Краткое содержание Платонова Юшки. Анализ произведения, главные герои и герои второго плана

Добрый, мягкий и кроткий Юшка – помощник кузнеца и предмет всеобщей травли со стороны окружающих. Люди относятся к нему с презрением и злобой, постоянно издеваются, в то время как Юшка просто не может позволить себе ответить тем же. Произведение рассказывает о его жизни – трудностях, работе, редких радостях и кончине.

Как и в других своих книгах, автор предпочитает не описывать необычные ситуации. Его герои – это в первую очередь обычные люди, помещенные в бытовую обстановку. Они строят друг с другом повседневные отношения и решают простые человеческие проблемы. Воссоздав атмосферу трудовых будней и серой жизни, Платонов затрагивает самые потаенные уголки человеческой души и показывает читателю на первый взгляд ничем не примечательных рабочих с новой стороны.

Развязка повествования построена на приезде в деревню приемной дочери Юшки и ее дальнейшей судьбе. На скопленные отчимом деньги она выучилась на доктора и посвятила всю свою жизнь помощи больным, почти не отдыхая. Девушка-сирота несла любовь и добро окружающим, которые в свою очередь отказали в этом Юшке.

В своем рассказе «Юшка» Платонов затрагивает множество проблем, но основная из них – ни в коем случае нельзя вымещать злость на тех, кто, может быть, слабее и пугливее, но гораздо гуманнее большинства представителей человеческого общества. Сострадание, доброта, неравнодушие к слабым – вот главные моральные качества, носителем которых должен стать абсолютно каждый.

Рекомендуется к прочтению:

  • Образ Юшки (по рассказу Платонова «Юшка»)
  • Краткое содержание «Юшка» Андрея Платонова
  • Гуманизм в творчестве Андрея Платонова (на примере рассказа “Потомки солнца”)
  • Анализ сцены раскулачивания (По повести Платонова «Котлован»)
  • Сочинение-эссе по сказке-были Платонова «Неизвестный цветок»
  • «Новая» действительность в повести Андрея Платонова «Котлован»
  • Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в 3 действии.

Анализ рассказа А. П. Платонова «Юшка» ← Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова Анализ стихотворения Ивана Тургенев «Собака» →

Произведения А. Платонова учат читателей быть добрыми друг к другу, милосердными. Автор осуждает человеческую жестокость и черствость, помогая сделать правильные выводы. Ярким образцом этого пласта его творчества является рассказ «Юшка». Сюжет и герои его незамысловаты, но благодаря вечным мотивам доброты, сострадания произведение заняло почетное место в литературном наследии русских авторов. Школьники изучают «Юшку» в 7 классе. В статье представлен анализ рассказа, который поможет быстро и качественно подготовиться к уроку и ЕГЭ.

image

Краткий анализ

Год написания – 1935.

История создания – Произведение было создано в первой половине ХХ века, а опубликовали его лишь в 1966 г. в сборнике «Избранное».

Тема – В произведении А. Платонов затронул темы доброты и милосердия, а также человеческой жестокости.

Читайте также:  «Пикник на обочине» — краткое содержание (пересказ)

Композиция – Организация рассказа несложная. Сюжет развивается последовательно. Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приемной дочери. Произведение охватывает достаточно большой промежуток времени, благодаря стремительному развитию событий.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

Смысл произведения Юшка

Тема рассказа заключается в разнообразии человеческих душ: есть милосердные и жестокие, красивые и уродливые, добрые и злые. И несмотря на то, что многие окружающие испорчены и лукавы, нужно все равно творить добро и делать это бескорыстно, потому что чаще всего люди просто не ведают, что творят.

Мы видим, что идеи писателя часто перекликаются с христианскими мотивами. Они звучат на протяжении всего произведения, в котором Платонов также поднимает и другие важные нравственные проблемы, такие как запоздалая благодарность людей к истинным добродетелям, презрение и жестокость людей, когда они видят, что кто-то непохож на них.

Сама серьезная проблема, озвученная в произведении, — это нравственная мёртвость героев, окружающих Юшку. Они противопоставлены больному, но зато нравственно живому персонажу.

Главная мысль рассказа «Юшка» заключается в том, чтобы показать, как люди перестали замечать добро вокруг, они готовы броситься на него с кулаками, выместить на нем всю свою злость, поскольку не видят в самих себе ничего светлого. Кроме того, люди отказываются воспринимать таких людей, как Юшка, потому что он не похож на них. Все это можно предотвратить. И смысл произведения заключен в том, чтобы мы научились видеть под внешней оболочкой истинную природу человека, добрую и искреннюю, научились любить и прощать, принимать всех окружающих такими, какие они есть.

Ищите нас здесь

История создания

История создания произведения практически не исследована. Но определенные выводы можно сделать, если учесть биографию писателя. Год написания «Юшки» – 1935. К этому времени А. Платонов уже сформировался как писатель, успел поработать в редакциях. Но Сталин запретил их публиковать, считая, что они опасными для режима. В тот период А. Платонов практически не печатался.

Рассказ «Юшка» увидел мир в 1966 г. в сборнике «Избранное». Критика положительно отзывалась о произведении.

Герои

Рассказ назван по имени главного героя. Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовывалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим. Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее. Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда. А также имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.

Юшка – помощник кузнеца. Сейчас человека, который выполняет такую работу, «которую нужно было делать», назвали бы чернорабочим. Его возраст определяется как «старый на вид». Только в средине рассказа читатель узнаёт, что Юшке было 40 лет, а слабым и старым на вид он был из-за болезни.

Рассказ оказался пророческим и для самого Платонова, который умер от туберкулёза, заразившись от сына, попавшего в тюрьму в 15 лет и выпущенного через 2,5 года уже тяжелобольным.

В портрете Юшки подчёркнуты его худоба и невысокий рост. Особо выделены глаза, белые, как у слепца, со стоящими в них постоянно слезами. Этот образ не случаен: Юшка видит мир не таким, каким он есть на самом деле. Он не замечает зла, считая его проявлением любви, и словно вечно плачет о нуждах других.

Юшка похож на блаженного, какими их представлял русский народ. Разница только в том, что блаженных не принято было обижать. Но Юшку унижают и бьют, называя не блаженным, а блажным, непохожим, животным, божьим чучелом, юродом негодным. И требуют, чтобы Юшка был похожим на них, жил, как все.

Читайте также:  Что пережил мцыри за три дня. Три дня на воле (сочинение по поэме Лермонтова «Мцыри). Ощущения Мцыри от свободы

Юшка считает всех людей равными «по надобности». Его случайно убивает односельчанин как раз за то, что он осмелился равнять себя с ним.

Герой соотносим даже с Христом, который пострадал за народ, претерпев мучения. Когда над Христом издевались римские солдаты, он молчал, не объясняя им ничего. Но ещё больше похож на Юшку герой романа Булгакова, написанного чуть позже «Юшки», в 1937 г. Иешуа, в отличие от библейского Иисуса, активно оправдывает обидчиков, называя их добрыми людьми. Так и Юшка называет обижающих его детей родными, маленькими.

Юшка считает, что он нужен и детям, и взрослым. Казалось бы, он ошибочно делает вывод о том, что дети и взрослые нуждаются в нём, потому что любят его. Но через годы становится понятным, что его действительно любили, просто не умея выразить ни любви, ни потребности в нём. А именно так и думал Юшка, которого обижали.

Как и многие блаженные, Юшка обходится малым. Свой крошечный доход (семь рублей и шестьдесят копеек в месяц) Юшка не тратит на чай и сахар, довольствуясь простой бесплатной едой кузнеца – хлебом, щами и кашей. Настолько же проста и одежда Юшки, которая за все годы как будто не изнашивается, оставаясь равномерно ветхой и дырявой, но исполняя своё предназначение.

Народ обижал Юшку, потому что в сердцах людей «лютая ярость», «злое горе и обида». Кротость Юшки противопоставлена агрессии людей, спровоцированной их горем, виновником которого все считают Юшку.

К Юшке добра Даша, дочь кузнеца. Она пытается объяснить Юшке, что его никто не любит, что его жизнь напрасна. Но Юшка знает, зачем он живёт: по воле родителей и для цели, о которой он никому не говорит, как и о своей любви ко всему живому.

Юшка не нуждается в людях, как они в нём, зато, уходя в безлюдные места, Юшка переживал единение с природой. Он чувствовал себя осиротевшим даже от смерти жука или букашки. Именно живая природа исцеляла героя, давая ему силы.

После смерти Юшка разделяет судьбу многих юродивых и святых. Нашедший его труп столяр сразу просит прощения: «Забраковали тебя люди». Проститься с ним пришёл весь народ. Но потом Юшку забыли, как забывают и обычных людей, и юродивых, и святых. Одинокий Юшка оказался благодетелем, даровав народу ту, что стала заботиться о нём – выращенную и выученную на его деньги сиротку, ставшую врачом. Её и называют дочерью доброго Юшки, не помня его самого.

Тема

В рассказе «Юшка» анализ следует начинать с характеристики тем и образов.

В русской литературе первой половины ХХ века активно развивались мотивы революций, войны, однако, некоторые писатели даже в таких условиях отдавали предпочтение моральной проблематике. Не исключение и А. Платонов.

Основные темы «Юшки» – милосердие и доброта, а также жестокость. Для их реализации автор создал оригинальную систему образов. В центре произведения Ефим, которому деревенские жители дали прозвище Юшка. С ним мы знакомимся в начале. А. Платонов создает детальный портрет мужчины. Ему сорок лет, но выглядит он, как старик. Организм Юшки изнурен чахоткой и тяжелой работой.

Ефим был помощником кузнеца. К работе относился очень ответственно. В начале произведения автор держит интригу: читателю интересно, зачем Ефим копил деньги. Далее оказывается, весь свой заработок мужчина отдавал приемной дочери, жившей в городе.

Характеристика Ермила Гирина (Кому на Руси жить хорошо) героя произведения

В деревне мужчину недолюбливали. Односельчане сгоняли на беззащитном мужчине злость, хоть он ничего худого им не делал, наоборот, всегда готов был прийти на помощь. Как-то Юшку побили. За ним ухаживала хозяйская дочь. Диалог между этими героями как нельзя лучше демонстрирует внутренний мир Юшки.

Девушка приговаривала, что лучше бы Ефим умер. Она не понимала, зачем так жить. Ответ работника удивил ее: «Меня, Даша, народ любит!». Поступки односельчан мужчина оправдывал со свойственным ему простодушием: «Сердце в людях бывает слепое».

Читайте также:  Подборка текстов по основным проблемам егэ. Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика

Судьба Юшки сложилась трагически. Мужчину убил односельчанин. В деревню приехала его приемная дочь. Оказалось, девушка училась на врача и очень хотела вылечить отца. Кажется, ей передалась доброта Юшки. Девушка осталась в деревне, чтобы бескорыстно помогать людям.

Смысл названия можно толковать по-разному. При помощи него автор концентрирует внимание на главном герое. Кроме того, просторечное значение слова «юшка» – кровь, а мы знаем, что героя не раз избивали до крови.

Идея произведения – воспевание лучших моральных качеств человека. Автор показывает, что без таких людей, как Юшка, мир стал бы жестоким.

Основная мысль: нужно учиться видеть в людях хорошее, даже если прекрасные качества скрыты под непривлекательной внешностью. Это то, чему учит читателя А. Платонов.

Сочинения

Платонов – писатель, который очень часто в своих произведениях описывал обычные бытовые отношения людей, пытаясь через эти отношения, глубже узнать человека и его душу. Его герои простые люди, простым человеком был и Юшка – герой произведения Платонова «Юшка».

Рассказ Платонова Юшка

Работая над произведением «Юшка» Платонова и его анализом, стоит отметить жанр этой работы и это рассказ. Рассказ, который ведает нам историю одного человека: доброго, отзывчивого, который умел любить искренне, несмотря ни на что. К тому же это история, которая нам показывает жестокость человечества, которое не могло понять, что такое любить и как это любить просто так. Здесь мы видим бесчеловечность, жестокость, ошибки людей, а также автор нам показал, что среди всего этого есть люди добрые, которые умеют радоваться красоте природы, которые могут заботиться о ближнем.

Герои рассказа Юшка

С главным героем рассказа «Юшка» автор нас знакомит в самом начале и это Ефим Дмитриевич. Правда, его никто так не звал, для всех он был Юшкой. Это был сорокалетний мужчина, которого преждевременно состарила болезнь. Он болел чахоткой. Работал он у кузнеца, выполняя черную работу, за которую получал копейки. Был очень бедным, так как даже одежду себе не мог позволить новую, пил вместо чая воду, а жил на кухне в квартире кузнеца.

Все было бы ничего, вот только по доброте душевной, имея настоящий дар любви, Юшка привлекал к себе внимание и его все хотели обидеть, вызвать на конфликт, ударить. Его постоянно обижали как взрослые, так и дети, вымещая на нем свою злобу, но сам Юшка верил в то, что это они так проявляют свою любовь к нему, просто по-другому их никто не научил любить. Именно так считал этот добрейший человек, поэтому в ответ не оскорблял. Детям, лишь говорил: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие! Вы, должно быть, любите меня? Отчего я вам всем нужен?».

В рассказе Платонова «Юшка» и кратком содержании мы видим, что не только к людям он относится с добром и любовью, он и к природе относится с чувством нежности и это мы видим, когда он наклоняется вдохнуть аромат цветов, не дыша, чтобы не испортить их красоту своим дыханием. Видим, как он поднимает умерших жучков и букашек, чувствуя себя без них осиротевшим, как он наслаждается пением птиц и кузнечиков.

Несмотря на жестокость окружающих, он не потерял свою человечность, а между тем, двадцать пять лет над ним все издевались, и однажды, встреча с очередным прохожим, который избил Юшку, завершилась для Ефима Дмитриевича плачевно. Он погиб. Его похоронили, при этом на похороны пришел весь город. Может оттого, что люди почувствовали большую потерю, ведь с его смертью они лишились любви. Они потеряли что-то светлое, лишились того, чего не хватает каждому из них.

Еще одна героиня – это сирота, девушка, о которой мы узнаем в конце произведения. Она приехала, чтобы навестить Юшку, да не просто навестить, а вылечить его. Из ее рассказа мы узнаем, что Юшка взял девушку под свое крыло. Он, отказывая во всем себе, умудрился выучить девушку, принося ей деньги на обучение, и она теперь, окончив университет, и выучившись на доктора, приехала ему помочь. Но, не успела, так как живым его не застала. Это был, наверное, единственный человек, который по-настоящему любил,всем сердцем, всей душой Юшку. За свою жизнь Юшка сумел научить девушку любить людей, делать для них добро, поэтому, она осталась в городе и лечила безвозмездно людей, которые болели чахоткой.

План сочинения Юшка

1. Знакомство с Ефимом Дмитриевичем – Юшкой. Описание его работы и условий его жизни 2. Жестокость детей по отношению к Юшке 3. Родители пугают Юшкой своих детей за плохое поведение 4. Жестокость взрослых 5. Разговор с Дашей – дочерью кузнеца 6. Ежегодный поход Юшки. Наслажденье природой и отдых Юшки от города и его жителей 7. Вновь работа и вновь издевательства 8. Болезнь прогрессирует 9. Прохожий стал причиной смерти Юшки 10. Похорон Юшки 11. Сирота – названная дочь Юшки 12. Девушка-врач, которая безвозмездно лечила больных туберкулезом

Платонов, Анализ произведения Юшка, План

А какую оценку поставите вы?

Жанр

Жанровая характеристика – обязательный пункт плана литературного разбора. «Юшка» А. Платонова – это рассказ, В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на одной сюжетной линии, система образов не очень разветвленная. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь.

Предыдущая

Сочинения«Фаталист» анализ произведения Лермонтова – тема, план, смысл названия, суть повести

Следующая

Сочинения«Матерь человеческая» анализ произведения Закруткина – жанр, проблемы, тема, смысл названия повести

image

В старинные времена в кузнице работал старик Ефим, по прозванию Юшка. Трудился он подручным у хозяина, то воды принести, то горн раздуть, на большее силы у него не было, и глаза плохо видели. На самом деле никакой он не старик, Юшке всего лишь 40 лет от роду, только вот чахотка, грудная болезнь превратила мужика в хилого старца с белыми глазами.Жил Ефим у кузнеца на квартире. Хозяин кормил работника бесплатно, а чай и одежду Юшка должен был сам покупать. Но на чай и прочие глупости он не тратился, все в старье ходил и рванине, а деньги в мешочек копил. Летом босой, а зимой в валенках и полушубке, от отца оставшимся.Народ Юшку недолюбливал, взрослые над ним смеялись, глядя на них, и дети не упускали возможности задеть старика. Но он на них не серчал, слова против никогда не говорил, чем еще больше раздражал окружающих. Юшка считал, что дети так свою любовь выражают.Крепко доставалось ему и от пьяных, им некуда было выместить злобу, вот и срывались все на Ефиме. Поколотит кто Юшку, так и лежит он на дороге, подняться не может. Порой сам очухивался и на двор шел, а иногда дочка хозяина Даша приходила и вела болезного домой. Ворчала она, зачем, говорит, Юшка живешь, помер бы лучше. На что он ей отвечал, что родился на свет, значит, и нужен кому-то. Повздыхает Дарья и домой его приведет.Каждое лето ровно на месяц Ефим уходил со двора. Никто точно не знал, куда он ходит, может, в дальней деревне дочь у него есть, такая же ненужная, или еще кто-нибудь. Юшка и сам не сильно посвящал окружающих в свои дела. Он просто брал котомку и отправлялся в путь.Время шло, болезнь совсем одолела бедного Юшку. Вот уж и лето к концу подходило, пора бы и в дорогу собираться, но чахотка не дает. Шел в этот вечер он домой с кузницы и повстречался ему веселый прохожий. Упрекнул он старика, что тот попусту землю топчет. На что Юшка первый раз в жизни возразил и грубо ему ответил. Осерчал прохожий и толкнул бедного Юшку кулаком в грудь, и ушел. Упал Юшка и больше и не поднялся.Нашел мертвого столяр из мастерской. Хозяин похороны работнику справил. Много людей пришло проводить Юшку в последний путь. Только вот похоронили и забыли сразу. Трудно теперь им приходилось, не над кем стало потешаться и глумиться. Всю злобу друг на друге вымещать стали.Вспомнили про бедного Юшку лишь поздней осенью. В кузницу девица пришла, Ефима Дмитриевича все спрашивала. Кузнец не сразу понял, что она Юшку ищет. А когда понял, то проводил ее к могилке. Девушка оказалась сиротой, Юшка ее когда-то в семью определил, и деньги все свои отсылал, чтобы она не нуждалась. Сам воду пил, а о ней заботился.Осталась девушка в городке, в больнице работать стала. Она на врача в то время училась, чтобы болезнь своему благодетелю вылечить, но не успела. Давно уже забыт Юшка, а дочь его приемную помнят. Она всем помогает, хотя сама уже давно старушка.

Второе краткое содержание, может больше понравится:

Краткое содержание рассказа А.Платонова «Юшка»

Слабый и немощный мужчина до конца своих дней терпит издевательства и побои от местных жителей, при этом любит их и всё прощает. После смерти его доброта воплощается в приёмной дочери, о которой никто не знал.Произведение А.П. Платонова «Юшка» затрагивает тему сосуществования беспричинно жестоких и безвозмездно добрых людей, для раскрытия которой созданы контрастные образы. Автор в лице своих персонажей учит читателей замечать хорошие качества в каждом человеке, даже если они спрятаны под неказистой внешностью.

Краткая характеристика героевЕфим Дмитриевич, он же Юшка – робкий, любящий, всепрощающий человек. Худой, небольшого роста, с редкой растительностью на лице. Работал подсобным у мастера кузнечного дела, издевались над ним и взрослые люди, и ребятишки.Названная дочь Юшки – девочка-сирота, тщедушная, небольшого роста, с большими грустными глазами. Ефим Дмитриевич помог ей устроиться в жизни и отучиться на врача. По приезду в город Юшки, где все считают её его дочерью, остаётся лечить тяжелобольных людей.Кузнец – хозяин кузницы, давал Юшке работу, ночлег, прокорм.Даша – дочка кузнеца.

Краткий пересказРассказа «Юшка» начинается со знакомства с главным героем, образ которого воссоздан детально. «Старый на вид человек» вот уже двадцать пять лет работает подмастерьем у кузнеца. Силы у него на исходе по состоянию здоровья, поэтому выполняет он лишь грязную работу. Имя у него Ефим, но все знают его как Юшку.Хозяин кузницы расплачивается с Юшкой едой, ночлегом и мизерным жалованьем на сладкий чай и одежду. Но он пьёт только воду и вот уже двадцать лет носит один валенки, лишь залатывая их каждый год. У Ефима обыденная жизнь, но он настолько ответственно относится к работе, что соседи сверяют по нему время.И маленькие дети, и постарше обижали юродивого: толкали, лупили, обкидывали его камнями и землёй. Юшка молча продолжал идти и никогда не злился на них. Такое поведение удивляло ребят и они ещё сильнее дразнили его. Старик чувствовал себя нужным, «верил, что дети любят его», только вот не знают они, как показать свои чувства. В домах имя Юшка стало нарицательным, родители часто порицали своих детей, когда те не хотели учиться или баловались.Бывало, взрослые с горя или спьяну сильно избивали Юшку, вымещая на нём всё своё зло и проблемы. После он подолгу лежал на земле и не мог прийти в себя. Иногда подбирала его таким хозяйская дочка Даша, в такие моменты она не находила ответа: зачем он живёт – лучше умереть. Старик же говорил в ответ, что люди его любят, и оправдывал односельчан «слепым» сердцем.Ефиму «сорок лет от роду», но он очень плохо выглядит. Виной тому чахотка – болезнь, которая одолевает его с детского возраста. По причине недуга хозяин в один из летних месяцев всегда отпускал старика в далёкую деревню. Кто жил там у него народ не знал: то ли сестра, то ли племянница, то ли родная дочь. По пути он отдыхал душой и телом, наслаждался единением с природой.По окончании этого месяца жизнь Юшки возвращалась в привычное русло: целый год он работал не покладая рук и копил деньги, а все жители потешались над ним. С наступлением долгожданного лета вновь отправлялся старик в неизвестном направлении, взяв за пазуху накопленные сто рублей.Однако годы и болезнь не щадили его, стал он совсем плох и однажды не смог поехать в деревню. В один из вечеров он, как всегда, шёл с работы и встретил прохожего «навеселе», который начал задевать его. Впервые в жизни Юшка рассердился и ответил, что в его рождении есть какой-то смысл и что нужен он на этом свете. Мужчина разозлился от неожиданности, что юродивый заговорил с ним и со всей злостью ударил его в грудь. Истощённый и обессилевший он сразу же повалился на землю, больше он не шевелился и не поднимался.Бездвижное тело обнаружил столяр, тоже знавший Юшку. Кузнец с дочерью обеспечили подготовку к похоронам. Проститься с Юшкой пришли все, кто его знал и издевался над ним при жизни. Про юродивого быстро все забыли, лишь только зло и ожесточение всё больше копилось среди людей, потому что растрачивать было не на кого.По осени в кузнечной мастерской появляется молоденькая девушка, которая ищет Ефима Дмитриевича. Мастер не сразу догадывается о ком идёт речь. Девушка оказалась не родной, а его приёмной дочерью. С малолетства осталась она сиротой, потом росла в московской семье, ходила в школу с содержанием. Ежегодно Ефим проведывал девочку и давал денег ровно на год жизни и обучения. Вот она уже взрослая и получила образование в университете, а этим летом он не пришёл к ней. Кузнец, который четверть века провёл вместе со своим работником, проводил девушку на могилу.Приёмная дочка Юшки специально отучилась в университете, чтобы излечить от болезни того, кто любил её больше всех на свете и кого она любила всем сердцем.Милосердная девушка навсегда остаётся в городе и безвозмездно оказывает помощь туберкулезным больным. Люди знают её и называют дочкой всепрощающего Юшки, не помня про него самого.

Основная идея произведенияПроизведение было написано в 30-х годах XX столетия, но своего читателя обрело лишь через тридцать лет. Его основная идея – важность нравственных качеств человека. Андрей Платонов хочет сказать читателю, что без таких людей, безответно терпевших чужое зло, человечество станет безжалостным и бессердечным.

Автор: · Опубликовано 03.05.2020 · Обновлено 03.05.2020

Рассказ «Юшка» А. Платонова — это небольшое, но глубокое по смыслу произведение. Автор говорит с читателями о происхождении добра и зла и о присутствии этих противоположных понятий в обществе.

С помощью этого рассказа Платонов затрагивает и поднимает нравственные вопросы и проблемы, существующие в жизни общества. Отношения между людьми, людское равнодушие, травля, унижения, жестокость – все это писатель изображает на протяжении всего произведения.

Главным героем рассказа Платонова является Юшка, человек добрый, незлобивый, любящий людей и все живое, но живущий в злом и жестоком мире. На примере его жизни, отношения к нему людей и его смерти автор говорит о дефиците любви, добра, сострадания и милосердия в обществе.

Из истории написания

Рассказ «Юшка» А. Платонов написал в 1935 году, но опубликовали его лишь через тридцать лет, в 1966 г., уже после смерти автора. Долгое время тексты Платонова почти не издавались, потому что были запрещены.

В тот тяжелый для страны реакционный период, когда людей арестовывали, ссылали в лагеря, расстреливали, было трудно говорить о добре и сострадании. И образ милосердного, жалкого и малахольного персонажа, имеющего непривлекательную внешность, непринятого обществом, безропотно сносящего всякую жестокость, насмешки, издевательства, был не интересен и не нужен.

Но Платонов даже в то тяжелое время понимал, что злу можно противопоставить только добро, и оно должно быть настоящим, без кулаков.

Жанр и смысл названия рассказа

Произведение Платонова «Юшка» относится к реалистическому направлению в литературе, хотя некоторая обобщенность персонажей в рассказе указывает на его сходство с притчей.

В названии рассказа фигурирует уменьшительная форма имени Ефим. Так зовут главного героя – Ефим Дмитриевич. Но из-за его кротости, слабости, болезненности, беззащитности окружающие зовут его Юшкой, они даже забыли настоящее имя героя.

«Юшка» – это слово из местного диалекта русских южан имеет 2 смысла: 1. Жидкая похлебка. 2. Кровь.

В название рассказа Платонов вкладывает оба смысла. Первый, что герой мягкий, не имеющий четкой формы, словно жидкость. Подразумевая второй смысл, автор предсказывает, что герою предстоит пройти трудный и мучительный путь, страдая от людской жестокости.

Суть рассказа, характеристика главного героя

В рассказе «Юшка» повествуется о больном и состарившемся рано помощнике кузнеца Юшке. Портрет его внешности скорее отталкивающий, чем привлекательный. Автор рисует тщедушного, изнуренного мучившей его чахоткой, слабого человека. Ему 40 лет, а выглядел он, как старик. Он был не от мира сего, даже глаза у него не такие, как у всех, а белые, как у слепца.

Он из года в год носит одну и ту же одежду, экономит на своем питании. Очень любит природу, каждую былинку, цветок, любит людей и не замечает зла окружающих его взрослых и детей.

За то, что Юшка не похож на других, а также за его беззащитность, слабость, незлобивость, доброту его не любят окружающие и всячески измываются над ним. Юшку преследуют и бьют дети, обижают пьяные или озлобленные взрослые. Он это все безответно и безропотно сносит. В итоге герой погибает.

Темы и проблемы рассказа

В своем рассказе автор поднимает проблемы морали, нравственности, гуманизма и милосердия в обществе. В произведении прослеживаются темы добра и зла, любви и неприязни, сострадания и жестокости, самопожертвования.

Проблематика рассказа раскрывает противостояние добра и зла, людского равнодушия и озлобленности, а также автор затрагивает тяжелую и безрадостную жизнь людей, делавшую их такими, их безразличие и равнодушие.

В процессе этого противостояния добро погибает, но потом возрождается с появлением девушки-сироты, приемной дочери Юшки, которую он вырастил и выучил.

Рассказ А. Платонова «Юшка» учит нас быть милосердными, сострадательными, принимать людей со всеми их недостатками, быть толерантными друг к другу.

Вид материала Урок

Содержание

Цель урокаОборудование урокаЗнакомство с биографией А.ПлатоноваРабота по теме урока.Чтение и анализ рассказа Юшка».Работа с эпиграфом урока.

Подобный материал:

  • Сакаева Алсу Мавлитовна урок, 77.26kb.
  • Конспект урока по изучению творчества А. П. Платонова Тема урока: сострадание и уважение, 42.83kb.
  • А. П. Платонова «Юшка» Учитель Гойса И. М. Цели урок, 56.77kb.
  • Урок исследование по рассказу А. Платонова «Цветок на земле», 117.62kb.
  • Урок внеклассного чтения по рассказу А. П. Платонова «Цветок на земле» в 6 классе (По, 68.08kb.
  • Урок внеклассного чтения по рассказу а. Платонова «третий сын», 53.83kb.
  • Урок-мастерская в 7 классе   Тема: «Верь в великую силу добра», 87.08kb.
  • Фирсова Наталья Владимировна пояснительная записка, 77.36kb.
  • Задачи: а прочитать повести К. Воробьева «Крик», В. Кондратьева «Сашка» ирассказ, 76.93kb.
  • Образовательная: Знать содержание рассказа А. Платонова «Юшка», проблемы, поднятые, 105.24kb.

«Побеждай зло добром…» Учитель Гойса И. М.Урок по рассказу А.П. Платонова «Юшка» 7 класс. «Есть писатели, соответствующие своему времени, совпадающие по уровню с современниками. И есть – опережающие время, до которых надо ещё тянуться…» К таким писателям относится и Андрей Платонович Платонов. Самобытность его произведений, глубокое проникновение в психологию человека, важность затягиваемых проблем, неповторимость стиля делают произведения А. Платонова особенно интересными для современного читателя. Каждое из них имеет глубокий философский смысл. Предлагаю разработку урока «Побеждай зло добром…» по рассказу А.Платонова «Юшка». Цель урока: знакомство школьников с творчеством писателя, комментированное чтение и анализ произведения; развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса, воспитание чувства милосердия, гуманизма, уважение к человеку. Оборудование урока: портрет А.П. Платонова, выставка произведений писателя, иллюстрации Юлии Горчаковой к рассказу. Эпиграф урока: «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.П. Гааз). Знакомство с биографией А.Платонова. Детство и юность Платонова прошли на окраине Воронежа, в Ямской слободе. Его отец работал слесарем в железнодорожных мастерских, семья была многодетная, бедная. Незадолго до революции умерла мать Андрея Платонова. Он остался старшим среди десяти сестёр, и братьев, поэтому в 14 лет был вынужден поступить на работу. Работал Платонов «во многих местах, у многих хозяев» — разнорабочим, подручным слесаря, помощником паровозного машиниста, литейщиком, электромонтёром. Он прошёл суровую школу труда, на своей спине испытал, «почем фунт лиха», и всё это укрепило его веру в людей, закалило характер, научило многое в жизни понимать, сделало сердце чутким и отзывчивым. Платонов много читает, самостоятельно изучает основы наук, увлекается техникой, трудиться над изобретениями. В это время, то есть в 15-16 лет, он впервые пробует свои силы и в поэзии. Серьёзно, уважительное отношение к настоящему художественному слову, к правдивой и умной книге Платонов пронёс через всю жизнь. В тяжелые для народа 20-е годы Андрей Платонов бросился на борьбу с голодом в Поволжье. Отправился в далёкие степные сёла. Голодал со всеми, как все, работал, не покладая рук. В 1924 году Платонов оканчивает Политехнический институт и несколько лет работает инженером-мелиоратором и специалистом по электрификации сельского хозяйства в Воронежской и Тамбовской губерниях. В 1927 году он переезжает в Москву, где вскоре оставляет службу, чтобы целиком отдаться литературной работе. Скоро А. Платонов определился как вполне зрелый мастер, со своеобразным видением мира, только ему присущей манерой письма. Работа по теме урока. Словарная работа. — Дома вы читали рассказ «Юшка». Чтобы понять его глубоко, важно разбираться в таких понятиях, как сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм. Надо знать и смысл таких слов, как блаженный, сокровенный, кроткий, смирный. Каждый из вас получил листочек с этими словами, я просила вас поработать с толковым словарем и выписать их значение. Сострадание – сочувствие чужому страданию, участие, пробуждённое горем, несчастьем другого человека. Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание. Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить из сострадания, человеколюбия; милосердный – человек, проявляющий милосердие. Гуманизм – человечность в отношении к людям; гуманный – направленный на благо других, человеколюбивый, отзывчивый. Блаженный – 1) в высшей степени счастливый, 2) юродивый – чудаковатый помешенный или безумец, обладающий даром прорицания. Сокровенный – 1)нечто сокрытое до поры, дорогое, что открывается лишь самым близким. 2) сокровище — большая ценность. Кроткий – незлобивый, покорный, смирный. Смирный – покорный, тихий, спокойный. Учащиеся объясняют значения слов. — Есть ли среди них синонимы? (Сочувствие – сострадание, кроткий – смирный) Чтение и анализ рассказа Юшка». Читаем немало рассказа (от слов: «Давно, в старинное время …» до слов «…вон и Юшка уже спать пошёл»). — Каким человеком предстает перед нами Юшка в начале произведения? («Старый на вид, … мал ростом, худ, бедно одет»). — Где жил и работал Юшка? (В кузнице при большой московской дороге). Прочитывается эпизод Юшка и дети». — Как дети относились к Юшке? Как Юшка реагировал на жесткость детей? («Странный», «чудной» человек терпит от детей многочисленные обиды , часто жесткие и злые, но он никогда не гневается, не сердится, напротив, своих же обидчиков и жалеет. Да и как же их не жалеть, если это дети, в чьи чистые открытые сердца уже брошены семена ненависти и озлобления. И эти смена в детских сердцах дали свои страшные всходы. Дети больше всех обежали беззащитного, любящего их Юшку. Они хотели, чтобы тот на них разозлился, а он молчал, не отвечал детям, не трогал их. И только когда дети делали слишком больно, он говорил им: «Чего, вы родные мои, чего вы маленькие!… Вы, должно быть, любите меня! От чего я вам всем нужен? … Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землёй попали, я не вижу». Но дети по-прежнему толкали его, смеялись над Юшкой. Они радовались тому, что можно сделать с ним, что хочешь, а он им ничего не делает). — Почему Юшка верит, что дети любят его? («Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Зло для детей – источник радости и веселья, дети ждут зла в ответ на их зло, это для них – норма жизни). Читается эпизод «Юшка и односельчане». — Как взрослые относились к герою рассказа? Как автор объясняет, почему взрослые обижали его? («У взрослых людей бывало злое горе или обида; или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью»). — Почему Юшка безропотно переносит издевательства односельчан? Почему он их желает? (Юшка своим мудрым сердцем понял, как тяжело жить людям, им хотелось быть полезными и нужными, но где-то в глубине душ они чувствовали, что разменяли , растратили свои душевные качества, что они никогда уже не ощутят полноты счастья и радости. Злые, жесткие односельчане не могут простить Юшке того, что он понимает их, жалеет их, и слепо мстят за свою пустую душу блаженному Юшке. Мстят за то, что он, бедный, увечный, больной, оказывается среди них счастливым. «Юшка жалел обидчиков за душевную слепоту, за их жесткое сердце, а не за зло, которое причиняли ему. Юшка понимал, что людям просто некуда приложить свои разум, силу. Люди умеют работать, а радоваться жизни не умеют»). — Как вы понимаете слова героя: «Они меня без памяти любят…Сердце в людях бывает слепое?» (Юшка считает, что люди не дают отчёта своим чувствам. Они здоровые, зрячие, но сердце их слепое, то есть не откликается на радость, боль другого. Автор использует антитезу «зрячие со слепыми сердцами», которая помогает понять контраст между главным героем и окружающими его). — Как герою удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру? Что помогало Юшке жить? (Забота о девочке –сироте, умение сострадать людям, видеть красоту мира). Читаем отрывок от слов: «Уйдя далеко…» до слов: «шёл весело дальше, как здоровый человек». — Как вы можете прокомментировать эти слова? (Герой рассказа тонко чувствует и любит природу. Он понимает то, что не видят и не замечают остальные. Оставшись наедине с природой, Юшка «целовал цветы», «гладил кору на деревьях», «чувствовал себя счастливым, здоровым человеком»). — Обратимся к эпизоду «Весёлый прохожий и Юшка». Хотел ли весёлый прохожий смерти Юшки? — Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная чёрствость может стоить человеку жизни? (Да, душевная чёрствость прохожего стоила герою жизни. Умирает Юшка, обиженный жесткостью людей, их равнодушием, погибает, как цветок, растоптанный бездушным человеком). — Почему людям без Юшки стало грустно жить? («Однако без Юшки людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство»). – Кто из героев рассказа умел по-настоящему любить людей? (Да, это Юшка). В чём проявлялось его любовь? (Юшка доброжелательно относился к односельчанам, их детм, не отвечал жесткостью на зло, он воспитал девочку-сироту, отказывая себе во многом, выучил её. Это добро дало щедрые плоды. Девочка-сирота, «окончив учение на врача», приехала, чтобы лечить людей). — Случайно ли приехавшую девушку называют «дочерью доброго Юшки?» («Много лет она работала в больнице для чахоточных», «ни с кого не брала платы за свой труд», «весь день лечила и утешала людей, не утомлялась утолять страдания, отдаляя смерть от слабевших людей», как Ефим Дмитриевич, которого все называли блаженным Юшкой, она несла людям милосердие и сострадание). — Почему к Юшке приложимы слова блаженный, сострадание, милосердие? Работа с эпиграфом урока. «Спешите делать добро, пока не стало поздно» (Ф.П. Гааз). — Как вы думаете, подходят слова доктора Газа для эпиграфа к нашему уроку? Почему? — Какие произведения отечественной литературы также проникнуты идеями милосердия? Выразительное чтение стихотворения А.Яшина «спешите делать добрые дела…». — Перекликается ли это стихотворение с рассказом Платонова? — Какие чувства вызвал у вас рассказ А. Платонов «Юшка»? (Произведение вызывает жалости к Юшке; поражает бездушие, чёрствость односельчан к помощнику кузнеца; запомнилось чуткое сердце маленького, незаметного человека). — Над чем писатель заставил задуматься? (Автор старается пробудить интерес и уважение к человеку, учит беречь человека, видеть хорошее в любом человеке, убеждает в том, что любой человек неповторим. Юшка говорит своему обидчику: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, без меня тоже нельзя».) — Кому из вас хотелось в конце урока сказать герою произведения: «Прости нас, Юшка?»Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Нужно ли нам сочувствие и сострадание?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий