Содержание
- Россия в первой половине XIX века
- Общественные движения в России в 1840-1850-х годах
- Западничество: определение и сущность термина
- Основные идеи и взгляды западников
- В. С. Соловьев и его фазисы
- П. Я. Чаадаев и его взгляды
- Западники и славянофилы: сравнительная характеристика
- В заключение
- Наиболее яркие и значимые представители западников и славянофилов: кем они были
- Исторические выводы и итоги: кто же победил
- Социально-политические течения 1830-1850 гг.
- Славянофильство, западничество: поиск исторического пути России
От Masterweb
28.04.2018 08:00 6296 5
В России в середине XIX века схлестнулись два философских направления – западничество и славянофильство. Так называемые западники свято верили, что страна должна принять европейскую модель развития, положив в основу либерально-демократические ценности. Славянофилы, в свою очередь, считали, что у России должен быть свой, отличный от западного, путь. В этой статье мы сосредоточим наше внимание на движении западников. Какими были их взгляды и идеи? И кого можно причислить к основным представителям данного направления русской философской мысли?
Россия в первой половине XIX века
Итак, западники – это кто такие? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит хоть немного ознакомиться с социальной, экономической и культурной ситуацией, в которой пребывала Россия в первой половине позапрошлого века.
В начале XIX века Россию ожидало непростое испытание – Отечественная война с французским войском Наполеона Бонапарта. Она носила характер освободительной, и спровоцировала небывалый подъем патриотических чувств среди широких масс населения. В этой войне русский народ не только отстоял свою независимость, но и значительно укрепил позиции своего государства на политической арене. Вместе с тем Отечественная война унесла тысячи жизней и нанесла серьезный ущерб экономике России.
Говоря об этом периоде российской истории, нельзя не упомянуть о движении декабристов. Это были преимущественно офицеры и зажиточные дворяне, которые требовали реформ, справедливых судов и, конечно же, отмены крепостного права. Однако восстание декабристов, состоявшееся в декабре 1825 года, провалилось.
Сельское хозяйство в первой половине XIX века в России по-прежнему носило экстенсивный характер. В то же время начинается активное освоение новых земель – в Заволжье и на юге Украины. В результате технического прогресса во многие отрасли промышленности внедрились машины. В итоге производительность выросла в два-три раза. Значительно ускорились темпы урбанизации: количество городов в Российской империи в период с 1801-го по 1850 год выросло почти вдвое.
Общественные движения в России в 1840-1850-х годах
Общественно-политические движения в России во второй четверти XIX века заметно оживились, несмотря на реакционную политику Николая I. И это оживление во многом было связано с идейным наследием декабристов. На вопросы, поставленные ими, пытались найти ответы на протяжении всего девятнадцатого столетия.
Главной дилеммой, которая горячо обсуждалась в те времена, стал выбор пути развития для страны. И каждый видел этот путь по-своему. В итоге родилось множество направлений философской мысли, как либеральных, так и радикально-революционных.
Все эти направления можно объединить в два больших течения:
- Западничество.
- Славянофильство.
Западничество: определение и сущность термина
Считается, что раскол в российское общество на так называемых западников и славянофилов внес еще император Петр Первый. Ведь именно он стал активно перенимать уклады и нормы жизни европейского общества.
Западники – это представители одного из важнейших направлений русской общественной мысли, которое сформировалось на рубеже 30-х и 40-х годов XIX века. Их также нередко называли «европейцами». Русские западники утверждали, что изобретать ничего не нужно. Для России необходимо выбрать тот передовой путь, который уже был успешно пройден Европой. Более того, западники были уверены, что Россия сможет пойти по нему намного дальше, нежели это сделал Запад.
Среди истоков западничества в России можно выделить три главных фактора:
- Идеи европейского Просвещения XVIII века.
- Экономические реформы Петра Первого.
- Налаживание тесных социально-экономических связей со странами Западной Европы.
По своему происхождению западники – это были преимущественно богатые купцы и дворяне-помещики. Встречались среди них также ученые, публицисты и писатели. Перечислим самых видных представителей западничества в русской философии:
- Петр Чаадаев.
- Владимир Соловьев.
- Борис Чичерин.
- Иван Тургенев.
- Александр Герцен.
- Павел Анненков.
- Николай Чернышевский.
- Виссарион Белинский.
Основные идеи и взгляды западников
Важно отметить, что западники вовсе не отрицали русскую идентичность и самобытность. Они настаивали лишь на том, что Россия должна развиваться в фарватере европейской цивилизации. И в фундаменте этого развития должны быть заложены общечеловеческие ценности и личностные свободы. При этом общество они рассматривали в качестве инструмента для реализации отдельно взятого индивида.
К основным идеям западнического движения можно отнести следующие:
- Перенимание главных ценностей Запада.
- Сокращение отставания между Россией и Европой.
- Развитие и углубление рыночных отношений.
- Утверждение в России монархии конституционного образца.
- Ликвидация крепостного права.
- Развитие всеобщего образования.
- Популяризация научных знаний.
В. С. Соловьев и его фазисы
Владимир Соловьев (1853-1900) является ярким представителем так называемого религиозного западничества. Он выделяет три главных фазиса в ходе общего западноевропейского развития:
- Теократический (представлен римским католичеством).
- Гуманитарный (выражен в рационализме и либерализме).
- Натуралистический (выражается в естественнонаучном направлении мысли).
По мнению Соловьева, все эти фазисы в той же последовательности прослеживаются и в развитии русской общественной мысли в XIX веке. При этом теократический аспект наиболее ярко отразился во взглядах Петра Чаадаева, гуманитарный – в работах Виссариона Белинского, а натуралистический – у Николая Чернышевского.
Владимир Соловьев был убежден, что ключевая особенность России состоит в том, что это глубоко христианское государство. Соответственно, русская идея должна быть составляющей частью идеи христианской.
П. Я. Чаадаев и его взгляды
Далеко не последнее место в общественном движении русских западников занимал философ и публицист Петр Чаадаев (1794-1856). Его основной труд «Философические письма» был опубликован в журнале «Телескоп» в 1836 году. Эта работа всерьез всколыхнула общественность. Журнал после данной публикации был закрыт, а сам Чаадаев – объявлен сумасшедшим.
В своих «Философических письмах» Петр Чаадаев противопоставляет Россию и Европу. И фундаментом этого противопоставления он называет религию. Католическая Европа характеризуется им как прогрессивный регион с волевыми и активными людьми. А вот Россия, наоборот, является неким символом инертности, неподвижности, что объясняется излишней аскетичностью православной веры. Причину застоя в развитии государства Чаадаев усматривал еще и в том, что страна была недостаточно охвачена Просвещением.
Западники и славянофилы: сравнительная характеристика
И славянофилы, и западники стремились превратить Россию в одну из ведущих стран мира. Однако методы и инструменты этого преобразования они видели по-разному. Следующая таблица поможет разобраться в ключевых различиях этих двух течений.
В заключение
Итак, западники – это представители одной из ветвей русской общественной мысли первой половины XIX века. Они были уверены, что Россия в своем дальнейшем развитии должна ориентироваться на опыт западных стран. Следует отметить, что идеи западников впоследствии в некоторой степени трансформировались в постулаты либералов и социалистов.
Русское западничество стало заметным шагом вперед в развитии диалектики и материализма. Однако каких-либо конкретных и научно обоснованных ответов на актуальные для общественности вопросы оно так и не смогло предоставить.
5. Западники
К западникам относятся выдающиеся мыслители — В.Г. Белинский (1811 1848), Н.Г. Чернышевский (1828–1889), Н.А. Добролюбов (1836–1864), Д.И. Писарев (1840–1868), А.И. Герцен (1812–1870). Это талантливые литературные критики, философствующие публицисты, общественные деятели. Западники прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русские философы, не без влияния Л. Фейербаха, повернулись к материализму, стремясь, однако, сохранить диалектический метод Г. Гегеля [186]. Они полагали, что сознание есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи — мозга. (Выдающаяся роль в исследовании функций мозга принадлежит русскому физиологу И.М. Сеченову, на труды которого опирался, в частности, Н.Г. Чернышевский.) Среди западников в философском отношении особо выделяются Герцен и Чернышевский. Николай Гаврилович Чернышевский, испытавший сильное влияние воззрений Л. Фейербаха, уделял большое внимание антропологической философии, дополняя ее социальными, этическими и, что очень важно, экономическими аспектами: для человека очень существенны реальные условия его бытия. В области этики Чернышевский проповедовал знаменитую идею «разумного эгоизма», и поныне рождающую споры. В области эстетики (о чем он написал свой труд «Об эстетическом отношении к действительности») Чернышевский рассматривал художественное творчество и категории прекрасного. Согласно Чернышевскому, «прекрасное — это жизнь». Поэтизация самого факта жизни во всем ее разнообразии — существенный аспект в философских воззрениях мыслителя. Чернышевский жестоко пострадал на каторге за свои политические убеждения и выступления.
Александр Иванович Герцен в своем мировоззрении прошел сложный и внутренне противоречивый путь. Его идейное развитие — это духовная драма, процесс очарований и глубоких разочарований вплоть до пессимизма. Он был не согласен с идеологией славянофилов, увлекался западноевропейскими философскими концепциями. В своих изданиях — альманахе «Полярная звезда» и газете «Колокол» — он выступал против крепостничества и царизма, выдвигая общедемократические требования — освобождение крестьян с землей, общинное землевладение и уничтожение цензуры. Провозглашая идеалом не какой-либо абстрактно-логический момент в жизни абсолютной идеи, но справедливо устроенную жизнь, Герцен, например, отмечал, что природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, что они «течение, перелив, движение», причем движение происходит посредством борьбы двух противоположных тенденций (или стремлений) — возникновения и разрушения. Касаясь проблемы личности, Герцен утверждал, что она теперь становится центральной: личность — вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет.
Общефилософские проблемы, занимавшие интересы Герцена, — это единство бытия и мышления, жизни и идеала, поиски метода, в котором гармонично сочетались бы эмпирический и рациональные приемы человеческого ума. Он стремился обосновать закономерность движения человечества по пути к свободному от антагонизмов обществу. По Герцену, грядущий мир есть царство разума, он как бы подытожит и воплотит разумные начала всей предшествующей истории: реалистическое преклонение перед природой и принципы суверенности личности, свободы духа, развитые в первоначальном христианстве. Он ратовал за снятие крайностей материализма и идеализма. В молодости он был глубоко верующим, впоследствии разделял идеи атеизма, говоря точнее, находился в поисках и колебаниях в этом вопросе. Герцен уделил особое внимание взаимоотношению личности и общества; он критиковал как буржуазный индивидуализм, так и уравнительные коммунистические утопии. Размышляя над проблемой свободы и необходимости, он стремился избежать крайностей и фатализма, и волюнтаризма, пытался осмыслить историю как «свободное и необходимое дело», развивал идею единства среды и личности, исторических обстоятельств и человеческой воли.
Герцен с глубоким интересом воспринимал идеи социализма, например, высоко ценил труды К.А. Сен-Симона, П.Ж. Прудона и др. Он исходил из того, что пути к социализму многообразны и зависят от исторически сложившихся форм общественной жизни и культуры. Относительно России он считал, что для нее наиболее приемлем крестьянский социализм, так как русская деревенская община содержит его зачатки. Хотя Герцен верил в идеи социализма, но не рассматривал его как окончательную и совершенную форму общественного устройства, при этом от методов революционного преобразования он склонялся все же к реформистским путям совершенствования общества. В своем произведении «С того берега» он поставил резонный и мудрый вопрос: «Где лежит необходимость, чтобы будущее разыгрывало нами придуманную программу?» Другими словами, какие существуют объективного характера ручательства в том, что идеалы социализма осуществимы?
В области философии истории в фокусе его внимания была проблема сущности социальных законов, которые осмысливались как переплетение стихийного хода истории, т. е. бессознательного начала в историческом потоке, и сознательной деятельности индивидов и общества в целом в виде развития научного знания. Герцен боролся за просвещение масс, подготавливающее их к социальному перевороту. Но после поражения революции 1848 г. он существенно пересмотрел некоторые основные положения своих социально-философских воззрениях, в частности, отказался от идеи разумности хода истории, подверг резкой критике различного рода социальные утопии и романтические иллюзии. В своей критике западноевропейской цивилизации Герцен дошел до скептицизма, ставя под сомнение способность человеческого разума понять и предвидеть направление исторического развития. Он пришел к выводу о возможности для России иного, отличного от западноевропейского пути развития, рассматривая общину как основу для такого развития, видя в мирской сходке эмбрион, из которого должна произойти самая широкая общественность. Он возвел фундамент для позднейшего русского народничества. Но чем дальше, тем все больше он чувствовал, что Россия заражается «буржуазной оспой».
Последним словом социально-философских воззрений Герцена явились письма к М.А. Бакунину, направленные против крайностей его революционной теории: призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту, требований не «учить народ», а «бунтовать его». Герцен говорит теперь уже так: нельзя звать массы к такому социальному перевороту, потому что насилием и террором можно только расчищать место для будущего, но не создавать новое. Для социального созидания необходимы «идеи построяющие», нужна сила, нужно народное сознание. «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри» [187].
По мнению С.Н. Булгакова, все сознаваемые страдания Герцена имели источником позитивизм и атеизм. Но при всех своих позитивно-атеистических воззрениях, Герцен был постоянно занят вопросами религиозного сознания — о смысле жизни, истории и т. д. — карамазовскими вопросами. Но, как и Карамазову, Герцену суждено было испытать не радость положительного разрешения этих великих и страшных вопросов, а горечь сознания их неразрешимости. Он искал и не нашел; однако истинная религиозность состоит именно в искании. Со всепобеждающей силой внутреннего переживания значение религии на русской почве было показано Ф.М. Достоевским, а позднее Вл. Соловьевым с помощью логической аргументации, опирающейся на философию идеализма. Поэтому можно сказать, что Герцен, хотя и кружным путем, более отрицательным, чем положительным, ведет к… Достоевскому и Соловьеву. В нем дорог нам не только народный трибун, герой освободительной борьбы, но и один их провозвестников грядущего религиозного возрождения [188]. Отношение к христианству у Герцена было противоречиво-поисковым. Заслуживает упоминания, что к Евангелию он всегда сохранял необычайно теплое чувство[189].
Влияние его личности на движение русской интеллигенции сказывалось десятки лет.
Содержаниескрыть
Фото с сайта: akulchitskiy.livejournal.com
К первым десятилетиям девятнадцатого века, российское общество, серьезно подуставшее от чрезмерного давления реакции, которая так или иначе задавила его после пресловутого восстания декабристов, сформировало два основных течения, что имели целевую направленность на необходимость кардинального преобразования России, как государства. Причем образовалось два практически совершенно разных пути, которые, впрочем, имели единую цель – реформирование общества для процветания страны. Нужно сказать, что философские взгляды славянофилов и западников отличались направленностью, одни были строго ориентированы на продвижение славянской православной идеи, другие же думали, что пора брать курс на Запад и именно на примере Европы строить новое общество. О сходствах и различиях этих двух течений и пойдет речь в нашей статье.
Наиболее яркие и значимые представители западников и славянофилов: кем они были
Стоит начать с того, что формироваться течение славянофильства начало спустя только десять-двадцать лет после того, как на горизонте общественной жизни появились западники. Основные представители, западники и славянофилы, откровенно выказывали свои мысли по поводу путей реанимирования общества, которое казалось им, а по существу и было, совершенно необходимым в сложившихся условиях. Стоит более подробно разобраться, что же представляла собой философия западников и славянофилов кратко, чтобы проще было оценивать сходство и различие в их взглядах.
Фото с сайта: pravoslavie.fm
Русская философия 19 века: славянофилы и западники
- Зачастую славянофилов или, как их еще называли славянолюбов, причисляют к политической реакции, так как мировоззрение их сформировалось под значительным влиянием трех принципов официальной народности, то есть на самодержавии, православии, а также народности. Однако стоит сказать, что поддерживая самодержавие, они также выступали за предоставление народу всевозможных гражданских свобод, а также за отмену крепостного права. Именно потому, что эти люди открыто выражали собственные мысли. Зачастую они подвергались повальному преследованию, труды их отказывались печатать. Ниже будет предоставлена таблица, где западники и славянофилы, таблица демонстрирует это достаточно явно, сравниваются в политических взглядах.
- В то же время, в отличии от славянолюбов, западники считали российскую самобытность попросту отсталостью во взглядах, философии и мировоззрении. При пристальном изучении сравнительная таблица западников и славянофилов показывает насколько разнились их идеи и взгляды. Они продвигали идею, будто многие славянские народности, а вкупе с ними и Россия, чрезвычайно длительный срок были как вне истории. Причем именно Петра Первого они считали главным реформатором. Который способен был поставить отсталую во всех смыслах страну на верный путь и подтолкнуть к метаморфозам.
Славянофилы и западники: таблица основных представителей
Фото с сайта: radiologos.ru
Четко видно, чем же отличались славянофилы и западники, а сравнительная таблица иллюстрирует также разницу в их социальном происхождении, а также и во времени, когда взгляды их окончательно сформировались. В большинстве своем западники походили из богатых и знатных дворянских родов, в то время как славянолюбы по большей части были из купечества. Это наводит на определенные мысли, но решить, ко прав, а кто нет, можно только самостоятельно.
Влияние и спор западников и славянофилов, кратко говоря, имел немалую роль в истории развития России, потому стоит изучить данный вопрос более подробно. Причем персоналии западников и славянофилов таблица также продемонстрирует вкратце, для общего ознакомления, а более углубленные знания можно получить, покопавшись в массе информации, имеющейся в сети интернет.
Славянофилы и западники: философия кратко, но емко
Как ни крути, а достаточно либеральные идеи, которые откровенно продвигали в обществе западники и славянофилы, кратко говоря, имели действительно колоссальное влияние на российское общество того времени в целом, а также на последующие поколения людей, что так ревностно и настырно искали пути в светлое будущее для родной страны. Концепцию истории России западников и славянофилов таблица чуть ниже отражает во всей красе.
Причем наиболее резко оба направления относились к крепостничеству. То есть и западники, и славянофилы в русской философии, кратко говоря, выступали за скорейшую отмену крепостного права, считая его непозволительным произволом, по отношению к правам и свободам народа. Однако, соглашаясь в этом, методы воздействия на общество западников и славянофилов были разными, да и пути для возрождения и процветания державы они предполагали различные. Славянолюбы отвергали николаевскую политику, однако на Европу они смотрели с еще большим отвращением. Они считали, что западный мир полностью и бесповоротно изжил себя, почему попросту не может иметь никакого, сколько-нибудь многообещающего будущего.
Нужно знать
Как западники, так и славянофилы на самом деле являлись действительно настоящими патриотами, болеющими за судьбу родной страны. Они твердо и бескомпромиссно верили в великое будущее России. Как мировой сверхдержавы, а также резко и откровенно критиковали николаевские решения и политику.
Таблица: взгляды западников и славянофилов
Стоит знать, что различия и сходства западников и славянофилов таблица на самом деле демонстрирует как нельзя лучше. На ранних порах эти люди идеализировали основы древнерусского быта, считая, что все общество обязательно должно развиваться по собственной линии, в основу которой заложен принцип семейственности, народности и соборности. Таблица сравнения западников и славянофилов в данном ракурсе показывает насколько разными были их взгляды, относительно друг к другу.
Вторым краеугольным камнем славянофилов можно назвать монархизм и самодержавие, которое отвергали западники. Они считали, что жизнь общества не может быть централизована вокруг царя и церковной власти. Потому их конечной целью было создание в стране республики, или же, на крайний случай, конституционной монархии. Представленная таблица, западники и славянофилы, сходства и различия которые очень просто уяснить, является лучшей иллюстрацией ко всему вышесказанному.
Хорошим примером для них послужил британский путь, который они сочли верным, но недостаточно развитым. Там правила королева, однако реальная и фактическая власть была у парламента. Западники желали продвинуть парламентаризм и в России, а также выступали за индустриализацию державы, в то время как славянофилы делали основной упор на российскую деревенскую общину, как образец, своего рода, модель общества. Ключевые исторические события западников и славянофилов таблица также может осветить в полном объеме.
Фото с сайта: rodnik.3dn.ru
Исторические выводы и итоги: кто же победил
Естественно, разрешить все споры и разногласия меж такими течениями, как западники и славянофилы способно было только время, и оно это сделало. На тот отрезок истории Россия пошла тем путем, за который ратовали именно западники. На самом деле, деревенская община стала потихоньку отмирать, как и предсказывали оппоненты славянолюбов, церковная соборность стала институтом, полностью отрезанным от державы, да и монархизм пал во всей красе в начале двадцатого века в результате Октябрьской революции.
Фото с сайта: peremeny.ru
Однако, несмотря на то, что победа, как бы, осталась за западниками, назвать славянофилов неправыми до конца нельзя. Тем более, ни в коем разе не получится сказать также, что они толкали Россию в пропасть невежества, вовсе нет. Приверженцы обоих направлений прекрасно понимали, что стране просо необходимы реформы, изменения, которые подняли бы экономическое положение и промышленность на совершенно новый уровень. Кроме того, также они рьяно советовали, как можно скорее устранить крепостничество, что отбрасывало Россию на уровень рабовладельческого строя.
Содержание:
Социально-политические течения 1830-1850 гг.
Россия первой половины XIX века представляла собой благодатную почву для формирования и развития русской общественно-политической мысли. Конфликт основных идейных течений этого периода – консерватизма, либерализма, утопического социализма – определил дальнейшую историю страны.
Формирование, развитие и особенности основных идеологий
Характерно, что противопоставление России и Запада, позднее отраженное в доктринах консерваторов, являлось частью официальной государственной идеологии согласно Манифесту от 13 июля 1826 года. Николаем I страна провозглашалась обособленной от западной цивилизации, ее либерально-демократических идей. Эта концепция в дальнейшем стала основой для создания теории официальной народности с ее лозунгом: «Православие. Самодержавие. Народность». Ее противоположность — идейные доктрины либералов, признающих лишь западные ценности.
Так, в период правления Николая I общество оказалось расколото на несколько лагерей, имеющих собственный взгляд на историю и развитие России:
- Консерваторы — представители общественно-политического течения, утверждающего самобытность страны, необходимость сохранения исторических основ и порядков. Главным условием процветания общества считали укрепление самодержавной власти. Известные идеологи: С. Уваров, Н. Карамзин, Ф. Булгарин, М. Погодин.
- Либералы — сторонники идей свободного общества, отмены изжившего себя крепостного права, перехода к конституционной монархии. Решение социально-политических проблем видели в постепенной перестройке общества, усилении роли народного мнения в жизни страны. Среди последователей числятся П. Чаадаев, А. Гончаров, И. Тургенев, В. Майков, С. Соловьев.
- Приверженцы социалистических принципов, сформировавшие учение, называемое русским утопическим социализмом, занимались распространением идей западного революционного движения. Пропагандой их среди населения, а также подготовкой возможного народного восстания занимались члены кружка М. Буташевича-Петрашевского, среди которых — А. Майков, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин.
Славянофильство, западничество: поиск исторического пути России
Сходства, различия и особенности течений
Термины «славянофилы» и «западники» первоначально не имели идеологического значения. После обострения конфликтов, начало которым положило «Философское письмо» Чаадаева, они стали применяться в отношении сторонников различных идейных течений либеральной мысли.
Сравнительная таблица идей славянофилов и западников:
Славянофильство |
Западничество |
|
Время формирования идей |
1840-1850 гг.. Окончательно идеи сформированы к 1839 году. |
1830-1850 гг. Оформилось как самостоятельное течение к 1841 году. |
Особенности |
Вера в национальное сознание, особый путь развития России. |
Россия как европейская цивилизация с западными ценностями, идеалами, общественным и политическим устройством. |
Политическая сфера |
Самодержавная власть с элементами конституционной. |
Критика политического строя России, абсолютной монархии. Стремление к демократическому строю, конституционной монархии. |
Духовная сфера |
Православие как путь к спасению и миру. |
Приоритет — развитие науки, образования. |
Экономическая сфера |
Крестьянская община как элементарная ячейка экономики, крестьянские хозяйства. |
Развитие частной собственности, промышленности, транспорта, а также свободной торговли на основе личной экономической независимости граждан. |
Отношение к крепостному праву |
Отмена с сохранением земель, общинное землевладение. |
Отмена с полным упразднением помещичьих хозяйств. |
Отношение к петровским реформам |
Отрицательным отношение к политике Петра I, внедрению западных ценностей. |
Признание петровских реформ, поощрение модернизации России, внедрения европейских технологий. |
Известные представители |
Основоположник – А.С. Хомяков; среди приверженцев — К.С. и И.С. Аксаковы, Н.Н. Страхов, М.В. Ломоносов, Ф.И. Тютчев, В.И. Даль и др. |
Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, П. Боткин, И.В. Вернадский и др. |
Общая природа славянофильства и западничества как социально-политических течений либерализма породила ряд сходств, таких как:
- Осознание немедленной перестройки общества, необходимой для ее дальнейшего развития.
- Главное условие экономического процветания — отмена крепостного права.
- Неприемлемость военных столкновений, революционных движений — осуществление постепенных преобразований путем «реформ сверху».
Смотрите также:
Уникальная программа снижения веса от Фаберлик. Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru
2.1.11* Консерваторы. Славянофилы и западники.
Русский утопический социализм
2) либерально-оппозиционное (западничество и славянофильство); 3) революционно-демократическое.
Консерваторы. Охранительное направление русской общественной мысли.
Официальная идеология – «теория официальной народности», принципы которой были сформулированы в 1832 г. членом Государственного Совета графом С.С. Уваровым
Самодержавие – опора и гарант сохранения российской государственности, ее могущества и величия.
Православие – основа духовной жизни народа, его нравственной чистоты и устойчивости.
Народность – естественный союз православного российского народа с самодержавным монархом.
Личности:
-
профессор Московского университета С.П. Шевырев
-
профессор Московского университета М.П. Погодин
-
журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин.
Журналы:
-
«Сын Отечества» Ф. Булгарина
-
«Москвитянин» М. Погодина
-
«Московский наблюдатель»С. Шевырева
-
газета «Северная пчела» Ф. Булгарина и Н. Греча.
Основные идеи:
-
В России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и «политической мудрости».
-
Крепостное право, хотя и нуждается в улучшении, но сохраняет много патриархального, и хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они смогли бы сделать это сами, а положение русского крестьянина лучше западноевропейского рабочего.
Западники и славянофилы. Либерально – оппозиционное направление русской общественной мысли.
Западники Время формирования: 1830-1840-е годы 19 века |
Славянофилы Время формирования: 1840-1850-е годы 19 века |
Состав |
|
Дворяне-помещики, богатое купечество и разночинцы |
Помещики и купцы среднего дохода, разночинцы. |
Лидеры |
|
Т.Н. Грановский П.В. Анненков В.П. Боткин К.Д. Кавелин П.Чаадаев И.С. Тургенев, В.С. Соловьев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев |
Братья Иван и Константин Аксаковы А.С.Хомяков Братья Пётр и Иван Киреевские А.Кошелев Ю.Самарин В.Черкасский |
Идеи |
|
Государственный строй |
|
Конституционная монархия или республика |
Неограниченное самодержавие, самодержавие – это «олицетворённая воля народа», самодержавие основывается на вере и авторитете царя. |
Путь России |
|
Европеизации России, Россия и Европа – части одного культурно – исторического целого |
У России особый путь, главная особенность России- крестьянская община и православная вера, реформы Петра I свернули Россию с её истинного пути развития, его необходимо вернуть |
Отношение к капитализму |
|
Положительное, за его развитие. |
Отрицательное, хотя выступали за развитие торговли, транспорта. Банковского дела. |
Гражданские права и свободы |
|
За полные права и свободы |
За частичные права и свободы, народ дожжен иметь право выражать своё мнение – на Земских соборах, в печати |
Отношение к религии, православию |
|
Критическое или равнодушное |
Позитивное, в религии, православии видели основу духовной и социальной жизни |
Основная идея |
|
«Разум и прогресс» |
«Самодержавие, православие и народность» |
Пути решения проблем |
|
Два направления: -либеральное (за мирное решение вопросов) – революционное (за радикальное решение) |
Мирный, путём реформ сверху |
Общие идеи |
|
-отмена крепостного права – реформирование сверху, были против революционных потрясений – просвещение народа |
Революционно-демократическое направление.
Русский утопический социализм.
Кружковский период рубежа 1820–1830-х гг.
Наиболее известные кружки:
-
«Кружок братьев Критских» (1827) .Москва. Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. За свержение самодержавия. Кружок раскрыт, участников отдали в солдаты.
-
«Кружок В. Белинского», получивший название «Литературное общество11-го нумера» (1830–1832).Москва. Чтение и обсуждение литературных произведений, рассмотрение проблем российской действительности.
-
«Кружок Станкевича» (1831-1839) .Москва. Изучение философских трудов Канта, Шеллинга. Гегеля, осуждение крепостного права, считали. Что развитие просвещения должно привести к общественным изменениям.
-
«Кружок А. Герцена и Н. Огарева» (1831–1834).Москва. Изучали произведения французских просветителей, следили за революционными событиями на Западе. Кружок раскрыт полицией, Герцен и Огарёв отправлены в ссылку. Остальные – под надзор полиции.
Развитие радикального направления в 1840-х гг.
Яркие представители:
-
Виссарион Григорьевич Белинский
-
Александр Иванович Герцен
-
Николай Платонович Огарев
Журналы:
-
«Отечественные записки»
-
«Современник»
|
«Литературные мечтания»,1838; «Письмо к Гоголю», 1847 г. |
|
А.И.Герцен изложил концепцию русского социализма: самобытный путь России к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Крестьянская община, где отсутствует частная собственность на землю и сохраняется традиционный дух коллективизма, является основной ячейкой будущего социалистического общества. Причины : – слабое развитие капитализм – отсутствие рабочего класса – наличие сельской поземельной общины Всё это позволит России миновать капитализм. Цели:
1853- А.И.Герцен основал «Вольную русскую типографию» в Лондоне, было положено начало русской бесцензурной прессе. Журнала «Полярная звезда» (1855–1859), в 1857–1867 гг. совместно с Н. Огаревым выпускал и редактировал газету «Колокол»
Трактаты А. Герцена «Дилетантизм в науке» (1842–1843) и «Письма об изучении природы» (1844–1845) «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия» и «О развитии революционных идей в России», написаны в 1849–1853 гг. |
|
Начало деятельности кружка- 1845 г. Лидеры: М.Б.Буташевич-Птерашевский, Н. Спешнев, А. Ханыков, Н. Момбели и Н. Григорьев,Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин Состав: учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты. С 1849- начало создания тайной организации. Выступали за свержение самодержавия, ликвидацию крепостного права, введение демократических свобод. Цель: подготовка вооружённого крестьянского восстания. Итоги: -деятельность кружка прекращена 21 человек приговорён к расстрелу, заменённому каторгой. |
Общее: |
|
Таким образом, в период правления Николая I активизировалась общественная мысль, разные её течения и направления, что было вызвано выступлением декабристов и расправой над ними. Прогрессивные слои общества искали пути дальнейшего развития России. Одни объединялись в кружки, думали о будущем России, искали пути её развития, другие (петрашевцы, например) готовили вооружённое вступлении.
Идеи данного периода были рассмотрены следующими поколениями, некоторые из них были положены в основу народничества.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
ли со статьей или есть что добавить?