Кубизм — что это? Отвечаем на вопрос. Кубизм в искусстве. Представители направления и картины в стиле кубизм

Возникновение кубизма относят к 1906-1907 годам. Развилось и зародилось это направление главным образом во Франции (яркими представителями являются П. Пикассо, Х. Грисс и Ж. Брак), а также в некоторых других странах.

Что такое кубизм?

Попытаемся ответить на данный вопрос. Кубизм — это особое художественное направление, язык которого основан на деформации предметов, разложении их на геометрические плоскости, сдвиге формы.

image

Главной идеей, на которой он строился, была попытка выразить всю сложность, многообразие окружающей действительности с помощью простейших пространственных моделей и форм явлений и вещей. Возникновение этого направления изменило многие устоявшиеся принципы и эстетические представления в европейской живописи. Представители кубизма порвали с «оптическим реализмом», отказавшись от натуры как предмета изобразительного искусства, от перспективы и светотени как единственных средств художественной выразительности.

Пабло Пикассо

Для этого живописца в течение всего его творческого пути была характерна работа в нескольких стилях одновременно. Пикассо поочередно прибегал к совершенно противоположным способам выражения своего мироощущения.

image

В его творчестве можно найти и кубистическую живопись, граничащую с абстракционизмом, и реализм. Иногда в своих поисках он настолько отходил от традиционного классического изобразительного искусства, что его возвращение на путь реалистического творчества казалось немыслимым. Однако художник создавал потрясающие портреты и натюрморты в стиле кубизм. Это были реалистические произведения, написанные в неподражаемой, индивидуальной манере. Традиционные художественные средства, которые использовал автор, служили решению современных задач. Одной из первых картин, написанных в стиле кубизм, является картина «Авиньонские девицы» П. Пикассо. Это произведение искусства отличается необычной гротескностью: здесь изображены огрубленные фигуры без элементов светотени и перспективы, представленные как комбинация разложенных объемов на плоскости.

Характерные особенности

Французский критик Л. Восель впервые употребил термин «кубист» в 1908 году как насмешливое название художников, изображающих действительность при помощи правильных геометрических объемных фигур (цилиндра, конуса, куба, шара). Такое творчество содержало в себе вызов традициям реалистического искусства. Картины в стиле кубизм отличались тяготением к аскетичности цвета, к осязаемым, простым формам и элементарным мотивам (например, утварь, дерево или дом). Наиболее ярко эта черта проявляется в раннем его творчестве в «сезанновский» период (1907-1909). Художник П. Сезанн подчеркивает устойчивость и предметность мира; граненые объемы, которые он использует как инструмент передачи образа, образуют подобие рельефа, а цвета выделяют определенные грани предметов, одновременно усиливая и дробя объем. Следующая стадия развития кубизма — «аналитическая» (1910-1912). Предмет разбивается на мелкие части, легко отделимые друг от друга, а его форма будто распластывается на холсте. Последняя, «синтетическая» стадия (1912-1914) отличается большей декоративностью, картины становятся красочными плоскостными панно, появляются некоторые фактурные элементы — объемные конструкции, наклейки (коллажи), присыпки… В то же время зарождается и кубистическая скульптура. Пикассо и Брак часто включали в полотна определенные буквы или слова. Эти надписи, как правило, не соответствовали содержанию, однако помогали посетителям выставок приблизительно понять замысел художника.

Реакция зрителей

Публика к творчеству кубистов относилась с иронией, иногда даже одаривая их нелестными эпитетами и насмешками. В прессе печаталась жесткая критика, по своему характеру иногда приближавшаяся к общественному скандалу. Зрители, оказавшиеся на выставке полотен кубистов, испытывали ощущения, которые можно сравнить с чувствами человека, собиравшегося в приятное путешествие, но вместо этого получившего приглашение принять участие в прокладке новых путей.

Такая реакция подтверждала, что переход к данному направлению произошел стремительно, несмотря на длинный подготовительный период, в течение которого столичный зритель должен был бы существенно расширить свой кругозор. Тем не менее сам кубизм, картины, написанные в этом стиле, нравились определенной части аудитории и находили поддержку у меценатов.

Влияние кубизма на искусство

Данное направление сильно повлияло на развитие творческой мысли. Кубизм в искусстве отразил новые тенденции жизни во всей многогранности и противоречивости: стремление к демократизации — признание примитивизма, отказ от индивидуального, частного, камерного; веру в науку — стремление к созданию «грамматики искусства», поиску объективных методов.

Сегодня каждый непредубежденный человек, любуясь работами импрессионистов, наглядно различает условность привычных для нас цветов. А во времена возникновения всем казалось, что кубизм — это настоящая революция в искусстве. Именно данное направление подвергает анализу все существующие компоненты живописи. Форма изображения, цветовая и линейная перспективы, объемы становятся условными.

Кубизм в России

В эпоху, предшествующую становлению кубизма, в нашей стране, как и во Франции, возрос интерес к народному, традиционному творчеству. В это время молодым русским художникам были свойственны не только интерес к «примитивному» искусству (включая африканское), но и тоска по строгой незыблемости, архитектурной композиции, а также вера в известную закономерность и математичность ритмических переживаний.

В творчестве многих русских художников определенное место занимает кубизм (это Шагал, Лентулов, Архипенко, Альтман и другие). Однако центральной фигурой, безусловно, является Казимир Малевич. Его педагогическая деятельность и творчество, а также теоретические работы оказали огромное влияние на формирование целого направления.

«Черный квадрат»

Может показаться, что нет ничего проще, чем нарисовать черный квадрат на белом фоне. Такое изобразить может, наверное, любой человек. Но вот загадка: эта известная картина русского художника Малевича до сих пор притягивает к себе внимание исследователей и любителей живописи, хотя создана она была еще в начале прошлого века. Как нечто таинственное, как миф, как символ русского авангарда…

Рассказывают, что художник, написав «Черный квадрат», сам не понимал, что такое он сделал, и долгое время не мог ни есть, ни спать. В действительности, была выполнена сложная работа, чтобы эта картина появилась на свет. Ведь когда смотришь на нее, под трещинами становятся различимы нижние слои — зеленый, розовый, по всей видимости, была некая цветовая композиция, но автор счел ее несостоявшейся и написал поверх нее черный квадрат. Это произведение искусства было выдержано в стиле кубизм. Картины Малевича отличались разнообразием, но он сам считал, что именно «Черный квадрат» является вершиной его творческой деятельности.

Способности и фантазии человека иногда просто поражают. Живопись и архитектура стали именно той областью, где люди развивают и выражают своё творчество в самых разнообразных направлениях. Чтобы удивить мир новыми ветвями в искусстве, художники всеми силами стараются изобразить то, что видят, в совершенно новом и необычном свете. Отсюда и появился авангардизм – результат развития множества творческих идей и планов. А из него, в свою очередь, и произошло такое понятие, как кубистский стиль. Веяние чего-то неординарного и интересного.

Кубизм в искусстве

Одним из главных направлений в авангардистском искусстве стал именно кубизм. От французского cubism означает куб – художественное течение во французском стиле начала XX столетия. Главными представителями и основоположниками были Пабло Пикассо и Жорж Брак, благодаря их творениям мир увидел этот стиль в совершенно новом и необычном цвете.

Само представление «кубизм» возникло из-за острого замечания по поводу трудов Ж. Брака о том, что он сдвигает города и фигуры к геометрическим прогрессиям и кубам. Художественная составляющая концепции выстраивалась на попытке найти самые обыкновенные пространственные модели и конфигурации вещей, явлений, которые бы персонифицировали всю сложность и разнообразие жизни. По своей сущности, кубизм – это примитивизм, который воспринимает мир через формы геометрических фигур.

Зарождение культуры

Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма. По сути, данное течение — это огромное желание расчленить предметы реальности на стереометрические примитивы. В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую. Кубизм — это сравнительно сложный художественный вид, который смог сплотить живописцев, скульпторов, музыкантов и стихотворцев со всего мира. Разберём три стиля данного течения.

Сезанновский

Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов. Естественное влияние на развитие кубизма оказали опыты с конфигурацией в творениях Поля Сезанна. В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов. В «Портрете Гертруды Стайн», который сотворил Пикассо, уже отмечается увлечённость искусством Сезанна. После этого Пикассо нарисовал картину «Авиньонские девицы» которая слывёт первым шагом на пути к кубизму. Осенью 1907 года произошло два значительных события — выставка Сезанна и встреча Брака и Пикассо. А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле.

Аналитический

Это следующая стадия, которая характеризуется пропаданием образов предметов и пошаговым стиранием отличий между формой и пространством. В подобных картинах уже возникают переливистые краски, которые перекрещиваются через полупрозрачные плоскости, и их расположение отчётливо не определено. Элементы аналитического кубизма — это труды Брака в 1909 году, а также творения Пикассо в 1910 году. Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами.

Синтетический

Это третья фаза течения, элементы которого возникли в произведениях Хуана Гриса, он стал яростным сторонником направления в 1911 году. Важнейшей характеристикой его работ является отвержение третьего измерения в живописи и ударение на поверхности. Важнейшая фактура поверхности — очертание и узор, которые применяются для конструирования нового предмета.

Картины в этом стиле

Отречение от объёмного живописания действительности — ключевая особенность течения под названием кубизм. Картины в этом стиле узнаваемы по всему миру благодаря плоским формам без светотени и перспективы. Образы являются деформированными, нелогичными, иррациональными, разбиты на некоторые детали. Натюрморт, портрет похожи на набор геометрических фигур, которые взаимодействуют друг с другом. К какому направлению причисляют кубизм в живописи? Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм.

Пабло Пикассо – яркий представитель

Самым броским примером является картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». Произведение мастера отличается рублеными, дерзкими линиями, заостренными углами и отсутствием игры теней. Для кубизма Пикассо характерно нереалистичное изображение оголённых женщин. Мастер применял нейтральные, натуральные тона.

Африканские маски, как считают искусствоведы, представляют собой символ зарождения инновационного течения кубизма в живописи. Так, по мнению Эрнста Гомбриха, искусствоведа, Поль Сезанн — это основоположник, а Пикассо — его ученик. Сезанн в послании к Пабло изложил свой совет по использованию бесхитростных, геометрических форм (сферы, цилиндры, конусы). Автор послания подразумевал эту основу как базу для сотворения картины, но этот кубизм Пикассо интерпретировал в буквальном значении.

Исторические факты

Начиная с эпохи Возрождения творцы пытались с максимальной реалистичностью передавать изображение. В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени. Главная черта творчества художников — это стремление создать кубизм, картины представлены в плоском изображении вместо объёмного. Они, как правило, применяли геометрические фигуры для абстрактного изображения людей, природы, предметов. Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты.

Но не все было гладко. Созданные в стиле кубизма картины не сразу прижились в мире искусства – изображения эти очень часто становились предметом непонимания и серьезной критики. Это стало радикальным для живописи течением, которое пришло на смену реализму и стало предметом нелестных отзывов. Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом. Вначале поклонников кубизма в искусстве было немного, но среди них наблюдались критики и меценаты, которые внесли равнозначный вклад в историю развития этого направления.

Архитектура

Кубизм в архитектуре начался очень необычно. На Осенней выставке в Париже 1912 года некая группа авторов представила огромный (10 на 3 метра) макет «кубистского дома». Фасады были созданы скульптором Раймоном Дюшан-Вийон, а оформление комнат сделано несколькими людьми, среди которых был Андре Маре, талантливый исполнитель и мастер своего дела. Покои были эффектно обставлены, а стены украшали небольшие картины художников-кубистов. После выставки в Париже этот дом демонстрировали на Армори Шоу в Нью-Йорке.

Стиль кубизм – новое веяние эпохи, то есть универсальный вид, который подходит под общий вид искусства. Затем появились сразу и первые строения архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, в самом большом центре кубистского искусства.

Архитектура этого течения чрезвычайно авангардна и вместе с тем невообразимо традиционна. Мы можем видеть в ней такие же знаменитые симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в домах прошлых лет. Архитекторы этой направленности предлагали лишь украсить обновленными рисунками внешний вид зданий, которые по структуре остались прежними.

Чешский кубизм

Когда закончилась Первая мировая война, архитекторы Чехословацкой республики опять взялись за свое ремесло, но постройки уже стали другими. Надоевшие треугольники, созданные в 20-е годы, сменились полукругами и цилиндрами. В тот момент они основали архитектуру под названием рондокубизм. В Праге и Роттердаме в XX веке были построены здания, создатели которых сумели по-своему воплотить одно из наиболее нестандартных решений в кубизме архитектуры.

Это направление нашло признание и место непосредственно в Праге, так как истоки уходят не только в геометрические здания, но и в готическую архитектуру, которая присуща для Праги. Именно готические приёмы и их резкость стали для Павла Янака главнейшими принципами, которые и оказали влияние на создание его теории кубистической архитектуры.

Прославленные архитекторы

Ведущими мастерами кубизма были Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек и Йосеф Хохол. Работали они в Праге, а также в других городах. Самым знаменитым во всем мире зданием в кубистском стиле значится дом «У черной Матери Божьей» в Праге, построенный Йозефом Гочаром.

На сегодня облик этого дома может показаться повседневным и ничем не выделяющимся, но для начала XX века это здание было крайне необычным и даже немножко дерзким. Властислав Гофман спроектировал входные павильоны Дяблицкого кладбища, Йосеф Хохол построил парочку жилых домов под Вышеградом. Кроме этого, неподалёку от Вацлавской площади можно увидеть кубистические фонари, которые разработал Эмиль Краличек. Он также стал творцом Diamond House в Праге.

Необычные места

Самые особенные и изумительные здания в кубистической манере сегодня можно увидеть в Роттердаме (в Нидерландах). Это целый городок домов-кубов, которые были возведены в 1978-1984 годах по проекту мастера Пита Блома. Дома имеют три этажа, общая площадь примерно 100 кв. метров. В них нет прямых стен, кроме тех, которые расположены посередине. На первом этаже — гостиная и кухня, на втором кабинет, спальня и ванная, на третьем (со стеклянной крышей) многие располагают зимний сад.

5 самых талантливых представителей кубизма

  • Пабло Пикассо, полотно «Авиньонские девицы»;
  • Жорж Брак, картина «Дом в Эстаке»;
  • Хуан Грис, полотно «Портрет Пикассо»;
  • Поль Сезанн, картина «Пьеро и Арлекин»;
  • Фернан Леже, холст «Строители».

Занимательный факт

Примечательно, что Пикассо стал самым дорогостоящим, востребованным и работоспособным кубистом. Его картина «Обнажённая, зелёные листья и бюст» была оценена в 155 миллионов долларов. Полотна стоят на первом месте по популярности среди расхитителей творений искусства. Общая стоимость только лишь официальных продаж картин превосходит 270 миллионов.

Похожие статьи

Русский художник Георгий Курасов рисует необычные картины, где абстрактное и человеческое вступают в неразрешимое противоречие. Работы Курасова можно отнести как к направлению кубизма, так и характеризовать их в стиле современного неоконструктивизма, что впрочем для этого мастера русской живописи имеет мало значения. Картины Курасова направлены на противоречивый синтез разума и чувств, из которых художник удачно создает сюжетный образ в своих полотнах, пытаясь свести его в нечто единое и целостное.

Содержание:

Творческая биография художника Георгия Курасова

Художник Георгий Курасов родился в 1958 году, в городе Ленинграде, СССР. В возрасте 13 лет будущий русский художник поступил в школу изобразительных искусств, имея сильное желание научиться техникам живописи. Однако преподаватели были не в восторге от начинающего юного живописца, который совершенно не чувствовал палитры цвета и предложили ему специализацию скульптора. С 1977 года Георгий Курасов начинает обучаться скульптуре в Ленинградской академии художеств. После получения диплома, художник был призван в армию, где занимался в основном рисованием идеологических советских плакатов.

С середины 1980-х годов русский живописец начал активно участвовать в различных выставках с единственным желанием получить членство в Союзе художников. Ведь именно в те времена, принадлежность к этой творческой номенклатуре гарантировало свою собственную художественную мастерскую. Вскоре получив совсем небольшое помещение для занятий живописью, художник Георгий Курасов начал экспериментировать с различными направлениями в изобразительном искусстве.

Свои эксперименты художник начал в неудачное время. Это был период «горбачевской перестройки» и даже интеллигенции изобразительное искусство было малоинтересно. Поэтому, чтобы кормить семью, Курасов рисовал также небольшие сувенирные картины, которые реализовывал через магазины для туристов.

Начиная с 1993 года, художник уже собрал внушительную коллекцию своих картин и начал их продавать в США. В мире российского современного художественного искусства создается впечатление, что Курасов давно эмигрировал, так как его работы никогда небыли представлены в российских выставочных экспозициях. Но это далеко не так — Курасов живет и работает в Санкт-Петербурге. Его картины выставляются как на дубайской художественной выставке (Emirates Towers Hotel), так и в лучших галереях мира.

Кубизм и неоконструктивизм в работах художника Георгия Курасова

Работы Георгия Курасова являются одной из лучших современных интерпретаций как кубизма, так и советского конструктивизма, а сам художник по своей значимости занимает достойное место в плеяде лучших мастеров живописи 21 века. В его картинах сложные геометрические формы обретают жизнь путем сочетания с человеческим образом. Курасов придерживается такой же линии психологического кубизма, как и американский живописец Джордж Кондо. Но в отличии от последнего, искусство живописи русского мастера пронизано эффектом особой гармонии, целостности и актуальности композиционной реализации.

Создается впечатление, что своей техникой современного неоконструктивизма, известный художник пытается обновить этот стиль изобразительного искусства, не позволяя геометрическим линиям доминировать над формами и яркими цветовыми оттенками. Его необычные картины порой имеют сюжеты выполненные в стиле пин-ап иллюстраций, — с легкой дымкой мало скрываемого эротизма, а также самоиронией самого художника, в которой раскрывается анатомия человеческого существования, вплетенная в геометрическую ткань собственного разума.

Необычные картины художника Георгия Курасова

Новости партнеров Найдено 4 определения Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

—> Кубизм

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

—> Кубизм (от фр. cube — куб) — направление в искусстве, возникшее в 1907 г. во Франции. Кубисты деформировали облик предметов и фигур, разлагали их на геометрические элементы, выявляя тем самым их внутреннюю структуру. В России был представлен творчеством кубофутуристов: Д. Д. Бурлюка, К. С. Малевича, В. В. Маяковского, В. Хлебникова и др. Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

—> КУБИЗМ

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

—>КУБИЗМ

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Показать еще…

В начале ХХ века в связи с затянувшимся кризисом «классики» искусство находилось в непрерывном поиске новых, оригинальных форм отображения чувств и эмоций. Одной из таких форм стал кубизм. Кубисты попытались пересмотреть все принципы и методы, созданные художниками ранее.

Манипуляции с геометрией

Кубизм зародился в первой четверти XX века во Франции и в основном проявился в живописи. Художники-кубисты отказались от перспективы — классической техники изображения объемных тел на плоском полотне, при которой стараются воспроизвести кажущееся уменьшение отдаленных объектов, свойственное реальности. Вместо этого приверженцы кубизма представляли пространство и все объекты внутри него как сумму плоскостей. Реальные фигуры при этом изображались в виде некоего «каркаса».

Можно ли так представить, например, живое существо? С точки зрения кубистов — да! На их полотнах объекты и персонажи представляют собой соединение отдельных геометрических фрагментов: кубов, овалов, треугольников и так далее. Только так, по мнению кубистов, можно было постичь суть изображаемых людей и предметов: разбивая их на части и анализируя.

Некоторые искусствоведы считают предшественником, даже отцом кубизма постимпрессиониста Поля Сезанна. Они называют периодом «сезанновского кубизма» конец XIX — начало ХХ века, когда художник написал «Гору Сент-Виктуар со стороны Бельвю» и «Горы в Провансе». На этих картинах действительно можно заметить игру с цветовыми плоскостями и некоторую мозаичность. Кроме того, именно Сезанн рекомендовал молодому испанцу Пабло Пикассо рассматривать натуру как единство, состоящее из множества геометрических форм.

image Поль Сезанн «Горы в Провансе» (ок. 1890). В этой картине ряд искусствоведов находят зачатки кубизма

«Кубические причуды»

Первой картиной в жанре кубизма принято считать «Авиньонских девиц» Пикассо, а временем зарождения этого нового стиля — 1906–1907 годы, когда Пикассо начал экспериментировать с геометрией, изображая объекты реальности в виде соединения абстрактных фигур. Предположительно, на эту идею его натолкнуло увлечение традиционной африканской культурой.

Окончательно сформироваться новому стилю помогло знакомство Пикассо с художником Жоржем Браком. Позже к двум соавторам присоединились и другие единомышленники.

Слово «кубизм», как водится, появилось случайно: в 1908 году критик Луи Воссель назвал картины Брака и Пикассо «кубическими причудами», и этот термин прижился.

«Цель не в воспроизведении повествовательного факта, а в произведении акта живописного. Сюжет не является объектом» (Ж. Брак)

Аналитический и синтетический кубизм:1909–1914 годы

Художники-кубисты — Пабло Пикассо, Жорж Брак, Хуан Грис — постепенно продвигались в своих экспериментах все дальше. На ранних картинах кубистов связь с действительностью еще не утрачена: на них вполне возможно разглядеть предметы и лица сквозь геометрические формы.

image Хуан Грис «Портрет Пабло Пикассо» (1912). Именно Пикассо считают отцом кубизмаimage Хуан Грис «Жалюзи» (1914). Образец «синтетического» кубизма

«Кубизм есть только новый способ представления вещей» (Х. Грис)

По мере развития стиля росла и степень «кубичности» объектов и фигур: они всё меньше напоминали реальные прототипы. Грань между пространством и формой практически исчезла. Даже цветовую палитру кубисты стали использовать бледную, приглушенную — чтобы зритель, созерцая картину, не отвлекался от познания сути вещей через форму. Этот период называют аналитическим кубизмом.

На этом, однако, история развития кубизма не закончилась: творцы продолжали свои игры с объемом и формой, окончательно отдаляясь от традиционного изобразительного искусства. Пикассо и его соратники наклеивали на холсты куски газет и вырезанные из бумаги фигуры, спички и другие мелкие предметы, пытаясь создавать из них некие целостные образы, вызывающие определенное впечатление у зрителя.

Но вскоре они прекратили подобные опыты. Художники пришли к выводу, что истинному мастеру все эти дополнения ни к чему, достаточно лишь красок и кистей. И хотя в 1920-е годы начался постепенный закат кубизма, его влияние ощущалось в живописи еще долгие годы.

«Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу» (П. Пикассо)

Русский кубизм

В России кубизм как самостоятельный стиль не получил распространения, однако существовал как переходная стадия к другим новаторским течениям в живописи, в частности к кубофутуризму. Элементы кубизма обнаруживаются на картинах Н. И. Альтмана (1889–1970), А. В. Лентулова (1882–1943), Р. Р. Фалька (1886–1958).

В некотором смысле близок кубизму советский конструктивизм в архитектуре, предполагавший использование строгих геометрических функциональных схем и полный отказ от украшательства.

Поделиться ссылкой

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий