МБУ ДО «Устьянская детская школа искусств» — Главные трезвучия лада

Аккорды и трезвучия

Аккорд – сочетание трех звуков и более, расположенных по терциям. Аккорд, состоящий из трех звуков, называется трезвучие.

Аккорд строится всегда от нижнего звука вверх.

Трезвучия бывают четырех видов:

  • мажорное трезвучие, или большое, состоит из б.3 + м.3 (рис. 1.31);
  • минорное трезвучие, или малое, состоит из м.3 + б.3 (рис. 1.32);
  • увеличенное трезвучие состоит из б.3 + б.3 (рис. 1.33);
  • уменьшенное трезвучие состоит из м.3 + б.3 (рис. 1.34).

Рис. 1.31. Мажорное трезвучие

Рис. 1.32. Минорное трезвучие

Рис. 1.33. Увеличенное трезвучие

Рис. 1.34. Уменьшенное трезвучие

Если звуки трезвучия или любого другого аккорда расположены по терциям, такой вид аккорда называется основным. Нижний звук трезвучия в основном виде называется примой, средний терцией и верхний квинтой. Трезвучия, так же как интервалы, имеют обращения, которые получаются от переноса нижнего звука на октаву вверх. У любого трезвучия есть два обращения. Первое обращение называется секстаккордом, второе – квартсекстаккордом (рис. 1.35).

Рис. 1.35. Обращения трезвучий

Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои самостоятельные названия (рис. 1.36):

  • трезвучие I ступени – тоническое (Т);
  • трезвучие IV ступени – субдоминантовое (S);
  • трезвучие V ступени – доминантовое (D).

В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами – t, s, d.

Рис. 1.36. Главные трезвучия

Трезвучия, построенные на всех остальных ступенях мажора и минора, называются побочными (рис. 1.37).

Рис. 1.37. Побочные трезвучия

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Трезву́чие — аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.

Виды

По строению

Каждое трезвучие содержит в сжатом расположении две терции (нижнюю и верхнюю) и одну квинту в итоге. В зависимости от качества этих интервалов трезвучия делятся по своей структуре на четыре типа:

Название Терции Квинта Обозначение
1-я 2-я
1 < c' es' g' >1 < c' e' gis' >1 < c' es' ges' >1 }» />
Мажорное б м чистая C
Минорное м б чистая Cm
Увеличенное б б увеличенная C+, C+5
Уменьшённое м м уменьшённая Cm−5

Составные звуки трезвучия называются основным (обозначается «1»), терцовым (обозначается «3») и квинтовым (обозначается «5») тонами, в зависимости от того, какое место они занимают в основном положении (будучи расположенными по терциям).

  • Основным тоном (примой) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится внизу;
  • терцовым тоном (терцией) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится посередине;
  • квинтовым тоном (квинтой) называется тот звук трезвучия, который в тесном расположении находится вверху.

Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения (формы трезвучия).

Мажорное и минорное трезвучия являются консонансами и в первую очередь могут применяться как устойчивые тонические аккорды. Увеличенные и уменьшённые трезвучия являются диссонансными.

По расположению в ладу

В натуральном мажоре
Название Терции Обозначение
1-я 2-я
1 < f' a' c'' >1 < g' b' d'' >1 < d' f' a' >1 < e' g' b' >1 < a' c'' e'' >1 < b' d'' f'' >1 } addlyrics {I IV V II III VI VII}» />
Главные трезвучия
I ступени (тоническое) б м T53
IV ступени (субдоминантовое) б м S53
V ступени (доминантовое) б м D53
Побочные трезвучия
II ст. м б II53
III ст. м б III53
VI ст. м б IV53
VII ст. м м V53

Обращения

Пример «До мажорного» трезвучия
Обращение Название аккорда Состав Обозначение
1 < e' g' c'' >1 < g' c'' e'' >1 }» />
Основной аккорд Мажорное трезвучие б. 3 + м. 3 = ч. 5 C53
Первое Мажорный секстаккорд м. 3 + ч. 4 = м. 6 C6
Второе Мажорный квартсекстаккорд ч. 4 + б. 3 = б. 6 C64

Обращением трезвучия называется такой его вид, в котором нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного трезвучия. Трезвучие может быть трёх видов, каждый из которого отличается от предыдущего тем, что нижний звук поднят на октаву выше. Проводимая операция также называется обращением[1]. Третье обращение приводит к возврату к начальной форме трезвучия — основному виду, расположенному на октаву выше:

  • трезвучие (основной вид) — с основным тоном в нижнем голосе.
  • секстаккорд (или первое обращение трезвучия) — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе. В классической гармонии секстаккорд обозначается цифрой 6[2].
  • квартсекстаккорд (или второе обращение трезвучия) — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 4 и 6 (или 6 и 4)[2]. В нём, как и в секстаккорде, крайние звуки образуют сексту, а признаком является положение чистой кварты в основании.

См. также

СодержаниеСодержаниеВспомните определения понятий «трезвучие» и «аккорд» из прошлой статьи.Сейчас часто аккордом вполне могут называть сочетания звуков с любыми интервалами, тогда как раньше .Теперь дадим само определение гармонии. Процитирую старый советский учебник:Гармония подчеркивает атмосферу мелодии, задает контекст. Например – послушайте одну и ту же мелодию, сыгранную под аккорды ЛЯ-минор и ДО-мажор:Мелодия написана в натуральном ЛЯ-миноре, и настроение ее подчеркивается аккордом ЛЯ-минор. Однако во второй части та же мелодия звучит иначе – появляется позитивное настроение, она будто обнадеживает: «все не так уж плохо!».Видите, как по-разному воспринимается одна и та же мелодия под разным контекстом.В примере выше аккорды представляли собой трезвучия, о которых я также говорил в прошлой статье.. Послушаем, как звучит ДО-мажорное трезвучие без обращений:Называется оно , поскольку между первым и вторым звуком расстояние в терцию, а между первым и третьим – в квинту. Обозначается оно , где C – тоника аккорда, а цифрами 3 и 5 обозначены интервалы: терция и квинта.Хорошо, переместим тонику (ноту ДО) на октаву выше.Получится , поскольку между самым нижним звуком, который теперь оказался нотой МИ, и тоникой, получился интервал в сексту. Обозначается он .А что получится, если переместить второй звук (ноту МИ) на октаву выше? Получим :Называется он так, потому что между нижним звуком, нотой СОЛЬ в нашем случае, и остальными звуками интервалы в кварту и сексту. Обозначается этот аккорд как .Что будет, если и его нижний звук переместить на октаву выше? Получится обычное трезвучие C3-5, только октавой выше. Поэтому, говорят, у трезвучия два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.Как же сделать последовательность аккордов связной? Вспомните об устойчивых и неустойчивых ступенях и тяготении между ними – все это работает и с аккордами.Если мы рассматриваем трезвучия в контексте определенной тональности, называться они будут по названию ступеней, от которой построены. Если построим его от тоники (1-й ступени), оно будет тоническим. От четвертой ступени субдоминантовым, а от пятой – доминантовым.Для того, чтобы сделать простейший гармонический оборот, нам нужно взять тонику, затем какую-либо неустойчивую ступень (например, субдоминанту), а затем снова тонику:Итак, что произошло в данном примере?Взяв тоническое трезвучие мы дали слуху понять, что в данный момент «по умолчанию» мы находимся в тональности ДО-мажор.Взяв трезвучие от неустойчивой ступени, субдоминанты (от ноты ФА в данном случае), мы создали для нашего слуха напряжение.И снова взяв тонику, мы разрешили созданное напряжение.Этот гармонические оборот можно записать как «», где:Обычно очень популярны обороты «» (где ):Тут субдоминанта разрешается в доминанту, которая наиболее сильно стремится разрешиться в тонику:Как видите, третья и пятая ступень доминантового трезвучия – вводные ступени гаммы «ДО мажор». Отсюда такое стремление разрешиться в тоническое трезвучие.Таким образом, в гармоническом обороте T-S-D-T напряжение держится дольше, чем в T-S-T, или T-D-T.Можете вместо доминанты взять трезвучие от 7-й ступени лада – получится уменьшенное трезвучие, которое отлично разрешится в тонику.Но если приглядеться, окажется, что это уменьшенное трезвучие – 3, 5 и 7 ступень доминантсептаккорда!Тут возникнут вопросы: – что это за зверь такой? Это натурального мажора.Хорошо, а что такое ? Этот аккорд . Послушайте теперь, как звучит оборот :Да, что-то нас совсем уж занесло…Например, попробуйте наиграть на каждый аккорд одну и ту же мелодию в вашей тональности:Если хотите сделать мелодию разнообразней, обыграйте каждый аккорд:Таким образом, получится, что с каждым аккордом ваша мелодия будет нести оттенки того лада, которому он будет соответствовать. Поэтому вместе с эмоциональным окрасом натурального мажора в данной мелодии есть оттенки лидийского (4-я ступень) и миксолидийского (5-я ступень) лада.Также можете просто обыграть каждый аккорд его звуками. Т.е. построить мелодию так, чтобы она состояла только из звуков звучащего в данный момент аккорда:В общем – издевайтесь, как хотите.Взгляните на изображение:Мы видим 2 круга – внутренний и внешний. Во внешнем с интервалом в квинту последовательно расположены тональности в натуральном мажоре, во внутреннем – параллельные им тональности в натуральном миноре.Хорошо, как подобрать с помощью этого всего аккорды? Взглянем на следующее изображение:Допустим, у нас . и смотрим, что возле нее находится. будет расположена , – .Ниже – все то же самое, только для параллельного ЛЯ-минора – МИ-минор справа будет доминантой, а РЭ-минор субдоминантой.Все эти 6 аккордов можно использовать в тональности «ДО-мажор».Теперь определите сами, какие аккорды войдут в тональность РЭ-мажор (если что, под спойлером ответ).Открыть спойлерЗакрыть спойлерНа просторах сети также слышал о том, что, если в натуральном миноре доминанта разрешается в тонику, доминанту лучше брать не минорную, а мажорную. Т.е. если МИ-минор у нас доминанта, лучше заменить ее на МИ-мажор.В принципе, логика в этом есть – если доминанта у нас минорная, между 3-й и 5-й ее ступенями и первым звуком тонического трезвучия будут расстояния в 1 тон. В случае, если она мажорная, между ее 3-й ступенью и первой ступенью тонического трезвучия будет расстояние в 1 полутон. Поэтому тяготение доминанты к тонике будет сильнее.Я не думаю, что минорную доминанту можно всегда заменять на мажорную – и так оно тоже интересно звучит. Но можно использовать это как некую «фишку». Например, как в припеве песни группы Metallica – Unforgiven. Сначала там звучит обычная последовательность аккордов в ЛЯ-миноре:Однако в конце припева вместо минорной доминанты (МИ-минор) берется мажорная (МИ-мажор):В результате чего припев притягивает больше внимания к себе – кажется… эм… более «логически завершенным», что ли.Данные аккорды строятся на любых интервалах, кроме терций, и обладают интересным свойством – они не мажорные, и не минорные. Что, в принципе, логично. Ведь мы убрали терцию, которая и давала понять, какой наклоненности аккорд.И это не означает, что они не мажорные, не минорные, но какие-то там еще, нет. Это значит, что .Возьмем, к примеру, обычное ДО-мажорное трезвучие:Хорошо, понизим вторую его ноту на одну ступень, и получим трезвучие, состоящие из большой секунды и кварты:Теперь послушайте пример – в первой части будет играть мажорное трезвучие, после чего данный аккорд, а во второй то же самое, но с минорным трезвучием вначале:Как видите, в первой части он подчеркивает твердость и позитив мажорного лада, а во втором – добавляет трагичности минорному. Хотя это – один и тот же аккорд!Можно сделать еще так – сначала взять кварту, а после большую секунду:Можно сделать аккорд из квинты и кварты:Можно из кварты и квинты:Или из двух квинт (в аккорде из большой секунды и кварты второй звук переносим на октаву выше):Звучит он красиво, если обыграть (как в миноре, так и в мажоре):Этими аккордами можно заменить обычные трезвучия. Давайте сделаем это с примером из предыдущего раздела:На этом заканчиваю тему ) Хотел рассказать больше, но получилось уже и так слишком много контента – не влезает в предел 20 файлов на статью.Мы и так сегодня узнали достаточно: . Кстати, мы рассматривали только обращения мажорного трезвучия – попробуйте пообращать минорное! и как он строится.для подбора аккордов. (или аккордах, как угодно называйте) и что с ними можно делать. И, самое главное – .Думал я этой статьей завершить серию о создании музыки… И, наверное, так и сделаю, хотя – хорошим завершением была бы статья об основах аранжировки. Пока у не выходит у меня ее сделать. Но, возможно, через какое-то время займусь ей )

Что такое D7 ?

D7 — доминантовый септаккорд, строится на V ступени мажора и гармонического минора.

D7=б.3 + м.3 + м.3

D7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой (Т3).

Сколько обращений имеет D7 ?

D7 имеет три обращения.

Как называются обращения D7?

Первое обращение — Доминантовый квинтсекстаккорд (D65);Второе обращение — Доминантовый терцквартаккорд (D43);Третье обращение — Доминантовый секундаккорд (D2).

Построение и разрешение D65 ?

D65 — первое обращение D7 — строится на VII ступени мажора или гармонического минора.

D65= м.3 + м.3 + б.2

D65 разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном (Т53).

Построение и разрешение D43 ?

D43 — второе обращение D7 — строится на II ступени мажора или гармонического минора.

D43 = м.3 + б.2 + б.3

D43 разрешается в развернутое тоническое трезвучие с нижней и верхней тоникой (Т53).

Построение и разрешение D2 ?

D2 — третье обращение D7 — строится на IV ступени мажора или гармонического минора.

D2 = б.2 + б.3 + м.3

D2 разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой (Т6).

Что такое Септаккорд II ступени ?

Септаккорд II ступени ( II7) строится на II ступени в мажоре и миноре. Также его называют Субдоминантсептаккорд, так как в его состав входит субдоминантовое трезвучие (S53). Подробнее…

Какие септаккорды называются вводными?

Вводными называются септаккорды, построенные на VII ступени мажора и гармонического минора. К ним относятся MVII7 ( малый вводный септаккорд) и УмVII7 ( уменьшённый вводный септаккорд).

Что такое MVII7 ?

Малый вводный септаккорд (MVII7) — строится на VII ступени натурального мажора и состоит из м.3+м.3+б.3.Подробнее…

Что такое УмVII7 ?

Уменьшённый вводный септаккорд (УмVII7) — строится на VII ступени гармонического мажора и минора. УмVII7 состоит из м.3+м.3+м.3. Подробнее…

04.02.2019 Петр МамонтовМузыка

image

Такое понятие, как тоническое трезвучие стало нам известным после появления мажорных и минорных гамм. Это простые аккорды, состоящие из трех нот, в составе которых должна быть малая и большая терция. Но в музыкальной практике нередко встречается такое явление, как уменьшенное трезвучие. Что это означает и как оно звучит? Строится ли оно в рамках привычной для нас гаммы?

Что это такое?

Итак, для начала рассмотрим мажорное трезвучие. Это сочетание двух терций — большой на первом месте и малой — на втором. Повышенная третья ступень, свойственная мажорной гамме, придает и трезвучию позитивный, яркий и весело звучащий оттенок.

Рука об руку с ним идет минорное трезвучие. Это сочетание малой терции на первом месте и большой — на втором. Третья ступень получается заниженной, за счет чего звучание приобретает меланхоличный и мрачноватый характер. Но уменьшенное трезвучие — это комбинация двух малых терций, в нем понижена не только третья ступень, но и пятая. Звучание получается резким, мрачным, странным и попросту неустойчивым. Именно поэтому такой аккорд, написанный в рамках определенной гаммы, требует непременного обращения в тонику. Но об этом попозже.

image

Мажорная гамма

Этот строй может быть натуральным, гармоническим и мелодическим. Последний вариант мы оставим, так как здесь ступени меняются только при движении гаммы вниз, а займемся первыми двумя ладами:

  1. Натуральный. Уменьшенное трезвучие в мажоре, которое относится к этой категории, строится исключительно на VII ступени. Если рассматривать все на примере «до мажора», то у нас получится аккорд, включающий ноты H+D+F («си», «ре» и «фа»). Между «си» и «ре» малая терция, так же как и между «ре» и «фа».
  2. Гармонический. Характерен пониженной шестой ступенью, благодаря чему уменьшенное трезвучие мы теперь можем построить не только на VII ступени, но и на II. В «до мажоре» это будут ноты «ре», «фа» и «ля-бемоль».
image

Минорная гамма

Здесь картина точно такая же — есть натуральный, гармонический и мелодический минор. Как и раньше, мы оставим последний вариант, ведь тут повышаются VI и VII ступени только при движении вверх:

  • Натуральный. Отправной точкой для уменьшенного трезвучия в миноре является II ступень. Если это «ля-минор», то как и в параллельном ему «до мажоре» мы строим аккорд от ноты «си».
  • Гармонический. Славится своей VII повышенной ступенью, и именно на ней строится уменьшенное трезвучие. В рамках «ля-минора» получается «соль-диез»+»си»+»ре».

Обращения

Эта тема проста с теоретической точки зрения, но на практике звучание аккордов весьма интересно, хоть и отличается резкостью. Обращение уменьшенного трезвучия, как и любого другого, производится за счет переноса нижней ноты на октаву вверх. Так мы получаем сначала терцквартаккорд, а затем кварттерцаккорд. Однако при обращении малые терции образуют не чистые кварты, тритоны — уменьшенные квинты или увеличенные кварты. В результате звучание получается довольно резким и неустойчивым, но при этом интересным и нестандартным.

image

Разрешение

Как и все неустои в музыке, этот аккорд, построенный на неустойчивых ступенях лада (простите за тавтологию), требует разрешения — то есть перехода в более устойчивое звучание. Для каждого подвида уменьшенного аккорда оно свое:

  1. Трезвучие, построенное на VII ступени мажора или II ступени минора, обращается в тоническую терцию на первой ступени и третьей соответственно с удвоением нижнего звука.
  2. Терцквартаккорд в мажоре переходит в тонический терцквартаккорд, а в миноре — в терцию из третьей и пятой ступеней, с удвоением нижнего звука.
  3. Кварттерцаккорд в рамках мажора переходит в кварту между пятой и первой ступенью, и удвоением верхнего звука, а если мы в миноре, то переход осуществляется в тоническую минорную терцию с удвоением нижнего звука.
    image

Чудо увеличенных аккордов

Как мы уже выяснили, диссонансы, которые могут быть построены как в рамках гармонических ладов, так и в рамках натуральных, — это уменьшенные трезвучия. Увеличенные их аналоги также могут присутствовать в гаммах, но только при условии мелодического строя. Данный аккорд имеет предельно устойчивое звучание, немного сюрреалистичное, магическое, инопланетное. Нередко используется в написании фантастической музыки. Итак, состоит трезвучие из двух больших терций и вот как оно строится:

  • Гармонический мажор — на VI пониженной. В «до-мажоре» — это ноты «ля-бемоль»+»до»+»ми».
  • Гармонический минор — на III ступени. В рамках «ля-минора» это будут «до»+»ми»+»соль-диез» — то есть седьмая повышенная.

Автор:

Источник:fb.ru

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий