Кто владел вотчиной на руси. История происхождения первых вотчин: от Киевской Руси до XIX века

На главную

Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Вотчина

— термин древнерусского гражданского права, для обозначения земельного имущества с правами полной частной собственности на него. В Московском царстве Вотчина противополагается поместью, как земельному имуществу с правами условного, временного и личного владения. Такое вполне определенное значение термин Вотчина сохраняет в русском праве до начала XVIII века, когда петровское законодательство, введя впервые термин «недвижимое имение», смешало поместье и вотчину под одним наименованием «недвижимое имение вотчина». По своему грамматическому происхождению термин В. означает все доставшееся от отца сыну («купля отца моего — моя отчина», 1373) и может поглощать собой понятия «дедина» и «прадедина». Теряя частноправовой характер, В. в княжеском словоупотреблении возвышается до термина государственного права, когда ею хотят означить территорию известного удела или отвлеченное право какого-либо князя владеть какою-нибудь областью: так, московские князья и цари называют своей вотчиной Новгород Великий и Киев. Следы частной земельной собственности становятся очевидными у нас в XII в. и намечаются, кажется, еще в XI в. В начальном летописном своде по Лаврентьевскому списку есть следующее место под 6694 г.: «Олег повеле зажещи Суждаль город, токмо остася двор манастырьскый Печерьского монастыря и церкы, яже тамо есть святого Дмитрея, юже бе дал Ефрем и с селы». Вотчинное землевладение — древнейшая форма, сравнительно с землевладением поместным. Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, — был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население (крестьянское), жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшим право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за XV и XVI века дошло до нас достаточно. Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации (смена вотчинного суда судом кормленщика). Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному (военно-служилому), то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг «под дворским», которым князья на известных условиях (платеж оброка натурой и натуральные повинности) давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты (начало XIV в.), которая, действительно, как бы намекает на поместье (не употребляя, однако, самого термина), когда говорит о ростовском селе Богородицком, данном какому-то Бориску Воркову. Впервые термин «поместье» в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466—1478 годами (в актах литовско-русских — несколько ранее). Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое (в классе военно-служилом), оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин. С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. становятся рядом две формы служилого землевладения: вотчинная и поместная; во второй половине XVI века уже замечается взаимодействие обеих форм. Превращение Московского великого княжения в Московское царство, растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы «в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила». Здесь под словом «земля» равно разумеется и поместье, и В.; в Московском царстве с вотчины отбывается такая же обязательная служба, как и с поместья, — крупный шаг, который принуждена была сделать В. по направлению к поместью. Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшие многими землями и оскудевшие службою, — «не против государева жалованья (т. е. поместий) и своих (в)отчин в службах бывают». Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта 1714 года, по которому «впредь… как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина», необходимо указать на основные типы вотчинного землевладения; их три: 1) собственно «вотчина» (родовая, старинная); 2) «купля»; 3) «жалованье» (государское данье). Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами (особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин). Государство старалось об обращении В. между лицами одной области и одного служилого класса и проводило запрещение отдавать вотчины в монастырь по душе. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права (см., например, курс М. Ф. Владимирского-Буданова) намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей. К. А. Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшим на почве государственной (хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий). Согласно указанному праву покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей. Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям. Отметим коренную перемену, сделанную царем Алексеем Михайловичем: Уложение отменило выкупную таксу, еще недавно узаконенную актом 1621 г., определив выкуп по цене купчих, на практике приводивший порой к невозможности самого выкупа, так как цена вотчины в купчей могла быть означена слишком высокой сравнительно с действительной стоимостью вотчины. Что касается родового наследования вотчин, то законодательство очень тщательно разработало этот вопрос (см. Наследственное право). Наиболее обширный объем прав распоряжения принадлежит владельцам «купель». Купля — недвижимое имущество, приобретенное покупкой у чужеродцев. Историки русского права единогласно признают, что купленные вотчины сначала не подлежали праву родового выкупа. Из соборного приговора 1581 г. видно, что купленная В., не подлежавшая выкупу у частных лиц, с этого момента наравне с родовой стала подлежать выкупу у монастырей; а в жалованных грамотах на вотчины с 1619 г. находим выражение, которое заставляет предполагать существование выкупа купленных вотчин. Вот это любопытное выражение: «а буде продаст (вотчину) в чужой род, а кто буде роду их захочет ту вотчину выкупить, и ему выкупать по прежнему уложенью, как их родовые и купленные вотчины выкупают». От купленных вотчин у частных лиц вообще следует отличать вотчины, купленные из казны. Что касается жалованных вотчин, то права распоряжения ими подчиняются условиям, изложенным в жалованных грамотах, и не отличаются устойчивостью: можно отметить, однако, процесс приближения их к вотчинам родовым. Первоначально жалованные грамоты не имели одного определенного образца; в XVII веке установлен был один общий тип жалованных грамот, не исключавший, впрочем, возможности появления жалованных грамот экстраординарного характера. Для ХVII в. можно отметить четыре образца жалованных грамот, последовательно сменявших друг друга: 1) времени царей Василия и Михаила до 1619 г.; 2) с 1619 г. по 1628 г.; 3) с 1628 г. по 1639 г.; 4) до 1683 г. По жалованным грамотам последнего образца владельцам пожалованных вотчин предоставляется право продавать, закладывать и в приданое отдавать; нельзя было только отдать в монастырь по душе.

Помимо военно-служилых людей, в Московском государстве вотчинами владели монастыри и гости.

Литература: Г. Ф. Блюменфельд, «О формах землевладения в древней Руси» (Одесса, 1884); Б. Лакиер, «О вотчинах и поместьях» (СПб., 1848); В. Н. Сторожев, «Указная книга поместного приказа» (М., 1889; свод законодательства до Уложения и источники вотчинного права последнего); Милютин, «О недвижимых имуществах духовенства в России»; А. С. Лаппо-Данилевский, «Выслуженные вотчины в Московском государстве XVI и XVII веков» (в «Историческом Обозрении», т. III).

Во́тчина, термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт (Grundherrschaft), а также поместье в широком смысле этого слова. Вотчина была основой господства феодалов в средневековом обществе. Как правило, она делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах вотчины ее собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Для реализации своих прав владелец вотчины опирался на собственный аппарат принуждения и центральную власть. Вотчинное хозяйство характеризовалось тем или иным соотношением домена и держаний и различным сочетанием форм эксплуатации крестьян (барщина, натуральный оброк, денежный оброк). В разные периоды в зависимости от общих социально-экономических условий преобладали вотчины с различными экономическими структурами. В Западной Европе 8-10 веков для значительной части вотчин, главным образом крупных, было типично широкое использование барщины для обработки домена при сохранении большей части земель (не менее двух третей) в руках зависимых крестьян-держателей, обязанных продуктовым (отчасти денежным) оброком. Начиная с 11-12 веков, по мере развития внутренней колонизации и роста городов и торговли, стала возрастать доля земельной площади, занятой крестьянскими держаниями, а размер домена и роль барщины сокращались. В результате в 14-15 веках в Западной Европе появились, а в 16-17 веках стали типичными вотчины без домена, в которых вотчинник сохранял лишь право на получение с крестьян фиксированных платежей (в основном денежных). В странах Центральной и Восточной Европы до 14-15 века преобладали вотчины, в которых основной формой было взимание оброков (натуральных или денежных); в 14-15 веках здесь складывалась, а в 16-18 веках стала господствующей крупная или средняя вотчина, в которой большая часть земли была занята предпринимательским барским хозяйством, обрабатывавшимся барщинным трудом крепостных крестьян (Второе издание крепостничества). В скандинавских странах, в большинстве восточных стран частновладельческая вотчина или отсутствовала или в ней собственно господское хозяйство не получило распространения. На Руси вотчина была древнейшим видом частной земельной собственности. Вотчину можно было передавать по наследству, менять, продавать. Термин происходит от слова «отчина», то есть отцовская собственность. Первые сведения о княжеских вотчинах в Киевской Руси относятся к 10 веку. 11-12 веками датируются известия о боярских и монастырских вотчинах. Вотчины обслуживались трудом зависимых крестьян-смердов и холопов. В 11-12 веках права вотчинников закрепляются в своде законов — Русской правде. В период раздробленности, в 13-15 веках, вотчина стала господствующей формой землевладения. Наряду с князьями и боярами вотчинами владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. Вотчинами стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца. Количество и размеры вотчин увеличивались путем захвата общинных крестьянских земель, пожалования, купли, обмена. Помимо общих вотчинных прав, вотчинники владели иммунитетными привилегиями в суде, при сборе налогов, уплате торговых пошлин. С середины 15 века часть удельных князей и родовитого боярства оказывала сопротивление процессу становления Русского централизованного государства. Поэтому, когда в конце 15 — начале 16 века к Московскому княжеству были присоединены новгородские, тверские и псковские земли, многие крупные вотчинники были лишены своих владений, а их земли передавались на правах поместья дворянам, на которое опиралась великокняжеская власть. Вотчинные права и иммунитетные привилегии стали все более ограничиваться. В 1550-х годах вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа вотчин. Серьезный удар родовитым вотчинникам нанес опричный террор Ивана Грозного. Во второй половине 16 века многие крупные вотчинники продали или заложили свои земли. В результате в конце 16 века преобладающей формой феодального землевладения стало поместье. С начала 17 века вотчинное землевладение вновь увеличивается. Правительство награждало дворян за службу, раздавая им земли старых вотчин. Расширились юридические права владельцев поместий, шел процесс стирания различий между поместьем и вотчиной. В конце 17 века в центральных районах страны наследственное (вотчинное) землевладение преобладало над поместным (служебным). Указом 23 марта 1714 года о единонаследии поместья юридически были приравнены к вотчинам и слились в один вид земельной собственности — имение. Редактировать

Дополнительная литература

  • Виноградов П. Г. Исследование по социальной истории Англии в Cредние века. М., 1887.
  • Косминский Е. А. Английская деревня в 13 в. М.; Л., 1935.
  • Блок М. Характерные черты французской аграрной истории. М., 1957.
  • Барг М. А. Исследования по истории английского феодализма ХI-ХIII вв. М., 1962.
  • Бессмертный Ю. Л. Феодальная деревня и рынок в Западной Европе 12-13 вв. М., 1969.

Статья находится в рубриках

Объяснение правил деление (разбивки) слова «вотчина» на слоги для переноса. Онлайн словарь Soosle.ru поможет: фонетический и морфологический разобрать слово «вотчина» по составу, правильно делить на слоги по провилам русского языка, выделить части слова, поставить ударение, укажет значение, синонимы, антонимы и сочетаемость к слову «вотчина».

image

Слово вотчина по слогам

Слоги в слове «вотчина» деление на слоги

По правилам школьной программы слово «вотчина» можно поделить на слоги разными способами. Допускается вариативность, то есть все варианты правильные. Например, такой:вот-чи-на

По программе института слоги выделяются на основе восходящей звучности:во-тчи-на

Ниже перечислены виды слогов и объяснено деление с учётом программы института и школ с углублённым изучением русского языка.

— начальный, прикрытый, открытый, 2 буквы — средний, прикрытый, открытый, 3 буквыт примыкает к этому слогу, а не к предыдущему, так как не является сонорной (непарной звонкой согласной) — конечный, прикрытый, открытый, 2 буквы

Как перенести слово «вотчина»

вотчинавотчинавотчина

Морфологический разбор слова «вотчина»

Часть речи: Имя существительное Грамматика: часть речи: имя существительное;одушевлённость: неодушевлённое;род: женский;число: единственное;падеж: именительный;отвечает на вопрос: (есть) Что? Начальная форма: вотчина

Разбор слова «вотчина» по составу

вотчин корень
а окончание

вотчина

Сходные по морфемному строению слова «вотчина»

Сходные по морфемному строению слова

усадьбавоеводаказнаслободамыза

Синонимы слова «вотчина»

1. имение 2. поместье 3. сеньория 4. манор 5. усадьба

Ударение в слове «вотчина»

во́тчина — ударение падает на 1-й слог

Фонетическая транскрипция слова «вотчина»

[в`оч’:ина]

Фонетический разбор слова «вотчина» на буквы и звуки (Звуко-буквенный)

Буква Звук Характеристики звука Цвет
в [в] согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный в
о [] гласный, ударный о
т [ч’:] согласный, глухой парный, твёрдый, долгий т
ч не образует звука ч
и [и] гласный, безударный и
н [н] согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый н
а [а] гласный, безударный а

Число букв и звуков:На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 7 букв и 6 звуков.Буквы: 3 гласных буквы, 4 согласных букв.Звуки: 3 гласных звука, 3 согласных звука.

Предложения со словом «вотчина»

Наконец, свои родовые вотчины отдать родственникам, либо присоединить к коронным землям. Источник: А. Е. Соколов, Россия из глубин веков и сегодня. Политическое, экономическое и духовное становление, 2009. Указом царя на его содержание пошли доходы с нескольких монастырских вотчин. Источник: А. Ш. Ниязи, Жить со смыслом: Как обретать помогая и получать отдавая, 2010. Во главе вотчины находился князь, который являлся в ней судьёй и военачальником. Источник: Г. П. Долгова, История России. Для подготовки к ЕГЭ, 2010.

Сочетаемость слова «вотчина»

1. боярские вотчины 2. монастырские вотчины 3. родовая вотчина 4. в вотчине отца 5. вотчина сгорела 6. владеть вотчинами 7. приобретать вотчины 8. (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «вотчина»

ВО́ТЧИНА , -ы, ж. Ист. Наследственное земельное владение на Руси (12—18 вв.). (Малый академический словарь, МАС)

Как правильно пишется слово «вотчина»

Правильно слово пишется: во́тчина

Нумерация букв в словеНомера букв в слове «вотчина» в прямом и обратном порядке:

  • 7в1
  • 6о2
  • 5т3
  • 4ч4
  • 3и5
  • 2н6
  • 1а7

Ассоциации к слову «вотчина»

Имя существительное

  • Поместье

  • Бояр

  • Боярин

  • Угодье

  • Холоп

  • Помещик

  • Удел

  • Управитель

  • Уезд

  • Землевладелец

  • Погост

  • Грамота

  • Родоначальник

  • Казна

  • Повинность

  • Чело

  • Пашня

  • Оклад

  • Дьяк

  • Архиерей

  • Чудотворец

  • Княжество

  • Дворянин

  • Годунов

  • Монастырь

  • Пустошь

  • Наследование

  • Салтыков

  • Волость

  • Владение

  • Государь

  • Отчуждение

  • Крестьянин

  • Князь

  • Духовенство

  • Льгота

  • Приказчик

  • Крепостная

  • Земеля

  • Тверь

  • Филарет

  • Имение

  • Слобода

  • Посад

  • Марфа

  • Новгород

  • Заклад

  • Голицын

  • Дворянство

  • Пошлина

  • Деревенька

  • Десятина

  • Рязань

  • Галицкий

  • Приданое

  • Федора

  • Соболь

  • Раздача

  • Указ

  • Литва

Имя прилагательное

  • Боярский

  • Государев

  • Монастырский

  • Исконный

  • Родовой

  • Удельный

  • Наследственный

  • Осадный

  • Подмосковный

  • Феодальный

  • Княжеский

  • Шуйский

  • Костромской

  • Рязанский

  • Владимирский

  • Бездетный

  • Черкасский

  • Земельный

  • Троицкий

  • Ярославский

  • Новгородский

  • Тверской

  • Ратный

  • Дворянский

  • Нижегородский

  • Барский

  • Дворовый

  • Недвижимый

  • Ростовский

  • Московский

  • Дворцовый

  • Литовский

  • Потомственный

  • Царский

Глагол

  • Жаловать

  • Пожаловать

  • Конфисковать

  • Раздать

  • Завещать

Наречие

  • Токмо

2020-07-14—>—> —>—>Содержание—> —> image —>

  • На главную
  • Фразеологизмы и крылатые слова
  • Афоризмы и цитаты, пословицы и поговорки
  • БОЛЬШАЯ почемучка
  • Интересное обо всем
  • Правовой ликбез

—> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —> —>—>Форма входа—> —> —> —>—>Население—> —> Вступайте в нашу группу Вконтакте! 🙂—> —>—>Меню—> —> —>

  • Играть! Интересные игры!
  • Интересные сайты
  • Психологические тесты
  • Заработок в Интернете
  • Карта сайта
  • Страница поиска
  • Бинарные опционы: прибыльная торговая стратегия

—> —> —> —> —> —>—>ПОИСК—> —> —> —> —> —> —> —>—>Опросник—> —> —> —>

Вотчина — феодальный хозяйственный комплекс (земля, здания, инвентарь) и соответствующее право на феодально зависимых крестьян. Вотчину можно было передавать по наследству, менять, продавать и т.д..

В Киевской Руси существовали княжеские, боярские, монастырские и церковные вотчины, в которых использовали труд смердов и холопов.

Первые сведения о княжеских вотчин в Киевской Руси относятся к X в., О боярские и монастырские — до XI-XII ст. Права вотчинников были закреплены в «Русской правде». В XVI-XVIII вв. в Польше и Украине преобладала вотчина, получившая название «фильварк».

Читайте также:

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий