Содержание
- Что такое доминанта в физиологии?
- Принцип доминанты
- Учение о доминанте
- Доминанта культуры
- Доминанта в психологии
- Примеры психологической доминанты
- Материнская доминанта
- Гестационная доминанта
- Родовая доминанта
- Лактационная доминанта
- Можно ли изменить доминанту?
- Доминанта в сексуальных отношениях
- Примеры проявления доминанты в жизни
Доминанты – это очаги возбуждения, которые в данный период времени главенствуют над другими. Расположены они в центральной нервной системе. Принцип доминанты был изучен и сформулирован ученным А.А. Ухтомским. Но это понятие уже давно вышло за пределы науки физиологии. Оно применяется в психологии, культуре и даже сексологии.
Что такое доминанта в физиологии?
Доминанта – это стойкое возбуждение, оно обязательно приобретает значение главенствующего фактора в работе прочих очагов. Этот центр способен накапливать в себе возбуждение, идущее от отдельных источников. Он также может вызвать процесс торможения в других очагах, при этом реагировать на импульсы которые к ним поступают, они уже не могут. Например, в порыве творчества человек может напрочь забыть не только о еде, но и о сне. Иногда это приводит к истощению организма. Это и есть пример физиологической доминанты. Остается вопрос, вредно ли такое состояние?
Существует такое понятие, как патологические доминанты. Это усиленный прорыв в центральной нервной системе очага возбуждения. Причиной формирования такой доминанты может стать стресс, инфекция, травма. Кроме этого, спровоцировать такое состояние способна сильная эмоция: обида, боль, страх или гнев.
В отличие от физиологических, патологические доминанты являются вредными для человека. Они ограничивают его способность к адаптации в окружающей среде. Такая доминанта способствует формированию в организме условий, которые затягивают или вызывают рецидив болезненного процесса.
Принцип доминанты
Все моменты в нашей жизни создают благоприятные условия, при которых какая-либо одна функция или деятельность становится более значимой, чем иные. В этом и заключается принцип доминанты. Это означает, что выполнение одной определенной важной функции подавляет другие, менее значимые. Много примеров можно привести из животного мира. Кошка, в момент течки изолированная от самцов, теряет всякий интерес к еде и прочим потребностям. В данный момент времени ее доминантой является процесс размножения. А все, что не относится к данной функции, подавляется. Это половая доминанта. Подавить такое состояние практически невозможно. Даже введение бромистых препаратов никак не повлияет на поведение кошки. Физиологическую доминанту стереть крайне сложно.
Учение о доминанте
По мнению Ухтомского, доминанта – это комплекс определенных симптомов, которые выявляются в организме: в секреторной работе, в мышцах, в сосудистой деятельности. Важно понимать, что это не единый очаг возбуждения в центральной нервной системе, а совокупность центров с повышенной возбудимостью в различных местах головного и спинного мозга и, конечно же, в автономной системе. Ухтомский полагал, что доминанты обладают способностью преобразовываться в любое психическое состояние. При этом она является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей ЦНС.
Доминанта культуры
Понятие доминанты нашло свое применение и в сфере культуры. Оно отображает общий способ понимания и видения мира, отношение человека к социальной сфере и, конечно же, к природе. Доминанта может иметь место в национальной культуре. Она помогает пронести ее основы через поколения едиными и неизмененными. Это традиции, верования, национальные элементы в одежде.
Конечно, доминанта культуры имеет более глубокий смысл. Она отображает смысловое единство исторических эпох, определяет устойчивость мышления и миропонимания, интегрирует социум в духовно-смысловое целое. Во все исторические эпохи жизнеориентирующим началом выступала какая-либо культурная доминанта. В античном мире это была космоцентрическая модель. В средневековой культуре – христианство, в эпоху Возрождения – гуманизм. В настоящее время главенствует идея технологического подчинения окружающей нас природы. Моменты изменения доминанты происходят под влиянием диалогической встречи или в результате творческих вариаций традиций. Но между тем такая ломка всегда влечет за собой катастрофические последствия для смыслового единства социума.
Доминанта в психологии
Понятие “доминанта” в психологии – это первоочередная цель. Именно она направляет все желания, действия и инстинкты человека на ее выполнение. При этом все остальные потребности становятся второстепенными. Получается, что доминанта – это то, что приоритетно для человека по сравнению с прочими желаниями.
Примеры психологической доминанты
Примеры по доминантам можно привести самые различные. Например, у женщин это ярко можно видеть в период беременности, лактации и особенно в момент родов. Еще один пример – человек, страдающий алкоголизмом. При этом пагубная привычка и есть доминант. Человек это обычно понимает, но алкоголь дает ему мнимое ощущение расслабления и свободы. Это для него становится важнее, чем собственное здоровье и ясность ума. Еще один пример – человек-трудоголик. Все его мысли занимает работа. Он не реагирует на свою семью, не слышит возмущение спутника жизни. Для него материальные блага важнее семейных ценностей.
То, что на данный момент важнее для человека в сравнении с другими факторами, и определяет его действия и поступки. Он будет идти на поводу у своей доминанты, даже если ему самому не будут нравиться собственные поступки. Вот почему порою происходят конфликты. Не осознавая своих доминант, люди обманывают и не держат слово. Они не могут притворяться и идти вразрез со своими желаниями. Порою стремление добиться вожделенного (бутылки водки, новой вещи, высокой должности) толкают человека на совершение преступления. При этом он находит себе оправдание: «для получения желаемого все средства хороши». Именно доминанта диктует человеку, как ему жить.
Материнская доминанта
В период ожидания ребенка у будущих мам происходит смена ценностей, изменяются доминанты. Это происходит под влиянием гормонов. В организме формируется очень стойкая материнская доминанта, то есть постепенно нарастает и прочно удерживается возбуждение в некоторых определенных очагах головного мозга. Параллельно идет торможение в других центрах, то, что раньше было первостепенно, отходит на задний план. Беременная женщина в силу эмоциональных изменений становится более ранимой и сентиментальной. Она может расстроиться и даже расплакаться из-за одного обидного слова.
С увеличением срока беременности женщина пересматривает свою жизнь. Старые доминанты подменяются новыми. Она задумывается о том, как ее жизнь изменится после рождения малыша. У женщины в положении появляются новые увлечения и интересы. Она может начать шить или вязать, хотя до беременности ее это и вовсе не интересовало. Все ее внимание, как правило, нацелено на то, чтобы выносить и родить здорового малыша. Материнская доминанта имеет три формы: гестационную, лактационную и родовую. Но каждая из них непременно связана с ее ребенком.
Гестационная доминанта
Как только женщина узнает о том, что через некоторое время станет мамой, в силу вступает гестационная доминанта. За девять месяцев ее приоритеты и жизненные ценности в корне меняются. Она и сознательно, и бессознательно делает все, чтобы выносить своего малыша без осложнений. Она старается избегать скандалов, стрессов. Отгоняет от себя страхи и переживания, потому что понимает, что это может повлечь за собой нарушение нормального хода беременности.
Родовая доминанта
Эта доминанта формируется непосредственно перед родовой деятельностью. Все мысли женщины при этом занимает скорое появление малыша. Родовая доминанта – это подготовка к скорым изменениям в жизни. Замечено, что за неделю до родов поведение будущей мамы становиться странным. Она то уходит в себя, то, напротив, начинает разводить бурную деятельность: убирается тщательно в доме, перестирывает все пеленки, начинает собирать сумку в больницу. Даже в момент схваток она может, как говориться, «вычудить». Бывали случаи, когда женщина, не желая рожать, например, 13 числа, программировала себя так, что схватки у нее длились до наступления следующего дня, после чего она быстро и легко рожала.
Лактационная доминанта
После рождения ребенка на женщину влияют уже иные доминанты. Это происходит в период грудного вскармливания. Такой процесс помогает матери наладить эмоциональную взаимосвязь с малышом. Важная роль отводится также интонации голоса женщины, ее мимики и физическим прикосновениям. После родов мать и ребенок представляют собой некий симбиоз. Такое воздействие позволяет женщине адекватно относиться к ночным подъемам, сменам подгузников и так далее.
Можно ли изменить доминанту?
Существуют разные виды доминанты – это и полезные, например, желание быть здоровым и видеть счастливой свою семью, и вредные (курение и алкоголизм). Однако от последних вполне можно избавиться. Существует два способа это сделать. В первом случае ее можно разрушить, во втором заменить другой.
Если был выбран первый способ, то человеку в корне придется пересмотреть все свои жизненные ценности и приоритеты. Например, если человек влюблен безответно, ему придется осознать всю безысходность ситуации и, что сложнее, принять этот факт. Для этого потребуется и сила воли, и время. Но конечный результат будет положительным. Доминанта будет разрушена.
Во втором случае необходимо заменить одно желание другим. Например, человек с сильной алкогольной зависимостью решает «завязать», чтобы сохранить свою семьи и работу. В этом варианте пагубная доминанта подменяется более полезной. Результат – полное избавление от вредного образа жизни.
Доминанта в сексуальных отношениях
В сексологии также есть понятие доминанты. Она выражается в отношении между людьми во время полового акта. Человек, который подчиняется воле другого и следует его желаниям, называется сабмиссив. Доминант – это тот, кто ведет и главенствует. Он занимает активную позицию и полностью контролирует сабмиссива.
Позы Камасутры, изложенные в одноименной книге, предназначены для разнообразия сексуальной жизни. Среди них есть как простые, так и сложные позиции, посильные немногим людям. В представленном перечне можно найти варианты для секса в машине. Как возбудить мужчину – подходящие фразы, лучшие средства, запахи и одежда О том, как возбудить мужчину знают все любящие женщины. Для этого можно использовать приятные слова, жесты, нежные прикосновения и эротическую одежду. Хорошо влияет на повышение сексуальных аппетитов партнеров особые смазки, таблетки, ароматы и масла. Секс утром – плюсы и минусы, правила, почему мужчины любят утренний секс? Секс утром поможет разнообразить интимную жизнь пары и подарит новые ощущения. Чтобы близость после пробуждения доставила удовольствие партнерам, стоит придерживаться простых правил и выбрать удобную позу. Как делать минет – существующие правила, техники, подходящие позы и распространенные ошибки Как делать минет знают многие женщины, стремящиеся внести в свою сексуальную жизнь разнообразие и новизну. Сущестуют базовые правила оральных ласк, усвоив которые можно довериться своей фантазии и смело экспериментировать. О вреде алкоголя: 20 фото с просторов Родины, за которые опять стыдно 20+ странных модников из метро, которым плевать, что вы о них думаете 20 наглых котов и кошек, которые сами решают, где им лучше и удобнее 30 «убойных» пляжных фото, которые точно рассмешат вас до слёз
Наша служба и опасна и трудна, или удивительные заметки водопроводчика | 25 неожиданно-познавательных фото из серии «все проблемы решаемы» | |
26 фотографий о том, что детская логика непостижима и ставит 99% взрослых в тупик | 10 мест на планете, которые помогают в осуществлении загаданных желаний | 4 способа сохранить психологическое здоровье в любых ситуациях |
Автор – © И.Л. Викентьев, 1991 г.
С сайта Экспертные системы «ТРИЗ-ШАНС»
Четыре способа коррекции нежелательных доминант
Можно ли целенаправленно формировать новые доминанты? На этот вопрос современная психофизиология точного ответа не дает. Одно несомненно: доминанта не фатальна и прежде чем, например, проводить серьёзную рекламную кампанию, необходимо «расчистить место» – как минимум, попытаться скорректировать прежние доминанты. (Полностью их затормозить не удастся – это хорошо видно из опытов по изучению сновидений и применению гипноза…) Известно четыре основных психофизиологических механизма коррекции старых доминант.
1. Резкое ослабление доминанты в связи с ее естественным разрешением
Наверное, это знакомо каждому читателю: после объявления посадки на ожидаемый самолет все последующие объявления диктора воспринимаются не столь напряженно.
Другой пример: В. Гёте в юности перенес глубокую любовь, не имевшую, как говорят в таких случаях, счастливого исхода.
У поэта появились мысли о самоубийстве. Но, как пишет Гёте, он «преодолел эти мрачные настроения и решил жить. Но для того, чтобы жить спокойно, я должен был написать произведение, где выразил бы чувства, мечтания, мысли важного периода моей жизни». Таким «громоотводом» стал роман «Страдания юного Вертера». Герой романа определенно унаследовал черты автора и его несчастливой влюблённости – в романе Вертер кончает жизнь самоубийством… Не спасло ли такое ослабление доминанты Гёте жизнь?..
(Справедливость требует отметить, что издание «Страданий…» породило в Европе своеобразную моду среди молодежи – самоубийства по случаю несчастной любви.)
2. Запрет, торможение «в лоб»
Волевое управление «в лоб», выражаемое обычно приказами «нельзя!», «не делай!», – метод традиционной педагогики. Это малоэффективно и практически не используется в рекламной деятельности. Длительное управление личностью в таком режиме ведет к конфликту между «хочу» и «нельзя», к так называемой «сшибке нервных процессов» (термин И.П. Павлова) и неврозам…
3. Переведение нужных действий в автоматизм
Название этого механизма говорящее и описывает важную закономерность педагогики, коммуникаций и рекламы.
Заметим: в любой ответственной и хорошо работающей социальной системе – от «армейской педагогики» до отправления религиозных культов – используются «полезные автоматизмы». При входе в храм (любой религии) человек обязан совершить некоторые обязательные действия, повстречавшиеся и незнакомые друг другу военные должны непременно отдать честь. А в военной академии Вест-Пойнт (США) первокурсники могут перемещаться лишь легким бегом, и если в пустом коридоре им встречается ниша в стене, они, согласно Уставу, – на бегу! – «должны ее обозначить»… Зачем?
А для «переведения нужных действий в автоматизм». Так очевидно, что бегающий курсант психологически принижен и вырабатывает «полезный автоматизм» для армейской службы – умение подчиняться не рассуждая…
4. Торможение прежней доминанты новой
Как выполнить задание «Ни за что не думайте о белой обезьяне, об этой противной белой обезьяне!» Как можно не думать о таком впечатляющем образе? Кажется сам запрет работает на доминанту!
Наиболее успешный путь здесь, по мнению А.А. Ухтомского, – создание новой доминанты, тормозящей старую. То есть, чтобы не думать о белой обезьяне, следует упорно думать о … красном зубастом крокодиле! Действительно: ведь не даром умная мать не запрещает малышу хныкать, а отвлекает его…
Механизм формирования новых доминант малоизучен, но известно, что новые доминанты могут быть выработаны с различных уровней деятельности: Информационного, Эмоционального и Физиологического. Понятно, что информационное воздействие, как правило, самое слабое – недаром призывы Минздрава «Курение опасно для вашего здоровья» не срабатывают даже в среде медиков…
При прочих равных условиях формирование новой доминанты, тормозящей старую, наиболее целесообразно ввести через физиологический механизм, мышечные действия. Недаром физиолог И.П. Павлов для снятия сильного возбуждения рекомендовал «страсть вогнать в мышцы»: окатиться холодной водой, поколоть дрова, сделать пробежку. Известны случаи, когда человек с неврозом (то есть имевший патологическую доминанту) выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы, а упражнения йоги, аутотренинг начинаются именно с мышечных действий: необходимо «приоткрыть дверь» в сознание, сформировать требуемые доминанты. Ведь мы знаем, волевые приказы «в лоб», будь то требования расслабиться или не курить, работают плохо… (Так, для снятия страха перед огнем у детей, переживших железнодорожную катастрофу из-за взрыва трубопровода под Уфой в 1989 году, психотерапевт «помогал» рисовать ребенку пожар, постоянно уменьшая величину пламени, делал пламя совсем маленьким, нестрашным, а потом предлагал маленькому пациенту задуть настоящее пламя спички, свечки.)
На этом психологическом механизме построена система подготовки актеров К.С. Станиславского. Поскольку заставить напрямую, волевым приказом, работать мозг и чувства ученика – непосильная задача, он пошел обходным путем: а что, если дать прочувствовать актеру «нерв» роли через физическое действие? Пример. Был случай: молоденькой актрисе никак не удавалось сыграть чувство растерянности, страха в ночном лесу. Уговоры, то есть работа на уровне слов, что «должно быть страшно», естественно, не помогли. Что делает Станиславский? Следует своему методу. Он расставляет в беспорядке стулья – это будет лес, – гасит свет и просит актеров не разговаривать. «А Вы, – обращается он к ученице, – добирайтесь до меня через лес – я сяду в противоположном углу зала». Актриса пошла, но… медленно, на ощупь, как ходят в лесу. Вот здесь должен сидеть учитель. … Его нет! Шарит в темноте руками… Нет! Сбилась с направления? Вокруг темнота и молчание. Актриса расплакалась. По-настоящему – как в жизни. Но эмоции помогли ей найти «нерв» сцены – для этого Станиславский… специально покинул свое место.
Во всех религиях, сектах и даже современном обществе так или иначе существует процедура «посвящения». В развитых обществах это экзамен, собеседование, испытательный срок, в неиндустриальных – система действий с явной опорой на физиологические механизмы. Так, в одном из северных племен кандидат в шаманы должен месяц (!) провести в ледяной хижине, подготовить тело и свое сознание для предстоящих занятий шаманской деятельностью… А основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что прежде, чем лечить больного, врач-психоаналитик, как минимум, должен осознать и преодолеть собственные болезненные переживания (доминанты, по терминологии А.А. Ухтомского). В «Жизненной стратегии творческой личности», разработанной Г.С. Альтшуллером и И.М. Вёрткиным на основе анализа биографий творцов, показано: часто первотолчком или поводом для занятий творчеством послужило яркое впечатление, «встреча с Чудом» (см.: Сборник «Как стать еретиком», (Сост. А.Б. Селюцкий), Петрозаводск, Карелия, 1991 г.).
Выше, в связи с вопросом о торможении старой доминанты новой, мы упоминали три уровня деятельности: физиологический, эмоциональный и информационный – и не упомянули методический уровень…
Инструментальная, разработанная Методика, будь это таблица умножения или ТРИЗ, – отличное, если так можно выразиться, «антидоминантное средство».
Метод адсорбирует, обобщает опыт многих людей и в меньшей степени, чем другие формы деятельности зависит от индивидуальных особенностей, настроений личности… Методическая процедура может быть реализована, в том числе, в виде компьютерных программ и способна увеличивать вероятность решения некоторых классов задачи среднеодаренным Пользователем.
Более того, биохимик, Нобелевский лауреат Альберт Сент Дьёрди даже высказал гипотезу, что головной мозг человека вообще не орган мышления, а… орган выживания, как клыки или когти. Так это или нет, неизвестно, но несомненно: по мере обучения творчеству нужно все больше и больше времени уделять именно методическому уровню деятельности ученика…
Доминанта – от латинского(dominantis) господствующий – самая главная идея, основной признак или важнейшая часть чего – либо.
Центр этот имеет возможность накапливать в себе возбуждение, идущее от разных источников. При этом он способен вызвать в организме процесс торможения. Это акцентирование на важной реакции данного момента и в тоже время торможение остальных реакций тела.
Представим человек в порыве творчества может забыть о еде и о сне. В некоторых случаях это приводит к истощению организма. Но если произойдет событие, которое вызовет более сильные эмоции, мысли о другом отступят на второй план. У явления доминанта есть способность заглушать другие свои потребности.
Пример: человек хочет есть, тем ярче у него будет реакция на это событие.
Это явление имеют как люди, так и животные. Животные в большей степени относят это чувство к еде, защите потомства. У людей все гораздо сложнее. Это не только физиологические потребности, они совпадают с потребностями животных такие как голод и жажда, но также и эстетические (потребность в уважении и самореализации, стремлении к красоте). Однако, когда человек подчиняет всю свою волю достижению той или иной потребности. Очень часто возникает зацикливание.
Примеры проявления доминанты в жизни
- Человек если тратит все силы на то, чтобы стать богатым, то он в процессе становится трудоголиком. Он не общается с людьми, забывает друзей и не встречается с семьей.
- Девушка, желающая обрести внешность модели, изнуряет себя жесткими диетами, в результате чего каждый кусок пищи, который она потребляет воспринимается ею как зло. Она прекращает есть и в процессе чего превращается в дистрофика. Оказать ей помощь в этом случае может только психотерапевт. Главное не опоздать с помощью, а то пациентка может умереть от истощения.
- Если человек считает, что счастье всей жизни это богатство, а у него такого нет,то он будет каждого человека оценивать с точки зрения материального достатка. Важно знать: явление доминанта способна привести к заболеваниям и зависимостям такие как алкоголизм, наркомание, курение.
С явлением доминанта человек видит мир не объективно.
Видео: Женщина выбирает мужчину на основе его доминирования
Кто такой доминант?
-
Это человек который доминирует в отношениях либо в работе,одним словом лидирует принимает решения.В семье он главный все должны его слушаться и подчиняться.С таким человеком я считаю сложно жить и работать.
-
Доминант — человек, который может подчинить себе другого. Это выражение мы часто слышали в нашумевшем фильме quot;50 оттенков серогоquot;. Так смысл имел сексуальный характер, тоисть человек делал вс что хотел, тем самым показывая свою власть.
-
Доминант это понятие, которое обозначает господство одного над другим. Когда, что то выше по рангу, по каким — либо другим признакам или даже, возможностям превосходит другое. Помню, еще с уроков биологии и с медицинского колледжа такое выражение quot;доминантные признакиquot;. Вот такое объяснение.
-
Доминант — это тот, кто доминирует. То есть он превосходит всех себе подобных по каким-то ключевым признакам, качествам или способностям.
Под этот термин подпадают как люди (тогда имеет смысл говорить о лидере в социальном плане), так и живые организмы (типа среди социальные животные — приматы).
-
На мой взгляд доминант это лидер,управленец, то есть слово доминировать означает лидировать и управлять. Из курса биологии помню про доминантные и рецессивные признаки при делении клеток и размножении животных.
-
Доминант это тот кто господствует, преобладает, лидер превосходящий над другими.
Так же понятие доминант можно применить к человеку, которому необходим подчиняющийся партнер, хотя это противоречит представлению о самодостаточности самого доминанта.
-
Доминант от латинского dominans — Господствующий. Если это слово применяется в отношении человека, то это может быть лидер какой-либо общественной группы, авторитетный человек или просто человек, способный подчинять других людей своей воле.
-
Доминант-это лидер. Если данный термин применять относительно человека, то такой человек с сильным характером, готов принимать решения и брать на себя ответственность, он вожак и ведет за собой группу людей. Если рассматривать с точки зрения например генетики, то есть понятие доминантные гены — гены которые отвечают за формирование какого — либо признака, подавляя при этом другие (рецессивные)
-
В БДСМ-термиологии:
- доминант (дом), или верхний, топ — quot;подчинительquot;, садист;
- сабмиссив (саб), или нижний, ботт -quot;подчиняемыйquot;, мазохист.
Есть термин quot;свитчquot;, означающий человека, который любит пребывать то в образе доминанта, то в образе сабмиссива.
-
Доминант (по другому еще называется — верхний), если говорить о сексе, то это партнер (девушка или парень), который берет на себя активную роль во время акта. А сабмиссив ( нижний)- это пассив в сексуальных отношениях.
ли со статьей или есть что добавить?