Муниципальная служба и муниципальная должность: краткое описание, особенности и функции

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Муниципальная служба в Российской Федерации — согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 2 марта2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ, это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностяхмуниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракт). Все должности в структуре органов местного самоуправления подразделяются на:

  1. муниципальные должности (депутаты представительного органа местного самоуправления, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса);
  2. должности муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссиимуниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Классификация должностей муниципальной службы

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

  1. высшие должности муниципальной службы;
  2. главные должности муниципальной службы;
  3. ведущие должности муниципальной службы;
  4. старшие должности муниципальной службы;
  5. младшие должности муниципальной службы

ЗаконамисубъектовРоссии утверждаются реестры должностей муниципальной службы, в которых закрепляется конкретный перечень наименований должностей муниципальной службы в данном субъекте, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учётом исторических и иных местных традиций.

Поступление на муниципальную службу

1. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, или заведомо ложного подлога врача психолога, психиатра в медицинских учреждениях для вашего отклонения на занимаемую должность связанной с муниципальной службой.

2. При поступлении на муниципальную службу, а также при её прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Правовое положение (статус) муниципального служащего

Муниципальный служащий

1. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета.

2. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Муниципальные служащие имеют особый правовой статус, схожий со статусом государственных служащих.

Законодательством, уставами муниципальных образований и иными правовыми актами местного самоуправления определяются права и обязанности, ответственность муниципальных служащих, гарантии их деятельности, ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы.

При проведении выборов и референдума для муниципальных служащих устанавливаются специальные ограничения. Они не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения — не могут привлекать лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию; осуществлять сбор подписей, проводить агитацию в ходе служебных командировок.

Муниципальные служащие не могут пользоваться преимущественным правом доступа к средствам массовой информации, а также использовать материальные и организационно-технические средства, обеспечивающие выполнение их должностных полномочий, в целях проведения сбора подписей и предвыборной агитации. Муниципальные служащие, зарегистрированные кандидатами, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей.

Подтверждение возможности существования такого мнения основывается и на том, что муниципальная и государственная службы тесно взаимосвязаны, что закрепляется ст.7 ФЗ «О государственной гражданской службе», из которой следует следующее:

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы

Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям должны соответствовать квалификационным требованиям граждан то есть уровня образования конкретно квалификации по диплому независимо от имеющегося диплома или квалификации муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы может помешать только не дееспособность граждан, не имеющих диплома, квалификации, умственно отсталых муниципальной службы;

3) единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

4) учёта стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

Напишите отзыв о статье «Муниципальная служба в Российской Федерации»

Ссылки

  • [pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102112287 Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов, последний от 15.02.2016 г. N 21-ФЗ)]

Отрывок, характеризующий Муниципальная служба в Российской Федерации

Соня не вырывала у него руки и перестала плакать. Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она. – Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе. – Я не люблю, когда ты так говоришь. – Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал. «Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса. – Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею. – Какая же это одна вещь ? – спросил он. Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки. – Поцелуйте куклу, – сказала она. Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал. – Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх. – А меня хотите поцеловать? – прошептала она чуть слышно, исподлобья глядя на него, улыбаясь и чуть не плача от волненья. Борис покраснел. – Какая вы смешная! – проговорил он, нагибаясь к ней, еще более краснея, но ничего не предпринимая и выжидая. Она вдруг вскочила на кадку, так что стала выше его, обняла его обеими руками, так что тонкие голые ручки согнулись выше его шеи и, откинув движением головы волосы назад, поцеловала его в самые губы. Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась. – Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но… – Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа. – Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки. Наташа подумала. – Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено? И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо. – Кончено! – сказал Борис. – Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти? И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную. Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини. – С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой. Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу. – Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или… Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления. – Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату. Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру. Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства. – Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната. Она взяла от Николая чернильницу. – Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо. – Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас. Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке. – И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости! – Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа. Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова. – Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?… – У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь. – Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься. – Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он. – Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро. – Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком… – Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую. Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты. – Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера. – Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери. Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее. В гостиной продолжался разговор. Категория:

1. Понятие правового статуса муниципального служащего включает в себя такие элементы, как…• Основные права и основные обязанности муниципального служащего• Гарантии, предоставляемые муниципальному служащему

2. Муниципальный служащий получает денежное содержание за счет средств местного бюджета• Да

3. Главные должности муниципальной службы относятся к … группе должностей муниципальной службы• второй

4. Представителем нанимателя (работодателем) вправе быть лицо, не являющееся главой муниципального образования, работодателем органа местного самоуправления, председателем избирательной комиссии муниципального образования• Да

5. Должности, относящиеся к муниципальным должностям:• Главы муниципального образования• Председателя представительного органа муниципального образования• Председателя избирательной комиссии муниципального образования

6. Согласно смыслу статьи 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года представитель нанимателя обязан объявить приказ (распоряжение) о приеме гражданина на муниципальную службу под расписку в 3-х дневной срок со дня подписания трудового договора• Да

7. Принцип внепартийности муниципальной службы совместим с членством муниципального служащего в оппозиционной партии• Да

8. Категории муниципальных служащих, не подлежащие аттестации:• Достигшие возраста 60 лет• Находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

9. Нормативные правовые акты, устанавливающие виды поощрения муниципального служащего:• муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ

10. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ могут быть предусмотрены должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность• Да  

11. Федеральный закон о муниципальной службе от 2 марта 2007 года устанавливает особенности регламентации служебного времени муниципальных служащих• Нет

12. Главой местной администрации может быть …• Глава муниципального образования (совмещение должностей)• Лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности• Председатель представительного органа муниципального образования (совмещение должностей)

13. Дисциплинарные взыскания, применяемые к муниципальному служащему:• Замечание• Увольнение с муниципальной службы

14. Должности муниципальной службы учреждаются для …• обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность• обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования

15. Муниципальный служащий может замещать муниципальную должность• Нет  

16. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» устанавливает статус …• всех муниципальных служащих

17. Решения, принятые на сходах граждан, входят в состав …• правовых основ муниципальной службы в Российской Федерации

18. Муниципальный служащий вправе замещать должность муниципальной службы в случае избрания его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза• Нет

19. Сущностные признакам понятия «муниципальный служащий»• Исполнение обязанностей по должности муниципальной службы• Возраст 18 лет

20. Юридическое событие, которое является основанием для включения работника в реестр муниципальных служащих• Назначение на должность муниципальной службы• Перевод работника на работу в муниципальную организацию  

21. Нормальная продолжительность рабочего времени муниципального служащего не может превышать … в неделю• 40 часов

22. Нормативный правовой акт, в котором указано, что «правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований»:• Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года

23. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года, №25-ФЗ вступил в силу … 2007 года• 1 июня

24. Гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области… отношений• социально–трудовых

25. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха муниципального служащего не менее … часов• 42  

26. Согласно действующему законодательству Российской Федерации обеспечивается взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы, в частности, посредством единства требований к классным чинам муниципальных и гражданских служащих• Нет

27. Одной из гарантий, предоставляемых муниципальному служащему, являются условия работы, обеспечивающие исполнение им…• должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией

28. … основных принципов, перечисленных в статье 4 Федерального закона о муниципальной службе, можно отнести к принципам функционирования муниципальной службы• Семь

29. Законодательство о муниципальной службы формируется на …• федеральном и региональном уровнях

30. Документы, представляемые гражданином при поступлении на муниципальную службу:• свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации• документ, предусмотренный указом Президента РФ  

31. Нормативный правовой акт, в котором впервые было введено понятие «муниципальная служба»• Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года

32. Субъекты РФ обязаны устанавливать классные чины муниципальных служащих• Нет

33. Случаи, в которых допускается увольнение муниципального служащего по инициативе руководителя органа местного самоуправления:• Достижение муниципальным служащим возраста 65 лет• Несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой и установленных Федеральным законом

34. Аттестация муниципального служащего проводится с целью…• определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы

35. Согласно новому Федеральному закону о муниципальной службе от 2 марта 2007 года допускается использование ежегодного оплачиваемого отпуска муниципального служащего по частям• Да  

36. Должности в реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ классифицируются по …• избирательным комиссиям муниципальных образований• функциональным признакам должностей

37. Нормативные правовые акты, предоставляющие муниципальному служащему дополнительные гарантии:• Законы субъекта РФ• Устав муниципального образования

38. Вид ущербного исполнения должностных обязанностей, за который муниципальный служащий несет ответственность• ненадлежащее

39. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года устанавливает классные чины муниципальных служащих• Нет

40. Основания, по которым равный доступ граждан к муниципальной службе не может быть ограничен• Происхождение гражданина• Место жительства гражданина  

41. Нормативные правовые акты, устанавливающие должности муниципальной службы:• Муниципальные правовые акты

42. Принципы, относящиеся к принципам организации муниципальной службы:• Внепартийность муниципальной службы• Равный доступ граждан к муниципальной службе

43. Должностной оклад – это фиксированный размер оплаты труда муниципального служащего за исполнение должностных обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета… выплат• компенсационных, стимулирующих и социальных

44. Ведение личного дела муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном…• для ведения личного дела государственного гражданского служащего

45. Группа работников, имеющая статус муниципального служащего:• Руководители структурных подразделений местной администрации  

46. Муниципальная служба осуществляется на …• должностях муниципальной службы

47. Муниципальная служба осуществляется …• в органах местного самоуправления и аппарате избирательных комиссий муниципальных образований

48. Муниципальный служащий не вправе…• быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ• прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора

Сколько стоит учебная работа на заказ?

В системе власти РФ функционируют институты муниципальной и государственной службы. В чем их особенности?

Содержание статьи

Факты о государственной службе

Под госслужбой принято понимать трудовую деятельность граждан в различных органах государственной власти — главным образом представляющих исполнительную ветвь. То есть (если говорить о российской модели госслужбы) это будут министерства и подчиненные им ведомства.

Государственная власть в РФ функционирует на 2 уровнях — федеральном и региональном. При этом учреждения субъектов РФ находятся в прямом подчинении у структур в Москве и подотчетны им. В свою очередь, государственная служба также фактически представлена двумя уровнями — федеральным и региональным.

Стоит отметить, что госслужащими не являются лица, получающие свою должность в системе власти по итогам выборов или в силу значительного влияния их результатов. В частности, это Президент РФ, Председатель Правительства, министры, депутаты Госдумы. Не рассматриваются в качестве госслужащих судьи (в то время как рядовые работники аппаратов судебных органов вполне могут находиться на государственной службе).

В российской системе госслужбы предусмотрено 4 основных типа должностей: руководители, помощники, специалисты, а также обеспечивающие специалисты. При этом они тоже дополнительно классифицируются на группы: высшую, главную, ведущую, иногда — старшую и младшую.

Реклама

Отличительный признак госслужбы — возможность лица, занимающего должность в том или ином органе власти, получить классный чин. Он присваивается человеку при удачной сдаче квалификационного экзамена или же в соответствии с нормами присвоения классных чинов для некоторых высших должностей (в частности, руководителей, в некоторых случаях — помощников).

к содержанию ↑

Факты о муниципальной службе

image

Под муниципальной службой в РФ принято понимать трудовую деятельность граждан в местных органах власти — администрациях и советах городов, районов, поселений. По Конституции РФ муниципальная власть отделена от государственной. Именно это во многом определяет разграничение рассматриваемых видов службы. Как и в случае с госслужбой, муниципальными служащими не могут стать лица, получившие свою должность в порядке избрания.

Должности в рамках муниципальной службы классифицируются на высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. Конкретные их перечни закрепляются в правовых актах, принимаемых органами власти в субъектах РФ.

Классные чины муниципальные служащие также могут получать. Как правило, их присвоение зависит от уровня занимаемой человеком должности, а также от стажа работы сотрудника местного органа власти. Кроме того, на перспективы получения классного чина в рамках муниципальной службы влияет уровень профессиональной подготовки и опыта работника.

Квалификационный экзамен на муниципальной службе является скорее опциональным условием получения классного чина — в отличие от госслужбы, на которой его успешная сдача рассматривается как основное условие приобретения соответствующего статуса. Необходимость проведения данного экзамена должна быть зафиксирована в локальных нормативных актах конкретного органа власти.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие муниципальной службы от государственной в том, что первая является трудовой деятельностью лиц, осуществляемой в органах местной власти, вторая — на уровне региональных и федеральных структур. По Конституции РФ муниципальная и государственная власть в России независимы друг от друга. Поэтому муниципальные служащие не подотчетны госструктурам.

Однако у рассматриваемых видов службы есть много общего:

  1. квалификационные требования к потенциальным госслужащим и лицам, нанимающимся на муниципальную службу, в целом одинаковые;
  2. стаж работы на госслужбе учитывается на муниципальной службе — и наоборот;
  3. принципы оплаты труда, а также социальные гарантии на госслужбе и муниципальной службе в целом очень схожи.

У обоих видов службы есть классификация должностей по схожим категориям. Но что касается присвоения классных чинов — данная процедура на госслужбе в большинстве случаев предполагает проведение квалификационного экзамена. На муниципальной службе он опционален.

Таким образом, различия между госслужбой и муниципальной службой сводятся в основном к юридическому разграничению уровней функционирования органов власти, в которых работают люди, осуществляющие рассматриваемые виды трудовой деятельности.

Изучив, в чем разница между муниципальной и государственной службой, отразим выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Муниципальная служба Государственная служба
Что общего между ними?
В целом одинаковые квалификационные требования к служащим
Схожие принципы классификации должностей
Схожие принципы начисления оплаты труда, предоставления социальных гарантий служащим
В чем разница между ними?
Является видом деятельности граждан в муниципальных органах власти, юридически независимых от государственных структур Является видом деятельности граждан в государственных органах власти — на федеральном, региональном уровне, которым не подотчетны муниципальные структуры
Присвоение классных чинов без квалификационного экзамена — норма для муниципальной службы Успешная сдача квалификационного экзамена, как правило, является обязательным условием присвоения классного чина для госслужащего

Дата публикации: 07.05.2016

Государственная и муниципальная служба — это деятельность государственных и муниципальных служащих, ориентированная на выполнение своих профессиональных обязанностей. Все должности на такой службе, как и сама её структура, утверждаются государственными и местными органами власти, а потому не являются выборными. Соответственно, муниципальные служащие подотчетны местной Думе (депутатам) или муниципалитету. Контроль над их деятельностью городская или поселковая община не осуществляет.

image

Правовой статус и регулирование

Муниципальная служба выдвигает определенные требования к желающим занять ту или иную должность. К таким требованиям обычно относятся: рамки полномочий, права и обязанности муниципального служащего, юридический и бюрократический статусы. Юридический статус декларирует правовые рамки, в пределах которых действует бюрократ. Бюрократический статус – это, собственно говоря, должность в системе местного самоуправления. При этом, если юридический статус остается неизменным (если, конечно, не поменяется ФЗ), то бюрократический статус обычно меняется в зависимости от структурных перестановок в муниципалитете. Кроме того, российская практика сформировала и дополнительный, внеправовой, но наиболее эффективный способ административно-персонального воздействия — так называемое «телефонное право», которое можно считать одним из ключевых элементов региональной структуры муниципального управления.

Должности

Муниципальная служба, таким образом, предполагает создание дополнительных должностей, предлагаемых мэрами городов, поселков, других административных образований для реализации общей модели управления. Это при том, что полномочия должностного лица прописываются в Уставе городского округа и отдельными распоряжениями муниципалитета. Список всех структурных единиц управления вносится в местный Реестр должностей.

Прохождение муниципальной службы

Как видим, должностное лицо в системе местной власти – зависимая категория. Часто так бывает, что практика взаимодействия внутри муниципальных служб определяется не столько рамками законодательства, сколько персональными связями между руководителями различных структур. Однако несмотря на такую альтернативность управления, муниципальная служба предполагает наличие определенных правил поведения:

  • Приоритетное значение федеральных и региональных законов, других нормативных актов и предписаний. Учитывая, что местное самоуправления является одной из конструктивных составляющих единой общегосударственной бюрократии, контроль над продуктивной активностью муниципалитетов осуществляется через командно-административный инструментарий вертикали власти.
  • Федеральное законодательство провозглашает приоритетность прав и свобод человека при непосредственной деятельности чиновников разного уровня.
  • Профессиональная компетентность госслужащих. По мнению некоторых экспертов, вследствие того что муниципальная служба не предполагает конкурсного набора на вакантные должности, вопрос о компетентности чиновников обычно «повисает в воздухе».
  • Введение принципа правовой и административной ответственности за должностные преступления.

Похожие статьи

Муниципальная служба — это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях, замещаемых путем заключения трудового договора.

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование. Представителем нанимателя может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности работодателя.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением службы, а также с определением правового положения муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ.

Уточнить интересующие вас вопросы вы можете в Департаменте кадровой политики Администрации города Екатеринбурга по телефону +7 (343) 371-32-63.

Последнее изменение 14 января 2021 12:03

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий