Образец разбора слова по составу московское в онлайн морфемном словаре

Подробное описание разборов дает возможность хорошо подготовиться к уроку, контрольным и экзаменам. Здесь вы найдете все схемы разборов по русскому языку.

Схема фонетического разбора слова

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую

транскрипцию слова.

4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой обозначены.

5 Укажите количество звуков и букв.

Образец разбора

отбелить

от-бе-лить 3 слога

3-ий слог является ударным [адб’ил’ит’]

[а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

[д] — согласный, твёрдый, парный (пара [д’]); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;

[б’] — согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п’]);обозначен буквой «б»;

[и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

[л’] — согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;

[и] — гласный, ударный; обозначен буквой «и»;

] — согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д’]); обозначен буквами «т», «ь».

7 звуков, 8 букв

Разбор слова по составу (морфемный анализ)

Порядок разбора

  1. Определить, какой частью речи является анализируемое слово, в какой форме оно употреблено.
  2. Если слово изменяется, выделить формообразовательные морфемы
  3. Выделить основу.
  4. В основе выделить корень, словообразовательные морфемы (если есть).

Образец разбора

Городской.

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Окончание –ой.

Основа городск-.

Корень город-.

Словообразовательный суффикс –ск

Морфологический разбор имени существительного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Ветер по морю гуляет…

I. (По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море;

 II. Н.ф.- море, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.; в дат. п., в ед. ч.;

 III.В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор глагола

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Работай до поту, так поешь в охоту.

I.Поешь— глагол, обозначает действие, (что сделаешь?) поешь,

II. Н.ф. – поесть; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.;

III. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора.

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой

I.Золотой (луч)— им. прилаг., обозначает признак предмета, луч (какой?) золотой;  

II. Н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор имени числительного

План разбора.

1. Начальная форма (имен. падеж).

2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, в)  для количественных разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль

Образец разбора.

Школьный участок занимает десять гектаров.

I.Десять– им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять;

II.Н.ф.- десять, колич., прост., целое количество; в вин. п.;

III. В предложении является дополнением.

Морфологический разбор наречия

План разбора.

I.Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

2. Неизменяемость.

3. Степень сравнения (если есть).

III.  Синтаксическая роль.

Образец разбора.

С севера порывисто дул ветер.

I.Порывисто– наречие, обозначает признак действия, 

II.Дул (как?) порывисто, образа действия, неизм.;

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор причастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид,     г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

I.Остывшая (степь) – особая форма глагола – причастие, (какая?) остывшаяостыть + -вш-(ая);

II.Н.ф.-остывший, действ., прош. вр., сов. в., невозвр.; в им. п., ед. ч., ж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор деепричастия

План разбора.

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

1.Вид.

2.Возвратность.

3 Неизменяемость.

III.  Синтаксическая роль.

Образец разбора.

От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.

I.Окутывая — особая форма глагола – деепричастие,(как? Что делая?) окутываяокутывать + -я-;

II.Несов. в., невозвр., неизмен.;

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор предлога

План разбора.

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

По небу метались встревоженные галки.

I.По (небу) – предлог.

II. Простой. Непроизводный. Неизменяемый.

Морфологический разбор союза

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный (вид обст.)).

2. Простой или составной.

3. Неизменяемость.

Образец разбора.

Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.

I.Для того чтобы – союз, соединяет части сложного предложения;

II.Подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.

Морфологический разбор частицы

План разбора.

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).

2. Неизменяемость.

Образец разбора.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

I.Не – частица, служит для выражения отрицания,

II.Модальная, отрицание,

III.Неизменяемая.

Cинтаксический разбор простого предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

4. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное;

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

Синтаксический разбор сложного предложения

Порядок разбора

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.

Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Схема лексического разбора слова

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Схема орфографического разбора слова

1.  Выписать контрольное слово.

2.  Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3.  Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4.  Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5.  Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая трава лежит ровными рядами.

Скошенная — правописание суффиксов причастий.

  1. Две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, если слово образовано от глагола совершенного вида (что сделать? — скосить): выкрашенный, прочитанный;
  2. Суффикс -енн- пишется в причастиях, образованных от глаголов на -ить, -еть или глаголов с основой на согласный.

Схемы разборов по русскому языку

    10-11 класс Хороший вопрос Жалоба Ответить Sandara1 02 авг. 2013 г., 12:38:28 (7 лет назад)

    Смотр – корень

    е, ть – два суффикса.

    Смотре – основа.

    Хороший ответ ЖалобаОтветить Настюшка20031002 02 авг. 2013 г., 14:18:49 (7 лет назад)

    Смотреть-смотр корень,е, ть-суффиксы,смотрет-чистица(основа)

    Хороший ответ ЖалобаОтветить Ответить

    Другие вопросы из категории

    прочитайте стихотворени Я.Козловского 10-11 класс ответов 1 текстообразующая роль разных частей речи что это 10-11 класс ответов 1 Кого называют словом хлебороб? Как образовалось это слово? А можно ли назвать хлеборобом агронома? тракториста? комбайнера? Составьте текст на тему

    <<В гостях у хлеборобов>>.”

    10-11 класс ответов 1 родственые слова к слову желудёвый 10-11 класс ответов 4 на Трамвае, на машине, на возу, на дуге,

    КАКОЙ ЭТО ПАДЕЖ? У ЭТИХ СЛОВ

    10-11 класс ответов 1

    Читайте также

    Фонетический разбор слова-деревень 10-11 класс ответов 1 Помогите сделать фонетический разбор слов ПЕРЬЯ и БЛЮДЦЕ.

    А так же правильно ли сделан разбор слов по составу КОРМУШКА (КОРМ – корень, УШК – суффикс, А – окончание, КОРМУШК – основа). ТРЕСКУЧИЕ (ТРЕСК-корень, УЧ – суффикс, ИЕ – окончание, ТРЕСКУЧ – основа). Заранее спасибо.

    10-11 класс ответов 1 1. Разберите следующие слова по составу. привинтить, старинный, интересовались, соединившиеся, бессонница, редкостный, покупательский, ценность, 10-11 класс ответов 1 разбор слова по составу наступает загорает смотрит прогонит 10-11 класс ответов 2 скрипачка разбор слова по составу 10-11 класс ответов 1 Вы находитесь на странице вопроса “Разбор слова по составу Смотреть”“, категории “русский язык“. Данный вопрос относится к разделу “10-11” классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “русский язык“. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта. Данный набор карточек представлен заданиями по теме “Состав слова”. В каждой карточке задания двух уровней : 1-базовый, 2-повышенный. задания по рус яз состав слова1.docx

    Карточки для индивидуальной работы по русскому языку

     для учащихся 3 класса

    Карточки можно использовать на этапе закрепления и диагностики темы «Разбор слова по составу».  Задания в карточках предложены двух уровней: (1)- базовый, (2)- повышенный.

    Карточка №1

    1(1) Разобрать слова по составу.

    Снежинка,  переносить,  заморозить,  рыбка,  мореход,  лётчик,  кустик,  корешок.

    2(2) Распределите слова в соответствующие столбики, соответственно схемам. Разберите слова по составу.

    Банька, снежный, добежать, учение, ответить, разговор, ночь, черный.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Карточка №2

    1(2)Разбери слова по составу. Запиши слова в соответствующие столбики.

    Сад , переход, медовый, улететь, залез, выходной, белый.

    слова, называющие предметы

    слова, называющие действия

    слова, называющие признаки

    2(2) Разбери слова по составу. Найди слова с одинаковым составом и выпиши их ниже парами.

    Прибрежный, ключик, небесный, подушка, подосиновик, осиная, читать, учить, дорисовать, кленовый.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Карточка №3

    1(2) Разбери слова по составу.

    Листочек,  школьник,  держать, бой,  купить,  снежок,  подорожник, учение, долететь.

    Придумайте слово с таким же составом как слово- ПОДОРОЖНИК.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    2(2) Отгадайте слово и разберите его по составу.

    Приставка как, в слове …

    Корень как, в слове …

    Суффикс как,  в слове …

    Окончание как,  в слове …

    Получилось слово…

    1

    понес

    бегать

    читать

    летать

    2

    посадить

    мостовая

    серая

    3

    залетать

    полёт

    смотреть

    ходить

    4

    почитать

    дорожка

    подснежник

    конь

    5

    ветреная

    снежок

    стул

    Карточка №4

    1(1) Разобрать слова по составу.

    Дубовый,  длинный,  мяч,  перелётная,  подбежать,  осмотреться,  подъехать, улей.

    2(2) Распределите слова в соответствующие столбики, соответственно схемам. Разберите слова по составу.

    Стена, ручной, море, ключик, звонкий, подвозить, зимушка, осенняя, переход,  школьный.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Карточка №5

    1(2)Разбери слова по составу. Запиши слова в соответствующие столбики.

    Стройка,  цветник, ворона, кочка, снеговой, бежать, дубовая, стульчик, слоненок,  береговая.

    слова, называющие предметы

    слова, называющие действия

    слова, называющие признаки

    2(2) Разбери слова по составу. Найди слова с одинаковым составом и выпиши их ниже парами.

    Стенка,  травяной,  бумажка,  прибрежная,  город,  глазик,  лесник,  посадить,  листовой, чай , кофе.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Карточка №6

    1(2) Разбери слова по составу.

    Крот, девица, ученик,  весёлый, листочек, ученица, молочный, метро, желтый.

    Придумайте слово с таким же составом как слово- молочный.

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    2(2) Отгадайте слово и разберите его по составу.

    Приставка как, в слове …

    Корень как, в слове …

    Суффикс как,  в слове …

    Окончание как,  в слове …

    Получилось слово…

    1

    донести

    бежать

    читать

    учить

    2

    садик

    медовый

    белая

    3

    захочет

    летчик

    смотреть

    ходить

    4

    порулить

    дорожная

    подснежник

    лес

    5

    круглый

    дружок

    пень

    Карточки для индивидуальной работы по русскому языку для учащихся 3 класса

    image

    Разбери слова по составу. Найди слова с одинаковым составом и выпиши их ниже парами

    image

    Распределите слова в соответствующие столбики, соответственно схемам

    Крот, девица, ученик, весёлый, листочек, ученица, молочный, метро, желтый

    Скачать файл

    Разбери по составу:

    травушка                     травинка            молоденький         рассвет

    светлячок            ветерок                прибрежная                 моряк

    полюшко                      самовар              гнёздышко               золотые

    бережок                       рысёнок              побережье             лисята

    небеса                 дровишки           дождливый                   полоска

    лесник                 голуби                глазной                         глоток

    горный                далёкий               дроздовый                             подарок

    денёк                   детёныш             длинный                      дочурка

    еловый                жарища               крикливый                   котёнок

    ночник                выпечка              зеркальный                  плясун

    вздох                   зелёный                        позолота                       ловец

    замазка               игривый              игрушка                       качка

    носишко             конина                 красивый                      котёнок

    лесник                 овчина                 кровинка                      ледник

    ловушка              парник                подсказка                     мировая

    низина                 новизна                плечистый                    летучий

    робкий                пчелиный                     пятнашки                      садовый

    свинина               свисток                скворушка                             божок

    больной              силач                   сосновый                      синева

    ходули                хитрый                снежинка                      травинка

    тропинка             соринка               перина                          школьник

    подарок              безбилетник        красноватый                прополка

    сестрёнка            барсучонок                  ягодка                           ягодный

    пробежка            побелка               заколка                         прибрежный

    Анализ составных частей слова, заключается в разборе частей составляющих данное слово и их взаимосвязи. Это, морфемный разбор слова, который напрямую связан с такими понятиями как словообразование и части слова. В школьной программе отведено несколько часов на получение учащимися данных знаний.

    Принцип морфемного разбора

    Если с разбором возникают затруднения, то необходимо использовать специализированные морфемные словари, в которых уже включены слова, используемые в школьной программе, а также наиболее распространенные слова сложного состава из обихода.

    Чтобы понять принцип морфемного разбора необходимо изучить следующие понятия:

    • Что такое часть слова, какие бывают части слова (определение);
    • Основы словообразования;
    • Изучение примеров.

    Этого достаточно для морфемного анализа и определения составных частей слова в различных родах, спряжениях, числах и склонениях.

    Дополнительные проверочные слова помогают точно выделить входящие в слово морфемы.

    План морфемного разбора

    Стандартный план морфемного разбора заключается в следующих действиях:

    1. Отношение изучаемого слова к определенной части речи;
    2. Делается выделение основы и окончания. Чтобы выяснить окончание слово склоняют по числам или падежам. Часть, которая будет изменяться, является окончанием. Оставшаяся часть относится к основе. В наречиях нет окончания, это неизменяемое слово, полностью относится к основе.
    3. На следующем этапе необходимо определить вхождение в слово других частей (суффикс, приставка). Для этого достаточно сделать сопоставление со словами однокоренными.
    4. Следует найти данные суффиксы и приставки в аналогичных словах.
    5. Чтобы завершить морфемный разбор слова, все составные части обозначаются графически.

    Большое значение при морфемном разборе имеет работа со словарями. Как правило, там морфемы отделены слешами. Отличие составляет словарь Т.Ф. Ефремовой.

    Особенности морфемного разбора слова

    Учителя, филологи и другие специалисты могут произвести морфемный разбор слова различными способами. При этом каждый специалист убедительно аргументирует свой подход, считая его оптимальным. Как пример можно привести инфинитивы глаголов. Здесь, например, сочетание букв «ть» в слове жить может трактоваться как суффикс, окончание, суффикс с нулевым окончанием. Также образовательные программы в ВУЗах и школах могут значительно различаться. В университетах в приоритете изучение этимологии, словообразования от нулевого корня, сложные примеры составных частей.

    Школьникам следует придерживаться программы ориентированной на изучение в школе. В настоящее время даже ведущие филологи не могут прийти к единому мнению относительно морфемного разбора слова в русском языке, поэтому допускается существование различных вариантов.

    Примечание

    Приступая к разбору слова по составным частям необходимо помнить о существовании слов с нулевым окончанием (автобус), совсем не имеющих окончания (ателье), с наличием многих корней (авиапочта), прочие варианты сложного состава.

    Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

    Хотите улучшить информацию?

    Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    5
    Материал подготовил
    Илья Коршунов
    Наш эксперт
    Написано статей
    134
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий