, который является связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами;

• вероятное знание, которое требует проверки при помощи опровержения или подтверждения;

• познавательное средство, при помощи которого осуществляется переход от прежнего, неточного знания к новому, точному знанию.

Гипотеза в своем составе имеет основание и предположение, которое возникает из логической обработки исходных данных и перехода к предположению. Предположение превращается в достоверное знание или опровергается при помощи проверки гипотезы.

Гипотезы могут быть классифицированы на следующие виды:

• с точки зрения познавательных функций:

• описательная – предположение, выдвигаемое о предмете исследования и о его свойствах для выявления структуры объекта, механизма его деятельности, процедурных особенностей, установления функциональных характеристик исследуемого предмета. Одним из видов описательной гипотезы является экзистенциальная гипотеза – гипотеза в основе, которой высказывается предположение о существовании какого– либо объекта. Например, гипотеза о существовании Атлантиды;

• объяснительная – предположение, выдвигаемое о причинах, послуживших основой для возникновения объекта исследования.

Например, гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле, гипотезы о появлении человека на Земле и др.

• с точки зрения объекта исследования:

• общая – это научно обоснованное предположение о закономерностях исследуемых объектов, выдвигаемые для объяснения всего класса описываемых явлений, установления закономерного характера их взаимосвязей независимо от времени и места. Например, гипотеза М.В. Ломоносова об атомическом строении вещества. После доказательства общая гипотеза становится научной теорией;

• частная – это научно обоснованное предположение о происхождении, свойствах и закономерностях части объектов, выделяемых из всего класса рассматриваемых объектов. Например, гипотеза о происхождении вирусов;

• единичная – научно обоснованное предположение о единичном объекте, его происхождении, свойствах и закономерностях.

Например, гипотеза о ходе лечения конкретного больного;

• рабочая – первоначальное и временное предположение, которое является основой для формирования устойчивой гипотезы. Она является условным допущением, на основании которого группируются результаты наблюдений и даются их первоначальные объяснения;

• выдвижение (зарождение) гипотезы – выдвижение интуитивного предположения;

• развитие (выделение следствий) – объяснение фактов, относящихся к данной гипотезе, на основе выдвинутого предположения;

• проверка (доказательство, обоснование, опровержение). Выдвинутые предположения могут быть доказаны: путем обнаружения этих явлений и процессов; с помощью выделения данного предположения из более общих положений; путем доказательства одного предположения и опровержения всех остальных.

Гипотезы опровергаются: с помощью установления отсутствия данных явлений и предметов; путем доказательства обратного, т. е. доказательства положения, отрицающего гипотезу; путем приведения их к абсурду;

• ни одна система управления не является совершенной, так как всегда имеет проблемы и недостатки, которые можно разрешить и ликвидировать, повышая тем самым эффективность функционирования системы;

• менеджеры системы управления не всегда уверены, что им требуется помощь исследователей по управлению, поскольку часто не осознают проблемы и недостатки системы и их причины;

• большинство менеджеров системы управления имеют побуждение разрешать проблемы, а также устранять недостатки в управлении и их причины, но нуждаются при этом в помощи консультантов;

• консультант может провести достаточно объективный анализ системы управления в краткосрочный период только с участием персонала исследуемой системы;

• исследователь-консультант должен передать навыки анализа и выявления проблем и поиска путей их разрешения менеджерам системы управления, чтобы в дальнейшем они были способны самостоятельно совершенствовать управление;

• большинство систем управления могут быть более эффективными, если управленческий персонал научится проводить самостоятельно оценку системы, рационально использовать сильные стороны управления, разрешать проблемы и устранять причины их возникновения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Гипотеза — это утверждение, научное суждение, которое имеет вероятностный характер и проверка которого требует веских оснований научного и практического характера. Гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:

не должна содержать неопределённых, неоднозначно трак туемых терминов и понятий;

должна быть принципиально проверяема, т. е. доказуема экспериментальным путём;

должна быть всеобщей, т. е. распространяться на весь круг однородных явлений.

Пример.

Гипотеза исследования: «На вспоминание намерения оказывают влияние такие факторы, как важность намерения и характер латентного периода».

Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется (верифицируется) соответствующими опытными фактами (в особенности экспериментом), получая характер истины.

Типы гипотез: а) гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта; б) гипотезы, в формировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль; в) гипотезы, которые возникают на основе обобщения только предшествующих концептуальных построений.

Развитие научной гипотезы может происходить в трех основных направлениях. Во-первых, уточнение, конкретизация гипотезы в ее собственных рамках. Во-вторых, самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. В этом случае происходит не усовершенствование старой системы знаний, а ее качественное изменение. В-третьих, превращение гипотезы как системы вероятного знания — подтвержденной опытом — в достоверную систему знания, т.е. в научную теорию.

Этапы:

  • 1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.
  • 2. Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т.п. Знание носит вероятный характер.
  • 3. Оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений и отбор и их множества наиболее вероятного на основе указанных выше условий обоснованности гипотезы.
  • 4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки.
  • 5. Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий, вследствие чего Г становится либо научной теорией, либо опровергается. Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом.

Выделяют общие, частные и рабочие гипотезы. Общие — это обоснованные предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями; фундамент построения основ научного знания. частные — это тоже обоснованные предположения о происхождении и свойства единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений. Рабочие — это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.

Существуют и так называемые «ad hoc-гиптезы» (от лат. ad hoc — к этому, для данного случая). Каждая из них — это предположение, выдвинутое с целью решения стоящих перед испытываемой теорией задач и оказавшееся в конечном итоге ошибочным вариантом ее развития.

Найдено 2 определения Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

—> ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным. Гипотезой также называют содержание этого вывода.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

—> ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 1) научное суждение, утверждение предположительного характера, выдвижение и экспериментальная проверка которого имеет убедительную научно-практическую основу; 2) исследовательская операция, посредством которой можно предсказать пути и способы достижения цели; 3) метод проектирования способов разрешения выявленного противоречия через решение проблемы в направлении достижения цели на основе исследования выделенного предмета в рамках определенного объекта исследования. Требования к научной гипотезе: соответствие фактам, воспроизводимость, экспериментальная проверяемость, независимость, проблематичность, согласованность с известными теориями, возможная простота формулировки. В сложном экспериментальном исследовании выдвигается несколько логически связанных друг с другом гипотез: общая, частная и рабочая [4, c. 103; 15, c. 46; 26, c. 72; 80, c. 105].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

—>

В статье рассматриваются возможности выдвижения и разработка гипотез в научно-исследовательской работе студентов; требования к построению гипотезы.

Ключевые слова: гипотеза; постановка и разработка гипотезы; педагогическая ги — потеза.

аучно-исследовательская работа студентов является необходи — мым компонентом системы деятельности профессорско-препо- давательского состава кафедры в процессе подготовки специалистов

в области безопасности жизнедеятельности. Наиболее полное участие студентов в научно-исследовательской деятельности находит в написании курсовых и ди — пломных работ. Последние имеют прямое отношение к формированию студента — исследователя, обладающего умением проводить исследовательскую работу.

Многолетний опыт работы профессорско-преподавательского состава ка — федры безопасности жизнедеятельности показал, что, чем раньше начинается и чем интенсивнее ведется научно-исследовательская работа со студентами, тем плодотворнее результат. В итоге обучения у специалистов по безопасно — сти жизнедеятельности формируются следующие основные исследователь- ские умения: работать с первоисточниками; наблюдать и анализировать педа- гогические явления (факты); выдвигать актуальную проблему исследования, формулировать гипотезу и проверять данные, на которых она строится; раз — рабатывать и проводить эксперимент; обрабатывать и обобщать результаты в виде научного доклада, курсовой и дипломной работы [1; 3].

Занятия научной работой вырабатывают у студентов умение критически анализировать педагогические и социальные явления современной системы образования, глубоко изучать историю педагогических идей, иметь самостоя- тельное суждение о каждой из них. Последнее возможно лишь при творче — ском овладении студентами педагогической теорией и умением использовать ее данные для анализа состояния педагогической практики.

В процессе исследовательской деятельности у студентов развивается ин — терес к научному поиску, понимание связи науки и практики.

Курсовая и дипломная работы помогают студентам ознакомиться с раз — нообразными методами педагогического исследования, осознать суть и зна- чимость педагогического эксперимента. Опытно-экспериментальная рабо — та включает студентов в решение конкретно-педагогических задач учебно — воспитательной работы в различных типах образовательных учреждений.

В структуре научно-исследовательской работы студентов наиболее труд — ным элементом является постановка и разработка гипотезы.

Построение гипотезы требует понимания студентами ее роли в осущест-

влении целей научного исследования. Она создает важную предпосылку даль-

нейших этапов исследования. Гипотеза должна теоретически объяснять педа — гогическую проблему, обеспечивая ее практичекое решение.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого — либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Гипотеза играет важную роль при изучении различных видов связей, зависимостей, взаимодействий между выделенными в объектах структурными единицами, системами, функ — циями и другим характеристиками.

Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоре — чит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фиксацией. Она проверяется соответствующими фактами опыта, в особенно — сти эксперимента, получая характер истины [4].

Гипотеза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказа — тельства. Результатом такой проверки гипотеза или становится научной теорией или видоизменяется, если проверка дает отрицательный результат. Существуют правила выдвижения и проверки гипотезы, суть которых в следующем:

•• Гипотеза должна находиться в согласии или, по меньшей мере, быть

совместимой со всеми фактами, которых она касается.

•• Из множества противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых

для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число; конечно, для объяснения отдельных фактов этой серии можно выделять так называемые рабочие гипотезы.

•• При выдвижении гипотезы необходимо сознавать вероятностный ха-

рактер ее выводов.

•• Гипотезы, противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинны-

ми, за исключением того случая, когда они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта.

Любая научная проблема, когда к ней приступает исследователь, есть знание о незнании. Построение гипотезы — это уже некоторое знание о сущности и ха — рактере связей педагогических явлений. Но даже всем известное должно доказы — ваться, приобретать характер не просто ходячего мнения, а научно установлен — ного факта. Гипотезу надо доказывать или опровергать фактами, сравнениями, вторичными гипотезами, экспериментом. Если представить себе, что исследова — тель достаточно полно овладел теорией избранной проблемы, и приступил к вне — дрению методов исследования, то гипотеза выступает своего рода звеном между теорией и исследованием. Она есть выход теории в практику.

Построение гипотезы и ее решение суть активизации познавательной дея — тельности студента-исследователя. Именно в разработке, построении гипотез, как в переносе научной идеи в суть доказуемого.

В логике научного исследования гипотеза — это всегда проблема, ответ на которую не может быть получен путем накопления знаний. Для ее дока — зательства требуется определенная теоретическая подготовка, практические действия. Первоосновой построения гипотезы является активный, глубокий интерес исследователя к педагогическому явлению, к характеристике и свой-

ствам изучаемого объекта, интерес, которой сам по себе заключен в творче — ско-исследовательском инстинкте.

Характер и содержание гипотезы отражает уровень творческой возмож — ности исследователя.

Правильная постановка гипотезы — это уже половина решения пробле — мы. Принятие одной из возможных точек зрения и предположении ее дока- зуемости — важный шаг в осознании педагогического явления, в определе — нии перспективных целей его решения. Содержание гипотезы предполагает системный подход к исследованию педагогических явлений. Это значит она должна раскрыть, доказать наличие связей между субъектом деятельности и мерами объективного педагогического воздействия.

Таким образом, построение гипотезы и ее формулировка — важный кон — цептуальный аппарат в развертывании проблемы.

Анализ познавательной деятельности в науке предполагает выделение ги — потезы в качестве составного элемента научного исследования. Невозможно сделать гипотезу эффективным инструментом изучения объектов, отвлекаясь от ее необходимых связей с другими элементами научного исследования. Эти связи накладывают ограничения на выдвижение, обоснование и использова — ние гипотез в науке. Любая научная гипотеза противостоит беспорядочным наблюдениям, разрозненным экспериментам, несистематизированным догад — кам. При этом необходимо понять, какую роль гипотеза играет в осуществле — нии и конкретизации целевых установок исследователя.

Главной целью выдвижения и разработки гипотезы является решение научной проблемы, которая задает направление поиска гипотез и накладывает ограничения на их характер.

История любой науки, в том числе педагогической, позволяет проследить, каким образом поиски путей решения возникающих проблем сопровождались и завершались выдвижением, обоснованием и использованием конкретных ги — потез. Чем точнее формулировалась сама научная проблема, тем более строгие требования предъявлялись к характеру гипотез. Требования к формулированию гипотезы разрабатываются в ходе развития науки, выполнение которой во многом обеспечивает плодотворность гипотезы и сокращает поисковые усилия.

Заметим, несмотря на то, что общая теория гипотезы получила научную разработку, все же в области построения и применения педагогических ги- потез существует много трудностей. Прежде всего, они заключаются в том, что нет четкого определения специфической сущности, функциональных особенностей педагогической гипотезы, источников ее выдвижения и раз — работки.

Учитывая данный факт в педагогических исследованиях, рассмотрим тре — бования, предложенные И. Г. Герасимовым к построению гипотезы [2]:

Гипотеза всегда должна формулироваться по отношению к той или иной предметной области. В научном исследовании не может быть гипотезы ни о чем. Исходным пунктом разработки гипотезы являются, прежде всего, факты, которые относятся к данной предметной области. Эти факты могут по — лучать объяснения при помощи выдвигаемой гипотезы. Именно из них иссле-

дователь исходит в поисках новых фактов и новых законов, которые являются конечным итогом эмпирической проверки всех предположений.

Гипотеза должна быть сформулирована в виде таких обобщений или утверждений, которые позволяли бы по-новому рассуждать о предмете. Вве- дение новых теоретических понятий является важным условием результатив — ности новой гипотезы. При этом гипотеза еще должна быть и инструментом построения логических выводов относительно изучаемой предметной обла — сти. Поэтому новые идеи и исходные понятия, вводимые в гипотезу, следует выражать в виде особых обобщений или определений, исходя из которых можно строить новые логические выводы.

Всякую гипотезу можно использовать результативно только при условии, если исследователь применяет ее точно так же, как и теории, принятые в нау — ке, т. е. исходит из нее как из установленной системы знаний. Иначе, не будет возможности строго последовательно рассуждать, делать конкретные логиче- ские выводы и проверять их эмпирически. Никаким другим путем исследова — телю не удастся обнаружить, где именно и в чем выводы из гипотезы не со — гласуются с уже установленными фактами и мешают поискам новых фактов. Это значит, что исследователь строит свои рассуждения по схеме: «если допу — стить действие таких-то и таких-то сил (явлений, причин, законов, принципов и. т.д.) в данной предметной области, то при однообразных зафиксированных условиях необходимо ожидать таких-то и таких-то результатов.

Гипотеза является не только логическим инструментом построения новых выводов, она должна ориентировать на применение эмпирических методов познания или предполагать их. Исследователь должен делать тщательный отбор конкретных свойств, связей, зависимостей, взаимодействий, условий, которые можно объяснить при помощи предполагаемых гипотезой законов. В ходе исследования выделяются конкретные характеристики объекта, с кото — рыми исследователь будет согласовывать свои логические рассуждения. Это означает, что научная гипотеза в известных границах определяет характер необходимых и возможных вопросов, а также эмпирических познавательных действий исследователей [2: c. 106–109].

Таким образом, переход от идеи или предположения к гипотезе и от гипотезы к теории возможен только благодаря выполнению требований, предъявляемых к гипотезе. Он связан с систематическим логическим и эмпирическим изучением познавательных возможностей гипотезы, с разработкой и уточнением логиче — ского, понятийного аппарата. Исходя из указанных требований к гипотезе и по — ложений теории познания, можно утверждать, что педагогическая гипотеза есть объяснительное следствие из эмпирических фактов (т. е. школьной практики) и обобщения уже имеющихся знаний (обоснование вывода гипотетического зна — ния из достоверной педагогической теории), которое путем научных предполо — жений должно вести к новым выводам.

Педагогическая гипотеза выдвигается с целью дать предварительное, но вероятное объяснение существующему реальному не исследованному педагогическому явлению. Иначе педагогическая гипотеза есть «новое», но лишь вероятное научное утверждение относительно прежде неизвестных

педагогических явлений. При этом необходимо учитывать, что сама по себе функция педагогической гипотезы быть новым утверждением малоэффектив — на, так как формулировать новое суждение не сложно, что еще не утверждает его значения для педагогической практики или теории.

Материал взят из: Вестник МПГУ Серия «Естественные науки» № 1 (5)

—>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий