Лидер определение. Психология лидерства. Лидер команды

Содержание

Есть много теорий, создатели которых предпринимают попытки объяснить появление лидерства в разных социальных группах. Одни ученые уверены, что лидерство базируется на индивидуальных личностных особенностях, другие – что оно зависит от целого ряда других условий.

Лидерство в системе менеджмента: суть вопроса

Существует 2 подхода к изучению этого явления – традиционный и современный. Традиционный подход направлен на исследование авторитарного, демократического и попустительского стилей управления. Современный подход предполагает наличие атрибутивного, харизматичного и преобразующего лидерства.

Лидерство в менеджменте: определение и составляющие

Лидерство – тип управленческих взаимоотношений между лидером и подчиненным, которые направлены на мотивирование людей к достижению общегрупповых целей.

Лидер должен уметь влиять на людей и их поступки, направлять усилия сотрудников на достижение целей, которые важны для компании. Результативность деятельности складывается от объема власти и его вида.

Функции лидера:

  • постановка целей;
  • выявление средств для достижения целей;
  • мотивация людей достигать поставленные цели;
  • исправление поведения людей;
  • ориентация усилий на достижение поставленных целей;
  • разработка системы одинаковых способов восприятия действительности и культурно-социальных норм в группе.

Лидерство – это в менеджменте неоднозначный вопрос. Оно предполагает высокое положение человека в группе, что определяется признанием его результатов работы другими членами данной группы. В то же время это процесс внутреннего управления в соответствии с инициативой членов группы.

Чтобы стать лидером, потребуется:

  • достигать больше результатов, по сравнению с коллегами;
  • добиться того, чтобы члены группы согласились с высокой ценностью достигнутых результатов;
  • поставить общие для группы цели по своей инициативе.

Выглядит это следующим образом. В группе существуют мотивирующие и вдохновляющие ее цели. Средний сотрудник добивается в их достижении значительных результатов. Затем он информирует об этом коллег и устанавливает новые общие для группы цели для ее же блага.

Есть разные виды лидерства в менеджменте – например, организаторское, творческое, дипломатическое, обслуживающие, поддерживающее. Также оно может быть формальным (обусловленным занимаемой должностью в компании) и неформальным.

Лидерство в менеджменте: теоретический прорыв

В истории встречалось множество примеров лидеров, однако попытки описать связь их личностных качеств с жизненным успехом теряли причинно-следственную связь.

Так, Кутузов и Суворов формируют впечатление лидеров, однако их набор личных качеств антагонистичный.

Теоретический прорыв наступил, когда ученые перешли от изучения личных качеств к изучению поведения лидера в общих чертах. Данный инструмент называется «Управленческой решеткой» Блейка – Моунтон. Она состоит из двух осей: ось по горизонтали выражает результаты, по вертикали – отношения к людям и между людьми.

  1. «Стиль загородного клуба» предполагает удовлетворение нужд членов группы, что формирует положительную атмосферу.
  2. Стиль «Командное управление» – обусловленность коммерческих успехов сотрудниками, которые преданы своей деятельности. Направленность на выполнение организационных целей формирует взаимоотношения, основой которых выступают взаимоуважение и доверительность.
  3. «Обедненный стиль»: для достижения коммерческих результатов, которые нужны для сохранения компании, прикладываются минимальные усилия.
  4. «Озадаченный стиль»: производственные результаты зависят от оборудования, техники и иных подобных условий, где человеческий фактор, межличностные отношения и прочие аспекты почти полностью отсутствуют.

Лидерство в менеджменте: создание классики Фидлером и Хаузом

Лидерство и управление командой были рассмотрены Ф. Фидлером, который выдвинул такие предложения:

  • в стиле менеджмент-лидерства находит отражение мотивация лидера;
  • сложившиеся обстоятельства воздействуют на поведение лидера;
  • оба указанных выше фактора оказывают влияние на результативность лидерской деятельности.

В то же время ученый указывает на дополнительный признак человека-лидера – терпимость к членам группы, которые не предпочтительны в ней. Американский психолог сформировал связь между терпимостью и результативностью деятельности через уровень контроля над сотрудниками, который формируется из взаимоотношений между лидером и сотрудниками, из его влияния и структурированности задания.

Целенаправленная лидерская деятельность в этой ситуации не занимает центральное положение.

Также попытку описать менеджмент-лидерство предпринял Р. Хауз в 1971 году. По его утверждению, есть 4 стиля лидерства – директивный, поддерживающий, координирующий и нацеленный на результаты.

imageСкачиваний: 411 Добавлен: 15.05.2015 Размер: 39.42 Кб Скачать ☆

52.Лидер. Лидерство. Виды лидерства.

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Лидер – это лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим признанным авторитетом. Он обладает влиянием, которое проявляется как управляющие воздействия.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

— по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

— по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

— по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т.д.

Виды лидерства:

Лидер может быть одновременно и формальным (официальным) руководителем группы.

3.1 Основные теории лидерства

Лидерство — это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.

Существует три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств; поведенческий подход; ситуационный подход.

Подход с позиции личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают набором общих для всех личных качеств. Однако, комплексный обзор исследований в области лидерства подвел к выводу, что человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Несмотря на сотни проведенных исследований, единого мнения о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера, сформулировано не было.

Поведенческий подход. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства и стилей поведения (манеры поведения с подчиненными в континууме от автократичного до либерального стиля). Согласно поведенческому подходу к лидерству эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поэтому при описании этого подхода анализируется понятие «стиль руководства» (манера поведения руководителя) и рассматриваются такие важные категории управления, как автократический стиль, демократический стиль, стиль, ориентированный на работу, и стиль, ориентированный на человека.

Ситуационный подход. Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Виды лидерства

Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его ролей:

1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

3. Ситуативное лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции);

лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи);

лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);

лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);

лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности).

Интересной представляется типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Парыгиным. В ее основу положены три различных критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.

По содержанию различают:

· лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;

· лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;

· лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю различают:

Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем.

Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

Пассивный(Либеральный). Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний. Предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне.

По характеру деятельности различают:

· универсальный тип, т. е. Постоянно проявляющий качества лидера;

· ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая, оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

2) «лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

3) «хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Соседние файлы в папке Ответы на менеджмент(90%)

  • # 15.05.201536.86 Кб5248.Эффективный кадровый менеджмент организации.doc
  • # 15.05.201524.06 Кб5449.Охарактеризуйте формы и методы вознаграждения персонала, назовите принципы их реализации.doc
  • # 15.05.201524.58 Кб585.Менеджент как наука и т.п..doc
  • # 15.05.201538.91 Кб5050.Роль человеческого капитала в обеспечении конкурентного статуса фирмы и перспектив ее развития.doc
  • # 15.05.201539.42 Кб7451.Руководитель и лидер. Значение каждого в менеджменте и управлении.doc
  • # 15.05.201539.42 Кб41152.Лидер. Лидерство. Виды лидерства..doc
  • # 15.05.201538.91 Кб12053.Сущность самоменеджмента и его необходимость.doc
  • # 15.05.201597.28 Кб8354.Технология управления временем способы и возможности..doc
  • # 15.05.201529.18 Кб6055.Постановка целей и их конкретизация, как способ получения максимальной эффективности от самоменеджмента.doc
  • # 15.05.201524.58 Кб5956.Эффективность делегирования.doc
  • # 15.05.201542.5 Кб6357.Понятие конфликта, его место в системе управления..doc

Определение понятия «лидерство»

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер — это ведущий, идущий впереди. Лидер — член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы (Фридлер).

Собственно, проблема определения понятия лидерства завит от того, какой теории придерживаться и в зависимости от этого расставлены акценты в определении. В общем смысле лидерство можно определить как отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить основные подходы к его трактовке:

1. Лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, — пишет Жан Блондель, — это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

2. Лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами, как отмечает Даунтон, лидерство — это «положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

Заглянув в социологический словарь, можно обнаружить следующие определения лидерства: «Лидерство — 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы… обусловленное более эффективными результатами деятельности… 2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов» Веснин В.Р. Основы менеджмента/ В.Р. Веснин. — М. — 2003. — С. 185

Первое определение обладает двумя несомненными достоинствами. Одно из них состоит в том, что это определение показывает субъективный характер данного понятия: человек, достижения которого признает определенная группа людей, может быть для этих людей лидером, и в то же время другая группа может отрицать его лидерство, если не рассматривает соответствующие достижения как выдающиеся. Другое достоинство этого определения — его операциональность, ибо оно указывает определенный путь к лидерству.

С другой стороны, приведенное определение страдает и рядом существенных недостатков. Во-первых, выдающиеся достижения не гарантируют лидерства. Эйнштейн, например, был безусловным гением физики ХХ в., однако его вряд ли можно назвать лидером, поскольку у него практически не было учеников. Поэтому данное определение формулирует необходимое, но недостаточное условие лидерства. Во-вторых, такое определение как бы фиксирует лидерское положение личности или группы, в то время как на наших глазах постоянно происходит смена лидеров, даже в том случае, если прежние достижения старых лидеров не оспариваются. В-третьих, и на это мы хотим обратить особое внимание, рассматриваемое определение статично: оно не отражает динамизм процесса лидерства. Действительно, лидерство — это не только положение личности или группы, это еще и процесс вовлечения последователей в деятельность, направленную на достижение определенных целей. Данный аспект отражен во втором определении лидерства, однако это сделано в столь общей форме, что отличить лидерство от других процессов в социальных группах на основании подобного определения оказывается практически невозможным Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы// Российский журнал менеджмента. — 2003. — № 2, — С.4.

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера): деловое лидерство (характерно для групп, возникающих на основе производственных целей, в основе такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт), эмоциональное лидерство (возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения), ситуативное лидерство (по своей природе может быть и деловым, и эмоциональным, его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией).

Содержание статьи

В различных ситуациях каждый из нас выдаёт различную реакцию на происходящее. Мы по-разному принимаем решения, готовы к той или иной степени ответственности. Наше поведение обусловлено характером, темпераментом, опытом, знаниями и намерениями.

Лидер в группе

Лидер в команде — это тот человек, который способен направлять деятельность, координировать людей, принимать решения, благодаря ему группа начинает функционировать слаженно, словно единый механизм. Лидер есть в любом коллективе, но откуда он берётся, если сами участники не назначают общим решением руководителя? Негласный предводитель появляется сам собой, и окружающие следуют за ним, полагаясь на него.

image

Некоторые организации и процессы подразумевают назначение руководителя, лидера проекта, группы. По каким критериям выбирают того, на кого можно положиться? С какими сложностями сталкивается лидер? Как распознать и развить лидерские задатки?

Лидер — кто это?

Предпосылки лидерского типа поведения впервые распознали в животной среде. Социальные животные выделяют вожака, который распределяет иерархию внутри подконтрольной группы. В свою очередь, вожак получает привилегированное положение и дополнительные обязанности внутри групп и вне её.

Лидер — это тот человек, который проявляет большее влияние на других людей в коллективе. Такой человек проявляет себя как в большой компании, так и в диалоге двух людей.

Ранее люди ошибочно полагали, что лидеры необходимы исключительно на ответственных должностях и в правящих кругах. С развитием общества и с получением глубоких знаний в сфере психологии, люди осознали, что лидер необходим в любой ситуации. Массовым явлением стало обучение лидерским качествам, взращивание в себе личности с определёнными чертами. Но практика показывает, что свойства лидера — природный талант, особенности данные от рождения. Их можно развивать, но создать без потенциала крайне сложно.

Какими бывают лидеры

Множество классификаций от именитых учёных и психологов подтверждают разнообразие типов личности и лидерских качеств. Рассмотрим главные классификации.

Типология Макса Вебера

Классификация немецкого социолога скорее применима к правящим кругам и политическим деятелям. Вебер называет три разновидности лидеров:

  1. Лидер традиционный — в случае наследственной передачи власти, полномочий, кровное родство с правящей элитой, принадлежность к социальному кругу от рождения.
  2. Харизматичный лидер — человек, наделённой талантами, обаянием, харизмой.
  3. Рационально-легальный — личность, работающая над собой, вследствие чего занимающая высокую позицию в социуме.

Типология Льва Уманского

Советский психолог выделяет шесть подтипов, соотнося их с определёнными личностными качествами:

  1. Инициатор — тот, кто ответственен за новые предложения, активности в коллективе, генератор идей.
  2. Организатор — способен направить общие усилия для достижения единой цели всем коллективом совместно.
  3. Эталон — в глазах окружающих является примером для подражания, моделью поведения, к которой стремятся, вдохновитель.
  4. Эрудит — обладает знаниями, позволяющими рационально достичь поставленной цели.
  5. Умелец — мастер, способен на личном примере показать, как необходимо выполнять действие.
  6. Генератор настроения — ответственен за эмоциональный настрой, задаёт общий фон, формирует и влияет на атмосферу.

По оценке психолога один человек заключает в себе несколько качеств лидера. В одной личности сложно объединяются задатки руководителя и творческой единицы. Художник-вдохновитель, скорее всего, не сможет грамотно организовать процессы работы, ему будет необходим помощник с иным набором ведущих качества лидера.

Типология Бориса Парыгина

Другой советский психолог детальнее рассмотрел феномен лидерства. Согласно его классификации качества могут проявляться в зависимости от ситуации:

  1. Черты проявляются не всегда — перед вами ситуативный лидер.
  2. Человек в любой ситуации становится ведущим — универсальный лидер.

По проявлениям Парыгин выделяет вдохновителей, организаторов и смешанный тип, встречающийся редко.

Учёный указывает на характерные стили управления:

  • Авторитарный — не учитывает чужие мнения, стремления, желания, нацелен на единоличное управление.
  • Демократический — стремится опросить группу, прийти к коллективному решению.
  • Либеральный — отличается «заигрыванием» с участниками группы, обладающими широкими правами.

Дополнительная классификация

Лидеров можно разделить по масштабам влияния:

  • Бытовой — проявляют себя преимущественно в личных отношениях, семьях, в дружеской среде;
  • Социальный — распространяет влияние на профессиональную деятельность, становится руководителем общественных организаций, спортивных, творческих, идейных коллективов;
  • Политический — максимальное развитие качеств, участие в политической деятельности, партийных организациях, общественно значимых объединений.

Расширенная классификация лидеров, согласно применяемой стилистике управления:

  • Силовик — уважаемый член коллектива, отличается сильной энергетикой, напором, уверенностью;
  • Тактик — знаком с психологией поведения, имеет управленческий талант, настраивает окружающих, подбирая коллектив;
  • Душка — нацелен на создание дружеской, доверительной обстановки, желает сплотить коллектив, влияет на настроение людей, задаёт эмоциональный фон;
  • Переговорщик — умеет убеждать, быстро находит общий язык, налаживает контакт, разрешает противоречия.

Существуют и другие виды разделения, так как тема лидерства обширна. Основываясь на приведённых подтипах, можно проанализировать окружение, рабочий коллектив и личные устремления.

Отличительные черты лидера

Ответ на главный вопрос, какими качествами должен обладать лидер, позволяет всецело определить собственный потенциал и разобраться, кто занимает лидирующие позиции в вашей семье, на работе, в дружеском коллективе.

Лидер, основываясь на переводе термина, означает идущего впереди, ведущего за собой.

Психологи разделяют четыре категории качеств и выделяют внутри точные характеристики.

Физиология:

  • поставленный голос;
  • высокие показатели работоспособности;
  • презентабельный внешний вид;
  • прямая осанка;
  • активность;
  • уверенные движения.

Психология:

  • амбициозность;
  • ощущение превосходства в ключевых вопросах;
  • эмоциональная зрелость;
  • способность брать на себя ответственность;
  • уравновешенность;
  • сильная психика;
  • независимость;
  • умение распределять обязанности;
  • оптимизм;
  • инициативность;
  • мотивированность;
  • уверенность в принятии решений и в работе с незнакомыми темами;
  • стремление к развитию, самоутверждению, реализации;
  • упорство;
  • настойчивость;
  • умение сохранять спокойствие в критической ситуации.

Интеллектуальные качества:

  • нестандартное мышление;
  • эрудированность;
  • острый ум;
  • умение быстро вникать в тему;
  • рассудительность;
  • способность быстро думать.

Личностные качества:

  • коммуникабельность;
  • способность мотивировать и создавать настрой;
  • умение грамотно распределять время;
  • нацеленность на результат;
  • чувство юмора;
  • внимательность;
  • участливость;
  • убеждённость;
  • умение отстоять точку зрения;
  • справедливость;
  • честность;
  • креативность;
  • смелость.

В одном человеке не проявляются все качества одновременно. Качества лидера, представленные в списке, проявляются от уровня зрелости, развитости, социального статуса, ситуации и опыта. Основная черта лидера — умение влиять на ситуацию, способность направлять и вести людей.

Благодаря набору ведущих качеств, в каждом коллективе проявляется сильная, ведущая личность. Согласно приведённым классификациям человек занимает позицию в коллективе и проявляет свою роль.

Лидерские качества личности

Лидерство в психологии рассматривается как процессы социального влияния. Согласно данному описанию, лидер умеет аккумулировать ресурсы, заручиться поддержкой со стороны участников, выделить путь движения и суметь достичь цели путём общих усилий.

Ведущие лидерские качества личности:

  • Отсутствие страха ошибки, неудачи: умение оценивать ситуацию со всех точек обзора, воспринимая любую ситуацию, как полезный опыт и шанс к развитию.
  • Умение управлять тревожностью: высокая ответственность влечёт за собой высокие ожидания, руководитель должен уметь грамотно расставлять приоритеты, делегировать обязанности, сохранять настрой и передать его подчинённым.
  • Умение предвидеть долгосрочную отдачу: лидер способен увидеть перспективы развития, смоделировать будущее и разработать план действий для достижений цели. Руководитель должен полагаться на результаты в будущем, сегодня работать над завтрашними достижениями. Стремление к мгновенной отдаче или несоизмеримым результатам влечёт принятие неправильных решений, невозможность достичь конечной цели.
  • Лидер готов к конкуренции, не сравнивая себя с другими: самодостаточность, уверенность в себе, сознание собственной ценности, упор на сильные черты характера, работа с талантом — основные лидерские черты. Здоровая самооценка и умение распознать сильные качества другой личности позволяют лидеру работать и развиваться, не оборачиваясь на других, не стараясь быть похожим, а развивая и усиливая свою самобытность.
  • Непрерывная работа над собой: качество человека, который умеет распределять временной ресурс и стремиться к развитию.
  • Применение полученных знаний на практике: лидер непросто теоретик, а тот, кто задаёт тон, регулирует действия, определяет путь. Он переносит полученные знания и накопленный опыт на реальные ситуации, стараясь реализовать полученные знания.
  • Адекватное принятие критики: здоровая самооценка позволяет выслушивать мнения других с достоинством и спокойствием. Работая над собой, человек принимает во внимание замечания окружающих, которые могут подсказать то, что человек не способен заметить самостоятельно.
  • Умение доступно, понятно выразить свою мысль публично: ораторские способности или умение убеждать. Лидер говорит понятно, чётко, умеет донести мысль, раскрыть идею.
  • Расстановка приоритетов: дисциплина — основная черта, двигающая вперёд. Разделение работы и развлечений, осознания ценности ресурсов, времени, умение работать в заданный временных рамках, распорядок дня — качества, помогающие человеку двигать вперёд и увлекать людей.
  • Лучшее время — сейчас: привычка откладывать дела «на завтра» не помогает лидеру. Руководитель не ждёт прихода правильно времени, а создаёт необходимые условия, планирует.

Минусы лидерства

Каждая модель поведения включает в себя как положительные черты, так и отрицательные.

Некоторые руководители ложно понимают под лидерскими качествами корысть. Они не настроены на коммуникацию и не принимают во внимание интересы других участников. Они подвержены непрерывному конкурированию и реализации амбиций. Большая власть в руках такого лидера чревата ведением дел при помощи силы, отсутствием заботы о социальном аспекте и деспотической моделью поведения.

Лидерские позиции влекут за собой повышенную ответственность. Руководитель отвечает за важные коллективные решения. Стрессы, тревожность могут повлечь развитие заболеваний, нервного истощения, нарушения сна, разногласиями в коллективе.

Лидеру стоит уделять внимание личностному развитию и выделять время на восстановление сил. Отдых помогает сохранять эмоциональное и физическое здоровье. Руководитель должен помнить о человеческом факторе, сохранять эмпатию, сочетая с принятием обоснованных целесообразных решений.

Лидерские качества руководителя приводят к раскрытию потенциала, личной и профессиональной реализации. Грамотный начальник способен действовать в интересах коллектива, принимая серьёзные решения, мониторя изменения в профессиональной сфере и направляя организацию к росту.

Группа людей не является устойчивым конструктом: настроение коллектива, перспективы и цели подвержены пересмотру и изменениям. Позиция лидера неустойчива, с приходом новых лиц возникает противостояние, столкновение интересов или разделение ролей. Руководитель, не оправдавший ожиданий, теряет позиции и доверие. Развитие компетенций и налаживание доверительных отношений помогает лидеру сохранять авторитет.

Лидерство — один из феноменов, психология которого интересует людей на протяжении многих лет. Человек пытался распознать качества сильной личности и научиться воспитывать их самостоятельно. Лидеры, это уверенные в себе люди, умеющие привлечь внимание, захватить интерес, уверенно заявить о себе и обозначить общую цель. Это энергичные люди, каждый из которых обладает уникальным списком талантов и умений, а их реализация позволяет ему завоёвывать уважение, оказывать влияние или мягко направлять настроение окружающих.

Приветствую всех! Кто такой лидер? Определение лидера гласит о том, что в первую очередь – это человек, имеющий авторитет в группе, обладающий влиянием для управленческой деятельности.

Содержание

Что такое лидерство

image

Качества лидерства присуще человеку, способного вдохновлять окружающих на действия. В 19 веке существовала теория, что лидерский талант был врожденный. К 20 веку понятие видоизменилось. Лидером стал являться человек, способный адаптироваться под ситуации, и вовремя менять свое поведение. К примеру, при одних обстоятельствах необходим был навык вдохновения толпы. При других ситуациях нужны были другие навыки, и он умел их реализовать. С того момента лидерские качества начали воспринимать как приобретенные.

Качества лидера по Радиславу Гандапас

  1. Проявление инициативы.
  2. Готовность взять на себя ответственность.
  3. Моделирование будущего и движение к нему.
  4. Не несется бездумно за бесплатным.
  5. Способен отстраняться от удовольствий, ради будущего.
  6. Сегодняшняя работа, ради завтрашнего результата.
  7. Обладание высокой эффективностью и энтузиазмом.
  8. Поддержание высокой продуктивности.
  9. Отсутствуют жалобы на жизнь.
  10. Вместо просьб и клянченья, предложения решений.
  11. Удержит даже не устраивающие ситуации под контролем.
  12. Имеет влияние на происходящие ситуации.

В психологии лидерство – это способность к ведению людей к общей цели, имея характер, внушающий доверие.

Понятие лидер – это человек, находящий в группе людей, имеющий высокое признание, пользующийся авторитетом и способный на управленческие действия.

Качества лидера для большинства

image

Большинство людей считает, что понятия лидера означает обладать следующими качествами:

Не страшиться ударов судьбы

Независимо, какие удары судьбы тебя ожидают, а они ожидают с вероятностью 50%, лидер готов к встрече с ними, он не сломится от них, а только закалит свой дух.

Управляет стрессом

Лидерство – это процесс, при котором человек умеет управлять своими эмоциями. Лидер не должен поддаваться печали, депрессии, ведь на него смотрят другие люди и перенимают его настрой. Поэтому ему необходимо всегда находиться в хорошем настроении, как минимум, уметь прятать свой негатив глубоко внутри.

Позитивный взгляд на вещи

Как вести за собой людей, если не можешь видеть перспектив? Когда все вокруг покрывается разочарованием, лидер должен быть способен воодушевить людей на продвижение к цели. Они должны подбодриться и довериться ему.

Не гонится за мгновенной выгодой

Лидер – это тот, кто не только обладает таким наименованием, но и полностью соответствует ему по своему стилю жизни. Все его действия направлены на будущее, опираясь на реальные события. Он не бросится с головой за сиюминутной выгодой. Благодаря этому, на него всегда можно положиться. Ведь ему важна собственная репутация, как и собственный успех по жизни.

Неудачи воспринимает в качестве жизненного опыта

Настоящий лидер не считает неудачи чем-то плохим. Наоборот, они воспринимаются им со стороны личного роста. Если и не получилось что-то, это не значит, что ты не можешь этого достичь. Это всего лишь означает, что требуется приложить больше усилий или воспользоваться иным методом.

Отсутствует сравнение себя с другими людьми

Является одним из основных качеств: человек, наделенный лидерскими способностями, выглядит успешно, самодостаточно и независимо. Что самое главное, это не только его внешняя оболочка, так оно есть на самом деле. От того ему и не приходится сравнивать себя с окружающими, он не имеет сомнений в себе.

Не пренебрегает чтением

Довольно критичное качество, которое осуждается подобным высказыванием: при постоянном чтении не остается времени на дела. Но я лично придерживаюсь мнения, что чтение является лекарством от идиотизма, деградации, узости мышления.

Во время чтения открывается большое количество жизненных сценариев, зная которые, можно извлечь пользу при столкновении с ними.

Применение теории на практике

Мы получаем теорию для практики, но не каждый ею пользуется. Следовательно, все ваши знания просто погибают, так и не воплотившись в жизнь. Такие лидеры никому не нужны, не нужно страшиться ошибок, надо реализовывать свои знания в жизнь. Поверь мне, ты будешь удивлен, сколько всего ты на самом деле сможешь реализовать, начав действовать.

Спокойное отношение к критике

Лидеры довольно мудрые люди. Их не только не затрагивает критика за живое, но так они еще извлекают из нее пользу, осознавая, что на его действия имеется обратная связь. Никогда человеку не стать лидером, если он остро реагирует на замечания в свой адрес.

Имеет понимание, что время ограничено

Лидеры не склоны к прожиганию свободного времени. Они стараются максимально его использовать с выгодой для своей пользы. Но прошу заметить, что даже самым заядлым трудоголикам, время от времени, требуется отдых.

Умение публично выражать свои мысли

Данный навык является основополагающим для человека, желающего приобрести авторитет среди других людей. Поэтому собирай всю волю в кулак и не страшись публично высказывать свое мнение. Для развития навыка помогут курсы по ораторскому искусству.

Знает важность презентации

Способность красиво презентовать свои идеи, доходчиво доводя их до умов окружающих, будет хорошим подспорьем для приобретения влияния на людей. Кто, как не лидер должен уметь заинтересовать и сподвигнуть людей следовать за собой, даже, казалось бы, при полном абсурде своих размышлений.

В приоритете находятся дела, максимально приближенные к цели

Лидер не склонен направлять людей туда, куда не идет сам. Благодаря этому, он всегда нацелен на результат и не будет тратить время на ерунду.

Дисциплинированность

Абсолютно каждый великий политик, бизнесмен, влиятельный человек обладает навыком дисциплинированности. Они не отказывались от своих целей, спали по 5 часов в сутки, вставали и батрачили ради лучшей жизни, не сдаваясь перед ударами судьбы. Им было не легко, но благодаря своей настойчивости и дисциплинированному следованию к своей цели, они остались в истории.

Не дожидается лучшего момента

Забудьте, что наступит идеальный момент – это утопия. Лидер не верит в существование лучшего времени, он действует здесь и сейчас, несмотря ни на что. Именно благодаря его уверенности за ним идут люди, так как они понимают, что он действует, а не только чешет языком.

Сбалансированная жизнь

В этом пункте я имею в виду, что он старается придерживаться здорового образа жизни. Подобное я связываю тем образом, что мало кто пойдет за человеком, который вот-вот копыта откинет от своей ораторской речи, или при активных действиях начнет задыхаться и постоянно будет нуждаться в чьей-то помощи.

А кого называют лидером на ваш взгляд? Поделитесь свои мнением в комментариях.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий