Концепция взаимодействия транспортно-логистических узлов России с Новосибирским транспортным узлом

ГлавнаяКоллекция «Revolution»ТранспортТранспортные узлы

Место транспортных узлов в организации комбинированных перевозок и совершенствовании взаимодействия различных видов транспорта. Основные характеристики функционирования транспортного узла. Оптимизация процессов взаимодействия и оперативного управления.

Рубрика Транспорт
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.03.2014
Размер файла 35,4В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

18 декабря 2015

Одной из важных задач по модернизации транспортной системы России является проблема обеспечения скоординированной работы всех видов транспорта. Задачи комплексного развития всех видов транспорта, транспортной, складской, терминальной инфраструктуры, таможни, системы страхования грузов и их информационного сопровождения, и взаимной увязки всех этих компонентов для скоординированной работы, и можно было бы наиболее эффективно решить в рамках транспортно-логистических узлов (мультимодальных транспортных узлов). Транспортно-логистические узлы способны обеспечить работу транспорта по требованиям соответствующим мировым стандартам, а это означает привлечение дополнительных грузов, увеличение бюджетных поступлений, позиционирование России в мире как крупной транспортной державы.

На территории Российской Федерации можно выделить несколько крупных транспортных центров, которые уже начинают активно развиваться как транспортно-логистический узлы. Мы полагаем необходимым говорить именно о системе транспортно-логистических узлов на территории России, поскольку как бы не была важна роль того или иного транспортно-логистического узла, наибольшую эффективность можно получить только от системных скоординированных действий всех крупнейших транспортных центров России.

Рассматривая систему транспортно-логистических узлов на территории России можно выделить два типа таких узлов. Первые, наиболее крупные узлы — узлы федерального уровня, зона их влияния распространяются на крупные экономические районы — Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия, Юг России, Северо-Запад России. В настоящее время на территории Российской Федерации сформировались и продолжают развиваться несколько транспортно-логистических узлов федерального уровня: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород (Самара), Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток. В определенной мере можно говорить о том, что данные узлы в значительной степени соответствуют семи федеральным округам. Второй уровень транспортно-логистических узлов — узлы регионального значения, зона их влияния — один, два, три субъекта Российской Федерации в зависимости от территории, объемов пассажиропотоков и грузопотоков.

Таким образом, на территории Российской Федерации выстраивается стройная система транспортно-логистических узлов федерального значения, связанных как друг с другом, так и с региональными транспортно-логистическими узлами. Такая система транспортно-логистических узлов позволяет осуществлять быструю и качественную доставку грузов по всей территории России, в том числе по технологии «от двери до двери» и «точно в срок», обеспечивать прохождение транзитных грузов, в том числе контейнеров, в необходимые сроки и в соответствии с мировыми требованиями по качеству доставки и сохранности грузов.

Как пример необходимости развития транспортно-логистических узлов можно привести следующие факты. В последние годы Россией предпринимается ряд мер по развитию российских портов на Балтике. Эта задача является очень важной для страны и носит не только транспортное, но геополитическое значение. Произошел рост грузоперевозок в Санкт-Петербургском (включая Ленинградскую область) и Калининградском транспортных узлах. Однако отсутствие четкой координации между портовиками и железнодорожниками, неразвитость транспортной инфраструктуры в определенные моменты приводили к тому, что в Санкт-Петербурге вагоны с грузами простаивали по нескольку недель в ожидании разгрузки. Составы, следующие в порт, приходилось останавливать даже на соседних дорогах. Для недопущения такой ситуации начинает применяться системный подход, включающий не только развитие необходимой инфраструктуры, но и отслеживание всего пути грузопотока. Определенная часть грузов, поступающих в Санкт-Петербургский и Калининградский портовые комплексы, формируется или проходит через Новосибирск. В частности, Усть-Лужский порт ориентирован на перевалку кузбасского угля. Порты Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей призваны быть звеном коридора «Восток-Запад», включающего в себя и Транссибирскую магистраль, то есть грузы, опять-таки будут проходить через Новосибирск и перераспределяться здесь.

Развитию в Новосибирске транспортно-логистического узла способствует ряд факторов:     

Уникальное геополитическое положение Новосибирска, который находится в центре России, где сходятся многие транспортные пути.     

Новосибирск является опорным пунктом товаропроводящей системы, способной в оперативном режиме (8-10 часов хода автомобильного транспорта) обслужить десятки городов Сибири, Алтая, Казахстана и Средней Азии. В зону влияния Новосибирского транспортного узла попадает 12 – 14 миллионов человек.

Новосибирск – центр Сибирского федерального округа, включающего в себя 14 субъектов Российской Федерации.

В Новосибирске зарегистрированы около 45 представительств иностранных фирм из Германии, США, Великобритании, Франции, Австрии, Китая и других стран. В городе действуют около 270 совместных предприятий. Если рассмотреть структуру международных автомобильных перевозок, то наиболее развиты связи с Китаем, Монголией, Польшей, ФРГ, Австрией, Францией, Бельгией.

Новосибирск естественно вписывается в систему международных транспортных коридоров, действующих и перспективных: Москва — Новосибирск — Владивосток (Транссиб — ж/д и авто); Санкт-Петербург — Новосибирск (ж/д и авто); Калининград — Смоленск — Москва — Новосибирск (9-й международный европейский транспортный коридор + Транссиб — ж/д, авто и авиа); Берлин — Минск — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург — Новосибирск (2-й международный европейский транспортный коридор + Транссиб — ж/д, авто и авиа); Новосибирск — Средняя Азия (ж/д и авто); Новосибирск — граница КНР на участке Республики Горный Алтай (авто); Новосибирск — страны Юго-Восточной Азии (авиа); Новосибирск — Северная Америка (авиа); Новосибирск — Северная и Западная Европа (авиа).

По оценке группы экспертов Новосибирск обладает очень высоким промышленным, производственным и финансовым потенциалом. Новосибирск единственный из всех городов Западной и Восточной Сибири имеет очень высокие предпосылки стать межрегиональным центром Западной и Восточной Сибири. Только Новосибирск имеет наивысшие шансы на превращение в транспортно-логистический узел.

В Новосибирске развернута система телекоммуникаций «Ростелеком» и «Транстелеком». Вдоль железных дорог области проложены оптико-волоконные линии, которые способны обеспечить потребности не только собственно железнодорожников, но и других организаций, предприятий, фирм, населения в целом.

Новосибирск является одним из крупнейших научных центров России, а это означает, что Новосибирск обладает мощным инновационным потенциалом, что является весьма важным аргументом для притока инвестиций и развития города как транспортно-информационного и промышленного центра. В Новосибирске действуют и развивается Сибирское отделение Российской Академии Наук, Технопарк Академгородка.

В Новосибирске созданы Всесибирские бизнес-учреждения — Сибирская ярмарка, Фондовая биржа, СМВБ и другие.

Финансовый рынок Новосибирска ориентирован на удовлетворение всего Западно-Сибирского региона, и этот фактор будет иметь ключевое значение в развитии региональной банковской системы.

Создание и развитие Новосибирского транспортного узла является важным шагом для транспортного развития региона.

Новосибирск может стать территорией, где могут быть опробированны самые новейшие транспортные технологии которые в дальнейшем должны быть применены при создании других транспортных узлов как в рамках Сибири, так и России в целом. В непосредственной близости от Новосибирска могут быть созданы региональные транспортно-логистические узлы — в Омске, Красноярске, Томске, Барнауле. При этом данные узлы будут взаимно дополнять друг друга.

Функционирование транспортно-логистических  узлов возможно только в единой системе России.

Наибольшая вероятность эффективного развития транспортно-логистического узла в Новосибирской области может быть только тогда, когда аналогичные узлы будут также эффективно развиваться в других крупных транспортных центрах России, так как в противном случае практически весь эффект от ускорения товародвижения по Новосибирской области будет потерян из-за отсутствия соответствующих современных терминалов и транспортно-логистических технологий в других транспортных узлах. Кроме того, организация работы транспорта по схемам «от двери до двери» и « точно в срок» возможна лишь при наличии соответствующей инфраструктуры, техники и технологии на всем протяжении маршрута.

Учитывается, что конечными (начальными) точками зарождения грузопотоков в России являются морские порты работа Новосибирского транспортно-логистического узла не может быть эффективной без развития таких узлов как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград, Ростов на Дону (Новороссийск), Нижний Новгород, Самара, Владивосток.

В этой связи, исходя из системного подхода к развитию системы транспортно-логистических узлов, для Новосибирского узла, крайне необходимо развитие данных узлов, реализация совместных проектов.

Новосибирск выступает как концентрирующий и распределяющий центр грузов и товаров на всю Западную Сибирь. Иными словами, грузы с прилегающих регионов концентрируются в Новосибирске, а затем укрупненными партиями отправляются в генеральном направлении: Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов на Дону (Новороссийск), Екатеринбург, Нижний Новгород, Владивосток.

В этих центрах груз распределяется по прилегающим к ним регионам. Данный процесс действует также и в обратном направлении, из указанных выше транспортно-логистических узлов в Новосибирск.

Обязательным условием этой схемы является наличие современных транспортно-логистических центров, осуществляющих приемку, складирование, хранение и распределение грузов.

Таким образом, задача по развитию современных терминалов и логистических центров в выше названных транспортных узлах является важным условием развития и Новосибирского транспортно-логистического узла.

Важное значение имеет развитие транспортных связей с Нижегородским транспортно-логистическим узлом.

Нижний Новгород является транспортным узлом, где пересекаются коридоры «Север — Юг» и «Запад — Восток» (международный европейский коридор № 2 и Транссибирская железнодорожная магистраль). В зоне влияния Нижегородского транспортно-логистического узла федерального значения входят такие региональные (межрегиональные) транспортные узлы: Казанский, Волгоградский и другие.

Реализация проекта развития Нижегородского транспортно-логистического узла предполагает, что его работа как распределительного центра – перераспределение грузов с коридора «Север-Юг» на Транссиб для дальнейшей отправки в восточном направлении и в том числе в Новосибирский транспортно-логистический узел для распределения грузов по области и в соседние регионы. Для Новосибирского же транспортного узла работа с Нижегородским узлом дает возможность выхода на коридор «Север-Юг» и далее в Иран, страны Ближнего Востока.

Еще одной важной задачей для развития связей Новосибирского транспортно-логистического узла с другими аналогичными узлами России является формирование маршрутных грузовых и контейнерных поездов, связывающих данные узлы.

Назад

Транспортный узел (ТУ) – это пункт стыковки двух или более видов транспорта

Транспортный узел (ТУ) – это пункт стыковки двух или более видов транспорта, технологическое взаимодействие которых обеспечивается соответствующим комплексом устройств и средств. Транспортный узел рассматривается как сложная система, в которой происходит совместная работа разных видов транспорта при различной технологии каждого из них, разном комплексе транспортных средств и устройств для переработки подвижного состава и грузов. Транспортный узел характеризуется единой целью функционирования взаимодействующих в нем видов транспорта.

Сегодня на уроке подробно поговорим о видах транспорта. Рассмотрим основные транспортные узлы и магистрали. Приступим.

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров. Вроде всё понятно, но вот что странно: транспорт ничего не производит, а только перемещает. И в то же время он является отраслью материального производства. Дело в том, что без перемещения грузов невозможна работа ни одного предприятия материальной сферы. Можно сказать, что транспорт обеспечивает слаженную работу всех предприятий и отраслей, поэтому, ничего не производя, транспорт является одной из важнейших частей материального производства. Он является основой географического разделения труда. Особое значение имеет развитие транспорта для стран, обладающих большими размерами территории.

Научно-техническая революция коснулась всех основных видов транспорта. Что именно произошло в транспортной системе мира в это время? Резко увеличилась скорость транспортных средств, выросла их грузоподъёмность, умножился подвижной состав. В результате этого мир, опоясанный многочисленными транспортными артериями, стал доступнее.

Авиалинии уже пролегли через Северный полюс. Созданы сверхзвуковые пассажирские самолёты. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, кабельные линии. Подводные тоннели соединили всю цепь Японских островов.

На лучших электрифицированных железных дорогах мира скорости превысили 200–300 километров в час (в таких странах, как Япония, Франция, Германия и прочие). На автомобильном транспорте повысился интерес к электромобилям, машинам с газобаллонными и другими двигателями. Появились супертанкеры грузоподъёмностью 200–500 тысяч тонн.

Основная задача транспорта — надёжно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему, масштабы которой довольно велики.

Общая длина транспортной сети мира (без морских трасс) приближается к 70 млн км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд т грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют многие миллионы транспортных средств.

Существует несколько видов транспорта по географическим сферам применения:

Сухопутный (к нему относится автомобильный, железнодорожный и прочие виды).

Водный (морской, речной).

Воздушный.

Трубопроводный.

При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъёмность и влияние природных условий на его работу.

Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом ХХ века. Он зародился в начале столетия, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлемых элементов цивилизации. Протяжённость автомобильных дорог все время растёт и уже превысила 38 млн км; примерно половина её приходится на пять стран: США, Индию, Китай, Бразилию и Канаду, за которыми следуют Япония, Франция, Россия, ЮАР, Австралия.

Автомобильный транспорт обеспечивает около 80 % мирового пассажирооборота (в первую очередь благодаря личным легковым автомобилям). Автомобильный транспорт оказывает мощное воздействие на состояние окружающей среды. К сведению, один бензиновый двигатель на тысячу литров сожжённого топлива выбрасывает: 200 кг окиси углерода; 20 кг окислов азота; 25 кг углеводородов; 1 кг сажи; 1 кг сернистых соединений.

Значение железнодорожного транспорта из-за конкуренции автомобильного заметно уменьшилось, в ряде стран Запада сократилась железнодорожная сеть. В России же сеть железных дорог увеличилась, прежде всего, за счёт строительства Байкало-Амурской магистрали. Хотя железные дoроги имеются в 140 странах, более 1/2 их общей длины приходится на «первую десятку» стран: США, Россию, Китай, Индию, Канаду, ФРГ (ФэЭрГэ), Бразилию, Францию, Мексику, Аргентину. Роль железных дорог в различных странах мира неодинакова в грузо- и пассажирообороте. Так, американцы сравнительно редко пользуются услугами железной дороги, в то время как граждане России, Японии, Индии делают это довольно часто.

Морской транспорт – очень важная составная часть мировой транспортной системы. Морские суда имеют большую грузоподъёмность, движутся по относительно прямолинейным трассам. Поэтому морские перевозки — одни из самых дешёвых. Но этот вид транспорта требует больших затрат на строительство судов и портов. К тому же он сильно зависит от природных условий (ветер, шторм и прочее).

Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает около 4/5 всей международной торговли.

Общее число крупных и cpeдних морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тыс. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн т грузов, вceгo около 60.

Самый крупный из них — Шанхай (Китай). Грузооборот Шанхайского порта превышает 640 млн тонн в год.

Внутренний водный транспорт – старейший вид транспорта. Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, внутренние водоёмы. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности страны. По рекам экономичны перевозки объёмных грузов, не требующих быстрой доставки (леса, нефти, зерна, строительных материалов). По грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Китай, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Франция, Бельгия.

Главное преимущество авиационного транспорта – это скорость.

Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. В ней выделяют транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран.

Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50—60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся — 5—10 км. Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте — автомобильный.

Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78 % общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74 % мирового грузооборота.

В последние 10 лет происходит изменение транспортной системы. Улучшают качество автомобильных дорог, проводят электрификацию железных дорог. Для разгрузки наиболее загруженных участков строят параллельные магистрали или трубопроводы. Большой популярностью пользуются контейнерные перевозки, создаются транспортные коридоры, проходящие через несколько государств. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.

Существуют магистрали, соединяющие многие страны:

Брест — Париж – Берлин — Варшава — Минск – Москва;

Лондон — Париж – Вена — Будапешт — Белград — София — Стамбул.

В России: Северный морской путь и Транссибирская железнодорожная магистраль.

Строится дорога по Великому шёлковому пути: от Стамбула через Ташкент до Пекина. В Китае разработан проект сооружения высокоскоростной магистрали Пекин — Лондон, это расстояние поезда будут проходить за двое суток.

Дороги мира и отдельных государств напоминает сетку: железные и автомобильные дороги имеют широтное и меридиональное направление, в местах пересечения нескольких видов дорог, а также речного русла обычно образуются крупные транспортные узлы.

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.

Есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.

Крупнейший транспортный узел России — Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример — Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.

Западная Европа – хороший пример того, как даже крупные естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через Босфор, через Большой Бельт и Эресунн.

Завершён «проект века» – сооружение железнодорожного тоннеля через пролив Ла-Манш.

Подведём итоги урока.

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров. Он является основой географического разделения труда.

Главные виды современного транспорта: автомобильный, морской, трубопроводный и воздушный. Значение железнодорожного и особенно речного транспорта постепенно уменьшается.

В мировом масштабе на долю развитых государств приходиться 78 %, а на развивающиеся 22 % всех дорог.

  • 9 августа 2010 08:50

Экзамены / ЕГЭ

ЕГЭТранспорт обеспечивает производственные связи между отраслями хозяйства, обмен продукцией между разными частями страны, ее внешнюю торговлю. Показателем работы транспорта является грузооборот (пассажире-оборот) — произведение перевезенной за год массы грузов (количества пассажиров) на расстояние перевозок.

Основные виды транспорта: железнодорож ный, автомобильный, водный (речной и морской), воздушный и трубопроводный. Транс -портный узел — пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними.

Главная роль в перевозках в нашей стране принадлежит железным дорогам. Это объясняется большими размерами страны и такими преимуществами ж.-д. транспорта, как сравнительно невысокая себестоимость перевозок при достаточно высокой средней их скорости. Главной ж.-д. магистралью страны является Сибир екая (от Челябинска до Владивостока), в европейской части страны — Печорская (Салехард—Воркута—Коноша).

На втором месте по грузообороту — трубо -проводный транспорт. По системе трубопроводов ежегодно из восточных районов страны в западные и за рубеж передается огромное количество нефти и газа. Крупнейшие трубопроводы — «Дружба», «Мир», «Уренгой—Помары—Ужгород».

Автомобильный транспорт перевозит больше всех грузов в тоннах, его значение быстро возрастает. У него высокая скорость, он имеет возможность доставки груза непосредственно потребителю. Автомобильный транспорт имеет большое значение в горных и северных районах, где нет железных дорог. Крупнейшие автомагистрали (12 автодорог) расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску, Риге.

Морской транспорт имеет наибольшие средние расстояния перевозок. Ему принадлежит большая роль в заграничных перевозках. Главные порты России — Санкт-Петербург, Архангельск, Новороссийск, Владивосток, Находка.

Речной транспорт имеет особое значение на севере и в Сибири, где протекают крупные реки, а сухопутный транспорт не развит. В европейской части страны судоходные речные пути (крупнейший из них — Волго-Камский) соединены системой каналов (Беломорско-Балтийский, канал им. Москвы, Волго-Донской) в Единую глубоководную систему европейской части страны.

Главное преимущество авиационного транспорта — высокая скорость перевозок, однако из-за их высокой стоимости грузооборот его невелик. Этот вид транспорта используют для перевозок скоропортящихся и срочных грузов. Велика его роль в горных и северных труднодоступных районах. Главная его специализация — перевозка на дальние расстояния пассажиров (20% пассажирооборота страны).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий